Заключение по результатам юридической экспертизы основ деятельности МОО «Международный Центр Рерихов»

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Заключение по результатам юридической экспертизы основ деятельности МОО «Международный Центр Рерихов»

Сообщение Надежда Лебедева » 27 авг 2018, 10:47

Заключение по результатам юридической экспертизы основ деятельности МОО «Международный Центр Рерихов»
Заключение по результатам юридической экспертизы основ деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» по состоянию на 4 августа 2000 года

Заказчик: Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов»,
121019, г. Москва, Малый Знаменский переулок, 3/5

Исполнитель: ООО ЭПКК «Доверие»,
115446, г. Москва, Коломенский проезд, д. 1 «А», офис 31

август 2000 г.
город Москва

ООО ЭПКК «Доверие» (государственная регистрация №1575 от 18.02.1998 года), именуемое в дальнейшем «Исполнитель», на основании договора от 01 августа 2000 года между ООО ЭПКК «Доверие» и Международной общественной организацией «Международный Центр Рерихов», именуемой «Заказчик», было привлечено для проведения юридической экспертизы основ деятельности МОО «Международный Центр Рерихов», соответствия этой деятельности требованиям действующего Федерального законодательства и положениям нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, и другого юридического обоснования ответов на вопросы вышеупомянутого договора.

Предметом настоящей экспертизы деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» является исследование соответствия ее деятельности Конституции РФ, положениям Федеральных законов, требованиям нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, а также проведение соответствующих исследований, с ответом на вопросы, заданные в договоре от 01 августа 2000 года, а именно:

1. Составление обоснованного юридического заключения с ответом на вопросы:

— Какие ст. Конституции РФ, пункты Федерального закона «О свободе Совести и религиозных объединений» от 26.09.97 г. №125-ФЗ, пункты Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.95 г. №82-ФЗ, других российских и международных актов нарушены в определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычества и оккультизме» от 1994 года?

а также на другие вопросы:

— Имеет ли юридическое право Русская Православная Церковь (в том числе ее отдельные представители) давать оценку деятельности Международного Центра Рерихов, а также научно-культурному наследию семьи Рерихов, Учению Живой Этики и оформлять ее в документах, предполагающих применение акций по отношению к организации и лицам, занимающимся научно-культурной деятельностью, связанной с именем Рерихов и Учением Живой Этики?

— Содержится ли в каком-либо Федеральном законе или ином нормативном правовом акте или постановлениях Верховного Суда РФ юридическое определение «секта», «тоталитарная секта», «деструктивная секта», «новое религиозное движение»? Правомерно ли применение этих понятий к общественным организациям, деятельность которых связана с научно-культурным наследием Рерихов и Учением Живой Этики?

— Существуют ли какие-либо международные документы (включая решение судов) по всем вопросам, затронутым в этом пункте договора?

В предмет настоящей экспертизы не входило проведение проверки в части соблюдения в деятельности МОО «Международный Центр Рерихов» трудового законодательства, в области налогообложения, а также правомерности предпринимательской деятельности.

Целью данной экспертизы является юридическое обоснование правомерности и обоснованности деятельности МОО «Международный Центр Рерихов» на территории РФ как Международной культурно-просветительской общественной организации, ее легитимность и непричастность к различного рода новым религиозным движениям, псевдохристианским сектам, объединениям неоязычества и оккультизма, а также полного соответствия практической деятельности, целей и задач МОО «Международный Центр Рерихов» положениям действующих федеральных и нормативных правовых актов, а также общепризнанным принципам и нормам Международного права.

Указанная экспертиза проводилась на основе различного рода текстов и законодательных, нормативных правовых документов, в том числе с изложением на иностранных языках, переводе этих текстов и документов, их изучения на предмет использования для целей настоящей экспертизы, а также юридического обоснования позиций по всем вопросам предмета договора, а по целому ряду аспектов и с увеличением области исследований и расширением круга вопросов в целях наиболее полного, объективного и всестороннего ответа на вопросы, связанные с предметом настоящего договора.

2. Перечень документов и сведений, предоставленных для проведения экспертизы Заказчиком:

— Устав Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», основная редакция которого утверждена общим собранием Международного Центра Рерихов от 20 сентября 1991 года и в новой редакции, с дополнениями и изменениями общим собранием Международного Центра Рерихов 15 апреля 1998 года на 24 страницах;

— копия определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» от 1994 года на 2 листах;

— копия свидетельства о регистрации общественного объединения — Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» от 10.04.2000 года №494;

— копия Постановления Европейского Парламента от 12.02.1996 г. «О сектах в Европе»;

— копия Рекомендации Совета Европы «О сектах и новых религиозных движениях» №1178 (1992);

— копия вербальной ноты Посольства ФРГ МИД РФ 13.02.1994 г.

3. Анализ правового состояния основ деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов».

Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» создана, как явствует из ее Устава, по инициативе Святослава Николаевича Рериха.

В 1990 году С.Н.Рерих передал согласно воле Николая Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих наследие своих родителей Советскому Фонду Рерихов, который 29 сентября 1991 года по предложению Святослава Николаевича Рериха был переименован в Международный Центр Рерихов.

После ухода из жизни С.Н.Рериха в 1993 году Международный центр Рерихов продолжает считать его своим Почетным Президентом.
Согласно общим положениям Устава:

— Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» — далее Центр — является неправительственным общественным объединением граждан и общественных объединений — юридических лиц, созданным на основе общности их интересов в деле изучения, сохранения и популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

— Центр является владельцем, хранителем и распорядителем переданного С.Н.Рерихом Центру согласно дарственной наследия семьи Рерихов.

— Центр является ассоциированным членом Ассоциации неправительственных организаций при Департаменте общественной информации (The Department of Public Information) Организации Объединенных Наций (ООН).

— Центр осуществляет свою деятельность в Российской Федерации, Латвии, а также в других государствах, где созданы Отделения, Филиалы и Представительства Центра, зарегистрированные в соответствии с законодательством этих государств.

— Центр действует на основе принципов самоуправления, добровольности, равенства членов, гласности, законности, гуманизма и приоритета культурных общечеловеческих ценностей.

— Центр руководствуется в своей деятельности настоящим Уставом, Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации и ее субъектов, законодательствами государств, в которых действуют структурные подразделения Центра, Уставом ООН, нормами международного права и международными правовыми актами, касающимися сферы деятельности Центра.

Основными целями и задачами указанной Международной общественной организации являются:

— обеспечение деятельности и развития созданного по инициативе Святослава Николаевича Рериха общественного Музея имени Н.К.Рериха, входящего в структуру и являющегося основой Центра;

— сохранение и популяризация переданного С.Н.Рерихом Центру наследия семьи Рерихов;

— содействие изучению, сохранению и популяризации творческого наследия семьи Рерихов, являющегося частью мировой культуры и представляющего интерес и ценность для всех народов нашей планеты;

— содействие развитию личности, осознанию и претворению в жизнь высоких рериховских идей гуманизма и мира, восприятию и постижению общечеловеческих культурных ценностей;

— объединение усилий и координация деятельности организаций и частных лиц, ставящих своей целью изучение, сохране ние и популяризацию уникального творческого наследия семьи Рерихов;

— всестороннее развитие и углубление международного взаимопонимания и сотрудничества, укрепление культурных и научных связей народов и государств на основе гуманистических идей Рерихов;

— осуществление миротворческой деятельности, содействие укреплению дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов, популяризация идей «Пакта Рериха» и «Знамени Мира»;

— осуществление организационных и экономических мер по сохранению переданного Центру наследия Рерихов, обеспечение успешной работы Музея имени Н.К.Рериха в Москве;

— проведение научной и исследовательской деятельности, посвященной изучению художественного творчества, философских и литературно-публицистических трудов семьи Рерихов;

— осуществление сбора и научной обработки информации, создание банка данных о жизни и творчестве семьи Рерихов, публикация архивных и литературных материалов семьи Рерихов, трудов о них и их творчестве, а также работ, посвященных вопросам мировой культуры и искусства;

— участие в изучении художественного наследия семьи Рерихов, находящегося в частных и государственных коллекциях, создании полного каталога художественных произведений семьи Рерихов;

— проведение международных конференций, съездов, симпозиумов, фестивалей, выставок, чтений, посвященных творчеству семьи Рерихов;

— участие в разработке и проведении в установленном порядке мероприятий, регулирующих ввоз, вывоз, передачу права собственности на культурные ценности, прежде всего — наследие семьи Рерихов;

— содействие заинтересованным организациям в защите культурных ценностей, сохранении и восстановлении памятников истории и культуры, развитие профессионального, любительского и народного художественного творчества и искусства;

— осуществление общественного контроля за соблюдением международных Конвенций о защите и охране культурного и природного наследия, а также участие в установленном порядке в реализациях положений этих Конвенций;

— учреждение от имени Центра премии, медали, стипендии, иных наград и поощрений за выдающиеся работы, связанные с идеями семьи Рерихов, разработку рериховской тематики, успешную реализацию целей и задач Центра.

Дальнейший анализ уставных документов и деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» за период с 1991 года по настоящее время позволяет сделать вывод о том, что указанное общественное объединение создано и функционирует в полном соответствии с положениями основного закона — Конституции РФ, Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, Закона РФ от 09 октября 1992 года «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» №3612-1, в редакции Федерального закона от 23.06.99 г. №115-ФЗ.

Основным предметом анализа явилось объективное обоснование правового статуса Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», а также правомерности действий Русской Православной Церкви по причислению данного объединения к «псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям», с учетом Федерального законодательства, а также общепризнанных принципов и норм международного законодательства.

4. Приступая к формированию ответов на вопросы Заказчика, необходимо обратиться к документам, регламентирующим деятельность Русской Православной Церкви, ее руководящих органов, а также произвести анализ постановлений и определений, имеющих непосредственное отношение к рассмотрению данных вопросов, как предмета исследований.

Согласно II Определению Священного Собора Православной Российской Церкви от 8 декабря 1917 года «О правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея Руси» в пункте втором подпункте «3» данного документа говорится о том, что Святейший Патриарх «обращается ко всей Российской Церкви с учительными посланиями и пастырскими воззваниями».

Характеризуя следующий правовой документ, а именно Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 декабря 1917 года, необходимо отметить, что в пунктах 2 и 3 настоящего правового документа изложены правовые основы деятельности данной организации: «Православная Церковь в России в учении веры и нравственности, богослужении, внутренней церковной дисциплине и сношениях с другими автокефальными Церквами независимо от государственной власти и, руководствуясь своими догматико-каноническими началами, пользуется в делах церковного законодательства, управления и суда правами самоопределения и самоуправления».

Кроме того, «постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном порядке, со времени обнародования их церковной властью, равно и акты церковного управления и суда признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы».

Из вышеприведенного текста усматривается, что все «постановления и узаконения» имеют юридическую силу, поскольку издаются для себя, а также они не должны нарушать государственные законы.

Данные положения весьма важны и принципиальны, так как устанавливают пределы действия этих документов, а также их явное и юридическое непротиворечие и соответствие действующим государственным законам.

В соответствии с требованиями основного закона — Конституции Российской Федерации, изложенными в статьях 17, 19, 23, 28, 29, закреплены за гражданами РФ следующие права и свободы человека и гражданина. Именно их равенство перед законом и судом независимо от отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, права на защиту чести и доброго имени, гарантия свободы совести, свободы вероисповедания, включая «право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними», гарантия свободы слова и мысли, с недопущением пропаганды и агитации, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запретом пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Все вышеперечисленные права и свободы являются высшей ценностью и согласно ст. 2 Конституции РФ «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Таким образом, именно эти основные права и свободы не только гарантируются, но и их соблюдение и защита являются прямой обязанностью государства. Следовательно, любое ущемление или умаление данных прав и свобод является по существу их нарушением и требует государственной защиты.

Сопоставляя положения ст. 28 и 29 Конституции РФ, следует заметить, что статья 29 действует в прямой взаимосвязи со ст. 28 Конституции РФ, поскольку она провозглашает свободу идей, мнений, убеждений, а также возможность их открыто выражать.

В данных статьях заложены гарантии свободы совести, свободы вероисповедания, мысли, слова, и обязанность соблюдать положения этих статей Конституции распространяется как на государство, так и на каждого гражданина и юридическое лицо — членов данного сообщества.

Из положений статьи 30 Конституции РФ явствует, что «каждый имеет право на объединение» и «свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Кроме того, «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем». Тем самым, права граждан РФ на объединение не только закреплены, но и гарантируются государством.

Таким образом, создание и деятельность Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» являются не только их конституционным правом, но и гарантируются государством.

Согласно ст.14 Конституции «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, тем самым государство не вмешивается в дела церкви, а церковь не может вмешиваться в государственные дела». В качестве обобщения, следуя элементарной логике, нужно отметить, что вмешательство религиозных организаций в деятельность других общественных объединений является недопустимым и преследуется по закону, так как в соответствии с положениями ст. 13 Конституции в РФ признается идеологическое многообразие и «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной».

Рассматривая положения Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ, в частности требования ст.3 п.1, 2, 3, 6, статьи 4 п.1, необходимо отметить, что основой этих отношений является свобода совести, поскольку никакая религия не может устанавливаться в качестве обязательной или государственной. Именно в этих статьях данного Федерального закона закреплены принципы невмешательства в дела религиозных объединений и невмешательство этих объединений в дела государства.

Положения статей данного закона, Конституции РФ, других законодательных актов и нормативных правовых документов полностью корреспондируются аналогичным нормам статьи 18 пункта 1 Международного акта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 пункта 1 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Из статьи 28 Конституции РФ во взаимосвязи ее со статьями 13 (часть 4), 14, 19 (части 1 и 2) и 30 (часть 1) усматривается, что свобода вероисповедания предполагает свободу создания религиозных объединений и свободу их деятельности на основе юридического равенства, в силу чего законодатель вправе урегулировать гражданское правовое положение религиозных объединений.

Учитывая исторически сложившийся в России многоконфессиональный уклад, законодатель обязан соблюдать положение статьи 7 (часть 1) Конституции РФ о том, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ. Принимаемые из закона и вводимые им меры, относящиеся к созданию и деятельности религиозных объединений, не должны искажать само существо свободы вероисповедования, права на объединение и свободы деятельности общественных объединений, а возможные ограничения, затрагивающие эти и иные конституционные права, должны быть оправданными и соразмерными конституционно значимым целям.

В демократическом обществе, в частности в РФ, с присущим религиозным плюрализмом, что закреплено в статье 17 (часть 3) и статье 55 (часть 3) Конституции РФ и соответствующих им положениях статьи 18 (пункты 2 и 3) Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьи 9 (пункт 2) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подобного рода ограничения могут быть предусмотрены законом, если это необходимо в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц. Государство вправе предусмотреть определенные ограничения и преграды с тем, чтобы не предоставлять статус религиозной организации автоматически, не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния, а также воспрепятствовать миссионерской деятельности (в том числе в связи с проблемой прозелитизма), если она несовместима с уважением к свободе мысли, совести и религии других и к иным конституционным правам и свободам, а именно сопровождается предложением материальных или социальных выгод с целью вербовки новых членов в церковь, неправильным воздействием на людей, находящихся в нужде или в бедственном положении, психологическим давлением или угрозой применения насилия и т.п. Аналогичные требования заложены в постановлении Европейского парламента от 12 февраля 1996 года «О сектах в Европе», в рекомендации Совета Европы №1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», а также в целом ряде постановлений Европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series A no 260-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of judgements and Decisions, 1996-IV), определяющих характер и масштаб обязательств государств, вытекающих из статьи 9 названной выше Конвенции.

Вместе с тем все вышеупомянутые решения провозглашают свою приверженность к основным принципам демократического правового государства, таким как терпимость, свобода совести и религии, свобода мнений, свобода союзов и собраний.

В качестве обязательных рекомендаций Совет Европы призывает включать информацию об истории и философии важных школ мысли и традиционных религиях в общую школьную программу, а также предпринять твердые шаги против любой дискриминации и маргинализации малочисленных групп и поощрять дух терпимости и понимания в отношении религиозных групп. Одним из основных направлений деятельности стран, входящих в Совет Европы, является создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах, создание неправительственных организаций для защиты жертв сектантства, а также налаживание постоянного обмена информацией о деятельности сект на территории Европы.

Для целей настоящего исследования считается целесообразным использование положений Закона РФ от 9 октября 1992 года «Основы законодательства РФ о культуре» №3612-1 (в редакции Федерального закона от 23.06.99 г. №115-ФЗ). Применение требований настоящего акта Федерального законодательства обусловлено тем, что Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов», признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества, является юридическим лицом, занимающимся культурно-просветительской деятельностью.

В частности, статьи 8, 12, 16, 17 раздела 2 Закона указывают на неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность, право на приобщение к культурным ценностям, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, право создавать общественные объединения в области культуры, право на культурную деятельность в зарубежных странах.

Статья 1 раздела I закона считает одной из приоритетных задач законодательства РФ о культуре — «создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан».

В статье 16 законодательно закреплено право создавать общественные объединения в области культуры, в порядке, определяемым законодательством об общественных объединениях.

Статьей 18 Закона закреплено право граждан РФ «осуществлять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать организации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств».

Статья 31 Закона предусматривает обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех субъектов культурной деятельности, выступая гарантом этих прав и свобод, посредством их защиты, пресечения посягательства на права и свободы в области культуры.

Согласно положениям Уставных документов, целям и задачам, изложенным в них, принципам организации и деятельности, Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» является культурно-просветительским объединением и к нему полностью применимы требования вышеназванного Закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (в редакции Федерального закона от 23.06.99 г. №115-ФЗ).

Исследование и анализ всей совокупности представленных законодательных актов Российской Федерации при сопоставлении положений этих законодательных норм и требований, изложенных в них применительно к законодательно разрешенной и документально закрепленной деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», позволяет сделать однозначный вывод о том, что причисление данного юридического лица к псевдохристианской секте либо к новому религиозному движению с юридической точки зрения является надуманным и необоснованным, нарушающим положения и требования статей 17, 18, 19, 23, 28, 30 Конституции Российской Федерации, статей 3 п.1, 2, 3, 6, статьи 4 п.1 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединений» от 26.09.97 г. №15-ФЗ, статьей 3, 4, 15, 16 п.3, 27 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года №82-ФЗ, статей 8, 11, 16, 61 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.1992 г. (в редакции Федерального закона от 23.06.1999 г. №115-ФЗ), а также целого ряда международных правовых актов, а именно: международного пакета о гражданских и политических правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Рекомендации Совета Европы №1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях», Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, Постановления Европейского парламента от 12.02.1996 года «О сектах в Европе», Постановлений европейского суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series A no 260-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of judgements and Decisions, 1996-IV), а также положений и требований Постановления Конституционного суда РФ от 23 ноября 1999 года №16-П и определения Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 года №46-О.

Отвечая на вопрос о том, имеет ли Русская Православная Церковь (в том числе ее отдельные представители) юридическое право давать оценку деятельности Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», а также научно-культурному наследию семьи Рерихов и оформлять эту оценку в документах, предполагающих формирование отрицательного отношения к организациям и лицам, занимающимся деятельностью, связанной с именем Рерихов и Учением Живой Этики, необходимо обратить внимание на то, что в самом Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» не названа конкретно Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов», а лишь упомянуто «Учение Живой Этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой».

В пункте 5 Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 1994 г. «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» — «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни-йогой», упоминается в общем ряду с псевдохристианскими сектами и другими направлениями «неоязычества и оккультизма». Ранее в пункте 4 говорится, что «эти движения целенаправленно подрывают многовековые традиции и устои народов, вступают в конфликт с общественными институтами, объявляют войну Церкви Христовой». Далее в пункте 9 отмечается, что «эти воззрения… угрожают целостности национального самосознания и культурной идентичности».

В пункте 13 Определения Архиерейского Собора отмечается, что «все вышеперечисленные секты и новые религиозные движения с христианством несовместимы». Учение Живой Этики является основополагающей базой и неотъемлемой частью научно-культурного наследия семьи Рерихов. На учении Живой Этики зиждется вся научная и культурно-просветительская деятельность Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов». Именно поэтому упоминание данного учения в рассматриваемом Определении Архиерейского Собора Русской Православной Церкви и причисление учения Живой Этики к сектам и «новым религиозным движениям» необоснованно и неправомерно.

По существу данным Определением подвергнуто неправомерной и не основанной на Законе оценке учение Живой Этики, которое является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» №125-ФЗ (с изменениями от 26 марта 2000 года) признаки:

— вероисповедание;

— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Поэтому данное учение не может быть приравнено Русской Православной Церковью «к псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям». Указанное Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церковью в части, касающейся учения Живой Этики, выходит за правовые рамки издаваемых для себя актов церковного управления. Это является превышением прав и полномочий, зафиксированных в статье 3 Определения Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 декабря 1917 года, где закреплен принцип о том, что все «Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном его порядке, со времени обнародования их церковной властью, равно и акты церковного управления и суда признаются государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы». Из вышеприведенного текста следует, что только правовые акты, издаваемые Русской Православной Церковью исключительно для себя и не противоречащие иным государственным законам, признаются государством имеющими юридическую силу. Следовательно, Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 1994 года является правовым актом, изданным исключительно для использования внутри данной церковной организации.

Кроме того, осуждение того или иного учения, изложенное в письменном виде, должно быть юридически обосновано и полностью соответствовать требованиям действующего российского и международного законодательства, положениям Международных пактов, Конвенций и других нормативных правовых документов.

В действующих Федеральных законах, нормативных правовых актах, постановлениях и определениях Верховного Суда РФ, Конституционного суда отсутствуют юридически формализованные понятия «секта», «тоталитарная секта», «деструктивная секта» и «новое религиозное движение».

Указанные понятия и определения в общих чертах сформулированы в Постановлении Европейского парламента от 12.02.1996 года «О сектах в Европе», в Рекомендации Совета Европы №1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях».

В указанных документах даются в общих чертах определения сект, сектоподобных союзов, религиозных и прочих сект, групп. В качестве действий к запрещению деятельности таких организационных структур являются действия, нарушающие неотчуждаемые права человека, преступные деяния, такие как жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность и т.п.

Таким образом, данные документы провозглашают право на свободу мнений, совести и религии, а также свободу союзов в границах, которые гарантированы общим правом на свободу и частную жизнь граждан, но при этом указывают на необходимость постоянной защиты от таких деяний, как истязания, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение, обращение в рабство и т.п.

Поскольку отсутствует какая-либо информация и нет сведений о каких-либо правонарушениях, осуществленных члена ми Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» за весь период их культурно-просветительской деятельности, уставные документы, организационная структура данного юридического лица полностью соответствуют положениям и требованиям действующего Федерального и Международного законодательства, поэтому применение понятий «секта», «тоталитарная секта», «деструктивная секта» и «новое религиозное движение» к Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» не правомерно, так как ее целенаправленная деятельность связана исключительно с научно-культурным наследием Рерихов и Учением Живой Этики.

Аргументированные ответы и обоснования по всем затронутым и изложенным в настоящем заключении вопросам достаточно подробно и полно изложены во всех упомянутых в тексте заключениях, законодательных и нормативных правовых документах, включая и нормативные акты международного характера. Подробный перечень всех законодательных и нормативных правовых актов будет дан отдельно в конце данного юридического заключения, в качестве обязательного приложения.

В процессе проведения настоящих исследований и составлении настоящего юридического заключения специалисты исходили из достоверности и правдивости представленной Заказчиком информации и документации, а поэтому специалисты удостоверяют о том, что:

— юридические исследования прав собственности и иных прав исследуемого юридического лица не проводились, и они не несут ответственности за обстоятельства юридического характера, не связанные с объектом исследования;

— отдельные части настоящего исследования не могут трактоваться раздельно, а только в полном объеме и совокупности сведений и выводов этих исследований;

— специалисты не принимают на себя всякого рода расходы и материальную ответственность, которые могут возникнуть вследствие легального использования результатов настоящего исследования и выводов, изложенных в заключении;

— мнение специалистов достоверно только на дату настоящих исследований, так как они не принимают на себя никакой ответственности за изменения социальных, юридических и иных факторов, которые могут произойти и произошли после этой даты и таким образом повлиять и повлияли на обоснованность, всесторонность и объективность юридических выводов, изложенных в настоящем заключении;

— от специалистов не требуется появления в суде и дача свидетельских показаний, заключений и свидетельств иным образом в связи с проведением данных исследований, кроме как на основании отдельного договора с Заказчиком или официального вызова в суд;

— анализ и мнения, изложенные в юридическом заключении, представляют наши объективные, непредвзятые и незаинтересованные обобщения, выводы и заключения;

— у специалистов нет текущих и будущих интересов в имуществе и в деятельности МОО «МЦР», а поэтому у нас нет каких-либо причин к необъективному изложению фактических данных и необоснованного субъективного подхода к анализу этих данных и аргументации выводов по результатам этих исследований;

— настоящее исследование и заключение может быть использовано только по указанному в нем назначению.



Обязательное Приложение
к юридическому заключению
от 4 августа 2000 г.

СПИСОК

законодательных и нормативных правовых актов,
использованной литературы и информации

1. «Всеобщая декларация прав человека», провозглашенная и утвержденная Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., ратифицирована Верховным советом РСФСР постановлением от 22 ноября 1991 года №1920-1;

2. Международный пакт о гражданских и политических свободах;

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод;

4. Европейская Конвенция о защите прав и основных свобод от 4 ноября 1950 года с изменениями, внесенными Протоколами к ней, — №3 от 6 мая 1963 года, №5 от 20 января 1966 года и №8 от 19 марта 1985 года, и дополнениями, содержащимися в Протоколе №2 от 6 мая 1963 года (далее именуется — Конвенция), и протоколы к ней №1 от 20 марта 1952 года, №4 от 16 сентября 1963 года, №7 от 22 ноября 1984 года, №9 от 6 ноября 1990 года, №10 от 25 марта 1992 года и №11 от 11 мая 1994 года, подписанные от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 28 февраля 1996 г.;

5. Постановление Европейского Парламента от 12.02.1996 года «О сектах»;

6. Рекомендации Совета Европы №1178 (1992) «О сектах и новых религиозных движениях» и от 22.06.1999 года;

7. Постановления Европейского Суда по правам человека от 25 мая 1993 года (Series A no 2/60-A) и от 26 сентября 1996 года (Reports of Judgements and Decisions, 1996-IV);

8. Определение Архиерейского Собора Русской Православной церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» (1994 г.);

9. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года;

10. Федеральный закон «О ратификации конвенции о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней» от 30.03.1998г. №54-ФЗ;

11. Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 19.10.1992 г. №3612-1 (в редакции Федерального закона от 23.06.1999 г. №115-ФЗ);

12. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединений» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;

13. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 года №82-ФЗ;

14. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви «О высшем управлении Православной Российской Церкви» от 4 ноября 1917 года // Православный Вестникъ, № 1, выпуск первый, 1993;

15. Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви от 2 декабря 1917 года // Православный Вестникъ, № 1, выпуск первый, 1993;

16. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. №16-П;

17. Определение Конституционного Суда РФ от 13 апреля 2000 года №46-О;

18. Устав Международной общественной организации «Международный Центр Рерихов», в новой редакции, утвержденной общим собранием Международного Центра Рерихов 15 апреля 1998 года;

19. Копия свидетельства о регистрации общественного объединения Международная общественная организация «Международный Центр Рерихов» от 10.04.2000 г. №494;

20. Баренбойм П. Первая Конституция Мира. Библейские корни независимости суда. М.: Белые альвы, 1997.

http://lib.icr.su/node/60

Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей