Сергей Николаевич Булгаков

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 11:13

Источник: http://nffedorov.ru/wiki/%D0%91%D1%83%D ... 0%B0%C2%BB)

Булгаков Сергей Николаевич (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)
С.Н. Булгаков

Род деятельности:
священник, философ, космист
Дата рождения:
28.06.1871
Место рождения:
Ливны, Орловской обл.
Дата смерти:
13.08.1944
Место смерти:
Париж

Русский космизм: Антолология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 365 с.

С. Н. Булгаков, религиозный философ, богослов, экономист и публицист, родился 28 июня 1871 г. в семье священника, в маленьком городишке Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, он вырос «под кровом церковным», в атмосфере теплой, сердечной веры. Мальчиком был отдан в семинарию. Предполагалось. что как сын священника Сергей пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась христианской апологетикой. Раздражало и обрядовое благочестие. И вот на последнем курсе Булгаков покидает семинарию, поступает в последний класс гимназии, а по окончании ее – в Московский университет. Он жаждет посвятить себя спасению отечества от «царской тирании». Поэтому избирает юридический факультет, мало отвечавший его душевному и духовному складу, и самоотверженно штудирует политэкономию. Впоследствии свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н. А. Добролюбова, русского критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего со своей средой; с судьбами множества других представителей русской интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия, жаждавших реального дела. Девяностые годы прошлого века были временем распространения в России учения К. Маркса. Сергей Николаевич становится одним из активнейших «легальных марксистов», печатается в их журналах «Начало» и «Научное обозрение». Первая его книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) была даже одобрена Лениным. Оправдывая свое увлечение марксизмом, С. Булгаков писал, что эта доктрина «худо-бедно, но объясняет человеку его самого», отводит ему определенную роль в истории, дает цель жизни и деятельности. Но в самом начале нового столетия, после двухлетнего пребывания за границей, куда молодой ученый направился для работы над диссертацией, начинается перелом в его мировоззрении, тот поворот «от марксизма к идеализму», который определит всю его дальнейшую судьбу.
Уже в магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» (1900) С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием «От марксизма к идеализму».
В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал «Новый путь», а затем – «Вопросы жизни». Осенью 1906 г. Сергей Николаевич переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских собраний. Сотрудничает в журнале «Русская мысль», избирается депутатом 2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает религиозно-философское издательство «Путь». Принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство – это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество. По мнению Булгакова, должны быть раскрыты «онтологические, космологические» стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу докторской диссертации С. Булгакова «Философия хозяйства» (1912), а затем развивается им в философско-богословском трактате «Свет невечерний» (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя, в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 – 1945 гг.
Именно в «Философии хозяйства», главу из которой вместе с частью статьи «Душа социализма» (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно, в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем, каждого человека, «грядущего в мир»; содержится в красоте, славе и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть София Премудрость Божия, которая «реет» над мирозданием, излучает в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София – корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она является залогом полного восстановления образа Божия в природе и в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего – смысл мировой истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой она пребывала до грехопадения.
Впрочем, с таким «сценарием» истории лишь как возвращения мира к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует в его творении. Мировой процесс, утверждает он в «Смысле творчества», это продолжающееся творение, как бы «восьмой» его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь «блудного сына», «изменника алтаря» (так он себя не раз называл) заканчивается возвращением «в отчий дом», в «объятия Отца».
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922 г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе, оттуда переехал в Прагу, а затем – в Париж, где в 1925 г. учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем и деканом этого института.
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу «Расизм и христианство» (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности, уникальности каждой человеческой жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал С. Булгакова центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру «в божественное начало в человеке».
С. Н. Булгаков. Из Антологии русского космизма. Софийность хозяйства. Душа социализма.
Из нашей библиотеки
Булгаков С.Н. Первообраз и образ, в 2-х тт. («Свет невечерний» «Философия имени», «Икона и иконопочитание»)
Булгаков С.Н. Философия хозяйства
Избранная библиография
Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха), Москва, 1906.
Судьба Израиля как крест Богоматери
Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
Сион, Москва, 1915.
«Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
«На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
Апокалипсис Иоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
Жребий Пушкина
Моцарт и Сальери
Очерки учения православной церкви
Философия хозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
Чехов как мыслитель, 1910.
«Иван Посошков», 1918.
«У стен Херсониса» Ялта, 1923.
«Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Ymca-Press, 1926 — 91 с.
Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
Дневник духовный , 1925.
О церковной иерархии
Церковь и культура, 1906.
Una Sancta (Основания экуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
Ответ В. П. Соколову, 1914.
Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
«Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
Радость церковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
Православие — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
Философия Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
Невеста Агнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
Агнец Божий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
Агнец Божий (Автореферат)// Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. — № 50. — С. 66-69.
О чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
«Отрицательное богословие» — Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128 (III). — стр. 244—291.
Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press, 1927. — 276 с.
О Царстве Божием// Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. — № 56. — С. 66-68.
Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. — № 5. — С. 3-19.
Г. В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С. 108—110.
Душа социализма I// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
Душа социализма II// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
Душа социализма III// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
Евхаристический догмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. — № 21. — С. 3-33.
Жребий Пушкина// Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
Иерархия и таинства// Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
Иуда Искариот Апостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.; № 27. — С 3-42.
К вопросу о дисциплине покаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
На путях догмы// Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
Нация и человечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
Очерки учения о церкви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости// Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
Очерки учения о церкви. Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С. 39-80; № 16. — С. 19-48
Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
Православие и социализм (письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
При реке Ховаре// Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. — № 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
«Святой Грааль» (Опыт догматической экзегезы Иο. XIX 34)// Путь. — 1932. — № 32. — С. 3-42.
Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929
О моих похоронах.// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248
Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 11:16

С. Н. Булгаков
ИВАН КАРАМАЗОВ (в романе Достоевского “Братья Карамазовы”) как философский тип

(публичная лекция)

http://www.vehi.net/bulgakov/karamaz.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 11:17

Сочинения С.Н. Булгакова и материалы о нем в библиотеке "Вехи"
http://www.vehi.net/bulgakov/index.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 11:20

о.Александр Мень
Отец Сергий Булгаков
http://www.vehi.net/bulgakov/men.html

Это происходило на рубеже XIX и XX веков. По залам Дрезденской галереи, как всегда, сновали туристы, перед картинами стояли более внимательные и углубленные созерцатели. И среди них был молодой человек в сюртуке, темная бородка клинышком, огромный лоб, нахмуренные брови, - он подходил, внимательно вглядываясь в Сикстинскую Мадонну, отходил и как завороженный опять подходил к ней. И было видно, что с ним происходит нечто необычайное, что это не искусствовед, не эстет, не просто ценитель искусства, а человек, который переживает созерцание этой картины как встречу, как подлинную, глубокую, внутреннюю встречу.
Этот человек не был ни мистиком, ни визионером - он был социал-демократом, он был политэкономом, он был русским марксистом легального толка. И приехал он в Германию вовсе не для того, чтобы созерцать образ Девы Марии, а для того, чтобы учиться у других социал-демократов, чтобы обсуждать с Карлом Каутским проблемы экономического развития мира, классовой борьбы, соотношения рынков при капиталистическом производстве. И вдруг что-то схватило его и остановило... Можно сказать, что с этого мгновения начался его поворот к детству.
Каждый человек в какой-то степени, является не только порождением самого детства, но и все лучшее, все драгоценное, все священное, все те искорки, которые есть в детстве у большинства из нас, - и есть та духовная родина, к которой мы стремимся. Правда, человек уже умудрен опытом, изранен жизнью, но все-таки к этому первозданному опыту идет душа. И так происходило с этим человеком, которого звали Сергей Николаевич Булгаков.
Вероятно, многие из вас слышали это имя. Сейчас появляются первые публикации в журналах, страну уже облетела репродукция со знаменитой картины Нестерова «Философы».
Один из них, человек молодой, в белой рясе, с посохом - это отец Павел Флоренский, а второй ученый, опустивший голову, наполненный борющимися в нем идеями, - это и есть Булгаков Сергей Николаевич.
Двадцать восемь томов произведений. Сотни и сотни статей! Всего его творения охватывают двадцать тысяч печатных страниц. Он переведен почти на все европейские языки. Свыше тысячи страниц занимают только переводы Булгакова на европейские языки. Экономист, историк, эссеист, литературный критик, философ, богослов, комментатор Библии, человек необыкновенно разносторонний, и наконец, священник, профессор Парижской духовной академии, - вот таков Сергей Николаевич Булгаков. Человек, родившийся на исходе XIX века и скончавшийся на исходе второй мировой войны. Столетие его рождения в 1974 году у нас никак не отмечалось. Будем надеяться, что следующее поколение лучше сумеет оценить по достоинству этого человека. Я хотел бы помочь вам представить себе эту удивительную фигуру.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 12:25

С.Н.Булгаков
РАСИЗМ И ХРИСТИАНСТВО
http://www.vehi.net/bulgakov/rasizm/rasizm.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 12:26

С. Н. Булгаков
Свет невечерний
Созерцания и умозрения.
http://www.vehi.net/bulgakov/svet/index.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Сергей Николаевич Булгаков

Сообщение Надежда Лебедева » 29 мар 2018, 12:31

К.М. Долгов
Искатель религиозного единства жизни

В плеяде русских мыслителей XX века особо выделялся Сергей Николаевич Булгаков – религиозный философ, экономист, богослов и общественный деятель.
С. Булгаков родился в 1871 году в небольшом городке Ливны Орловской губернии в семье священника. Учился в духовном училище и в Орловской духовной семинарии, затем в Елецкой гимназии. В 1894 году закончил юридический факультет Московского университета.
Еще во время учебы в семинарии Булгаков пережил религиозный кризис и увлекся марксизмом. В университете он серьезно занимался изучением политической экономии. После его окончания был оставлен в университете, а затем направлен в Германию для подготовки к профессорскому званию, где он написал большой труд «Капитализм и земледелие» (в двух томах). Там же, благодаря Г.В. Плеханову, он знакомится с К. Каутским, А. Бебелем, другими видными теоретиками социал-демократии.
Углубленно занимаясь марксизмом, Булгаков со временем разочаровывается в нем и постепенно под воздействием своих «мистических встреч» с Богом, чтения произведений русских религиозных мыслителей (Л. Толстого, Достоевского, Соловьева и др.), бесед и споров с Толстым снова обретает религиозную веру, возвращается в лоно православной церкви, а в философии – к идеализму1.
В 1901 году Булгаков становится профессором политэкономии в Киевском политехническом институте. Читает публичные лекции по вопросам философии и литературы. Вместе с Н. Бердяевым редактирует журнал «Новый путь».
Революция 1905 года вызвала у Булгакова глубокие разочарования. Не принесла ему удовлетворения и деятельность в качестве депутата II Государственной думы от Орловской губернии. Булгаков как мыслитель в эти годы все больше сосредоточивается на философских проблемах, пытаясь осознать события, захлестнувшие Россию и Европу,– первая мировая война. Февральская и Октябрьская революции, и все теснее связывает свою деятельность с религией и церковью («Два града», 1911; «Тихие думы», 1918). В 1917–1918 годах он активно участвует в работе Всероссийского Поместного Собора Православной церкви (им написан ряд программных документов). В 1918 году в присутствии близких друзей (Н. Бердяева, П. Струве, Вяч. Иванова, П. Флоренского и др.) в Даниловском монастыре философ принимает сан священника и избирается членом Высшего Церковного Совета.
В 1919–1922 годах Булгаков живет в Крыму, как профессор Симферопольского университета читает курсы лекций, занимается научными исследованиями.
После высылки за границу в конце 1922 года Булгаков некоторое время живет в Константинополе, затем переезжает в Прагу, работает профессором церковного права на юридическом факультете Пражского университета. В 1925 году переезжает в Париж, где становится профессором догматики и деканом Православного Богословского института. Здесь он пишет свои основополагающие богословские сочинения.
Умер С. Булгаков в 1944 году, похоронен под Парижем, на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
-359-

Выдающийся философский труд Булгакова «Свет невечерний» (1917 г.) занимает особое место в его творчестве. «Лично для автора,– пишет он,– эта книга представляет собой род духовной автобиографии или исповеди. Она является обобщающим постижением, как бы итогом всего мною пройденного, столь ломаного и сложного – слишком сложного! – духовного пути, я в ней благодарно его озираю»2.
Книга написана своеобразным языком: глубокомыслие философа сочетается в ней с утонченностью лирика, скрупулезное рассмотрение теоретических проблем нередко дополняется поразительной художественной фантазией, строгая научность – глубокой интуицией.
В этом «собранье пестрых глав», отмечает Булгаков, мне хотелось выявить в философствовании или воплотить в умозрении религиозные созерцания, связанные с жизнью в православии. «Труден путь чрез современность к православию и обратно... И лишь как искатель религиозного единства жизни, взыскуемого, но не обретенного, выступаю я в этой книге... Осознать себя со своей исторической плотью в православии и чрез православие, постигнуть его вековечную истину чрез призму современности, а эту последнюю увидеть в его свете,– такова жгучая, неустранимая потребность, которая ощутилась явно с 19 века, и чем дальше, тем становится острее»3.
Осмыслить пройденный творческий путь, выявить и воплотить в умозрении религиозные созерцания, соотнести собственную жизнь с духовной традицией и современностью, определить свое место в этом мире, узреть смысл жизни и жизнь в Духе, Боге и Церкви – словом, выработать новое миросозерцание, создать новую религиозную систему философии – главная цель «Света невечернего».
Проблема Бога рассматривается в книге в основном с точки зрения апофатического, отрицательного богословия. Булгаков считает, что религиозная философия не знает более важной проблемы, нежели о смысле «божественного Ничто». Подробно излагая учения отцов церкви, философов и богословов о «божественном Ничто», автор показывает, что все они сходятся во мнении, согласно которому о Боге нельзя сказать ничего определенного, ибо он невыразим в обычных человеческих понятиях и определениях. Бог – вне всяких определений и качеств, наоборот, он есть их изначальное отрицание. О нем можно сказать только то, что он не есть, чем он не является и не может быть. Булгаков рассматривает учения Платона и Плотина, отцов восточной церкви, философов – Эриугены, Николая Кузанского, Дж. Бруно, мистиков – Мейстера Экхарта, Я. Беме и других, доказывая, что Абсолютное есть Ничто как отрицание любых определений Бога. Вместе с тем, считает он, Бог обнаруживает свою сущность в творении – как Творец; Бог творит мир, а «мир есть становящийся Бог», «мир содержится в Боге, и в мире действует Бог... Бог есть только в мире и для мира...»4. Творя мир, Бог делает и самого себя творением и одновременно вовлекается в то, что творит. В этом смысле мир в мировом процессе является теогонией и теофанией, которые обусловливают друг друга.
Таким образом, по Булгакову, хотя Бог и неопределим, но он являет себя в творчестве мира из ничто. Абсолютное как божественное Ничто есть основание для апофатического богословия, в то время как Абсолютное, полагающее себя Богом и становящееся для человека Богом, есть основа катафатического, положительного богословия. Что же касается катафатического богословия, то оно подробно анализируется Булгаковым в его богословских трудах, в трилогии: «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста Агнца», других сочинениях.
Задача эта чрезвычайно трудная и сложная, ибо при решении ее необходимо не просто обозреть все, что было сделано и что произошло и происходит в мире, но осознать свою собственную жизнь и деятельность, свое место в человеческом и божественном мире. Автор должен как бы снова провести свою душу через все круги Вселенной Духа, где каждое соприкосновение с различными «ипостасями» этого Духа – Божественным ничто (апофатическое богословие), Миром (онтология
-360-

и космология), Человеком (религиозная антропология, философия истории и культуры) – таит опасности сойти с верного пути, ошибиться, утратить веру и надежду на индивидуальное (личное) и социальное спасение.
Еще в «Философии хозяйства» (1912) Булгаков предпринял уникальную и для русской и для европейской мысли попытку выработать новую метафизику, которая рассматривала бы человечество как трансцендентальный субъект хозяйства в трех аспектах: научно-эмпирическом, трансцендентально-критическом и собственно метафизическом. Эта метафизика включала в себя онтологию, гносеологию, космологию, аксиологию, эсхатологию, софиологию и ставила в центр своего анализа антропологию – учение о Человеке в природе и мире. Труд понимается как очеловечивание природы и натурализация человека, а хозяйственная деятельность – как творческий процесс овладения миром, ведущий к единству человеческого рода во всех сферах жизнедеятельности. Булгаков стремился «ощущать мир как хозяйство», раскрыть назначение человека в этом мире и значение мира для человека, обосновать онтологическую и космологическую сторону христианства.
В «Свете невечернем», развивая свои идеи, Булгаков – в диалоге и полемике с различными философскими и религиозными течениями – стремится выработать универсальное миросозерцание, которое связывало бы в единое целое Бога, Мир и Человека, не отождествляя их и не уничтожая качественного различия и специфики, присущих каждому из них, дать всестороннее обоснование новой антропологии – онтологическое, гносеологическое, космологическое, аксиологическое, эсхатологическое, научное и религиозное. Словом, Булгаков попытался дать новый синтез науки, философии, религии с точки зрения всеединства – универсального учения о Боге, Мире и Человеке, основоположником которого был Вл. Соловьев.
Концепция всеединства ставит в центр не проблему свободы человека, а проблему Софии – Божественной Премудрости, которая у русских мыслителей занимает особое место. Указывая на Якоба Беме и Мейстера Экхарта, Булгаков пишет о «софиологической пустыне западной теологии», поскольку тема Софии на Западе часто игнорировалась.
В России, особенно в XIX веке, в связи с интенсивными поисками смысла жизни, смысла истории и творчества проявляется большой интерес к софиологической проблематике. Булгаков выделяет в этом плане Гоголя, Достоевского, Тютчева, Фета, Баратынского, Федорова и других писателей. Но самым выдающимся софиологом он считает Вл. Соловьева, оказавшего своим учением о Софии огромное воздействие на художников (Блок, Белый, Вяч. Иванов и др.) и мыслителей (С. и Е. Трубецкие, Бердяев, Карсавин, Флоренский, Зеньковский и др.). «Лично я рассматриваю Соловьева как моего философского руководителя, когда я проходил мой путь «от марксизма к идеализму» и затем к Православию» 5,– писал Булгаков.
В «Свете невечернем» Булгаков так формулирует свои представления о Софии. София находится между Богом и миром, Творцом и тварью, сама не есть ни то, ни другое, а нечто совершенно особое, одновременно соединяющее и разъединяющее то и другое. Она есть любовь Любви, не только любима, но и любит ответной Любовью, и в этой взаимной любви она получает все, есть ВСЕ. «София же только приемлет, не имея что отдать, она содержит лишь то, что получила. Себяотданием же Божественной Любви она в себе зачинает все. В этом смысле она женственна, восприемлюща, она есть «Вечная женственность». Вместе с тем она есть идеальный, умопостигаемый мир. ВСЕ... всеединое... Зарождение мира в Софии есть действие всей Св. Троицы в каждой из Ее ипостасей, простирающееся на восприемлющее существо, Вечную Женственность, которая через это становится началом мира...» 6.
Отталкиваясь от идей Вл. Соловьева, для которого София – Премудрость Божия – «идеальное совершенное человечество», Булгаков утверждет, что София есть Любовь. Универсальная религия, по Соловьеву, есть религия души, специальная


Полностью: http://rozamira.nl/lib/filos/bulgakovS/dolgov.htm


Вернуться в «Русский космизм»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей