Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:56

Лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Ф.И.Шаляпин. «Я в жизни был только актером и певцом» в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72)


27 октября 2023 года в Белом зале Библиотеки истории и культуры Петербурга (Марата, 72), продолжил работу Лекторий Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов. В рамках лектория состоялась девятая лекция из цикла «Петербург на рубеже веков. Н.К.Рерих и его выдающиеся современники»: «Ф.И.Шаляпин. «Я в жизни был только актером и певцом». Лекцию прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР Л.И. Шестакова.

«Если я в жизни был чем-нибудь, так только актером и певцом. Моему призванию я был предан безраздельно. У меня не было никакого другого побочного пристрастия, никакого заостренного вкуса к чему-либо, кроме сцены» - писал Федор Иванович Шаляпин. Когда-то Владимир Иванович Немирович-Данченко обмолвился: «Про Шаляпина кто-то сказал: когда Бог создавал его, то был в особенно хорошем настроении, создавая на радость всем».

Где бы ни звучал голос Великого артиста – он везде узнаваем. Русская школа пения появилась благодаря пению Фёдора Шаляпина. Это особое неповторимое образование звука, задевающее глубинные человеческие чувства. Его творчество стало явлением не только в русской, но и в мировой культуре. Творческая биография Шаляпина состоит из множества блестящих образов в произведениях русской и зарубежной мировой оперной классики.

Великим художником и реформатором отечественного и мирового искусства Федор Иванович Шаляпин стал не только благодаря своему трудолюбию, творческой целеустремленности, стечению обстоятельств, но еще и потому, что его природный дар был чутко услышан, замечен, заботливо взлелеян, понят и взращен окружавшими его талантливыми людьми.

Школа жизни Федора Шаляпина неотделима от школы театра. Она складывалась из сложных и противоречивых событий жизни певца. Когда-то актерское кочевье по России стало для Шаляпина его «университетом».

Федор Иванович Шаляпин родился в Казани 1 (13) февраля 1873 году, во флигеле дома купца Лисицына. Его родители были приезжими крестьянами из Вятской губернии. Отец Иван Яковлевич на новом месте служил писарем в управлении земства. А мать Евдокия Михайловна ходила на поденщину мыть полы, стирать белье. «Певал я часто с матушкой моей, она была милой домашней песельницей. И мы часто голосили с ней разные русские песни, подлаживая голоса» - писал певец.

В семь лет Фёдора научил читать гимназист, живший в том же доме, а в восемь отдают учиться в частную школу Ведерниковой. Он оказался способным, грамота давалась легко. В школе научился красиво писать. Регент Щербинин научил мальчика петь по нотам, и он быстро постиг премудрости пения, после чего Фёдор стал петь в церковных хорах. Однако отец не считал пение стоящим занятием, и отдал Фёдора обучаться ремёслам, что бы семья могла худо-бедно существовать – сначала в скорняжную мастерскую, затем к сапожнику, позже к токарю.

В 9-летнем возрасте Фёдор продолжил учиться в 6-м городское начальном училище с трехлетним курсом обучения и заканчивает его в 12 лет с похвальным листом к удивлению родителей. Отец сказал: «Теперь ты грамотный. Надо работать!» и устраивает писцом в ссудную кассу, где сам работал. Мальчик продолжает петь в церковных хорах. Как-то один из певчих предложил билет в Казанский городской театр. Это первое посещение театра стало настоящим событием в жизни Фёдора, искусство пленило его и целиком заполнило его существо.

Мечта оказаться на сцене начала сбываться. Фёдор устроился в Казанский театр выступать в массовках в качестве статиста. Позже предлагает себя в качестве хориста в музыкальную труппу из Уфы Семена-Самарского. Поет в хоре, участвует во всех спектаклях. Наконец получил сольную партию Стольника в опере Станислава Монюшко «Галька», заменив отказавшегося петь артиста. Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, и он продолжает выступать уже в главных ролях и с успехом.

Закончился сезон и начинающий певец примкнул к приехавшей в Уфу украинской труппе Георгия Деркача. Труппа долго покружили по городам Средний Азии. Странствования с ней привели его в Тифлис. Тифлис оказался для него чудом. Потом он назовет его городом «чудодейственным» и часто будет говорить, что он для жизни родился в Казани, а для сцены – в Тифлисе.

Здесь ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом благодаря певцу-учителю Дмитрию Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в его жизни большое участие. «Этот превосходный человек и учитель, - скажет в конце жизни Шаляпин, - сыграл в моей артистической карьере огромную роль. С этой встречи с Усатовым начинается моя сознательная художественная жизнь…. Он пробудил во мне первые серьезные мысли о театре, научил чувствовать характер различных музыкальных произведений, утончил мой вкус, и это я в течение всей моей карьеры считал и до сих пор считаю самым драгоценным. Он наглядно обучил музыкальному восприятию и музыкальному выражению исполняемых пьес». Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу. Фёдор прожил в Тифлисе год, исполняя в опере первые басовые партии. Шаляпин с одобрения Усатова отправляется в Москву с его рекомендательными письмами.

В начале июня 1894 года, ему 21 год, приезжает в Москву, но театральный сезон закончился. Случай вскоре представился. В Москве Фёдор познакомился со знаменитым антрепренёром М. Лентовским и согласился на его предложение переехать в Петербург и летом выступать в театре «Аркадия». Летний сезон завершился быстро: владелец театра обанкротился, и артисты разъехались. Кто-то предложил Фёдору вступить в оперное товарищество, которое собиралось ставить спектакли в Панаевском театре, во главе с дирижером Труффи, уже известным ему по Тифлису.

В Петербурге певец знакомиться с талантливым драматическим актером Мамонтом Дальским и учится у него сценическому мастерству, искусству жеста. Даже единственный шаляпинский тембр, получил свою „обработку“ в „школе“ Дальского. Артистичность, драматическая музыкальность, красочность фраз Мамонта вошли в плоть и кровь гениальной восприимчивой натуры Шаляпина. Дальский оставался до конца своих дней ближайшим другом певца.

О Шаляпине одобрительно отзываются рецензенты, певцом интересуются знатоки театра. Вас. Вас. Андреев сразу оценил талант Шаляпина. Он расширял круг его знакомых и, наконец, свел с дирижером Мариинского театра Э. Ф. Направником. Шаляпин был принят в труппу Мариинского театра 1 февраля 1895 года без дебюта на три года, ему 22 года. Теперь перед ним — одна из лучших сцен Европы.

Дебютировал в роли Мефистофеля в опере «Фауст». Роль для него была не новой, Федор готовился показать Мефистофеля, обогатив его выразительными драматическими красками, но на репетиции режиссер, резко охладил реформаторский пыл певца. Тогдашний директор императорских театров И. А. Всеволожский не уставал повторять музыкантам, артистам и композиторам: «Мы должны прежде всего угодить царской фамилии, затем вкусу публики и только в третью очередь художественным требованиям искусства». Однако отзывы прессы свидетельствовали не только о неуспехе дебютанта, но и о готовности учиться у мэтров. Его способность самообладания - это важное качество характера очень многое определяло в судьбе Шаляпина. «Я благодарю Бога за эти первые неуспехи, - признался Шаляпин через много лет в своей книге „Маска и душа“. - Они вышибли из меня самоуверенность, которую во мне усердно поддерживали поклонники». В сезон 1895—1896 годов он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях» - сообщалось в прессе.

Меценат Савва Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, заметив в Шаляпине выдающееся дарование, уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896—1899 годах, и за эти четыре сезона приобрёл широкую известность. В автобиографической книге «Маска и душа» Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента». Шаляпин позже написал в своей биографии: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь».

В 1899 году Шаляпин принял приглашение работать в Большом театре, где пользовался громадным успехом. Известность Шаляпина выходит за пределы России. В мае 1900 года певец получает телеграмму-приглашение из Италии, от генерального директора миланского театра «Ла Скала» с просьбой выступить в опере Бойто «Мефистофель» Шаляпин принимает его. Выступление в Ла Скала стало триумфом русского оперного искусства. Фёдора Шаляпина звали в Париж, Лондон, Америку…. Теперь у него была мировая слава.

С 1901 года Шаляпин гастролировал с большим успехом в лучших театрах Европы и Америки. Во время Первой мировой войны певец открыл на собственные средства два лазарета в Петербурге и Москве для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности. Юрист, который много лет вёл финансовые дела Шаляпина, вспоминал: «Если б только знали, сколько через мои руки прошло денег Шаляпина для помощи тем, кто в этом нуждался!». Последний контракт с Дирекцией императорских театров был заключен с 23 сентября 1912 г. по 23 сентября 1917 г. Восхищение публики шаляпинским талантом было непреходящим.

После революции 1917 года Федор Шаляпин жил в Петербурге, занимался переустройством бывших императорских театров, являлся выборным членом дирекции Большого и Мариинского театров, руководил художественной частью Мариинского театра.

В 1918г. Царь-бас первым из деятелей искусств удостоили только что учрежденного звания «Народный артист Республики». Выступая перед публикой, растроганный Шаляпин признавался, что эта награда ему дороже остальных, поскольку он сам человек из народа. В 1927 г. его денежная помощь голодающим детям русских эмигрантов в Париже была расценена в СССР как содействие белоэмигрантам. В том же году Шаляпина лишили звания «Народный артист Республики». Известие об этом он переживал очень тяжело и только 10 июня 1991 г. возвращено это звание посмертно.

В новой России найти себе места артист не мог. Его широкой творческой натуре недоставало простора. С июля 1922 года и до конца жизни Шаляпин живет за границей. Фёдор Шаляпин был не только великим певцом и драматическим артистом, владел искусством дирижирования, оперной режиссурой, обладал даром литератора. Его перу принадлежат две автобиографические книги – «Страницы из моей жизни», написанные в соавторстве с М.Горьким в 1916 году, и «Маска и душа» в 1932 г.

Певец проявил себя и как киноактер. Он сыграл главную роль в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» в 1915г. и снялся в Америке в звуковом фильме «Дон Кихот», где сыграл главную роль. А еще Шаляпин оказался талантливым художником и скульптором. Именно Федор Иванович считается первым настоящим художником-гримером.

Во всех сферах искусства, которыми увлекался этот уникальный человек, он достиг потрясающего мастерства и самобытности. О нем пишут: «Этот артист еще не бывалый, автор нового веяния в искусстве, реформатор, создающий новую школу. Он возник, как самородок. У него нет предшественников. Большой человек наш Фёдор Иванович с его светлым талантом, так родственным Пушкину, Глинке и Моцарту, с его изумительным даром, не только чаровать, но и мыслить звуками».

Последнее турне состоялось в 1936 году - по странам Дальнего Востока. Он дал свыше 50 сольных концертов в Токио, Осаке, Шанхае, Тянь-Цзыне, Пекине и, вернувшись в Париж в 1937 году, врачи диагностировали у него онкологическое заболевание крови. Скончался Шаляпин у себя в парижской квартире 12 апреля 1938 года. Фёдора Ивановича похоронили на парижском кладбище Батиньоль с такими почестями, каких не удостаивался ни один иностранец. До конца своей жизни Шаляпин оставался русским гражданином, так и не приняв иностранного гражданства.

В соборе Александра Невского в Париже на улице Дарю митрополит Евлогий сказал: «За все то духовное наследие, которое он нам оставил, за прославление русского имени - за все это низкий поклон ему от всех нас и вечная молитвенная память».

В лекции Л.И.Шеставкова отметила творческие пресечения Н.К.Рериха и Ф.И.Шаляпина. Их связывали, еще в начале 20 века, дягилевские «Русские сезоны». В марте 1917г. на совещании у М.Горького собралась «Комиссию по делам искусства», где разрабатывались вопросы по охране памятников. В состав комиссии входили Рерих, Бенуа, Билибин, Добужинский, Петров-Водкин, Щуко, Шаляпин и другие. Мы знаем, что музыка сопутствовала Рериху в его экспедициях. Готовясь к ним и строжайше корректируя каждый лишний килограмм груза, Рерих никогда не забывал захватить с собой патефон и любимые пластинки. На привалах, в самых трудных условиях, в короткие часы отдыха, он и его спутники слушали музыку. А также во время пребывания в Кулу, по вечерам, после насыщенного трудового дня, Николай Константинович и его семья собирались вместе для прослушивания любимых пластинок, где звучал голос Федора Шаляпина.

29 октября 1984 г., в дождливый осенний день, произошло «возвращение» Ф.И.Шаляпина на родную землю – он был перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве в связи с пожеланием детей певца, исполнивших последнюю волю отца. В 1986 г. на могиле Шаляпина был установлен памятник работы скульптора А.Елецкого и архитектора Ю. Воскресенского.

В конце лекции позвучала «Элегия» Ж.Масне в исполнении Ф.И.Шаляпина в записи 1931 года. После лекции состоялся активный обмен мнений и дискуссия по теме лекции.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1855

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:58

Выставки репродукций картин в школах Кировского и Московского районов г. Санкт – Петербурга


В рамках проведения выставок для средних общеобразовательных учебных заведениях, которые проводит Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов в сентябре и октябре месяце 2023 года в средних общеобразовательных учебных заведениях г. Санкт - Петербурга прошли лекции.

26 сентября, 25 и 26 октября 2023 года в Средней общеобразовательной школе № 504 Кировского р-на СПб с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, 43), в рамках экспонируемой там Санкт-Петербургским Отделением Международного Центра Рерихов выставки «Н.К. Рерих. От России до Гималаев» состоялись 7 лекций для учащихся 7.8,9, 10 и 11 классов школы, посвященные жизни и творчеству выдающегося русского художника, ученого, археолога, путешественника, писателя, мыслителя и общественного деятеля планетарного масштаба Николая Константиновича Рериха. Лекции провел сотрудник Отделения Саулин Ф.В.

В рамках лекций, учащиеся школы познакомились с основными вехами жизненного и творческого пути выдающегося художника. Филипп Валерьевич рассказал о ключевых культурных и научных инициативах Н.К.Рериха, таких, как путешествие «По старине» 1903-1904 гг., открытие в Америке крупных культурных учреждений в 1920-х гг., знаменитая «Центрально-Азиатская Экспедиция», ставшая крупнейшей экспедицией XX века, «Манчжурская» экспедиция 1934-1935 гг. и др.

Отдельно, в рамках лекции, было рассказано об уникальном международном Договоре, созданном Николаем Константиновичем – «Пакте Рериха», подписание которого состоялось 15 апреля 1935 г. в Белом доме в Вашингтоне, а также о «Знамени Мира» - отличительном знаке, выбранном Н.К.Рерихом идентификации объектов, находящихся под защитой Договора.

Эти же вехи жизненного и творческого пути художника были освещены 20 и 23 октября 2023 года в ГБОУ СОШ № 507 Московского района (Московский пр., 169) для учащихся 3,4 и 6 классов, где прошли 5 лекций к экспонируемой в школе выставки Н.К. Рериха «Держава Света». Лекции провели сотрудники Санкт-Петербургского отделения МЦР И.Н. Гарина и М.Ю. Гаврилов

Лекции сопровождались показом презентации. В конце лекции сотрудники Отделения ответили на вопросы учащихся.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1854

Лея
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Лея » 12 янв 2024, 14:41

Лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К. Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н. Рериха.

14 января 2024 года (воскресенье) в 15:00 в рамках программы состоится лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварой, лесистым поместьем в сорока верстах от Гатчины», – так через много лет вспоминал Николай Константинович Рерих свои первые детские впечатления в очерке «Самое первое».

Благодаря незабываемо ярким впечатлениям детства, оставленным Николаем Константиновичем в его «Листах дневника», мы имеем возможность увидеть сегодня Извару его глазами – такой, какой она ему запомнилась на всю жизнь. Именно здесь, в Изваре, имении, купленном его матерью Марией Васильевной Рерих в Петербургской губернии, недалеко от Гатчины, в конце XIX века, начиналось знакомство юного Рериха с историей и культурой родной земли. Многочисленные легенды и предания, которые хранили и передавали из поколения в поколение люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественным образом пробуждали у пытливого мальчика интерес к археологии. Этому способствовали и старинные книги по истории Руси из изварской библиотеки, которые имели огромное значение для воспитания в Рерихе чувства сопричастности к событиям давно минувших лет, желания послужить родине, как и древние богатыри, обусловили многие творческие и духовные поиски.

Впитавший с воздухом этих мест красоту русской природы, прикоснувшись впервые здесь к великому прошлому народа, художник выявлял в своих картинах удивительную способность передавать историческое настроение, что вызывало неподдельный интерес у его современников, а сам Рерих становился у истоков зарождения исторического пейзажа в русском искусстве начала XX века.

Имение Рерихов в Изваре – это особое место, с которым было связано четверть века жизни Николая Константиновича. В стенах изварского дома произошла и его первая «встреча» с Востоком – на всю жизнь запомнилась картина, висевшая в гостиной и изображавшая Гималаи, также ходили предания о жившем неподалеку индусском радже. Да и само название имения созвучно санскритскому слову «ишвара», которое переводится как «милость богов»... Яркие впечатления детства и юности становились прочной основой мировоззрения и творчества Рериха, а глубокая, внутренняя связь с Изварой не прерывалась до конца жизни – об этом свидетельствуют его «Листы дневника», многочисленные очерки, статьи и письма.

Извара и ее окрестности сегодня являются особым духовным магнитом, давая, с одной стороны, возможность вновь и вновь выявлять грани творческой личности Н.К. Рериха, а с другой, – здесь начала разворачиваться во времени вся мощь его духа, как великого русского художника, историка, археолога и путешественника, мыслителя и философа, видного международного общественного деятеля.

Лектор: Э.А. Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7879

https://www.youtube.com/watch?v=0kLNESoYVGg

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Евгений » 21 янв 2024, 10:52

Лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни»

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н. Рериха.

24 января 2024 года (среда) в 16:00 в рамках программы состоится лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни», которая пройдет в Доме общественных организаций по адресу: Москва, 4-й Вешняковский проезд, д. 1, к. 1 (станция метро «Рязанский проспект»).

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) – один из самых ярких и самобытных русских художников XIX века. Своим творчеством он заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, который основан на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображен творческой индивидуальностью Мастера живописи.

А.И. Куинджи постоянно экспериментировал, использовал в творчестве новейшие открытия науки того времени. Это было связано не только с формальными сторонами живописи, но и с особым восприятием единства мира и человека, которое стало особенно близким следующему поколению художников уже начала ХХ века. Он открывал перспективы для развития искусства в будущем – символизма, экспрессионизма, примитивизма, фовизма. Работал с цветом, красками, что нашло свое продолжение в творчестве многих его учеников – А. Рылова, К. Богаевского, Н. Крымова и других. Одним из них был Н.К. Рерих, в судьбе которого Куинджи сыграл важнейшую роль, поскольку сумел раскрыть в талантливом ученике многие грани его таланта, которые в будущем проявятся в разных жанрах художественного творчества Рериха.

Для Николая Константиновича А.И. Куинджи стал не только учителем живописи. И как художник, и как педагог, и особенно как человек Куинджи во многом отвечал идеалам Рериха. Но это восприятие Куинджи пришло к нему не сразу. Спустя годы Николай Константинович, вспоминая, как он пришел в знаменитую мастерскую, написал главное: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни». Осознание духовного водительства как ведущего начала жизни для человека, опоры его творческих устремлений и формирования внутренней культуры станет для Н.К. Рериха незыблемым на всех его путях.

В лекции будет рассказано о жизни и творчестве А.И. Куинджи, его незабываемой личности как художника и наставника, человека высокой духовности, большой души и сердца. Память о своем учителе, который повлиял на становление Н.К. Рериха как выдающегося художника XX века, он пронесет через всю жизнь. Лекция сопровождается презентацией, в которой будут представлены исторические фотографии и документы.

Лектор: Э.А. Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

Будет организована онлайн-трансляция лекции.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7885

https://www.youtube.com/watch?v=eHrQ3FkRlJA

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 06 фев 2024, 13:08

Лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни»

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

6 февраля 2024 года (вторник) в 16:00 (московское время) в рамках программы состоится лекция «Архип Иванович Куинджи. Учитель жизни», которая пройдет в онлайн-формате.

Архип Иванович Куинджи (1842–1910) – один из самых ярких и самобытных русских художников XIX века. Своим творчеством он заложил новые тенденции для целого поколения живописцев, создал особый тип романтического пейзажа, который основан на реалистическом восприятии окружающего мира, но преображен творческой индивидуальностью Мастера живописи.

Для Николая Константиновича Рериха Куинджи стал не только учителем живописи. И как художник, и как педагог, и особенно как человек он во многом отвечал идеалам Рериха. Но это восприятие Куинджи появилось у него не сразу. Спустя годы Николай Константинович, вспоминая, как он пришел в знаменитую мастерскую, написал: «Один из самых важных шагов совершился проще простого. Стал Архип Иванович учителем не только живописи, но и всей жизни».

В лекции будет рассказано о жизни и творчестве А.И.Куинджи, его незабываемой личности как художника и наставника, человека высокой духовности, большой души и сердца. Н.К.Рерих через всю свою жизнь пронес память о своем учителе, который повлиял на его становление как выдающегося художника XX века. Лекция сопровождается презентацией, в которой будут представлены исторические фотографии и документы.

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7896

https://www.youtube.com/watch?v=QGvKScnid5k

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 07 апр 2024, 06:47

Лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».

7 апреля 2024 года (воскресенье) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств».

В лекции будет освещен период работы выдающегося русского художника, ученого, археолога и путешественника, общественного деятеля, писателя и мыслителя Н.К. Рериха в должности директора Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В рамках темы слушатели также познакомятся и с краткой историей основания Общества поощрения художников (как оно называлось до 1882 года), созданием при нем в 1839 году Рисовальной школы.

Посвятив работе в Обществе поощрения художеств в общей сложности около двадцати лет, а в качестве директора Рисовальной школы Общества – более десяти лет, Николай Константинович Рерих явился настоящим революционером в обновлении всего процесса школьного обучения. Приняв Рисовальную школу, по признанию С. Эрнста, «застывшую на точке» 80-х годов XIX века, Рерих с присущей ему творческой энергией не побоялся внести кардинальные изменения как в программу учебных классов (расширяя их художественные направления), так и в состав преподавателей, организуя также совет профессоров как коллегиальный орган управления школой. Рерих проводил смелые реформы в области художественного образования, стремясь открыть учащимся из разных социальных слоев более широкие горизонты, «привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное», чтобы они учились видеть в искусстве не развлечение, а испытывать глубокую потребность к украшению всей жизни, вносить в мир подлинную красоту.

Обладая широким художественным мышлением и педагогическим талантом, Рерих вывел Рисовальную школу Общества на высокий уровень общественного признания, сделал ее передовой художественной школой в России того времени. Многие современники Н.К. Рериха искренне выражали свое восхищение успехами в развитии Рисовальной школы под его руководством. По признанию А.Н. Бенуа, «…чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за эту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины».

Лектор: Филипп Валерьевич Саулин, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7957

https://www.youtube.com/watch?v=lvrpmLeGVG8

Надежда Лебедева
Сообщений: 9804
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 23 апр 2024, 15:40

Лекция «Петербург на рубеже веков. Н.К. Рерих и его выдающиеся современники»

Дорогие друзья и единомышленники!

Международный Центр Рерихов и его Московское отделение, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н.Рериха. Эта уникальная семья оставила нам огромное количество своих научных, живописных, философских, публицистических, эпистолярных трудов, высоких достижений и замечательных мыслей, которые обогащают нашу отечественную культуру и мировую культуру в целом.

24 апреля 2024 года (среда) в 16:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Петербург на рубеже веков. Н.К. Рерих и его выдающиеся современники».

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

Рубеж ХIХ–ХХ веков в России по праву называют Серебряным веком русской культуры. Это был период эпохальной переоценки эстетических, философских и духовных ценностей, острой борьбы различных художественных направлений, что отразилось прямо или косвенно на всех сферах социальной жизни российского общества. И в этой борьбе формировалось и закаливалось смелое и свободное национальное самосознание, проявляющее себя в новых формах самовыражения. Знаменитый философ, глубокий знаток русской мысли Н.А.Бердяев справедливо отмечал: «В начале XX века в России был настоящий культурный ренессанс, религиозный, философский, художественный».

В Петербурге, столице России, можно отметить важные судьбоносные веяния, которые привели к появлению во всех сферах деятельности выдающихся творцов. Их активная художественная, нравственная и гражданская позиция станет определяющей в утверждении новых идей и течений, позволивших России в XX веке стать одной из ведущих держав в области мирового искусства и культуры.

Выдающимся творцом, которому довелось жить в тот период в Петербурге и внести свой неоценимый вклад в сокровищницу российской и мировой культуры, был Николай Константинович Рерих. Его знаменитые современники, с которыми он общался и плодотворно сотрудничал в те далекие годы, каждый по-своему обогатили отечественную культуру бесценными сокровищами своего творчества, и среди них А.И. Куинджи, В.В. Стасов, В.М. Васнецов, художники объединения «Мир искусства», С.П. Дягилев, И.Ф. Стравинский, М. Горький, М.А. Врубель, М.К. Чюрленис, А.Н. Бенуа, М.К. Тенишева, А.В. Щусев, И.Э. Грабарь и другие.

В первой (вводной) лекции по предлагаемой теме будут рассмотрены некоторые грани творчества перечисленных современников Н.К. Рериха, которые вместе с ним составили неувядаемую славу нашей культуры.

https://www.youtube.com/watch?v=7Y2rTzHe3cI

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7972


Вернуться в «Работа Рериховских обществ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 19 гостей