С.В. Скородумов. Некоторые особенности современного этапа Космической эволюции в России

Ссылка на Петицию: https://www.change.org/roerichmuseum

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

С.В. Скородумов. Некоторые особенности современного этапа Космической эволюции в России

Сообщение Надежда Лебедева » 04 фев 2020, 09:54

С.В. Скородумов. Некоторые особенности современного этапа Космической эволюции в России

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6578

«Наш век есть эпоха энергетического мировоззрения», – утверждал в одном из своих очерков всемирно известный художник, философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих [1, с. 52]. Это энергетическое мировоззрение легло в основу нового космического мышления, которое начало складываться в XX веке. Его формирование продолжается и сегодня. Выдающиеся ученые и мыслители В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский и другие ощутили и описали изменения, происходящие в процессе Космической эволюции на планете Земля. Русские философы Серебряного века, такие как П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев в своих работах осмысливали целостность мироздания, взаимосвязь человека и Космоса. Они считали, что Вселенная состоит из миров различных состояний материи и энергии, и отводили ведущую роль в развитии человека и человечества культуре, а не экономике и производственным отношениям. Эти взгляды нашли отражение в произведениях великих мастеров искусства, музыки и литературы – М.К. Чюрлёниса, А.Н. Скрябина, А. Блока, А. Белого и др. Основой нового космического мировоззрения стало творческое наследие семьи Рерихов, созданное в сотрудничестве с Учителями Востока.

Опираясь на философию Живой Этики, труды Рерихов и работы русских философов, выдающийся ученый Л.В. Шапошникова, чьей научной методологией мы будем пользоваться в настоящей работе, анализирует исторический процесс как космическое явление. Исследуя пространство русской культуры, она приходит к выводу, что к началу XX века Россия стала энергетическим центром планеты [2, с. 431]. В российском культурном пространстве началась Духовная революция, которая совпала по времени с социальной. В то время как Духовная революция несла основы космического мировоззрения и открывала новые горизонты познания, социальная революция, изменив государственный строй, оставалась на позициях старого социологического мышления.

Совпадение в России двух революций создало уникальные условия для продвижения страны по лестнице Космической эволюции. К сожалению, эта возможность не была использована, и каждая из революций пошла своим путем. Между ними возникло острое противостояние, в котором сошлись старое и новое, дух и материя, Свет и тьма. Это противостояние продолжалось в течение всего XX столетия, и сегодня на наших глазах оно приобретает все более жесткие формы.


Важнейшим событием, которое привело к значительному расширению пространства Духовной революции, стала передача в 1990 году в Россию наследия семьи Рерихов, создание Международного Центра Рерихов (МЦР) и его общественного Музея имени Н.К. Рериха. Этот Музей – не просто культурное учреждение, посвященное великому художнику. Созданный по плану Учителей Востока, с которыми на протяжении всей жизни сотрудничала семья Рерихов, он имеет особое эволюционное значение. В статье «Медлить нельзя!» (газета «Советская культура» от 29 июля 1989 года) С.Н. Рерих определил направление эволюционного коридора и условия для скорейшего продвижения России по пути Космической эволюции. Он обозначил общественный статус Музея имени Н.К. Рериха, указал на ведущую роль Л.В. Шапошниковой, как своего доверенного лица, и определил последовательность культурного строительства не только на ближайшие годы, но и на далекое будущее.

Государство приняло условия С.Н. Рериха. Работа Международного Центра Рерихов и его общественного Музея имени Н.К. Рериха под руководством Л.В. Шапошниковой стали главной опорой продолжающейся в России Духовной революции и международным фокусом нового космического мышления. Созданные более чем за четверть века научно-философские труды Л.В. Шапошниковой, Вестника Космической эволюции, посвященные Живой Этике, заложили фундамент новой научной школы, включающей исследования в области рериховедения и философии космической реальности.

В письмах Елены Ивановны Рерих говорится о будущей России как о Новой стране [3]. Эта Новая страна, страна Культуры, начинается с расширения и изменения сознания людей. Следовательно, МЦР и его Музей можно рассматривать как форпост Новой страны, о которой говорится в философии космической реальности – Живой Этике.

Анализируя события последних лет, происходящие вокруг наследия семьи Рерихов и МЦР, мы можем сделать вывод о характере взаимодействия процессов Духовной революции и современной социальной действительности, а также о состоянии баланса в системе «культура – цивилизация» в России. Кроме того, именно на основе отношения к Рерихам, рериховскому наследию, МЦР и его Музею проявляется уровень культуры, степень гражданской зрелости и ответственности отдельных личностей, организаций и социальных групп. Этот момент очень важен для исторического анализа, поскольку он определяет их созидательную или разрушительную деятельность по отношению к процессам Космической эволюции в России.

Л.В. Шапошникова пишет о том, что в основе Космической эволюции лежит энергоинформационный обмен, который является ее главной движущей силой [4, с. 124]. Огромную роль в этом обмене играют носители высокой энергетики – произведения искусства, исторические и архитектурные памятники. «Энергетика красоты с ее гармонией, отраженная в искусстве, – утверждает Людмила Васильевна, – является сама по себе уже сильнейшим энергетическим импульсом» [4, с. 128], а «подлинное искусство является одной из важнейших энергетических структур в Космической эволюции человечества» [4, с. 129]. В полной мере это относится к картинам Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Учитывая вышесказанное, можно сделать вывод, что общественный Музей имени Н.К. Рериха, имеющий собрание этих картин и других ценных предметов и экспонатов, стал одним из важных Магнитов Красоты, обеспечивающих эволюционный энергообмен, а также источником новых исторических и метаисторических знаний для людей.


«Два противоборствующих энергетических потока – эволюционный и инволюционный – складывают сегодня энергетическое поле России» [5, с. 96], – пишет Л.В. Шапошникова. Благодаря работе Музея в России сдерживался инволюционный поток и напитывался энергетикой эволюционный. При этом Музеем создавалось мощное поле культуры, позволявшее поддерживать связь с процессами Космической эволюции и мирами более высокого состояния материи.

Согласно философии Живой Этики, в настоящее время к Земле приближаются новые мощные энергии. Они могут выполнить свою позитивную функцию, только встретив на своем пути поле высокой культуры. В противном случае эти энергии могут принять разрушительный характер [6, с. 46]. Энергетический потенциал людей также должен соответствовать их уровню. Такое соответствие возможно при культурном развитии и расширении сознания. Музей способствовал созданию поля высокой культуры, расширению сознания людей и помогал им в раскрытии духовного потенциала на сложном пути эволюционного восхождения.

Как уже отмечалось, противостояние Духовной и социальной революций, старого и нового мышления продолжалось в течение всего XX века. Все более острые формы это противостояние приобретает в наши дни. Вспомним, что многие передовые мыслители пострадали от рук тех, кто не понимал и не хотел понять идеи нового космического мышления. На Соловках погиб выдающийся мыслитель и ученый Павел Флоренский. Были вынуждены покинуть Родину Николай Бердяев и Сергий Булгаков. Был осужден и провел много лет в лагерях Александр Чижевский. Главный труд своей жизни «Розу Мира» Даниил Андреев написал в тюремном заключении.

В год столетия социальной революции (2017) в очередной раз вступили в острое противостояние социологическое и новое космическое мышление, произошло мощное столкновение старого и нового, Духа и костной материи, Света и тьмы. В ночь с 28 на 29 апреля 2017 года Государственный музей Востока при поддержке руководства Министерства культуры осуществил незаконный силовой захват территории и зданий старинной усадьбы Лопухиных. Впоследствии, как известно, общественный Музей имени Н.К. Рериха был полностью разрушен [7]. В настоящее время руководство Минкульта продолжает предпринимать попытки уничтожить МЦР.

Это преступление против культуры необходимо оценивать не только с юридической стороны, но и с позиции процессов Космической эволюции. С этой точки зрения оно направлено против будущего России, хотя сами разрушители Музея этого могут и не осознавать. Такое разрушение можно назвать антидуховной революцией. Оно является грубым нарушением космических законов и может привести к негативным последствиям для всей страны.

В русской литературе есть интересный сюжет. В небольшом рассказе «Теплый хлеб» известный писатель Константин Паустовский повествует о том, как неэтичные и бессердечные поступки приводят к серьезным и длительным погодным аномалиям. В русскую деревню дважды за столетие приходят лютые морозы, которые едва не приводят к гибели всех ее жителей. Это происходит от «злобы людской». Ситуацию оказалось возможным спасти только во втором случае, когда главный герой осознает свою вину и делает все возможное, чтобы искупить ее. На мой взгляд, в этом сюжете есть свои логика и смысл. С точки зрения философии космизма, этика является отражением космических законов, нарушение которых может привести ко многим серьезным последствиям.

Основной удар при разрушении общественного Музея имени Н.К. Рериха был направлен против нового космического мышления и его основы – Учения Живой Этики. Россия в очередной раз столкнулась с попыткой ограничить свободомыслие. Это очень опасное явление. Согласно философии космической реальности, мысль является сильнейшей энергией, и, как показывает история, если мыслью пренебрегают, рано или поздно она сносит все преграды на своем пути. Так, выдающийся философ Е.И. Рерих называет разрушительные революционные изменения в России в начале XX века «следствием удушения и нетерпимости, проявленных к мысли» [8, с. 162]. Для нас, живущих в XXI веке, эти слова остаются серьезным предупреждением.

Созданный на месте уничтоженного общественного Музея имени Н.К. Рериха новый филиал Государственного музея Востока никогда не сможет играть роль эволюционного фокуса, несмотря на то что там экспонируются картины Рерихов. Источником его создания стали деструктивные силы. Все действия чиновников при этом были направлены против воли С.Н. Рериха, то есть воли Великих Учителей. Во вновь созданном учреждении полностью отсутствует энергетическая основа наследия Рерихов – философия Живой Этики. «Можно в темноте стоять бессмысленно перед прекраснейшими произведениями искусства, но ведь темнота в нас самих!», – говорится в философии космической реальности [9]. Эту темноту вокруг наследия Рерихов усиленно культивируют создатели нового учреждения, которые видят в картинах Рериха только материальные ценности. По версии руководства Министерства культуры и Государственного музея Востока, выдающийся художник и философ, автор первого международного договора по защите культуры Николай Константинович Рерих превращается в эзотерика, мистика и хитрого политика. Создается впечатление, что они творят образ Рериха по образу и подобию своему.

Надо полагать, так называемый Государственный музей Рерихов – это явление временное. Скорее всего, его попытаются упразднить. Философские идеи Рерихов, являющиеся основой нового космического мировоззрения, антагонистичны для представителей старого мышления.



Если раньше фраза Николая Константиновича Рериха «разрушение музея есть разрушение страны» [10, с. 52] многими воспринималась как гипербола, сегодня она звучит как исторический прогноз. Л.В. Шапошникова утверждала, что «работать с наследием Рерихов в нашей стране – это и великий дар, и необходимые условия для выхода России из кризиса. Если наследие Рерихов затоптать, если разрушить музей, связи с Космической эволюцией мы поддержать не сможем» [11]. Таким образом, разрушение Музея МЦР можно рассматривать как отказ от помощи Великих Учителей и попытку деструктивных сил воспрепятствовать движению Россию по пути Космической эволюции. Захват Музея сопровождался поголовным молчанием депутатов, музейщиков и культурной общественности. Очень немногие нашли в себе смелость выступить в защиту МЦР и Музея. Отсутствие выбора – тоже выбор, который можно считать молчаливой поддержкой разрушителей. В этой ситуации каждый определил свое место по отношению к процессам Космической эволюции в России. К сожалению, в целом выбор был сделан против нового космического мышления. Это может повлечь за собой дальнейший развал российской культуры, вынужденную остановку в развитии общественного сознания и многие другие негативные последствия.

Елена Ивановна Рерих утверждает, что после отказа от Высокой Помощи, страна следует по труднейшему пути [12, с. 111]. Как мы знаем, такой отказ в истории России однажды уже состоялся в 1926 году, когда было отвергнуто предложение Рерихов о сотрудничестве с Учителями Востока. Следствием непринятия помощи стало социальное бедствие: к власти пришел Сталин, и через 11 лет наступил пик политических репрессий. Напрашивается вывод, что после разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха Россия в очередной раз свернула с прямого пути Космической эволюции и направилась по его тупиковому ответвлению.

Уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха, крупнейшего культурного центра, имеющего огромное значение для будущего, может привести к резкому нарушению в России баланса в системе «культура – цивилизация». Это чревато серьезными кризисными явлениями, в том числе в области экономики и социальной сфере. Анализируя грандиозный экономический кризис капиталистического мира в 20–30 годы XX века, Н.К. Рерих указывал на то, что его причины лежат в духовной области и связаны с небрежением по отношению к культуре: «…Думали, что материальный кризис мира можно разрешить материальными вычислениями. Но проказа зашла слишком далеко. Кризис мира вовсе не материальный, но именно духовный. Он может быть исцелен лишь духовным обновлением. Холодный язык мозга обманул счетчиков, и опять настоятельно требуется обратиться к тому вечному языку сердца, которым создавались эпохи расцвета» [13, с. 242].

Энергообмен, идущий в системе планета – космос, может иметь различные формы [5, с. 92]. Уровень, на котором протекает этот процесс, зависит от развития сознания людей. При низком уровне сознания человечества энергообмен может принять форму войны. При более высоком – он открывает новые пути сообщения и коммуникации, поддерживает развитие науки и искусства. Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха, безусловно, может вызвать осложнения в процессе энергообмена, снизить его качественный уровень.

«Мир вступает в период длительного неблагополучия и великих потрясений. Но великие ценности должны быть пронесены через все испытания. Для этого дух человеческий должен быть рыцарски вооружен», – писал выдающийся философ Николай Бердяев [14, с. 7]. Эти слова очень точно характеризуют современный этап истории России.



Евангельские сюжеты отражаются, как в зеркале, в жизни каждого человека, коллектива и даже целой страны. Каждый в жизни проходит свои искушения, свою Голгофу, несет свой крест. Распятие общественного Музея имени Н.К.Рериха – самый трудный и тяжелый эпизод новейшей духовной истории России. Но именно после распятия следует воскресение.

«Где зародилась Культура, – писал Н.К. Рерих, – там ее уже нельзя умертвить. Можно убить цивилизацию. Но Культура, как истинная духовная ценность, бессмертна» [15, с. 42]. Хотелось бы подчеркнуть: сегодня МЦР остается эволюционным фокусом, поскольку его коллектив в труднейших условиях продолжает неукоснительно выполнять все заветы С.Н. Рериха и ведет деятельность по направлениям, заложенным его доверенным лицом – Л.В. Шапошниковой, ни на шаг не отклоняясь от намеченного эволюционного коридора.

Уничтожение общественного Музея имени Н.К. Рериха – Магнита Красоты и важнейшей опоры Духовной революции значительно затруднило эволюционный путь России. В стране активизировалась атака грубой земной материи на Дух, сил тьмы на многие светлые начинания, учреждения культуры и культурных деятелей. Все это происходит на фоне усиления инволюционного потока, который приобретает в России форму неосталинизма.

24 марта 2018 года в Москве состоялся Международный съезд общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке». Участники съезда привели факты уничтожения руководством Министерства культуры целого ряда культурных организаций, а также указали примеры притеснений, которые испытывали и продолжают испытывать учреждения культуры со стороны государственных чиновников. Участники съезда потребовали от Правительства РФ и Министерства культуры РФ возвращения в культурную жизнь страны разрушенных культурных организаций [16].

Каждое событие имеет свой смысл, свою диалектику. «Именно: “Пусть будут благословенны препятствия, ими растем”. Пусть будут и благословенны имена всех друзей Культуры, которые не устрашились в час испытания дать о себе такие славные свидетельства», – писал Н.К. Рерих [17, с. 132]. Сегодня в противостоянии силам, разрушающим национальную культуру России, рождается новая энергетика. Культурное поле приобретает качество упругости. Это качество необходимо для эволюции и станет основой для цивилизации будущего.

Пока процесс разрушения общественного Музея имени Н.К. Рериха все еще обратим. Основой для дальнейшего движения России по пути Космической эволюции и нормализации энергообменных процессов должно стать восстановление Музея и возобновление его широкой международной деятельности. И других альтернатив у нас нет.

История знает немало примеров захвата значимых эволюционных центров, которые впоследствии были восстановлены и продолжали выполнять свою эволюционную роль. Так, например, осенью 1408 года монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Троице-Сергиеву Лавру. Когда враги отступили от московских пределов, Лавра была отстроена заново под руководством игумена Никона, ученика Преподобного Сергия Радонежского [18, с. 107].

Спасение России и ее будущее Елена Ивановна Рерих связывала с «Воеводой земли русской» и воспитателем русского народного духа Преподобным Сергием. В своих письмах она выражала уверенность в том, что именно Он является хранителем Родины. Елена Ивановна также писала о большой роли и ответственности России и русского народа в процессах Космической эволюции. Вместе с тем она неоднократно подчеркивала, что если русский народ не выявит к сроку свой духовный потенциал, это может привести к катастрофическим последствиям для всей планеты [8, с. 126, 193].


Очень многое зависит сегодня именно от защитников культуры, на которых ложится основная ответственность за будущее страны. «Св. Сергий Радонежский был христианским рыцарем, спасителем России. И священное рыцарство призвано еще сыграть роль в судьбах России», – отмечал выдающийся русский философ Н.А. Бердяев [19]. Сегодня эти слова, если их рассматривать не в конфессиональном, а в общекультурном и философском аспекте, как нельзя лучше подходят к ситуации вокруг МЦР и его общественного Музея имени Н.К. Рериха.

Размышляя о событиях, происходящих в России в конце XX века, Л.В. Шапошникова писала: «И теперь, как в том далеком 1926 году, от которого нас отделяет больше 70 лет, перед Россией стоит выбор: принять ли идеи космического мышления, последовать ли рекомендациям тех, кто создал Учение о человеке и его Космической эволюции, или же продолжать старые традиции, смотреть на чужие завлекательные огни и отречься от всего того, что накоплено уже российской и мировой мыслью. Правящие круги России в 1926 году не вняли предупреждениям, сделанным в “Общине”, а затем и в “Напутствии Вождю”. За это народ заплатил высокую цену – миллионами жизней, страданиями и сегодняшними разрушениями. Мы не имеем права второй раз на такую же ошибку. Не имеют права и те, кто нами управляют» [6, c. 187].



Сегодня, когда Россия, словно витязь, еще не слишком далеко отошла от опасного исторического распутья и точки неверного выбора, эти слова звучат актуально, как никогда. И снова, как много лет назад, напутствием и импульсом к размышлению о будущем становятся для нас строки из стихотворения Владимира Соловьева «Ex oriente lux» («С Востока Свет»):

О, Русь! В предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?



1. Рерих Н.К. Парапсихология // Н.К. Рерих. Обитель света. M: Международный Центр Рерихов, 1992.

2. Шапошникова Л.В. Новое планетарное мышление и Россия // Л.В. Шапошникова. Мудрость веков. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

3. Страна Лучшая. Из писем Е.И. Рерих / Предисл. Л.В. Шапошниковой, сост., примеч. Т.О. Книжник. М.: Международный Центр Рерихов, 2017. 64 с.

4. Шапошникова Л.В. Эпоха энергетического мировоззрения // Л.В. Шапошникова. Мудрость веков. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

5. Шапошникова Л.В. О некоторых проблемах Живой Этики // Л.В. Шапошникова. Мудрость веков. М.: Международный Центр Рерихов, 1996.

6. Шапошникова Л.В. Град светлый. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.

7. Фотохроника погрома общественного Музея имени Н.К. Рериха // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт), 23.02.2019. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5738 (дата обращения: 23.02.2019).

8. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. III (1935). М.: Международный Центр Рерихов, 2001.

9. Учение Живой Этики. Мир Огненный, I, 30.

10. Рерих Н.К. Листы Дневника. В 3 т. Т. 3. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.

11. «Разрушение музея есть разрушение страны» // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт), 20.03.2015. Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=3566 (дата обращения: 23.02.2019).

12. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. V (1937). М.: Международный Центр Рерихов, 2003.

13. Рерих Н. Строение // Н. Рерих Держава света. Священный дозор. Рига: Виеда. 1992.

14. Бердяев Н.А. Судьба России // Н.А. Бердяев. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.

15. Рерих Н.К. Культура – почитание Света // Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. М.: Международный Центр Рерихов, 1997.

16. Резолюция Международного съезда общественности «Разрушение общественного Музея имени Н.К. Рериха в свете проблем сохранения культуры России в XXI веке». 24 марта 2018 года, г. Москва // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт), 09.04.2018. Режим доступа http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5794 (дата обращения: 23.02.2019).

17. Рерих Н.К. Будьте благословенны! // Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. М.: Международный Центр Рерихов, 1997.

18. Яровская Н. (Е.И. Рерих). Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. М.: Издание РИО «Денница», 1991.

19. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков // Портал «Философия» (офиц. сайт). Режим доступа http://berdyaev.filosoff.org/tvorchestv ... /pagen/23/ (дата обращения: 23.02.2019).



С.В. Скородумов, член международной ассоциации писателей

Источник: Журнал «Культура и время», 2019, № 1/2 (62).

Вернуться в «Сохраним Музей имени Н.К. Рериха - крупнейший общественный музей России!»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей