Общественные музеи - что это такое?

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 28 мар 2017, 12:56

Подборка по теме "Общественные музеи"

1. ОБЩЕСТВЕННЫЕ МУЗЕИ (упоминается и о нашем Музее)
http://www.museum.ru/rme/sci_soc.asp

Общественные музеи - группа негосударственных музеев, созданных различными общественными организациями.
Такое определение соответствует принятому в 1996 г. федеральному закону "О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской федерации". До принятия Закона в музееведческой литературе к категории общественных относили, прежде всего, музеи, созданные по инициативе общественности и не финансировавшиеся государством. Общественными являются некоторые ведомственные музеи, например, часть школьных музеев или музеи ряда предприятий.

Создание общественного музея является результатом серьезной многолетней работы общественных коллективов по изучению истории и природы края, предприятия, биографий земляков, отдельных исторических событий. Поэтому независимо от профиля деятельность таких музеев носит, как правило, краеведческий характер.

Общественные музеи не предоставляют статистической отчетности в государственные органы. Во главе общественных музеев обычно стоит избранный Совет музея, директор, хранитель фондов. Государственные музеи, как правило, берут на себя научно-методическое руководство деятельностью общественных музеев".

Слова далее в этой статье, как показывают факты, не имеет ни малейшего отношения к Музею им. Н.К. Рериха ( в подтверждение: Г.В. Дарузе, "Уровень профессионализма - международный" - https://www.youtube.com/watch?v=PMt94smpSqQ и http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5179).

Положительным моментом является личный интерес и энтузиазм инициаторов, но он имеет и негативную сторону: непрофессионализм, плохо налаженный учет коллекций, опасность утраты, нестабильность. Многие общественные музеи прекращали свое существование с уходом инициатора и энтузиаста из учреждения или из жизни, после чего остро вставал вопрос о судьбе коллекций. Между тем в фондах общественных музеев хранится значительное число предметов музейного значения. Существуют ограничения на хранение в общественных музеях оружия, изделий из драгоценных металлов и камней.

Уступая государственным по уровню профессионализма музейной работы, общественные музеи на всех исторических этапах являлись живым творчеством масс, своеобразным протестом против формализма, шаблонов, жестких идеологических установок. Их роль в местной культурной и общественной жизни проявляется в привлечении большого количества людей в качестве активных участников самой музейной деятельности, а не только в качестве посетителей.

История

Существование общественных музеев имеет богатые исторические традиции. Первые общественные музеи возникли еще в 18 в. на базе коллекций старейших научных обществ. В 19 в. эта традиция была продолжена. "Кутузовская изба" в д. Фили под Москвой, в которой проходил военный совет накануне Бородинского сражения 1812 г., многие годы сохранялась в неприкосновенности усилиями местных крестьян и инвалидов Отечественной войны. Общественный характер носили музеи, действовавшие при губернских ученых архивных комиссиях. На рубеже 19-20 вв. возникли общественные организации памяти выдающихся деятелей культуры с целью создания мемориальных музеев. Так, Дом-музей П.И. Чайковского в г. Клин основан в 1894 г. родственниками композитора и передан в 1916 г. московскому отделению Русского музыкального общества, в ведении которого и находился до 1921 г. Инициатором создания Музея Л.Н. Толстого в Москве стало московское Толстовское общество. Открытый в 1911 г. музей действовал как общественный до 1920 г. Музей "Домик Лермонтова" в г. Пятигорске открыт в 1912 г. Кавказским горным обществом.
Распространение общественных музеев получило большой размах в 1920 г. в связи с развитием краеведческого движения и работой по написанию истории фабрик и заводов.
Но к 1941 г. только 10 музеев сохраняли статус общественных.
Во второй половине1950-х гг. в тех областях и районах, где особенно остро ощущалась нехватка в музеях, при органах культуры, в школах, на предприятиях стали возникать общественные музеи. Первыми в этой серии исследователи (Туманов) называют музеи Пермской области в г. Лысьва, г. Кизел, г. Очер. Наибольшее распространение получили музеи боевой и трудовой славы, истории комсомола, истории предприятий, мемориальные, школьные музеи. Создание и деятельность музеев на общественных началах стала основным содержанием нового этапа краеведческого движения в стране.

Точной статистики общественных музеев никогда не существовало, но активная поддержка историко-краеведческого движения со стороны партийных и государственных органов и общественных организаций привела в 1960-е годы к значительному их росту. По данным Министерства культуры РСФСР в России в 1966 г. действовали 300 общественных музеев, в 1972 г. - 601, в 1977 г. - 1074, вместе со школьными - 4174. Рост общественных музеев свидетельствовал об усиливающемся массовом интересе в стране к ее природному и культурному наследию. В 1979 г. Министерство культуры РСФСР утвердило "Типовое положение о музее, работающем на общественных началах", определившее статус и основные направления их деятельности, ввело для общественных музее почетное звание "народный музей".

До начала 1990-х гг. общественные музеи являлись важным компонентом музейной сети страны и источником пополнения Музейного Фонда РФ. В 1990-е гг. численность этой группы музеев сильно сократилась. Были закрыты, прежде всего, ленинские музеи, и музеи, посвященные другим известным деятелям партии и государства, музеи революционной, боевой и трудовой славы и т.д. Их фонды частично приняты на хранение в государственные музеи, а частично утрачены. Значительная часть общественных музеев получила статус муниципальных учреждений культуры.

Тенденцией последних лет стало появление новых крупных музеев, концептуально определившие свой общественный статус, например, Центр-музей им. Н.К. Рериха в Москве.

Литература
Буланый И.Т., Явтушенко И.Г. Музей на общественных началах. М., 1985;
Туманов В.Е. Общественные музеи// В сб.: Музейное дело в СССР. Музейная сеть и проблемы ее совершенствования на современном этапе. М.. 1985;
Кузнецова Л., Крикловенская А. Совершенствование деятельности общественных музеев РСФСР. М., 1985 (Музейное дело и охрана памятников. Экспресс-информация ГБЛ, в.4);
Равикович Д.А. Формирование государственной музейной сети (1917- 1-ч половина 60-х гг.). М., 1988;
Решетников Н.И. Общественные музеи как социальное явление современности // Музей и современность: Сб. науч. тр. М., 1986 Труевцева О.Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. Томск, 2000.

2. В помощь общественным музеям

http://pps.kaznu.kz/2/Main/FileShow/729 ... 6/0/2015/1

3. Общественные музеи - что это такое?
http://didacts.ru/termin/obschestvennye-muzei.html

4. Пример общественного музея: Музей и общественный центр им.А.Д. Сахарова

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/573824

5. Общественный музей как феномен культуры
Г.В. ДАРУЗЕ,
член Международного совета музеев при ЮНЕСКО,
Москва

http://lib.icr.su/node/843


6. Поддержка общественных музеев со стороны государства

О ситуации вокруг Музея имени Н.К. Рериха МЦР в свете международных стандартов, международного опыта и традиций, касающихся общественных музеев

http://www.save-roerich-museum.ru/o-sit ... yh-muzeev/

7. Классификация музеев
http://poznayka.org/s51234t1.html

"К категории общественных музеев относятся музеи, созданные по инициативе общественности и действующие на общественных началах, но под научно-методическим руководством государственных музеев. Финансируют общественные музеи те учреждения, при которых они созданы. До 1978 г. в значении «общественный музей» использовался термин «народный музей».

Традиция создания общественных музеев стала складываться в России на рубеже XIX —XX вв.; большой размах музейное строительство получило в 1920-е гг. в связи с подъемом краеведческого движения и работой по созданию «летописей» фабрик и заводов. Однако в 1941 г. лишь около 10 общественных музеев сохраняли свой статус. Современная сеть общественных музеев начала формироваться со второй половины 1950-х гг., и по состоянию на 1 января 1990 г. в ней насчитывалось 4373 музея, действующих на территории 26 республик, краев и областей России.

Общественные музеи создаются при органах культуры, в школах, учреждениях, организациях, на предприятиях; они выполняют те же социальные функции, что и государственные музеи. Независимо от профиля их деятельность имеет чаще всего краеведческую направленность, в фондах преобладают материалы, собранные на территории района и связанные с местной историей. В собрании общественных музеев могут быть и памятники, имеющие большую научную, художественную, мемориальную ценность".

Далее идет фраза просто вопиющая! То есть изначально нас воспринимают как "резерв", поэтому и ведут себя, как хозяева, безотносительно к отсутствию правовой базы сделать общественный Музей, который не выражает такого желания, государственным?


"Поэтому общественные музеи рассматриваются как резерв развития государственной музейной сети: за последние два десятилетия около 200 общественных музеев получили статус государственных учреждений.

В начале 1990-х гг. изменения в общественно-политической и экономической жизни страны привели к значительному сокращению сети общественных музеев. Закрылись музеи революционной славы, комсомольской и пионерской славы, боевой и трудовой славы, музеи, посвященные деятелям коммунистической партии. Но одновременно стали возникать и такие музеи, создание которых было ранее невозможно по идеологическим причинам — музеи А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой, B.C. Высоцкого. В 1994 г. органы культуры курировали деятельность около 1000 общественных музеев".

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 18 апр 2017, 15:18

Открытие еще одного общественного музея: http://oldcolor.livejournal.com/308183. ... ium=social

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 18 апр 2017, 15:25

Различие между ЧАСТНЫМ и ОБЩЕСТВЕННЫМ музеем, в том числе в том, что в частном в порядке вещей продавать экспонаты. В общественном Музее имени Н.К. Рериха за 26 лет не пропало и булавки, что следует из актов постоянных - и недоброжелательных! - проверок Музея.

Встретилось: http://izvestia.ru/news/674917?utm_sour ... dium=share
("Москва позаботится о частных музеях
Департамент культуры города создает комиссию по взаимодействию с негосударственными галереями")

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 18 апр 2017, 16:24

Марга Куцарова: "К сведению, в Великобритании, где частная собственность священна и неприкосновенна НЕТ частных музеев. Есть государственные (их называю принадлежащими короне или национальными); есть муниципальные (они принадлежат органам местной власти); есть общественные (их называют в Британии независимыми, они принадлежат общественным организациям); и есть университетские музеи. Все! Частных музеев вообще в Великобританиии нет! Стоит задуматься, неправда ли?"

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 03 июн 2017, 11:19

Культурная политика государства и общественные формы культуры
http://www.roerichs.com/kulturnaya-poli ... -kulturyi/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 29 июл 2017, 09:59

МАСКИ-ШОУ В ЦЕНТРЕ ВОЛОШИНА И МУЗЕЕ СЛАВЫ РУССКОГО ОРУЖИЯ!!!
Вчера в 10 часов утра в АНО "Национальный культурно-исторический центр имени М.А. Волошина" и ЧУК "Музей Славы Русского Оружия" прибыла многочисленная группа вооруженных людей в масках и сотрудников полиции. Под угрозой применения оружия сотрудники подразделения УЭБ и ПК УМВД по г. Псков без предъявления соответствующих документов провели фактически полномасштабный обыск и изъятие документов и оргтехники.
Учитывая большую общественную, благотворительную, выставочную и музейную работу, которую ведут постоянно ЧУК "Музей Славы Русского Оружия" и АНО "Национальный культурно-исторический центр имени М.А. Волошина" подобные действия вызывают, как минимум, возмущение и недоумение. А, как максимум, расцениваются нами как откровенно враждебные, направленные на прекращение деятельности наших организаций и попытке рейдерского захвата их имущества и культурно-исторических ценностей. Считаем, что подобные неправомерные действия должны стать достоянием общественности и получить соответствующую оценку.
https://www.facebook.com/centrvoloshina ... 8436060374

В Центре Волошина и Музее Славы Русского Оружия нет ни копейки государственных денег. Это частный благотворительный проект. Его влияние на культурную жизнь региона переоценить сложно. Это простая попытка рейдерских действий, направленных на захват ценностей.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 16 окт 2017, 11:25


Aleksej Meikshan (Алексей Мейкшан)

16.10.2017

Общественные формы культуры помогли сохранить русскую культуру за границей

В наше время нынешнее министерство культуры относится как мы знаем, к общественным формам культуры с большим подозрением и негативом. Ведь общественные культурные организации могут проводить "крамольную" по отношению к идеологии минкульта политику (а идеология нынешнего министра культуры как мы знаем - это лозунг графа Уварова "православие, самодержавие, народность", разделяемый далеко не всеми) .. Да и к тому же, эти организации смеют владеть собственностью и недвижимостью, которую можно "отжать"..Следовательно общественная культура - это враг и на нее надо спустить всех мыслимых и немыслимых собак.
Да, известно из истории, что у нас не очень глубокие традиции общественной культуры. Культурные сообщества, независимые от власти или минимально зависимые от нее, стали складываться в Российской Империи с середины XIX века с периода правления Александра II. И, как мы знаем из истории, именно самоорганизация культуры в общественные формы и появление в том числе известнейших меценатов, поддерживавших эти организации, привело к расцвету отечественной культуры во всех областях - и в изобразительном искусстве, и в музыке и т.п...
Но вот наступил 1917 год, столетие событий которого мы в этом году отмечаем. И к концу 20-х годов советская власть окончательно покончила с любой формой общественной культуры. А существовавшие творческие союзы - союз писателей, художников, кинематографистов были тотально подконтрольны властям и исполняли их заказы..
Но кроме СССР существовало еще русское Зарубежье.
Как известно, после двух революций, гражданской войны и распада Российской Империи, миллионы русских и русскоговорящих людей оказались за границей.
Одни ушли вместе с белыми армиями. Другие, как например, русское население Прибалтики, оказались за границей вынужденно, когда после распада Империи и проведения новых границ, они, так случилось, что попали за рубеж..
И перед этими людьми встал вопрос, как выжить в культурном отношении? Ведь властям государств, даже очень дружественно настроенных к эмиграции, как например, властям Чехословакии. Болгарии, Югославии, развитие русской культуры было не сильно интересно. У них своих проблем хватало.. И тут на помощь пришла именно общественная форма культуры. Организовывались общественные музеи, как например общественный музей зарубежного русского искусства в Праге или общественный музей Н.К.Рериха в Риге. Организовывались общественные фестивали, как например, существовавшие до войны и возрожденные в наше время Дни Русской Культуры в Латвии и т.п.. В наше время, когда после распада СССР миллионы русских и русскоговорящих вновь оказались за рубежом не по своей воле, им вновь помогает самоорганизоваться, выжить и сохранить свою идентичность общественная форма культуры. Ведь история фактически повторяется, государствам зарубежья русская культура в лучшем случае, просто не нужна, не говоря уже о некоторых вариантах махровой русофобии.. Поэтому выживать приходится именно благодаря общественной форме культуры. И это надо сказать, получается... Поэтому общественная форма культуры очень неплохо работает и давить ее нынешнему минкультур очень неразумно...

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 15 ноя 2017, 17:51

Об условиях государственных музеев современной России...
viewtopic.php?f=22&t=1538&p=3641#p3641

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 24 ноя 2017, 14:31

Создавать негосударственные музеи в нашей стране нельзя!

Юрий Самодуров
правозащитник, бывший директор Музея и общественного центра им. А. Д. Сахарова

Министерством культуры в Москве и управлениями культуры в регионах руководят люди с очень редким для людей работающих в сфере культуры типом сознания. Откуда эти люди вылезли — непонятно. Отнять у других и уничтожить то, чего они сами не создавали — их главная задача.

Самый яркий пример — уничтожение руководством Минкульта в Москве одного из самых крупных негосударственных музеев России — общественного музея имени Рериха . Это главный итог деятельности Минкультуры под руководством г-на Мединского в 2017 году!


Полностью:
https://echo.msk.ru/blog/samodurov/2097 ... Q.facebook

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Общественные музеи - что это такое?

Сообщение Надежда Лебедева » 29 авг 2018, 20:51

Будущее за общественными музеями

Некоторые недоброжелатели называли общественный Музей имени Н.К.Рериха частным музеем. В этом крылось недопонимание того, что основой частного музея является частная собственность, в отличие от общественного музея, в основе которого лежит собственность общественная. Если сравнивать идею частного музея (целью которого, как правило, является получение максимальной прибыли) с идеей музея государственного, то последний, безусловно, выигрывает. Государственный музей может иметь научные и просветительские цели, кроме того государство является гарантом порядка и сохранности музейных коллекций. Однако, как мы знаем, и государственные музеи в условиях рыночной экономики могут ставить себе главной целью получение прибыли, а при отсутствии неравнодушных сотрудников порядок может превратиться в упадок и пыльную казёнщину. В отличие от них общественные формы культуры более устойчивы и направлены к творческому совершенствованию. Причина этого кроется в том, что такие музеи создаются бескорыстными энтузиастами и сотрудники таких музеев работают, как правило, за идею. Таким образом, возникает душевный и духовный магнит, который притягивает людей по подобию. В этом процессе выдвигаются вперёд те, кто может сделать лучше и привлекательнее. Человек здесь может быть одновременно директором и плотником, руководителем и исполнителем. В живом процессе творчества человек ищет возможности ещё лучше приложить свои творческие силы. Не случайно Святослав Николаевич Рерих видел будущий Центр-Музей как живой организм в статусе общественной организации, подчинение которого Министерству культуры повело бы к заведомому сужению задач и возможностей Центра, а Дмитрий Сергеевич Лихачёв утверждал, что будущее за общественными формами культуры.

На примере Службы безопасности МЦР могу сказать, что многие сотрудники нашего отдела приходили работать в охрану Музея только потому, что это – Музей имени Н.К.Рериха. При этом никто не ограничивал себя работой только в охране. Мы жили общей семьёй и старались помогать и другим отделам. Сотрудники Службы безопасности, как правило, всегда участвовали в развеске и переноске картин, оказывали большую помощь эксплуатационно-техническому и строительно-реставрационному отделам, участвовали в благоустройстве территории Усадьбы. Именно при помощи сотрудников СБ была создана первая компьютерная сеть и первый интернет-сайт МЦР. Именно сотрудники СБ проявили мужество и находчивость, заблокировав здания и сорвав планы ГМВ и ЧОО «Феникс» по молниеносному захвату Усадьбы 28 апреля 2017 года. Все мы старались приложить свои лучшие умения и энергии на благо нашего Музея, и это было незабываемой школой.

Виктор Байда

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=5948


Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей