В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года руководство Государственного музея Востока (ГМВ) при поддержке силовых структур осуществило вероломный захват общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), наследия Рерихов и остальных коллекций МЦР, усадьбы Лопухиных, которую МЦР и его общественный Музей занимали на основании решения Правительства более 25 лет, всего имущества МЦР и даже личных вещей сотрудников. Так в истории современной России Министерство культуры Российской Федерации, возглавляемое В.Мединским, которое должно было защитить Музей, осуществило его захват и уничтожение.
Для оправдания этого варварского деяния руководство Минкультуры и ГМВ распространяли ложь о наследии, МЦР, его руководстве и даже о Святославе Николаевиче Рерихе, безвозмездно передавшем на родину сохраненное им наследие Н.К.Рериха и Е.И.Рерих.
История возвращения наследия в Россию
Как известно, Рерихи всегда стремились вернуться на родину. В преддверии Второй мировой войны Николай Рерих обратился к Советскому правительству с просьбой разрешить ему и его семье вернуться на родину. Сталин наложил резолюцию: «Не отвечать».
После завершения Второй мировой войны Рерихи вновь обратились к Советскому правительству за разрешением вернуться на родину, но так и не дождались разрешения на въезд со стороны советских властей. Николай Рерих ушел из жизни в 1947 году, а Елена Ивановна – в 1955 году.
Сыновья Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, Юрий и Святослав, выполняя волю своих родителей, также стремились передать их наследие на родину. Обратившись к Н.С.Хрущеву во время его визита в Индию, Ю.Н.Рерих получил разрешение вернуться в СССР. В 1957 году Юрий Рерих возвратился на родину, в Москву, и привез с собой первую часть наследия (около 600 картин Н.К.Рериха, научный архив Центрально-Азиатской экспедиции, свою научную библиотеку, старинную коллекцию бронзы и тибетской живописи и другие коллекции).
Какую же цель преследовали Рерихи, стремясь вернуть в СССР наследие своей семьи? Из опубликованных МЦР писем Е.И.Рерих и ее сыновей Юрия и Святослава видно, что они стремились не только привезти наследие на родину, но и создать на его базе музей имени Н.К.Рериха, который бы организовал работу по изучению и популяризации уникального наследия.
Из писем Юрия Рериха к своему брату, а также из документов архива Министерства культуры СССР известно, что ему было обещано создание такого музея. Музей в тот период – период СССР – мог быть только государственным, поэтому Юрий Николаевич значительную часть привезенных картин передал Министерству культуры СССР для этого государственного музея. Картины приняли, но музей не создали. В мае 1960 года Юрий Рерих внезапно ушел из жизни. Он не был женат и не имел детей. Советское правительство вначале признало Святослава Рериха единственным наследником своего брата, но затем его отстранили от вступления в права наследственного имущества. В итоге значительная часть картин, переданных Юрием Рерихом Советскому правительству, была скрыта в запасниках государственных музеев. Государственный музей Н.К.Рериха на базе наследия, переданного Ю.Н.Рерихом, не создан до сих пор. Остальная часть привезенного наследия (около 200 картин Н.К. и С.Н.Рерихов и другие коллекции) после смерти Юрия Рериха была из его квартиры в Москве постепенно разграблена [1]. Не помогли ни обращения С.Н.Рериха к руководству СССР, ни обращения МЦР и других организаций к руководству России с просьбами не допустить окончательного разграбления драгоценного наследия из квартиры Ю.Н.Рериха. Я не буду останавливаться на этой трагедии с первой частью наследия, так как сотрудники МЦР и другие достаточно много на эту тему писали. Сейчас скажу только, что бывшая квартира Ю.Н.Рериха полностью освобождена от наследия, которое на протяжении нескольких десятков лет, благодаря попустительству Министерства культуры СССР, а затем Министерства культуры России, незаконно распродавалось.
Вторая часть наследия, принадлежавшая С.Н.Рериху, является более ценной, ибо кроме картин, мемориального и предметного фондов, в ней находился архив Николая Константиновича и Елены Ивановны, а также оригиналы дневников, в которых Елена Ивановна вела записи своих бесед с Учителем. Она находилась у Святослава Рериха в Индии, который, женившись на Девике Рани, стал гражданином этой страны.
Знакомство в конце 60-х годов прошлого века с Людмилой Васильевной Шапошниковой и тесное сотрудничество с ней на протяжении длительного времени убедило С.Н.Рериха в том, что она сможет выполнить мечту всех Рерихов – создать в России Музей имени Н.К.Рериха и наладить его работу по изучению и популяризации наследия их семьи.
Создание общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха
Одним из самых распространенных ложных домыслов Минкультуры и ГМВ является утверждение о том, что С.Н.Рерих стремился создать государственный музей, а не общественный. При этом они пытаются обвинить Л.В.Шапошникову в том, что она якобы обманным путем заставила Святослава Рериха изменить свое решение и согласиться создать общественную организацию. Это явная ложь. Они незаслуженно обвиняют человека, которому все мы обязаны не только созданием в России общественного музея – долгожданным выполнением завета всех Рерихов, но и введением в научный оборот основных положений Живой Этики, многочисленным публикациям о наследии Рерихов и его значении, а также организации разноплановой культурной деятельности МЦР. Действительно, невежество в своем проявлении не знает границ.
14 мая 1987 года Святослав Николаевич, находясь в Москве, встретился с Михаилом Сергеевичем Горбачевым. Они договорились о том, что руководство СССР создаст общественную организацию, в структуре которой будет создан Музей имени Н.К.Рериха. Накануне, 13 мая, Святослав Рерих встречался с Л.В.Шапошниковой, которая представила ему на утверждение предварительные соображения о структуре музея и концепции его деятельности, разработанные по его просьбе [2]. С.Н.Рерих утвердил данную структуру. Именно для встречи с Горбачевым ему и нужен был этот документ, который, видимо, он передал Горбачеву.
Прошло два года, но Правительство СССР не торопилось создавать никакой организации согласно достигнутой договоренности между С.Н.Рерихом и М.С.Горбачевым. Повторилась аналогичная ситуация, которая произошла за 30 лет до этого – невыполнение обещаний, данных Ю.Н.Рериху о создании музея имени Н.К.Рериха. Естественно, это очень обеспокоило Святослава Рериха.
В чем же могла заключаться причина, что власть в течение двух лет так и не создала музей, который был обещан Святославу Николаевичу? Думаю, что основной причиной могли послужить переданные Рерихом предложения («предварительные соображения»), в которых было сказано, что экспозиция будущего общественного музея должна включать в том числе «коллекции, находящиеся в распоряжении Музея искусства народов Востока (сейчас – ГМВ), а также имеющиеся в квартире выдающегося советского востоковеда Ю.Н.Рериха» [3]. В первом случае речь шла о коллекции картин в составе 288 полотен, принадлежащих С.Н.Рериху и переданных в ГМВ на временное хранение, которая к тому времени в своем составе уже не досчитывала ряда картин. Да и наследие, оставшееся в квартире Ю.Н.Рериха, после его смерти было уже значительно разграблено. Естественно, что при передаче этого наследия в создаваемый музей пришлось бы вскрыть факты его хищения. Поэтому чиновники Министерства культуры встревожились и пытались убедить С.Н.Рериха передать наследие не создаваемой организации, а государству. Но у Святослава Николаевича на этот счет были свои соображения.
Не помогло и множество ходоков к С.Н.Рериху из числа различных чиновников, которые пытались ему доказать, что никакая общественная организация, а только государство сможет сохранить наследие Рерихов и выполнить его просьбу о создании музея. С.Н.Рерих оставался непреклонным: музей Рериха должен быть только общественным и создан общественной организацией. Для такого утверждения у него имелись убедительные доказательства: начавшееся разграбление наследия Рерихов из квартиры его брата в Москве [4], непринятие властью мер остановить этот явный грабеж несмотря на его обращения к Советскому правительству, а также невыполнение Министерством культуры СССР обещания о создании государственного музея имени его отца, данные Ю.Н.Рериху, хотя Юрий Николаевич передал большую по численности коллекцию картин государству.
Святославу Рериху в 1989 году исполнялось 85 лет, и он был обеспокоен тем, что может не успеть выполнить наказ своих родителей не только передать в Россию наследие, но и создать на его базе музей. 29 июля 1989 года в газете «Советская культура» с незначительными сокращениями было опубликовано письмо С.Н.Рериха [5] под названием «Медлить нельзя!» [6], в котором он пытался доказать Р.Б.Рыбакову (после беседы с ним) правильность своей позиции в отношении статуса, структуры, деятельности, наименования и даже руководителя организации, которая должна быть создана, как это ему было обещано М.С.Горбачевым. Вот несколько выдержек из письма С.Н.Рериха (курсив автора статьи):
«Вы спрашивали мое мнение о возможном руководителе Центра. Я со своей стороны не вижу лучшей кандидатуры, чем Людмила Васильевна Шапошникова, индолог и писатель, человек деловой, давно занимающийся этими проблемами и мне лично давно и хорошо известный.
Несколько принципиальных положений. <…>
Как я Вам уже говорил, подчинение центра Министерству культуры, а тем более Музею искусства народов Востока повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество. Центр – это порождение нового времени, новых задач…
Суть концепции центра-музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации…»
Публикация в газете письма С.Н.Рериха является убедительным доказательством того, что создание Центра-Музея имени Н.К.Рериха в качестве общественной организации является личной позицией самого Святослава Николаевича, которую он принципиально отстаивал. Это письмо позволило Л.В.Шапошниковой добиться в Совете Министров СССР выполнения воли Святослава Рериха в отношении статуса Центра-Музея как общественной организации. 4 ноября 1989 года вышло Постановление Совета Министров СССР №950 «О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха», в котором музей как основная база Советского Фонда Рерихов (СФР) был утвержден в статусе общественной организации [7]. И в этом огромная заслуга Л.В.Шапошниковой, которой удалось убедить чиновников в том, что если не выполнить волю С.Н.Рериха, он не передаст в Россию свою часть наследия, что было сущей правдой. Вот за это и ненавидят Л.В.Шапошникову, которая отстояла выполнение воли Святослава Николаевича.
Вторым главным условием осуществления безвозмездной передачи С.Н.Рерихом своей части наследия из Индии было предоставление для основанной организации необходимых зданий в Москве. Из ряда предложенных правительством Москвы зданий С.Н.Рерих лично выбрал усадьбу Лопухиных. В итоге 28 ноября 1989 года вышло Решение Исполкома Моссовета № 2248 [8], на основании которого СФР передавалась усадьба Лопухиных для размещения в ней общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
Убедившись в том, что руководство страны выполнило данные ему обещания, Святослав Николаевич пригласил Людмилу Васильевну Шапошникову к себе в Бангалор для подготовки наследия к вывозу в Россию [9]. В 1990 году наследие Рерихов, согласно воле С.Н.Рериха, было вывезено из Индии в сопровождении Л.В.Шапошниковой, его доверенного лица и исполнителя его завещания.
МЦР является единственным законным собственником наследия,
переданного в Россию С.Н.Рерихом
Вторым основным вымыслом, распространяемым Министерством культуры Российской Федерации и Государственным музеем Востока, является миф о том, что Международный Центр Рерихов незаконно владеет наследием Рерихов, завещанным Святославом Николаевичем Советскому Фонду Рерихов. Отметим, что данную ложь ГМВ распространяет еще с начала 1992 года. Это утверждение является не только ложным, но и абсурдным уже потому, что до незаконного захвата в апреле 2017 года принадлежащего МЦР наследия Рерихов прошло почти 26 лет. За это время Минкультуры и ГМВ, обвинявшие МЦР в противоправном владении, так и не отважились подать иск в суд и законным путем отобрать у МЦР наследие Рерихов, которое ему якобы не принадлежит. Почему? Ответ на этот вопрос один – у Минкультуры нет никаких доказательств, что наследие незаконно принадлежит МЦР, нет ни одного правового аргумента в пользу своей позиции, что оно должно принадлежать государству. Потому Министерство культуры не обратилось в суд с тем, чтобы «получить» законным путем наследие Рерихов, принадлежащее МЦР, а предприняло способ, которым пользуются обычные бандиты, – захват чужой собственности вопреки всем нормам закона, что фактически и произошло в ночь с 28 на 29 апреля 2017 года.
Свое завещание в пользу Советского Фонда Рерихов Святослав Рерих подписал у нотариуса в Бангалоре (Индия) 19 марта 1990 года [10]. В завещании имеются две особенности, которые Министерство культуры и ГМВ отказываются учитывать. Первая – С.Н.Рерих, единственный собственник переданного в Россию наследия, в п. 3 своего завещания обязал Министерство культуры передать Советскому Фонду Рерихов 288 картин [11], которые ранее были переданы им Министерству культуры СССР во временное пользование для проведения передвижных выставок. Эта коллекция приказом Минкультуры в 1989 году передана ГМВ на временное хранение (хотя фактически находилась там с начала 80-х годов) [12] и, несмотря на завещание С.Н.Рериха, так и не была передана СФР. В 1992 году С.Н.Рерих, владелец этой коллекции, лично обратился с просьбой к Президенту России Б.Н.Ельцину передать ее МЦР [13]. В своем письме к Президенту С.Н.Рерих указал, что эти картины незаконно удерживаются Государственным музеем Востока. Но воля С.Н.Рериха, собственника этих картин, снова не была выполнена. Эта коллекция до сих пор находится в ГМВ. Причина невыполнения распоряжения Святослава Рериха заключается в том, что часть коллекции разворована [14].
Вторая особенность завещания С.Н.Рериха состоит в том, что все наследственное имущество собственник фактически передал СФР еще при своей жизни. Людмила Васильевна Шапошникова привезла наследие в Москву в мае 1990 года. Передавая это наследие при своей жизни, Святослав Николаевич Рерих в п. 5 своего завещания оставил за собой право собственности на все переданное СФР наследие, и только после его смерти оно переходило в собственность СФР. Другими словами, СФР при жизни С.Н.Рериха не имел никаких прав собственности на полученное имущество и распоряжался им только на основании выписанной доверенности. Это очень важное положение для понимания дальнейших событий. Таким образом, С.Н.Рерих, передав наследие СФР, не утратил свои права на него и мог, как говорится в завещании, забрать у СФР как любую часть, так и все переданное ему наследие и распорядиться им по своему усмотрению. И этой возможностью ему вскоре предстояло воспользоваться.
В сентябре 1991 года, когда стало известно, что Советский Союз прекращает свое существование, решением правления СФР была созвана Конференция, на которой были внесены изменения в Устав организации и произведено преобразование Советского Фонда Рерихов в Международный Центр Рерихов. А в декабре 1991 года Устав МЦР был зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации. Тем не менее Министерство культуры и ГМВ инициировали кампанию по непризнанию МЦР правопреемником СФР. Их цель понятна – завещание оформлено на СФР, следовательно, если МЦР не является правопреемником СФР, то он не имеет прав и на наследие Рерихов, переданного СФР. В таком рассуждении имеется своя логика, но чиновники Минкульта не учли главного – С.Н.Рерих, который оставался единственным собственником этого наследия Рерихов, был жив. Его реакция на данные действия ГМВ была почти мгновенной. Оставаясь единственным собственником на переданное СФР наследие в течение своей жизни, С.Н.Рерих имел полное право распорядиться им по своему усмотрению. И он это сделал. В апреле 1992 года С.Н.Рерих обратился с письмом к Президенту РФ Б.Н.Ельцину, в котором подтвердил права МЦР на переданное СФР наследие, а также попросил его помощи в передаче МЦР принадлежащей ему коллекции картин, которая находилась в ГМВ незаконно [15]. В октябре 1992 года, за несколько месяцев до своей смерти, С.Н.Рерих заверил свою подпись у нотариуса в Бангалоре на документе, в котором также подтвердил права МЦР на наследие, переданное в СФР [16] и в этом смысле назвал МЦР правопреемником СФР. В соответствии с индийским законодательством это распоряжение С.Н.Рериха от 22 октября 1992 года является документом передачи прав на наследие от С.Н.Рериха к МЦР [17]. Святослав Рерих этим документом от 1992 года передал МЦР права собственности на наследие, которое ранее передал СФР.
Поэтому МЦР является собственником переданного наследия не на основании правопреемства МЦР к СФР, а на основании передачи С.Н.Рерихом права собственности на наследие Международному Центру Рерихов. Это хорошо понимает нынешнее руководство Министерства культуры, потому оно и не обратилось в суд с иском об изъятии у МЦР наследия, так как не было никакой надежды доказать в суде право государства на это наследие. Потому и был осуществлен его захват.
Л.В.Шапошникова выполнила обещания, данные С.Н.Рериху
С.Н.Рерих доверил Людмиле Васильевне Шапошниковой великую миссию: воплотить в России в жизнь мечту всех Рерихов – создать Центр-Музей имени Н.К.Рериха и организовать его научную и культурную деятельность. Общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР имел и имеет великое предназначение: вводить и утверждать идеи Живой Этики – идеи Новой эпохи, нового космического мышления – в культурное, научное и музейное пространство.
Елена Ивановна Рерих незадолго до своего ухода, 6 июня 1955 года, писала С.Н.Рериху: «…Друг ожидаемый уявится очень скоро, может быть, в Бангалоре… Возможно, что он из тех прекрасных душ, кот[орые] посылаются Св[етлыми] Силами в помощь своим ближайшим сотрудникам и ученикам, когда они проводят особо полезные задания и закладывают основы для целения человечества. <…>
Сотрудничество с Другом так важно! Будет ближайшим сотрудником и во многом. Яви ему доверие. Сказано: “Сын сотрудничает со Мною, и Я страстно помогу ему. Новая помощь придет скоро и оявится с новым Другом”» [18].
И еще одна выдержка из письма Е.И.Рерих к С.Н.Рериху от 25 июля 1955 года: «По-прежнему имею подтверждение о твоем успехе во всем и жду с нетерпением появления Друга. Сказано, сам подойдет и скоро. Конечно, это “скоро” не всегда совпадает с нашим пониманием, но, во всяком случае, все ранее Сказанное подтверждается, ибо ты сотрудничаешь с В[еликим] Вл[адыкой]» [19].
Еще задолго до опубликования писем Е.И.Рерих из воспоминаний Л.В.Шапошниковой известно, что первая ее встреча с Святославом Николаевичем произошла в Бангалоре в 1967 году, спустя 12 лет после написания вышеприведенных писем Елены Ивановны. При первом знакомстве Л.В.Шапошникова представилась С.Н.Рериху: «Здравствуйте, Святослав Николаевич. Я – Шапошникова.
Святослав Николаевич улыбнулся и сказал:
– Входите, Людмила Васильевна, я Вас ждал.
Эти слова – “я Вас ждал” – оказались столь неожиданными, что я была близка к обмороку» [20].
Учитывая свершенное Людмилой Васильевной, нет сомнения в том, что Елена Ивановна писала о ней.
Создан общественный Музей имени Н.К.Рериха с прекрасной постоянной экспозицией
Для того чтобы не тратить время на описание постоянной экспозиции Музея, прошу всех, кто с ней незнаком, совершить виртуальный тур по залам Музея имени Н.К.Рериха (
http://roerich.museum/vtour/), который находится на сайте Общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР «Музей, который потеряла Россия» (
http://roerich.museum/).
Скажу только, что благодаря поддержке меценатов МЦР Л.В.Шапошниковой удалось за время существования общественного Музея имени Н.К.Рериха МЦР увеличить коллекцию картин и рисунков Рерихов почти вдвое. Большая часть этих шедевров Рерихов была куплена за рубежом, возвращена в Россию и подарена МЦР. Они находились в постоянной экспозиции Музея МЦР. Таким образом, Международный Центр Рерихов стал обладателем самой большой в мире коллекции произведений Рерихов.
Деятельность общественного Музея Международного Центра Рерихов
Для ознакомления с деятельностью общественного Музея отсылаю вас к буклету о деятельности Международного Центра Рерихов, в котором отражена краткая историческая справка по истории создания МЦР, представлены основные документы и показаны основные направления деятельности Музея [21].
Людмила Васильевна Шапошникова воплотила в жизнь концепцию С.Н.Рериха, запечатленную в его основополагающем письме «Медлить нельзя!»:
– в нижних залах общественного Музея имени Н.К.Рериха постоянно проходили сменные выставки художников-космистов, выставки детского рисунка, фестивали народного творчества России и других стран;
– общественный Музей имени Н.К.Рериха МЦР на протяжении всех лет своей деятельности постоянно проводил передвижные выставки картин Рерихов как в России, так и в других странах. Всего было проведено более 500 таких выставок;
– издавались книги из наследия Рерихов. Так, благодаря изданиям МЦР впервые стали доступны ранее неопубликованные труды Рерихов. В их числе издание полного собрания писем Е.И.Рерих, Ю.Н.Рериха, С.Н.Рериха. В настоящее время издан первый том полного собрания писем Н.К.Рериха. Опубликованы «Листы дневника» Николая Рериха в трех томах и многие другие сочинения. Также изданы уникальные труды Л.В.Шапошниковой о Рерихах, их наследии и творчестве, а также книги других исследователей. Всего было издано более 250 наименований книг и другой печатной продукции;
– МЦР, начиная с 90-х годов, осуществлял широкую деятельность, направленную на популяризацию миротворческих идей, заложенных в Пакте Рериха. Достаточно вспомнить последний выставочный проект МЦР под названием «Пакт Рериха. История и современность», который с 2012 года по настоящее время прошел в 20 странах мира, а также в штаб-квартирах ЮНЕСКО и ООН. В России выставки этого проекта прошли в 150 городах и продолжаются до сих пор. Этот проект МЦР получил самую высокую оценку от Генерального Секретаря ООН г-на Пан Ги Муна и Генерального Директора ЮНЕСКО г-жи Ирины Боковой;
– МЦР ведет обширную научную деятельность: ежегодно проводятся международные научные конференции, посвященные наследию Рерихов и Живой Этике, систематически проходят научные семинары, круглые столы и другие мероприятия, направленные на научное осмысление идей Живой Этики;
– без финансовой поддержки государства МЦР воссоздал из руин уникальный объект культурного значения XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных», находящийся в центре Москвы, за что получил в 2007 году Национальную премию Российской Федарации «Культурное наследие» и в 2010 году премию Евросоюза за сохранение культурного наследия, которую вручает ежегодно Европа Ностра.
Более подробно результаты реставрации усадьбы Лопухиных вы можете посмотреть в буклете «Прошлое, настоящее и будущее усадьбы Лопухиных» [22].
Труд Людмилы Васильевны Шапошниковой в деле сохранения наследия Рерихов, создания общественного Музея и сохранения объекта культурного наследия «Усадьба Лопухиных» высоко оценен Президентом Российской Федерации, который наградил ее двумя орденами: орденом Дружбы и орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени [23].
Мной приведена лишь часть достижений МЦР и его общественного Музея, которая во много раз превышает заслуги всех государственных музеев России, имеющих произведения Рерихов, и самого Министерства культуры. Вывод напрашивается сам – нынешнее руководство Министерства культуры разрушило общественный Музей имени Н.К.Рериха и теперь стремится ликвидировать МЦР не потому, что мы плохо работали, а наоборот, – МЦР слишком хорошо работал.
Основные причины разрушения Министерством культуры
общественного Музея имени Н.К.Рериха и стремления ликвидировать МЦР
1. Как известно из нашей истории, новые знания с большим трудом пробивают себе дорогу к сознанию людей. Старые устоявшиеся привычки яро сопротивляются этому. Так было всегда. Чтобы понять это, достаточно вспомнить некоторые примеры истории. Когда пришло время дать людям новые знания, которые были принесены Великом Учителем, названным Христом, его распяли и несколько веков преследовали его учеников и его Учение. Когда пришло время через ученых дать людям давно забытые ими знания о том, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, запылали костры инквизиции.
Переданное людям Великими Учителями человечества через Елену Ивановну Рерих Учение Живой Этики, ставшее основой всей творческой деятельности Николая Рериха и его сыновей Юрия и Святослава, дает совершенно новые знания о человеке и его неразрывной связи с Космосом; о Законах Космоса, которые проявляются в земном мире через законы этики, забытые и извращенные людьми; знания о неизвестных современному человечеству энергиях – психической энергии человека, энергии мысли и других энергиях Космоса, а также многие другие открытия, предназначенные для осознания и продолжения эволюции человечества. Пришло время человеку осмыслить свое важное место в Космической эволюции, которое дает Учение Живой Этики, и тут же целое воинство сторонников невежества встало на борьбу с этим эволюционным Учением, без осмысления которого у человечества нет надежды для успешного решения всех современных проблем. Особенность нашего исторического периода связана также с тем, что мы находимся на очень важном и ответственном этапе нашей эволюции – перехода из нашей пятой расы в шестую.
2. Учитывая, что идейной составляющей всей деятельности Международного Центра Рерихов являются научные и философские положения Живой Этики, МЦР и его Музей стали первоочередными объектами для разрушения теми силами, которые яро сопротивляются вхождению в научный оборот этих идей.
3. Исключительной особенностью России является следующий важный момент. До 90-х годов прошлого века в России по известным причинам практически не существовало активного гражданского общества, не существовали независимые общественные организации. Первый закон «Об общественных организациях» Верховным Советом РСФСР был принят только в конце 1990 года.
Образование МЦР и создание его общественного Музея имени Н.К.Рериха, их масштабная деятельность в начале 90-х годов в пространстве культуры и науки привели к образованию в России значительного числа общественных организаций, деятельность которых направлена на сохранение и развитие отечественной культуры. Иными словами, деятельность МЦР и его общественного Музея явилась мощным импульсом для формирования в России независимой общественной культуры. С приходом министра В.Мединского стало совершенно ясно, что Министерство культуры России не желает больше мириться с этим, по их мнению, ненужным для России обширным и независимым пространством общественных организаций России, которые занимаются к тому же популяризацией рериховского наследия, самостоятельно и независимо от самого министерства планируют и реализовывают свои творческие планы. Фактически такие действия современного Министерства культуры возвращают нас во времена господства в СССР одной идеологии, которая была закреплена в законодательстве. Именно эти догмы государственной идеологии явились несокрушимым препятствием для создания государственного музея Рериха несмотря на обещания Ю.Н.Рериху. Из архивных материалов Министерства культуры СССР явно видно, что Министерство считало искусство и идеи Рерихов несовместимыми с обязательной идеологией.
В настоящее время руководство Министерства культуры РФ, по сути, следует тем же путем, что и Министерство культуры СССР. Уничтожение со стороны Минкульта РФ МЦР и его общественного Музея – это в первую очередь борьба против идей Живой Этики, физическое уничтожение идейного оппонента и пространства независимой общественной культуры. Чтобы достичь этого, необходимо было разрушить основу всего рериховского движения в России – общественный Музей МЦР, а затем ликвидировать и сам МЦР.
4. МЦР всегда занимал принципиальную позицию в отстаивании выполнения воли Рерихов в отношении использования их наследия. Поэтому он оказался очень неудобным свидетелем и пострадавшим, ликвидация которого поможет скрыть многие преступления, совершенные чиновниками в отношении наследия Рерихов:
– это касается преждевременной публикации дневников Е.И.Рерих, срок, который указан их автором, еще не пришел;
– это касается хищения наследия Рерихов из квартиры Ю.Н.Рериха в Москве. МЦР издал каталог похищенных картин, требовал их найти и наказать виновных;
– это касается требования МЦР исполнить волю С.Н.Рериха и вернуть общественной организации незаконно удерживаемые ГМВ 288 картин из коллекции, принадлежащей С.Н.Рериху и которую он распорядился передать общественной организации – МЦР. МЦР постоянно призывает власть и правоохранительные органы выявить и наказать виновных в незаконном исчезновении из этой коллекции целого ряда картин.
5. МЦР обладает самой большой коллекцией картин и рисунков Рерихов (около 900 единиц хранения). Как известно, незаконная торговля музейными предметами является очень доходным преступным бизнесом, который, к сожалению, процветает и в России. Это доказывает хищение и незаконная распродажа наследия Рерихов из московской квартиры Ю.Н.Рериха. Поэтому захват наследия из общественного Музея имени Н.К.Рериха, осуществленный без составления достоверных описей, может свидетельствовать о том, что чиновники из Минкульта, те, кто давал указания на захват и кто его осуществлял, не были заинтересованы в составлении описей изъятого наследия.
Все заверения руководства Минкульта и ГМВ, что ими проведено подробное описание всего имущества, находящегося в усадьбе Лопухиных, не соответствует действительности. В ходе одного из судебных процессов, рассматривающего иск о возврате МЦР незаконно захваченного имущества, по запросу судьи представитель ГМВ подтвердил, что у него отсутствует опись этого имущества.
Если захваченное наследие не будет возвращено МЦР, его единственному собственнику, то его ожидает или полное исчезновение и незаконная распродажа, как это случилось с наследием, оставшимся на квартире Ю.Н.Рериха, или частичное расхищение, как это произошло с коллекцией картин, принадлежавшей С.Н.Рериху и переданной ГМВ на временное хранение.
6. Кроме того, отреставрированная МЦР без каких-либо государственных средств великолепная усадьба Лопухиных с большим внутренним двором, находящаяся в центре Москвы в шаговой доступности от Кремля, всегда вызывала огромные аппетиты у алчных чиновников.
Пути достижения руководством Минкульта и ГМВ своих преступных целей,
направленных на разрушение общественного Музея и ликвидацию МЦР
Чиновники, желающие отобрать у МЦР наследие и усадьбу, никогда не оставляли нашу организацию в покое и регулярно организовывали проверки на основании всевозможных ложных обвинений, выдвинутых против МЦР. Но такого напора и желания ликвидировать МЦР, как это вдруг проявилось у нынешней команды Мединского, ранее еще не было.
Благодаря своей репутации международной организации и деятельности в области культуры и учитывая, что организацией руководила академик Л.В.Шапошникова, а среди попечителей МЦР были такие известные деятели культуры, как М.Л.Ростропович, Н.Петров, и политические тяжеловесы, как Е.М.Примаков, МЦР был недосягаем для чиновников. Нас покусывали, но трогать побаивались. Стоило этим великим личностям уйти из жизни, последними в 2015 году ушли Е.М.Примаков, затем в августе – Л.В.Шапошникова, как Мединский и его первый заместитель Аристархов сразу же набросились на МЦР.
Первым их делом было отобрать у МЦР усадьбу.
Захват усадьбы Лопухиных
В 2014 году строения усадьбы Лопухиных благодаря заслугам МЦР в ее воссоздании распоряжением мэра Москвы были переданы МЦР в безвозмездное пользование сроком на 10 лет. И как Минкульт ни упрашивал Правительство Москвы, оно не собиралось расторгать только что заключенные договора. Тогда Мединский пошел на хитрость.
В сентябре 2015 года министр культуры пишет письмо мэру Москвы С.С.Собянину с просьбой передать усадьбу в федеральную собственность для ее дальнейшего воссоздания и сосредоточения в ней всего наследия Рерихов, как того якобы желал С.Н.Рерих [24]. Спустя месяц выходит распоряжение Правительства города Москвы о передаче трех строений усадьбы в федеральную собственность. Сразу же Правительство России в лице государственного органа Росимущество передает эти строения в оперативное управление ГМВ для создания в них государственного музея семьи Рерихов в качестве филиала ГМВ. В феврале 2016 года на Коллегии Минкульта одобряется концепция ГМВ [25], согласно которой на площадях общественного Музея МЦР в усадьбе Лопухиных должен быть создан государственный музей Рериха как филиал ГМВ [26]. Чиновников вовсе не смущает, что этими действиями происходит явное разрушение общественного Музея МЦР, грубо нарушается воля С.Н.Рериха и данные ему обязательства руководства СССР.
Далее ГМВ подает иски в суд о расторжении с МЦР договоров безвозмездного пользования. Минкультуры сделало все, чтобы суд удовлетворил иски ГМВ. Суд даже не принял во внимание факты, доказывающие невиновность МЦР в причинении вреда по сохранению объекта культурного наследия – усадьбы Лопухиных. Примером этому может служить отказ суда в проведении независимой судебной экспертизы технического состояния усадьбы. Имеются случаи и явной фальсификации со стороны чиновников, состоявшие в том, что МЦР якобы в нарушение договоров безвозмездного пользования сдал помещения усадьбы в аренду 16 некоммерческим организациям. В итоге суд принял решение о расторжении с МЦР договоров безвозмездного использования усадьбы и выселения из нее.
Данное решение было опубликовано на сайте арбитражного суда 7 апреля 2017 года и только через месяц, а именно 7 мая, оно вступило бы в законную силу, если бы МЦР не подал апелляционную жалобу. Рассмотрение жалобы МЦР состоялось 22 августа. По понятным причинам нам в апелляции отказали и решение первой инстанции суда вступило в силу только 22.08.2017 года.
Возникает вопрос: «Почему же ГМВ за пять месяцев до вступления в силу решения суда о выселении МЦР из усадьбы осмелился на ее силовой захват?!» Естественно, Министерство культуры не желало допустить, чтобы МЦР, выселяясь из усадьбы, забрал с собой и наследие Рерихов. А вот его Минкультуры никаким иным способом не могло получить, кроме как захватить силой.