Космизм К.Н. Вентцеля

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 3235
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Космизм К.Н. Вентцеля

Сообщение Надежда Лебедева » 11 окт 2017, 12:57

Космизм К.Н. Вентцеля

Ключевой идеей философской концепции К.Н.Вентцеля является мысль о существовании закона единства всего сущего, представление о том, что Космос – это целостное единство вселенской жизни, в которой всё связано, взаимозависимо, не имеет ни конца, ни начала, объединено единой творческой энергией и управляется единым законом. «Вся беспредельная космическая жизнь ни начала, ни конца не имеет, является непрерывным, никогда не прекращающимся процессом творчества. Творчество составляет основную сущность мировой жизни, творческая эволюция представляет её основной закон», – писал К.Н.Вентцель [3, c. 57].

По К.Н.Вентцелю идея Космоса предполагает определённый порядок в мировой жизни. Он утверждал: «Везде мир не что иное, как одно великое бьющееся сердце. Всё связано, всё слито, каждая малейшая вещь имеет отношение к целому, таинственную цель, и человек не что иное, как нить в загадочной пряже мира». И еще: «Целостность, единство и гармония составляют высший закон Космической Жизни и, по существу, есть Творческая Любовь» [3, c. 224].

В его понимании космос живое органическое целое, творчески действующее и непрерывно совершенствующееся, а то, что люди прежде называли и сейчас называют Богом, представляет собой великий творческий Космос или, выражаясь иначе, Великое Всеобъемлющее Всё.

Космос так обширен, так беспределен, что не нуждается ни в особых храмах, ни в особых посредниках для установления связи между собой и человеком, так как каждый человек во всяком месте сам непосредственно и всегда, когда захочет, может установить контакт между собой и Космосом, потому что живой творческий развивающийся Космос не где-то далеко от нас, а здесь, рядом с нами, в нас самих, в нашем сознании и во всей необъятной простирающейся вокруг нас жизни небесных светил, Земли и человечества.

Рассматривая Космос как беспредельное творческое начало, мы, как часть этой космической беспредельности, признаём, что все дано им, и потому к нему, как единственному началу, мы и должны все относить в своей жизни. И творческий Космос действует на нас через творческую часть человечества и через наше свободное творческое сознание, которое живёт в каждом человеке и которое выявляется в жизни и деятельности истинно творческих личностей, задача которых состоит в достижении гармонии человечества и мира во всём мире.

http://www.icr.su/rus/conferencies/2013 ... _id=109532

olex
Сообщений: 60
Зарегистрирован: 19 янв 2016, 15:20

Re: Космизм К.Н. Вентцеля

Сообщение olex » 14 окт 2017, 12:10

Спасибо!

Надежда Лебедева
Сообщений: 3235
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Космизм К.Н. Вентцеля

Сообщение Надежда Лебедева » 14 окт 2017, 16:20

Честно говоря, случайно обнаружила на сайте МЦР, это имя для меня было открытием, надо будет поискать материалы - явно интересное и близко к Вл. Соловьеву по философии его духовное наследие.

Helen
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 31 янв 2016, 17:26

Re: Космизм К.Н. Вентцеля

Сообщение Helen » 26 окт 2017, 12:09

ВЕНТЦЕЛЬ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ (1857-1947)

педагог. В русле педоцентризма (см.Детоцентризм) разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребенка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребенка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

Helen
Сообщений: 29
Зарегистрирован: 31 янв 2016, 17:26

Re: Космизм К.Н. Вентцеля

Сообщение Helen » 26 окт 2017, 12:13

Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. — 1923

Вентцель К. Н. Новые пути воспитания и образования детей. — Изд. 2-е. — М. : Земля и фабрика, 1923. — 149, [2] с. — (Библиотека "Пути новой школы" ; вып. 3).

http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/ ... aniya_1923

Предисловие к 1-му изданию.
В настоящий сборник под «общим заглавием «Новые пути воспитания и образования детей» вошли некоторые из статей, печатавшихся в журнале «Свободное Воспитание» за первые два года его существования. Две последние из помещенных здесь статей: «Как бороться с проступками и недостатками детей» и «Культура и воспитание», перепечатываются почти без всяких изменений. Статьи же «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления» и «Деятельность учителя» подверглись довольно существенной переработке и расширению и особенно первая из них. Ее объем увеличился, по крайней мере, в два раза.
Основной статьей сборника является статья «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления», первые наброски которой мною были сделаны еще летом 1907 года. Принимаясь за нее, я имел в виду сообщить идеям, развитым мною в книге «Как создать свободную школу» («Дом Свободного Ребенка»), больше ясности и конкретности и наметить более определенно те возможные формы, которые могли бы принять эти идеи при проведении их в жизнь. Не знаю, успел ли я в этом? Самым лучшим судьей здесь может явиться только сам читатель. Я пустил в оборот все силы своего разумения и дал то наибольшее, что я мог бы дать. Вез сомнения, внимательный анализ моего труда откроет в нем не мало недочетов и противоречий. Это—неизбежно. И даже системы, созданные величайшими мыслителями мира, не обходятся без противоречий. Противоречия являются только толчком к дальнейшему развитию и совершенствованию этих систем. Так, я надеюсь, что и те противоречия, какие, повидимому, скрыты в теории свободного воспитания, защитником которого я являюсь, послужат только толчком к дальнейшему, более совершенному развитию этой теории, и что для совершения этой работы явятся другие
более свежие силы, располагающие большей широтой знания и большею глубиною понимания. Современное нам поколение или, во всяком случае, будущее выставит и более умелых работников в этой области.
Но какие бы усовершенствования и исправления не получила теория свободного воспитания, одно основное ее требование останется ненарушимым и непоколебленным, это— требование возможно более полного и широкого развития заложенных в каждом нормальном ребенке, родящемся на свет, творческих способностей, один метод будет получать все большее господство над всеми другими методами и будет разрабатываться все в больших деталях—это метод освобождения творческих сил в ребенке, и одна область все в большей мере будет признаваться, как фактор громадного воспитательного и образовательного значения в жизни ребенка—это область свободного творческого производительного труда. Сознанием важности значения этого требования, этого метода и этой области проникнута все статьи настоящего сборника. Здесь перед нами открываются действительно новые пути воспитания и образования, которые надо стремиться прокладывать, как можно шире, расчищая для этого окружающую местность от всяких сорных трав и каменьев и взрывая острым, режущим плугом мысли почву, по которой приходится прокладывать путь, как можно глубже, чтобы на этой почве произросла наиболее богатая и пышная растительность.
Можно-ли расчитывать на то, что развиваемые здесь идеи встретят сочувствие в широком кругу родителей и педагогов? Едва-ли. Когда приходится высказывать мысли, находящиеся в резком противоречии с обычным господствующим течением мысли, то трудно надеяться на признание их в сколько-нибудь широкой степени. К сожалению, рутина и боязнь смелого и последовательного мышления еще слишком царят среди людей. Трудно стать на новый путь, слишком много препятствий приходится для этого преодолеть. И среди этих препятствий не маловажную роль играют препятствия, таящиеся внутри нас самих: те традиционные привычные взгляды, которые мы впитали в себя из окружающей среды, те воззрения, с которыми мы сроднились и от которых нам стоит большого труда отрешиться. Нужно ли поэтому удивляться, если даже лучшие среди педагогов и родителей еще никак не могут отделаться от унаследованных от прошлого предрассудков и, даже пытаясь стать на новый путь, незаметно сворачивают опять на старую дорожку. Но я верю в будущее неизбежное торжество защищаемых мною идей.
И если теперь на них смотрят, как на бессмысленные мечтания, как на беспочвенные фантазии, то придет время, когда они будут считаться самоочевидною истиною, и люди будут удивляться тому, что прежде эту истину не хотели признавать и так слабо пытались осуществлять ее в жизни.
Уверенность в этом мне дает знакомство с новейшей педагогической литературой на Западе. Идея «свободного воспитания», «идея освобождения ребенка», там все более и более прокладывает себе путь, и в целом ряде педагогических журналов и отдельных книг мы находим блестящие страницы в защиту этой идеи. И эта литература с каждым днем все больше и больше растет. А на ряду с этим множатся и попытки практического осуществления этой идеи в семье и школе.
И недалеко, быть может, то время, когда человечество, наконец, освободит молодое поколение от всех тяготеющих на нем во весь период его воспитания и образования цепей и будет видеть одну из своих высших целей в том, чтобы помочь этому освобожденному молодому поколению развить до максимума заложенные в нем творческие силы и явиться творцом и строителем таких высших форм жизни и существования, о которых мы в настоящее время едва-ли в состоянии даже составить себе представление и в сравнении с которыми все существующие формы жизни явятся не более, как только бледною жалкою тенью.
Я верю в то, что период угнетения и подавления творческих сил в человечестве, период господства подражания, привычки, традиции, механизма сменится, наконец, периодом пышного расцвета творческих сил, их культа. И первыми шагами в направлении к этому великому периоду в жизни человечества будут новые формы воспитания и образования молодого поколения, при помощи которых из каждого ребенка будет формироваться будущий смелый, могучий, сознательный, свободный творец жизни, а не жалкий, беспомощный раб, не кукла, не автомат, которым управляет какая-нибудь видимая или невидимая рука, который может только копировать, подражать, повторять, сохранять старое, но лишен совершенно способности творить, создавать и прокладывать новые пути жизни. Внести в это дело возрождения и обновления человечества свою, хотя бы и ничтожную, лепту и составляет мою заветную мечту.

К. Вентцель.
Москва, 6 октября 1909 г.

венцтель.jpg
венцтель.jpg (34.69 KiB) 123 просмотра


Вернуться в «Русский космизм»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостей