Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рериха

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 13 дек 2022, 14:49

Ковчег без будущего? Впечатления посетителя Музея Рерихов на ВДНХ

Новая экспозиция «Ковчег будущего» Музея Рерихов, филиала Государственного музея Востока (ГМВ, Москва), начала работу в одном из павильонов ВДНХ с 17 декабря 2021 года.

Предыдущая выставка с громким названием «Сохраняя культуру», открытая в апреле 2019 года, «прославилась» непрофессиональной развеской, отсутствием внятного экспозиционного замысла, вопиющими и многочисленными нарушениями температурно-влажностного режима в павильоне, которые могли повредить картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Возмутительная халатность сотрудников ГМВ по отношению к художественным полотнам привлекла внимание общественности, СМИ и даже Генеральной прокуратуры и Роспотребнадзора – случай нечастый в музейном деле.

И вот новая экспозиция, создатели которой должны были бы учесть справедливые замечания зрителей и профессионалов-музейщиков, знающих наследие Рерихов и понимающих не только его художественную, но и мировоззренческую ценность.

Наши заметки не претендуют на искусствоведческий анализ выставки. Это всего лишь впечатления неравнодушного зрителя, интересующегося творчеством великой семьи во всей его многогранности.

Сразу бросается в глаза, что почти половину приспособленного под музей Рерихов павильона № 13 занимают так называемые «Фонды открытого хранения». На застекленных стеллажах под потолок высотой расставлены экспонаты из фондов ГМВ. Более или менее рассмотреть их можно лишь на нижних полках, верхние совершенно недоступны для осмотра, информационное сопровождение практически отсутствует. Также бессистемно под потолком висят картины разных художников. Насколько полезно зрителю видеть этот склад предметов искусства? Уместно ли такое хранение в небольшом здании при явном недостатке площади под собственно музейную экспозицию? А главное, какое это имеет отношение к Рерихам? Тем более что мы не знаем, как и где хранится наследие Рерихов в Музее Востока. И какие созданы для него условия? По крайней мере, открытое хранение именно рериховского наследия в этом здании (на ВДНХ) было хотя бы объяснимо.

Не станем описывать экспозицию в целом – информацию о ней легко найти на сайте ГМВ. Лучше расскажем, о чем там скромно умалчивается.

Сайт Музея Рерихов сообщает, что в новой экспозиции представлено около 380 экспонатов. Это ничтожно мало, учитывая размеры рериховской коллекции ГМВ, которая, напомним, состоит из картин и предметов, подаренных госпожой К.Кэмпбелл, из присвоенной в лихие 90-е коллекции Святослава Николаевича Рериха (288 картин), а также огромного собрания (более пяти тысяч единиц хранения!) общественного Музея имени Н.К.Рериха, по-варварски захваченного в 2017 году.

Из всего этого богатства выставлено только 250 картин и 85 предметов из личных вещей и художественных коллекций Рерихов. Остальное, почти полсотни экспонатов из фондов ГМВ, не имеют отношения к Рерихам, о чем мы расскажем ниже.

Картины Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов развешены преимущественно в два ряда. Использован своеобразный прием – более крупные работы висят в нижнем ряду, на уровне глаз зрителя, а меньшие по размеру подняты настолько высоко, что у посетителей зачастую нет возможности не только рассмотреть, но и просто заметить их в узком пространстве боковых залов.

Особенно наглядно это проявилось в зале, посвященном экспедициям Рерихов по Центральной Азии. Значительную часть небольшого узкого помещения занимает витрина высотой около 2 метров, целиком занятая предметами из коллекции ГМВ, не имеющими никакого отношения к Рерихам. А картины Н.К.Рериха, посвященные Монголии, висят над витриной так, что рассмотреть их можно разве что в бинокль.

Аналогично размещены картины «Великая стена» и «Эллора (Ашрам)», висящие над сильно выступающими витринами с крупными предметами из коллекции ГМВ. Полностью их увидеть при такой развеске нельзя ни с какого ракурса.

В конце этого зала на удобном для зрителя месте висит большая (1,5х2 м приблизительно) танка из фонда ГМВ. А помещенная над ней сокровенная картина Н.К.Рериха «Священный дар», наполненная глубочайшим символизмом и важными деталями, просто теряется в вышине. При этом «профессионально» выставленное освещение делает невозможным рассмотреть эту картину в искусственно созданной темноте.

В зале находятся также предметы из коллекции Рерихов и принадлежащие им личные вещи. Произведения искусства, в том числе подаренные Учителем Елене Ивановне Рерих, объединены с походными инструментами и предметами быта, не все атрибутированы, дополнены посторонними вещами, к Рерихам отношения не имеющими. И только очень внимательный посетитель сможет прочитать в списке мелким курсивом, где собственно коллекция Рерихов в этом «художественном беспорядке».

Про «ковер» из картин Гималайской серии Н.К. Рериха было много критических замечаний и в прежней экспозиции. Но «лоскутное одеяло» из священных вершин сотрудники ГМВ оставили без изменений. Похоже, что таким образом создатели экспозиции решили механически увеличить число экспонатов, не заботясь о художественном впечатлении от них.

Не отражены в экспозиции ни общественная деятельность семьи Рерихов, ни их мировоззрение, без понимания которого невозможно полноценно осмыслить их художественное творчество.

Завершающим аккордом посещения музея (очень хочется взять это слово в кавычки, так как это музей только по названию) стал небольшой магазин, где по традиции посетители могли бы приобрести что-то на память о выставке. Что же предлагает им магазин Музея Рерихов? Все его пространство уставлено витринами с сувенирами, изданиями востоковедческой литературы, красочными дорогими альбомами. И только в одной (!!!) витрине пара полок отведена тематическим материалам, имеющим отношение к творчеству Рерихов. Парочка открыток сомнительного качества, несколько репродукций, пазлы из картин, 3–4 наименования книг – вот все, что может предложить магазин посетителям. Причем эту заветную полочку надо еще обнаружить среди десятка шкафов-витрин с востоковедческими материалами. И это при обилии уже изданных книг и альбомов рериховской тематики! Нет в магазине книг Учения Живой Этики, нет литературных и научных трудов Рерихов, нет альбомов, нет книг о Рерихах. Если экспозиция музея не позволяет получить представление о масштабе творческой деятельности великой семьи, то и ассортимент магазина построен по тому же принципу – как можно меньше о Рерихах в музее, посвященном их творчеству.

Главное впечатление от посещения очередной выставки так называемого Музея Рерихов на ВДНХ – профанация. Это не музей имени великой семьи. Там Рерихов не любят, не уважают, не понимают и сознательно делают все возможное, чтобы сокрыть их роль и культурное значение для России и мира. Трудно отнести увиденное только к непрофессионализму сотрудников. Скорее это сознательное умаление роли художественного и идейного наследия Рерихов, так необходимого сегодня всем нам. Искажение и замалчивание – вот настоящая цель выставки «Ковчег будущего», которую было бы правильнее назвать «ковчегом без будущего».

И.А. Садовская., Культурный Центр им. Н.К. Рериха, Алма-Ата, Казахстан,
декабрь, 2022 г.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7596

vdnh2.jpeg
vdnh2.jpeg (24.55 KiB) 2916 просмотра


Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Евгений » 05 ноя 2023, 09:30

Круглый стол "Невозможно создать новое, разрушая прекрасное построение"

6 января 2021

5 января на онлайн площадке Тверской областной Рериховской культурно-просветительской общественной организации состоялся круглый стол «Невозможно создать новое, разрушая прекрасное построение». В нём приняли участие культурные деятели нашего города, которые не могли остаться равнодушными к новости, опубликованной 16 декабря 2020 года на портале MK.RU. В интервью журналистам директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (ГМИИ) М.Д.Лошак сообщила о планах по увековечению памяти Ирины Александровны Антоновой (1922–2020), в том числе, о создании в усадьбе Лопухиных (Москва) международного центра передовых гуманитарных исследований имени И.А.Антоновой.

Отдавая дань глубокого уважения вкладу И.А.Антоновой в отечественную культуру, участники круглого стола были единодушны во мнении о необходимости достойного увековечивания её памяти, однако, способ, которым руководство ГМИИ намеревается это сделать, вызывает обеспокоенность.

Историческая усадьба Лопухиных (XVII–XIX вв.) тридцать лет была связана с именами выдающихся деятелей культуры и науки Рерихами. Она была выбрана Святославом Николаевичем Рерихом для безвозмездной передачи нашей стране богатейшего научно-культурного наследия своей семьи и основания в ней общественного Музея имени Н.К.Рериха. Наше государство гарантировало ему такие условия, подтвердив их документально. Здания усадьбы были воссозданы из руин исключительно силами и средствами многочисленной общественности и меценатов, почитателями творчества и трудов Рерихов. Приняла наследие Рерихов от С.Н.Рериха и героически руководила созданием и деятельностью великолепного Музейона выдающийся учёный-индолог, Заслуженный деятель культуры РФ, академик РАЕН и РАКЦ им. К.Э.Циолковского Л.В.Шапошникова (1926–2015), что было отмечено многими наградами. Оценив достойное воссоздание и использование усадьбы, Правительство Москвы передало её Международному Центру Рерихов в безвозмездное пользование на 49 лет.

В апреле 2017 года Государственный музей Востока (ГМВ) при поддержке Министерства культуры РФ, возглавляемого В.Р.Мединским, осуществил с участием силовых структур рейдерский захват усадьбы Лопухиных и наследия Рерихов. Общественный Музей имени Н.К.Рериха был варварски уничтожен.

«Усадьба Лопухиных вошла в мою жизнь в 1999 году и тесно связана с Рерихами и Центром-Музеем имени Н.К.Рериха, – поделился своими воспоминаниями С.В.Левин, композитор, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов композиции, лауреат премии губернатора Тверской области. – На моих глазах производилась реставрация этого здания, восстановление Красного крыльца XVII в., флигеля, интерьеров. Всем этим руководил человек, которому я посвятил одно из главных своих сочинений. Я назвал его в честь одноименной книги Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты». Сегодня мы видим, как права была Людмила Васильевна – путь красоты действительно тернист. Когда общественный музей имени Рериха был разрушен и выдворен из усадьбы, восстановленной собственными силами, это стало мощным ударом не только по культуре страны, но и по зарождающемуся гражданскому обществу, основой которого является общественная форма культуры».

Усадьба Лопухиных была передана в оперативное управление ГМВ под предлогом создания на её территории Государственного музея Рерихов, что так и не было выполнено, несмотря на публичные обещания. Картины Рерихов в настоящее время находятся в павильоне ВДНХ, мало приспособленном для их экспонирования, участь многих музейных ценностей неизвестна. В 2019 году в главном здании усадьбы ГМИИ открыл молодёжный центр, а в конце этого года стало известно о новом намерении создать там исследовательский центр имени И.А.Антоновой.

За годы своей деятельности общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха получил признание как один из лучших международных центров по исследованию и популяризации богатейшего наследия Рерихов, их гуманистических идей. «Безнравственно и антигуманно создавать центр мировых гуманитарных исследований, пока ничем себя не проявивший, вытесняя успешно действующий более четверти века общественный Музей имени Н.К.Рериха, ведущий гуманитарные исследования по вопросам защиты мира и культуры на основе наследия Рерихов. Это противоречит содержанию всей отечественной культуры в целом» – отметил В.П.Анисимов, директор Научно-образовательного Центра арт-педагогики Тверского государственного университета, Президент РООСОО «Совет Тверских отцов».

По мнению искусствоведа, главного хранителя Тверского городского музейно-выставочного центра Л.В.Сидоренко, представители музейного сообщества ГМВ и ГМИИ, являющиеся членами ИКОМ, грубо нарушают Этический кодекс Международного совета музеев, одобренный президиумом ИКОМ России в 2014 году. Пункт 6.5 его раздела «Уважение к сообществам, которым служит музей» гласит: «Если в деятельности музея участвует какое-то современное сообщество или используется наследие этого сообщества, пополнение коллекций музея должно происходить на основе открытости и взаимного согласия сторон, исключающего возможность эксплуатации владельцев предметов или информации. Уважение к пожеланиям сообщества должно быть главным принципом, которым музей руководствуется в этих взаимоотношениях».

Участники круглого стола отметили, что действия государственных чиновников в отношении использования усадьбы Лопухиных и бесценного наследия семьи Рерихов, почитаемых во всём мире, направлены на забвение в нашей стране их имени. Прикрывать разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха и изгнание его из воссозданной им же усадьбы Лопухиных созданием центра имени И.А.Антоновой – безнравственное и недопустимое действие, порочащее имя Ирины Александровны, заслужившей самого высокого отношения к её памяти. Невозможно создавать что-то новое, разрушая прежнее высококультурное построение, предавая забвению историческую память о светочах культуры.
Мы призываем руководство страны и Министерство культуры РФ найти достойное решение по использованию усадьбы Лопухиных, гарантирующее должное уважение к именам и делам наших выдающихся соотечественников Рерихов. Они по праву заслужили благодарную память как всех ныне живущих россиян, так и наших потомков.

Участники круглого стола
Опубликовано на ТИА 06.01.2021 https://tvernews.ru/folk/266517/

https://www.toroo.ru/deyatelnost/protec ... postroenie

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 09 фев 2024, 08:30

Набат Совести

https://www.youtube.com/watch?v=0xL6vu15zkA

В ночь на 29 апреля 2017 года руководством Государственного музея Востока при поддержке Министерства культуры РФ был варварски разрушен уникальный общественный Музей имени Н.К.Рериха. Была уничтожена экспозиция Музея, захвачено наследие семьи Рерихов.
Единение людей в защите нравственных устоев, в стремлении сделать Родину прекрасным садом любви, красоты, знаний – эти идеи общественный Музей претворял своей деятельностью в жизнь. К ней мог присоединиться каждый наш соотечественник. Сегодня эта возможность отнята и призывно звучит набатом совести, напоминая пророчество великого Мастера: «Разрушение Музея есть разрушение страны!»


В фильме использованы:
фото и кинодокументы из фондов
МОО «Международный Центр Рерихов» (Москва)
а также
фрагменты документальных фильмов:
«Зов космической эволюции»
(реж. Л.Шапошникова, «Международный Центр Рерихов», 2013)
• Рерих. Зов Космической Эволюции. (201...

«Рубеж на Знаменке»
(реж. В.Шатин, «Международный Комитет по сохранению
наследия Рерихов, 2019)
• Фильм "Рубеж на Знаменке". Музей Рериха

«Воин Света»
(реж. П.Журавихин, «Международный Центр Рерихов», 2023)
• Фильм «Воин Света» (часть 1)
• Фильм «Вселенная Мастера».


Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей