Как можно и как нельзя рифмовать

Неисчислимые грани Прекрасного - давайте соберем их в этом подфоруме знаменитые и малоизвестные произведения искусства, отсветы Высших Миров в нашей жизни, то, что приносит в нее Смысл и подлинную Радость

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:26

ТАК ЛИ ПЛОХА ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА?

http://parnasse.ru/forum/thread637.html

Я не знаю чем эта рифма "провинилась" у знатоков поэзии. И так ли она плоха?

В одном из блогов встретила такую статью, не кого нибудь а С.Я. Маршака, в чьей компетенции никто не вправе сомневаться.

Критикам глагольных рифм

С. Маршак
Воспитание словом
О мастерстве
О хороших и плохих рифмах

Рецензент пишет молодому поэту:

"Рифма ваша бедна. Избегайте глагольных рифм. Нехорошо рифмовать одинаковые окончания падежей - "словам - сердцам, лугов - ковров и т. д.".

Спору нет, богатая, полнозвучная рифма лучше бедной, новая лучше старой, рифма, охватывающая чуть ли не все слово, лучше

мелочишки суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений,

хотя Маяковский тут же признается, что и поэту-мастеру приходится подчас пользоваться этой "мелочишкой".

И, однако же, в совете рецензента кроется существенная ошибка. Эта ошибка - безапелляционность. Можно ли говорить о каком-то абсолютном и неизменном качестве рифмы независимо от места, времени и цели ее применения?

Скажем, бедны ли рифмы в стихах:

Горит восток зарею новой.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.

Что это за подбор рифм? Сплошные дательные падежи - холмам, небесам, лучам! Хоть бы одну коренную согласную прихватить - ну, скажем, "небесам, часам, голосам", - все же рифма была бы немного богаче.

Или, например:

Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.

Неужели величайший мастер русского стиха Пушкин совсем не заботился о рифме, относился к ней небрежно? Или, может быть, в те времена поэзия была так примитивна и неразвита, что охотно пользовалась самыми неприхотливыми рифмами?

Нет, пушкинская рифма богата и полнозвучна. Да и не только у Пушкина, но и у многих его современников вы найдете острые, меткие, звонкие рифмы, подобранные в первый раз и на один раз, на данный случай.

Возьмите Дениса Давыдова:

...Старых барынь духовник,
Маленький аббатик,
Что в гостиных бить привык
В маленький набатик.

Все кричат ему привет
С аханьем и писком,
А он важно им в ответ:
"Dominus vobiscum!"... *

Или прочтите у Баратынского:

Когда по ребрам крепко стиснут
Пегас удалым седоком,
Не горе, ежели прихлыстнут
Его критическим хлыстом4.

И даже у поэтов XVIII века можно найти немало своеобразных, звучных, изысканных рифм.

Значит, дело не в возрасте поэзии, не в стадии ее развития.

А уж если говорить о Пушкине, то мы знаем, как требовательно относился он к слову, к стиху, к рифме.

И если вглядеться внимательно в его строчки, посвященные началу Полтавского боя ("Горит восток зарею новой..."), то станет ясно, что рифмы этих строк, хоть и представляют собою окончания дательного падежа, отнюдь не плохи, не бедны.

В чем же их достоинство?

В том, что эти рифмы превосходно выполняют свою задачу.

Посмотрите, какую картину рисуют одни только рифмующиеся слова, даже взятые отдельно (без остального текста):

...новой...
...холмам...
...багровый...
...небесам...
...лучам...

По этим поставленным в конце строчек словам можно догадаться, о чем в стихах идет речь, или, во всяком случае, можно почувствовать краски изображенного Пушкиным бодрого боевого утра.

Значит, не случайные, а важные для всей картины слова рифмуются поэтом. Они много говорят воображению даже в том случае, если вы закроете всю левую часть текста.

Да и музыкальную задачу отлично выполняют эти звучные слова с открытой гласной "а" и гулкой согласной "м" в конце: холмам - небесам - лучам.

Только избалованные литературные привередники могут отказаться от такого звучания.

Что же касается пушкинского двустишия

Туча по небу идет,
Бочка по мрю плывет, -

то дело тут не в одних рифмах, но и в том, что в этих двух строчках перекликаются между собой не только окончания строк и слов, но каждое слово верхней строчки находит отклик в соответственном слове нижней, перекликаются небо и море.

В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут.

Целые строчки рифмуются здесь между собой и по смыслу и по звучанию.

Какая из двух рифмующихся строчек возникла раньше у поэта, которая из них породила другую, нельзя сказать. Так нераздельны эти строчки-близнецы.

Наш слух радует и в нашей памяти надолго остается оригинальная, полнозвучная, острая рифма или созвучие.

Но бывают случаи, когда простая глагольная рифма сильнее и уместнее самой причудливой, самой изысканной.

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, -
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился5.

Величавая эпическая простота этих строк вполне соответствует суровым в своей бедности и скромности рифмам: "влачился - явился".

А вот другой пример.

В "Евгении Онегине" говорится:

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил.

Было бы странно, если бы в такой прозаической, деловой строке вдруг оказалась щегольская, причудливая рифма. Да и рифмующаяся с ней строчка:

И раб судьбу благословил -

по своей спокойной серьезности не требует мудреного, вычурного окончания. Глагольная рифма тут несомненно на месте.

Или возьмем стихи Жуковского:

Раз Карл Великий пировал;
Чертог богато был украшен;
Кругом ходил златой бокал;
Огромный стол трещал от брашен;
Гремел певцов избранных хор;
Шумел веселый разговор;
И гости вдоволь пили, ели,
И лица их от вин горели6.

Глагольные рифмы последнего двустишия здесь вполне закономерны.

Торжественный тон баллады постепенно уступает место естественному разговорному тону:

Вслед за патетической фразой:

Гремел певцов избранных хор... -

идет простая, житейская:

Шумел веселый разговор...

А кончается этот отрывок уже совсем запросто:

И гости вдоволь пили, ели,
И лица их от вин горели.

В заключительных строках той же баллады, где юный Роланд простодушно признается, что грозного великана, похитившего талисман, убил он, - поэт опять дает волю глагольной рифме.

..."Прости, отец.
Тебя будить я побоялся
И с великаном сам подрался".

Здесь тоже глагольная рифма отлично выполняет свое назначение. Напряжение героической баллады разрешается веселым признанием Роланда так же естественно и легко, как в басне Крылова открывается замысловатый ларчик с секретом.

А ларчик просто открывался.

Недаром же и Крылов в этом случае тоже воспользовался глагольной рифмой. Простая рифма как бы подчеркивает, как просто открывался этот ларчик.

Говоря с начинающим автором о бедности глагольных рифм, о том, что они являются для стихотворца линией наименьшего сопротивления, рецензент должен только предостеречь поэта от нечаянного, бессознательного пользования этими простейшими рифмами.

Можно и должно обратить внимание молодого автора на сложные и богатые достижения современной стихотворной техники, но опасно и вредно толкать его на путь механического рифмоплетства, трюкачества, одностороннего и преувеличенного интереса к рифме.

Заядлый рифмоплет несноснее присяжного остряка.

Нельзя разряжать поэтическую энергию стремлением к непрестанным внешним эффектам, к остроте каждого двустишия или четверостишия.

Как умно собирают и берегут поэтическую энергию наши крупнейшие мастера стиха - Пушкин, Тютчев, Некрасов. Сколько у них скромных строчек, скромных рифм, ведущих за собой строчки огромной силы и глубины чувства.

Нельзя требовать от поэта: будьте оригинальны, прежде всего - оригинальны, ищите свои рифмы, свою манеру, вырабатывайте свой - особенный - почерк.

Как будто человек может по своему желанию быть оригинальным.

В результате такого стремления к оригинальности во что бы то ни стало многие из молодых авторов так бы гримируются, наскоро приобретают ложную индивидуальность.

Легко уловить манеру, особенности стиля, скажем, Игоря Северянина, но как сложно, как трудно определить, охватить индивидуальность Чехова. Легко написать пародию на Андрея Белого, но поддается ли пародии или даже подражанию проза Лермонтова?

Тут нет или почти нет тех внешних особенностей и примет, служащих для пародиста нитью, за которую он может ухватиться, чтобы распутать узел, разобрать по ниточкам ткань.

Только глубокое и любовное изучение Пушкина, всего Пушкина, начиная с лицейских стихов и кончая дневниками и письмами, дает нам представление о его личности, о его почерке. Так и складывалась эта огромная личность - не сразу, а постепенно, вбирая в себя весь мир, всю человеческую культуру. Оттого-то она и стала своеобразной и навсегда своеобразной останется.

А как быстро исчезают на наших глазах ложные индивидуальности, как легко расшифровывается, а затем и забывается их манера, стиль.

Начинающему автору говорят: ваш эпитет банален, трафаретен. Нельзя ли найти что-нибудь посвежее?

Автор перебирает десятка два-три эпитетов и находит какой-нибудь поновее. Но отрывается ли он таким образом от трафарета, от шаблона, от банальности? Ничуть.

Для того чтобы успешно бороться с банальностью, отойти от рутины и трафарета, надо зорко и внимательно наблюдать мир, глубоко думать и чувствовать.

Меньше всего заботились об оригинальности своего учения Маркс, Энгельс, Ленин.

Не стремились к своеобразию ради своеобразия ни Павлов, ни Лев Толстой, ни Чехов.

Шекспир посвятил ложной оригинальности, мнимой новизне иронический сонет:

Увы, мой стих не блещет новизной,
Разнообразьем перемен нежданных.
Не поискать ли мне тропы иной,
Приемов новых, сочетаний странных?

Я повторяю прежнее опять,
В одежде старой появляюсь снова,
И, кажется, по имени назвать
Меня в стихах любое может слово.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все то же солнце ходит надо мной,
Но и оно не блещет новизной!7

Я думаю, что искать во что бы то ни стало оригинальную рифму - занятие не слишком полезное.

Оригинальные, новые, своеобразные рифмы приходят естественно и свободно, когда их вызывают к жизни оригинальные, новые, своеобразные мысли и чувства. Они рождаются так, как рождались меткие слова у запорожцев, сочинявших письмо турецкому султану, или у Маяковского, когда он писал "Во весь голос".

Боксер дерется не рукой, а всем туловищем, всем своим весом и силой, певец поет не горлом, а всей грудью.

Так пишет и настоящий писатель: всем существом, во весь голос, а не одними рифмами, сравнениями или эпитетами.

Мы ценим хорошую, звучную, меткую рифму и не собираемся отказываться от нее, как это принято сейчас в модной поэзии снобов. Но когда рифма становится самоцелью, чуть ли не единственным признаком стихов, когда рифма и стихотворный ритм перестают работать, то есть служить поэтической идее, поэтической воле, - их ждет неизбежная участь. В течение какого-то времени они остаются внешним украшением, а потом и совсем отмирают за ненадобностью.

Рифмой великолепно пользуется живая народная поэзия. Там рифма появляется то в конце строчек, то в начале, то в виде точной рифмы, то в виде свободного созвучия.

Вот, например, колыбельная песня, записанная где-то на Севере:

И ласточки спят,
И касаточки спят,
И соколы спят,
И соболи спят.
Ласточки спят все по гнездышкам,
Касаточки - по закуточкам,
Соболи спят, где им вздумалось.

Как чудесно и по значению и по звучанию перекликаются здесь ласточки с касаточками, соколы и соболи. Стихотворная форма не мешает соболям жить вне рифмованных строчек - "где им вздумалось".



Мне могут сказать, что все эти "ласточки - касаточки" и "соколы - соболи" взяты из довольно примитивной народной песенки. Чему же учиться у нее?

Но ведь и Пушкин, как всем известно, учился у народа и записывал то, что слышал на базарах и на проезжих дорогах.

Из иной прибаутки или песенки можно извлечь много полезного и ценного. Она не только учит нас народной мудрости и толковости, но и заражает слушателя той счастливой непосредственной веселостью, которою подчас так богаты безымянные поэты-импровизаторы.

Вдоль по улице в конец
Шел удалый молодец.
На нем шапочка смеется,
Перчаточки говорят,
Как бы каждую девицу
По три раза целовать.

"Говорят" (должно быть, автор произносил это слово "говорять") и "целовать" - очень плохая рифма, а все-таки стихи получились звонкие, задорные, метко передающие портрет щеголя из слободки. На помощь слабым рифмам здесь приходит яркая звуковая окраска всего шестистишия, сочиненного, как видно, одним духом и с большим аппетитом.

Даже на фронте среди жесточайших боев народ не терял дара веселой импровизации. Под Ельней я слышал от наших танкистов такую частушку:

Танк танкетку полюбил,
В рощицу гулять водил.
От такого рОмана
Вся роща переломана.

"Полюбил" и "водил" - плохая рифма, но она вполне оправдана следующей за ней неожиданной рифмой "рмана - переломана". Так часто бывает в поэзии народа, который обращается и с языком, и с песенными размерами, и с рифмами по-хозяйски.

А хороший хозяин прежде всего знает, что всему должно быть свое место и свое время.

Пушкин любил рифму. Он посвящал ей стихи ("Рифма - звучная подруга"). Он играл рифмами в октавах и терцинах, легко и победительно владел строфой с четверной рифмой ("Обвал", "Эхо"). Когда ему это было нужно, он мог блеснуть самой острой, полнозвучной и неожиданной рифмой в эпиграмме.

Но, полемизируя с любителями поэтических красот, он с откровенной преднамеренностью избегал какого бы то ни было щегольства в отборе слов, размеров и рифм.

Мы все помним его стихи, написанные в пору зрелости, - ироническую отповедь "румяному критику", презирающему грубую реальность.

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,
За ними чернозем, равнины скат отлогий,
Над ними серых туч густая полоса.
Где нивы светлые? где темные леса?
Где речка? На дворе у низкого забора
Два бедных деревца стоят в отраду взора.
Два только деревца. И то из них одно
Дождливой осенью совсем обнажено,
И листья на другом, размокнув и желтея,
Чтоб лужу засорить, лишь только ждут Борея.
И только. На дворе живой собаки нет.
Вот, правда, мужичок, за ним две бабы вслед.
Без шапки он; несет под мышкой гроб ребенка
И кличет издали ленивого попенка,
Чтоб тот отца позвал да церковь отворил.
Скорей! ждать некогда! давно бы схоронил...8

Вся тогдашняя Россия отразилась в этих стихах, открывавших новую страницу в русской поэзии.

- Но что это за рифмы? - сказал бы строгий рецензент, потомок "румяного критика". - Вы только послушайте: "нет - вслед", "ребенка - попенка", "отворил - схоронил"...

Я думаю, что было бы нелегко объяснить придирчивому дегустатору, что он мерит стихи не той меркой, что богатые, изысканные и замысловатые созвучия были бы столь же неуместны в этих правдивых, суровых стихах, как и привычные "светлые нивы" и "темные леса", которые желал бы видеть в сельском пейзаже "румяный критик, насмешник толстопузый"...
1950

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:29

Статья о рифмах Валерия Емелина (ниже краткое изложение)

https://vk.com/topic-49728109_27915552

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:34

1. Глагольная рифма (плохая)

Несмотря на то, что глагольная рифма повсеместно использовалась знаменитыми поэтами, в текстовых баттлах ее применение сводит ваши шансы на успех к минимуму. Этот вид рифмы – самый простой из всех существующих по причине великого разнообразия глаголов в русском языке. Срифмовать глаголами можно целый текст за пятнадцать минут без особых проблем.

Советую вам прочитать это, посмотреть примеры, а потом забыть о существовании глагольных рифм.

2. Квадратная рифма (плохая)


Квадраты – это рифмы, где у рифмующихся слов совпадают окончания (рука=мука, гора=пора). Таких слов, как и глаголов, в языке очень много, поэтому придумать такую рифму совсем не сложно. Правда, здесь есть несколько нюансов, которые будут описаны ниже. Я не советую применять такие рифмы в текстах, если вы, конечно, не хотите поскорее вылететь с баттла и пойти гулять.

а) Стандартный квадрат

Пример:

«В архиве 15-й психиатрической больницы
Его история болезни - 183 страницы.
И раз в 2 года он, как по инструкции,
Заезжает сюда с навязчивой идеей хип-хоп революции» © Гуф

б) Видоизмененный квадрат
Многие начинающие текстовики считают, что квадрат с измененным окончанием – не квадрат. Это совсем не так. Если наказание=показание – квадратная рифма, то изменения падежа или числа одного из рифмующихся слов не сделает рифму неквадратной ( наказания=показанием – тоже квадрат). Прошу обратить на это пункт серьезное внимание, чтобы не вступать потом в глупые споры с судьями.

Примеры:

«Игра постепенно принимает серьёзные масштабы.
Я могу атаковать, не выходя из секретного штаба» © Гуф

«И молвит грозно, не бойся быть раненым ,
Научись ждать, воля должна быть каменной.» © Грот и 25/17

в) Квадрат типа наречие-прилагательное
Прилагательные едва ли не чаще всего являются квадратами. Длинный=сильный, плохой=глухой и так далее. Но не забудем про такую часть речи, как наречия. Ведь слово «сильно» никак не назовешь прилагательным, не правда ли? Но рифму длинный=сильно нельзя назвать никак иначе, как подвидом видоизмененного (простите за тавтологию) квадрата. Это же относится к любым подобным рифмам, таким, как быстро=кислый, тесновато=бесноватый и тп.

Мы разобрались с теми видами рифм, которые не поощряются на текстовых баттлах. Теперь перейдем к тем, что считаются престижными и дают вам шанс стать победителем.

3. Акцентная/на созвучия

Основа основ всех текстов. И двойные, и тройные рифмы должны быть акцентными. Обычно, после частичного избавления от квадратов, текстовик переходит на неточные акцентные рифмы, или точные, но на один-два слога.

а) Точная
Рифма на созвучия – это рифма, где разные окончания и присутствуют созвучные слоги. Их количество определяет объем рифмы. Чем больше слогов созвучно – тем объемнее (а значит сложнее) рифма. Точная рифма на созвучия имеет рифмующееся окончание, но при этом не является квадратной. Смысл данного вида рифм кроется в гласных звуках. Например, слово «молоко». Звучит оно как «ма-ла-ко». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «ма», или «ла, или «мала». Мне пришло на ум слово «молодой» (ма-ла-дой). Получается акцентная рифма на три слога, причем точная (последний слог тоже рифмуется, но не квадратом). Или слово попроще, всего на один слог – «плут». Нам нужно слово с одним слогом и гласной «у», при этом на конце не должно быть букв «т» или «д». Например, слово «Лувр». Оно нам вполне подходит. плут=Лувр – акцентная рифма на один слог.

б) Неточная
Теперь рассмотрим пример неточной рифмы на созвучия. Это рифма, где последние слоги не рифмуются. Пусть у нас есть в тексте слово «балконный», при этом его форму мы менять не можем из-за смысла строки. Нам нужна рифма. Транскрипция будет -

- «бал-кон-ный». Нам нужно слово, где есть слоги, созвучные с «бал», «ко», или «балко». Например, слово «парковка». Хорошо рифмуются два слога, но окончания неточные «ный»=«ка». Но в общем получилась акцентная рифма на два слога балконный=парковка. Для новичка это неплохой вариант. Думаю, не стоит отказываться от неточных рифм, это однозначно лучше квадратов.

Мы разобрались с самой методикой сочинения рифм на созвучия, теперь посмотрим на примеры. Думаю, не стоит искать конкретные строчки, вы сами сможете их найти, когда на примере исполнителей поймете, что это такое.

а.1) на один слог:

«жду=шнур» © Oxxxymiron
«крах=знак» © Oxxxymiron

а.2) на два слога:

«Короб=порох» © Oxxxymiron
«Джейсон=фейсом» © Oxxxymiron

а.3) на три слога:

«ксенофоб=ксилофон=семафор» © Oxxxymiron
«метаспам=Геростат» © Oxxxymiron
«Титаник=скиталец» © Oxxxymiron

а.4) более, чем на три слога:

«временами=дельфинарий» ©
«задевает=Страдивари» ©

в) На шипящие (плохо)
В написании акцентных рифм есть еще один небольшой, но общепринятый нюанс. На текстовых баттлах не приветствуют рифмы на шипящие, за них снижается оценка. К этой категории относятся слова, у которых рифмующиеся слоги имеют согласную «ш», «щ», «ч» или «ж». Эти согласные облегчают рифмовку, и пропадает престижность рифмы.

Пример:

«Ведь, как же вам передать это чувство,
Когда нет никого, кто плечом бы к плечу встал.
Я не хочу вспоминать эти дни, но забыть их тоже кощунство.» © Oxxxymiron

г) Рифмы типа "ться=ца"
Очень популярный случай. Такие рифмы точно не назовешь квадратом, а придумать их просто. Поэтому они обрели столь масштабное применение в текстах. Ход, заключающийся в применении этих созвучий, очень избит и малоинтересен.

Примеры:

«постараться=папарацци»
«околица=уколется»

Теперь мы перейдем к разным типам сложной рифмовки, то есть той, к которой нужно стремиться:

4. Внутренняя рифма


Итак, внутренняя рифма. Это вид рифмы, когда в строке рифмуется не одно слово, а несколько - в середине строки и в конце. Это могут быть как обычные два слова, так и две двойных рифмы.

а) Обычная внутренняя
Стандартный вариант, когда рифмуется одно слово в середине и одно в конце:

«Твой номер - вечно второй, как на спине у Мальдини
Я себе укол рифмы вколол, тут против Эма "Полтинник"» ©

б) Двойная внутренняя
Здесь рифмуются уже как минимум три слова. Причем, в конце может быть, как даблрайм, так и простая акцентная рифма. То же самое и в середине. Например:

«Не следуй за мной по стопам, я - вечный аутсайдер,
Моя цель - спалить космос дотла, а не речка да усадьба» © Oxxxymiron

в) Множественная внутренняя
Здесь количество вариантов практически неограниченно. Все строки могут состоять из следующих друг за другом двойных или тройных рифм. В противном случае (если рифмуются все слова, но по одному) – см. пункт 9.

«Я влез на ходу, и даже, если здесь пропаду,
Крест на горбу, бегство - табу, неизвестно кому
Зачитывая текст Вагабунд, пока не найдётся место в гробу.» © Oxxxymiron

«Нам сам Анатолий Вассерман монополию на хасол дал,
В магнитоле не раз у мам ваших глаголил басурман.» © Oxxxymiron

5. Начальная рифма

Разные люди называют такой способ рифмовки по-разному, мы же давайте остановимся на термине «начальная рифма». Суть в том, что рифмуются слова на конце одной из строк, потом в начале и в конце второй строки. Также две строки могут рифмоваться исключительно на конце, а третья будет содержать рифму относительно концов двух предыдущих строк в начале.


6. Двойная рифма/даблраймы

Вот, пожалуй, мы и подошли к основному и самому популярному виду сложной рифмы. На баттлах двойные рифмы всегда пользовались успехом. Придумывать их не так уж и сложно, при этом вполне можно сохранить смысл. А звучат они отлично как при простом прочтении чужого текста судьей, так и в аудио. Одним словом, рифма на все времена.
При даблраймах рифмуются два последних слова в строке. Сложность двойной рифмы зависит от суммы рифмующихся слогов. Чем она больше – тем объемнее и лучше. Здесь я приведу не идеальные примеры, но без разбиений и прочих факторов, осложняющих восприятие.

Примеры:

«Но не бойтесь, все очень цивильно,
Я нищий, но у меня, как у ваших Bentley, восемь цилиндров.» © Oxxxymiron

«Ярость, как у зеленого великана, временами дремлет,
Но наша пара - как будто вошел в дельфинарий Цербер» ©

7. Тройная рифма/триплраймы

Этот вид рифмовки уже из разряда элитных. Более сложный и менее распространенный вариант двойной рифмы. В случае триплрайма рифмуются не два, а три последних слова в строке. Такие примеры редко встретишь у популярных исполнителей, но все же.

Примеры:

«Всё, о чём ты наслышан, правильно, вроде, да только
Твой Лондон ограничен папиным полем для гольфа.» © Oxxxymiron

«Нам тут пришлось выбиваться фактически из нулей,
Измеряя длину дистанции количеством пиздюлей» © Oxxxymiron

8. Полнострочная рифмовка/панторифма

Это общепринято самая сложная и престижная рифма. Писать чистой панторифмой могут очень немногие. Чаще всего такая рифма случается вкраплениями, так как весь текст, написанный панторифмой, обычно превращается в РРР (рифма ради рифмы).
Суть полнострочной рифмовки в том, что рифмуются все слова в каждой из строк.

Однако, есть некоторое разделение настоящей панторифмы и полнострочной рифмовки.
В случае чистой панторифмы все гласные в обеих строках совпадают, т.е. каждая рифма - точная. При полнострочной рифмовке в строчках просто рифмуются все слова, неважно, точно или нет.
Как вы понимаете, первый вариант в разы сложнее и, следовательно, почетнее.

Смотрим примеры:

Чистая панторифма (слог в слог):

"Водопад в головах. Паковал толпу,
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган. Дам бунт,
Пока вам продавал караван кайф. Бууу!" © Lawanda

Полнострочная рифмовка:

«Годы словно Одиссея по окраинам,
Город Лондон против всех, часть вторая, ман» © Oxxxymiron

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:36

9. Плотная рифмовка/игра слов

Это частный случай множественной внутренней рифмы. Все слова, или почти все слова в строках должны содержать один и тот же слог, или несколько общих слогов.

«Мой прогноз - ты проиграешь, бро, и просто пройдешь домой» ©

«Водопад в головах. Паковал толпу,
Подавал катафалк по домам. Тайфун
Матов атаковал балаган.»
(водопад=головах=паковал; подавал=катафалк=по домам) © Lawanda

На этом заканчиваются виды рифмовки и начинаются приемы рифмовки.

10. Разбиения

В принципе, на разбиениях держится половина всех сложных рифм. Это основополагающий прием рифмовки, который, однако, может быть и способом рифмовки сам по себе. Рассмотрим все это подробнее. Разбиения бывают:

а) Квадратные (не ценятся)
Самые простые разбиения, которые ничем не лучше квадратов в чистом виде. Придумать их просто, и ценности особой они не представляют.
Примеры: сосна=со сна, доводы= до воды, пистолет=спи сто лет и тп.

б) Обычные
Эти разбиения являются самыми популярными, они используются всеми более-менее сильными рифмовщиками и хорошо делают свое дело.
Разбиение вообще – это прием рифмовки, при котором рифмуются слоги одного более длинного слова со слогами нескольких более коротких.

Примеры:

«канитель=на бите» © Oxxxymiron

«по садовой=пасодобль» © Oxxxymiron

«Смоки Мо=покемон» © Oxxxymiron.

Такие разбиения применяются в двойных и тройных рифмах:

«Среди разноголосых толп моя простецкой будет инициатива-
Концепцию внедряю в жизнь посредством ртути или цианида.» ©

в) Сложные
Эти разбиения сами по себе могут являться отличной альтернативой сложным рифмам, ибо звучат они просто замечательно. Чтобы писать подобным образом, нужно обладать очень высоким уровнем владения рифмой.

Примеры:

«Ты не с улицы, парень, ты просто суицидален,
Оттого, что вы мне двадцать первый целуете палец» © Oxxxymiron

«Помнишь, никто не верил что мы вместе и женаты?
Но нам карты спутал неумелый престидижитатор.» © Oxxxymiron

11. Дублирование

Среди сильных рифмовщиков встречаются те, кто может сделать, как говорится, «из говна конфетку». Именно так можно описать такой прием рифмовки, как дублирование. С первого взгляда, это не более, чем квадраты, порой даже глаголы, и квадратные разбиения. На самом деле, нужно недюжинное мастерство, чтобы сделать дублирование красивым и необычным. Обычно для этого приема используются омонимы (омофоны, омографы, особенно омоформы). Если дублирование проведено не на одно, а на два или более слов, это говорит о наивысшем скиллзе автора. В текстовых баттлах редко встретишь человека, который оценит этот вид рифмы.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:40

Автор статьи - Валерий Емелин

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:43

Каких рифм лучше избегать

https://stihi.ru/2011/11/23/7173

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся, как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть. Тем не менее, по причине крайне малого словарного запаса рифм у некоторых слов при их незаменимой смысловой нагрузке такие рифмы используются даже мастерами, хотя и очень редко, и очень осмотрительно. Не стоит ссылаться на их примеры, лучше приложить все усилия, чтобы обойтись без них.

Что же это за рифмы?

Вновь – любовь – кровь.
Ночь – дочь – прочь.
Тебя – любя.
Трудный – чудный.
Поздравляю – желаю.
Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи.
Слёзы – морозы – грёзы - розы.
Борьба – судьба.
Век – человек.
Чувство - искусство.
Ночи – очи… и т п.

Старинный звук меня обрадовал и вновь
Пою мечты, природу и любовь.
(А.С. Пушкин)

В огромном городе моём - ночь.
Из дома сонного иду - прочь
И люди думают: жена, дочь, -
А я запомнила одно: ночь.
(М.И. Цветаева)

Не пой! Не пой мне! Пощади.
И так огонь горит в груди.
Она пришла как к рифме «вновь»
Неразлучимая любовь.
(С. Есенин)

Подскажу один способ, как их обойти, если очень хочется вставить эти слова по смыслу. НИКОГДА НЕ СТАВЬТЕ ИХ НА КОНЕЦ СТРОКИ, что можно легко сделать, изменив порядок слов в предложении. Пусть ваша «Любовь» окажется в середине строки, и тогда вам не придется пристегивать к ней надоедливое «вновь», потому что другие варианты (кроме «морковь») вам найти будет трудно!

Не украсит ваше стихотворение и бедная рифма.

БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные. звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня, доля - море и пр.

Фактически, это то же, что и ассонанс, о котором мы с вами еще поговорим, и который хорош в верлибре, в некоторых других стихах, но в коротком рифмованном лирическом стихотворении (которые мы так любим подавать на конкурс) такие рифмы отвратят от вас симпатии ваших судей. Да и читателей тоже.

Чем точнее, чем созвучнее ваши рифмы – тем лучше. Никогда не торопитесь отказаться от поиска более точной, ссылаясь на правомочность неточных рифм. Кто ищет, тот обязательно найдет нужное и лучшее слово! А в русской поэзии бедные рифмы, конечно, встречаются:

Твоих лучей небесной силою
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я, ты над могилою
Гори, гори, моя звезда!
(слова народные)

Еще один порок рифм – ГРАММАТИЧЕСКИЕ РИФМЫ. Они тоже относятся к разряду бедных: это рифмы, составленные из слов одинаковых частей речи в одинаковых грамматических формах.

В силу своей незатейливости подобрать такую рифму не составляет труда, например, ГЛАГОЛЬНЫЕ РИФМЫ на "ать"- в словаре их более 5500 слов:
летать - стонать - читать - знать - играть - писать - держать...

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут.
( М.В.Ломоносов)

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали;
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали...
(В.А Жуковский)

Не особо украшают ваши стихи РИФМЫ ИЗ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ НА "ОЙ" (таких - свыше 1200 слов): большой - простой - сухой - немой - степной - озорной...

а также РИФМЫ ИЗ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА "АНИЕ" (более 1000 слов): гадание - желание -знание - венчание - сверкание - сияние - щебетание...

И уж совсем плохо воспринимаются рифмы из двух однотипных причастий или деепричастий: играя-вздымая,проснувшись, изогнувшись, запустив- укусив и т.д.

На глади лежат, отраженьем играя,
Блестящие капельки- солнца лучи,
А ветер рябит, волны горкой вздымая,
И вдруг рассыпая, как нити парчи.

На берег волна, словно только проснувшись,
Лениво скользит, омывая песок,
И мягко откатывает, изогнувшись,
Омыв выдающийся в воду мысок...
(автор СТИХИ.РУ)

Грамматические рифмы иногда называют еще и ПАРАЛЛЕЛЬНЫМИ РИФМАМИ – рифма с использованием слов одинаковой части речи в одинаковой грамматической форме:
горе - море, играли - страдали, поэту - свету, птичьем – девичьем, тростником – плавником, ворожим – ворошим, далёкому - одинокому…

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
(А.С. Пушкин)

Куда лучше параллельных рифм использование однородных и разнородных рифм.

ОДНОРОДНАЯ РИФМА – рифма из слов, принадлежащих к одной части речи, но в отличие от параллельной (грамматической) рифмы, слова находятся в различных грамматических формах (употреблены в разных падежах):
странный – долгожданной, кляча - удачу, вера – меры, сниться – злится, бег - брег…

Еще лучше РАЗНОРОДНАЯ РИФМА – это рифма из слов, принадлежащих к различным частям речи.
Вода – сюда, мотылёк – промок, дней - сильней, какаду – найду, истома – дома, склеп – слеп, вы - увы, гибкой - улыбкой, сдача – иначе, послушна - равнодушно, рать - умирать, княжна - скромна…

А потом позвонил медведь
Да как начал, как начал реветь.
(К.И. Чуковский)

Крайне бедными считаются тавтологические и полутавтологические рифмы.

ТАВТОЛОГИЧЕСКАЯ РИФМА – это когда слово рифмуется само с собой.

И мощная рука к нему с дарами мира
Не простирается из-за пределов мира.
(А.С.Пушкин)

«Всё моё», - сказало злато;
«Всё моё», - сказал булат.
«Всё куплю», - сказало злато;
«Всё возьму», - сказал булат.
(А.С. Пушкин)

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.
(Лев Озеров)

Сродни тавтологическим рифмам существуют ПОЛУТАВТОЛОГИЧЕСКИЕ РИФМЫ,

в которых рифмующиеся слова являются однокоренными, отличаются только приставкой или нарощенным первым корнем, и при этом имеют сходное значение: брошенный – заброшенный, вертолёта – самолёта, площадь – жилплощадь, убийца – самоубийца : ждать-подождать, царил-воцарил, какой - никакой, люби-возлюби, бег-забег, нас - вас, кто - никто, свои - твои ...

Пуская твои небрежные напевы
Изобразят уныние моё,
И, слушая бряцание твоё,
Пускай вздохнут задумчивые девы.
(А.С.Пушкин)

Использовать такие рифмы, конечно, можно, но украшением вашего стихотворения они вряд ли станут, во всяком случае, если в нем нет других ярких достоинств.

Скажу больше – все эти «мои, твои, меня, тебя», так прекрасно закрывающие нам прорехи в ритме, работают, как слова пустышки – они подразумеваются строем всей фразы, без них по смыслу можно обойтись, они просто занимают место в строке. Замените их лучше значимым определением или наречием. Чем меньше в ваших стихах слов-паразитов (тех, без которых смысл полностью сохраняется!), тем для стихотворения лучше.

Никогда не стоит рифмовать и однокоренные слова: светит- засветит, ботинок- полуботинок, добрый-недобрый, прилетел-улетел и т.д.

ОДНОКОРЕННАЯ РИФМА – это рифма, где слова отличаются только приставкой (кто – никто, счастье – несчастье, полюбила – разлюбила), или имеют один корень: милосердный – сердце, мысли – смысле, порву – взорвусь, бессилье – насильник, маятник – маяться и т.п.
Полутавтологическую рифму тоже иногда относят к однокоренной, но как бы их ни называли, рифмование производных одного корня – чаще всего грубейшая ошибка.

Допустима, но плоховато звучит и может вас подвести

ТВЁРДО-МЯГКАЯ РИФМА – двоюродная рифма, внутри которой мягкая согласная противостоит твёрдой, особенно, если рифмующиеся слова стоят в соседних строчках:

Горы – море, рады - ради, молния – полная, час - озлатясь, Панкратий-косматый, мир - монастырь, стол – моль, жизни - отчизны, зрит - разделить, дыра - моря…

Верный конь, узды не чуя,
Шагом выступал:
Гриву долгую волнуя,
Углублялся вдаль.
(А.С.Пушкин)

Пачками колец Сатурн
расшуршался в балетной суете.
Вымахивает за туром тур он
своё мировое фуэте.
(В. Маяковский)

Бренчит частушка, как медаль,
И голову дурманит.
Чего б ты от неё не ждал –
Она тебя обманет!…
(Роберт Рождественский)

«Великие» эти рифмы себе позволяют, но, как я обычно говорю себе: «что хорошо для Пушкина, не спасет меня» и всегда ищу как можно более точные рифмы.

Жду ваших откликов, примеров рифм, вопросов. В следующий раз мы с вами начнем разговор о более сложных рифмах, использование которых может украсить ваше стихотворение.

Продолжение см. http://www.stihi.ru/2011/12/07/5384

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2022, 16:45

В прошлой главе я пообещала вам перейти к теме авторских и не часто встречающихся рифм, но поняла, что про «плохие рифмы» еще не все мною сказано. Поэтому продолжу.

Понятие «плохая рифма» - вещь относительная. В руках мастера и в нужном месте такая «плохая рифма» может оказаться очень яркой и быть к месту. Например, верлибр, который считается нерифмованным стихом, иногда свои строки («стихи») заканчивает не совсем точной или совсем неточной рифмой, которая все же поддерживает гармонию внутреннего ритма и оказывается очень удачной.

Любое отступления от правил стихосложения в одних случаях (когда это сознательно задумал и в нужном месте использовал автор) – является художественном средством, а в другом (и это – чаще всего!) выглядит как ошибка, «ляп» по незнанию. Мои статьи предназначены для Чайников – для тех, кто осмотрительно не спешит в Мастера, пока не освоит азы и не научится писать чисто по форме. Это – школа, без которой ни одному поэту не обойтись.

Про бедную и банальную рифму мы с вами подробно поговорили в прошлый раз.

Банальная – это скучная, затертая, ожидаемая, всеми повторяемая рифма. Любые стихи портят о себе впечатление, если они построены только на таковых.

Бедная рифма – это рифма недостаточная, где срифмованы ударные гласные, а согласные после них – не совпадают и звучат по-разному. Но… каждый раз надо смотреть, вернее – слушать! – рифму индивидуально. В одних случаях недостаточная рифма звучит прекрасно, в других – отвратительно. Степень необходимого совпадения звуков после ударного – вопрос непростой. Созвучность слов зависит от конкретного сочетания звуков.

Сознаюсь, что я при написании стихов и поиске рифмы в первую очередь доверяю своему слуху и только с недавних пор, взявшись за страницу ЛИКБЕЗА, начала теоретически понимать, что есть плохо и почему. Если вас слух подводит, то знание правил рифмовки для вас лишним не будет))).

В этой статье я хочу поговорить о «плохих» рифмах под несколько другим углом зрения.

Рифмы могут быть чистыми по структуре, но выглядеть смешно и даже отвратительно, если они лишены смысла. В борьбе за оригинальность рифм авторы иногда начинают использовать рифму ради рифмы. То есть рифма по значимости становится на первое место.

Знаете, что является главным и определяет ценность вашего поэтического произведения? Не поверите, но это - ПРОЗАИЧЕСКАЯ ОСНОВА. То, что вы хотите передать своему читателю, будь то ваше размышление (и вывод) или рассказ о пережитых вами чувствах, или описание увиденного вами. Конечно, все это, в отличие от прозы, требует поэтического, образного языка изложения, но даже в пейзажной лирике вы должны не просто выплеснуть бессвязную ассоциацию ваших внутренних состояний и непричесанных мыслей, а постараться сделать их понятными читателю.

Сплошь и рядом на СТИХИРЕ случается как раз наоборот: тема (если она вообще есть!) следует за подвернувшейся рифмой, а мысль скачет, как взбесившийся заяц, от одной картинки к другой. Смысл стихов подгоняется под удачные рифмы, логика изложения нарушается или ее вообще нет.

Вот случайные примеры из недавно виденного мною на сайте:

№1
Мерцание огня-
глаз слЕпит.
Вопрос на злобу дня?
спор, клЕкет!
Философы в тоске-
грустно.
Друг другу-фельетон!
пусто.

Мне хочется дышать
смыслом!
Пытаюсь нить порвать-
кисло.
Кислинкою своей
жалю!
Поверьте вы,
кого знаю.

Шарахается сон,
следом.
Укрыть меня готов
пледом.
Мне нравится порыв
власти-
Возьму и заберу
счастье!

У более маститых стихирян (они очень часто становятся победителями конкурсов – особенно тех, где судят сами участники!) стихи технически грамотны, блещут оригинальностью, но уловить их мысль и сохранить ее в памяти сразу после прочтения – невозможно. Из серии «красиво сказал, но – что хотел-то»?

№2
Двенадцать полдней, сумерек и утр
Теперь мои. Испробовать на ком
Простую суть и пыль алмазных пудр?
Каких дорог стать первым дураком?
В стогу из перепуганных солом
Глазеть на небо может тот, кто мудр,
Как миром не забытый Соломон.
Бескровен путь охотников за сном.
Без двух монет для юноши с веслом
Двенадцать лет заглядывает внутрь,
Туда, где дух не выстроил хором
Волшебный хор поющий ливни сутр.

Или:

№3
Моего дыханья свет,
Я тебя не позабуду,
Уж любить тебя как буду,
Я как Будду минарет!

Спору нет, рифмы хороши, но где в них логика смысла?

Самый плохой вариант из категории «цельнотянутых» бессмысленных рифм, это когда автор либо вообще не заканчивает фразу, перескакивая на другое, либо искажает нормальный порядок слов вопреки всем правилам русского языка (иногда даже не согласовывая падежные окончания). Его цель написать «складно» и оригинально, а о чем – не важно! Именно так часто пишут тексты для песен под гитару: там главное - мотивчик, а какую мысль несут стихи –не всё ли равно ("придумаю и объясню, если привяжутся с вопросом!")

№4
На холсте размытом, синем,
Ловит взгляд полет орла...
Он в воздушную стремнину,
Вновь парит его душа...

Зорко всматриваясь в землю,
Миг..пришпиленный к траве...
Как у сломанного стебля,
Жребий....в сникшей голове...

Ты лети, орел, все выше,
Мир, оставленный, чтоб ждать...
Под живой небесной крышей,
Где свободней можно стать...

Ты лети, орел, парящий,
Верноподданный ветрам...
Ближе к звездам...Настоящий...
Заглянуть в глаза Богам...

Ты летишь, чтобы подняться...
Ты летишь...Упасть к земле...
В высь...чтоб с силами собраться..
Верность выбранной судьбе...

№5 (Тот же автор)

На песке вода стирает
Те страницы, что прочла...
Но погода вновь кропает,
Что в сюжете не учла...

Вот следы видны в начале
И плутают средь камней.
Кто-то босый, без сандалий,
Отпечатками ступней....

Ног размеру, по походке,
Путник странствует пешком...
Там бутылка из-под водки,
Пишет вкривь перо потом...

Берег вывернут, с землею...
Корни с глиной тех пород..
Часто мертвою петлею,
В штопор входит корнеплод...

ну, и так далее…

Слишком много фраз здесь оборваны на середине, не согласованы по смыслу с предыдущими, странны и кажутся случайными, а иногда и смешными.

Сегодня, я несколько отклонилась от основной темы сборника – «Все о рифмах», но мне кажется, тема «наверченных» случайных рифм насущна. Как бы вы здорово ни рифмовали все, что угодно, со всем, что угодно, но стихи – это звучащий рассказ о чем-то понятном и конкретном, написанный образным, поэтическим языком, а не просто игра со словами и ритмами.

Источник: https://stihi.ru/2011/12/07/5384

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 26 мар 2022, 14:55

Что хочется дополнить - вот все правильно, по науке, срифмовано, это уже стихи, Поэзия? Не факт. все соученики А.С. Пушкина в Лицее могли делать это идеально. Составлять рифмованные строки со смыслом. а Поэт среди них - один.

Чем отличается техническое стихосложение от Поэзии? В системе образов, причем не давно известных, а впервые открытых Поэтом. Именно любое отсутствие шаблонов, банальщины - проба как для стихов. так и для прозы. Налет необычности должен быть обязательно в Творчестве, то, что поражает даже при самых простых рифмах. Нужно знать всю техническую сторону любого дела и владеть ею до автоматизма - тогда позволительно иногда и срифмовать "роза-морозы" и никто этого не заметит. Много было претензий к Высоцкому за глагольные рифмы, но его творчество - подлинная Поэзия. И был один человек, у кого этих претензий не было к Владимиру Семеновичу. Но это был Гений - Иосиф Бродский...

И самое главное - никто не "сочиняет стихи" строчку за строчкой. Они приходят целиком. И даже стихи, написанные в детстве, невозможно забыть, хоть, конечно, никто из поэтов не учит наизусть свое творчество. Но пришедший из ниоткуда стих намертво впечатывается в сознание.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 31 мар 2022, 10:54

Расширим нашу тему. Чем плохой поэт отличается от хорошего?
В материале, в частности, разбираются стихи Э. Асадова http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2 ... shego.html

Вот суть ответа на вопрос, почему это "творчество" - творчеством-то и не является.

"andreyandreev

Эдуарда Асадова чаще всего с удовольствием читают подростки, которые склонны раскрашивать мир в два цвета - белый и черный. Именно так он и писал, деля жизнь своих героев на хорошее и плохое. А любой взрослый человек прекрасно понимает, что в реале все не столь уж однозначно. Во-вторых, в стихах Асадова практически отсутствует образность, даже бытовая. Практически нет экспрессии и эмоций. Ну и самое, конечно, неприятное, что он будто все время лозунгами размахивает: это -хорошо, это - нет. Тычет носом читателя, навязывает. Не над чем думать после его стихов, не возникает ассоциаций, не надо делать выводы и понимать суть - он как будто все разжевывает и норовит вам затолкать в рот и при этом объяснить какой вы чувствуете вкус. А поэзия будоражить должна, будить ум, чувства, собственные ощущения... Ну как-то так, если совсем упростить".

Одной фразой, оценивая свои стихи, можно спросить себя - не слишком ли это открыточно-плакатно просто? Не должно быть однозначности, нужно оставить место читателю "на подумать". Ну и по самой структуре, рифмам, ритму - не слишком ли просто, общеизвестно.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как можно и как нельзя рифмовать

Сообщение Надежда Лебедева » 31 мар 2022, 10:59

Еще один ответ, который дали на этот вопрос - мы легко можем отличить стихи Ахматовой от Гумилева и т.д. "Поэзия" такого рода, как у Асадова - неотличима у разных авторов. Приводится пример сайта "Стихи.ру" - как диверсии против вкуса читателей. Там в различных конкурсах всегда побеждают подобные "стихи" - китчевые. "однозадачные". И неотличимые друг от друга, хоть написаны разными людьми, считающими себя поэтами.


Вернуться в «Еще одно мгновенье Красоты»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей