Николай Федорович Федоров

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 17 дек 2017, 13:26

Портал Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова (1829–1903) создан в память выдающегося мыслителя, философа, библиотекаря, родоначальника идей общего дела и русского космизма

Сочинения: http://nffedorov.ru/wiki/%D0%A1%D0%BE%D ... 0%B0%D1%85

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 17 дек 2017, 13:27

ФЕДОРОВ Николай Федорович 24 мая (7 июня) 1829, с. Ключи Тамбовской губ. – 15 (28) декабря 1903, Москва> – религиозный философ, родоначальник традиции русского космизма. В 1854–1868 гг. преподавал историю и географию в уездных училищах России. В 1869–1872 гг. работал в Чертковской библиотеке в Москве, в 1874–98 гг. – в библиотеке Московского публичного и Румянцевского музеев, определив на четверть века ее духовную атмосферу, заложив в ней, по словам его современников, традиции «философской школы». В каталожную комнату библиотеки, где служил Федоров., собирались для бесед с «Московским Сократом» многие выдающиеся деятели русской науки и культуры. На 1880-е – 1890-е годы приходится общение Федоровым с В.С. Соловьевым, назвавшим его учение «первым движением человеческого духа вперед по пути Христову», религиозно-философский диалог и спор с Л.Н. Толстым.
Свои идеи Ф. развивал с 1851 г., сначала устно, а со второй половины 1870-х гг. – в крупных работах и статьях. После смерти Федорова его ученики В.А. Кожевников и Н.П. Петерсон подготовили к печати трехтомное собрание сочинений мыслителя под названием «Философия общего дела» (в 1906 и 1913 г. в свет вышли первые два тома, третий том остался неизданным).
Федоров усматривал в эволюционном процессе стремление к порождению сознания, разума, которые, начиная с человека, призваны стать орудиями уже не бессознательного, а сознательного, нравственно и религиозно направленного совершенствования мира. «Природа в нас начинает не только сознавать себя, но и управлять собою», человек – и венец эволюции, и ее агент, на его плечи ложится труд космизации бытия. В противовес существующему паразитарному, эксплуатирующему отношению человека к природной среде, приводящему цивилизацию на грань катастрофы («Цивилизация эксплуатирующая, но не восстановляющая, не может иметь иного результата, кроме приближения собственного конца»), Федоров выдвигает идею регуляции природы, разворачивающейся в последовательной цепочке задач. Это и предотвращение стихийных катаклизмов (землетрясений, наводнений, засух, смерчей и др.), и регуляция климата, и управление космическими процессами, и работа над преодолением смерти, и – как пик регуляции, фокусирующий в себе все ее усилия, – возвращение к новой преображенной жизни всех ушедших в небытие, бесконечное творчество в обновленной Вселенной.
Свое учение Федоров обосновывал как естественно-научно, так и религиозно. Опираясь на святоотеческую традицию (свт. Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), он развил положения активно-христианской антропологии: Бог, создавший человека по Своему образу и подобию, действует в мире прежде всего через человека и через него же Он будет осуществлять центральные онтологические обетования христианской веры: воскрешение умерших, преображение их природы, вход в бессмертный, творческий эон бытия – Царствие Небесное. Федоров заложил основы идеи богочеловечества, сотрудничества божественных и человеческих энергий в деле спасения, обосновал идею условности апокалиптических пророчеств. Каким будет финал истории: катастрофическим, ведущим к Страшному суду с последующим разделением человечества на горстку спасенных и тьму вечно проклятых, или же светлым, спасающим всех (апокатастасис), зависит от самих людей, от того, продолжит ли мир свое движение в ложном, противобожеском векторе или же обратится на Божьи пути. Религиозно интерпретировал Федоров и идею регуляции природы. Основанная на чувстве глубокой нравственной ответственности человека за судьбу всей земли, всего космоса, всего творения, регуляция является исполнением библейской заповеди об обладании землей. «Восстановление мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» – так определяет философ всеобщего дела Божеское задание «сынам человеческим».
Благой исход истории, становящейся «работой спасения», предполагает, по Федорову, необходимость нового фундаментального выбора, связанного с императивом эволюционного восхождения человечества. Обнажая изъяны одностороннего технического развития, совершенствующего машины и механизмы и оставляющего нетронутой и уязвимой природу самого человека, которая целиком зависит от превратностей внешней среды, Федоров выдвигает идею органического прогресса, ориентированного на преображение физического естества существа сознающего, когда человек сам, без помощи техники, сможет летать, видеть далеко и глубоко, обретет способность строить свои ткани из элементарных веществ среды, как растения под воздействием солнечного света (мыслитель предвосхищает здесь идею автотрофности В.И. Вернадского), будет создавать себе необходимые органы или изменять уже существующие в зависимости от среды обитания, пребывания, действия («полноорганность»). Тело, вместилище души, по убеждению мыслителя, должно быть всецело подчиненным сознанию, регулируемым, одухотворенным, должна быть достигнута полнота власти духа над материей, теснящего и наконец, вытесняющего из бытия силы распада, тления, смерти. Новый, радикальный поворот в философии Федоров видел в отказе от отвлеченного мышления, пассивного созерцания, в переходе к определению ценностей должного порядка вещей, к выработке плана преобразовательной деятельности человечества. Провозглашал нераздельность онтологии и деонтологии («истина есть только путь ко благу»), необходимость проективного мышления (проект связует идеал и реальность, ищет пути практического осуществления высшей идеи). Выдвигал принцип всецелости и всеобщности познания («все должны быть познающими и всё – предметом познания»), говорил об обращении гносеологии в гносеоургию. Свою систему называл супраморализмом, разрабатывая основы «совершеннолетней», «сыновней» нравственности («все мы братья по любви к отцам»). При этом Федоров не ограничивал законы этики сферой человеческих отношений, указывая на зависимость нравственного начала в человеке и обществе от материально-природного порядка вещей. Неродственность и небратство, подчеркивал он, коренятся в глубинах самого послегрехопадного, смертного бытия, стоящего на законе смены поколений, пожирания, взаимного вытеснения и борьбы. А потому залогом достижения «всеобщего родства» может стать только преодоление смертоносных сил во внешнем мире (природно-космическая регуляция) и в самом человеке (психо-физиологическая регуляция). Убежденный в неполноте альтруистической морали (жертвенность одних предполагает вечный эгоизм других), Федоров предлагал формулу: «не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Антиномию индивидуализма и коллективизма разрешал через принцип соборности, утверждая его как основу совершенного социального устроения (общество «по типу Троицы»).
В свете идеи бессмертия и воскрешения интерпретировал Федоров и смысл культуры, видя в ней попытку «мнимого воскрешения», импульс к сохранению памяти о бывшем и жившем. Высоко ставил музеи и библиотеки как средоточия всечеловеческой памяти, мечтал о радикальном расширении их деятельности, об их превращении в центры собирания, исследования, воспитания и обучения, вокруг которых группировались бы коллективы ученых – «специалистов по всем отраслям человеческого ведения». Став орудием всеобщего дела, Музей, по Федорову, должен одушевить познание сердечным, родственным чувством, духом любви к отцам и предкам, тем самым служа восстановлению братской связи людей. Философия Федорова стоит у истоков русского религиозно-философского ренессанса, определяя его стрежневые темы; полагает начало течению активно-эволюционной, ноосферной мысли XX века (Н.А. Умов, В.И. Вернадский, Н.Г. Холодный и др.). Под влияние «Философии общего дела» в разное время и в разной степени попадали выдающиеся классики русской литературы – Ф. Достоевский и Л. Толстой, В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М. Пришвин и М. Горький, А. Платонов и Б. Пастернак. Теургическая эстетика Федорова (переход от «искусства подобий» к творчеству жизни, литургический синтез искусств) оказала воздействие на философско-эстетические искания конца XIX – начала XX века (В. Соловьев, А. Белый, В. Иванов, В. Чекрыгин, П. Филонов и др.).
С.Г. Семенова
Сочинения

Философия общего дела. Статьи, мысли и письма Николая Федоровича Федорова, изданные под редакцией В.А. Кожевникова и Н.П. Петерсона. Т. I. Верный, 1906, Т. II. М., 1913
Сочинения. М., 1982 (серия «Философское наследие»)
Собрание сочинений: В 4 томах. Т. 1–4. М., 1995–1999. Дополнительный том – М., 2000
Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 2010.
Литература

Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров. Ч. 1. М., 1908, 2-е изд.: М., 2004
Остромиров А. [А.К.Горский]. Николай Федорович Федоров и современность. Вып. 1-4. Харбин. 1928–1933
Young G. Nikolai F. Fedorov: An Introduction. / Nordland publishing company. Belmont, Massachussettes, 1979;
Hagemeister M. Nikolaj Fedorov. Studien zu Leben, Werk und Wirkung. München, 1989
Семенова C.Г. Николай Федоров. Творчество жизни. М., 1990; Философия бессмертия и воскрешения. Вып. 12. М., 1996
Семенова С.Г. Философ будущего века Николай Федоров. М., 2004
На пороге грядущего. Памяти Николая Федоровича Федорова. М., 2004
Н.Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. СПб., 2004–2008
Служитель духа вечной памяти». Николай Федорович Федоров. К 180-летию со дня рождения: В 2 частях. М., 2010
Young G. The Russian cosmists. The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. N.Y., 2012.

Биографический очерк из «Антологии русского космизма»
Cеменова С.Г. Философ будущего века: Николай Федоров
Биографические очерки
Н.Ф. Федоров. Биографический очерк. Русская философия собственности (XVII-XX вв.). - СПб.: СП "Ганза", 1993. - 512 с.
Из летописи жизни Н.Ф. Федорова
Памятные места

http://nffedorov.ru/wiki/%D0%A4%D0%B5%D ... 0%B8%D1%87

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 25 дек 2017, 21:58

28 декабря 2018 года исполнится 115 лет со дня ухода Николая Федоровича Федорова (26.05/07.06.1829–15/28.12.1903),
мыслителя, философа, педагога-новатора, деятеля библиотековедения,
почти четверть века проработавшего библиотекарем Румянцевского музея.
Николай Федорович Федоров по праву считается одним из основателей
русского космизма со своей философией общего дела – идеей истинного
объединения людей в большое братство для созидания и осознанного
преобразования мира. Смысл философии для него состоял не в том, чтобы
поучать, как жить правильно, а в том, чтобы собственными действиями и
делами подкреплять все, о чем проповедуешь. Николай Федорович всей своей жизнью
доказал, что это не пустые слова. Он был настоящим аскетом, усердно работал и полностью
отдавался своей работе. Это был необыкновенный человек, удивляющий своими
колоссальными знаниями даже таких мощнейших философов своего времени, как Владимир
Соловьев и Лев Толстой.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 12:04

Для преодоления разрыва человека и природы, считал Федоров, надо осуществить всеобщую регуляцию. При этом “внутренняя”, или психофизиологическая, регуляция предусматривает управление слепой силой в нас самих. Внешняя регуляция развертывается от единой Земли к целостному миру и охватывает следующие ступени, восходящие по своему масштабу и сложности: 1) метеорическую регуляцию, объектом которой выступает Земля как целое; 2) планетарную астрорегуляцию, объект которой — Солнечная система; 3) всеобщую космическую регуляцию, объектом которой является бесконечная Вселенная.
Метеорическая регуляция включает: “а) управление атмосферными процессами (преодоление метеорических “погромов” — засух, наводнений, градобития и т. д.), овладение климатом, выявления оптимального отношения между почвой, лесом и водой, повышение их естественной продуктивности; б) регуляцию сейсмически-вулканических явлений; в) телурическую регуляцию (рациональное использование земных недр; замена в будущем металла, добываемого в рудниках, металлом метеорического и иного космического происхождения); г) гелиорегуляцию (использование солнечной энергии и вытеснение ее трудоемкой добычи каменного угля и т. д.)”.
Следующая ступень регуляции — превращение Земли в космический корабль, странствующий во Вселенной.
В конечном счете человечество должно объединить все звездные миры.
Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлению людей, становлению мира между народами, сплочение всех землян в единую братскую семью.
Федоров думал, что наука на Земле должна преодолеть объективное отношение к окружающему миру, но это не означает торжество субъективного подхода. Подход к миру, по его мнению, должен быть “проективным”, обеспечивающим превращение знания в проект лучшего мира. Без этого, по Федорову, знание принимается за конечную цель, а дело заменяется миросозерцанием. Он считал, что такое положение надо изменить. Культ идей, или “идолатрия”, должен быть устранен. Философия должна заканчиваться не созерцанием, а действием.
Мыслитель видел в эгоизме источник всего негативного, что есть в мире. Для искоренения эгоизма необходимо, по Федорову, чтобы наука служила не целям борьбы между людьми, а целям достижения их всеобщего блага.

Философия русского космизма. Философия Николая Федорова
http://www.grandars.ru/college/filosofi ... orova.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 15:17

«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова
https://www.youtube.com/watch?v=sntuqqoJonA

Лекторий «История русской философии»
Тема: «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова в контексте русской философской мысли XIX - первой трети XX века
Ведущий: А.Г. Гачева, д.ф.н., директор библиотеки им. Н. Федорова (Москва)

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 16:07

Лучшие книги Федорова Николая Федоровича
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/287507/to ... aj-fedorov

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 16:10

Современники называли Николая Федорова «московским Сократом», лучшие умы эпохи – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – считали его гением. Федоров – автор философского проекта достижения бессмертия для всех живущих и воскрешения мертвых, один из первых философов, осмысливших взаимоотношения Человека и Космоса. Федорова чтили как предшественника и предсказателя своих открытий Вернадский, Циолковский и Королев. Когда в XX веке русский человек проложил дорогу в Космос, европейская пресса откликнулась на это событие статьей «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Федоров был незаконным сыном князя Гагарина. В историю философии Николай Федоров вошел как ниспровергатель классической немецкой философии, а также непримиримый оппонент Фридриха Ницше.

Н. Федоров. ВОПРОС О БРАТСТВЕ, ИЛИ РОДСТВЕ, О ПРИЧИНАХ НЕБРАТСКОГО, НЕРОДСТВЕННОГО, Т. Е. НЕМИРНОГО, СОСТОЯНИЯ МИРА И О СРЕДСТВАХ К ВОССТАНОВЛЕНИЮ РОДСТВА Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим

https://knigogid.ru/books/241690-filoso ... ela/toread

Оригинал доступен на сайте КнигоГид https://knigogid.ru/books/241690-filoso ... ela/toread

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 16:14

Философия общего дела (сборник)
https://bookz.ru/authors/nikolai-fedoro ... i_441.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 16:16

Николай Федорович Федоров
Сочинения
http://ruslit.traumlibrary.net/book/fed ... nenia.html

Оглавление
H.Ф. Федоров и его философское наследие
Из I тома «Философии общего дела»
Вопрос о братстве, или родстве…
Выставка 1889 года
Супраморализм, или всеобщий синтез (т. е. всеобщее объединение)
Из II тома «Философии общего дела»
Статьи о регуляции природы
Горизонтальное положение и вертикальное – смерть и жизнь
Кто наш общий враг, единый, везде и всегда присущий, в нас и вне нас живущий, но тем не менее враг лишь временный?
Небесные науки как факт и как проект
Будущее астрономии
Конец сиротства: безграничное родство
Статьи критико-философского содержания
Два исторических типа мировоззрений
О мировой целесообразности
Страшный суд философии
Иго Канта
О двух «Критиках»: городской, мещанской, и сельской, крестьянской
Кантизм как сущность германизма
О пределах из «вне» и из «внутри»
Три разума и единый разум
Кант и евангельское дитя, или Сын человеческий
О категориях Канта
К вопросу о двух разумах
Панлогизм или иллогизм?
Философ Черного Царства (новой Германии)
Произвол – творец учения о невольных возвратах
Сверхчеловечество как порок и как добродетель
По ту сторону сострадания, или Смех сверхчеловека
«Amor fati» или «Odium fati»?
Статьи об искусстве
Как началось искусство, чем оно стало и чем должно оно быть?
Искусство подобий (мнимого художественного восстановления) и искусство действительности (действительное воскрешение)
Как может быть разрешено противоречие между наукою и искусством?
Трагическое и вакхическое у Шопенгауэра и Ницше
Музей, его смысл и назначение
Из неопубликованного
Что такое добро?
Разбор романа Э. Беллами «Оглядываясь назад от 1887 к 2000 году» и трактата Л. Гронленда «Общий очерк кооперативного благосостояния»
Журналистика, что она есть и чем должна быть
Эстетические и философские фрагменты
Письма
Письма к В. А. Кожевникову
Письма к различным лицам

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Федорович Федоров

Сообщение Надежда Лебедева » 06 мар 2018, 16:18

Журналистика, что она есть и чем должна быть*
http://ruslit.traumlibrary.net/book/fed ... work004003


Вернуться в «Русский космизм»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей