Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Мы всегда останемся доброжелателями всех искренних познавателей. И теософы, и психические исследователи, и спи­ритуалисты, и физиологи, к какому бы лагерю они ни принад­лежали, они являются пионерами науки грядущего. Психичес­кие явления, сила мысли как основа человеческого творчества и прогресса — найдут себе заслуженное место в достижениях эволюции. «Изучай все окружающее», «Познавай без утомле­ний», «Сердце есть бездна», «Крылата мысль».
Множество ободрительных призывов несется из глубины веков. Человеческий кооператив получает поддержку изо всех твердынь и древнего и нового познания.

Н.К. Рерих. Культура и цивилизация. ЗНАК ЭРЫ
http://lib.icr.su/node/752

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 09 янв 2018, 16:57

Буддизм и Наука. Точки соприкосновения
https://www.youtube.com/watch?v=T9O6rr1 ... 9&index=13

Между буддийским взглядом на реальность и тем, как ее понимает современная наука, можно найти много общего. Эти идеи не принадлежат исключительно буддизму их можно найти в большинстве древних восточных философских систем. Однако буддизм на удивление гармонично перекликается с научными открытиями последнего столетия. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, рассмотрим сперва три основных понятия буддизма пустоту, взаимозависимость и природу реальности и их аналоги в современной научной мысли.
Мы будем исходить из того, что две кажущиеся взаимоисключающими модели восприятия нематериалистическая и материалистическая, интуитивная и рациональная, духовная и научная, - есть не что иное, как два способа познания реальности, две стороны одной медали. Во время просмотра этого видео важно не забывать, что существует огромная разница между тем, как мы воспринимаем реальность и тем, какова она на самом деле.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 17 янв 2018, 15:27

Буддийская концепция Космоса − прозрение будущего
http://lib.icr.su/node/887

А.В. Федотов,
доктор филологических наук, заместитель редактора
по международной деятельности Софийского
университета «Святой Климент Орхидски»
София, Болгария

Познание Вселенной уходит своими корнями в древние времена, когда люди пытались понять окружающий мир и запечатлеть свои знания о нем с помощью мифов, легенд, преданий притч. Аллегория и иносказание превратились в то средство, с помощью которого люди делились накопленным опытом со своими современниками и передавали результаты своих длительных наблюдений будущим поколениям. Постепенное накопление эмпирических знаний позволило нашим предшественникам вплотную приблизиться, а может быть, и приоткрыть тайны мироздания. Самые совершенные из них, те, что были отмечены божественным происхождением и высшей мудростью, те, которых еще при жизни называли Учителями и Наставниками человечества, обладали знаниями, к которым современная наука еще, возможно, только приближается.
Как известно, каждое религиозно-философское учение, будучи направленным к живущим на Земле, содержит в себе определенную информацию о мироздании. Затрагивая внутренний мир человека, призывая людей к совершенству и гармонии, такие учения проводят невидимую, а порой и ясно начертанную параллель с миром внешним. Именно так возникают поразительные аллюзии, которые заставляют нас взглянуть иными глазами на религиозную догматику, еще зачастую воспринимаемую многими как набор метафизических утверждений. В этом смысле буддизм являет собой уникальную религиозно-философскую систему, которая объясняет происхождение Вселенной, анализирует строение Мироздания, толкует сущность и роль Пространства и Времени. По мнению некоторых ученых-физиков, Будда Гаутама не только точно описал материю Вселенной, но и в иносказательном плане объяснил структуру черных дыр, космического вакуума и даже изложил теорию гравитационных полей.
Для пояснения вышесказанного мы воспользуемся в качестве базового текста сочинением Васубандху (V в.) «Абхидхармакоша» [1], которое представляет собой подлинную сокровищницу буддийского теоретического умозрения*. Как известно, в ней подводится итог всему, что накопила буддийская философская мысль со времени своего возникновения. Энциклопедия Абхидхармы Васубандху интересна также тем, что, являясь нормативным образцом абхидхармистской философии, она изучалась представителями практически всех школ и направлений буддизма как в Индии, так и в Тибете, Монголии, Китае и Японии. Этот фундаментальный текст содержит весь понятийно-терминологический аппарат индо-буддийской религиозно-философской традиции и представляет собой не только способы философствования, но и самый стиль мышления, получивший распространение в школах хинаянского направления [2, с. 8].
По утверждению О.О.Розенберга, только Абхидхарма систематизировала путем философской экзегетики теоретические воззрения буддизма в единое непротиворечивое целое. Вне Абхидхармы любая, даже самая «философская» сутра не может быть ничем иным, кроме как фрагментом, не способным представить буддийское философствование во всей его теоретической полноте [3]. В историко-философском плане абхидхармистская философия интересна прежде всего тем, что она дает исчерпывающую логико-дискурсивную интерпретацию практически всех идеологем доктрины, как они зафиксированы в буддийском каноническом корпусе.
Среди основных доктринальных положений в буддизме выступает учение о четырех «благородных истинах». Это учение оказывает свое воздействие на формирование философских идей со времени возникновения буддизма в любой из стран буддийского ареала. Три первых истины – «истины» страдания, возникновения страдания и прекращения страдания – очерчивают исходную область предмета философствования. Именно сансарное бытие как непрерывное развертывание причинно-обусловленной психофизической жизни индивида выступает отправной точкой практического преобразования индивидуальной психики через посредство «пути», поэтому в сферу философского рассмотрения входят только те вопросы, которые с этим преобразованием связаны. Истина пути представляет собой обобщенное описание практики преобразования индивидуальной психики применительно к высшей религиозной цели доктрины – обретению нирванического состояния.
Психика же истолковывалась буддийскими теоретиками не с содержательной стороны, то есть не в терминах внешнего мира, а именно в своем структурно-динамическом аспекте, и анализ производился на языке, как бы имманентном самой психике, для чего и было инвертировано понятие дхарма.
Семантика этого понятия имеет две стороны: дхарма как единица языка описания психики, которая по своему значению не может быть сведена ни к чему иному, кроме как к самой психике (гносеологический аспект), и дхарма как структурная единица индивидуальной психофизической организации (онтологический аспект). Введение термина дхарма как единицы описания психических и психофизических процессов представляет собой, вероятно, величайшее достижение буддийской и тем самым индийской классической философской мысли. Религиозная идеология в данном случае выступала лишь конкретно-исторической формой, в которую отливались поиски древнеиндийских ученых, за два тысячелетия до наших дней вплотную подошедших к пониманию тех реальных проблем, которые получили в современной научной психологии название парадокса психических процессов.
Динамическая концепция индивидуальной психофизической организации была построена в буддийской философии таким образом, чтобы раз и навсегда элиминировать идею субстанциальной души, атмана брахманистских систем. Субстанциальному брахману был противопоставлен поток дхарм (santāna). Напомним, что абхидхармистская философия делит все дхармы на два типа: причинно-обусловленные и причинно-необусловленные.
Дхармы первого типа возникают и существуют, как известно, постольку, поскольку человеческий организм и психика подчинены в своем функционировании закону причинно-зависимого возникновения. Непрерывное течение потока причинно-обусловленных дхарм и есть, согласно абхидхармистской концепции, психическая жизнь в ее эмпирическом модусе. Дхармы второго типа, по определению, не связаны с причинно-зависимым возникновением и в силу этого не входят в рассматриваемую классификацию. В плане языка описания дхармы этого типа представляют собой логико-дискурсивную интерпретацию религиозно-философского понятия нирвана, идеологемы, противостоящей изначальной идеологеме сансара.
И еще одно важное, на наш взгляд, замечание: реальность является индивиду через его собственный поток дхарм, однако дхармы как таковые представляют собой не более чем поименованные объекты познания. Таким образом, они могут быть рассмотрены исключительно и всецело как номинальные сущности, которым в реальности соответствует нечто, лежащее за пределами дефиниций. Об этой реальности можно сказать лишь то, что она есть в своем собственном качестве (tathatā, букв. «таковость»). Реальность не зависит, следовательно, от форм и способов ее наименования, а значит, эти последние по своей природе пусты. Такой подход по сути дела углублял общее для всей буддийской философии представление о «пустоте» Я, дополняя его концепцией «пустоты» дхарм.
Понятие шунья встречается уже в первом разделе буддийского канонического корпуса как определение мира, то есть сансарного бытия. В каком же смысле мир есть пустота? Поскольку буддийская мысль отправлялась от исходной посылки отсутствия субстанционального вечного атмана и, следовательно, отсутствия чего бы то ни было, относящегося к атману, мир получал характеристику перманентного непостоянства.
Мадхьямики отождествляли нирвану с татхатой, ибо, по их мнению, все объекты имеют одну и ту же природу, то есть они лишены «чистого», вечного, бескачественного субстрата, и самый процесс их наименования связан с ментальным конструированием и отражает не реальность как таковую, но относительное бытование вещей.
В то же время нирвана может быть отождествлена с шуньятой, поскольку представляющие ее дхармы, как и все дхармы вообще, лишены какого бы то ни было онтологического статуса и суть лишь единицы описания.
Еще одно утверждение мадхьямиков гласит: реальность познается через предел истины. Это подразумевает, что при анализе дхарм, которые суть простые номинальные обозначения, мадхьямики с неизбежностью приходят к постижению относительности дискурсивного познания и непосредственному видению того факта, что реальность не имеет предела. Актом такого постижения и утверждалась принципиальная познаваемость реальности.
Мадхьямики выдвинули учение о двух видах истины: относительной истине (букв. «сокрытой истине») и истине высшего смысла. По их мнению, все буддийское учение основано на этих двух истинах.
Относительная истина может быть рассмотрена в трех аспектах: первый из них состоит в том, что относительная истина в определенном смысле отождествляется с неведением, поскольку она налагает на реальность некоторую форму, являющуюся лишь временным причинно-обусловленным фрагментом. Но, будучи зафиксированной, эта фрагментарность как бы увековечивается в сознании и приобретает самодовлеющее значение. Второй аспект относительной истины предполагает ее содержательную детерминированность законом причинно-зависимого возникновения, то есть предметом высказывания здесь могут служить вещи, подчиненные в своем существовании причинам и условиям.
Помимо этого относительная истина может быть выражена только посредством слов и знаков, распространенных в социальном мире; поэтому она основывается на чувственном восприятии и вербальном мышлении.
Истина высшего смысла непосредственно связывалась теоретиками мадхьямики с реализацией нирванического состояния сознания, не допускающего субъектно-объектного различения. Сознание, пребывающее в таком состоянии, полностью отрешено от ментального конструирования, и, следовательно, его содержание принципиально не может быть вербализировано. Истина высшего смысла постигается сугубо индивидуально, хотя ее содержание полностью лишено какого бы то ни было субъективизма в плане как познавательной направленности, так и аффективной окрашенности. Эта истина, следовательно, должна рассматриваться исключительно как неотъемлемое от индивидуальной психики состояние сознания, которое не может быть передано другому индивиду.
Данное положение философии мадхьямики не следует никоим образом рассматривать как иррациональное либо мистическое. Оно основано на глубоком осмыслении того факта, что психические состояния не могут транслироваться от индивида к индивиду. Этот факт стал достоянием научной психологии только в ХХ в.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 17 янв 2018, 15:27

Учение о двух истинах имело еще одно важное доктринальное следствие, вполне согласующееся с ориентациями собственно махаянской идеологии в целом. Диалектическое единство истины относительной и истины высшего смысла вело к отождествлению сансары и нирваны, поскольку с точки зрения мадхьямики для того, кто реализовал истинное знание, не существует ни малейшего отличия сансары от нирваны, ни малейшего отличия нирваны от сансары. По В.И.Рудому, то, что выступает пределом нирваны, есть также предел сансары, и между ними не существует ни малейшего оттенка различия.
Осознание факта, что между нирваной и сансарой нет отличия, очень сложно для не-буддистов. Так же сложно осознать и принять то, что нирвана тождественна Пустоте, Великому Ничто, ничем не заполненному, нерожденному, бесконечно «протяженному», существующему вне пространства и времени. Так, например, нирвана описывается как «безраздельное счастье», про нее говорится, что «невозможно описать ни очертаний ее, ни облика, ни возраста, ни размеров, исходя из какого бы то ни было сравнения, довода, причины или основания» [3]. Нирвана недвижима, неизменна, не подвержена аффектам, она «ни прошлая, ни будущая, ни нынешняя, ни ставшая, ни не ставшая, ни породимая».
В представлении придерживающихся иных религиозно-философских убеждений Бог олицетворяет собой все, в то время как, казалось бы, нирвана являет собой Ничто. И если на Западе Бог мыслится как Отец, пребывающий во всей своей полноте во всем сущем, Бог объемлет собой Мироздание, то на Востоке, в частности, в буддийском мире, нирвана, также отмеченная явной печатью сверхбожественного, не может быть сопоставлена или сравнена с чем-либо известным человеку, пребывающему в иной системе измерения, нежели Абсолют. В воплощенном мире (так называемом мире форм и не-форм) нет ничего такого, что могло бы полностью вместить понятие Абсолюта. Поэтому буддийская философия трактует Нирвану как явление, которое ни с чем не сопоставимо. Самое главное, нирвана не является не-бытием в европейском понимании этого слова. Она, подобно христианскому Богу, есть вечное Бытие.
Некоторые физики сравнивают нирвану с особым «полем», таким образом сансара и нирвана суть две своеобразные системы, одна из которых является замкнутой, а другая – открытой. Более того, при ближайшем рассмотрении сансара превращается не во что иное, как в черную дыру, а нирвана обретает значение гравитационно-нейтрального эфира, сдерживающего от дальнейшего распространения пространство черной дыры. Согласно теории относительности, время не одинаково в различных точках Вселенной. Категория времени напрямую связана с понятием плотности вещества. Временная система внутри черной дыры настолько разнится, предположим, с Земной, что объект, оказавшийся «втянутым» в черную дыру, скорее всего будет раздавлен если не массой и давлением сжимающегося вещества, то Временем.
Многие ученые полагают, что черная дыра имеет неоднородный уровень плотности вещества в центре и на периферии радиуса гравитационного поля. Чем дальше вещество от центра, тем более разряженным является оно, и, соответственно, чем ближе к центру, тем более плотным оно становится. Таким образом, движение к центру черной дыры могло бы нам напомнить не что иное, как... схождение в ад. Легенды о мраке и ужасах ада – это, вероятно, проекция некоего древнего космогонического мифа о черных дырах, или, возможно, отражение реальных знаний предшествующих цивилизаций (существование которых в свете рассматриваемой теории становится вполне допустимым).
В то время как европеец представляет ад (подобно Данте) частью подземного мира, не имеющего отношения к его земной «реальной» жизни, буддист мыслит ад одним из составных «элементов» сансары. В череде рождений и смертей джива, или сущность индивидуальной души, вечное сознание – бесформенное и неизменное, воплощается в различных телах и, имея либо положительную, либо отрицательную карму, обретает либо счастливую жизнь – рай, либо несчастливую – ад. Из этого следует, что для буддиста рай и ад – это понятия, относящиеся к их настоящей, «реальной» жизни, а потому описание структуры сансары применимо (исходя из аналогии «сансара – Вселенная») к описанию структуры Вселенной.
Аналогия «сансара – Вселенная» и «сансара – черные дыры» позволяет нам сопоставить Вселенную с черными дырами. В ходе этого сопоставления выясняется, что черные дыры – это своеобразная модель Мироздания. Анализируя строение черных дыр, мы можем воссоздать и строение всей Вселенной.
В науке вакуум традиционно трактуется как некая область пространства, не содержащая материю. Впрочем, все ли нам известно о материи? В ХІХ веке ставилось под сомнение существование частиц более мелких, чем молекула. Лишь в ХХ веке было научно подтверждено, что атом также дискретен и не является первичным элементом в строении вещества. Протоны и нейтроны, из которых состоит ядро атома, как показывают исследования последних десятилетий, тоже не являются заключительным звеном в цепи, описывающей глубинную структуру материи. Фотоны, гравитоны, кварки – и так далее... Не окажется ли, что вакуум все же «населен» некими несоизмеримо малыми частицами, о которых современная наука пока не имеет представления? Не окажутся ли именно они искомыми «первоэлементами» вещества, составляющего поле нирваны?
Еще совсем недавно такое физическое явление, как биополе, всячески отвергалось официальной наукой, объявлялось научной ересью и бредом религиозных фанатиков. Вполне допустимо, что представления о биополе были заимствованы из буддизма. Поясним, что, исходя из аналогии «нирвана – Бог» и «нирвана – вакуум», мы можем сделать вывод о том, что представление человека о Боге является не чем иным, как отражением знаний о некоем «Веществе», «обнимающем» и пронизывающем наше Мироздание. Бог породил Вселенную, Бог во всей полноте своей пребывает в каждой вещи материального мира, и все вещи материального мира, собранные воедино, пребывают в Боге.
Происхождение же Вселенной до сих пор остается неясным. Ученые полагают, что Вселенная возникла в результате Большого Взрыва. В этом случае источником материи могло послужить некое космическое тело, которое и стало центром нашей Вселенной. О том, какие процессы протекали внутри него до момента взрыва, нам могут рассказать черные дыры.
Как известно, наука пока не располагает точными сведениями относительно того, что происходит с черными дырами после достижения ими максимальной степени сжатия. Нет также достоверных данных и о продолжительности «жизни» черной дыры.
Считается, что состояние черной дыры – это завершающий этап существования космического тела. Однако, как известно, законы природы таковы, что ничто не завершается, не дав начало новому процессу. В этом смысле жизнь бесконечна. Закон сохранения гласит, что энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает, она может только переходить из одной формы в другую. Буддийское понятие сансары перекликается с данными физики. Материя и вещество, как утверждается в буддизме, неизбывны. Физики же интерпретируют это положение следующим образом: жизнь Вселенной состоит из поочередно сменяющих друг друга эпох. Вселенная, в которой мы существуем сейчас, – лишь одна из многочисленных форм проявления бесконечной материи.
Наша Вселенная – не единственная в истории Мироздания: не первая и не последняя.
Наша Вселенная – неиссякаема, беспредельна и вечна в своей изменчивости. Именно так описывали Мироздание Великие Учителя древности, именно так его толкует современная наука.
______________
* Как известно, в 1960 году профессор Ю.Н.Рерих поднял вопрос об издании полного тибетского текста «Абхидхармакоши» и «Абхидхармакошабхашьи» и их русского перевода, но преждевременная смерть ученого не позволила осуществить эту работу. Перевод их сочинений с тибетского языка был издан в Улан-Удэ, а с санскрита − в Москве.
Литература
1. Васубандху. Абхидхармакоша. Т. 1–2. Улан-Удэ, 1980; Т. 3. Улан-Удэ, 1988.
2. Рудой В.И. Введение / Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). Раздел первый. Анализ по классам элементов. М., 1990.
3. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 20 апр 2018, 10:05

Александр Макаров. Исследование терминальных состояний с позиции буддизма и западной науки
https://www.youtube.com/watch?v=HsG2PXC ... e=youtu.be

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 08 май 2018, 16:24

Природа сознания. Диалог Далай-ламы с российскими учеными

В августе 2017 года в г. Дели (Индия) прошла первая научная конференция о природе сознания с участием Далай-ламы и ведущих российских ученых (Константин Владимирович Анохин, Юрий Иосифович Александров, Дмитрий Борисович Волков, Давид Израилевич Дубровский, Виктория Георгиевна Лысенко, Мария Вячеславовна Фаликман, Татьяна Владимировна Черниговская и Николай Казимирович Янковский). Предлагаем вашему вниманию документальный фильм, в котором сделан общий обзор события, показаны фрагменты выступлений Далай-ламы, российских и буддийских ученых, а также представлены отзывы участников о состоявшемся диалоге. Конференция была организована Центром тибетской культуры и информации и фондом «Сохраним Тибет» при поддержке «Московского центра исследования сознания» при философском факультете МГУ.

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5829

Фильм Романа Сухоставского
Источник: Сохраним Тибет. 26.04.2018

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 19 авг 2019, 09:57

Фонд «Сохраним Тибет» издал книгу Сергея Александрова «Буддизм глазами физика»

Александров С. Буддизм глазами физика. – М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2019. – 176 с. – (Серия «Буддизм и наука»).

ISBN 978-5-905792-35-9

В серии «Буддизм и наука», которую выпускает Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет», вышла новая книга Сергея Александрова «Буддизм глазами физика».

Книга «Буддизм глазами физика» представляет собой описание буддизма с точки зрения физика-теоретика. Структура буддизма сравнивается в ней со структурой научной теории, а основные положения – с современным пониманием законов Вселенной. В частности, автор в доступной форме объясняет, как попытки построить теорию квантовой гравитации привели к открытиям, которые до сих пор не освещались в научно-популярной литературе, кардинально меняют наше представление о природе материи, пространства и времени и как возникающая на этой основе картина мироздания согласуется с буддийским учением о пустоте.

Сергей Юрьевич Александров – физик-теоретик, специализирующийся на вопросах квантовой гравитации и теории суперструн. Окончил Санкт-Петербургский государственный университет в 1999 году со степенью магистра. В 2003 году там же защитил кандидатскую диссертацию и одновременно получил степень PhD в университете Париж-Юг XI во Франции. С 2005 года работает в университете Монпелье, где занимает сейчас должность руководителя научных исследований. Автор более 70 научных публикаций. С.Александров – практикующий буддист в традиции кагью тибетского буддизма.

ВСТУПЛЕНИЕ

Я физик и одновременно буддист. Нет ли в этом противоречия? Как религиозные взгляды буддизма могут уживаться с научным мировоззрением? Каково буддийское и научное видение реальности и абсолютной истины? Что общего между квантовой гравитацией и буддийским пониманием «пустоты»? Вот некоторые из проблем, которые я бы хотел затронуть в этой книге.

На самом деле эти проблемы, конечно, не новы. С самого начала знакомства западного мира с буддизмом многие были поражены практически полным отсутствием в этом учении мистических элементов и веры в сверхъестественное. Вместо традиционных религиозных верований они нашли, что буддизм основан на логике, знании и опыте, и поэтому даже предлагали рассматривать его не как религию, а как набор психофизических техник или как чистую философию. Более того, в последние десятилетия происходит непрерывный диалог между буддизмом и западной наукой. С одной стороны, все больше проводится исследований, посвященных изучению влияния буддийских медитативных практик на мозг человека, его психическое и моральное состояние и даже физическое здоровье. Результаты этих исследований доказывают на объективном уровне потрясающую эффективность таких практик. С другой стороны, достаточно широко обсуждаются захватывающие аналогии между различными аспектами буддийского мировоззрения и той картиной мира, которая возникла благодаря открытию квантовой механики в начале XX века. Например, подробному анализу этих аналогий посвящена книга американского астрофизика Вика Мэнсфилда [1]. Всевозможные стороны взаимодействия между буддизмом и наукой рассматриваются также в книгах знаменитого буддийского наставника Йонге Мингьюра Ринпоче [2] и Его Святейшества Далай-ламы XIV [3], где, помимо прочего, можно найти обсуждение огромной практической пользы, к которой может привести такое взаимодействие.

Однако, как мне кажется, ни одно из этих направлений деятельности не дает исчерпывающих ответов на поставленные выше вопросы. Ведь буддизм не сводится ни к набору практик, помогающих при стрессе, ни к абстрактным представлениям о нашем физическом мире. Собственно говоря, он потому и является одной из мировых религий, что объединяет глубочайшую философию, основанную на определенных принципах и охватывающую как материальные, так и духовные аспекты мироздания, с конкретными методами, ведущими к духовному совершенству. В отрыве друг от друга или будучи редуцированы до каких-то ограниченных и прикладных целей, эти части теряют свой первоначальный смысл, становятся сухими и безжизненными. Именно поэтому мне кажется важным рассмотреть, как соотносятся с научным мировоззрением не только отдельные аспекты буддизма, но и сама структура этого учения, а также его основные принципы. Скромная попытка сделать это и представлена в этой книге.

Кроме того, я хочу еще раз критически проанализировать те аналогии и параллели, которые часто проводятся между некоторыми буддийскими понятиями, с одной стороны, и научными представлениями – с другой. В частности, большинство таких аналогий опирается на выводы, полученные в результате развития квантовой механики и квантовой теории поля. Эти выводы достаточно широко известны, так как многократно освещались в научно-популярной литературе и становились объектом философских дискуссий. Однако со времени открытия этих теорий наука продвинулась достаточно сильно вперед. Сегодня ее передний фронт, отражающий наше понимание фундаментальных основ физического мира, пролегает там, где находится проблема квантовой гравитации. Суть этой проблемы в том, чтобы объединить законы квантовой механики с общей теорией относительности Эйнштейна или каким-либо ее обобщением, описывающим гравитацию. Решению этой проблемы и посвящена моя основная работа как физика-теоретика. И хотя она до сих пор остается нерешенной, в ходе исследований было получено много новых результатов, которые способны изменить наше представление о Вселенной таким же кардинальным образом, как открытие квантовой механики. Как мне кажется, некоторые из них замечательно вписываются в буддийскую концепцию, и я бы хотел вынести эти новые аналогии на суд читателя.

Наконец, я использую эту книгу как возможность очередной раз обсудить распространенные заблуждения по поводу буддизма и различных его аспектов. Я лично сталкивался с ними, когда разговаривал о буддизме и его мировоззрении с разными людьми. Порой эти заблуждения могут принимать самые неожиданные формы и появляться там, где их совсем не ждешь. Надеюсь, что эта книга поможет развеять хотя бы некоторые из них.

Стоит отметить, что, хотя в книге обсуждаются основные принципы буддийской философии, она ни в коем случае не должна рассматриваться как введение в буддизм. Для этого существуют куда более авторитетные авторы и их работы. Например, для тех, кто хочет всерьез заняться изучением буддизма, я бы рекомендовал замечательные лекции профессора Е.А.Торчинова [4]. Цель же моей книги – показать непротиворечивость и даже близость буддийского и научного взглядов. Условно ее можно разделить на три части, каждая из которых состоит из трех глав. Первые три главы посвящены обсуждению основ буддийского учения и используемых им методов познания, которое перемежается многочисленными сравнениями с научным подходом и тем, что мы знаем сейчас о Вселенной. Во второй части я рассматриваю более сложные вопросы, которые концентрируются вокруг буддийского учения о пустоте. Наконец, в третьей части анализируются самые последние достижения в понимании фундаментальной структуры нашего мира, достигнутые за последние годы в теоретической физике, и их связь с буддийским пониманием пустотности. Многие из них невозможно найти в научно-популярной литературе, и поэтому, мне кажется, они могли бы вызвать интерес как у только начинающих интересоваться буддизмом, так и у буддистов со стажем, которые смогли бы для себя почерпнуть кое-что интересное из мира науки или те новые аналогии, которые я здесь предлагаю.

Для удобства читателя, мало знакомого или с буддийской, или с научной терминологией, в конце книги есть два словаря-указателя: санскритских терминов, встречающихся в тексте, и терминов из области физики. Каждый термин сопровождается очень кратким определением. Хотя в большинстве случаев определения и не отражают всей глубины этих понятий, они должны помочь читателю не потерять нить рассуждений, если он забыл значение одного из таких терминов. В основном тексте эти термины выделены курсивом при первом появлении в каждой главе. Чтобы подчеркнуть значение некоторых слов или выражений, используется полужирный шрифт.

В заключение я должен предостеречь: в буддизме существует множество школ и направлений. Хотя есть определенный набор принципов, которые принимаются всеми из них, что и позволяет рассматривать их как части единой буддийской традиции, существуют между ними и различия. В частности, наиболее существенно различаются школы махаяны (или Великой колесницы) и тхеравады. Сам я придерживаюсь традиции тибетского буддизма, который является частью махаяны. Поэтому взгляды, представленные в книге, излагаются с точки зрения этой традиции и могут в некоторых аспектах не совпадать с воззрениями, принятыми в других. Если же здесь содержатся какие-то ошибки, то они возникли только вследствие моего несовершенного понимания буддийской философии, и я хочу заранее попросить у читателя прощения за это.

Выражаю глубокую благодарность своим учителям, благодаря которым я приобрел те знания по физике и буддизму, о которых пойдет речь в этой книге. Если бы не они, это увлекательное путешествие в мир, где буддийские истины встречаются с завораживающими научными идеями о фундаментальной структуре мироздания, вряд ли бы состоялось. Я также признателен Вячеславу и Наталье Барляевым за ценные советы, позволившие сделать эту книгу чуть более понятной. Особую благодарность я бы хотел выразить Андрею Терентьеву за его подробные и точные комментарии, касающиеся тонких вопросов буддийской философии. Наконец, эта книга никогда бы не появилась на свет без моей драгоценной жены Татьяны, дарившей мне вдохновение все эти годы. Спасибо тебе за то, что ты есть!

1. Мэнсфилд В. Тибетский буддизм и современная физика: На пути к единству любви и знания. М.: Новый Акрополь, 2010.

2. Йонге Мингьюр Р. Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему: Практическое руководство. М.: Открытый мир, 2009.

3. Далай-лама XIV Тензин Гьяцо. Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру. М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2018.

4. Торчинов Е.А. Введение в буддологию: Курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000.


Издание можно приобрести в интернет-магазине «Горный ветер».

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6353

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 09 июл 2020, 09:30

Далай-лама принял участие в видеоконференции института «Ум и жизнь»: «Жизнестойкость, сострадание и наука ради исцеления»

https://ru.dalailama.com/news/2020/mind ... xJPMIM7mI4

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 09 июл 2020, 09:31

Диалог между современной и буддийской наукой

http://scifacets.ru/2018/12/18/dl-yokoh ... D914SCyNzw

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 09 июл 2020, 09:35

Российские ученые помогут понять механизм «посмертной медитации»

http://scifacets.ru/2018/12/01/rossiysk ... YK9k6XQfBU

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Буддизм и наука. Точки соприкосновения

Сообщение Надежда Лебедева » 14 дек 2020, 19:05

«Российская наука и буддизм. Перспективы взаимодействия». Тематическая встреча

https://www.youtube.com/watch?v=GnJfNcf ... Ridvs0uZcA

В программе встречи запланировано два выступления:

Юлия Жиронкина, Фонд «Сохраним Тибет» с темой «Далай-лама и российские ученые. Начало диалога».

Елена Кокурина, координатор международного проекта по исследованию измененных состояний сознания и феномена тукдам в тибетских монастырях юга Индии с темой «Работа российских ученых в тибетских монастырях. Организация исследований»

Четвертая международная научная конференция "Тибетология и буддология на стыке науки и религии" состоялась в он-лайн формате 9-10 ноября 2020 года.

Доклады С. Медведева, Ю. Бойцовой, А. Каплана

https://www.youtube.com/watch?v=ID89_scgGXI

https://www.youtube.com/watch?v=nCUwZJ7IiwE

https://www.youtube.com/watch?v=xXPaP2XE_0U

В рамках буддийского онлайн-форума «Арья Сангха Монлам. 28 ноября — 14 декабря на этом канале. Информация, программа и тексты на сайте Форума https://sangha.ru/monlam/

Поддержите Форум или присоединяйтесь к одной из благих активностей: подношению монахам Центрального Хурула Калмыкии, которые будут читать тексты Кангьюра или ежедневному подношению светильников в пещере Асура в Непале https://sangha.ru/monlam/donate/

Организатор — ЦРО Ассоциация Буддийских Общин «Арья Сангха».


Вернуться в «Кирлианография и другие исследования психической энергии - вехи на пути к науке будущего»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей