Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира
5. Византия и Восточная Европа
1. Введение
2. Восток
3. Исламская культура
4. Европа
Возникшая в IV веке на восточных землях Римской империи Византия впитала в себя как восточные традиции, так и античную культуру Древней Греции. На этой основе стало создаваться ее искусство, претворившееся в по-новому осмысленные художественные образы. В большой мере эти образы отразились в ее христианской культуре, активно развивавшейся в то время. Влияние новых представлений Византии не ограничивалось только территорией ее империи, которая на протяжение веков постоянно изменялась, но распространилось и на страны, принявшие восточно-христианскую культуру. Ее наследие представлено в Греции, Италии, Турции, Сирии, Палестине, Египте, Грузии и Армении, Сербии и Македонии, Болгарии и некоторых других странах.
В византийском искусстве символ триединства можно видеть в ранних сохранившихся храмах, в их мозаиках V–VII веков. В базиликах Сан-Витале и Сант- Аполлинаре-ин-Классе, воздвигнутых в итальянской Равенне, этот знак присутствует в различных вариантах – в образе трех плодов на венке, окружающем Агнца Божия; в виде трех кругов или трех мозаичных плиток в орнаментах, на одеждах и книгах, которые держат в своих руках Христос Вседержитель и ангел. В храме Димитрия Солунского в греческих Солониках узор в виде трилистников орнаментирует одежду святого Георгия и святого Сергия Римлянина. Троичный символ имеется на древнейших, дошедших до нас иконах VI века из монастыря святой Екатерины на Синае, выполненных в античной технике восковыми красками на деревянной основе. Одна из них представляет Христа Пантократора, благословляющего правой рукой и держащего Евангелие в левой. На Евангелии изображен крест и четыре группы из трех белых кругов, расположенных вокруг креста.
В дальнейшем символ триединства часто изображался во многих православных храмах на фресках и на иконах. Нередко его можно видеть над головами святых, на венцах и коронах, а также у ангелов – над передней частью повязанных вокруг головы лент. Николай Константинович Рерих, хорошо знавший византийскую традицию, тоже изобразил этот знак на своей картине «Сокровище ангелов» – на голове ангела, охраняющего Небесный камень. Троичный знак широко включался в орнаменты, украшал одежды святых, ткани, книги. Так на фреске Оплакивания Христа из церкви Богородицы Перивлепты в македонской Охриде, мотив из трех колец орнаментирует белый плат, на который положено тело Иисуса, снятого с креста. Очень часто орнаментом из трех кружков или колец украшалась рубашка-хитон младенца Христа, находящегося на руках Божией Матери. Сохранилось множество росписей и икон с таким изображением. Одно из них – фреска Богородицы «Живоносный Источник» из притвора сербского патриаршего монастыря города Печ. «Радуйся, о Ты, Источник жизни для всех людей» [10], – поется в одном из гимнов, посвященных Богоматери. Стоящая в молитве, с распростертыми руками, Она облачена в синюю тунику и темно-вишневое покрывало-мафорий. На Ее груди располагается чаша с младенцем Христом, одетым в белый хитон с орнаментом в виде трех красных колец.
Встречается знак триединства, расположенный как по краю нимба Христа, так и внутри самого нимба. В монастырях Зарзма в Грузии и Тири в Южной Осетии представлены одни из таких примеров. Так фреска «Моление о Чаше» грузинского монастыря изображает коленопреклоненного Христа, молящегося в Гефсиманском саду перед принятием крестного подвига. В Евангелии говорится об этом так: «И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» [11]. В нимбе Христа на крестообразных полосах изображены три группы из трех колец.
Троичный символ можно увидеть на изображениях престолов, за которыми происходит причастие апостолов Христом, и на рипидах [12], которые держат в руках ангелы, участвующие в совершении Божественной литургии. На фреске церкви святого Андрея на реке Треске в Македонии мотив в виде трех кругов нанесен на священный плат – покровец, покрывающий фигуру младенца Христа, лежащего на дискосе на престоле во время таинства литургии. Два ангела осеняют Его рипидами в форме звезд с троичным знаком на их концах. Такое изображение, конечно, символично. Оно образно представляло претворение хлеба причастия, Агнца [13], в тело Христово и утверждало возможность духовного приобщения к энергиям Мира Высшего, без которых не может существовать человечество. «Не одним хлебом живет человек» [14], – сказал сам Иисус, повторив древнюю мудрость. Но это также и символ Великой Космической Жертвы Христа, еще мало понятой человечеством и отмеченной на данной фреске не только крестом, но и триединым знаком.
Литература и примечания
Сайт: Ecumenical Patriarchate Orthodox Metropolitanate of Hong Kong and South East Asia. Bright Friday. Режим доступа: https://omhksea.org/archives/1005
Евангелие от Матфея 26:39.
Рипида (греч. – веер, небольшое опахало) – принадлежность богослужения, представляющая собой серебряный или золоченый круг на длинной рукояти, внутри круга часто изображается лик шестикрылого серафима.
Агнец – четырёхугольная частица, вырезаемая из просфоры и прелагаемая во время литургии в тело Христово.
Второзаконие 8:3. В Евангелиях это изречение дано в изменении. См.: Евангелие от Матфея 4:4.
Продолжение следует
Список иллюстраций. Византия и Восточная Европа https://icr.su/rus/onckm/publikatsi/sta ... zantia.pdf
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8370
Н.К. Рерих. "Труды Мадонны". ("Madonna Laboris"). 1936
Ольга Лазарева. Символ триединства Знамени Мира. 5. Византия и Восточная Европа
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 10231
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Вернуться в «Культура - почитание Света. Красный крест Культуры»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей