Источник:
https://philologist.livejournal.com/112 ... vxqdTT2T10
Литература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети ХХ века. К 165-летию В. СоловьеваЛитература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева / Отв. ред. и сост. Е.А. Тахо-Годи. – М.: Водолей, 2018. – 548 с. (Серия «Русская литература и философия: пути взаимодействия». Вып. 2).
Книга посвящена проблеме взаимодействия русской литературы и философии, приобретшей особую актуальность в последние десятилетия. Вее основу легли исследования научного коллектива, созданного в ИМЛИРАН для реализации проекта Российского научного фонда № 17-18-01432, а также материалы двух конференций: «Литература и религиозно-философская мысль конца XIX – первой трети ХХ века. К 165-летию Вл.Соловьева» и «М.Н. Катков: наследие и современность. К 200-летию содня рождения».
Фигура Вл. Соловьева – философа, богослова, публициста, поэта илитературного критика – смысловая скрепа в широкой панораме истории взаимоотношения двух важнейших составляющих русской культуры – литературы и философии. Объектом изучения являются ключевые фигуры литературных и философских школ на протяжении второй половины XIX – первой половины XX веков: Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, Н.А. Клюев, С.А. Есенин, Н.С. Гумилев, В.В. Набоков; И.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, Н.Ф. Фёдоров, С.Л. Франк, В.Ф. Эрн, в том числе те, кто сознательно работал, как иВл. Соловьев, в обеих областях – и в философии, и в литературе: В.В. Розанов, А.Ф. Лосев, А.К. Горский, А.В. Чаянов. Разделы книги написаны литературоведами и историками философииразных научных школ и поколений из России и из стран Дальнего Зарубежья – Германии, Италии, Китая, Польши, Франции. Ряд публикаций основан на архивных материалах.
Книга доступна в электронной библиотеке ИМЛИ РАН:
http://biblio.imli.ru/images/abook/russ ... 2_2018.pdfСОДЕРЖАНИЕ
Введение
Вл. Соловьев как символ литературоцентризма русской философской мысли. Введение в книгу. Е.А. Тахо-Годи...................................12
I. ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВО, ВСЕЕДИНСТВО, АПОКАЛИПТИКА СКВОЗЬ ПРИЗМУ ЛИТЕРАТУРЫ И ФИЛОСОФИИ
Марченко О.В. (Россия, Москва, Российский государственный гуманитарный университет, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского).
В.Ф. Эрн о связи разума поэтического и разума философского в русской мысли....................................................................................16
Гачева А.Г. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Эстетика жизнетворчества: от Н.Ф. Федорова и Вл. С. Соловьева до А.К. Горского....................................................................................26
Моисеев В.И. (Россия, Москва, Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова).
Трансформация логики всеединства в русской философии XIX–ХХ века..........................................................................................52
Тарасов Б.Н. (Россия, Москва, Литературный институт им. А.М. Горького).
Апокалиптические признаки исторического процесса в контексте христианской антропологии в мысли Ф.И. Тютчева и В.Ф. Эрна.......................................65
II. ВЛ. СОЛОВЬЕВ: ИСТОРИОСОФИЯ, МИСТИКА, ПАРАДОКСЫ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ
Приходько М.А. (Испания, Севилья, Приход в честь свт. Николая Мирликийского РПЦ/МП).
Рефлексия утопизма в Апокалипсисе Иоанна Богослова и в эсхатологии Вл. Соловьева.............................................................86
Киссель В.-Ш. (Германия, Бремен, Институт европейских исследований Бременского университета).
Вл. Соловьев как критик цивилизации: «Чтения о Богочеловечестве»..............................................................................98
Пантина М.В. (Франция, Париж, Университет Париж-Сорбонна, Centre d’étude de la langue et des littératures françaises – CELLF).
Вл. Соловьев и Жозеф де Местр........................................................106
Козырев А.П. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Мистика в цепях разума: Автоматические записи Вл. Соловьева...117
Приложение
Автоматические записи Вл. Соловьева / Подготовка текста и публикация А.П. Козырева..............................................................144
Межуев Б.В. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Вл. Соловьев и Николай Грот: парадоксы взаимовлияния..............157
III. ВЛ. СОЛОВЬЕВ В КРУГУ ЖУРНАЛЬНЫХ И ЛИТЕРАТУРНО-ФИЛОСОФСКИХ ПОЛЕМИК ЭПОХИ
Котрелев Н.В. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Из неизданного и несобранного Вл. Соловьева: Письмо М.Н. Каткову, 20 июля 1886 г.; Письмо М.М. Стасюлевичу, 1886 г., до 2/14 сентября.....................176
Воропаев В.А. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Катков и Гоголь: К постановке проблемы.........................................190
Ивинский Д.П. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Вяземский и Катков: Заметки к теме.................................................198
Вихрова Н.Н. (Россия, Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого).
И.С. Аксаков и М.Н. Катков: к вопросу об идеологических разногласиях в стане консервативной журналистики
второй половины XIX века.................................................................213
Володченко Е.А. (Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский государственный университет).
М.Н. Катков и Е.П. Блаватская: к вопросу о сотрудничестве и идеологической общности..............................................................224
IV. ВЛ. СОЛОВЬЕВ И Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: ОТ НИГИЛИЗМА К СМЫСЛУ ЛЮБВИ
Романов Д.Д. (Россия, Москва, Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы).
Нигилизм как проблемное поле русской литературы и философии...........................................................................................236
Добешевский Я. (Польша, Варшава, Институт философии Варшавского университета).
Ф.М. Достоевский глазами Вл. Соловьева.......................................248
Касаткина Т.А. (Россия, Москва, Институт мировой литературы
им. А.М. Горького РАН).
Философия всеединства Ф.М. Достоевского....................................262
Кибальник С.А. (Россия, Санкт-Петербург, Институт русской литературы (Пушкинский Дом) РАН; Санкт-Петербургский
государственный университет).
Идеал «Вселенской Церкви» в романе «Братья Карамазовы» (Ф.М. Достоевский и Вл.С. Соловьев)..............................................272
Магарил-Ильяева Т.Г. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Ф.М. Достоевский и Вл. Соловьев: смысл любви...........................287
Сызранов С.В. (Россия, Тольятти, Тольяттинский государственный университет).
«Философия трагедии»: рецепция трагического мироощущения
Ф.М. Достоевского русской философской критикой конца XIX – первой трети xx века...................................................296
V. ФИЛОСОФИЯ НА ПЕРЕПУТЬЯХ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Анохина Ю.Ю. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Институт мировой
литературы имени А.М. Горького РАН).
Личность и поэзия Е.А. Боратынского в русской философской мысли конца XIX – начала XX века: Вл. Соловьев и В.В. Розанов о поэте...........................................310
Коростелев О.А. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Круг Мережковских о Вл. Соловьеве до революции и в эмиграции..........................................................................................325
Демидова О.Р. (Россия, Санкт-Петербург, Ленинградский
государственный университет имени А.С. Пушкина).
Поэтика философского текста: Сборник «Царь и революция» как триединство политического, религиозного и эстетического....................................................339
Пчелина О.В. (Россия, Йошкар-Ола, Поволжский государственный технологический университет).
«Философствующий литератор» Д.С. Мережковский....................347
Серегина С.А. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Теургическая эстетика в творчестве Н.А. Клюева и С.А. Есенина.....................................................................................362
VI. РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ИСКАНИЯ ХХ СТОЛЕТИЯ: ТРАДИЦИИ И ТРАКТОВКИ
Ли Яюе (Китай, Институт иностранных языков Пекинского университета).
Мировоззрение духовного стиха «Голубиной книги» и его потенциальное влияние на русскую софиологию Серебряного века.....................................................................380
Шукуров Д.Л. (Россия, Иваново, Ивановский государственный химико-технологический университет).
Религиозная ономатология и софиология в труде
«Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус» (1913) иеросхимонаха Антония (Булатовича)..............................................391
Тахо-Годи Е.А. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Библиотека «Дом А.Ф. Лосева»).
Метаморфозы соловьевской метафоры в наследии А.Ф. Лосева..........................................................................................404
Римонди Дж. (Италия, Парма, Пармский государственный университет; Москва, Институт перспективных исследований
Московского педагогического государственного университета).
Концепция любви в философско-литературном наследии А.Ф. Лосева..........................................................................................417
Филатов А.В. (Россия, Москва, Московский государственный
университет им. М.В. Ломоносова), Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН.
Философия движения у Н.С. Гумилева.............................................429
Михаленко Н.В. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Идея прометеизма и отражение представлений о евгенике
в «Путешествии моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А.В. Чаянова.........................................................................441
Кшондзер М.К. (Германия, Любек, Литературное общество «Арион»).
Религиозно-философские искания начала XX века в восприятии
Григола Робакидзе (на материале эссе Г. Робакидзе о русской культуре)...............................................................................................450
Зенова Е.М. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
«Корифей русской философской критики»: И.Б. Роднянская о творчестве Вл. Соловьева................................................................462
VII.
ВЕЛИКИЕ ИДЕИ ЛИТЕРАТУРЫ: ОТ Л.Н. ТОЛСТОГО ДО Г.Г. ГАДАМЕРА
Матвеева И.Ю. (Россия, Санкт-Петербург, Российский государственный институт сценических искусств (Театральная Академия)), Евлампиев И.И. (Санкт-Петербургский государственный университет).
Философия памяти в творчестве Л.Н. Толстого...............................474
Гарциано С.А. (Франция, Лион, Научно-исследовательский Центр французского и сравнительного литературоведения MARGE,
Кафедра славистики при Факультете иностранных языков, Лионский университет им. Жана Мулена).
Концепция памяти в автобиографической поэтике В.В. Набокова в свете литературно-философских исканий первой волны
эмиграции (И.А. Бунин, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов).....................486
Шалыгина О.В. (Россия, Москва, Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН).
Философский контекст литературной критики С.Л. Франка (анализ категории «предметности»)..................................................499
Евлампиев И.И. (Россия, Санкт-Петербург, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета).
Лев Шестов против великих идей русской литературы..................512
Артамонова Ю.Д. (Россия, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).
Феноменология и неизбежность литературоцентризма в философии ХХ века.........................................................................524
Сведения об авторах..................................................................................533