Сергей Николаевич Булгаков
Добавлено: 29 мар 2018, 11:13
Источник: http://nffedorov.ru/wiki/%D0%91%D1%83%D ... 0%B0%C2%BB)
Булгаков Сергей Николаевич (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)
С.Н. Булгаков
Род деятельности:
священник, философ, космист
Дата рождения:
28.06.1871
Место рождения:
Ливны, Орловской обл.
Дата смерти:
13.08.1944
Место смерти:
Париж
Русский космизм: Антолология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 365 с.
С. Н. Булгаков, религиозный философ, богослов, экономист и публицист, родился 28 июня 1871 г. в семье священника, в маленьком городишке Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, он вырос «под кровом церковным», в атмосфере теплой, сердечной веры. Мальчиком был отдан в семинарию. Предполагалось. что как сын священника Сергей пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась христианской апологетикой. Раздражало и обрядовое благочестие. И вот на последнем курсе Булгаков покидает семинарию, поступает в последний класс гимназии, а по окончании ее – в Московский университет. Он жаждет посвятить себя спасению отечества от «царской тирании». Поэтому избирает юридический факультет, мало отвечавший его душевному и духовному складу, и самоотверженно штудирует политэкономию. Впоследствии свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н. А. Добролюбова, русского критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего со своей средой; с судьбами множества других представителей русской интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия, жаждавших реального дела. Девяностые годы прошлого века были временем распространения в России учения К. Маркса. Сергей Николаевич становится одним из активнейших «легальных марксистов», печатается в их журналах «Начало» и «Научное обозрение». Первая его книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) была даже одобрена Лениным. Оправдывая свое увлечение марксизмом, С. Булгаков писал, что эта доктрина «худо-бедно, но объясняет человеку его самого», отводит ему определенную роль в истории, дает цель жизни и деятельности. Но в самом начале нового столетия, после двухлетнего пребывания за границей, куда молодой ученый направился для работы над диссертацией, начинается перелом в его мировоззрении, тот поворот «от марксизма к идеализму», который определит всю его дальнейшую судьбу.
Уже в магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» (1900) С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием «От марксизма к идеализму».
В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал «Новый путь», а затем – «Вопросы жизни». Осенью 1906 г. Сергей Николаевич переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских собраний. Сотрудничает в журнале «Русская мысль», избирается депутатом 2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает религиозно-философское издательство «Путь». Принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство – это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество. По мнению Булгакова, должны быть раскрыты «онтологические, космологические» стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу докторской диссертации С. Булгакова «Философия хозяйства» (1912), а затем развивается им в философско-богословском трактате «Свет невечерний» (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя, в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 – 1945 гг.
Именно в «Философии хозяйства», главу из которой вместе с частью статьи «Душа социализма» (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно, в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем, каждого человека, «грядущего в мир»; содержится в красоте, славе и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть София Премудрость Божия, которая «реет» над мирозданием, излучает в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София – корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она является залогом полного восстановления образа Божия в природе и в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего – смысл мировой истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой она пребывала до грехопадения.
Впрочем, с таким «сценарием» истории лишь как возвращения мира к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует в его творении. Мировой процесс, утверждает он в «Смысле творчества», это продолжающееся творение, как бы «восьмой» его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь «блудного сына», «изменника алтаря» (так он себя не раз называл) заканчивается возвращением «в отчий дом», в «объятия Отца».
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922 г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе, оттуда переехал в Прагу, а затем – в Париж, где в 1925 г. учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем и деканом этого института.
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу «Расизм и христианство» (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности, уникальности каждой человеческой жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал С. Булгакова центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру «в божественное начало в человеке».
С. Н. Булгаков. Из Антологии русского космизма. Софийность хозяйства. Душа социализма.
Из нашей библиотеки
Булгаков С.Н. Первообраз и образ, в 2-х тт. («Свет невечерний» «Философия имени», «Икона и иконопочитание»)
Булгаков С.Н. Философия хозяйства
Избранная библиография
Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха), Москва, 1906.
Судьба Израиля как крест Богоматери
Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
Сион, Москва, 1915.
«Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
«На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
Апокалипсис Иоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
Жребий Пушкина
Моцарт и Сальери
Очерки учения православной церкви
Философия хозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
Чехов как мыслитель, 1910.
«Иван Посошков», 1918.
«У стен Херсониса» Ялта, 1923.
«Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Ymca-Press, 1926 — 91 с.
Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
Дневник духовный , 1925.
О церковной иерархии
Церковь и культура, 1906.
Una Sancta (Основания экуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
Ответ В. П. Соколову, 1914.
Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
«Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
Радость церковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
Православие — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
Философия Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
Невеста Агнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
Агнец Божий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
Агнец Божий (Автореферат)// Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. — № 50. — С. 66-69.
О чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
«Отрицательное богословие» — Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128 (III). — стр. 244—291.
Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press, 1927. — 276 с.
О Царстве Божием// Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. — № 56. — С. 66-68.
Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. — № 5. — С. 3-19.
Г. В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С. 108—110.
Душа социализма I// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
Душа социализма II// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
Душа социализма III// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
Евхаристический догмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. — № 21. — С. 3-33.
Жребий Пушкина// Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
Иерархия и таинства// Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
Иуда Искариот Апостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.; № 27. — С 3-42.
К вопросу о дисциплине покаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
На путях догмы// Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
Нация и человечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
Очерки учения о церкви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости// Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
Очерки учения о церкви. Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С. 39-80; № 16. — С. 19-48
Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
Православие и социализм (письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
При реке Ховаре// Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. — № 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
«Святой Грааль» (Опыт догматической экзегезы Иο. XIX 34)// Путь. — 1932. — № 32. — С. 3-42.
Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929
О моих похоронах.// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248
Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857
Булгаков Сергей Николаевич (биографический очерк из «Антологии русского космизма»)
С.Н. Булгаков
Род деятельности:
священник, философ, космист
Дата рождения:
28.06.1871
Место рождения:
Ливны, Орловской обл.
Дата смерти:
13.08.1944
Место смерти:
Париж
Русский космизм: Антолология философской мысли / Сост. и предисл. к текстам С. Г. Семеновой, А. Г. Гачевой; Примеч. А. Г. Гачевой. — М.: Педагогика-пресс, 1993. — 365 с.
С. Н. Булгаков, религиозный философ, богослов, экономист и публицист, родился 28 июня 1871 г. в семье священника, в маленьком городишке Ливны Орловской губернии. Как вспоминал сам Сергей Николаевич, он вырос «под кровом церковным», в атмосфере теплой, сердечной веры. Мальчиком был отдан в семинарию. Предполагалось. что как сын священника Сергей пойдет по стопам отца. Но сухое богословие не утоляло горячих вопросов духа, а рано пробудившаяся критическая мысль не удовлетворялась христианской апологетикой. Раздражало и обрядовое благочестие. И вот на последнем курсе Булгаков покидает семинарию, поступает в последний класс гимназии, а по окончании ее – в Московский университет. Он жаждет посвятить себя спасению отечества от «царской тирании». Поэтому избирает юридический факультет, мало отвечавший его душевному и духовному складу, и самоотверженно штудирует политэкономию. Впоследствии свою юношескую судьбу он сравнит с судьбой Н. А. Добролюбова, русского критика-демократа середины XIX в., тоже семинариста, порвавшего со своей средой; с судьбами множества других представителей русской интеллигенции, отвергнувших аскетизм и догматизм официального православия, жаждавших реального дела. Девяностые годы прошлого века были временем распространения в России учения К. Маркса. Сергей Николаевич становится одним из активнейших «легальных марксистов», печатается в их журналах «Начало» и «Научное обозрение». Первая его книга «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) была даже одобрена Лениным. Оправдывая свое увлечение марксизмом, С. Булгаков писал, что эта доктрина «худо-бедно, но объясняет человеку его самого», отводит ему определенную роль в истории, дает цель жизни и деятельности. Но в самом начале нового столетия, после двухлетнего пребывания за границей, куда молодой ученый направился для работы над диссертацией, начинается перелом в его мировоззрении, тот поворот «от марксизма к идеализму», который определит всю его дальнейшую судьбу.
Уже в магистерской диссертации «Капитализм и земледелие» (1900) С. Булгаков критикует взгляды Маркса по аграрному вопросу, защищая жизнеспособность мелких крестьянских хозяйств в условиях капитализма. А в период работы профессором политехникума и приват-доцентом университета в Киеве пишет ряд статей, в которых вопрос о социальном идеале, о смысле прогресса, о месте человека в мире постепенно смещается в область религиозной философии. Вскоре он составит сборник этих работ, который в 1903 г. выпустит в Петербурге под характерным названием «От марксизма к идеализму».
В Киеве С. Булгаков сближается с Н. Бердяевым, пережившим к тому времени такой же перелом. С 1904 г. они вместе редактируют журнал «Новый путь», а затем – «Вопросы жизни». Осенью 1906 г. Сергей Николаевич переезжает в Москву и становится активным участником религиозно-философских собраний. Сотрудничает в журнале «Русская мысль», избирается депутатом 2-й Государственной думы. Преподает в Московском университете, основывает религиозно-философское издательство «Путь». Принимает участие в церковном соборе по выборам Патриарха всея Руси. Вера не удаляет его от общественной деятельности; напротив, он пытается обосновать хозяйственную, культурную активность человека с религиозной точки зрения, ввести ее в христианскую концепцию развития мира. Ведь христианство – это не только нравственная проповедь, но и деятельность, и творчество. По мнению Булгакова, должны быть раскрыты «онтологические, космологические» стороны христианства, его мироустроительный смысл. Проблема связи христианства и хозяйства, христианства и культуры ложится в основу докторской диссертации С. Булгакова «Философия хозяйства» (1912), а затем развивается им в философско-богословском трактате «Свет невечерний» (1917). Значима она и в позднем творчестве мыслителя, в частности в богословской трилогии уже в изгнании, в 1933 – 1945 гг.
Именно в «Философии хозяйства», главу из которой вместе с частью статьи «Душа социализма» (1931) мы предлагаем читателю, С. Булгаков оказывается особенно близок идеям русского космизма. Центральным понятием здесь становится понятие Софии, воспринятое от В. Соловьева и П. Флоренского (с последним в те годы Сергей Николаевич интенсивно общается). Мир теперешний, мир падший, не отвергнут Богом окончательно, в Боге содержится идеальный образ этого мира, каждой вещи в нем, каждого человека, «грядущего в мир»; содержится в красоте, славе и нетлении. Этот совокупный идеальный образ мира и человека и есть София Премудрость Божия, которая «реет» над мирозданием, излучает в него божественный свет, живой нитью связывает его с Богом. София – корень всех вещей и в то же время некая их идеальная норма. Она является залогом полного восстановления образа Божия в природе и в человеке. В этом восстановлении падшего и погибшего – смысл мировой истории. В своем творчестве, в своей хозяйственной деятельности человечество возвращает Вселенную в ту благодать эдема, в которой она пребывала до грехопадения.
Впрочем, с таким «сценарием» истории лишь как возвращения мира к прежнему райскому бытию не вполне согласился Н. Бердяев. По его мысли, человек не только восстановляет этот мир, но и участвует в его творении. Мировой процесс, утверждает он в «Смысле творчества», это продолжающееся творение, как бы «восьмой» его день, завершением которого в конце времен и будет Царствие Небесное.
Летом 1918 г. С. Булгаков принимает сан священника. Путь «блудного сына», «изменника алтаря» (так он себя не раз называл) заканчивается возвращением «в отчий дом», в «объятия Отца».
Из Москвы о. Сергий перебирается к семье в Крым. Преподает политэкономию и богословие в Симферопольском университете, служит протоиереем в Ялтинском соборе. Вернуться в Москву уже не удалось. В конце 1922 г. он был выслан из страны. Некоторое время промаялся в Константинополе, оттуда переехал в Прагу, а затем – в Париж, где в 1925 г. учредил Православный богословский институт. Почти 20 лет, до самой смерти, о. Сергий был преподавателем и деканом этого института.
Последние годы жизни сложились трудно. В 1939 г. ему оперировали рак горла. И в том же году началась война. В оккупированном Париже о. Сергий пишет книгу «Расизм и христианство» (1942), противопоставляя в ней принципу расы принцип личности, уникальности каждой человеческой жизни. Умер С. Н. Булгаков 13 июля 1944 г. от инсульта. Н. Бердяев в своей книге «Русская идея» назвал С. Булгакова центральной фигурой русского религиозно-философского ренессанса, подчеркнув его устремленность к идее Богочеловечества, к новой религиозной эпохе, веру «в божественное начало в человеке».
С. Н. Булгаков. Из Антологии русского космизма. Софийность хозяйства. Душа социализма.
Из нашей библиотеки
Булгаков С.Н. Первообраз и образ, в 2-х тт. («Свет невечерний» «Философия имени», «Икона и иконопочитание»)
Булгаков С.Н. Философия хозяйства
Избранная библиография
Основные проблемы теории прогресса (Статья в сборнике «Проблемы идеализма», Москва, 1902 г.)
Иван Карамазов (в романе Достоевского «Братья Карамазовы») как философский тип (Публичная лекция, Киев 21 ноября 1901 г.)
Душевная драма Герцена, Киев, 1905.
Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха), Москва, 1906.
Судьба Израиля как крест Богоматери
Русская трагедия ("О «Бесах» Достоевского), Москва, 1914.
Сион, Москва, 1915.
«Свет невечерний». Созерцания и умозрения Москва, «Путь», 1917. — 417 с.
«На пиру богов». Pro и contra. Современные диалоги. Статья из сборника «Из глубины», Москва-Петроград, 1918.
Апокалипсис Иоанна Ymca-Press, 1948. — 353 с.
Жребий Пушкина
Моцарт и Сальери
Очерки учения православной церкви
Философия хозяйства, Нью-Йорк, 1982—321 с.
Философия хозяйства (Речь на докторском диспуте), 21 сентября 1912.
Чехов как мыслитель, 1910.
«Иван Посошков», 1918.
«У стен Херсониса» Ялта, 1923.
«Свв. Петр и Иоанн. Два первоапостола» Ymca-Press, 1926 — 91 с.
Гонения на Израиль (Догматический очерк), 1942
Дневник духовный , 1925.
О церковной иерархии
Церковь и культура, 1906.
Una Sancta (Основания экуменизма)// Путь. — 1938. — № 58. — С. 3-14.
Ответ В. П. Соколову, 1914.
Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.), Сергиевские листки. Paris. 1935.
«Вода скачущая в жизнь вечную». Слово в Навечерие Богоявления, Сергиевские листки. Paris. 1935.
Радость церковная. Слова и поучения — Париж: 1938. — 98 с.
Православие — Париж: YMCA-Press, 1965. — 403 с.
Философия Имени — Париж: YMCA-Press, 1953. — 278 с.
Невеста Агнца — Париж: YMCA-Press, 1945—621 c.
Купина Неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери — Париж: YMCA-Press, 1927. — 288 с.
Агнец Божий — Париж: YMCA-Press, 1933. — 468 с.
Агнец Божий (Автореферат)// Путь. — 1933. — № 41. — С. 101—105.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II Париж: YMCA-Press, 1936. — 447 с.
Утешитель. О Богочеловечестве. часть II (Автореферат)// Путь. — 1936. — № 50. — С. 66-69.
О чудесах Евангельских — Париж: YMCA-Press, 1932. — 115 с.
«Отрицательное богословие» — Вопросы философии и психологии. — М., 1915. — Год XXVI, кн. 126 (I). — стр. 1-86; Год XXVI, кн. 128 (III). — стр. 244—291.
Друг Жениха (Іо. 3, 28-30). О православном почитании Предтечи — Париж: YMCA-Press, 1927. — 276 с.
О Царстве Божием// Путь. — 1928. — № 11. — С. 3-30.
О Frank Gavin// Путь. — 1958. — № 56. — С. 63-65.
Епископ Вальтер Фрир (in memoriam)// Путь. — 1958. — № 56. — С. 66-68.
Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию// Путь. — 1926. — № 5. — С. 3-19.
Г. В. Вильямс// Путь. — 1928. — № 14. — С. 108—110.
Душа социализма I// Новый Град. — 1931. — № 1. — С. 49-58.
Душа социализма II// Новый Град. — 1932. — № 3. — С. 33-45.
Душа социализма III// Новый Град. — 1933. — № 7. — С. 35-43.
Евхаристический догмат.// Путь. — 1928. — № 20. — С. 3-46; 1930. — № 21. — С. 3-33.
Жребий Пушкина// Новый Град. — 1937. — № 12. — С. 19-47.
Иерархия и таинства// Путь. — 1935. — № 49. — С. 23-47.
Иуда Искариот Апостол-Предатель// Путь. — 1931. — № 26. — С. 3-60.; № 27. — С 3-42.
К вопросу о дисциплине покаяния и причащения// Путь. — 1929. — № 19. — С. 70-78.
Лозаннская конференция и папская энциклика// Путь. — 1928. — № 13. — С. 71-82.
На путях догмы// Путь. — 1933. — № 37. — С. 3-35.
Нация и человечество// Новый Град. — 1934. — № 8. — С. 28-38.
Очерки учения о церкви// Путь. — 1925. — № 1. — С. 53-78.
Очерки учения о Церкви. Обладает ли православие внешним авторитетом догматической непогрешимости// Путь. — 1926. — № 2. — С. 47-58.
Очерки учения о церкви. Церковь и инославие// Путь. — 1926. — № 4. — С. 3-26.
Очерки учения о церкви. IV. О ватиканском догмате// Путь. — 1929. — № 15. — С. 39-80; № 16. — С. 19-48
Письмо профес. Ганса Эренберга прот. С. Булгакову о православии и протестантизме и ответ прот. С. Булгакова// Путь. — 1926. — № 5. — С. 87-92.
Православие и социализм (письмо в редакцию)// Путь. — 1930. — № 20. — С. 93-95.
При реке Ховаре// Путь. — 1935. — № 47. — С. 66-70.
Проблема «условного бессмертия» (Из введения в эсхатологию)// Путь. — 1936—1937. — № 52. — С. 3-23; № 53. — С. 3-19.
«Святой Грааль» (Опыт догматической экзегезы Иο. XIX 34)// Путь. — 1932. — № 32. — С. 3-42.
Интеллигенция и религия// Русская мысль. — М., 1908. Кн. 3. — c. 98.
Апокалиптика и социализм// Два града. Исследования о природе общественных идеалов. — СПб.: Изд-во РГХИ, 1997 — с. 207—247.
Лествица Иаковля. Об ангелах. Париж, 1929
О моих похоронах.// Православная мысль. — 1951. — № 8. — С. 9
Христианство и еврейский вопрос. — Париж, 1991.
Булгаков С.Н. Путь Парижского богословия. — Москва: Храм св.муч. Татианы при МГУ, 2007. — 560 с. — ISBN 978-5901836248
Булгаков С.Н. Малая трилогия. — Москва: Общедоступный Православный Ун-т, 2008. — 576 с. — ISBN 978-5875072857