Казалось бы – и вокруг земного шара человек облетает за 40 часов, а связь так и вовсе стала моментальной, но вряд ли когда были на планете времена такой отъединенности даже самых ближайших территориально стран и даже самых ближайших территориально людей. И как никогда актуальны становятся призывы космистов к единству, «Всемиру», братской любви. Не как что-то отвлеченное, а как шанс к выживанию. Поскольку никогда материальная обеспеченность не сможет заменить душе человека того, что она смутно знает, Неизреченного Высшего, без которого любая устроенность и спокойствие не стоят ничего – не случайно самый высокий процент самоубийств в самых благополучных в смысле экономики странах.
«О мире всего мира». Не будет ли это моление одной из величайших утопий? Так говорит очевидность. Но сердце и действительная сущность продолжают повторять эти священные слова как возможную действительность. Если прислушаться к голосу поверхностной очевидности, то ведь и все заповеди окажутся неисполнимой утопией.
…Каждому из нас приходилось много раз слышать всякие нарекания и предостережения против утопий. От детства и юношества приходилось слышать житейские советы, чтобы не увлекаться «пустым идеализмом», а быть ближе к «практической жизни». Некоторые молодые сердца не соглашались на ту «практическую жизнь», к которой их уговаривали «житейские мудрецы». Некоторым юношам сердце их подсказывало, что путь идеализма, против которого их остерегали старшие, есть наиболее жизненный и заповеданный.
…Но это моление когда-то и кем-то было создано не как отвлеченность, но именно как приказный призыв о возможной действительности. Великий ум знал, что мир всего мира не только возможен, но и есть тот великий спасительный магнит, к которому рано или поздно пристанут корабли путников. На разных языках, в разных концах земли повторяется и будет повторяться это священное моление. Неисповедимы пути, не людям предрешать, как, где и когда осуществится идеализм. Действительно, пути непредрешимы. Но конечная цель остается единой. К этой цели поведут и все проявления того идеализма, так часто гонимого житейской премудростью. Также будет день, когда так называемый идеализм будет понят не только как нечто самое практичное, но и как единственный путь в решении прочих житейских проблем». (Н.К. Рерих. «Листы Дневника», т. 1, «Врата в Будущее»).
Любовь и красота
В одной из лекций Л.В. Шапошниковой есть потрясающие слова: «…Отсутствие любви загубило целую страну. Искусственное изъятие этой любви из обихода, отношения к человеку, замена любви ненавистью, вот одна из главных причин того, что мы сейчас терпим бедствия. Эта любовь, конечно, является цементирующим началом не только большого Космоса, не только цементирующим началом любой энергетической спирали, которая идет в Беспредельность и тянет нас за собой по восходящей линии, но и по многим другим обстоятельствам. Ведь когда пришел Христос, в первом веке до н.э., и провозгласил простую истину, казалось бы, мы теперь говорим это простая истина: «Возлюби ближнего своего». Тогда же он открыл человечеству огромную Истину. Я еще раз возвращаюсь к великому Закону Учительства. Без него, без этой простой фразы, очень многое бы в мире не случилось. В первую очередь, не произошло этого дальнейшего эволюционного движения. Это фраза наша, тех, у кого пятый вид энергетики. Это было сказано для пятого вида человечества. Следующая фраза будет: «Возлюби дальнего своего». (Л.В. Шапошникова. «Введение в изучение Живой Этики. Особенности космической эволюции человечества»
http://www.roerich.ee/books/lvs_lect_1-02.htm).
И дальше в этом выступлении Людмила Васильевна говорит, что такой человек уже пришел, человек, провозгласивший: «Возлюби дальнего!» И этим человеком была Е.И. Рерих. Это, выраженное совсем кратко, направление нашей Эволюции. Ускорить эволюцию человечества, избавить его от потрясений и страданий на этом пути – единственная цель, сообразуясь с которой, не покинули Землю Великие Учителя. И именно это устремление к ОСМЫСЛЕННОЙ, СОЗНАТЕЛЬНОЙ Эволюции – главный признак, по которому того или иного философа мы можем отнести к направлению Космизма.
«Стержневая идея философии Русского космизма - идея активной эволюции (отсюда другое название течения - активно-эволюционная мысль)…Человек для активно-эволюционных мыслителей - существо еще промежуточное, находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу, встав в авангарде эволюции и направляя процесс развития мира в соответствии с высшим духовно-нравственным идеалом. Принципиально новая ступень эволюции, на которой определяющими становятся факторы духовного, нравственного порядка, получает у представителей естественнонаучного и религиозного течений Русского космизма различные названия…. Но в определении ее сущности космисты едины. Речь идет о преодолении природного порядка существования, стоящего на законе взаимного пожирания и борьбы, вытеснения и смерти, о расширении власти духа над материей, об установлении нового, высшего принципа жизни, в основе которого солидарность существ, любовь и бессмертие...» (А. Г. Гачева, С. Г. Семёнова. «Русский космизм». «Русская философия». Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014
http://ponjatija.ru/node/12286).
Но как же может водвориться на Земле Братство? Не путем же призывов и убеждений? Невозможно Братство между эгоистичными, злыми, людьми, поэтому как часть «преобразования природы», Н.Ф. Федоров провозглашал преобразование «слепой силы внутри себя», именно того эгоизма, который для всех космистов представлял главное препятствие к совершенству в человеке. «Мыслитель видел в эгоизме источник всего негативного, что есть в мире. Для искоренения эгоизма необходимо, по Федорову, чтобы наука служила не целям борьбы между людьми, а целям достижения их всеобщего блага». («Философия русскогокосмизма. Философия Николая Федорова»
http://www.grandars.ru/college/filosofi ... orova.html). В. С. Соловьев, а затем Н.К. Рерих показали еще один путь – преобразование мира и человека Красотой.
«Искусство объединит все человечество. Искусство едино и неделимо. И хотя оно имеет много ветвей, оно все же едино. Искусство есть утверждение грядущего синтеза. Искусство для всех. Истинное искусство дает радость каждому. Врата «священного источника» должны быть широко открыты для всех, и свет искусства озарит многие сердца новой любовью. Вначале это чувство будет бессознательным, но потом оно очистит человеческое сознание. Сколько молодых сердец идут в поисках реального и прекрасного. Дайте им это прекрасное. Дайте искусство народу – его место там. Мы должны иметь не только музей, театры, университеты, публичные библиотеки, вокзалы и госпитали, но даже тюрьмы должны быть украшенными и прекрасными. Тогда тюрьмы перестанут существовать». (Н.К. Рерих. «Панацея», «Ценность действенной красоты»).
«Только когда человеческое сознание поймет бесценные сокровища красоты, творящие, облагораживающие и утончающие людей, только тогда истинные сокровища человечества будут в безопасности. И отнюдь не следует думать, что вандализм, будь он явным или тайным, принадлежит лишь прошлым векам и каким-либо легендарным вождям и завоевателям. Даже в эти дни мы видим разнообразные формы проявления вандализма. Поэтому движение, имеющее целью охранить и спасти Красоту, совсем не есть нечто отвлеченное и туманное, а наоборот, это самая настоятельная, нужная и неотложная задача». (Н.К. Рерих, «Панацея», «Вандализм и красота»).
Но почему именно так? В чем это эволюционное, движущее человечество вперед, значение красоты? На этот вопрос уже в начале века тоже ответили русские космисты. В.С. Соловьев утверждал, что искусство это не просто слепок с действительности, оно, одухотворенное художником, может создавать прообразы будущего мира. И это очень понятно, ведь мысль Творца живет в веках. И мечты о Светлом, Прекрасном Братстве рано или поздно воплотятся на Земле. Хорошо бы только, чтобы они были сильнее мыслей ненависти и «образов безобразия», генерируемых служителями псевдоискусства…
«…Искусство есть проекция в будущий, идеальный мир, мир без зла, где всякая идея будет выражаться во всей своей полноте и целостности, то есть где всякое проявление жизни будет реально-прекрасно (ср. «прекрасное есть жизнь»), а так как факт смерти есть факт неполноты выражения человеческой сущности (Соловьев даже говорил в письме к Толстому, что логично было бы, если человек не умирал), то есть так как факт смерти есть факт эстетический, то в этом будущем реально-прекрасном мире нет смерти, а значит, нет зла, лжи, но есть Истина, Добро, Красота». (Андрей Коробов-Латынцев . «Эстетика Владимира Соловьёва».
http://eroskosmos.org/aesthetics-of-vladimir-solovyov/).
«Если нравственный порядок для своей прочности должен опираться на материальную природу как на среду и средство своего существования, то для своей полноты и совершенства он должен включать в себя материальную основу бытия как самостоятельную часть этического действия, которое здесь превращается в эстетическое, ибо вещественное бытие может быть введено в нравственный порядок только чрез свое просветление, одухотворение, т.е. только в форме красоты. Итак, красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира.
Но не совершенно ли уже помимо нас это дело всемирного просветления? Природная красота уже облекла мир своим лучезарным покрывалом, безобразный хаос бессильно шевелится под стройным образом космоса и не может сбросить его с себя ни в беспредельном просторе небесных светил, ни в тесном круге земных организмов. Не должно ли наше искусство заботиться только о том, чтобы облечь в красоту одни человеческие отношения, воплотить в ощутительных образах истинный смысл человеческой жизни? Но в природе темные силы только побеждены, а не убеждены всемирным смыслом, самая эта победа есть поверхностная и неполная, и красота природы есть именно только покрывало, наброшенное на злую жизнь, а не преображение этой жизни. Поэтому-то человек с его разумным сознанием должен быть не только целью природного процесса, но и средством для обратного, более глубокого и полного воздействия на природу со стороны идеального начала». (В.С. Соловьев. «Общий смысл искусства»).
Нравственные основы В.С. Соловьев не связывал с приверженностью человека какой-либо религии, а считал «написанными в сердце», отмечая, что сам когда-то придерживался взглядов о связи нравственности и религиозности, но жизнь переубедила его в этом. «Эти принципы не принадлежат сами по себе ни одному из вероисповеданий, а образуют тот общий трибунал, к которому равно обращаются все». (В.С. Соловьев, «Оправдание добра. Основы нравственной философии»). Возможно, Прекрасное способно открывать в человеке эти глубинные сокровища сердца, улучшая его и продвигая по Эволюционному пути.
«Человечество стоит лицом к лицу с грядущими явлениями космического значения и величия. И люди уже понимают, что происходящие события не случайны. Ибо близко время для создания будущей Культуры. На наших глазах происходит переоценка всех ценностей. Среди гор обесцененных банкнот человечество нашло реальную ценность мирового значения. Истинные сокровища великого искусства победно выдерживают все бури земных столкновений. И даже «земные» люди уже понимают жизненную необходимость действенной Красоты. И когда мы провозглашаем: любовь, Красота, действие, мы действительно знаем, что утверждается формула международного языка. И эта формула, которая теперь принадлежит музеям и кафедрам, должна ныне войти в повседневную жизнь». (Н.К. Рерих. «Панацея». «Ценность действенной красоты»).