Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рериха

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 21 окт 2021, 15:04

Открытое письмо Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР в связи с награждением генерального директора Государственного музея Востока А.В. Седова Международной премией Николая Рериха

В начале октября стало известно о присуждении генеральному директору Государственного музея Востока (ГМВ) А.В. Седову Международной премии имени Николая Рериха 2021 года в номинации «Сохранение наследия Рерихов» [1]. Лауреатами данной премии становятся те, кто вносит «особый вклад в сохранение и развитие творческих традиций, культурных и нравственных основ», является высоким образцом «служения человека Культуре и Обществу, <…> для кого высокое творчество жизни и стремление к Общему Благу стали конкретным и повседневным делом, чья деятельность может стать вдохновляющим примером для молодого поколения» [2].

О «заслугах» по сохранению наследия Рерихов лауреата премии А.В. Седова сказано, что «Государственный музей Востока под его руководством ведет большую работу по сохранению и популяризации наследия Рерихов. В музее создан филиал “Музей Рерихов”. <…> В апреле 2019 года в павильоне № 13 Музей Востока открыл масштабную экспозицию “Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ”».

Однако краткая справка об «особом вкладе» А.В. Седова в сохранение и популяризацию наследия Рерихов, являющегося мировым культурным достоянием, не отражает реальное положение дел и потому нуждается в пояснении и комментариях.

В апреле 2017 года под непосредственным руководством А.В. Седова был осуществлен силовой захват общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР) и наследия Рерихов, принадлежащего МЦР по праву собственности [3]. Уникальная экспозиция общественного Музея имени Н.К. Рериха, его дорогостоящее музейное и охранное оборудование были варварски разрушены. Кроме этого, наследие Рерихов, включающее бесценные картины Н.К. и С.Н. Рерихов, коллекции, архив, научные и литературные труды, мемориальную библиотеку, личные вещи и т.д., было вывезено из усадьбы Лопухиных, и условия хранения Наследия, фактическое его состояние до сих пор не известны [4]. Вандализм, проявленный руководителем государственного музея А.В. Седовым в отношении музея общественного, а также народного культурного достояния, оказался беспрецедентным. В настоящее время Международный Центр Рерихов вынужден, действуя в правовом поле, вести непрерывную работу по возвращению своих фондов, наследия Рерихов из незаконного владения ГМВ.

Возмутительны и другие действия А.В. Седова, оскорбляющие память о Рерихах и их делах. В юбилейный для семьи Рерихов 2019 год, 3 октября, накануне 145-летия со дня рождения Н.К. Рериха, А.В. Седов ультимативно потребовал от МЦР в пятидневный срок демонтировать единственный в России мемориальный комплекс семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных [5]. Только благодаря вмешательству общественности удалось отстоять законное нахождение Мемориала семьи Рерихов в усадьбе Лопухиных.

А.В. Седову учредителями премии ставится в заслугу создание «Музея Рерихов» как филиала Государственного музея Востока. Это прямо противоречит волеизъявлению дарителя наследия Рерихов Святослава Николаевича Рериха, считавшего, что наиболее оптимальное функционирование создаваемого им Центра-Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных может быть в статусе общественной организации, а «подчинение Центра Министерству культуры, а тем более Музею искусств народов Востока повело бы к неоправданному, <…> заведомому сужению задач и возможностей Центра» [6]. Налицо откровенно циничное небрежение к выполнению волеизъявления С.Н. Рериха, который передал в Россию наследие родителей с определенными условиями по его нахождению и использованию, что было одобрено и принято государством.

Можно ли считать «особым вкладом» А.В. Седова в сохранение наследия Рерихов создание экспозиции «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» в павильоне № 13 ВДНХ в 2019 г., которую позиционируют в качестве музея Рерихов? Известно, что ни ВДНХ, ни сам павильон не приспособлены для музейной работы и создания полноценного музея. Достаточно напомнить, что часть картин Н.К. и С.Н. Рерихов находились в непосредственной близости от входных дверей и от батарей центрального отопления, а также на промерзающих окнах, также были грубо нарушены температурно-влажностный режим, освещенность, системы охраны и противопожарной безопасности и др. Эти вопиющие факты неподобающих условий хранения и использования шедевров мировой живописи были обнаружены благодаря общественности и ее многочисленным обращениям в органы власти. Генеральная прокуратура РФ полностью подтвердила выявленные нарушения и внесла представления для их устранения руководству Министерства культуры РФ и Государственного музея Востока [7]. В настоящее время после ряда проверок, в том числе МЧС и Роспотребнадзора, павильон № 13 ВДНХ закрыт на реконструкцию, и срок возобновления его работы все время переносится.

К этому можно добавить скандальное происшествие, когда в январе 2021 г. стало известно о пропаже в Государственном музее Востока двух картин Рерихов из фондов МЦР, а также более двадцати документов из Архива семьи Рерихов [8].

Все это свидетельствует о реальном отношении А.В. Седова к наследию Рерихов и проблеме его сохранения, что порождает немало вопросов к учредителям и оргкомитету премии:

– Разрушение единственного в России общественного Музея имени Н.К. Рериха МЦР, основанного самим С.Н. Рерихом, надругательство над планами и идеями Святослава Николаевича, достойно ли присуждения премии имени Н.К. Рериха?

– Такие действия, как рейдерский захват культурного наследия и музея, достойны ли премии, носящей имя человека, выступающего за сохранение и защиту культуры?

– Уничтожение Государственным музеем Востока многолетних трудов сотрудников МЦР и международной общественности по созданию и развитию общественного Музея имени Н.К. Рериха и восстановлению из руин усадьбы Лопухиных достойно ли какой-либо премии, не говоря уже о награде, носящей имя Рериха?

– Погромы и захваты в пространстве культуры, нарушение закона, попрание воли выдающихся деятелей культуры является ли высоким образцом «служения человека Культуре и Обществу» и «вдохновляющим примером для молодого поколения»? [2]

Наши вопросы неслучайны, поскольку присуждение генеральному директору Государственного музея Востока А.В. Седову Международной премии имени Николая Рериха 2021 года в номинации «Сохранение наследия Рерихов» мы расцениваем не иначе как глумление над делами Рерихов и памятью о них. Тем самым дискредитируется сама премия и наносится репутационный урон ее учредителям и организаторам.

В связи с вышеизложенным Комитет защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха считает необходимым выразить свой протест по поводу необоснованного и незаслуженного награждения генерального директора Государственного музея Востока А.В. Седова Международной премией Николая Рериха.

Мы видим продолжающиеся попытки сформировать положительное общественное мнение в пользу Государственного музея Востока, а также его директора. Но истинное положение дел невозможно скрыть и затемнить подменами.

Международный Центр Рерихов и его общественный Музей имени Н.К. Рериха были и остаются в общественном сознании и истории связанными с волей С.Н. Рериха, его наказами. Импульс творческой мысли С.Н. Рериха вызвал к жизни волну народной поддержки и деятельного участия в жизни МЦР, в его делах, что продолжается до сих пор. Несомненно, что и в грядущем наследие Рерихов, а также МЦР и его общественный Музей останутся важной вехой в строительстве подлинно культурного российского общества. А какое будущее складывают для себя те, кто сегодня стараются изменить, исказить и переписать историю? Стоит задуматься.

17.10.2021

Примечания:

1. «Генеральный директор Государственного музея Востока Александр Седов награжден Премией имени Николая Рериха».

2. Конкурс на присуждение Международной премии имени Николая Рериха в 2021 году

3. Согласно распоряжению С.Н. Рериха от 22.10.1992 г., статус которого был подтвержден решением суда Южного округа Сакет Республики Индия от 02.11.2018 г., Международному Центру Рерихов были переданы все права собственности на предметы наследия Рерихов, перечисленные в приложениях к Завещательному распоряжению С.Н. Рериха от 19.03.1990 г.

4. А.В. Седов, директор Государственного музея Востока с представителями частной охраны во время захвата общественного Музея имени Н.К. Рериха в усадьбе Лопухиных (2017). Фотохроника; Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха; С. Рубцов. Культобман; Л. Хоменок. «Восхождение» в… невежество: почему оказалась провальной выставка Николая Рериха. Новые Известия, 17.01.2018.

5. В Москве разрушают единственный в России Мемориал Рерихов; Музей Востока требует убрать Мемориал Рерихов из усадьбы Лопухиных; «Верх цинизма»: в Москве к дню рождения Рериха решили снести его мемориал.

6. Рерих С.Н. Медлить нельзя!

7. Иванова Е. Госхоронение. Картины Рерихов погибают в государственном музее; Генпрокуратура заступилась за картины Рерихов; Генпрокуратура внесла представление в связи с ненадлежащим хранением картин Рерихов.

8. В Государственном Музее Востока пропали две картины Рерихов; А. Иванова. Пропавшие шедевры.

Источник: Комитет защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7194

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 23 окт 2021, 09:04

Любовь Хоменок. Премия Рериха за преступление против Рериха…

Это что за странная история? Как такое может быть, ведь высокие награды даются за особые заслуги перед Родиной, ее народом, культурой?! Мы привыкли верить, что отмечают обычно лучших из лучших. Но, как выясняется, в нашем государстве бывает всякое. Вот и премия имени Николая Рериха, великого русского художника, мыслителя, ученого, путешественника, культурного и общественного деятеля вдруг стала антирериховской.

Сама награда была учреждена с благородными целями. Так, на сайте одного из учредителей можно прочитать высокие слова о ее назначении: «…Выявление высоких образцов служения человека Культуре и Обществу, общественное признание бескорыстного труда тех истинных подвижников, для кого высокое творчество жизни и стремление к Общему Благу стали конкретным и повседневным делом, чья деятельность может стать вдохновляющим примером для молодого поколения, которому предстоит нести ответственность за будущее нашего Отечества и мира в целом». Действительно, кто будет спорить с такими красивыми декларациями? Как нужны сегодня подрастающему поколению образцы для подражания! Да и какие же другие цели могут быть у премии, когда среди ее учредителей есть очень солидные, авторитетные организации? Среди них: Санкт-Петербургский государственный университет, Всемирный клуб петербуржцев, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К.Рериха. Председатель оргкомитета премии – генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцев М.Б.Пиотровский.

Однако ни солидные звания, ни высокий статус, как показывает практика, не могут служить доказательством, что награда присуждена достойному лицу, действия которого отвечают ее целям. Свидетельством тому – вручение премии имени Н.К.Рериха в начале октября 2021 года Александру Седову [1], генеральному директору Государственного музея Востока, человеку, который не погнушался совершить преступление против воли Рерихов, разрушив созданный С.Н.Рерихом, младшим сыном Н.К.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве.

Всем, кто знаком с деятельностью этого музея, до сих пор памятно, как темным апрельским вечером 2017 года во главе отряда неких бойцов в черном без опознавательных знаков, сильно похожих на братков из 90-х, он ворвался на территорию старинной усадьбы Лопухиных в ничего не подозревающий музей, где только что завершился концерт… Так начался тот преступный захват, который лишил Россию самого крупного общественного музея, привел к вандальному разгрому его экспозиции, порче музейного оборудования МЦР и захвату наследия Рерихов [2].

В сухом остатке значительную часть захваченных фондов вскоре перевели в павильон № 13 на ВДНХ. Не проработав и года, после скандалов он закрылся на ремонт, окончание которого регулярно переносится, на этот раз уже до декабря 2021 года [3]. Случилось то, о чем всегда переживали Рерихи, – попрана их воля, многие картины на неопределенное время погребены в музейных запасниках и недоступны народу России. К тому же сохранность и целостность всей награбленной коллекции вызывает немало вопросов и беспокойства. И вот теперь все эти действия явно антирериховского характера оргкомитет премии называет «большой работой по сохранению и популяризации наследия Рерихов»? Не говоря уже о том, что «большой объем» наследия Рерихов Государственному музею Востока обеспечил как раз наглый и беспрецедентный захват его у МЦР, без описей и актов приема-передачи. Вот таким весьма «оригинальным образом» учредители премии имени Н.К.Рериха представляют себе благородство, бескорыстное служение культуре и «вдохновляющий пример для молодежи»! Остается только воскликнуть: «О времена, о нравы!»

И все-таки нынешняя награда – случай особый. Цинизм ее присуждения действительно зашкаливает. Как известно, г-н Седов всегда выступал против мировоззрения и идей великого гуманиста: у него, видите ли, «волосы шевелятся», когда он слышит «о новом космическом мышлении», которым было пронизано все творчество Николая Константиновича. Для него Николай Рерих оставался только художником, чьи картины всего лишь выставляются в ГМВ. Их смысл и значение ему непонятны в силу его мировоззрения, и потому он готов с ними сделать все, что ему скажут: надо – вывесит, не нужно – сгноит в запасниках, надо одобрить клевету на семью Рерихов – сделает и это (как в недалеком прошлом ГМВ издал книгу своего сотрудника В.Росова «Николай Рерих: Вестник Звенигорода», в которой автор представил Н.К.Рериха амбициозным политиком, рвущимся к власти), а может, и того хуже. Достаточно вспомнить, что первое действие, сделанное с одобрения А.Седова, когда ГМВ завладел усадьбой Лопухиных, было снятие с флагштока Знамени Мира, предложенное Н.К.Рерихом для защиты Культуры и культурных учреждений [4], а еще через два года, в канун юбилея Мастера, он настоятельно добивался от МЦР удаления из усадьбы Лопухиных мемориала с его прахом и памятников его сыновьям [5].

Но, видимо, оргкомитет премии эти антикультурные подробности посчитал незначительными или, наоборот, в присуждении награды руководствовался именно ими. Просто обернул захват общественного Музея МЦР и варварское разрушение его постоянной экспозиции в праздничную упаковку красивых формулировок. Благо и повод есть, г-н Седов сейчас переживает нелегкие времена.

Международный Центр Рерихов, который ограбили Седов и компания, лишив его всего наследия Рерихов, еще год назад подал на Государственный музей Востока в суд с формулировкой «истребование имущества из чужого незаконного владения», а это более десяти тысяч музейных предметов. Среди них – бесценные картины, рисунки членов семьи Рерихов, их коллекции, личные вещи, уникальные дары, ценнейший архив, мемориальная библиотека. И эти процессы проходят не так гладко, как хотелось бы г-ну Седову. К его недоумению, некоторые судьи почему-то наотрез отказываются признавать имущественное право за ГМВ на том основании, что это Государственный музей Востока, вот и приходится постоянно лгать, изворачиваться, подтасовывать факты [6]. Причем ведомство Седова отказалось подтвердить наличие 50 музейных предметов из наследия Рерихов, находящихся там в момент захвата усадьбы Лопухиных. А это такие бесценные реликвии, как кольцо египетской царицы Нефертити, автограф Учителя Рерихов на бересте, коллекция индийской миниатюры XIV в. и многое другое [7]. Спрашивается, где осели эти ценности и можно ли такое отношение назвать заботой о рериховском наследии?

Добавил неприятностей и скандал в СМИ по поводу неудовлетворительного состояния 13-го павильона на ВДНХа, куда перевезли из усадьбы Лопухиных награбленное наследие Рерихов [8]. На голову директора ГМВ посыпались проверки [9], а только что отреставрированный и разрекламированный павильон пришлось срочно закрыть.

Почувствовал себя безвинной жертвой, А.Седов еще в 2020 году, можно сказать, возопил в СМИ: «Нас преследуют с ноября месяца, работать в таких условиях довольно сложно, а в целом ситуация продолжается лет 25. Это пора заканчивать» [10]. Видимо, ему понадобилась «помощь друга». И она подоспела…

Г-н Пиотровский уже не раз прикрывал своей широкой спиной делишки директора ГМВ Седова. Сразу после захвата общественного Музея имени Н.К.Рериха в 2017 году, когда к нему полетели письма встревоженной общественности, он позорно отошел в сторону, пробормотав нечто невнятное и невразумительное, как написал известный правозащитник Юрий Самодуров, «ответ академика Пиотровского невнятен и “ни о чем”» [11]. Однако к 2020 году позиция Пиотровского вполне прояснилась. СМИ узнали, что г-н Пиотровский заявил о создании специальной комиссии, которая теперь будет заниматься многострадальным наследием Рерихов, но на деле ее целью было лишь письмо в адрес Президента РФ с настоятельной просьбой оградить г-на Седова от третирования непрофессионалами и общественниками [10]. Вот и сейчас Пиотровский снова протянул руку, якобы защищая интересы культуры…

И, конечно, не он один. Еще один учредитель премии – Музей-институт семьи Рерихов. Что, впрочем, не удивляет. У этого учреждения давно сложились теплые отношения с ГМВ в противостоянии с МЦР, особенно укрепившиеся в 2017 году, когда его сотрудники также поддержали захват общественного Музея имени Н.К.Рериха и теперь претендуют на экспонирование его произведений.

Единственное, о чем не подумал оргкомитет премии так это о том высоком имени, которое носит учрежденная им награда. Николай Константинович Рерих, человек исключительной честности и порядочности, всю жизнь не на словах, а на деле вступался за культуру. Каждое разрушение памятников, музеев, библиотек отзывалось в нем сердечной болью и еще больше укрепляло его в решимости защищать культуру. Настоящей вершиной его деятельности стал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), заложивший основы международного законодательства в области охраны культуры. Как бы Николай Константинович сегодня отнесся к тому, что его музей разрушен, а разрушителя награждают, используя его честное имя?

К сожалению, в своей жизни Н.К.Рерих сталкивался не только с высокими наградами и уважением в обществе, но и с гнусным предательством, в результате которого был уничтожен первый Музей его имени в Нью-Йорке. Одним из главных разрушителей стал финансист Луис Хорш, распродавший впоследствии бесценные полотна мастера. Спустя почти век история повторилась. Только теперь вандалом стал директор Музея Востока Александр Седов. И присуждать ему премию имени Н.К.Рериха – это то же самое, что награждать за предательство Хорша.

«Можно противодействовать культурным начинаниям, можно разрушать или искажать созидательные мысли и тем способствовать одичанию. Каждый, кто делом или мыслью будет способствовать таким опустошениям, навсегда сопричислится к вандалам», – писал Николай Константинович Рерих [12, с. 155].

Ничего другого нельзя сказать о тех, кто присудил эту премию А.В.Седову, и о нем самом.

1. В Государственном Эрмитаже прошло вручение Международной премии имени Николая Рериха // Санкт-Петербургский государственный музей-институт семьи Рерихов (офиц. сайт).

2. Хроника разрушение общественного Музея имени Н.К.Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).

3. Уважаемые посетители! // Музей Рерихов на ВДНХа (офиц. сайт).

4. Протест против снятия Знамени Мира // Сохраним Музей Рериха (офиц. сайт).

5. Рерихов в «изгнание»? // Moscow-post (офиц. сайт).

6. Сообщение МЦР. Девятый арбитражный апелляционный суд оставил в силе судебное решение о возврате МЦР Мемориально-вещевого фонда семьи Рерихов из незаконного владения ГМВ // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).

7. Сообщение Международного Центра Рерихов в связи с Решением Арбитражного суда города Москвы о возврате Мемориально-вещевого фонда семьи Рерихов // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт).

8. Госхоронение // Версия (офиц. сайт).

9. Генпрокуратура заступилась за картины Рерихов // Новые известия (офиц. сайт).

10. Главы крупнейших столичных музеев попросили Путина разобраться в проблеме вокруг наследия Рерихов // NEWSru.com (офиц. сайт).

11. Михаил Пиотровский отказался защитить Музей имени Рериха // Бизнес Новости России (офиц. сайт).

12. Рерих Н.К. Вандалы (24 июня 1938 г.) // Знамя Мира. М.: Международный Центр Рерихов, 1995. (Серия «Большая Рериховская библиотека»).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7199



Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 20 дек 2021, 09:17

Вот так сейчас выглядит "Музей Рерихов"...

Источник: "Музей Рерихов на ВДНХ открылся после реэкспозиции", газета "Культура", 17.12.2021

Музей на ВДНХ.jpg
Музей на ВДНХ.jpg (46.81 KiB) 4085 просмотра

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Евгений » 24 дек 2021, 12:49

Ольга Бояринова
21.12.2021

17 декабря на ВДНХ открылась выставка картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Также на выставке представлены предметы из личной коллекции Рерихов. Вход только по QR кодам. На выставке ни одного человека. Посетители очень редкие гости. Большинство картин и предметов принадлежат МЦР, которые были в 1917 году, незаконно захвачены музеем Востока.

https://www.facebook.com/olga.bojrinova ... 5644250393

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Евгений » 24 дек 2021, 12:56

Ольга Бояринова
21.12.2021

17 декабря на ВДНХ открылась выставка картин Н.К. Рериха и С.Н. Рериха. Также на выставке представлены предметы из личной коллекции Рерихов. Вход только по QR кодам. На выставке ни одного человека. Посетители очень редкие гости. Большинство картин и предметов принадлежат МЦР, которые были в 2017 году, незаконно захвачены музеем Востока.

https://www.facebook.com/olga.bojrinova ... 5644250393

Выставка ВДНХ афиша.jpg
Выставка ВДНХ афиша.jpg (116.16 KiB) 4028 просмотра


Выставка ВДНХ 1.jpg
Выставка ВДНХ 1.jpg (163.38 KiB) 4028 просмотра


Выставка ВДНХ.jpg
Выставка ВДНХ.jpg (201.09 KiB) 4028 просмотра
Последний раз редактировалось Евгений 24 дек 2021, 13:02, всего редактировалось 1 раз.


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 28 дек 2021, 07:20

Открытое письмо Комитета защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов

17 декабря 2021 года в СМИ была опубликована информация о возобновлении работы музея Рерихов на ВДНХ после реэкспозиции. Однако на официальном сайте Государственного музея Востока (ГМВ), филиалом которого государственный музей Рериха является, сообщается об открытии экспозиции «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего». В связи с этим обращает на себя внимание, что государственные СМИ открытие экспозиции почему-то подают как открытие музея на ВДНХ.

Это не первая попытка ввести в заблуждение и уверить общественность о якобы действующем на ВДНХ государственном музее Рерихов. Так ранее в павильоне № 13 располагалась выставка ГМВ со схожим названием «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ», которую также позиционировали в качестве музея.

Отметим, что между понятиями «музей» и «экспозиция» есть существенное отличие: музей – это учреждение культуры, многофункциональный институт, в то время как экспозиция – это демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ, но все же это не сам музей. Потому экспозиция на ВДНХ музеем не является, поскольку не несет его функции и особенности. «Музей Рерихов на ВДНХ» лишь часть названия выставки «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего», которая экспонируется ГМВ в павильоне № 13 на ВДНХ.

Однако использование подобной подмены понятий не случайно. Общественности хорошо известно, что в 2017 году Государственный музей Востока при поддержке Министерства культуры РФ выселил общественный Музей имени Н.К. Рериха из усадьбы Лопухиных, разгромил его постоянную экспозицию и незаконно изъял наследие Рерихов и музейные фонды, принадлежащие Международному Центру Рерихов (МЦР). И в данной ситуации для общественности неприемлем тот факт, что в экспозиции «Музей Рерихов на ВДНХ. Ковчег будущего» демонстрируются картины Н.К. и С.Н. Рерихов, а также музейные предметы, которые были захвачены Государственным музеем Востока у Международного Центра Рерихов. Мы уверены, что история еще даст свою справедливую оценку вопиющим событиям, которые развернулись весной 2017 года в центре Москвы.

После погрома постоянной экспозиции общественного Музея имени Н.К. Рериха руководство Министерства культуры РФ не раз заявляло о создании государственного музея Рерихов в усадьбе Лопухиных, но за прошедшие годы этого так и не произошло. Очевидно, жонглируя понятиями «музей» и «экспозиция», чиновники от культуры пытаются создать желанный образ якобы существующего государственного музея Рерихов на ВДНХ, чтобы завуалировать суть проблемы, повлияв на общественное мнение. Таким образом, происходит некое сознательное программирование граждан страны в угоду интересам чиновников от культуры крайне незаинтересованных в создании полноценного государственного музея Рерихов.

В этой связи важен тот факт, что 12 апреля 2017 года вышел Приказ Министерства культуры РФ № 547, где говорится о внесении изменений в п. 9.2. устава Государственного музея Востока, согласно которому «Музей Рерихов» должен находиться по адресу: г. Москва, переулок Малый Знаменский 3/5, строения 4,5,7». [3]. Но это адрес усадьбы Лопухиных! Остается неясным, почему вопреки Приказу Минкультуры и устава ГМВ, государственный музей Рерихов так и не создан в усадьбе Лопухиных? А выставку на ВДНХ чиновники от культуры с завидным упорством в течение ряда лет пытаются позиционировать в качестве полноценного государственного музея Рерихов, включая в название каждой экспозиции слова «Музей Рерихов на ВДНХ». Так в 2019 году ГМВ разместил на ВДНХ выставку «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ», которая также представлялась в качестве музея. Однако работу выставки ГМВ «Сохраняя культуру. Музей Рерихов на ВДНХ» сопровождали многочисленные скандалы, проверки комиссий, предписания Генпрокуратуры и Роспотребнадзора, связанные с нарушением условий хранения и экспонирования картин, поэтому ее закрыли.

Пример подобного отношения ГМВ к национальному достоянию вызывает у общественности крайнее недоверие к действиям руководства музея Востока по организации хранения и экспонирования наследия Рерихов. Потому мы не оставим без внимания этот вопрос. Необходима объективная проверка целостности наследия Рерихов, незаконно захваченного у МЦР, а также его состояния и условий хранения в ГМВ. Считаем, что этому может способствовать только создание государственно-общественной комиссии. Но до сих пор данное предложение общественности замалчивается, и вместо сотрудничества с гражданским сообществом чиновники, вновь используя принцип подмены, создали в 2020 году Комиссию по сохранению наследия семьи Рерихов, куда вошли руководители и представители государственных музеев. Таким образом, данная Комиссия с момента организации стала номинальной, поскольку одни чиновники не будут выступать и действовать против интересов других. Это подтверждает и тот факт, что за 2021 год Комиссия не проявила никакой инициативы в направлении осуществления главной цели, ради которой была создана – сохранение наследия семьи Рерихов.

Рерихи многое сделали для России и передали на Родину свое многогранное наследие, имеющее мировое значение. Наша общая обязанность, представителей власти и общественности, сохранить его. Манипуляции и подмены в решении этой задачи не помогут. Остается одно – налаживать сотрудничество и взаимопонимание ради большой цели.

_______________

Источники:

1. ТАСС // официальный сайт: https://tass.ru/kultura/13232945; Газета «Культура» // официальный сайт: https://portal-kultura.ru/articles/news ... pozitsii/;
2. Государственный музей Востока // официальный сайт:
https://www.orientmuseum.ru/collections ... index.php;
3. Министерство культуры Российской Федерации. Приказ № 547 от 12 апреля 2017 года о внесении изменений в Устав Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей искусств народов Востока», утвержденный приказом Минкультуры России от 01 июня 2011 года № 574 // официальный сайт Государственного музея Востока:
https://www.orientmuseum.ru/museum/docu ... file_2.pdf

24.12.2021

https://www.save-roerich-museum.ru/otkr ... 234gzNR3fw

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытие "Государственного музея Рерихов" в Усадьбе Лопухиных на месте разрушенного Общественного Музея им. Н.К. Рер

Сообщение Надежда Лебедева » 29 янв 2022, 09:09

Подборка статей на сайте Украинского РО

http://www.roerich-urs.com/rus/index/28_01_2018.html

Надежда Лебедева. Фанфары звучали фальшиво: нерадостная радость «предоткрытия»

Татьяна Книжник. Оттенки серого

Drolma1. Трофейный музей Рериха сделал ставку на серость

Сергей Сергеев. Осмысление происходящего в Усадьбе Лопухиных

Любовь Хоменок. Осторожно! Выставка!

Любовь Хоменок. "Восхождение" в ... невежество: почему оказалась провальной выставка Николая Рериха

Егор Иванов. Век разрушителей культуры недолог

Андрей Витчиков. Посещение.


Торжество серости или агония тьмы?

Общественный Музей имени Н.К.Рериха в Москве, захваченный в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года, полностью разрушен. Уничтожена уникальная экспозиция Музея, над воплощением которой более 25 лет трудился коллектив Международного Центра Рерихов, общественники и волонтеры России, Украины и других стран под руководством Генерального директора Музея и доверенного лица Святослава Николаевича Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прекрасные интерьеры залов Музея подчеркивали суть и смысл размещенных в них картин и артефактов, создавали атмосферу космичности, так соответствующую духу философии Рерихов — Живой Этики. Теперь здесь царит серое однообразие, обезличившее все пространство Усадьбы Лопухиных, где размещался Музей.

В этих серых сумерках захватчики провели выставку «Николай Рерих: Восхождение», на которой представили картины Николая Константиновича Рериха из четырех музеев. Этой выставкой они попытались имитировать деятельность «Государственного музея Рериха» - филиала Государственного музея Востока. На самом деле это действо нужно было для того, чтобы как-то упокоить, можно сказать усыпить, общественность, а главное — представить Н.К.Рериха обыкновенным художником с мистическим уклоном, отбросив не только его мировоззрение, основанное на философии Живой Этики, но и его достижения как ученого, путешественника, писателя, гуманиста и общественного деятеля, давшего миру Пакт Рериха, направленный на защиту культуры.

Об этом сером безобразии, заменившем образность экспозиции общественного Музея имени Н.К.Рериха свидетельствуют очевидцы, ссылки на статьи и впечатления которых мы размещаем на нашем сайте. Они убедительно показывают бездарность и никчемность серых захватчиков, их неспособность достойно представлять наследие Рерихов и полное отсутствие морального права прикасаться к этому великому наследию.


Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 8 гостей