Имеют ли общественные организации в России право на жизнь?

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Имеют ли общественные организации в России право на жизнь?

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 11:08

Право на жизнь. Имеют ли его общественные организации в России?
А.Н. Королева


В частности, речь пойдет о рериховских организациях, вызывающих стойкое раздражение как у светских властей, так и у церковных иерархов. Насколько обоснованы претензии власть предержащих к этим организациям с правовой и морально-нравственной точек зрения? Рассмотрению этого вопроса посвящены нижеследующие рассуждения.

http://lib.icr.su/node/374

Други, гребите! Напрасно хулители
Мнят оскорбить нас своею гордынею –
На берег вскоре мы, волн победители,
Выйдем торжественно с нашей святынею!
Верх над конечным возьмет бесконечное,
Верою в наше святое значение
Мы же возбудим течение встречное
Против течения!
А.К.Толстой

Злой расчет

Эти символические стихи вспоминаются неслучайно. «Против течения!» – вот камень преткновения. Наталкиваясь на него, некоторые, мягко говоря, теоретики, как от науки, так и от богословия, то ли по невежеству своему, то ли сознательно (в угоду сиюминутным конъюнктурным веяниям) выстраивают новые здания, в основе фундамента которых зыбучий песок словоблудий и словопрений, духовная пустота, а то и откровенная клевета.

Если говорить о конъюнктуре, то расчет простой: пожалуй, редкий современный обыватель соберется почитать сочинения Платона, предполагает «теоретик». И, пожалуй, заснет над сочинениями Е.П.Блаватской, потому что не обладает необходимой культурой для усвоения трудных текстов… И не поймет «Цветы Мории» Н.К.Рериха, как не понимали эту книгу многие его современники. А в наши дни (и тут уж «теоретик» будет абсолютно прав) люди в массе своей еще менее склонны отягчать свой мозг размышлениями над глобальными мировыми процессами. Вот здесь-то незадачливые обыватели, замороченные и одурманенные льющейся на них пропагандой легкой жизни, и попадаются в сети всяческих ловцов душ! Вот здесь и происходит помрачение их сознания, когда человек способен заявить: Я не читал, но знаю!.. При этом понятия не имея, что его личное отношение к перечисленным именам и книгам есть не что иное, как тест на его внутреннюю свободу.

Мало кто сегодня, вероятно, знает, что митрополит Санкт-Петербургский Исидор в свое время благословил Елену Петровну Блаватскую на духовные поиски, зато знают наверняка, что на имени этом сегодня лежит некое табу, что отношение к Е.П.Блаватской со стороны Православной Церкви весьма неоднозначное, а то и откровенно враждебное. Обсуждать его с журналистами служители Церкви (как показывает личный опыт автора) не настроены. Ведь мудрость – прерогатива пастырей, а у них, должно быть, она особая, из особого источника… Впрочем, возьмите книги Павла Флоренского, увидите, что этот священник-ученый без обиняков запросто оперирует многими категориями современной ему науки, не чураясь обнаружить также и познания в теософии… Скажем, его труд «Столп и утверждение истины» тому яркий пример.

И сегодня серьезные ученые черпают идеи из источника под названием «Тайная Доктрина», «Разоблаченная Изида»... Потому что наша великая соотечественница еще в XIX веке раскрыла закономерности эволюции космоса и человека, предсказала многие великие научные открытия века XX-го: квантовость природы, пульсацию Солнца, бесконечную делимость вещества и многое другое. Она шла против течения, выстрадав свой Путь. Зато предвосхитила появление тех, кто сумели оценить ее труд, и вот уже Учение Живой Этики, созданное Великими Учителями Востока и записанное Н.К. и Е.И. Рерихами, – новый кладезь идей для ученых, стремящихся постичь развитие человека как процесс космической эволюции.

Казалось бы, нам так повезло с великими соотечественниками, проложившими магистральный Путь в будущее – светлое будущее, о котором так много и долго мечтают все лучшие представители рода человеческого, однако… Совершив очередную революцию в 1991 году, Россия, отказавшись от марксизма, вместо того чтобы обратиться к русской философской мысли, построенной на любви и мудрости, как Всеприродной Сущности, устремилась на Запад, окунулась с головой в пошлый прагматизм.

Плоды этого неосторожно-губительного шага сегодня мы наблюдаем повсюду. Духовность отринута, Культура оказалась унижена, Нравственность осквернена. Между тем Этика была основной темой русских философов (осознание Божественного во всем спасет мир). Сегодня же с нашей культуры была искусственно снята важнейшая задача: воспитать человека! И мы не заметили, как наше общество быстренько одичало до уровня «Аншлага». Человек – микрокосм, призванный самой Природой развиваться по законам Космоса, своей деятельностью стал противоречить им, отягощая свою жизнь различными потрясениями и катастрофами. И теперь мировые СМИ наполнены мрачными прогнозами будущего нашей планеты.

Те немногие общественные организации, которые сегодня стараются пробиться к массовому сознанию, к сожалению, встречают яростное сопротивление от власть предержащих, а также от тех структур, которые считают себя единственными держателями духовных истин и не намерены ни с кем этим правом делиться. Однако заклинание типа «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно» уже завело однажды нашу страну в тупик. Следование подобным клише совсем не мудрый подход к решению в стране проблемы идеологии (назовем это так, для простоты понимания). Этические и нравственные проблемы общества требуют от власти тонкого подхода и умения считаться с интересами разных его слоев. Хотя бы ради самосохранения, чтобы вечно не наступать на одни и те же исторические грабли.

Итак, чтобы понять, что это за рериховские организации и чем они заняты, надо для начала познакомиться со знаменитой семьей Рерихов, ее деятельностью творческой и общественной и постараться понять: чем Рерихи так уж мешают жить и кому?

Просветители и пророки

Знакомство профана, жаждущего просвещения, начинается с популярных изданий о людях, идеях, конкретных делах в избранной им области знаний. Так вот, раскрыв альбом или книгу воспоминаний, посвященных Рерихам и снабженных фотографическим материалом, трудно не отметить, прежде всего, необычайную красоту и благородство этих людей. И непременно захочется, вглядываясь в их лица, понять, как удалось им, пройдя столь непростой жизненный путь, всегда сохранять ясный одухотворенный облик? Что питало их душу, ум, сердце, укрепляя физические силы? Ведь подвиг, который совершили Николай Константинович и Елена Ивановна вместе со своим сыном Юрием Николаевичем, предприняв Центрально-Азиатскую экспедицию уже далеко не в молодом возрасте, беспримерен!

Научный материал, собранный ими тогда, был обобщен Н.К.Рерихом в книгах-дневниках «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии» и затем изучался в созданном Рерихами международном научном центре «Урусвати». Опасное путешествие, почти нечеловеческие условия экспедиции, обусловленные препятствиями, создаваемыми тогдашними властями Китая, и все это преодолеть… ради изучения памятников культуры, местных языков, ради стремления понять общие пути и закономерности культурного развития народов.

Знакомясь с биографиями этих людей, поражаешься их целостности и невольно думаешь о том, что в явлении семьи Рерихов есть, безусловно, Высший Замысел, ведь их устремленность, стойкость и преданность делу охранения Культуры можно было бы взять за образец всем, кто стремится к Свету.

Время жизни Николая Константиновича Рериха (1874–1947) было наполнено великими и грозными событиями, и он хотел быть сопричастным им, поэтому художник становится философом-космистом, ученым, писателем, педагогом, поэтом, путешественником, борцом за мир и дружбу между народами… Просто потому, что масштаб его личности не укладывался в узкие профессиональные рамки. А кроме того, Н.К.Рерих был русским человеком.

«Широк русский человек, широк, как русская земля...»[1], – писал Николай Бердяев. Россия, как одно из великих государств мира, видимо, формирует в лучших своих представителях особую ментальность – ответственность за судьбы Отечества и мира. Такие люди и свой земной путь рассматривают как миссию, устремляя дух на поиски Истины. Не от того ли русское искусство, пережившее откровение в конце–начале XIX–XX веков, до сих пор пользуется огромным спросом на международных аукционах. Загадку эту раскрыл Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926): «Всякое истинное живое искусство национально, космополитического искусства нет. Все великое в искусстве, ставшее общечеловеческим, выросло на национальной почве»[2]. А душа русского национального художника на заре XX века осознала свою космичность. (Недаром же первый конструктор космических ракет и первый космонавт – русские люди!) Следуя зову своего сердца, Н.К.Рерих, которого манил беспредельный Космос, все время действовал. Помимо широкомасштабных культурно-исторических изысканий, осуществленных им в Центрально-Азиатской экспедиции, Николай Константинович в этот период создал более пятисот живописных полотен, хранящихся ныне в музеях России и мира, в частных коллекциях. Многие из них путешествуют с выставками по странам и континентам, продолжая оказывать на людей духовное воздействие, подобное тому, которое испытал сам художник в горах Гималаев. Глубоко философское содержание картин возвышает душу, окрыляет ум, наполняет жизненной энергией многих из тех, кто соприкасается с творчеством великого художника. Рерих выдвинул Пакт в защиту культурных ценностей (Пакт Рериха), заложивший международные правовые основы защиты Культуры. Один этот проект ставит имя Рериха в ряд выдающихся культурных деятелей планеты. И великие труды его, обращенные на благо Культуры, всего человечества не были не замечены в мире: он являлся кавалером Российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; кавалером югославского ордена Святого Саввы и Ордена Почетного Легиона Франции; а также имел Королевский шведский орден Полярной Звезды. Избирался действительным и почетным членом более сорока академий и других научных организаций во всем мире.

Его жена и соратница Елена Ивановна Рерих (1879–1955), в родовом древе которой такие мощные ветви, как князья Дмитрий Пожарский и Михаил Илларионович Кутузов, Модест Петрович Мусоргский, – как и муж, всю жизнь трудилась. Она стала вдохновителем создания культурно-философских объединений, музеев, центров во многих городах Европы, Азии и обеих Америк. Автор многочисленных философских работ, Елена Ивановна, прекрасно владея тремя иностранными языками, перевела с английского на русский язык два тома (2000 страниц) «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. Ныне издано семь томов писем Е.И.Рерих, представляющих собой переписку с корреспондентами из разных стран мира, среди которых и весьма именитые, как, скажем, президент США Ф.Рузвельт.

Основной труд Е.И.Рерих – Живая Этика (состоящий из пятнадцати томов) посвящен космической эволюции человечества. Так же, как и книги Е.П.Блаватской, это чтение – не легкое. Но для душ, ищущих Света, книги Живой Этики становятся настольными. В них предлагается по-новому взглянуть на мир, прислушаться к звучанию Космоса и к собственной интуиции. Осознать свое место в Великой Битве Добра и Зла во имя торжества Сил Света. В Живой Этике содержится новое мышление, овладев которым, человечество сможет подняться на более высокую ступень космической эволюции. Сегодня в России его уже приняли передовые ученые. Немало статей, опубликованных ими в ежегодных сборниках МЦР (по итогам международных научных конференций) и в журнале «Культура и время», свидетельствуют о том, что наша великая соотечественница Елена Ивановна Рерих, как Е.П.Блаватская, предвосхитила ряд научных открытий последних лет, сделанных в астрономии, физике, химии... Это Елене Ивановне удалось сделать, прежде всего, благодаря новой методологии познания, которую она разработала под руководством Учителей в Живой Этике.

Е.И.Рерих была во всех смыслах достойна своих великих предков. Ей принадлежат пророческие слова, сказанные в 1935 году: «Расцвет России есть залог благоденствия и мира всего мира. Гибель России есть гибель всего мира. Кто-то уже начинает это сознавать... Очищенная и возрожденная на новых началах широкого народного сотрудничества и свободного культурного строительства, Россия станет оплотом истинного мира!»[3]

Люди, столько сил и времени отдавшие работе на Общее Благо, были к тому же прекрасными родителями, воспитав двоих сыновей, своими именами украсивших пантеон великих деятелей Науки и Культуры.

Юрий Николаевич Рерих (1902–1960) – старший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны – выдающийся ученый-востоковед с мировым именем, лингвист, этнограф, археолог, историк, искусствовед, оригинальный мыслитель. Он знал около тридцати европейских и азиатских языков! Как ученый-энциклопедист, Ю.Н.Рерих был избран членом Королевского Азиатского общества в Лондоне, Азиатского общества в Бенгалии, Парижского географического общества, Американского Археологического и Этнографического обществ и многих других. Его труды по исследованию культур народов Центральной Азии не утратили своей актуальности и сегодня.

Около 35 лет Юрий Николаевич прожил в Индии, но никогда не принимал иностранного подданства. На родину Юрий Николаевич Рерих вернулся в 1957 году, в Институте востоковедения АН СССР он руководил работой по изучению, переводу и публикации древних памятников культуры народов Востока, преподавал тибетский, санскрит и три индийских языка. Ю.Н.Рерих в этот период начал издание многотомного тибетско-русско-английского словаря с санскритскими параллелями.

Много усилий приложил Ю.Н.Рерих к тому, чтобы вернуть родине имя своего отца. Юрий Николаевич устраивал его персональные выставки, рассказывал о научной и общественной деятельности…

Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) – младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны, всемирно известный художник, мыслитель, выдающийся общественный деятель. Он был инициатором создания и активным членом большого числа культурно-просветительских центров во всем мире.

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист. Только портретов своего отца он написал более тридцати, за один из которых был занесен в список бессмертных художников. Его работа была приобретена Люксембургским музеем в Париже. Художнику было в то время 35 лет. Но С.Н.Рерих был не только прекрасным художником. Он создал свое учение о Красоте. «Стремление к прекрасному, – писал Святослав Николаевич, – это стремление к совершенству. Красота есть – наивысшее выражение стремления Природы к совершенству в мириадах ее форм и сочетаний. Поиски прекрасного в жизни будут вести нас ко все более глубокому ее пониманию».

Святослав Николаевич был доктором искусствоведения, академиком живописи, почетным академиком Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырновского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии и постоянным представителем ее в правительстве этой страны. За выдающиеся достижения на ниве культуры, а также за вклад в дело мира С.Н.Рерих был награжден многими правительственными наградами различных стран.

В годы Великой Отечественной войны он работал в пользу Красного Креста в СССР: организовывал выставки, выступал по радио с программами о победоносной Красной Армии. С.Н.Рерих большое внимание уделял вопросам просвещения.

Вот такая уникальная семья, украсившая собой этот мир. Все члены ее несли людям Добро, Свет и Любовь. Деятельные натуры, они облагораживали своим присутствием атмосферу городов и стран, в которых появлялись, обо всем этом свидетельствует обширная мемуарная литература.

Пророчества сбываются

Однажды Святослав Рерих, проездом из Индии в Амстердам, посетил Вангу в Болгарии. И вот что сказала ему знаменитая прорицательница: «Отец твой был не просто художником, но вдохновенным пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное и чуткое сердце подскажет зрителю шифр, и смысл полотен прояснится. Ты должен со всем усердием продолжить дело отца. Так предначертано»[4].

Вскоре по инициативе С.Н.Рериха в Москве в 1989 году был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный впоследствии по его же предложению в Международный Центр Рерихов (МЦР), куда в 1990 году художник передал наследие свое и своих родителей. На основе этого наследия в Москве в усадьбе Лопухиных, выбранной самим Святославом Николаевичем, создан и успешно работает Музей имени Н.К.Рериха. Вице-президентом МЦР и директором Музея им. Н.К.Рериха является ученый с мировым именем, индолог, лауреат международной премии им. Дж. Неру, автор сотен научных работ, опубликованных во многих странах, писатель, блестящее перо которого подарило читателям не одну прекрасную книгу, путешественник, заслуженный деятель искусств Людмила Васильевна Шапошникова. Людмила Васильевна стала доверенным лицом Святослава Николаевича и достойным продолжателем начатого им дела по созданию Центра-Музея имени Н.К.Рериха и формированию нового мышления. Следуя этой миссии, Людмила Васильевна совершила, казалось бы, невероятное, подняв из руин усадьбу Лопухиных, создав музей, выиграв не один суд против государственных структур. И по сей день она живет в состоянии подвига, отстаивая в буквальном смысле право на жизнь первого крупного общественного музея в стране.

А судит кто?

Восемнадцать лет назад начал работать Центр-Музей имени Н.К.Рериха… И вечный бой… И нет покоя. Как же трудно пробивается к людям то, что, казалось бы, должно быть принято ими безусловно! И все-таки новое мировоззрение, содержащееся в наследии Рерихов, стало основой деятельности многих рериховских обществ по всей стране. Люди, составляющие эти общества, популяризировали наследие великой русской семьи. По мере своих возможностей и талантов они старались продолжать и развивать дело, начатое теми, кого они считают своими учителями. Казалось бы, такие задачи культурного и нравственного воспитания можно только приветствовать. И вдруг – гром среди ясного неба! Архиерейский Собор Православной Церкви в 1994 году выносит определение: «К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемым “Собором новой Святой Руси” (Богородичным центром), “Белым братством”, “Церковью последнего завета” (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни-йогой»[5].

Тревога Церкви понятна. В России есть секты, нравственно и психически калечащие людей. Но причем здесь Рерихи и рериховские общества?

Любой, кто раскроет Основной Закон страны – Конституцию РФ, и намека на незаконность, неконституционность существования общественных организаций, именуемых рериховскими, не найдет и в помине. Идея построения гражданского общества все еще не оставила умы тех, кто мечтает об истинно демократическом обществе в России. А раз так, раз государственная власть недвусмысленно заявляет, что привержена демократическим принципам построения государства, то спрашивается: можно ли его построить таковым, не привлекая к работе самые широкие слои общества, и, в первую очередь, через сложившиеся общественные организации? Ответ как будто бы очевиден, однако Блаватская и Рерихи публично были причислены Церковью к лжепророкам, а рериховские организации в России некоторыми невежественными людьми воспринимаются как сектантские. Нонсенс! Но что делать?

Давайте для начала посмотрим: чем занимаются лжепророки во всем мире? Они, как правило, создают свои организации, именующиеся сектами. В каких-то странах секты не нравятся властям, и они их преследуют. Однако, наверное, не все так просто в этом мире и требуются уточнения: что такое секта, религия, религиозное (или духовное?) учение… Различные взгляды, обусловленные культурой той или иной страны, конфессиональными особенностями и складывающейся международной ситуацией, заставляют страны договариваться по таким тонким вопросам во имя мира, спокойствия и культурного процветания на планете. Эти договоренности зафиксированы в различных документах, подписанных в том числе и Россией. Вот, в частности, в Рекомендациях Парламентской Ассамблеи Совета Европы (22.06.99) о незаконной деятельности сект в пункте 5 говорится следующее: «Ассамблея пришла к выводу, что нет необходимости давать определение того, что такое секта, или решать, является она религиозным учением или нет. Однако есть некоторые опасения относительно групп, которые считаются сектами независимо от того, какие религиозные, эзотерические или духовные убеждения они исповедуют, и это необходимо учитывать».

К слову сказать, упомянутая статья гласит: «Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

В тех же самых Рекомендациях говорится о необходимости иметь достоверную информацию о деятельности так называемых сект, то есть об открытости организаций, влияющих на умы сограждан. И о том, в частности, что об истории и сущности важнейших направлений философии и религии следует рассказывать уже школьникам.

Конечно, многие познания умножают скорби, но ведь многие же познания и ограждают, например, от невежества. И что важнее для построения истинной демократии, кажется, очевидно. К тому же в Постановлении о сектах в Европе (Решение Европейского Парламента от 12 февраля 1996 года) говорится: «…деятельность таких групп, как секты, сектоподобные союзы превратилась в постоянно расширяющийся феномен, который в различных формах можно наблюдать по всему миру». Но разве, смею предположить, этот феномен происходит не от малых знаний тех, кто позволяет вовлечь себя в подобные нередко деструктивные организации? И не по той ли, в частности, причине, что современные пастыри традиционных мировых религий не всегда умеют дать людям ответы на волнующие их сегодня конкретные вопросы, которые в избытке ставит перед нами современная цивилизация?

А теперь вернемся к вопросу об опасениях Русской Православной Церкви, вызванных «возрождением язычества, астрологии, теософских и спиритических обществ…». Вообще, надо сказать, что незрелая российская «демократия», спровоцировавшая появление у нас в стране всевозможных религиозных сект, часто запрещенных в Европе, настолько скомпрометировала себя на российских просторах за последние примерно пятнадцать лет, что опасения РПЦ и ее идеологический радикализм в отношении разного рода действительно тоталитарных сект оправдан. В самом деле, разве может нормальный человек спокойно реагировать на то, что иноверцы надругаются над нашими святынями в нашей же стране?! Что на территории России все еще процветают различные структуры сайентологов… Ведь в недавнем еще прошлом отделение японской секты «Аум Синрике» даже получило поддержку на государственном уровне! Разве может вызывать сочувствие у трезвомыслящего человека сама возможность проведения гей-парада в Москве или в ином российском городе? А ведь эти бесстыдства преподносятся именно как завоевания демократии, отстаивать которые берутся члены Европарламента!

В Декларации принципов терпимости, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО и провозглашенной 16 ноября 1995 года, есть такие слова: «Мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». Стоит ли тут возражать? Этот постулат дает возможность свободно выражать свое мнение, свободу получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны властей и независимо от государственных границ, что, между прочим, зафиксировано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу в России 5 мая 1998 года. Право каждого человека – участвовать в культурной жизни, пользоваться результатами научного прогресса, рассчитывать на защиту своих моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является. (Что еще в 1966 году зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.) Но! Уродливо понятая идея глобализации стала одной из причин бездуховности, привела многих людей к возможности всяческих извращений, с требованием поборников этого безобразия закрепления их юридического права вести себя как угодно и где угодно. Нелегко в таком мире сохранить свою идентичность, свято следовать вере предков, чтить традиции своего народа. Но причем тут Блаватская и Рерихи? И где их «лжепророчество»?

Рерихи писали совсем о другом. «Если бы сознание человеческое могло сопоставить вечное с преходящим, то явились бы проблески понимания Космоса, ибо все ценности человечества зиждятся на вечном основании. Но человечество настолько прониклось уважением к преходящему, что оно забыло о вечном. Между тем как показательно, что форма меняется, исчезает и заменяется новой. Преходимость так очевидна, и каждая такая преходимость указывает на жизнь вечную. Дух – творец каждой формы, но отвергается человечеством. Когда поймут, что дух вечен, тогда и беспредельность и бессмертие войдут в жизнь. Так нужно направлять дух народов к пониманию Высших Начал. Человечество поглощено следствиями, но корень и начало всего – творчество, но оно забыто. Когда дух будет почитаться, как священный Огонь, то подтвердится великое восхождение»[6]. Так писала Елена Ивановна Рерих в одном из своих писем 6 декабря 1934 года.

По всей планете

Рериховские организации разбросаны по всей России и всему миру, выполняя завет своего духовного учителя. «Восхищение, восторг, радость должны быть приказаны себе. Приказ о радости вырастает из постоянного творческого делания… Важно, чтобы оно было, и тогда не обуяет вас отчаяние»[7], – так писал Н.К.Рерих в своей работе «К дальним».

Ничего подобного, ни слова о Культуре, об оптимистическом взгляде на будущее устройство страны не слышим мы от властей предержащих, одни заклинания о величии… Однако, где оно? Мы видим множество бесчинств, унижения ветеранов, попрание гражданских прав, попускаемые властью, которые творятся сегодня на нашей земле. И при этом, игнорируя, стремясь уничтожить общественные организации, она – власть, не понимая того, ставит подножку себе самой, потому что без заявленных ею нравственных ориентиров, опираясь только на Золотого Тельца и сомнительную монетизацию льгот, ей не поднять страну, не вернуть ей былой славы. Надо, чтобы наша верховная власть как можно скорее четко сказала народу, в каком духовном идеологическом русле страна следует, каких культурных традиций придерживается. Это было бы естественно и логично и выстроило бы в сознании граждан всем понятную систему идеалов и целей.

Вспомним хотя бы о недавних (для многовекового существования нашего государства) традициях русской дворянской культуры. Вот, к примеру, в своей прекрасной книге «Былое. Давно прошедшие счастливые дни»[8] графиня Прасковья Сергеевна Уварова (урожденная княжна Щербатова, 1840–1924) через многие десятилетия словно указывает нам путь, как должен жить человек, воспитанный в дворянской культуре царской России. Археолог, председатель Московского Археологического общества, почетный член Петербургской Академии наук, кавалерственная дама ордена Св. Екатерины, жена и сподвижница Алексея Сергеевича Уварова, основателя Московского Археологического общества и Российского Исторического музея, она прожила трудную, но прекрасную жизнь, которая увенчалась созданием главного (не считая музеев Кремля) государственного музея страны. К слову сказать, многочисленные археологические экспедиции на Кавказ были организованы графом Уваровым на собственные средства, которые также тратились и на школы для бедных – постройку зданий, содержание учителей и учеников.

И эти воспоминания – не единственные, которые нам, их потомкам, оставили лучшие люди России. Но, чтобы захотеть их прочесть (а также Платона, Блаватскую и Рерихов…), иметь к тому побудительный мотив, современному рядовому человеку, подрастерявшему за последние десятилетия чувство национального самосознания, стоит отправиться для начала в Государственный Исторический музей, где наконец, как сказал его директор А.И.Шкурко, «история вернулась на свое место в этом здании» после реставрации, длившейся 21 год! Музей преобразился на основе новых технологий (в том числе стал доступен и инвалидам) и методики построения музейной экспозиции, куда введено много того, что прежде было запрещено по идеологическим соображениям. Современный ГИМ дает прикосновение к правде, возвращает нам историческое чувство, ведь история вещей – это история живых идей, которыми жили наши предки.

В нынешнем году нашим отечественным музеям и архивам были посвящены Румянцевские чтения. На состоявшемся недавно открытии полной экспозиции Государственного Исторического музея директор Института искусствознания А.И.Комеч сказал: «Бытует мнение, что музей – кладбище артефактов. Это понятие окрашено современными интонациями. А вот на Западе кладбища живые – это места духовного и преемственного общения». Не правда ли, есть о чем призадуматься и нам, отвыкшим от культуры общения со своим прошлым. «Вещи интенсивны, откровенны, праздничны, – радовался Алексей Ильич, комментируя экспозиции ГИМ. – Тут происходит собеседование с ними». А в запасниках музея – еще 4,5 млн. экспонатов, и поражает теснота условий, в которых они хранятся, а ГИМ, тем временем, по ценности коллекции не уступает Эрмитажу, хотя по площади последний несравнимо больше. Так почему же так? Очень просто! Нет должной поддержки со стороны федерального правительства. Никак там не поймут, что музей – наше настоящее. Но тот человек конченный, для кого музей – прошлое.

Нетрудно заметить, что публично о культуре федеральные чиновники практически не говорят вообще или говорят, но как-то вынужденно… Недавно М.Е.Швыдкой – директор Федерального агентства по культуре и кинематографии, по «Радио России» (16 июня 2006 года) уверял граждан в ответ на прямой вопрос ведущего передачи о том, почему президент страны в своих Посланиях Федеральному собранию ничего не говорит о культуре? – что как раз в культуре-то у нас все прекрасно, потому-де президент страны и не говорит о ней… Что есть области жизни страны куда более нуждающиеся во внимании государственной власти – сельское хозяйство, например…

Слов нет, конечно, сельское хозяйство – приоритетнейшая область в развитии страны, ведь чтобы та же культура развивалась, люди должны быть, по меньшей мере, сыты. Но вот что писал Николай Бердяев о Культуре: «Культура же должна стать более интенсивной, активно овладевающей недрами и пространствами и разрабатывающей их русской энергией. Без такого внутреннего сдвига русский народ не может иметь будущего, не может перейти в новый фазис своего исторического бытия, поистине исторического бытия, и само русское государство подвергается опасности разложения»[9].

В наших ветвях власти ныне как никогда, наверное, много людей ученых, со степенями, и с сочинениями Н.Бердяева они, уверена, знакомы, так почему тогда эти, как принято теперь говорить, высоколобые мужи столь прижимисты в финансировании культуры? Позорно отделываются помпезными посланиями, если кому-то из энтузиастов удается сделать что-то хорошее для увековечивания` исторической памяти народа… Почему же такое равнодушие власти, например, к гибнущим архитектурным сокровищам вверенного ей государства: «…из 90 тысяч объектов культурного наследия только 2 тысячи находятся в реставрации»![10] Почему ее не беспокоит судьба музеев, едва сводящих концы с концами?.. Почему стало принятым говорить: мы – бедное государство? Это мы-то?! – владеющие самыми крупными запасами нефти, газа, полезных ископаемых, значительными золотовалютными и людскими ресурсами и территорией, на которой мог бы разместиться весь Евросоюз, и еще место осталось бы! Кто нас вдруг сделал бедными? Ответ – из Европы, в объятия которой так рьяно стремится наша власть: «Два ужасных бедствия разрушают Россию: ничтожество и нечестность»[11], – писал Морис Палеолог, бывший послом Франции в России накануне революции.

Видно, мало что изменилось с тех пор в Отечестве... впрочем, стоит оговориться. Мало что меняется вверху. Внизу по-прежнему огромным, часто практически бескорыстным трудом истинных патриотов творятся эпохальные события – пишется истинная история страны. И вот ради таких людей власть просто обязана заявить о тех нравственных принципах, на которых она собирается жить и строить свою политику в государстве Российском. Поскольку к уже сказанному М.Палеологом прибавилось еще бедствие: пошлость. Да-да! – сегодня, может быть, впервые за всю свою историю мы являем образец пошлости в массовой культуре – почти на всех театральных и концертных подмостках, на телевидении, в средствах массовой информации, на модном подиуме и т.д. и т.п.

Капля в море, и все же… Бесценный вклад в культуру Отечества сделан сотрудниками Государственной Третьяковской галереи к ее 150-летию. Трудом нескольких поколений издан каталог сокровищ галереи, равного которому нет в мировой истории искусств. До сих пор ни один музей мира не взял на себя труд публикации всех своих раритетов. И эти бесценные десять томов широкоохватной истории государства разосланы во все библиотеки страны, чтобы «правду о русской жизни» (таким было кредо Павла Михайловича Третьякова) знали потомки.

Правда о русской жизни сегодня такова, что культурный слой российского общества истончился до рваной прозрачности. Богатейший человек России Павел Михайлович Третьяков на благотворительность и содержание неимущих талантливых художников, составивших мировую славу русской школы живописи, тратил больше, чем на себя и свою семью. Что же ныне мы можем сказать о наших богатых современниках?.. Очень немногим, считанным единицам скажем «спасибо».

Рыцари Культуры

Как видим, пока культура не слишком вписывается в рамки государственных интересов. Не приоритетна. Хочется думать: пока не приоритетна. Но тревога о русской культуре давно не дает покоя общественным организациям, именующим себя рериховскими. И не могут они сидеть сложа руки. Принимают активное участие в проведении ежегодных международных научных конференций, которые проходят в Международном Центре Рерихов в Москве. Организуют и местные собрания во многих городах России, где есть люди, у которых душа болит за будущие поколения россиян. (Более подробно культурно-просветительская роль рериховских организаций показана в статьях Т.И.Чечиной и Т.Л.Надточий, помещенных в данном сборнике. – Ред.)

Попадая на территорию усадьбы Лопухиных (Евдокия Лопухина – первая жена царя Петра I), восстановленной при поддержке общественности Международным Центром Рерихов, понимаешь, что очаги культуры не гаснут. Они аккумулируют возле себя новые поколения своих волонтеров. К ним, как на огонек, притягиваются души благородных людей. Именно эту усадьбу выбрал Святослав Николаевич Рерих, объезжая столицу в поисках достойного места для музея своих родителей. Тогда она представляла собой руину, но руину еще живую, дышащую русской историей, потому и привлекла она младшего Рериха интуитивно.

Чувство места – это тоже особенность, свойственная культуре. Ни храмы, ни другие памятники архитектуры не возникают на случайных местах, тут питающие энергии, тут и возникает незатухающий, способный к самовозрождению очаг культуры. Этот очаг и согревает души тех, кто в неустанной борьбе проводит годы. К великому сожалению, общественному музею, который ни копейки не получает от государства, приходится с государством вести нескончаемые суды за право на жизнь. Однако, пока суд да дело, музей поднялся из руин, наполнился содержанием, коллекция его неустанно пополняется. Сегодня это современный научно-культурный центр, оборудованный по последнему слову техники, и он развивается. На его приусадебной территории воздвигнуты памятники всем членам великой русской семьи Рерихов. Здесь забываешь, что находишься в многомиллионном городе – тихо, источают тонкий аромат розы, некогда вывезенные Еленой Ивановной Рерих из Парижа в Кулу, где их потом разводили, и вот теперь они цветут у памятников Рерихам. Тут и кедры, и ухоженные цветочные клумбы создают атмосферу творческого настроя. Таковым было и великое делание семьи Рерихов – спокойным, ясным, благородным, устремленным в будущее и в то же время глубоко земным, проникнутым заботой о людях.

Художественные выставки, концерты классической музыки, лекции на различные темы, касающиеся вопросов истории и культуры, оптический театр со своими программами, научная библиотека… Сегодня МЦР – оазис культуры и знаний, где человек может одновременно отдыхать, свободно развиваться и духовно расти. Впрочем, о работе МЦР сказано уже немало, с докладами, прочитанными на его ежегодных научных конференциях, можно ознакомиться в изданных МЦР сборниках; к слову сказать, велика его издательская деятельность по популяризации наследия семьи Рерихов. Прекрасную, на мой взгляд, мысль о значении очага культуры выразила Алла Андреева, вдова Даниила Андреева, автора «Розы Мира», в своей книге «Плаванье к Небесной России»:
«В том кругу русских, в который я попала, в церковь почти не ходили. Не знаю почему. Упаси меня Бог не только от слова, но даже от мысли об осуждении за что-нибудь Церкви <…> Наша же оторванность от храма Божьего скорее всего была вызвана тем проклятием молчания и разобщенности, которое лежало на всей стране. И на нас тоже. Не знаю, будет ли понято то, что скажу сейчас. Мы ходили не в храм, а в Большой зал Консерватории. Концерты были прекрасные, и мы ходили слушать музыку с совершенно религиозным чувством. Я знаю, что существует точка зрения людей, считающих себя ортодоксальными православными и отрицающих все человеческие проявления, кроме строго религиозных: поста и молитвы. Эта точка зрения равносильна отрицанию культуры, и я, конечно, далеко не единственная, для кого отрицание культуры равно отрицанию религии. Религия и культура – два крыла, а с одним крылом полет невозможен. И как существует религиозное подвижничество, так же существует равное ему подвижничество в области культуры»[12].

О чем можно спорить и что делить русским людям на своем культурном поле? Проклятие молчания и разобщенности, о которых пишет А.Андреева, преодолеваются всем миром трудно и медленно. Храмом считала советская интеллигенция консерваторию, музей, театр потому, что интуитивно чувствовала – из православного монастыря вышла русская опера, русская живописная школа, русская философия и русская литература. И, к слову сказать, русская мечта о крыльях ожила в технических достижениях русской науки, потому что «истинная же вера есть лишь у творящих, у свободных»[13], – писал Н.Бердяев.

Русский культурный слой был искусственно уничтожен революцией и двумя мировыми войнами. И сегодня мы просто не имеем права на отрицание своей культуры, имеющей столько граней, и на пустые идеологические разборки внутри своих же культурных сообществ. Наша культура была истощена за минувший XX век до такой степени, что только объединение всех здоровых сил общества под флагом ее (или хотя бы невраждебное отношение друг к другу) поможет нам выплыть в бескрайнем море всемирной идеологической пустоты и редкой в истории человечества бездуховности.

Последуем, друзья, завету прекрасного русского поэта дружно грести во имя Прекрасного против течения… то есть – во имя Истины!

Примечания
1. Бердяев Н.А. Русская идея. М.: ЭКСМО, МИДГАРД, СПб, 2005. С. 75.
2. Васнецов В.М. Мир художника: Письма. Дневники. Воспоминания. Документы. Суждения современников. М.: Искусство, 1987.
3. Письмо Е.И.Рерих от 17 декабря 1935 г. // Письма Елены Рерих. Минск, 1992. Т. 2. С. 82.
4. Энциклопедия ясновидящей Ванги. М.: Россияне, 1998. Т. 1. С. 127.
5. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», извлечения опубликованы в сб. «Защитим имя и наследие Рерихов». М.: МЦР, 2001. Т. 1. С. 294–295.
6. Письма Елены Рерих (1932–1955). Новосибирск.: Вико; Предприятие «Алгим», 1993.
7. Посланник Шамбалы. М.: Рипол-Классик, 2005. С. 61.
8. Труды Государственного Исторического музея. Выпуск 144. М. 2005.
9. Бердяев Н.А. Русская идея. С. 77.
10. Смирнова Ирина Михайловна, заместитель начальника Управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии. Из выступления в ВООПИиКе на Круглом столе, посвященном 40-летию образования Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
11. Былое: Давно прошедшие счастливые дни / Воспоминания графини Прасковьи Сергеевны Уваровой / Сост. Н.Ковалева // Труды Государственного Исторического музея. Вып. 144. М., 2005. С. 233.
12. Андреева А. Плаванье к Небесной России. М.: АГРАФ, 2004. С. 118.
13. Бердяев Н.А. Русская идея. С. 78.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Право на жизнь. Имеют ли его общественные организации в России?

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 11:13

Тема Форума, посвященная общественным музеям: viewtopic.php?f=46&t=1114

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Имеют ли общественные организации в России право на жизнь?

Сообщение Надежда Лебедева » 30 сен 2018, 19:12

Наследие Рерихов – уникальное достояние России
Общественная организация успешно сохраняет дар Рерихов, выполняя их волю

Интервью с Л.В.Шапошниковой

Независимая газета. 15 октября 2007 г. № 219

http://lib.icr.su/node/1991

(...)

– В 2000 году на должность президента МЦР пришел известный дипломат и общественный деятель Юлий Воронцов. Теперь его обвиняют в попытках «отнять 282 картины Рерихов у Музея Востока».

– Это не соответствует действительности. Коллекция картин изображена здесь как нечто «висящее в воздухе», не имеющее своей истории. И эту коллекцию мы хотим якобы просто так отнять у Государственного музея Востока (ГМВ). Между тем эти 288 (а не 282, как утверждает ГМВ) картин имеют свою драматическую историю, которая дает нам право требовать вернуть ее в МЦР. Когда Святослав Николаевич Рерих в 1990 году передавал наследие своих родителей Советскому фонду Рерихов (позднее преобразованному в МЦР), он распорядился передать нам свою коллекцию из 288 картин, которая тогда временно находилась на попечении Министерства культуры и стояла на временном хранении в ГМВ. С согласия С.Н.Рериха эти картины были ввезены в СССР в 1978 году для проведения Министерством культуры их выставок по городам страны. В свое завещательное распоряжение Святослав Николаевич включил эту коллекцию и попросил нас забрать картины у ГМВ, чтобы сделать их частью экспозиции будущего общественного музея.

В том же 1990 году мы официально обратились в Министерство культуры. Наша просьба подтверждалась документами, написанными С.Н.Рерихом. Тем не менее нам было отказано. Печально, что пресса мало что знает об этом, часто представляя дело так, как будто неизвестная организация неизвестно на каких основаниях захватила усадьбу Лопухиных и теперь пытается отнять картины у ГМВ. В 1992 году Святослав Николаевич лично обратился к президенту РФ Б.Н.Ельцину с просьбой вернуть МЦР коллекцию, которую, по его словам, «незаконно удерживает Музей искусства народов Востока». Но и это не помогло. Поэтому пока нам не удается выполнить волю С.Н.Рериха.
Юлий Михайлович Воронцов, один из крупнейших дипломатов, много сделавший для России, дружил с С.Н.Рерихом долгие годы. Выполняя его волю, он помог вывезти из Индии наследие Рерихов – между прочим, на правительственном самолете. Этот факт наши противники замалчивают. В 2000 году Ю.М.Воронцов стал президентом МЦР и, естественно, выполняя волю Святослава Рериха, подключился к работе по возвращению этих картин в созданный им. У нас есть все документы, подтверждающие наше право на эту коллекцию. Но в нашей стране сейчас документы значат меньше, чем желания чиновников.

У Министерства культуры РФ нет ни единого документа, позволяющего иметь эту коллекцию в оперативном использовании ГМВ. Минкультуры была сделана попытка ввести ее в состав государственной части Музейного фонда РФ, но этого у них не получилось: у министерства не было документов, подтверждающих право собственности на эту коллекцию. Между тем слух о том, что эти 282 картины – государственная собственность, продолжает существовать.

В свое время Михаил Швыдкой, подавая на нас в суд, написал, что представляет интересы государства, которому принадлежит эта коллекция. Но это всего лишь слова, поскольку нет никакого распоряжения собственника – С.Н.Рериха – о передаче этой коллекции государству. Наоборот, завещательным распоряжением Святослава Николаевича она была закреплена за МЦР. Вот и решайте сами, кто злодей в этой истории.

– МЦР не раз писал, в том числе в официальных запросах, что, вероятнее всего, многие из картин Рерихов из первоначального состава коллекции С.Н.Рериха сегодня не соответствуют хранящимся в ГМВ и внесенным в его каталог. ГМВ в таких случаях отсылает всех сомневающихся к заключению комиссии Счетной палаты РФ. Проверка проводилась в 2002 году. Поставила ли она все точки над i ?

– Счетная палата занималась этим вопросом по нашей инициативе. В свое время к нам приехал Степашин, осмотрел наш музей. Ему все понравилось, и он спросил о проблемах, побудивших нас написать письмо в Счетную палату. Мы просили Степашина и его аппарат проверить законность удержания ГМВ и Министерством культуры коллекции С.Н.Рериха, которая по его завещательному распоряжению принадлежит МЦР. Степашин дал соответствующие указания, и комиссия под руководством старшего аудитора Ю.М.Воронина приступила к работе. Но была изменена задача – проверялась не законность пребывания коллекции в ГМВ, а ее состояние, сохранность.

В результате Счетная палата проверила соответствие наличия картин Рерихов в ГМВ только спискам самого ГМВ, а не спискам картин, которые в 1978 году прибыли в СССР, и спискам самого владельца. А они значительно отличаются от списков ГМВ. Правомерность пребывания коллекции картин Рерихов в ГМВ не проверялась вовсе.

Поэтому говорить о том, что картины Рерихов находятся в ГМВ на законных основаниях, не приходится. В проверке состояния коллекции, конечно, мы тоже были заинтересованы, поскольку независимая экспертиза никогда не проводилась, а мы не были допущены к этим картинам. Но когда нам прислали отчет и заключение, то там было указано, что современные методы экспертизы, позволяющие установить подлинность художественных произведений, не применялись, потому что это дорого. Фактически комиссия ограничилась визуальным осмотром произведений – вот и вся экспертиза. Кстати сказать, в тот момент, когда это стало известно, Воронин ушел из Счетной палаты.

– А как обстоят дела с архивом МЦР? Вот что можно прочитать в иных статьях: «...описание архива самого МЦР нигде полностью не опубликовано», и потому неизвестно, «что там есть, а чего нет», а «часть архива вообще не состоит на государственном учете».

– Могу сказать, что никаких нарушений нет. Надо просто знать, что такое работа с архивом, какие существуют порядки в отношении архивов и какие законы должны выполняться их держателями. О нашем архиве было сообщено в Государственное управление архивов. Поскольку описание архивов – большой и объемный труд, который порой растягивается на годы (а архив МЦР очень обширный), Государственное управление архивов приняло решение завершить его регистрацию по окончании описи. Из этого учреждения к нам приходила комиссия, проверяла, как мы содержим архив, как с ним работаем. К МЦР никаких претензий не было.

– Общественный Музей имени Н.К.Рериха располагается в усадьбе Лопухиных. ГМВ не раз заявлял, что она «официально принадлежит Государственному музею Востока».

– Усадьба Лопухиных никогда не принадлежала ГМВ. Это еще один материальный интерес ГМВ, с которым, вероятно, связаны и некоторые критические публикации об МЦР. Дошло до официальной пресс-конференции, на которой его руководство открыто заявило о намерении захватить усадьбу.

Об истории этого вопроса мы писали неоднократно, но еще раз повторю. В 1989 году согласно инициативе С.Н.Рериха о создании общественного Центра-музея имени Н.К.Рериха Совет Министров СССР издал соответствующее постановление, в котором поручил Мосгорисполкому выделить для этих целей помещение. Этим помещением стала усадьба Лопухиных.
Почти сразу после смерти С.Н.Рериха, даже раньше, начались попытки отнять у нас усадьбу, которую выбрал сам Святослав Николаевич. Здесь необходимо напомнить о двух условиях С.Н.Рериха, которые были выполнены правительством страны прежде, чем он передал в Россию наследие своих родителей: музей должен быть не государственным, а общественным и размещаться в усадьбе Лопухиных. Поэтому притязания на усадьбу – это, по сути, нарушение воли человека, который передал грандиозное наследие в Россию. Передал бескорыстно, а не продавал, как некоторые современные деятели культуры.

Советский Союз распался, и в той правовой неразберихе чиновники попытались отобрать усадьбу Лопухиных. 4 ноября 1993 года вышло постановление Правительства РФ № 1121 о создании Государственного музея Н.К.Рериха. Музей создавался как филиал ГМВ и должен был разместиться в усадьбе Лопухиных.

А по условию С.Н.Рериха в усадьбе должен был быть создан именно общественный музей, а не государственный. Это очевидное, согласитесь, нарушение воли дарителя. Такие вещи не делались даже при тоталитарном режиме.

Кроме того, это правительственное постановление изначально не имело силы. Когда оно вышло за подписью В.Черномырдина, не было отменено предыдущее, Совета Министров СССР, о создании общественного Музея имени Н.К.Рериха. Между тем Россия является правопреемницей СССР, и все прошлые документы и решения имели силу. Это было нарушение. Следующее нарушение заключалось в том, что постановление № 1121 основывалось на фальшивом письме вдовы С.Н.Рериха Девики Рани, известной индийской киноактрисы. Она якобы потребовала отобрать наследие Рерихов у общественного музея и передать его государству для создания государственного Музея имени Н.К.Рериха. Надо сказать, что Девика Рани – вдова Святослава Николаевича, не была введена в права наследства родителей С.Н.Рериха, поэтому никаких прав на наследие Рерихов не имела. Кроме того, письмо пришло сюда в июне 1993 года, когда Д.Рани уже была недееспособна. Это было зафиксировано юридически в Индии.

И письмо пришло не в канцелярию Президента России Б.Н.Ельцина, а директору Института востоковедения Р.Б.Рыбакову – по факсу. Рыбаков пошел с этой бумагой в отдел культуры аппарата Правительства РФ, которое возглавлял И.Шабдурасулов. Тот и написал на полученном по факсу письме резолюцию: «В Министерство культуры. Дайте ваши предложения». Минкульт быстро составил не предложения, а текст постановления, которое и было подписано В.С.Черномырдиным.

Мы вынуждены были подать в суд на тогдашнего премьера В.С.Черномырдина, чем возмутили все чиновничество. Но другого выхода у нас не было, поскольку письма, в которых мы ему подробно объясняли, что принятое постановление незаконно, до него попросту не дошли. Три инстанции Высшего арбитражного суда установили незаконность указанных положений правительственного постановления, отменив их. Но Министерство культуры добилось того, что председатель Высшего арбитражного суда В.Ф.Яковлев без всяких оснований отменил решение своих же судей.

Тем не менее мэр Москвы Ю.М.Лужков не разорвал арендный договор с МЦР и оставил усадьбу за нами. После недавнего раздела собственности между федеральной и муниципальной властью усадьба Лопухиных осталась в собственности Москвы. Так мы здесь и живем. Отреставрировали усадьбу без копейки государственных денег и получили национальную премию «Культурное наследие» за заслуги в деле сохранения, возрождения и популяризации архитектурного наследия России – в номинации «Реставратор». Сейчас усадьба Лопухиных благодаря нашей научной реставрации и воссозданию Красного крыльца XVII века включена в правительственную программу «Венок русских усадеб».

– Людмила Васильевна, как развивается издательская деятельность МЦР, как издается наследие Рерихов?

– Что касается книг, которые издает МЦР, то надо отметить, что за эти годы наш публикаторский отдел выпустил более 200 изданий, из них большая часть – произведения Рерихов. Наши специалисты очень серьезно подходят к оформлению каждого издания. Достаточно посмотреть, как изданы письма Е.И.Рерих, Ю.Н. и С.Н.Рерихов и другие труды членов этой семьи. Поэтому не случайно, что издания МЦР, например, «Тибетская живопись» Ю.Н.Рериха, отмечены высокими наградами от ассоциации книгоиздателей России в номинации «Лучшая книга года».

– И последний вопрос. Наследие Рерихов, хранящееся в МЦР, огромно. Каким образом ученые могут работать с ним? Насколько оно доступно для исследователя? Как организована такая работа, учитывая, что ваша организация – общественная. Существует мнение, и это не секрет, что наследие, находящееся у МЦР, – частная собственность и должно быть передано государству.

– Никакой монополии на изучение наследия Рерихов нет. Вокруг МЦР давно сформировался круг ученых и общественных деятелей, которые уже много лет работают с этим наследием, публикуют статьи и монографии. Любой человек, который захочет поработать с архивом, может прийти, заявить тему исследования и работать в читальных залах нашего Отдела рукописей и научной библиотеки.

В.Росов не пришел в МЦР только потому, что здесь нет подтверждения его идеям. В то время как архив семьи Рерихов, принадлежащий МЦР, – самый крупный и полный в мире из тех, где хранится наследие Рерихов.

Наследие, завещанное С.Н.Рерихом МЦР, находится не в частной, а именно в общественной, то есть негосударственной собственности. Оно в полной сохранности и доступно широкой общественности. В этом легко убедиться, достаточно посетить наш общественный Музей имени Н.К.Рериха, где экспонируется большая часть этого наследия. Пользуясь случаем, приглашаю посетить музей не только ученых, но и всех журналистов, которые искренне хотят познакомиться с наследием семьи Рерихов.

Интервью провел А.Рубцов


Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей