Знамя Мира и Символика Триединства в живописи Н.К. Рериха

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Знамя Мира и Символика Триединства в живописи Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2016, 15:05

Предлагаем вашему вниманию несколько наиболее  известных картин Николая Константиновича Рериха, в которых он использовал  Символику Триединства и знак Знамени Мира
 Этот древний символ, имеющий охранительное значение, встречается в мировой культуре повсеместно с древнейших времен. Н.К. Рерих видел этот Символ в своих научных экспедициях,  писал о  нем в своих очерках,  изображал его на картинах, театрально-декорационных работах, монументальной живописи,  графике.

О картинах: «Знамя Мира. Pax cultura»
Мадонна Орифламма
Зарево
София Премудрость
Сокровище мира. Чинтамани
Белый камень. Конь счастья
Святые камни. Монголия (Шара-Мурен)
Заклятие земное

http://www.roerich.kz/publication/ZM-kommentary.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Знамя Мира и Символика Триединства в живописи Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2016, 15:13

Мадонна  Орифламма
1932.
Холст, темпера. 172,5х99,3
Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке, США.
 
 
«Потому так необходимо утверждать в духе начало женское. Ибо знамя великого равновесия мира дано поднять женщине. Так настало время, когда женщина должна завоевать право, у неё отнятое и которое она отдала добровольно...» Мир Огненный III. §241

 Н.К. Рерих
Владычица Знамени Мира.
   Владычица червоннопламенная!
   Владычица Знамени Мира!
   К Тебе, Владычица, мы прибегаем.
   Кто же поднимет знак Мира,
   Знак сохранения Высших Сокровищ?
   Кто же кроме Тебя придёт к нам
   Помочь Знамя поднять,
   Знак созидания народам?
   Бурно море и губительны вихри
   Но Ты Знамя поднимешь
   И Наполнишь сердце людское
   Сознанием о священном хранении Духа.
   Ведь Ты знаешь, насколько нельзя отложить этот знак.
   Ведь Ты знаешь, сколько уже разрушений Землю унизило.      
   Знаешь Ты все поношения самого лучшего, нужного людям.
   Если стадо не знает опасности
   Ведь Ты, пастырем будучи, Мирное Знамя поднимешь.
   И ветры нагорные всюду Приказ несут Твой:
   Сохранить, и строить, и складывать Светлое завтра.
   Твой Пламень Червонный тьму разгоняет.
   Дыхание Твоё исцеляет все раны
   И Рука Твоя, разве не строит,
   Легко прикасаясь к созидательным камням творения?
   Вот мы и просим Тебя поднять
   Этот знак Триединности Мощной.
   Знаем мы, что Ты не откажешь,
   Ибо противно Тебе разрушение и
   Уничтожение прекрасных начал.
   Ты не терпишь хаоса, Ты не терпишь
   Смятения, и потому Ты поднимешь и
   Сохранишь и Укажешь народам знак
   Охранения мирных прекрасных сокровищ!
   Знак Путеводный для каждой творческой  Мысли!
   Знак Утверждения и Света.
   Помоги, Владычица Знамени Мира!»
 (10 апреля 1932. Гималаи.)
 Опубликовано: Мир через Культуру. Ежегодник. М. Советский писатель. 1990. с.6
Вложения
Мадонна Орифламма.jpg
Мадонна Орифламма.jpg (106.14 KiB) 1726 просмотра

Аватар пользователя
Марат
Сообщений: 62
Зарегистрирован: 24 янв 2016, 16:54
Откуда: Таллин

Re: Знамя Мира и Символика Триединства в живописи Н.К. Рериха

Сообщение Марат » 11 дек 2016, 19:37

Зарево

1931 г.
Картон, темпера. 23 x 35,5
Частная коллекция. Нью-Йорк, США.

Н.К. Рерих. Зарево. 1931 г.   Картон, темпера, пастель, тушь, коллаж. 25.4 х 38.1 см..jpg
Н.К. Рерих. Зарево. 1931 г. Картон, темпера, пастель, тушь, коллаж. 25.4 х 38.1 см..jpg (112.01 KiB) 1726 просмотра


«В марте 1914 года мною была закончена картина «Зарево». На фоне бельгийского замка, около изваяния бельгийского льва, на страже стоял в полном вооружении рыцарь. Все небо уже было залито кровавым огненным заревом. На башнях и окнах старого замка уже вспыхивали огненные иероглифы. Но благородный рыцарь бодрствовал в своем несменном дозоре. Через четыре месяца все уже знали о том, что этот благородный рыцарь, конечно, был сам король Альберт, охранивший достоинство бельгийского льва.

Имя короля Альберта, весь его творческий подвиг во благо своей страны, его военное геройство, его широкие взгляды и глубокое доброжелательство всегда были для меня драгоценными. Поистине, радостно и в наши смущенные времена иметь перед собой такой ясный облик героя – рыцаря без страха и упрека, блестяще прошедшего всю свою жизнь в неустанных трудах к процветанию народа.
Альберт I (король Бельгии).jpg
Альберт I (король Бельгии).jpg (17.45 KiB) 1726 просмотра



Человечество должно беречь своих героев. Также должно оно беречь и память о них, ибо в ней уже будет здоровое созидательное вдохновение. Жизнь уныла без героя. Тем ценнее, если такие герои не только имеются на страницах преданий, переходя в божественные мифы, но они оказываются посланными и в наше время. Они трудятся, создают и борются за благо в эти дни. Люди могли их видеть. Множество соратников могли ощущать прикосновение ободряющей руки и слышать зовущее слово. Не оставлены и наши времена. Имя короля Альберта останется в ряду этих несомненных героев, так нужных не только своей стране, но для чести и достоинства всего человечества.

Героизм – не самость. Героизм есть истинный альтруизм. В героизме живет и сияет самоотречение и самопожертвование. Слава сопутствует герою, но она является не умышленным написанием, но естественным гербом его славного щита.

И сейчас в пустыне Монгольской тоже является радость иметь возможность записать эти слова. Ведь в каждом добром начертании уже есть нечто зовущее, объединяющее и открывающее сердце. Мы должны быть признательны герою, который подвигом своим помогает нам открывать сердце и дружелюбно посмотреть в глаза соседа».

Рерих Н.К. «Король Альберт». Листы Дневника. I т. МЦР. Бисан-Оазис. 1995. с.486,487

Николай Константинович имел в виду события, связанные с началом Первой мировой войны, когда Германия, объявив ультиматум нейтральной Бельгии, потребовала пропустить свои войска через её территорию к границам Франции. Получив отказ, 4 августа 1914 года Германия вторглась в пределы Бельгии и атаковала пограничную крепость Льеж. Бельгийская армия, возглавляемая королём Альбертом, оказала ожесточённое сопротивление, но ей пришлось отступить перед более сильным врагом. Вскоре почти вся территория Бельгии была оккупирована германскими войсками.

Прошли годы. Миновали тяжкие времена. В начале тридцатых годов Бельгия становится одной из первых стран мира, где нашли поддержку идеи Пакта Рериха. В этом, считал Николай Константинович, большая заслуга принадлежала просвещённому правителю Бельгии, королю Альберту. (…)

В 1931 году, прозревая зарево новых войн, Николай Константинович повторяет картину 1914 года, изображая в её правом верхнем углу Знамя Мира. Нет, не ушли в прошлое армагеддонные времена, — словно бы напоминает Рерих и призывает усилить Священный Дозор. Потому и стоит благородный рыцарь на страже; а над «грозовым, заблудившимся миром» реет спасительный Стяг с начертанными на нём словами КУЛЬТУРА и МИР.


Вернуться в «Культура - почитание Света. Красный крест Культуры»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей