Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 05 мар 2023, 14:59

Последний визит Святослава Николаевича Рериха в Россию (воспоминания Л.В. Шапошниковой)

https://www.youtube.com/watch?v=hiigGwmMj08

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 22 окт 2023, 18:57

Онлайн-лекция «”Западный художник с сердцем восточного мудреца”: об особенностях живописи Святослава Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».

23 октября 2023 года (понедельник) в 16:00 в рамках программы состоится лекция «”Западный художник с сердцем восточного мудреца”: об особенностях живописи Святослава Рериха».

Искусство Святослава Николаевича Рериха уникально и универсально во многих отношениях. Нас особенно интересует в нем, как и в живописи его отца, Николая Константиновича Рериха, то «духовное послание», которое он в своем искусстве принес миру и в котором учит нас лучше понимать человека.

С.Н. Рерих получил художественное образование в Лондонском университете в Англии, затем в Колумбийском университете в Америке. Переезды были связаны с культурно-просветительской деятельностью Николая Рериха в Европе и США в начале 1920-х годов. В это время Святослав Рерих изучал традиции многих художественных школ, которые развивались на Западе, но также и на Востоке, и как художник он вобрал в себя все то лучшее, что было достигнуто в мировой живописи, и в русской, и западноевропейской, и восточной с ее трансцендентной основой. Если исследовать его творчество в контексте лучших традиций искусства Востока, особенно Индии, влияние которой на судьбу и творчество Святослава Рериха наиболее глубоко и неоспоримо, то здесь необходимо понимать степень восприятия им самим и как художника, и как человека традиций, которые пришли из глубин веков индийской жизни и сформировали ее особенности. Погружение мысли в великое пространство вселенной – именно с этим связано в восточной традиции то особое видение мира, за которым стоят знания о единстве человека и космоса.

Лектор: Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления МЦР (Москва, Россия).

Лекция «”Западный художник с сердцем восточного мудреца”: об особенностях живописи Святослава Рериха» будет проходить в онлайн-формате.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7812


https://www.youtube.com/watch?v=1LC_-rTzG04

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 22 окт 2023, 20:00

23 октября - день рождения С.Н. Рериха.

Книга.jpg
Книга.jpg (40.01 KiB) 2671 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 23 окт 2023, 15:46

Ко дню рождения Святослава Николаевича Рериха

23 октября 2023 года исполняется 119 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха (1904–1993), младшего сына Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов, вписавшего, как и его отец, свою прекрасную страницу в историю мировой культуры. Он был выдающимся живописцем, философом, ученым, занимавшимся естественными науками, общественным деятелем мирового масштаба.

Все творчество Святослава Николаевича Рериха неразрывно связано с идеями Живой Этики. Он являлся не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

«Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». Эти слова принадлежат Святославу Николаевичу Рериху, убежденному в действенной силе Красоты, в том, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь.

Ко дню рождения Святослава Николаевича Рериха Международный Центр Рерихов проводит онлайн-лекцию И.Ю. Дьяченко «”Западный художник с сердцем восточного мудреца”: об особенностях живописи Святослава Рериха».

Предлагаем вашему вниманию материалы о Святославе Николаевиче Рерихе

Н.К. Рерих. Святослав

Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому еще более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно видеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний. Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж – во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.

В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда мало знающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирожденный композитор выразит это свое качество решительно во всем. Он «увидит» портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.

Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: «Если ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться». В этой истории подчеркнуто, насколько каждая часть картины является ее нераздельным существенным выражением.

В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.

Брюллов говорил: «Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место». В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и все. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.

Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью.

Так же, как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.

«У чистых все чисто», – говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нем, творить светлое будущее.

Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас все лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.

Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины – в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.

Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят еще одно светлое творение в многообразие бытия.

Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет. Кто же разобьет светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творчеством мы еще раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа.

Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями. Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное!

22 мая 1935 г.

Н.К. Рерих. Листы дневника. Т. 1. М., 1999

Цаган Куре

Л.В.Шапошникова. Философ реального Космоса

К 100-летию со дня рождения Святослава Рериха

Газета «Культура», № 49, декабрь 2004 года



…Где-то в середине ночи самолет стал снижаться, и через какое-то время под ним поплыли электрические созвездия столицы Индии Дели. Вскоре среди них обозначились огни посадочной полосы. Самолет слегка встряхнуло и он, замедляя свой бег, остановился у трубы терминала. Мы покинули свои места и направились к выходу.

Делегация Международного Центра Рерихов была приглашена в Индию на юбилейные торжества. Кроме столетия со дня рождения Святослава Николаевича, отмечалось 130 лет Николаю Константиновичу и 125 лет Елене Ивановне. В Дели, в Российском культурном Центре, в связи с этим открылась постоянная экспозиция, посвященная Рерихам, и привезенная нами фотовыставка о жизни Святослава Николаевича. В Бангалоре, в его имении Татагуни мы увидели мемориал в его честь, сделанный из черного и белого мрамора. В самом городе прошло торжественное заседание в честь юбиляра. В эти дни вся Индия говорила только о Рерихах. О них писали газеты, выходили книги, были изданы почтовые конверты с портретами Рерихов, появились памятные почтовые марки, специальные сувениры и многое другое. В гималайской долине Кулу, где находилась вилла Рерихов, шли красочные празднества, семинары, театральные представления, экспонировались выставки, посвященные Рерихам, и выставка картин главного юбиляра – Святослава Николаевича. Людская река текла, не прерываясь, по улице Рериха от Наггара вверх, где все это происходило.

Я вошла во двор рериховской виллы и поразилась, как много здесь изменилось. Рядом с виллой выросли новые здания: одно – для выставок, другое — для семинаров и научных собраний. Все было построено на деньги Центрального правительства Индии и правительства штата Химачал Прадеш.

Первый раз я приехала в Кулу в 1972 году по приглашению Святослава Николаевича Рериха и его супруги Девики Рани.

Ничто здесь не напоминало ту Индию, которую я знала до сих пор. Казалось, я попала в другую страну. За лесистыми склонами поднимались ослепительные снежные вершины, в их изломах дробился голубой цвет неба. Внизу лежал древний поселок Наггар. Крыши, крытые серыми плитами сланца, веранды, нависающие над узкими извилистыми улочками, синие дымки, просачивающиеся из открытых дверей прокопченных старинных харчевен, неуклюжая квадратная башня замка.

А между замком и виллой стоял под трехъярусной крышей древний храм, посвященный богине Трипурасундарам, с которого я и начала под водительством Святослава Николаевича осваивать долину Кулу. Мы много беседовали во время прогулок, а иногда Святослав Николаевич приглашал меня на скамью, стоящую под деодаром, во дворе виллы.

Эти беседы запомнились мне на долгие годы. Но только теперь я поняла, что в них был свой подтекст, который проявился через значительное время.

Тогда же Святослав Николаевич рассказал мне об архиве Елены Ивановны, своей матери, который составлял философскую основу творческого наследия Рерихов. Потом через несколько дней повел меня в Институт Гималайских исследований «Урусвати», расположенный выше по склону над виллой. Я знала, что этот Институт прекратил свою деятельность во время Второй мировой войны.

Мы поднялись по тропинке, вьющейся по некрутому склону, и метров через пятьсот оказались на небольшой площадке, поросшей ярко-зеленой травой. Здесь стояли два здания Института. На одном из них еще сохранилась вывеска: «Урусвати».

– Весь этот склон и роща, – сказал Святослав Николаевич, – принадлежат Институту. Двадцать акров земли, которую мой отец Николай Константинович отдал для этой цели. Вот в этом доме, – Святослав Николаевич показал на первый из них, – работали и жили зарубежные сотрудники Института, а в следующем были лаборатории.

Чуть в стороне, ниже по склону, некогда стоял дом, в котором жили тибетские ламы, помогавшие Юрию Николаевичу Рериху в его лингвистических исследованиях.

Шаги гулко отдавались в пустых помещениях. Комнаты тянулись одна за другой. Мы остановились перед дверью. Заржавевший механизм долго не поддавался. Наконец мы оказались в большом зале. Свет с трудом пробивался сквозь плотно прикрытые ставни. Когда глаза привыкли к полумраку, я увидела ящики, которые громоздились друг на друге. Ящиков было много, их покрывал толстый слой пыли. По стенам стояли застекленные шкафы.

– Наши коллекции, – коротко бросил Святослав Николаевич.

Это были коллекции, частично оставшиеся от Центрально-Азиатской экспедиции Рериха и собранные экспедициями самого Института, – богатейший научный материал, к которому несколько десятков лет не прикасалась рука ученого. В застекленных шкафах и ящиках находилось собрание ценных этнографических и археологических находок. Орнитологическая коллекция насчитывала около 400 видов редчайших птиц, некоторые из них сейчас уже исчезли. Ботаническая полностью представляла флору долины Кулу. Геологическая содержала немало редких минералов. Тут же были и зоологическая, фармакологическая, палеонтологическая коллекции.

Виднейшие ученые Индии и мира, такие, как А.Эйнштейн, Р.Милликен, Дж. Чандра Бос, Н.И.Вавилов, сотрудничали с Институтом. Рерихи провели крупнейшую в ХХ веке Центрально-Азиатскую экспедицию и разработали накануне Второй мировой войны Пакт по защите культурных ценностей. Пакт назвали именем Рериха.

Мы прошли в следующую комнату, по стенам которой тянулись полки с книгами – четыре тысячи томов. В одном из помещений обнаружилось оборудование биохимической лаборатории. Книги давно уже никто не снимал с полок, лабораторным оборудованием не пользовались... Тем не менее все это не производило тягостного впечатления запустения и упадка. Казалось, люди лишь недавно покинули эти стены по каким-то не зависящим от них обстоятельствам. Они успели только упаковать коллекции и закрыть на замки двери библиотеки и лаборатории...

– Вот что такое «Урусвати» теперь, – Святослав Николаевич печально наклонил голову. – Но ведь советские ученые могут здесь работать? – глаза его улыбнулись. – Об этом не раз говорили и мой отец, и брат. Почему бы советским и индийским ученым здесь не поработать вместе? Все это, – он обвел взглядом вокруг, – может оказаться в их распоряжении. Русские начали, русские должны и продолжить...

Эта тема – «русские начали, русские и должны продолжить» – целый день звучала в наших беседах.

– Вы должны знать, – говорил Святослав Николаевич, – что этот Институт не просто очередное научное учреждение. В нем заложено будущее нашей науки. Тогда, во время войны и после, судьба Института сложилась непросто, и прервались исследования и та научная методология, которая лежала в их основе. И все это заложено было не нами, Рерихами, а нашим Учителем, который создал Живую Этику, и планы которого мы выполняли. Вы знаете, все очень интересно было задумано и еще более интересно исполнялось. Во всех этих действиях, в которых мы участвовали, было не только будущее новой науки, но и будущее эволюции человечества, его преображения, его новых форм существования.

Все чаще и чаще в наших разговорах звучали слова – Новая эпоха, новое мышление. А через несколько дней Святослав Николаевич попросил передать его предложение Академии наук СССР. Он хотел, чтобы группа советских ученых прибыла в Кулу и решила проблему совместного с Индией сотрудничества в Институте Гималайских исследований. Вернувшись в Москву, я передала это тем, от кого все зависело. Но сам процесс шел медленно и вяло, обстоятельства менялись, трудности задуманного росли. План Святослава Николаевича так и не был выполнен.

В 1997 году, когда я заезжала в Кулу после заседания в Симле Попечительского Совета Международного Мемориального треста Рерихов, здание, где когда-то жили иностранные сотрудники Института, было отремонтировано, и там располагалась выставка предметов искусства и ремесла народов гималайского региона.

Юбилейные рериховские торжества совпали с началом ремонта и второго здания. Видимо, будущее Института уже имело определенную перспективу. И, конечно, эта перспектива касалась и российских, и индийских ученых. Ибо все, что совершалось Рерихами в Индии, всегда имело связь с Россией. Юбилейные рериховские торжества в Индии в этом году еще раз подтвердили этот факт. Торжества проходили на высоком правительственном уровне. В них участвовали главные министры штатов Химачал Прадеш и Карнатака, крупные культурные и общественные деятели Индии. В конце пребывания в Индии делегации МЦР премьер-министр Индии Манмохан Сингх счел необходимым принять президента МЦР Чрезвычайного и Полномочного Посла Ю.М.Воронцова и меня, вице-президента, Генерального директора Музея имени Н.К.Рериха. Вслед за этим последовал прием у министра иностранных дел Индии. И в выступлениях главных министров штатов, в которых когда-то жили и трудились Рерихи, и в беседах с премьер-министром страны и министром иностранных дел красной нитью проходила одна мысль: Рерихи создали культурно-духовный мост между Индией и Россией.

Рерихи оказались в Индии не случайно. Они стремились сюда и в этом стремлении были не одиноки.

Магнетизм Индии испытывали многие. В чем же тайна ее великой притягательности? Прежде всего в непрерывности культурной традиции, которая объясняет и все остальное. Прошедшие по пространству Индии народы не исчезли, как это было с древними египтянами, шумерами и многими другими, чьи следы, может быть, еще даже и не отысканы. Самые загадочные, самые древние народы продолжали существовать в Индии со своей культурой, со своими многовековыми традициями. Непрерывно развивающаяся культура формировала духовный облик индийца, создавала непревзойденные шедевры искусства, шлифовала драгоценные камни индийской философской мысли и мудрости. Культура и Красота создавали в течение многих веков поле мощной и тонкой энергетики, на которое опиралось и дальнейшее развитие страны. Индийцы с самых ранних времен погружали свою мысль в пространство Вселенной и понимали многое из того, что мы начинаем понимать только теперь. Возможно, именно ощущение своего единства с Космосом и сделало Индию со временем духовным магнитом, или духовным сердцем планеты.

Конечно, вторжения и войны не миновали ее. Начиная с древности и кончая новым временем в Индию вливались чужие племена и народы. Однако никому из них, включая и среднеазиатских мусульман, не удалось стать ее завоевателями в полном смысле этого слова. Индия ассимилировала пришельцев, брала лучшее из их культуры, отметала ненужное.

Непрерывная культурная преемственность создала в Индии уникальный институт духовных учителей – гуру, который продолжает существовать в этой стране и до сих пор. И посейчас учителя оказывают всепроникающее влияние на нравственный и творческий характер народа. Высокое уважение к учителю, которое мы встречаем в Индии, обусловливает высокий уровень его нравственности и сознания.

Помимо всего этого Николая Константиновича Рериха притягивал к этой стране поиск древнейшего общего источника культуры индийского и славянских народов. Многие факты свидетельствовали о существовании такого источника. Не только определенное сходство в языках и традициях, идущих от самой древности, говорило о культурной близости, но и общее в психологии обоих народов наводило на серьезные размышления. Поэтому Рерихи остались в Индии на многие годы. В сотрудничестве с великими Учителями Индии Рерихами была создана философия реального Космоса – Живая Этика, которая является началом нового, космического мышления.

Важнейшую роль в этой работе сыграла выдающийся философ Елена Ивановна Рерих.

Святослав Николаевич Рерих участвовал во всех начинаниях своей великой семьи. Он был выдающимся художником, философом, ученым, занимавшимся естественными науками, и выдающимся общественным деятелем.

Его творчество было пронизано идеями философии реального Космоса. Святослав Николаевич был не только последователем, но и толкователем этого мировоззрения. Как глубокий философ, он по-своему сумел осмыслить и развить его важнейшие положения и идеи. «Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному, – говорил он об источниках своего вдохновения, — является той великой внутренней силой, которая изменяет нас и изменяет также нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень знания и опыта». Святослава Николаевича привлекали те энергетические процессы, к которым он был наиболее близок, опыт в познании которых накопил в течение своей жизни. Красота, ее суть и роль, ее энергетика занимали, пожалуй, в этом опыте первое место. «Для меня реально и очевидно, что в искусстве и красоте заключены сверхъестественные силы», – поясняет он, употребляя слово «сверхъестественный» отнюдь не в расхожем его смысле, а имея в виду ту энергетику высоких вибраций, которая ещё недоступна человеку.

Красоту, с которой мы соприкасаемся в нашем плотном физическом мире, можно разделить на две группы. Красота, созданная энергетикой Природы и несущая в себе ее дух, ее силу, и Красота рукотворная как результат творчества самого человека, также несущая в себе его силу или энергию духа. Святослава Николаевича как художника и мыслителя привлекала, в первую очередь, тайна Красоты рукотворной. Он исследует ее механизмы, стремится определить ее скрытые пружины и проявить сокровенные корни. Красота не может быть создана без высшего идеала, справедливо считал он. Разрушение этого идеала – духовного или эстетического – приводит к обезображиванию жизни, к гибели ее эволюционного стержня. Утерю высшего эстетического идеала мы наблюдаем сейчас во всем мире и в нашей стране также. С этой точки зрения работы Святослава Николаевича имеют для нас непреходящее значение.

Из многих своих бесед со Святославом Николаевичем я поняла, как основательно и серьезно занимал его вопрос – что именно способствует появлению в искусстве Великих Мастеров и какова их действительная роль в эволюции. Он вовлек меня в размышления обо всем этом, и порою мы даже спорили… Как-то во время моего очередного визита к нему он протянул мне стопку машинописных листков. Это была его лекция о гуманизме в искусстве, которую он читал в одном из индийских университетов. И в ней я нашла глубокую формулировку, касающуюся Великих Душ и Великих Мастеров. «Эти поиски высших ценностей повторяются периодически, и кульминацией обычно является момент, когда дремлющие до сих пор творческие силы раскрываются и появляются Великие Души, будто притянутые невидимым, неизвестным магнитом, чтобы, используя весь накопленный опыт прошлого, создавать новые формы и сочетания. Эта переоценка высших человеческих ценностей всегда являлась одним из мощных стимулов для продвижения вперед».

Благодаря родителям, говорил Святослав Николаевич, «я понял великие ценности жизни и имел контакты с Личностями, которые давно прошли по великому и царственному пути самоосвобождения». Святослав Николаевич до самого последнего своего часа сохранял связь с Великим Учителем. Когда все члены семьи Рерихов ушли из жизни, и он остался один, эта связь многое облегчала в его нелегкой жизни. Рассказывая мне об Учителях – а это случалось нередко, – он называл их «более совершенными людьми, найти которых может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить». Говоря об Учителях, Святослав Николаевич становился строг лицом, а глаза его обретали удивительную глубину и взгляд уходил куда-то в таинственное пространство. Наблюдая за ним в такие моменты, я не могла отделаться от какого-то внутреннего чувства, что передо мной один из тех, кого называют Великими Душами, на долю которого досталась нелегкая и одинокая жизнь на нашей планете. Потом, много лет спустя, я нашла в письме Елены Ивановны подтверждение этому моему ощущению. Но в своих взаимоотношениях с людьми, и в частности со мной, Святослав Николаевич никогда ни словом, ни намеком не давал понять, что и он принадлежит к когорте совершенных людей. Временами же был непредсказуем и совершал неожиданные поступки, реальный смысл которых уяснялся позже. Думаю, он хорошо понимал, что малокультурные и невежественные люди пытаются сделать из факта существования Учителей и их «великого царственного пути» расхожую сенсацию или средство для собственного возвеличивания.

Мудра и глубока мысль Святослава Николаевича, которую он выразил в одной из бесед, – меньше стараться обучать друг друга. Главное — самосовершенствование. Начинать надо с переделки самого себя. Это основа всего. Тогда мы сможем помочь и другим. Учительство он рассматривал как помощь другим, а не как средство возвышения над другими. В этой мысли был заложен глубокий этический смысл. Святослав Николаевич часто говорил о будущем, полагая, что все те, кто связан с идеями Рерихов, работают на это будущее. Что думал о будущем он сам? И как его готовил? Что сделал для этого в свои последние годы? Ответ на эти вопросы я получила в Бангалоре, где он прожил несколько десятков лет. Я посетила в 1992 году его мастерскую в загородном имении, где двумя годами ранее работала с наследием Рерихов, готовя его к вывозу в Россию.

Мастерская сохраняла прежний вид. Бронзовые фигурки стояли на своих местах, по стенам висели все те же танка и миниатюры. На полу, прислоненные к книжным полкам и покрытые полиэтиленом, стояли картины хозяина мастерской. Многие мне были знакомы по выставкам, репродукциям и по личному общению с автором здесь же, в мастерской. Это была красота, сотворенная большим художником. Но вот, вынутые из полиэтиленовой упаковки, передо мной засверкали картины, которых я раньше не видела. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто земные и в то же время неземные формы. Тонкое красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, струящаяся сквозь горы и освещающая их изнутри. Затрудняюсь и сейчас дать точное описание увиденного мною. Но тогда поняла, что на двухмерном пространстве полотна Святослав Николаевич изобразил тонкий мир четвертого, а может быть, и более высокого измерения. Полотна несли в себе уникальный духовный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров. К сожалению, через полгода эти картины были похищены вместе с другими драгоценностями семьи его секретарем Мэри Пунача.

Когда Святослав Николаевич остался один, а это длилось немало – 33 года, – он считал своим долгом хранить память об ушедших Рерихах. В наших беседах он часто возвращался к родителям и старшему брату. Говорил о самом сокровенном, что несли они в себе. Вся семья была единым духовным явлением, что встречается крайне редко в нашей обычной жизни. Связанный с Николаем Константиновичем тесными сыновними узами, Святослав Николаевич время от времени заставлял себя как бы отойти на какое-то расстояние от фигуры отца, чтобы оценить величие, которое тот нес в себе как человек, художник, ученый и мыслитель. И эта отстраненность рождала у Святослава Николаевича точные и яркие слова, определяющие суть великого человека. «Пройдет еще много лет, – писал он, – прежде чем всесторонне будет оценен вклад Николая Константиновича в сокровищницу культуры человечества и его глубокое провидение в будущее. Его книги включают в себя самые замечательные мысли и чаяния всех народов всех стран. Но это дело будущего».

Осмысливая значение творчества отца, Святослав Николаевич отмечал одну его важную черту – тесную связь с Россией, подлинный его патриотизм и непреходящую любовь к Родине. Сам он не принимал мнения ряда русских художников и искусствоведов, особенно распространенного в 80–90-е годы прошлого столетия, что русским художником Николая Константиновича можно считать только до поездки его в Индию. После этого, по их разумению, он таковым уже не являлся. Помню, в один из моих визитов в Бангалор Святослав Николаевич пригласил в загородное имение и там показал мне удивительные, прекрасные картины отца. Многих из них я еще не знала. Мы сидели в мастерской, и двое слуг бережно ставили на мольберт одну за другой картины Николая Константиновича, писанные в Индии. Мне до сих пор трудно забыть то потрясшее меня тогда впечатление от этих произведений, их глубокой красоты, от озаряющих красок, музыки света, которая звучала с каждого полотна.

– Ну, как? – спросил Святослав Николаевич. И я поняла, что и он находился, не знаю в который раз, под волшебным воздействием этих полотен.

– У меня нет слов, – ответила я.

– Вы знаете, и у меня не находилось слов каждый раз, когда я видел новую картину Николая Константиновича. А кстати, – улыбаясь, спросил он, – смогли бы Вы, не зная, чьей кисти принадлежат картины, определить национальность художника?

Вопрос был столь неожиданным, что я не смогла сразу на него ответить. Мне и в голову не приходило искать в картинах какие-то признаки национальности автора. Святослав Николаевич, видя мое затруднение, пояснил:

– Это важный вопрос, по крайней мере, для меня. Можно ли картины Николая Константиновича считать русской живописью?

– А как Вы думаете? – спросила я.

Он как-то задумчиво посмотрел на меня и сказал:

– Конечно, можно.

– Почему? – спросила я.

– Давайте посидим еще перед этими картинами и ответим на этот вопрос.

Мы посидели, и через какое-то время я поняла, что передо мной действительно картины русского художника. Кроме своеобразия стиля и формы, от картин исходила эманация, если можно так сказать, неощутимая, но вполне реальная. Определить эту эманацию своими словами я не смогла. На помощь пришел Пушкин: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Когда я процитировала эти слова, Святослав Николаевич как-то весь преобразился и, я бы сказала, засветился.

– Ах, как хорошо сказал Пушкин! – воскликнул он.

Так же, как и остальные Рерихи, Святослав Николаевич любил Россию, был очарован ее культурой, убежден в высокой миссии страны. Он всегда верил в ее будущее и всегда ощущал ее как свою Родину, которую он покинул двенадцатилетним мальчиком. Его высказывания о России глубоки и точны. Мне хочется привести одно из них:

«Я всегда верил, – говорил он, – что России предопределена особая, исключительная роль. В России сошлись Восток и Запад. А потом ее размеры, географическое положение... Все это чрезвычайно важно».



Обращение С.Н. Рериха к рериховским обществам России и других независимых государств


Дорогие друзья!

Обращаюсь к Вам в этот нелегкий для нашей Родины час. Вы, участники Рериховского движения, хорошо понимаете значение культуры и культурных начинаний. Именно культура может сейчас сыграть важную объединительную роль. Гуманистические идеи нашей семьи, имеющие высокий духовный потенциал, как никогда, приобретают огромное значение. Стремясь к самому Прекрасному, стараясь внести в каждый день ту каплю духовности, которая поможет облегчить наш путь в будущее, мы всегда должны помнить об ответственности, которую мы с вами несем. Те, кто следует путем Красоты, Добра и Совершенства, не могут позволить себе ни агрессивности, ни злобности, ни враждебности по отношению к другим.

Вы должны нести тот свет, который поможет всем нам идти по лестнице Восхождения, поможет одолеть все темное, что стоит между нами и тем светлым будущим, к которому мы вместе с вами стремимся.

Международный Центр Рерихов, созданный по моей инициативе и почетным Президентом которого я являюсь, стал той организацией, через которую я могу обращаться и сотрудничать с Рериховскими обществами.

Подтверждаю полномочия вице-президента и директора Музея им.Н.К.Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой. Прошу во всех необходимых случаях советоваться с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц, без всяких на то оснований, подвергнуть сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению. Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенным лицом, и прошу вас всех это учитывать. Нежелание считаться с ее мнением привело к самовольной и несвоевременной публикации таких работ, как «Надземное» и «Напутствие вождю». Такая самовольная издательская деятельность вызывает у меня глубокую тревогу. Время публикации ряда работ, к которым были причастны мои родители Елена Ивановна и Николай Константинович Рерихи, еще не пришло. Когда срок настанет, вам будет об этом сообщено.

Также должен отметить, что Людмила Васильевна строго выполняет мои инструкции по использованию и хранению архива моих родителей. Любые другие предложения в этом отношении для меня, как наследника и дарителя, являются неприемлемыми. Создание Международного Центра Рерихов способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия семьи Рерихов.

Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!

Ваш Святослав Рерих

26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия.



Материалы по теме:

О Святославе Николаевиче Рерихе на сайте МЦР

Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха

Основные труды С.Н. Рериха

Основатели Музея. Святослав Николаевич Рерих (1904–1993)

П.Ф. Беликов. Красота – закон творчества

С.Н.Рерих. К беседе с художниками

С.Н.Рерих. Стремиться к прекрасному

Святослав Николаевич Рерих и Болгария

Музей, который потеряла Россия (виртуальный тур)

С.Н.Рерих. Наше общее дело будет расти. Интервью «Советской культуре» (23 ноября 1989 года)

Людмила Шапошникова. Весть Красоты. Памяти Святослава Николаевича Рериха посвящается

Торжественное открытие конференции «100 лет со дня рождения С.Н.Рериха»

100 лет со дня рождения С.Н.Рериха. Материалы конференции (2004 год)

Л.В.Шапошникова. Вестник Красоты

Слово о Рерихах. Выступление Л.В.Шапошниковой на торжественном вечере в Колонном зале Дома Союзов 13.11.2004 года

К.А.Молчанова. Замечательная жизнь. Из воспоминаний о Святославе Николаевиче Рерихе

Вечер памяти Святослава Николаевича Рериха в Музее имени Н.К.Рериха, 30.01.2017


Фильмы о С.Н.Рерихе:

Композиция «Истина живет в Сердце» (из переписки С.Рериха и К.Кэмпбэлл)

Воспоминания Л.В.Шапошниковой о С.Н.Рерихе (запись 30.01.1994 года)

Святослав Рерих – Мастер, Сын Мастера (2004)

Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)

Музей имени Н.К.Рериха (2013)

Правда о Завещании Святослава Рериха. Фильм-расследование (2014)

История создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха (2020)

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7814


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 24 окт 2023, 09:49

С.Н. Рерих. "Автопортрет". 1920-е годы

С.Н. Рерих. Автопортрет. 1920-е годы.jpg
С.Н. Рерих. Автопортрет. 1920-е годы.jpg (21.65 KiB) 2582 просмотра

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Евгений » 26 окт 2023, 09:11

23 октября

К Дню рождения художника, мыслителя, общественного деятеля

Святослава Николаевича Рериха:

С.Н. Рерих. Источники моего вдохновения

https://www.roerichs.com/s-n-rerihistoc ... hnoveniya/

С.Н. Рерих. Статья Совета РО.jpg
С.Н. Рерих. Статья Совета РО.jpg (12.01 KiB) 2546 просмотра


Выступление по радио в Бангалоре 7 марта 1980 г.

Когда мы готовы к восприятию чего-то более совершенного, более красивого, что могло бы вдохновлять нас и вести к многоценному и лучшему завтрашнему дню, поверх серого безжизненного тумана повседневности возникают чудесные мгновения вдохновения и свершений.

Трудно дать определение вдохновению. Оно может проявляться на многих уровнях и выражаться во многих сложных аспектах нашего существования. Изо дня в день наши взгляды и отношение к жизни меняются. Мы меняемся, и в целом наше восприятие или реакция на определенные условия меняются вместе с нами. То, что имело глубокое влияние на нас когда-то в прошлом, не вызывает тех же самых эмоций и чувств, которые прежде казались очень стойкими и первостепенными. В некоторых случаях бывает полная переоценка ценностей, так как мы вступаем в новый цикл жизни, и то, на что мы прежде часто не обращали внимания, внезапно приобретает огромное значение и смысл. Такое преображение иногда происходит внезапно, точно мы заново родились в ином мире. Тем не менее есть и такие переживания, которые в течение всей жизни остаются неизменными и со временем становятся даже более значительными и более ясными. Так как при определении вдохновения, как я сказал, имеется очень много подходов, то было бы трудно обобщить и классифицировать некоторые неожиданные вспышки вдохновения, проанализировать и объяснить их. Это такое явление, к которому ведет очень много разных путей и которое можно было бы рассмотреть во всех подробностях, но поскольку меня попросили немного рассказать именно о моих собственных источниках вдохновения, попробую вкратце описать вам свои переживания.

Все творческие озарения проходят единой нитью сквозь годы моей жизни.

Я был окружен искусством с самого раннего детства. Оно было тем чудесным миром вдохновения, который способствовал постоянному расширению моего сознания и получению жизненного опыта. Я очень рано осознал духовные ценности, ставшие великими путевыми вехами, способствовавшими воплощению моих идей. Я всегда любил Природу, постоянные исследования и контакты с ее изумительным, захватывающим дух миром. Она проявляется тысячами образов первозданной красоты – будь то замечательные кристаллы минералов или сверкающие крылья бабочек, оперение птиц или великолепные цветы и растения. Я был очарован неописуемой красотой этого бесконечного разнообразия примеров беспредельной мудрости жизни, насыщающих живую материю в соответствии с потребностями и обстоятельствами самих условий жизни.

В 1928 году я возвращался в Индию после продолжительного отсутствия [1]. И когда сошел с корабля в Бомбее, почувствовал, как будто вернулся к чему-то особенно знакомому и близкому, как будто вернулся на землю, которую так хорошо знал. Я отправился в Калькутту и оттуда в Дарджилинг. Из Силигури поехал на автомобиле. И когда мы ехали сквозь леса у подножия гор и за одним из поворотов неожиданно увидели залитые оранжевыми лучами сияющего восхода вершины Гималаев, я почувствовал себя невероятно счастливым. Нет таких слов, чтобы описать чувство восторга и радости при виде возвышающихся до неба великолепных золотых гигантов как символа нашего устремления в Беспредельность, залитых светом божественного сияния.

Такие чудесные моменты жизни подобны прекрасным звездам, сияющим на небосводе нашего бытия, – каждая красива, каждая уникальна и неповторима.

Очарование – недостаточно выразительное слово для описания состояния, возникающего у нас от восторга при осознании красоты, гармонии и абсолютного равновесия в явлениях Природы. Каждое мгновение нашей жизни мы окружены бесконечными чудесами Природы, и это ощущение вдохновения и восторга становится нашим всего лишь от малого усилия понять и оценить то, что так обильно рассыпано перед нами ее щедрой рукой. Красивые цветы, красивые птицы и насекомые, красивая сложная симметрия кристаллов, игра света на отдаленных облаках, вершинах гор, вечно зовущих и выражающих гармонию необычайной Красоты. Или человеческое лицо со всеми его характерными особенностями и человеческое тело – как вершина эволюции. Мир буквально наполнен прекрасными образами и идеями, вдохновляющими примерами высокого совершенства. Мы только должны постараться открыть глаза и быть готовыми к восприятию более прекрасных впечатлений. Итак, для меня этот мир всегда был источником самого замечательного вдохновения и духовного озарения.

С ранних лет я был окружен людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей. Целью их жизни было выявление высших ценностей со всеми замечательными перспективами, раскрывающимися этими ценностями. Изучение философии, учений таких великих личностей, как Шри Рамакришна Парамахамса, Свами Вивекананда, Шри Ауробиндо, являлось живым источником вдохновения и свершений. Сравнение философий, освещающих великие пути человеческих устремлений и достижений, дало мне новое понимание и новый подход к жизни. В свою очередь, эти поиски свели меня с людьми, которые прошли по этому славному Пути задолго до меня, и через них я увидел скрытые коридоры нашей эволюции и жизни.

Все эти великие Учения способствовали наибольшему моему вдохновению, поскольку обеспечили мощное и единое руководство, которое оставалось со мной всю жизнь. Наше внутреннее стремление к чему-то более совершенному, более прекрасному является той великой внутренней силой, которая изменяет и нас, и нашу жизнь. Без этого внутреннего пламени человек не может разбудить в себе скрытые энергии и не может подняться на более высокий уровень понимания и опыта. Это внутреннее стремление достигает своей кульминации и активирует определенные нервы, являющиеся проводниками тонких энергий.

Мои отец и мать, профессор Николай Константинович Рерих и Елена Ивановна Рерих, были моими неизменными проводниками, и благодаря им я познал великие ценности жизни и имел контакты с личностями, которые далеко прошли по великому и царственному пути самоосвобождения. Среди тех многих впечатлений, которые стали моим источником вдохновения, ярко помню очень трогательный случай, который пережил четырнадцатилетним мальчиком. Это было в подземном склепе – богослужение в память о двух великих русских святых [2], проводимое со всеми отшельниками и анахоретами, которые для этого выходили из мест своего уединения. Там, в этом склепе, вокруг гранитного саркофага стояли отрешившиеся от мира старцы в своих торжественных одеяниях. Они вышли в памятный день двух великих святых, чтобы помолиться во время особенно красивой службы. Их истощенные, суровые и добрые лица были скрыты под капюшонами схимнических одеяний. Видны были только седые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее, чем такой опыт, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их молитве во время службы!

Вижу все это сегодня так же отчетливо, как и тогда, много лет назад. Это воспоминание никогда не забывается, не тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать.

Когда незабываемое переживание вспоминается с особенной радостью и благоговением, его можно назвать вдохновением. Оно становится особым светом и неотъемлемой частью нашего существования.

Размышляя об искусстве, Рабиндранат Тагор сказал: «В искусстве индивидуальность посылает свой ответ Высшему началу, которое проявляет себя нам в мире бесконечной красоты сквозь безжизненный мир фактов». Не есть ли это очень красивый и глубокий анализ значения искусства! Великий поэт и художник дал нам самое четкое и красивое определение великого назначения искусства.

Приведу два высказывания моего отца, Николая Рериха: «Искусство объединит человечество. Искусство едино и нераздельно. Искусство имеет много ветвей, но корень един. Искусство есть знамя грядущего синтеза. Искусство – для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех должны быть открыты врата священного источника. Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после оно очистит все человеческое сознание. И сколько молодых сердец ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это. Дайте искусство народу, которому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи, театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы должны быть прекрасны. Тогда больше не будет тюрем» [3].

«Ценности великого искусства победоносно проходят через все бури земных потрясений. Даже “земные” люди поняли действенное значение красоты. И когда утверждаем: Любовь, Красота и Действие, – мы знаем, что произносим формулу международного языка. Эта формула, ныне принадлежащая музею и сцене, должна войти в жизнь каждого дня. Знак Красоты откроет все “священные врата”. Под знаком Красоты мы идем радостно. Красотою побеждаем. Красотою молимся. Красотою объединяемся. И теперь произнесем эти слова не на снежных вершинах, но в суете города. И, чуя путь истины, мы с улыбкою встречаем грядущее» [4].

Переживали ли вы когда-нибудь такое замечательное чувство, которое наполняет вас, когда вы стоите перед великим произведением искусства, когда воспринимаете чудесные эманации, исходящие от него? Рембрандт, великий голландский мастер, сказал Лейбницу, что эмоции художника сконцентрированы на поверхности картины и излучаются на зрителя и заставляют сопереживать творческое состояние художника.

Невыразимая аура славы излучается великим произведением. Это эманация тонких вибраций, которые закреплены в структуре высокого творения искусства. Волшебство чувств, мыслей и сильных желаний великих мастеров пленено в произведении, излучается на зрителя и пробуждает в нем сходные ответные чувства помимо чисто эстетического и духовного восприятия рассматриваемого творения. Мы отзываемся на более совершенные сочетания и называем их прекрасными. Мы ценим равновесие и гармонию, так как отзываемся на естественный эволюционный поток или развитие более совершенных форм и сочетаний цвета, звука, слов и энергий. Великие шедевры являются кладезем громадных энергий, которые могут активизировать и изменить миллионы зрителей и повлиять на бесчисленные поколения через весть Красоты, излучающуюся из этих творений.

Такова необыкновенная власть искусства, скрытая сила, всегда присутствующая и активная в великом произведении.

Эти шедевры любого происхождения или периода являлись для меня источником вдохновения и пробуждали радость соучастия в большом празднике Красоты и Совершенства, празднике, который делает тебя обогащенным и освеженным и вызывает новые мысли и чувства. Невозможно назвать даже несколько великих произведений, повлиявших на мою жизнь и часто дававших мне новое направление. Можно только определенно сказать, что моя любовь к Природе, к искусству, изучение философии и внутреннее устремление к духовному миру давали мне самое большое вдохновение, являлись путеводными звездами и составили самые бесценные сокровища моей жизни.

Более двух тысяч лет назад Платон произнес замечательные слова: «От прекрасных образов мы перейдем к прекрасным мыслям и от прекрасных мыслей – к прекрасной жизни, а от прекрасной жизни – к Абсолютной Красоте».

И сейчас, когда я это рассказываю, в памяти воскресают прекрасные образы и сцены, которые я видел, слова и музыка, которые я слышал. И я заново переживаю те же чувства, состояния, которые вдохновляли меня и жили в моем сердце все эти годы как знаменательные события – источники моего вдохновения.

Источник:

«Будите в себе Прекрасное…»: Сб. в 2 т. – М., МЦР, 2016.

Ссылки:

С ноября 1924 г. по май 1928 г. С.Н. Рерих жил в США.
Речь идет о святых преподобных Сергии и Германе, чьи мощи покоятся под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского мужского монастыря. С 1819 г. Святейшим Синодом установлен день их поминовения – 11 июля. Об этом событии лета 1918 г. С.Н. Рерих вспоминал: «Ездили на Валаам, посещали скиты на островах. Особенно меня поразили схимники. Раз в год они собирались в подземном храме у раки Преп[одобных] Сергия и Германа для службы» // Рерих С.Н. Письма. В 2 т. М.: МЦР, 2005. Т. 2. С. 335.
Слова Н.К. Рериха цит. по: Рерих Н. Звезда Матери Мира // Рерих Н. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 149-150.
Там же. С. 150.



© 2002-2023 Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Все права защищены.

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Евгений » 01 янв 2024, 16:29

Дар С.Н. Рериха

Видео "Дар С.Н. Рериха" посящается памяти Святослава Николаевича Рериха (23.10.1904 - 30.01.1993), художника, гуманиста, общественного деятеля. "Я связываю со своей родиной огромные надежды... Россия - это пространство будущего", - писал С.Н. Рерих. Фильм рассказывает о бесценных дарах, которые сделал С.Н. Рерих своей Родине: картины, переданные Государственному Эрмитажу и Новосибирской областной картинной галерее; драгоценные камни и кристаллы, подаренные в музей Горного института; но самый щедрый подарок Родине С.Н.Рерих сделал в 1990 году, выполнив волю своих родителей. Он передал безвозмездно наследие своих родителей общественной организации "Международный Центр Рерихов", которая организовала на основе этого наследия Общественный музей имени Н.К. Рериха в Москве.
Фильм подготовлен Городской общественной организацией "Общество Рерихов", г. Сызрань и рассказывает о судьбе даров С.Н. Рериха в России.

https://www.youtube.com/watch?v=QQYEnyPOASU

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 03 янв 2024, 09:58

Интервью Святослава Николаевича Рериха на радио "Родина" 9 мая 1987 года «Эволюция – это стремление к совершенству»

В 1987 году Святослав Николаевич Рерих https://icr.su/rus/family/snr/index.php ,
известный художник и общественный деятель, младший сын Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, был приглашен Академией художеств СССР, как ее почетный член, для участия в выставке, на которой экспонировались работы представителей Академии. 9 мая 1987 года в Москве, в гостинице «Советская», Святослав Рерих дал интервью корреспонденту радиостанции «Родина» Аде Кабановой. Предлагаем вашему вниманию эту запись. О Святославе Николаевиче Рерихе: https://icr.su/rus/family/snr/index.php

https://www.youtube.com/watch?v=zMFxnHbPrNI

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 17 янв 2024, 09:50

К.А. Молчанова
Хронология жизни и творчества С.Н. Рериха


https://www.roerichs.com/k-a-molchanova ... -n-reriha/

Жизнь Святослава Николаевича Рериха (1904–1993) — великого русского художника, общественного деятеля, ученого — была чрезвычайно насыщена событиями, подробности которых зачастую уже безвозвратно забыты. Настоящее исследование представляет собой попытку восстановить и записать в хронологическом порядке основные вехи жизненного и творческого пути художника, а также зафиксировать (уже после ухода С.Н.Рериха из жизни) этапы развития одного из важнейших в его жизни начинаний — Международного Центра Рерихов (МЦР).

Основное внимание в работе уделяется общественным и культурным событиям, участником которых был Святослав Николаевич, а также его персональным выставкам. Информация о пребывании Святослава Николаевича Рериха и Девики Рани Рерих в Советском Союзе более доступна для исследователя, поэтому хронометраж этих событий отличается интересными подробностями, тогда как в другие периоды события только кратко упоминаются.

Составитель опирается на материалы архива П.Ф.Беликова, на документы, хранящиеся в Отделе рукописей МЦР, а также на сведения, почерпнутые из личного общения с С.Н. и Д.Р. Рерихами, из личной переписки с Девикой Рани и из своих стенографических записей, сделанных во время выступлений и бесед Святослава Николаевича в Москве и Ленинграде.

Первый вариант «Хронологии» был составлен еще до 1975 года. По просьбе составителя, поддержанной Девикой Рани, Святослав Николаевич Рерих во время пребывания в Ленинграде в январе 1975 года проверил, уточнил и дополнил этот вариант конкретными датами и именами людей, с которыми ему приходилось встречаться и сотрудничать. Затем работа была перепечатана и вновь передана на проверку Святославу Николаевичу. Именно этот, согласованный с С.Н.Рерихом вариант и лег в основу настоящей «Хронологии».

Исследование не является исчерпывающим и возможные дополнения будут приветствованы.

1904 — родился 23 (10) октября в Петербурге.

Отец — академик, художник и ученый, мыслитель и международный общественный деятель, путешественник Николай Константинович Рерих.

Мать — выдающаяся женщина ХХ века, русский философ и писатель, создатель книг Живой Этики Елена Ивановна Рерих.

— уже в раннем детстве получает первые уроки рисования и живописи;

— первыми художественными впечатлениями детства были картины отца и картины фламандских и нидерландских мастеров из коллекции родителей.

1905, 1908, лето — проводит в д. Березки недалеко от Бологого.

1906, лето — проводит в Швейцарии.

1907, лето — проводит в Финляндии.

1909, лето — проводит в Бологом.

1910, лето — поездка на курорт Гапсаль (Эстония).

1911, 1912, 1914, лето — проводит под Смоленском в имении княгини М.К.Тенишевой Талашкине.

1913, лето — проводит в Павловске под Петербургом.

1913–1916 — учится в частной гимназии К.И.Мая в Петербурге;

— одновременно посещает специальные классы в Школе Общества Поощрения художеств;

— интересуется естественными науками: орнитологией, зоологией, минералогией;

— коллекционирует минералы, приготовляет чучела птиц и млекопитающих;

— изучает историю Древней Руси, русский фольклор, культуру разных народов;

— ездит с отцом в археологические экспедиции по древнерусским городам Севера;

— осуществляет постановки и готовит декорации для домашних спектаклей.

1915, 1916, лето — поездка по Валдаю.

1916 — создает первые портреты отца: два портрета углем и портрет на доске. Всего за свою жизнь Святослав Рерих написал около 30 портретов Н.К.Рериха.

1916, декабрь — Рерихи, в связи с болезнью главы семьи, переезжают в Финляндию, в Сердоболь (Сортавалу).

1916–1918 — продолжает гимназический курс, занимаясь у преподавателей местных гимназий;

— увлекается индийской философией и гипнозом;

— много пишет с натуры.

1918 — правительство Финляндии закрыло границу с Советской Россией. Семья Рерихов оказалась отрезанной от Родины;

— совершает поездки с отцом в Стокгольм, где в ноябре открылась выставка картин Н.К.Рериха;

— сдает экзамены за гимназический курс при русском посольстве в Швеции.

1919, март — отъезд с родителями в Лондон.

1919–1920 — начало занятий архитектурой. В Лондоне учится в подготовительной к университету школе и берет частные уроки, чтобы затем поступить на специальный курс архитектуры в Королевскую академию искусств;

— помогает отцу в создании декораций и эскизов костюмов к постановкам опер Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о Царе Салтане» и А.П.Бородина «Князь Игорь» в «Covent Garden»;

— постоянно занимается живописью и скульптурой;

— первые встречи с Рабиндранатом Тагором, его семьей и Сунити Кумаром Чаттерджи, ставшим со временем крупным индийским ученым в области языкознания.

1920, 20 сентября — Рерихи переезжают в США, куда Николай Константинович Рерих был приглашен для проведения выставочного турне.

1921 — в Нью-Йорке поступает на архитектурное отделение Колумбийского университета;

— по заданию отца участвует в создании эскизов костюмов для постановок русских оперных спектаклей в Чикагском театре;

— изучает западноевропейское и современное искусство.

1921–1926 — участвует в создании и работе Мастер-Института объединенных искусств в Нью-Йорке;

— работает в объединении художников «Пылающее сердце» (Cor Ardens) в Чикаго, в Международном центре искусств «Венец мира» (Corona Mundi) в Нью-Йорке.

1922 — в Бостоне создает в соавторстве с Джеймсом Холлом, впоследствии известным детским писателем, либретто, а также готовит эскизы декораций и костюмов для авангардного балета Александра Штейнерта на тему борьбы Света и Тьмы;

— экспериментирует в абстрактной скульптуре, занимается графикой, работает над эскизами костюмов для популярной в США балерины Руфь Пейдж, позднее ставшей прима-балериной Чикагской оперы;

— участвует в выставке зарубежного русского рисунка в США, представляет графические работы на сюжеты сказок.

1922–1923 — перевод и учеба в Гарвардском университете в Кембридже на архитектурном факультете;

— одновременно посещает скульптурное отделение Массачусетсского технологического института в Кембридже. Много работает с натурой;

— много путешествует по Америке.

1923 — становится директором основанного Н.К.Рерихом Международного центра искусств «Corona Mundi» в Нью-Йорке;

— пишет портреты Н.К.Рериха (углем на папке), г-на и г-жи Хорш, известной танцовщицы Альбертины Витак, танцора Честера Хэла и сестер Хэла1;

— работает вместе с отцом над созданием костюмов и декораций для Чикагской оперы.

1923, весна — участвует в выставке русских художников в США, получает I премию.

1923, 8 мая — отъезд с родителями в Париж.

1923, 16 мая – 17 ноября — путешествует по Европе, осматривает музеи, изучает искусство.

1923, 17 ноября — всей семьей Рерихи из Марселя на пароходе «Македония» отправляются в Индию.

1923, 2 декабря — прибытие в Индию. Остановившись в Бомбее, предпринимают осмотр исторических достопримечательностей.

1923, декабрь — первое путешествие по стране к священным Гималаям. Рерихи знакомятся с памятниками скульптуры эпохи Гуптов на острове Элефанта, осматривают Джайпур, Агру, Сарнатх, Бенарес, Калькутту, изучают древние философско-этические учения, посещают монастыри;

— начало формирования коллекции произведений восточного искусства;

— много рисует и пишет с натуры.

1924, 24 сентября – 2 ноября — возвращается из Индии в США.

1925 — первые персональные выставки в крупных и университетских городах США, на которых экспонировалось около ста произведений, в том числе портреты г-жи К.Кэмпбелл, сестер Пальмер, Л.Хорша, «Портрет ламы»;

— создает декоративные полотна на восточные сюжеты;

— на Международной выставке, посвященной 50-летию г. Филадельфии, получает высшую награду (премию и медаль) за восточную пятичастную композицию фресок.

1926–1928 — посещает музеи в Европе, изучает искусство. Поездка на Корсику;

— пишет много картин и портретов;


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 7 гостей