С. Франк
О смысле жизни
http://bookscafe.net/read/frank_semen-o ... 37.html#p1
Семен Людвигович Франк
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
С.Франк
Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)
http://bookscafe.net/read/frank_semen-n ... 42.html#p1
Непостижимое (Онтологическое введение в философию религии)
http://bookscafe.net/read/frank_semen-n ... 42.html#p1
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
К.М. АНТОНОВ. ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ РЕЛИГИИ В «НЕПОСТИЖИМОМ» С.Л. ФРАНКА
http://pstgu.ru/download/1248277059.antonov.pdf
http://pstgu.ru/download/1248277059.antonov.pdf
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
С.Л. Франк
НЕПОСТИЖИМОЕ
Онтологическое введение в философию религии
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Часть первая
НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ
Глава I. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЛЯ НАС
Глава II. НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ
Глава III. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ БЫТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Глава IV. ОБ УМУДРЕННОМ НЕВЕДЕНИИ (DOCTA IGNORANTIA)
Часть вторая
НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРЫВАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Глава V. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ САМОБЫТИЕ
Глава VI. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНЕ: ОТНОШЕНИЕ «Я-ТЫ»
Глава VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНУТРЬ: ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
Часть третья
АБСОЛЮТНО НЕПОСТИЖИМОЕ: «СВЯТЫНЯ» ИЛИ «БОЖЕСТВО»
Глава VIII. СВЯТЫНЯ («БОЖЕСТВО»)
Глава IX. БОГ И Я
Глава X. БОГ И МИР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читать можно здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/nepostizhimoe/ или здесь: http://www.vehi.net/frank/nepost/index.html
НЕПОСТИЖИМОЕ
Онтологическое введение в философию религии
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВСТУПЛЕНИЕ
Часть первая
НЕПОСТИЖИМОЕ В СФЕРЕ ПРЕДМЕТНОГО ЗНАНИЯ
Глава I. НЕПОСТИЖИМОЕ ДЛЯ НАС
Глава II. НЕПОСТИЖИМОЕ ПО СУЩЕСТВУ В ПРЕДМЕТНОМ БЫТИИ
Глава III. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК БЕЗУСЛОВНОЕ БЫТИЕ И РЕАЛЬНОСТЬ
Глава IV. ОБ УМУДРЕННОМ НЕВЕДЕНИИ (DOCTA IGNORANTIA)
Часть вторая
НЕПОСТИЖИМОЕ КАК САМООТКРЫВАЮЩАЯСЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Глава V. НЕПОСТИЖИМОЕ КАК НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ САМОБЫТИЕ
Глава VI. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНЕ: ОТНОШЕНИЕ «Я-ТЫ»
Глава VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ ВО-ВНУТРЬ: ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
Часть третья
АБСОЛЮТНО НЕПОСТИЖИМОЕ: «СВЯТЫНЯ» ИЛИ «БОЖЕСТВО»
Глава VIII. СВЯТЫНЯ («БОЖЕСТВО»)
Глава IX. БОГ И Я
Глава X. БОГ И МИР
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Читать можно здесь: https://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/nepostizhimoe/ или здесь: http://www.vehi.net/frank/nepost/index.html
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
Бердяев Н.А. С. Франк. Непостижимое. Журнал "Путь" №60
http://odinblago.ru/path/60/8
http://odinblago.ru/path/60/8
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
Франк С.Л. - Сочинения (1990)
https://platona.net/load/knigi_po_filos ... 6-1-0-3516
Собрание сочинений С. Л. Франка включает произведения, написанные разное время (первые три работы — в самом начале XX века, две другие в эмиграции) и по разному поводу. Выбор именно этих работ для публикации был продиктован, с одной стороны, желанием познакомить читателя с наиболее известными произведениями автора, не утратившими своей познавательной ценности и сегодня, а с другой,— тем значением, которое придавали им современники и сам автор.
Ю. П. Сенокосов. Семен Людвигович Франк 3
Фр. НИЦШЕ И ЭТИКА «ЛЮБВИ К ДАЛЬНЕМУ» 6
ПОЛИТИКА И ИДЕИ (О программе «Полярной Звезды») 65
ЭТИКА НИГИЛИЗМА (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) 77
КРУШЕНИЕ КУМИРОВ
Предисловие 113
1. Кумир революции 116
2. Кумир политики 126
3. Кумир культуры . 132
4. Кумир «идеи» и «нравственного идеализма» 144
5. Духовная пустота и встреча с живым Богом 161
НЕПОСТИЖИМОЕ Онтологическое введение в философию религии
https://platona.net/load/knigi_po_filos ... 6-1-0-3516
Собрание сочинений С. Л. Франка включает произведения, написанные разное время (первые три работы — в самом начале XX века, две другие в эмиграции) и по разному поводу. Выбор именно этих работ для публикации был продиктован, с одной стороны, желанием познакомить читателя с наиболее известными произведениями автора, не утратившими своей познавательной ценности и сегодня, а с другой,— тем значением, которое придавали им современники и сам автор.
Ю. П. Сенокосов. Семен Людвигович Франк 3
Фр. НИЦШЕ И ЭТИКА «ЛЮБВИ К ДАЛЬНЕМУ» 6
ПОЛИТИКА И ИДЕИ (О программе «Полярной Звезды») 65
ЭТИКА НИГИЛИЗМА (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции) 77
КРУШЕНИЕ КУМИРОВ
Предисловие 113
1. Кумир революции 116
2. Кумир политики 126
3. Кумир культуры . 132
4. Кумир «идеи» и «нравственного идеализма» 144
5. Духовная пустота и встреча с живым Богом 161
НЕПОСТИЖИМОЕ Онтологическое введение в философию религии
-
- Сообщений: 9793
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Семен Людвигович Франк
Наша эмпирическая жизнь, с её краткостью и отрывочностью, с её неизбежными тяготами и нуждами, с её присущим ей стремлением к чему-то вне её находящемуся, очевидно, не есть самоцель и не может ею быть; наоборот, первое условие осмысленности жизни, как мы видели, состоит именно в том, чтобы мы прекратили бессмысленную погоню за самой жизнью, бессмысленную растрату её для неё самой, а отдали бы её служению чему-то высшему, имеющему оправдание в самом себе. Но это высшее в свою очередь должно быть жизнью, — жизнью, в которую вольётся и которой всецело пропитается наша жизнь. Жизнь в благе, или благая жизнь, или благо как жизнь — вот цель наших стремлений. И абсолютная противоположность всякой разумной жизненной цели есть смерть, небытие. Искомое благо не может быть только "идеалом", чем-то бесплотным и конкретно не существующим, оно должно быть живым бытием, и притом таким, которое объемлет нашу жизнь и даёт ей последнее удовлетворение именно потому, что оно есть выражение последнего, глубочайшего её существа.
Конкретный пример — и более, чем пример — такого блага мы имеем в лице любви. Когда мы любим подлинной любовью, чего мы в ней ищем и что нас в ней удовлетворяет? Хотим ли мы только вкусить личных радостей от неё, использовать любимое существо и наше отношение к нему как средство для наших субъективных наслаждений? Это было бы развратом, а не подлинной любовью, и такое отношение прежде всего было бы само покарано душевной пустотой, холодом и тоской неудовлетворённости. Хотим ли мы отдать свою жизнь на служение любимому существу? Конечно, хотим, но не так, чтобы это служение опустошало или изнуряло нашу собственную жизнь; мы хотим служения, мы готовы на самопожертвование, даже на гибель ради любимого существа, но именно потому, что это служение, это самопожертвование и гибель не только радостны нам, но и даруют нашей жизни полноту и покой удовлетворённости. Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысляет нашу жизнь. Понятия "объективного" и "субъективного" блага здесь равно недостаточны, чтобы выразить благо любви, оно выше того и другого: оно есть благо жизни через преодоление самой противоположности между "моим" и "чужим", субъективным и объективным.
И, однако, любовь к земному человеческому существу сама по себе не даёт подлинного, последнего смысла жизни. Если и любящий, и любимое существо охвачены потоком времени, ввергнуты в бессмысленный круговорот жизни, ограничены во времени, то в такой любви можно временно забыться, можно иметь отблеск и иллюзорное предвкушение подлинной жизни и её осмысленности, но нельзя достигнуть последнего, осмысляющего жизнь удовлетворения. Ясно, что высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь, само должно быть вечным. Ибо как только мы помыслим в качестве него какое-либо временное состояние, будь то человеческой или мировой жизни, так возникает вопрос об его собственном смысле. Всё временное, всё, имеющее начало и конец, не может быть самоцелью, немыслимо как нечто самодовлеющее: либо оно нужно для чего-то иного — имеет смысл как средство, — либо же оно бессмысленно. Ведь поток времени, эта пёстрая, головокружительная кинематографическая смена одних картин жизни другими, это выплывание неведомо откуда и исчезновение неведомо куда, эта схваченность беспокойством и неустойчивостью непрерывного движения и делает всё на свете "суетным", бессмысленным. Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности. Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть этим беспокойством, этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворённостью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью. Вечным, незыблемо в себе утверждённым, возвышающимся над временной неустойчивостью должно быть, прежде всего, то абсолютное благо, служением которому осмысливается наша жизнь.
Семён Франк.
"О смысле жизни"
Конкретный пример — и более, чем пример — такого блага мы имеем в лице любви. Когда мы любим подлинной любовью, чего мы в ней ищем и что нас в ней удовлетворяет? Хотим ли мы только вкусить личных радостей от неё, использовать любимое существо и наше отношение к нему как средство для наших субъективных наслаждений? Это было бы развратом, а не подлинной любовью, и такое отношение прежде всего было бы само покарано душевной пустотой, холодом и тоской неудовлетворённости. Хотим ли мы отдать свою жизнь на служение любимому существу? Конечно, хотим, но не так, чтобы это служение опустошало или изнуряло нашу собственную жизнь; мы хотим служения, мы готовы на самопожертвование, даже на гибель ради любимого существа, но именно потому, что это служение, это самопожертвование и гибель не только радостны нам, но и даруют нашей жизни полноту и покой удовлетворённости. Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтожение себя для другого. Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое именно и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысляет нашу жизнь. Понятия "объективного" и "субъективного" блага здесь равно недостаточны, чтобы выразить благо любви, оно выше того и другого: оно есть благо жизни через преодоление самой противоположности между "моим" и "чужим", субъективным и объективным.
И, однако, любовь к земному человеческому существу сама по себе не даёт подлинного, последнего смысла жизни. Если и любящий, и любимое существо охвачены потоком времени, ввергнуты в бессмысленный круговорот жизни, ограничены во времени, то в такой любви можно временно забыться, можно иметь отблеск и иллюзорное предвкушение подлинной жизни и её осмысленности, но нельзя достигнуть последнего, осмысляющего жизнь удовлетворения. Ясно, что высшее, абсолютное благо, наполняющее нашу жизнь, само должно быть вечным. Ибо как только мы помыслим в качестве него какое-либо временное состояние, будь то человеческой или мировой жизни, так возникает вопрос об его собственном смысле. Всё временное, всё, имеющее начало и конец, не может быть самоцелью, немыслимо как нечто самодовлеющее: либо оно нужно для чего-то иного — имеет смысл как средство, — либо же оно бессмысленно. Ведь поток времени, эта пёстрая, головокружительная кинематографическая смена одних картин жизни другими, это выплывание неведомо откуда и исчезновение неведомо куда, эта схваченность беспокойством и неустойчивостью непрерывного движения и делает всё на свете "суетным", бессмысленным. Само время есть как бы выражение мировой бессмысленности. Искомая нами объективно полная и обоснованная жизнь не может быть этим беспокойством, этим суетливым переходом от одного к другому, той внутренней неудовлетворённостью, которая есть как бы существо мирового течения во времени. Она должна быть вечной жизнью. Вечным, незыблемо в себе утверждённым, возвышающимся над временной неустойчивостью должно быть, прежде всего, то абсолютное благо, служением которому осмысливается наша жизнь.
Семён Франк.
"О смысле жизни"
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 14 гостей