Сперва любить – потом учить. Принципы знаменитой школы «Майских жуков», в которой учились Лихачев, Рерих, Бенуа

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Сперва любить – потом учить. Принципы знаменитой школы «Майских жуков», в которой учились Лихачев, Рерих, Бенуа

Сообщение Надежда Лебедева » 29 дек 2023, 10:32

Сперва любить – потом учить. Принципы знаменитой школы «Майских жуков», в которой учились Лихачев, Рерих, Бенуа и даже космонавт

https://dzen.ru/a/YgUBFn6w4Apiqwp7

Почему эту школу называли "Школа «Майских жуков»"? Как такое возможно, чтобы одна школа дала миру 100 докторов наук, 32 члена Академии наук и Академии художеств, и целую плеяду выдающихся людей? В чем педагогический секрет Карла Мая? Что случилось со знаменитой школой после революции? Почему именно этот музей Санкт-Петербурга надо обязательно посетить и непременно сейчас, а не откладывать на потом? И почему надо устроить экзамены работникам современного Министерства просвещения РФ по знанию педагогических принципов школы Мая?

Среди выпускников школы «Майских жуков» три члена Государственного совета, шесть губернаторов, министры юстиции, министры внутренних дел, военачальники – генералы, адмиралы, контр-адмиралы, художники, кинорежиссеры, писатели, композиторы скульпторы, математики, физики, геологи и даже космонавт. В числе имен - Д. Лихачев, Н. Рерих, А. Бенуа, В. Серов, Л. Успенский, М. Наливкин, М. Фасмер, О. Хвольсон, А. Макаров, С. Елисеев, Г. Гречко и многие другие.

Школа была открыта для всех сословий и национальностей. Здесь учились и дети швейцара, и сыновья князей Гагарина, Голицына, графов Олсуфьева и Стенбок-Фермора, представители семей предпринимателей Варгуниных, Дурдиных, Елисеевых, Торнтонови, потомки либеральной интеллигенции - Бенуа, Гриммов, Добужинских, Рерихов, Римских-Корсаковых, Семёновых-Тяншанских и др. Нередко школа давала образование нескольким поколениям одной фамилии. Рекордсменом стала династия Бенуа, 25 представителей которой учились в школе Мая.

Фотографии в галерее сделаны автором на выставке истории школы Карла Мая в Доме ученых Санкт-Петербурга


Как появилась школа?

В 1856 году по инициативе нескольких немецких семей Санкт-Петербурга Карл Май - последователь передовых педагогических взглядов А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и Ф. Фребеля, основал школу. Это была частная немецкая мужская школа - реальное училище и гимназия, располагавшаяся на Васильевском острове Санкт-Петербурга.

С самого начала школа состояла из двух отделений: гимназического и реального. На гимназическом обучались дети, склонные к гуманитарным наукам. Помимо основных предметов, которые преподавались на немецком и французском, изучали древние языки – латынь и греческий. Те, кто были склонны к естественным наукам, обучались в течение 8 лет на реальном отделении, получая знания по точным наукам для будущей инженерной деятельности.

На четырех этаж школы располагались классы для 650 учеников и 8 прекрасно оснащенных предметных кабинетов: физический, химический, естественной истории, исторический, географический, рисования, лепки, пения, а также столярная мастерская, гимнастический зал, столовая и библиотека, насчитывающая двенадцать тысяч книг.

Всестороннее образование дети получали не только в границах школы. Постоянно проводились экскурсии в музеи, выезжали в разные города и что особенно важно – посещали промышленные предприятия. В школе действовали кружки исторический, морской, фотографический, спортивный, а также литературный, выпускавший печатный журнал «Майский сборник» и авиамодельный кружок, в котором Н. Фаусек в 1913 году построил первую в России модель самолета. Чтобы школьники могли кружки посещать домашними заданиями никогда не нагружали.

Наказания тоже применялись, но необычные. Провинившихся учеников на короткое время отправляли в своеобразный «карцер», в котором… хранились книги. Ученику ничего не оставалось, как читать книги.

Почему «майские жуки»?

В конце 1850х один из школьных спектаклей открылся шествием герольдов, на флагах которых был изображен майский жук. Этот символ очень понравился директору Карлу Маю и всем педагогам. С тех пор все поколения учащихся школы гордо называли себя «майскими жуками».

Фотографии сделаны автором


В чем был педагогический секрет?

Это была уникальная школа. Аналогов не было и вряд ли в ближайшее время появятся. Основной девиз школы опирался на слова основоположника педагогики Яна Коменского «Сперва любить – потом учить». Исходя из этого принципа в школу подбирались педагоги. Это были люди, обладающие не только высокими профессиональными качествами, но и в равной степени – нравственными. Выпускник школы 1918 г. писатель Лев Успенский писал: «…у Мая нет и быть не может педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей “в футлярах”, чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости».

Карл Май сумел создать уникальную систему воспитания и образования. Доверие и любовь — на этих принципах стояла школа. Карл Май писал: «Ребёнок — тоже человек, хотя и маленький, у него такая же душа и такое же тело, как и у других людей, у него есть своя воля, свои желания, своё мнение». Педагоги постоянно взаимодействовали с семьей ученика. Стремились учесть и развивать его индивидуальные способности, учили самостоятельно мыслить.

Всё это в сочетании с высоким качеством образования позволяло выпускать высоко нравственных, разносторонне развитых юношей, готовых к труду, полезному для общества. Благодаря возникшей в этом учебном заведении особой атмосфере, именовавшейся «майским духом», школа К. Мая, по меткому выражению её выпускника 1890 г. Д.В. Философова, была «государством в государстве, отделённом бесконечным океаном от казёнщины».

Уроки в школе начинались в девять часов и продолжались до полудня. Потом до часу была большая перемена, полчаса из которой отводилось на подвижные игры на свежем воздухе, а полчаса – на обед. Во время обеда учителя во главе с директором сидели за одним столом со школьниками и ели ту же еду, что и школьники. Далее занятия продолжались до четырех часов.

Чтобы не создавать ученикам ненужную психологическую нагрузку, экзамены в школе проходили тоже необычно. Из воспоминаний учеников: «Классные экзамены носили характер совершенно домашний, без всякой торжественной обстановки, не было никаких приготовлений к ним, а просто неожиданно в конце учебного года являлся К. И. Май в класс, и начиналось с помощью преподавателя спрашивание учеников в классе. Таким образом, испытания производились совершенно неожиданно для учеников, а может быть, и для преподавателей».

Педагогические принципы школы Карла Мая

Особенность школы Мая в том, что здесь стремились развивать в равной степени ум, нравственные качества, эстетическое чувство, волю и здоровье ученика. Это нашло отражение в педагогических принципах школы:

· Сперва любить – потом учить.

· Главная задача наставника – подготовить юношу к труду, полезному для общества.

· Давайте ученикам истинное знание, так как только оно имеет непреложное значение и истинную силу.

· Пусть пути будут различны, но образование и воспитание во всяком случае должны оставаться оконечной целью всякого преподавания.

· Нельзя всех и каждого стричь под один гребень, действовать следует разумно, применять к свойству предмета личности, степени развития учеников и учителя.

· Ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя.

· Ценны не голые сведения, а внутренняя просвещенность, чутье правды, сила воли.

· Тот ряд практических занятий действительно плодотворен, где требуется от учеников самостоятельность, и самые знания приноровлены к их силам.

· От учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить, что не превышает сил класса и каждого ученика в отдельности.

· Пример преподавателя – самое действенное средство воспитания.

· Дисциплина – еще не воспитание.

· Воспитание имеет целью не сломить волю ребенка, а образовать ее.

· От юного существа можно добиться всего посредством высказывания к нему доверия.

· Вовлечение какими-либо занятиями и усердие к ним достойны поощрения, а неосторожная задержка может привести к апатии ученика.

· Наказание только тогда правда действительно, если оно понятно провинившемуся и вполне соответствует степени тяжести содеянного проступка.

· Семья, школа и церковь – это три силы, которые воспитывают человека

Педагогические принципы школы К. Мая


Осенью 1918 г. частное учебное заведение Карла Мая было национализировано и преобразовано в Советскую единую трудовую школу I и II ступени. По распоряжению новой власти в школе было введено совместное обучение мальчиков и девочек, а также отменены оценки и аттестаты. Педагогические традиции школы в той или иной мере удавалось сохранять, пока в 1929 году в прессе не была развернута антибуржуазная кампания против школы с целью «орабочить». Далее в здании находилась 6-я Специальная артиллерийская школа, выпускники которой сражались на фронтах Великой Отечественной войны. После войны в школе вновь сложился очень сильный педагогический коллектив. Позже из-за плачевного состояния здания, школа переехала на 13 линию Васильевского острова.

Академик Д. С. Лихачев о школе

В 1986 году, во время выступления Д.С. Лихачева в телестудии «Останкино», ученому задали вопрос о его школьном образовании. Дмитрий Сергеевич, чуть улыбнувшись, произнёс: «Мне повезло. Я учился в очень хорошей школе. Школе Карла Ивановича Мая, такого великого гуманиста, педагога-гуманиста. И там у нас этого (имущественного различия, авт.) не было принято. У нас учился и сын швейцара, и внук Мечникова, и сын банкира «Митьки» Рубинштейна, который давал в долг Николаю II, учился целый ряд совершенно различных между собой людей. Но отношения между всеми были товарищескими, нормальными, и никто не задавался. Вот есть такой школьный термин, очень хороший — «задаваться», вот этого не было. Это было неприлично».

И далее из воспоминаний Д. С. Лихачева:

«Школа К.И. Мая наложила сильный отпечаток на мой жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт. … Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью…».

Музей истории школы Карла Мая.

С 1978 г. в бывшем «майском» доме 39 на 14 линии Васильевского острова Санкт-Петербурга работает Институт информатики и автоматизации РАН, к счастью, сохраняющий память о школе Карла Мая. Именно здесь сейчас находится музей истории этой школы. Заведует музеем и проводит экскурсии его основатель и директор Никита Владимирович Благово – замечательный петербургский интеллигент, удивительный человек, легенда Санкт-Петербурга, как и сама школа Карла Мая.

Моя встреча с Никитой Владимировичем Благово состоялась на выставке истории школы Майских жуков в Доме ученых Санкт-Петербурга в феврале 2022. Под впечатлением от этой встречи нахожусь уже который день. Никите Владимировичу 90 лет. Человек невероятной ясности ума, с блестящей эрудицией, прекрасно владеющий литературным языком, невероятно энергичный, обаятельный и очень скромный выпускник школы Карла Мая, гордо носящий звание «Майский жук» 1949 года выпуска.


Музей истории школы Карла Мая – это то место, которое надо обязательно посетить в Санкт-Петербурге. Это не просто любопытная или необычная история школы, это образец педагогического мастерства, на уровень которого следует ориентироваться даже спустя сто и двести лет.

Особенно полезно было бы устроить экзамены по знанию педагогических принципов школы К. Мая представителям современного Министерства просвещения РФ и Министерству науки и высшего образования, превратившим профессию школьного учителя из престижной и уважаемой в обществе, как это было во времена СССР, в непрестижную профессию с высокой загрузкой и нищим окладом, в которой «76% учителей имеют ставку заработной платы (оклад) ниже МРОТ».


При подготовке статьи использованы материалы выступления Н.В. Благово в Доме ученых Санкт-Петербурга и материалы сайта Музея истории школы Карла Мая http://www.kmay.ru/

Вернуться в «Интересные факты. Статьи и фильмы на разные темы, близкие теософии и Агни-Йоге»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 59 гостей