Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Лея
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Лея » 03 ноя 2023, 17:49

НОВОСТИ: http://spb-icr.ru/news/


Лекция Санкт-Петербургского Отделения Международного Центра Рерихов «Сергей Павлович Дягилев и «Русские сезоны»» в Библиотеке №4 Горелово ЦБС Красносельского района

24 сентября, в Библиотеке №4 Горелово ЦБС Красносельского района состоялась лекция Санкт-Петербургского Отделения Международного Центра Рерихов «Сергей Павлович Дягилев и «Русские сезоны»», которую прочитал сотрудник Отделения Саулин Филипп Валерьевич.

Крупнейшая фигура в пространстве мировой культуры, великий импресарио, реформатор европейской сцены, обладавший неиссякаемым вдохновением, пламенностью и уникальным организаторским талантом, главным делом жизни которого стало создание знаменитых «Русских сезонов», прославивших культуру нашей страны на весь мир Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года в деревне Селищи Новгородской губернии. В этом году мировое культурное сообщество отмечает юбилейную дату – 150 лет со дня рождения Сергея Павловича.

Род Дягилевых был одним из самых влиятельных и культурных в Перми середины XIX века, и именно такие люди, как Дягилевы, стали движущей силой того культурного подъема, который произошел в России на рубеже XIX и XX веков, и который оказал сильное влияние на всю европейскую культуру того времени в целом.

«Искусство играло большую роль в жизни Дягилевых. Музыка, литература и театр занимали центральное место в воспитании. С ранних лет Сергей учился играть на фортепиано, занимался вокалом и пробовал себя в композиции, проявляя выдающиеся способности к музыке.» Во время лекции Филипп Валерьевич познакомил слушателей с аудио-записью романса «Ты помнишь ли, Мария?», написанного Сергеем Павловичем в возрасте пятнадцати лет - единственного сохранившегося произведения из всего написанного Дягилевым-композитором.

В Пермской мужской гимназии, в которой учился Сергей, искусству также уделяли много внимания. На школьных вечерах он играл на фортепиано произведения Ф.Шопена и А.Рубинштейна, исполнял популярные романсы.

В 1895 году у Дягилева происходит смена жизненных устремлений – с большим воодушевлением он обращается к изобразительному искусству, а также, задумывается о посвящении своей жизни меценатству.

В 1896 г., закончив юридический факультет Санкт-Петербургского Государственного Университета, Дягилев начинает писать критические статьи об искусстве для газеты «Новости и биржевая газета», и параллельно вынашивает планы подготовки своей первой выставки. Он ставит целью знакомство петербургской аудитории с творчеством современных английских и немецких акварелистов.

Первая выставка Дягилева открывается в 1897 г. и становится одной из самых представительных и богатых в художественном отношении, среди выставок зарубежного искусства, когда-либо проводившихся в России на тот момент. Выставочная деятельность Дягилева выделяется на фоне деятельности других выставочных обществ того времени – он движим стремлением устраивать выставки, как впечатляющие культурные события.

В этот же период у Дягилева зарождаются планы создания творческого объединения художников и нового журнала «Мир искусства», в котором он планирует объединить всю русскую и зарубежную художественную жизнь и который выходит в свет в ноябре 1898 г.

1905 г. – год торжественного открытия «историко-художественной выставки русских портретов», которая состоялась в Таврическом дворце в Санкт-Петербурге и стала самой масштабной выставкой Сергея Дягилева.

Через некоторое время Дягилев организовывает последнюю выставку «Мира искусства», после открытия которой решает, что пришло время представить русское искусство за границей. Сергей Павлович задумывает устройство русского отдела в уже успевшем к тому времени прославиться «Осеннем салоне» в Париже, и в октябре 1906 г., в двенадцати залах Большого дворца на Елисейских полях выставляется 750 произведений 52 современных русских художников, 32 иконы, а также картины XVII и XVIII веков, отражающие тенденции своего времени. Публика с восторгом принимает русских художников - такого во Франции еще не видели.

Первый заграничный проект Дягилева проходит с триумфом, и дает рождение знаменитой серии ежегодных европейских гастролей русского искусства под организационным началом Сергея Павловича, которые получают название «Русские сезоны».

На следующий год, в 1907 г., Дягилев представляет в Париже, в рамках второго «Русского сезона», новый проект – цикл из пяти концертов русской музыки на сцене Гранд-опера, который носит название «Исторические русские концерты».

Следом за циклом из пяти концертов, в 1908 г., Дягилев организует в рамках «Русских сезонов» новую программу в Гранд-опера, которая восполняет серьезный недостаток предыдущей – отсутствие оперных постановок. Главным событием «сезонов» этого года становится показ в Париже оперы М.Мусоргского «Борис Годунов», главную роль в которой исполняет выдающийся певец Федор Шаляпин.

В программе «сезонов» 1909 г. впервые, наряду с оперными спектаклями, показываются балеты. В качестве хореографа выступает талантливый балетмейстер и танцор Михаил Фокин, а в качестве солистов балета, в «сезонах» 1909 г. принимают участие звезды того времени Анна Павлова, Тамара Карсавина и Вацлав Нижинский. Над оформлением спектаклей работают художники, участвовавшие ранее в выставках «Мира искусства» - А.Бенуа, Л.Бакст, В.Серов, А.Головин.

В подготовке «Русских сезонов» 1910 г., Сергей Павлович принимает два важных решения. Первое: ежегодно ставить несколько абсолютно новых спектаклей, чтобы сделать репертуар труппы премьерным, а не регулярным. И второе: привлекать к сотрудничеству не только русских, но и иностранных (и в первую очередь, французских) художников и композиторов. Также, в этот период, Дягилев приходит к мысли о необходимости создания постоянной балетной труппы, которая имела бы возможность ездить в гастрольные поездки не только раз в год, но на протяжении всего года, и организует труппу, которая получает имя «Русский балет Сергея Дягилева».

1913 г. Пик славы «Русских сезонов». Николай Константинович Рерих и Игорь Федорович Стравинский завершают работу над балетом «Весна священная», который, после премьеры, становится одним из наиболее обсуждаемых и значимых музыкальных произведений XX века.

«Русские сезоны» существуют до 1929 года, года ухода Дягилева из жизни.

Сыграв одну из главных ролей в популяризации русского искусства в Европе и Америке на рубеже XIX – XX веков, Дягилев явился тем титаном духа, который взял на себя смелость влиять на ход истории мирового искусства того времени, и изменять его, в соответствии со своими творческими идеями. Он открыл миру множество талантливых художников, композиторов и артистов балета, многие из которых именно благодаря участию в «Русских сезонах» приобрели мировую известность и власть определять пути мирового искусства в будущем.

Сергей Павлович Дягилев произвел настоящую революцию в мире театрального искусства, показав миру русский балет – балет, каким он еще не был никогда раньше – новаторским, ярким, незабываемым, и технически совершенным.

Но революции в мире театрального искусства способствовала не только уникальная труппа «Русского балета Сергея Дягилева». Со всей уверенностью можно сказать, что не меньшую роль в этом деле сыграло художественное оформление, такое же яркое и эстетически совершенное. И одним из главных художников – творцов славы русского искусства за рубежом, оказавших также огромное влияние на эстетическую составляющую «сезонов», стал всемирно известный русский художник, археолог, путешественник, писатель и международный общественный деятель Николай Константинович Рерих.

Значение вклада Николая Рериха в дело «Русских сезонов», триумф которых состоялся во многом благодаря его сценографии, декорациям, костюмам, а также созданию идеи и либретто к балету «Весна священная» И.Ф.Стравинского, невозможно переоценить.

Михаил Фокин в своей статье 1919 г. пишет следующие строки: «Театр многим обязан Рериху. Его работы для русской оперы, балета, драмы всегда создавали атмосферу высокой художественности, помогали артисту. … его декорации не развлекали зрителя ненужными подробностями …, а помогали ему сосредоточиться и почувствовать смысл, дух, характер действия и музыки».

Николай Константинович ценил сотрудничество с Сергеем Дягилевым, особенно отмечая его увлеченность, бескорыстный энтузиазм и любовь к искусству. Уже находясь в Индии, он узнает о смерти Сергея Павловича в 1929 г., и пишет в его память статью «Венок Дягилеву», которая печатается в журнале Лиги композиторов в Нью-Йорке в 1930 г.

В завершение своей лекции Филипп Валерьевич прочитал слушателям отрывки из этой статьи.

Выступление сопровождалось показом фото-презентации, в конце выступления лектор ответил на вопросы слушателей.


http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1844

Лея
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Лея » 03 ноя 2023, 17:53

Лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая» в Библиотеке № 1 им. Н.Г. Чернышевского (проспект КИМа, д.4)

16 октября 2023 года в Библиотеке № 1 им. Н.Г. Чернышевского (проспект КИМа, д.4) состоялась лекция «Карл Иванович Май и гимназия Мая». Лекцию и презентацию провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения МЦР И.Н. Гарина.

Карл Иванович Май родился 29 октября 1820 г. Был выдающимся

педагогом, организатором и первым директором школы Карла Мая.

Человек кристальной чистоты, честности и удивительной преданности своему делу.

Школа его была особенной, здесь давались не только знания, но и прививались нравственные качества, эстетические чувства. Развивали здоровье и волю учеников, находя индивидуальный подход к каждому.

После окончания историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, Карл Май был домашним учителем в семье Дашковых, а позже преподавал географию в Лесном институте. К 30 годам он уже имел репутацию отличного педагога.

В то время в Российском обществе пробуждался интерес к различным сторонам жизни и вопрос о воспитании и образовании волновал многих. Вырос запрос на образованных служащих, грамотных рабочих, инженеров.

Школа Мая - частная немецкая мужская школа - была открыта в Санкт-Петербурге 22 сентября 1856 г. Первым директором стал сам К.И. Май. Девизом школы стало изречение основоположника педагогики Яна Амоса Коменского «Сперва любить — потом учить». Были выработаны педагогические принципы, которым школа следовала всё время своего существования. Вторым директором стал Василий Александрович Крокау, третьим и как оказалось последним – Александр Лаврентьевич Липовский.

К.И. Май создавал свою школу на новых принципах, и, применяемые в совокупности, они быстро поставили его школу в ряд лучших для своего времени. Среди основных принципов новой школы стоит отметить задачу обучения и воспитания молодого человека для общественно полезного труда, приготовления к такому труду. Чтобы сделать учебный материал более доступным для учащихся, Карл Иванович считал необходимым совершенствовать методику преподавания, изменять её в зависимости от возможностей класса, он говорил: «Пусть пути будут различны, смотря по индивидуальности учителя, но образование и воспитание ученика должно оставаться конечной целью всякого преподавания».

Таким образом, как отмечали уже в начале ХХ века, эту школу никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой. В ней учились мальчики разных сословий и национальностей. Известен факт, что вовремя 1 Мировой войны при школе был создан госпиталь. Гимназисты дежурили в госпитале, сопровождали раненых на прогулках, читали книги, газеты.

Из школы Мая вышло немало одаренных людей. В школу Мая шли семьями. Здесь учились 8 представителей семьи Бенуа, 6 - Семеновых- Тян- Шанских, 8- Римских- Корсаковых, 5- Рерихов и др.).

Один из самых выдающихся учеников школы Карла Мая - Николай Константинович Рерих. «От школьных лет, — писал Рерих, — в гимназии Мая оставалось несколько моих памяток. Были предметы из первых курганных раскопок вблизи нашего поместья Извара Царскосельского уезда. Был портрет директора К.И. Мая и рельефная карта. Была программа торжественного спектакля с портретом Гоголя».

«К такому же увлекательному миру приводили и уроки географии Карла Ивановича Мая. Не только чертились богато расцвеченные карты, но и лепились цветными пластилинами рельефные изображения со всеми, так любимыми гимназистами горами. Поощрялись большие размеры и новые комбинации запоминаемых раскрасок.»

Ещё один из выдающихся учеников Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Школа К. И. Мая наложила сильный отпечаток и на мои интересы, и на мой путь жизненный, я бы сказал мировоззренческий, опыт… Я вспоминаю те несколько лет, которые я провел у Мая, с великой благодарностью. Даже почтенный швейцар, который приветствовал нас по-немецки, а прощался по-итальянски, учил нас вежливости собственным примером – как много все это значило для нас, мальчиков!».

В современном варианте гимназия К.И. Мая является школой № 5 Санкт-Петербурга, располагаясь на 13-й линия В.О. в д. 28, а в здании № 39 на 14-й линии В.О. располагается Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН. Там же с 1994 года действует Музей гимназии К.И. Мая.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1848

Лея
Сообщений: 36
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Лея » 03 ноя 2023, 17:59

Лекция «Влияние музыки на человека» в Центральной детской библиотеке Невского района (пр. Большевиков, 2Б)

19.10.2023 года в Центральной детской библиотеке Невского района (пр. Большевиков, 2Б), с лекцией «Влияние музыки на человека» для студентов Охтинского колледжа и СПб Пожарно-спасательного колледжа выступил председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей России (Санкт-Петербург) Э.А.Томша.

В лекции, посвященной важным вопросам музыки и музыкального искусства, Э.А.Томша рассказал студентам о том, что на протяжении всей истории человечества в культурах различных стран и народов особое внимание уделялось музыке. Она воспитывает чувства и эмоции, влияет на формирование образа мыслей и жизни человека, являет уникальное средство приобщения его к социальным, культурным и духовным ценностям. В каждой эпохе музыка вносит свой определенный вклад в развитие человеческой эволюции, в основе которой лежит главный принцип – преображение человека через красоту, любовь и гармонию.

Э.А.Томша привел исследования современных ученых о влиянии музыки на человека и окружающий его мир, где очевидны представления о том, насколько важно, какую музыку мы слушаем и какой музыкой окружаем себя ежедневно. На основании этих исследований можно сделать вывод о важной роли музыки в нашей жизни и ее воздействия на все живое, будь то человек, животное или даже растение. Общий вывод, который можно сделать на основании исследований – все живое предпочитает красивую и гармоничную музыку.

Существуют многочисленные научные исследования на эту тему, большинство которых показывают улучшение на 50 - 60% мыслительных способностей людей, прослушивающих классическую музыку в течение получаса, в сравнении с контрольной группой. Согласно мнению ученых прослушивание классической музыки является своеобразным упражнением для восстановления симметрии полушарий головного мозга, активизирует мозговую деятельность, улучшает память, стимулирует процессы мышления, а также благотворно влияет на жизнедеятельность всего организма человека.

Наряду с положительным влиянием музыки на мир животных и растений, исследователи отмечают и негативное ее воздействие, в зависимости от жанра музыкального направления. Многочисленные исследования показывают, что музыка может не только благотворно влиять на человека и излечивать заболевания, но и служить причиной их возникновения.

Начиная со второй половины XX века появляется множество музыкальных направлений, стилей и течений, опасных в нравственном отношении и разрушительных для жизни человека. Агрессивные и разрушительные, мрачные и депрессивные по своей сути, они искажают музыкально-смысловые гармонии, подменяя их мощными эффектами и потоком негативного воздействия на аудиторию, побуждая ее к насилию и антисоциальным поступкам. Едва ли не «общим местом» в исследованиях такого рода считается разрушительное воздействие на человеческий организм сверх громких звуков – подобную музыку специалисты называют «музыкой-убийцей», «звуковым ядом».

Увидеть и понять, что происходит в организме под влиянием таких концертов, помогают исследования известного японского ученого Масару Эмото. Его фотографии фрактальных структур воды под воздействием различной музыки и слов наглядно показывают нам, как выглядит структура воды под воздействием различных направлений «тяжелой» музыки. Наши тела на 70% состоят из воды и различного рода жидкостей, и можно только представить, что происходит в нашем организме во время и после прослушивания такого рода музыки.

Влияние музыки, звука и ритма, отражается и на физиологических процессах в организме человека, на эмоциональном состоянии и нравственном образе его жизни. Великий мудрец древности Конфуций сказал: «Разрушение любого государства начинается именно с разрушения его музыки. Не имеющий чистой и светлой музыки народ обречен на вырождение».

Действительно, проблема звукового пространства стоит очень остро. Молодежь приучают к музыке чрезвычайно громкой, примитивной – и в плане мелодии, и в плане содержания. Учитывая, что наиболее сильному воздействию такого рода музыки подвергается молодежь в возрасте от 12 до 16 лет, а в этот период происходит не только бурное физиологическое развитие, но и идет формирование личности, защитные функции снижены, и фактически происходит разрушение – и физическое, и нравственное, и духовное.

Учитывая увлечение современной молодежи различными музыкальными направлениями и течениями деструктивного характера, необходимо вести с ними разъяснительную работу о вредоносности влияния такой музыки, приводя в качестве примеров исследования ученых в этой области знаний. Это, безусловно, поможет молодым людям сделать осознанный выбор в отношении того, какую музыку они будут слушать. Мы можем видеть на примере тех же исследований Масару Эмото, как красиво и гармонично выглядит структура воды при прослушивании классической музыки. Можно только представить насколько будет меняться организм человека, его внутренний мир, насыщенный гармоничным звучанием.

Известно множество исследований влияния музыки на человека, в которой ритм, сила звука, гармония и содержание музыкального произведения, развивают его интеллект и память, внимание и воображение, способствуют формированию синтетического мышления и, как следствие, целостного восприятия мира.


http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1850


Лекция Санкт-Петербург.jpg
Лекция Санкт-Петербург.jpg (137.37 KiB) 862 просмотра

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Евгений » 05 ноя 2023, 16:09

Э.А. Томша. Живая Этика о музыке как способе постижения космической реальности

viewtopic.php?f=39&t=3700

Надежда Лебедева
Сообщений: 9806
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 06 ноя 2023, 06:55

Э.А.Томша, г. Санкт-Петербург

​Любовь — ведущее творящее начало

Елена Ивановна Рерих о творчестве (Из писем к сотрудникам)


​Доклад был озвучен на школе-семинаре «Новая эпоха — новый человек» 9 — 16 августа 2001 г. в Горках Ленинских (Московская обл.). Материал был подготовлен для публикации в журнале «Три Ключа». (издание которого не состоялось).

https://orpheus18.wixsite.com/website-6 ... д-томша-43

В последнее время в различных областях науки идут поиски и попытки объяснить процесс творчества и дать определение, что есть творчество. Этим вопросом занимаются искусствоведы, психологи, философы, филологи, педагоги и деятели искусства. Наблюдения, размышления и выводы носят различный, порой противоречивый характер, но все уверены в одном, что творчество – ведущее, развивающее начало и основа в жизнедеятельности человека.



В этой статье подобраны выдержки из писем Е.И.Рерих, русского философа, создателя философско-этического Учения "Живая Этика", в котором раскрывается понятие творчества. В Учении "Живая Этика" очень широко, глубоко и объемно рассмотрен вопрос творчества, его принципы, основы и жизненно важное значение в наступающую эпоху. Помогая пониманию значения творчества, Елена Ивановна раскрывала различные грани этого феномена своим сотрудникам.



Изучая эпистолярное наследие Елены Ивановны, можно увидеть, как разрозненные фрагменты складываются в стройную картину, дающую целостное представление о многогранном явлении творчества. Также видны несколько направлений мысли, можно сказать, основных идей, которые необходимо усвоить, размышляя над творчеством. Дальнейшее будет изложено в соответствии с этими направлениями.



Жизненный путь через творчество


"Пусть неустанный труд будет для тебя радостью и

огонь творчества неугасимо освещает твой путь"

.

Е.И.Рерих "Три Ключа"


Единой серебряной нитью в творческом наследии Елены Ивановны проходит призыв к "неустанному труду" в радости и освещению "огнем творчества" всего жизненного пути, который выводит на просторы строительства Будущего. Этот призыв выражается в овладении "тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ЗНАНИЯ", которыми открываются "двери входа, ведущего к светозарным источникам божественной истины". Елена Ивановна указывает пути, ведущие к овладению этими ключами: "Вслушайся чутко в голоса всего сущего. Через это ты постигнешь отдельные его свойства. Поняв – полюби широкой любовью все сущее. Приобрети больше глубоких знаний. Воспитай в себе до предельных размеров понимание гармонии и красоты. С любовью, знанием и красотой иди к людям. Объединяй их. Строй с ними жизнь, светлую, бодрую, полную неустанного труда и радости. В этом великом творчестве ты овладеешь неиссякаемыми новыми источниками сил и знаний"[1].



Указывая пути, ведущие к овладению ключами, Елена Ивановна разъясняет условия, необходимые для достижения этой высокой цели: "Если хотим подойти ближе к Высшему Сознанию, нужно прежде всего утончить свои восприятия. <…> Каждая тонко воспринятая мысль будет основанием для чуткого действия. Творчество красоты зиждется на этом принципе"[2].



Разъясняя принципы, Елена Ивановна обращает внимание и на условия, необходимые для развития творчества. "Правильно указывается, что любовь есть ведущее, творящее начало, значит, любовь должна быть сознательна, устремлена и самоотверженна. Творчество нуждается в этих условиях"[3].



Раскрывая значение высшего понятия человечества – любовь, Елена Ивановна призывает: "Мы должны всегда помнить, что человек есть сужденный создатель мира, потому все виды творчества должны быть выявлены его духовной сущностью, что возможно лишь при горении высшей любви. Лишь любовь выявляет все скрытые огни, так в основе каждого творчества лежит великое притяжение, великая любовь. Все в мире зависит от любви и держится любовью. Любовь должна вести к высшему постижению"[4].



Елена Ивановна, обращаясь к сотрудникам и единомышленникам, призывала к развитию сознания через творческое применение указов Учения Живой Этики как движущего фактора прихода сужденной, новой эпохи. "Друзья, хочется мне сказать – сужденное придет, и оно уже не так далеко, только откройте шире глаза ваши и приложите усилия к росту и утончению сознания! И на чем может оно расти и утончаться, как не на находчивом и творческом применении указов Учения в жизни? Развивайте Ваше творчество, именно так! Вдумывайтесь глубже в каждую даваемую идею! Ведь идеи растут вместе с открывающимися возможностями, но возможности эти нужно усмотреть"[5].


Елена Ивановна объясняла смысл событий, происходящих в мире на пороге прихода новой эпохи, где творчеству предназначается особая роль. "Мир переживает те стадии, которыми знаменовались все решительные моменты в истории человечества. Стадии разрушения предшествуют строительству. Творчество, напрягаясь, вызывает к жизни все энергии. Та эпоха, в которую вступило человечество, неминуемо выявит все потенциалы сил, ибо эта эпоха есть решающая, и поворот в истории наступает"[6].


А спустя некоторое время, в одном из писем к сотрудникам, Елена Ивановна раскрывает и направление развития будущего человечества: "Так, удел человечества и завершение его есть именно полеты духа в красоте и мощи творчества и созидания, осиянных великим предвидением…"[7].



Призывая овладевать "тремя великими ключами КРАСОТЫ, ЛЮБВИ И ЗНАНИЯ", способствующих творческому продвижению по пути жизни, Елена Ивановна раскрывала и другие грани проявления творчества как ведущего принципа развития человечества в его эволюционном восхождении.

Творчество через искусство

Искусство, во всем многообразии своих проявлений, является одним из основных путей, через которые так глубоко и ярко проявляется творчество в жизни человека. Все лучшие шедевры и произведения искусства на протяжении всей истории развития человечества являются ведущими маяками, указующими путь к высшим достижениям духа человеческого. Наряду с великими творцами и строителями прекрасного, этому содействовали и простые труженики жизни, которые через свое вдохновение насыщали пространство тех слоев общества, которым были недоступны шедевры великих мастеров. И те, и другие через свое творчество облагораживали человека и устремляли его к красоте и прекрасному, не давая ему огрубеть и способствуя его продвижению по пути эволюции.



Елена Ивановна, обращаясь к сотрудникам, писала: "Вы, мои друзья, прикоснувшиеся к искусству, к творчеству, умейте пользоваться этими дарами как конденсацией ваших сил, ибо звук и цвет, мысль и ритм – основы мироздания и нашего существования. Звук и цвет, знание и творчество есть чаша Амриты, чаша Бессмертия!"[8].

О целительной силе искусства говорится и в другом письме Елены Ивановны, где она пишет о творчестве Николая Константиновича Рериха: "Позволю себе добавить несколько слов об искусстве Н.К. В искусстве его, прежде всего, отмечают чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний при необычной силе и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий. Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят воздействие на зрителя. Известно, что прекрасные произведения искусства имеют в себе дар целительный, и мы имели немало случаев убедиться в этом. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытые, ибо, как сказано: "Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшими произведениями искусства, ибо тьма в нас". <…> Каждое произведение Н.К. поражает гармоничностью в сочетании всех своих частей, и эта гармоничность и дает основу убедительности. Ничего нельзя отнять или добавить к ним, все так, как нужно. Эта гармония формы, красок и мастерства выполнения и есть дар, присущий великому творцу. Произведения Н.К. дороги мне и красотою мысли, выраженной им в таких величественных, но простых и порой глубоко трогательных образах"[9].

Призвание каждого творца состоит в передаче наиболее полного спектра чувств, мыслей и глубины образов мира прекрасного, в котором живет их сердце. И Елена Ивановна в этой связи обращает наше внимание на следующее: "Высшая жизнь проявляется в неисчислимом разнообразии проявлений Природы, и человек, ее создание, в свою очередь, призван творить в доступных ему образах и представлениях. Потому поэт, музыкант и художник, эти выразители творческой мысли, должны находить в глубинах своего существа те символы, которые наиболее отвечают струнам их сердца.


Умение отобразить в своем творчестве всю скалу тончайших чувств, образов и мыслей будет великим вмещением. Потому не будем ограничивать творцов, пусть выливают свою песнь во всем многообразии открытых им звучаний и видений"[10].



На протяжении всей истории человечества искусству не всегда уделялось должное внимание, за исключением тех периодов, когда правители государств понимали и осознавали великое его значение. Вот что Елена Ивановна пишет по этому поводу: "Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации"[11].


Мыслетворчество


Другая грань творчества, которой уделяется значительное место в философском наследии Елены Ивановны, – это творчество мыслью. Елена Ивановна неустанно раскрывала и разъясняла значение мысли, ее творческую направленность и созидательную силу. Вот, что она пишет по этому поводу: "Древнейшая мудрость Индии говорит – мысль есть первоисточник мироздания. Великий Будда указывал на значение мысли, слагающей нашу сущность, и учил своих учеников расширению сознания. Лао-Цзы, Конфуций, Христос, все Учителя духа и великие мыслители учили только этому.

Великий Платон сказал – "мысли управляют миром". И современные нам ученые, как, например, проф. Комптон, высказав предположение о действенной разумной силе за каждым феноменом природы и о действии мысли на материю, заканчивает следующими замечательными словами: "Возможно, что мысли человека являются самым важным фактором мира". С таким широким пониманием приступим к ознакомлению с историей развития мысли. Откинув все предрассудки мест, времени и национальности, мы, как пчелы, будем собирать драгоценный мед человеческой творческой мысли!

Заложив в основание мощные достижения великих создателей нашего сознания, приступим к третьей ступени – к РАЗВИТИЮ СВОЕЙ МЫСЛИ, своего творчества – и из новых сочетаний будем высекать новые искры огня мысли, этого венца мироздания.

Будем помнить, что мыслящий человек никогда не одинок, ибо мысль его величайший магнит и приносит из Пространства тождественный ответ. Потому, если хотим получить прекрасный ответ, пошлем в звучащее Пространство устремленные мысли, насыщенные чистым огнем сердца, ибо только одухотворенная устремлением, напитанная сердцем мысль творит и привлекает, как мощный магнит. Мысль, лишенная устремления и горения, – бесплодна.

Итак, устремимся к познанию, к широкой мысли и в устремлении своем будем дерзать, ибо лишь дерзание мысли слагает новые пути"[12].



Призывая к творчеству, Елена Ивановна пишет: "Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь! Шлю Вам лучшие мысли и смелость, и дерзание в творческом полете и, несмотря на мои же неоднократные житейски мудрые предостережения об осторожности, дух мой все же хочет иногда шепнуть – творите смело, пусть мысль, не искаженная и не умиленная, запечатлевается в пространствах и рекордах Вашего существа…"[13].



Говоря о мыслетворчестве, Елена Ивановна обращает наше внимание на значение обмена идеями и необходимую для этого культуру: "…Обмен мыслей среди высокообразованных людей есть великое творчество, ибо от обмена и столкновений мнений высекаются искры Истины. Но, именно, нужен обмен мыслей, а не невежественный спор"[14].



Сердце – источник и средоточие творчества


Для самосознающего человека сердце, бесспорно, является важнейшим органом. Только для одних, это лишь физический орган, отвечающий за жизнедеятельность организма, для других – средоточие всего их существа, включающего не только физическое тело, но и душу, и дух. Независимо от различий в отношении, и тех и других объединяет то, что сердце – основа их жизни. Но, в зависимости от понимания, кто-то беспокоится о здоровье сердца, а кто-то его развивает и утончает. И те, кто его утончают, находятся на верном пути, так как наступающая эпоха и будущее человечества связаны напрямую с развитием сердца. Приведем вступление к книге "Сердце" Учения Живой Этики: "После дневных трудов сойдемся на беседе о Сердце. Оно поведет нас через земные области к Тонкому Миру, чтобы приблизить к сфере Огня"[15].



В будущем сердцу определено важнейшее значение и огнем сердца будет насыщено творчество, которое устремит восхождение человечества на новую ступень эволюции. "Видеть глазами сердца; слышать гул миров ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем; так можно стремительно идти путем восхождения. Творчество обнимает огненный потенциал и насыщается сокровенным огнем сердца. Потому на пути к Иерархии, на пути к Великому Служению, на пути Служения синтез есть единый светлый путь сердца. Как изучать явленные лучи, если нет пламени, утвержденного в сердце? Творчество высшее насыщается этим законом. Так каждое завершение, каждое объединение, каждое великое космическое единение совершается пламенем сердца. Чем можем заложить основание великих ступеней? Истинно, лишь сердцем"[16]. И еще: "Не только вибрация, но и субстанция сердца дает творчество. Ту же энергию можно ценить во всех мельчайших проявлениях жизни…"[17].


Елена Ивановна, обращаясь к своим сотрудникам, писала следующее: "…Нам нужно обратить внимание на развитие нашего сердца, на этот изумительный орган, вмещающий в себе, в своих многочисленных центрах все творчество и всю психожизнь. Без развития центров сердца мы бесплодны, нет творчества психожизни, нет и жизни в высших сферах и недоступен венец Архата. <…> В зове сердца заложено все творчество …"[18].


Развивая и утончая сердце можно проявлять творчество не только на земном плане, но и быть участником творчества в мирах высших. "Наблюдения над цветами Тонкого Мира очень показательны, они указывают, как творчество Тонкого Мира доступно пламенному сердцу. Истинно, там легко сознательному духу"[19].


Творчество духа


Если творчество понимается человечеством в основном как процесс созидания нового, то что есть творчество духа, знает и понимает далеко не каждый. Это связано со сложностью самого понятия "дух". Наука знакома с выражением "творчество духа", но дать ему объяснение не может, в силу преобладания пока материалистического мировоззрения. Религия могла бы помочь, но до сих пор окружает себя ширмой догм и символизма, через которую слабо излучается свет этого высокого понятия – "дух".



Если пытливый ум обратится к философско-этическому Учению Живая Этика, то получит ответ на этот вопрос. "Человечество придает значение лишь тем понятиям, которые укладываются в сознании посредственности, ибо оно облекает в своем сознании каждую форму соответственно. Почему же не привились все Высшие Понятия? Почему же столько искажений? Почему же так много умалений? Ибо, истинно, дух человеческих исканий и устремлений обращен вниз. Но задача Нового Мира – пробудить сознание и вернуть Миру предназначенный Облик Красоты. Творчество духа должно напрягаться именно к восхождению. Именно, не низводить Высшее, но подымать. Потому первым условием будет творить Образ Божий по Божественному. Когда человеческое сознание перестанет изображать Божественность по человечески, тогда достижения духа будут огненны"[20].



В одном из писем Елена Ивановна, рассматривает вопрос об особенности женского и мужского начал в процессе строительства жизни через творческое проявление духа: "Конечно, не может быть ограничения в проявлении духовного творчества того или иного пола. Творчество мысли, искусства и строения жизни одинаково принадлежит обоим началам, ибо они от духа. Есть характерные особенности у каждого начала, и это создает всю красоту жизни. И особенности эти должны быть выявлены во всей мощи, тогда снова проснется в духе спасительная красота романтизма и героизма. При утончении сознания и чувств ярко выступит красота назначения обоих полов"[21].



А всем путникам, устремленным к постижению основных законов Бытия и пониманию основных принципов Учения, Елена Ивановна советовала следующее: "Ключ к Учению каждый должен найти в сердце своем. Понимание Учения Жизни может открыть творчество духа"[22]. Через понимание Учения Жизни, откроется все величие, красота и беспредельность мироздания, а через открытие творчества духа – возможность быть сотрудником и строителем этого бесконечного космического строительства жизни.



Космическое Творчество


Совершенствуясь, человек развивает в себе творческое начало, которое выражается сначала через искусство и мыслетворчество. Через развитие и утончение качества этих форм творчества человек, выходя на следующую ступень, открывает в себе творчество духа. Это творчество духа соответствует развитому сознанию человека, который осознает, что "Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием"[23], – как поясняла в одном из писем Елена Ивановна.



Особенно творчество духа важно в дни, когда идет переустройство мира и свершаются события, связанные с вступлением человечества в Новую Эпоху. Эпоху, где человек, приобщившись к космическому творчеству, явит космическое сознание. Разъясняя это сотрудникам, Елена Ивановна приводит страницу из "Беспредельности": "Если бы человечество поняло смысл сущего, то оно приобщилось бы к космическому творчеству. Как можно продвинуться без осознания вечного космического смещения? Ведь только когда уявлены будут устремления за пределы, явленные жизнью, тогда можно узреть космическое творчество. Стена неразумия заслонила, как мгла довольствия. Когда можно будет проникнуть в сферы истинного космического творчества, тогда явится космическое сознание"[24].



Елена Ивановна объясняет принципы самого космического творчества, основанного на напряженном синтезе энергий: "Хочу добавить еще страницу из "Беспредельности". "В космическом творчестве энергии сочетаются при самом большом напряжении. Комбинации соединяющихся энергий растут с силою напряжения. Синтез напряжения утверждается силою высших огней. Во всем космическом творчестве закон напряжения непреложен. Только сила растущего напряжения может создать новую комбинацию"[25].



В своих письмах к сотрудникам Елена Ивановна разъясняет основной закон, на котором зиждется космическое творчество, приводя следующие страницы из "Беспредельности": "Великое Единство в Космосе главенствует как мощный закон. Только примкнувшие к этому закону могут, истинно, принадлежать Космическому сотрудничеству. Единство сущности во всем направляет человечество к творчеству. Когда сознание черпает из сокровищницы Пространства, тогда напрягается Космический Магнит. Сокровищница явленная содержит утверждение энергии, насыщенной Единством. Потому каждое зерно духа должно чуять тождественное единство. Каждое зерно духа принадлежит Космическому Единству, в котором заключено все Космическое Творчество. Человечество лишает себя этой Истины, принимая закон обособления. Непреложен закон Единства во всем своем разнообразии. Только этим законом можно созидать, ибо когда притяжение творит, тогда в силе действия лежит Единство".



"На Единстве зиждется все утвержденное Бытие. Орудующий закон настолько мощен, что созидание Космическое держится на этом принципе. Во всем своем проявлении этот закон собирает свои части, объединяя принадлежащее друг другу. Этот великий закон есть Венец Космоса!"



"В вечном творчестве жизни действует закон Единства. Космическое творчество устремлено как огненный явленный Указ. Указ, предназначающий объединение. Указ, предопределяющий назначение. Указ, предназначающий замены одного другим. Указ, предназначающий завершение. Указ, предназначающий бессмертие. Указ, предназначающий жизнь каждому атому. Указ, предназначающий наступление новой энергии. Указ, предназначающий Новую Эру. Творчество Космическое так совершается Магнитом жизни. Как же разъединить творение Космоса? Как же разобщить принадлежащее друг другу? Как же разъединить то, что, истинно, исходит одно из другого? Ведь Космос в насыщении напрягается для огненного единения. Только Разум Космоса может дать человечеству Образ Единства. Разум дает человечеству Образ высший самого огненного Сердца! Разум собирает сокровенно. Потому в Космосе этот закон творится жизнью. Где же конец, когда все космические проявления растут в двух началах? Когда дух соприкасается со сферами высшими, тогда космическое творчество открывается в законе беспредельного Единения"[26].



В одном из своих писем Елена Ивановна дает пояснение "Разума Космоса" и как этот Высший Космический Принцип проявляется на Земле: "Так Великий Разум творит на Земле силою Иерархии. Творчество Наше требует утверждение Иерархии во всей широте, во всем понимании, во всей красоте. Явление понимания Иерархии открывает все возможности. Правильно видеть закон Иерархии как вершину космического творчества, с нее льется Свет, к ней мысли устремляются, так нужно направить лучшие устремления к вершине Иерархии…"[27].



Все великие Подвижники приходили на Землю, чтобы способствовать эволюционному прогрессу человечества. Они были посланцами Иерархии, которая, являясь проявлением Космического Разума на Земле, помогает и направляет человечество по пути Беспредельного творчества духа.



Носители творческого огня

В наследии Елены Ивановны большая роль отведена творчеству, проявляющемуся в различных формах на разных уровнях развития сознания и духа. Достичь высочайшей вершины творчества можно лишь "руками и ногами человеческими". Поэтому здесь, на Земле, начинается этот путь восхождения, который через развитие творчества устремляет нас в Беспредельность. И чем больше будет тех, кто развил в себе это творчество, тем быстрей человечество преодолеет испытания, встречающиеся на его пути и займет следующую ступень в эволюции. Таких людей можно назвать носителями творческого огня. Елена Ивановна писала: "Люди должны проникнуться значением ценностей творчества духа и научиться почитать каждое проявление его. Носители творческого огня станут истинными сокровищами государств"[28].


Таким носителем творческого огня был Николай Константинович Рерих. Елена Ивановна писала: "Н.К. – напитывает пространство своим творчеством. Многие сознания оплодотворяются и приносят свои чудесные плоды".[29] Следующее письмо: "Истинно, "глаз добрый" полагается им в основу его отношений к людям в стремлении дать всем надежду на преуспеяние и радость творчества. Этот глаз сердца и позволяет ему охватить всю Красоту Творчества Жизни и претворять ее в той простоте и ясности, чуждой всяких условностей и ограничений, которая отзвучит в чутких сердцах. Его постоянное горение к Прекрасному, к строительству делает творчество его неисчерпаемым в проявлении своем"[30].



Николай Константинович является истинным творцом своего времени, устремляющим своим примером к истинному творчеству, ведущему к восхождению духа человеческого. Он не только чувствовал приближение нового времени, но и способствовал его проявлению своей жизнью, всем своим творчеством как художник, как мыслитель и как общественный деятель. Приведем выдержку из письма Елены Ивановны к одному из сотрудников: "Также отрадно слышать, что Вы чувствуете приближение нового времени. Да, оно идет, ничто не может преградить ему путь. Карта всего Мира меняется. Многим странам немало тяжелого придется пережить, но среди мрака можно уже различать формы Света. Привожу страничку из Учения: "Формы жизни есть печать духа народа. Можно судить об упадке или восхождении народа не только по историческим фактам, но и по выражениям творчества"[31].



И, в заключение, приведем несколько кратких цитат из писем Елены Ивановны. Звучащий в них огненный призыв к творчеству не имеет принадлежности ко времени, ибо, как более полувека назад, так и сейчас зажигает он сердца всех, к кому обращены ее слова. "Итак, творите, изливайте существо Ваше в радости творчества, в этом едином смысле нашего бытия!"[32] "Вечное, непрестанное творчество Жизни Вселенской окружает нас, и мы, будучи частью этого великого творчества, должны творить каждую минуту нашей жизни, творить мыслью, словом, действием"[33]. "Ничего нет выше творчества, нет высшей радости, потому творите и радуйтесь! Шлю Вам лучшие мысли и смелость, и дерзание в творческом полете…"[34].



ЛИТЕРАТУРА



[1] Рерих Е.И. Три Ключа / Путями Духа. М.: "Сфера", 1999. С.515

[2] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.127

[3] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.191

[4] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.22

[5] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.103

[6] Рерих Е.И. Письма к Асееву т.1. М.: "Сфера", 1996.,С.115

[7] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.402

[8] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[9] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.173

[10] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.503

[11] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.415

[12] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[13] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.511

[14] Рерих Е.И. Письма т.2. Новосибирск, 1992. С.200

[15] Сердце.

[16] Сердце, 1.

[17] Сердце, 460.

[18] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.57

[19] Сердце, 517.

[20] Мир Огненный ч.3., 266.

[21] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С. 188

[22] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.58

[23] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[24] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.88

[25] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.76

[26] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.85-86

[27] Рерих Е.И. Письма т.1. М.: МЦР, 1999. С.141

[28] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.93

[29] Рерих Е.И. Письма к Асееву М.: "Сфера", 1996. С.230

[30] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.311

[31] Рерих Е.И. Письма т.2. М.: МЦР, 2000. С.211

[32] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.311

[33] Рерих Е.И. Письма т.1. Новосибирск, 1992. С.10

[34] Рерих Е.И. Письма т.3. М.: МЦР, 2001. С.395


Надежда Лебедева
Сообщений: 9806
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:47

Лекция «Держава Рериха» в библиотеке № 4 «Горелово» (ул. Коммунаров, д. 118/1)

22 октября 2023 года в библиотеке № 4 «Горелово» (ул. Коммунаров, д. 118/1) для читателей библиотеки была проведена лекция «Держава Рериха». Лекцию читал председатель Санкт-Петербургского отделения Международного центра Рерихов Эдуард Антонович Томша.

Гости библиотеки услышали о жизни, творческом пути и работах выдающегося деятеля русской и мировой культуры – Николае Константиновиче Рерихе. Он был всемирно известным художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и путешественником. Николай Константинович оставил большое живописное наследие – около 7 тысяч полотен, которые хранятся в музеях и частных коллекциях России, Индии, США и других стран.

Репродукции картин Николая Рериха, представленные на выставке в библиотеке, оставили незабываемое впечатление у зрителей. Рассматривая работы художника, забываешь о суете современного мира, наполняешься теплом, светом, красотой, думаешь о вечном…

Ссылка на ресурс https://krlib.ru/lekcziya-derzhava-rerixa

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1856

Надежда Лебедева
Сообщений: 9806
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:49

Лекция «Великие русские художники в библиотеке №4 Приморского района (г. Санкт-Петербург, п. Ольгино, ул. Колодезная, д. 30)

24 октября 2023 года в библиотеке №4 Приморского района (г. Санкт-Петербург, п. Ольгино, ул. Колодезная, д. 30) состоялась лекция «Великие русские художники», которую для читателей библиотеки провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.
Она рассказала о том, что в русской живописи пейзажу принадлежит выдающаяся роль; завоевания и достижения в этой области имеют непреходящую ценность. Образы природы, созданные русскими художниками, обогатили не только отечественную, но и мировую культуру. В презентации собравшимся были представлены репродукции знаменитых пейзажей выдающегося художника-мариниста И.К.Айвазовского, певца русского леса И.И.Шишкина, создателя «пейзажа настроения» И.И.Левитана, мастера цвета и света А.И.Куинджи, создателя исторического пейзажа и «Мастера гор» Н.К.Рериха.

Слушатели узнали об их творческих методах и изумительных красках. Каждый из этих выдающихся мастеров создал подлинные шедевры. Их полотна передают красоту нашей родной природы, торжественность и мощь морской стихии, величие и мудрость горных пейзажей. В пейзаже всегда незримо присутствует человек - сам художник с его мировосприятием и мы можем взглянуть на мир глазами живописца, увидеть его по-новому. Картины пейзажной живописи воздействуют на человека, вызывают те или иные переживания, пробуждают чувство единения с природой, учат умению видеть и понимать ее красоту.

По окончании мероприятия слушатели смогли задать лектору вопросы; состоялись интересные беседы и обмен впечатлениями.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1857

Надежда Лебедева
Сообщений: 9806
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:51

Лекция для учащихся 7, 8 и 9 классов школы, посвященные жизни и творчеству выдающегося русского художника, ученого, археолога, путешественника, писателя, мыслителя и общественного деятеля планетарного масштаба Николая Константиновича Рериха

25 и 27 октября 2023 года в средней общеобразовательной школе № 504 Кировского р-на СПб с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург, бульвар Новаторов, 43), в рамках экспонируемой там Санкт-Петербургским Отделением Международного Центра Рерихов выставки «Н.К.Рерих. От России до Гималаев» состоялись лекции для учащихся 7, 8 и 9 классов школы, посвященные жизни и творчеству выдающегося русского художника, ученого, археолога, путешественника, писателя, мыслителя и общественного деятеля планетарного масштаба Николая Константиновича Рериха. Лекции провел сотрудник Отделения Саулин Ф.В.

В рамках лекций, учащиеся школы познакомились с основными вехами жизненного и творческого пути выдающегося художника. Филипп Валерьевич рассказал о ключевых культурных и научных инициативах Н.К.Рериха, таких, как путешествие «По старине» 1903-1904 гг., открытие в Америке крупных культурных учреждений в 1920-х гг., знаменитая «Центрально-Азиатская Экспедиция», ставшая крупнейшей экспедицией XX века, «Маньчжурская» экспедиция 1934-1935 гг. и др.

Отдельно, в рамках лекции, было рассказано об уникальном международном Договоре, созданном Николаем Константиновичем – «Пакте Рериха», подписание которого состоялось 15 апреля 1935 г. в Белом доме в Вашингтоне, а также о «Знамени Мира» - отличительном знаке, выбранном Н.К.Рерихом для идентификации объектов, находящихся под защитой Договора.

Лекция сопровождалась показом презентацией.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1853

Надежда Лебедева
Сообщений: 9806
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 02 дек 2023, 13:53

Лекция «Великие русские художники» в Центральной районной библиотеке им. М.В.Ломоносова (г. Санкт-Петербург, ул. Нахимова, д. 8/3)

25 октября 2023 года в Центральной районной библиотеке им. М.В.Ломоносова (г. Санкт-Петербург, ул. Нахимова, д. 8/3) состоялась лекция «Великие русские художники». Мероприятие для учащихся 2-го класса одной из школ Василеостровского района провела сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Т.В.Александрова.

В начале занятия дети ответили на вопросы, кто такие художники, чем они занимаются; какие существуют жанры живописи; что изображается на картинах в жанре пейзажа, портрета, натюрморта; вспомнили, какие бывают времена года, каковы их характерные отличия, что такоехолодные и теплые тона и т.д.

Нас окружает удивительный мир природы и научиться видеть ее красоту помогают художники-пейзажисты. Каждый художник видит и любит природу по-своему. Великие художники тонко чувствуют природу, ее красоту и настроение и рассказывают о ней в своих картинах. Художники-пейзажисты много путешествовали по России, любовались и восхищались чарующей красотой природы и стремились передать свою любовь к родной стране, ее бескрайним просторам, лесам, лугам, полям, рекам через прекрасные картины. Учащиеся увидели репродукции знаменитых пейзажей выдающихся мастеров живописи И.К.Айвазовского, И.И.Шишкина, А.К.Саврасова, И.И.Левитана, А.И.Куинджи, Н.К.Рериха.

Т.В.Александрова обратила внимание детей на неповторимый колорит русской природы, ее красоту во все времена года, разнообразие цветов и оттенков в полотнах художников; на различное настроение – радостное или грустное, которое они передают в своих произведениях.

Ребята с интересом рассматривали картины, определяли преобладающие цветовые гаммы пейзажа, время, отображенное на нем, выделяли его главные объекты и в своих высказываниях описывали, что они чувствуют, глядя на то или иное произведение; какое они вызывают настроение; отмечали, например, как по-разному художники изображают периоды осени: золотую осень, когда деревья нарядные, небо голубое и позднюю осень - небо пасмурное, деревья с опавшими листьями и т.д.

Также учащиеся узнали, что картины можно не только видеть, но и «слышать». Если представить себя в лесу, на лугу, в поле, на берегу моря или реки («войти в картину»), то можно услышать и шум деревьев, и плеск волн, и гудение шмелей, и стрекотание кузнечиков, и пение птиц и т.д.

Красота природы очаровывает и восхищает не только художников, но и поэтов и композиторов. Пейзаж можно нарисовать не только кистью и красками, как это делают художники, но и словами - поэты рисуют природу в стихах, композиторы с помощью звуков – в музыкальных произведениях. Ребята вспомнили стихи известных русских поэтов о природе, прослушали музыкальное произведение «Гроза» («Лето») из цикла А.Вивальди «Времена года», после чего поделились впечатлениями – рассказали, что они услышали и «увидели» в музыке (дует ветер, стучат капли дождя, гнутся деревья, гремит гром, сверкает молния, прячутся птицы и т.д.).

В заключение занятия ученики получили в подарок открытки с репродукциями рассмотренных картин; был сделан важный вывод, что пейзаж это не простое воспроизведение природы, а выражение мыслей и чувств художника.

http://spb-icr.ru/news/index.php?news=1858


Вернуться в «Работа Рериховских обществ»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 33 гостей