Публикации в СМИ в защиту наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 5365
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Публикации в СМИ в защиту наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 21 июл 2019, 21:29

Источник: http://www.roerichs.com/obshhestvennyiy ... 2009-2012/

Архив 2009-2012
2012

• Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира
(Журнал «Элита общества», № 6 (58), 15 августа 2012 г.)

• Что не отдал — потерял.Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рерихаю.
(«Российская газета», № 5845, 30 июля 2012 г.)



2011

• «О чем Рерихи пытались предупредить Россию»
Интервью с Л.В. Шапошниковой, генеральным директором Музея имени Н.К.Рериха.
(«Российская газета», № 5537, 26 июля 2011 г.)

• А.В. Стеценко. Не глумитесь над меценатством.
(«Российская газета», № 148 (5524), 11 июля 2011 г.)

• А.В. Стеценко. Эпидемия клеветы. Есть ли противоядие?.. Более 20 лет в России ведется кампания против Генерального директора общественного Музея имени Н.К. Рериха Шапошниковой Л.В.
(«Независимая газета», г. Москва, 26 апреля 2011 г.)

• Взгляд с высот Гималаев. Интервью с первым вице-президентом МЦР, Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, академиком РАЕН Л.В. Шапошниковой в связи с принятием Международного Центра Рерихов во Всеевропейскую федерацию по сохранению культурного наследия Europa Nostra («Наша Европа»).
(«Парламентская газета», г. Москва, № 3 (2487), с. 27, 21 января 2011 г.)

• Международный Центр Рерихов – член Europa Nostra
(Газета «Трибуна», г. Москва, 11 января 2011 г.)



2010

• Международная конференция «75 лет Пакту Рериха»
(«Новая газета», № 142, 17 декабря 2010 г.)

• «Нами дозор услышан! Услышьте его и вы…»
(«Новая газета», № 142, 17 декабря 2010 г.)

• Суд решил судьбу 543 картин семьи Рерихов. Арбитражный суд г. Москвы вынес решение в пользу Международного Центра Рерихов.Статья дополнена отзывами читателей сайта Pravo.ru
(Pravo.Ru, 17 декабря 2010 г.)

• Наследие Рериха ждет возвращения из плена.
(Государственная радиовещательная компания «Голос России», 12 октября 2010 г.)



2009

• «В Минкульте читают между строк. Почему заместитель министра культуры Бусыгин ответил только на те вопросы о судьбе наследия Рерихов, которые мы не задавали». («Новая газета», № 133, 30 ноября 2009 г.)

• Ирина Рожкова. Русский музей забыл про Рериха?
(«Санкт-Петербург.ру», 10 августа 2009 г.)

• «Музейный центр Рерихов и Пушкинский музей пришли к компромиссу по межеванию земельных участков в центре Москвы»
(Интерфакс, 29 июля 2009 г.)

• «Страшная сказка музея Востока. История борьбы за переданное в Россию наследие Рерихов в документах»
(«Новая газета», № 77, 20 июля 2009 г.)

• Интерфакс: «Столичные власти начинают разбирательство в споре между Международным центром Рерихов и ГМИИ имени Пушкина»
(25 мая 2009 г.)

• «Столичные власти настаивают на сохранении музея Рериха»
(Интерфакс, 14 мая 2009 г.)

Надежда Лебедева
Сообщений: 5365
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Публикации в СМИ в защиту наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 21 июл 2019, 21:43

Русский музей забыл про Рериха?

(«Санкт-Петербург.ру», 10 августа 2009 г.)

Знают ли петербуржцы, что в запасниках Русского музея хранится более 433 картин Николая Константиновича Рериха? Вероятно, нет, поскольку за последние 10 лет масштабные выставки этого великого художника проходили в Санкт-Петербурге всего два раза — в 1994 и 2004 году и были приурочены к юбилею Рериха. Желающих посмотреть картины собиралось очень много. Так что каждый раз выставки приходилось продлевать.

На сегодняшний момент в Русском музее представлено всего 10 работ Рериха в одном из проходных залов. И до конца года новых выставок не планируется, хотя 2009 - юбилейный год - 135 лет со дня рождения Н.К.Рериха.

Обозреватель "Санкт-Петербург.ру" решил проанализировать ситуацию и ответить на вопрос, почему музей так редко выставляет творения Рериха, которые являются достоянием российского народа.

Во-первых, можно предположить, что выставлять картины Рериха для музея невыгодно. Выставка не наберет большого количества зрителей и не окупит расходы на ее организацию. Но предыдущий опыт говорит обратное. Как рассказал председатель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Томша, практика показывает, что интерес к творчеству Рериха огромен. Выставки собирают большое количество посетителей - как непосредственно поклонников Рериха, которые приезжают, чтобы увидеть картины из других городов и стран, - так и просто петербуржцев и гостей города, которым интересно творчество этого выдающегося человека.

Во-вторых, предположим, что у музея нет необходимого помещения для проведения столь масштабной выставки. Однако опять, если обратится к прошлому, такие выставки были. Получается, при желании выделить зал возможно.

Примечательно, что в Петербурге периодически проходят передвижные выставки картин Рериха. Картины предоставляет Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который находится в Москве. Такие выставки проходили в городе три раза: во Всероссийском музее Александра Сергеевича Пушкина в 2005 году, а также музее Державина и русской словесности его времени в 2007 и 2008 годах. Передвижные выставки Центра организует не только в Северной Столице, а во многих городах России и за рубежом. За последние 10 лет всего было проведено около 270 выставок. В Центре считают такие мероприятия необходимостью, ведь бесценное культурное наследие Рерихов является общественным достоянием. Таким образом, выставки — это единственная возможность показать "живые" картины непосредственно зрителю.

Конечно, организация передвижных выставок - дело сложное и затратное. Картины необходимо бережно перевозить. И поиск выставочных залов дело не из легких: чтобы сохранить творения, их необходимо выставлять в помещениях с определенной влажностью и температурой. А вот переместить картины из запасников в один из залов Русского музея все-таки не столь хлопотный с точки зрения логистики процесс.

Скорее всего, ответ на заданный в начале нашего повествования вопрос можно найти в рассказе Эдуарда Томша. Когда он несколько лет назад пытался добиться выставки картин в Русском музее, ему ответили, что "для Вас это "РЕРИХ", а для нас это просто Рерих, такой же, как, например, Врубель".

Таким образом, становится понятно, что руководство Русского музея придерживается точки зрения, что великих художников много, количество выставочных помещений ограничено и выделять Рериха среди остальных нет никакого смысла. Его картины можно выставить, например, во время очередного юбилея - через 5-10 лет.

Отметим, что решение о том, какие картины выставлять, принимает дирекция Русского музея. Ежегодно определяется выставочный план на год, в котором обозначены выставки художников и сроки их проведения. В пресс-службе музея рассказали, что повлиять на выставку тех или иных картин возможно, но необходимо официальное обращение в дирекцию Русского музея в период формирования выставочного плана. Правда тогда непонятно, почему доводы представителей Центра Рерихов не повлияли на дирекцию, и выставка так и не была организована.

И объективно и субъективно, Рерих - значимая для Петербурга личность. Николай Константинович Рерих относится к плеяде выдающихся деятелей русской и мировой культуры - художник, ученый, путешественник, общественный деятель, писатель, мыслитель.

Творческое наследие Рериха огромно — более семи тысяч картин, рассеянных по всему свету, бесчисленные литературные произведения — книги, очерки, статьи, дневники. И родился Николай Рерих в Петербурге. Здесь учился в Университете и Академии Художеств, более 10 лет был директором школы Императорского Общества поощрения художеств, в 1909 году стал академиком Российской Академии Художеств. Так что невольно становится жаль, что Петербург, обладая бесценными картинами, которые известны во всем мире, хранит их в запасниках.

Получить долгожданный доступ к картинам не удалось даже представителям Международного Центра Рерихов. А что говорить об обычном горожанине? В таком случае, получается, что "культурное наследие", "народное достояние", является не совсем народным...

Наконец, если посмотреть на проблему более глобально, то ситуация с выставками картин Рериха является лишь частным примером той печальной ситуации, которая сложилась в музеях нашей страны. В запасниках хранятся шедевры мирового искусства, которые попадают в выставочные залы раз в десять лет во время очередного юбилея художника и из "народного достояния" превращаются в "недоступные мифы и легенды". Такая ситуация кажется неправильной, а выход из нее можно найти лишь при обоюдном желании и взаимодействии властей, поклонников творчества художников и дирекции музеев, чего в данный момент времени, к сожалению, не происходит.


Ирина РОЖКОВА

Опубликовано на сайте "Санкт-Петербург.ру":

http://www.saint-petersburg.ru/m/228212/

Источник: http://www.roerichs.com/Publications/Ro ... 8-2009.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 5365
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Публикации в СМИ в защиту наследия Рерихов и Международного Центра Рерихов

Сообщение Надежда Лебедева » 21 июл 2019, 21:54

В Минкульте читают между строк. Почему заместитель министра культуры Бусыгин ответил только на те вопросы о судьбе наследия Рерихов, которые мы не задавали». («Новая газета», № 133, 30 ноября 2009 г.)

Источник: http://www.roerichs.com/Publications/Ce ... _NovG5.htm

"Новая газета" (г. Москва), № 133, 30 ноября 2009 г.

В Минкульте читают между строк

Почему заместитель министра культуры Бусыгин ответил
только на те вопросы о судьбе наследия Рерихов, которые мы не задавали



После публикации расследования о судьбе коллекции С.Н. Рериха в России (см. «Новую газету», № 77 ) мы получили ответ Министерства культуры РФ за подписью заместителя министра А.Е. Бусыгина от 10 сентября (исх. № 949-01-69-АБ). Редакция благодарна заместителю министра культуры за оперативное рассмотрение по поручению правительства важного для России вопроса, проведенное в связи с опубликованными в «Новой газете» материалами. Газета, разумеется, надеялась на заинтересованность главного ведомства, отвечающего за сохранность музейных коллекций в России.

Мы понимали, что на разных этапах роль Минкульта в мытарствах наследия Рерихов была очень разной и отдельные его чиновники сыграли в них неприглядную роль. Но был расчет, что в нашем расследовании есть как минимум два пункта, по которым сотрудничество возможно. Это, во-первых, установление точного состава коллекции по документам учета и данным их автора и владельца С.Н. Рериха. Во-вторых, выяснение судьбы вывезенных из СССР при неизвестных обстоятельствах картин «Дева снегов» и «Александр Невский». Если Министерству культуры действительно не безразлична сохранность этой уникальной художественной коллекции, то в первую очередь оно должно быть заинтересовано найти ответы на эти вопросы.

К сожалению, ответ заместителя министра не мог нас удовлетворить: сотрудники МК РФ, готовившие ответное письмо заместителя министра, расследование как будто не читали и ответили на вопросы, которых мы не задавали. Наше новое письмо к Андрею Евгеньевичу с подробным разъяснением позиции редакции и предложением о сотрудничестве осталось без ответа. Придется вернуться к нашим вопросам в статье.

Министерское письмо само по себе вызвало целый ряд вопросов. Создается впечатление, что заместитель министра во многом основывается на взгляде на эту историю с чужих слов. Как будто в нашем материале отсутствуют доказательства, а тех документов, на которые мы ссылаемся, нет в природе. А ведь мнение первого заместителя во многом определяет политику министерства. Мы хотим рассмотреть эти «посылки» в свете имеющихся документальных свидетельств.

Письмо и начинается странно: «Относительно передачи картин… из Музея Востока… в МЦР сообщаем следующее». В материале «Страшная сказка Музея Востока» нет требований о передаче коллекции С.Н. Рериха из ГМВ в МЦР. Мы стремились исследовать историю борьбы за нее. Статья построена на обширном документальном материале и свидетельствах очевидцев.

Ключевой тезис ответа вызывает недоумение: «Минкультуры России не располагает какой-либо достоверной информацией по факту существования завещания С.Н. Рериха». Дается ссылка на арбитражный процесс в 2001 г., который установил, «что «дарственная» С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. не может рассматриваться как завещание». Раскрываем постановление суда, на которое ссылается заместитель министра. Он установил, что документ, подписанный С.Н. Рерихом в Индии 19.03.1990 г., «нельзя рассматривать как договор дарения… кроме того, из содержания данного документа усматривается, что С.Н. Рерих завещал, а не дарил принадлежащее ему имущество» (постановление арбитражного суда Москвы от 7.08.2001 г., дело № А40-12162/01-84-69).

Решение суда однозначно признает завещанием подлинный документ С.Н. Рериха от 19.03.1990 г. Минкульт — участник этого процесса. Его представитель в суде получил решение о том, что Святослав Рерих завещал, а не дарил коллекцию, на руки. Заместитель министра должен знать об этом.

Нельзя согласиться и с таким утверждением Бусыгина: «Выдвигаемые МЦР требования о передаче произведений искусства из ГМВ неубедительны и не основаны ни на одном документе за подписью С.Н. Рериха». Мы можем предоставить министерству копию личного письма Святослава Николаевича президенту Ельцину, написанного им в 1992 г., в котором об этой коллекции сказано, что она «… долгое время находилась в ведении Министерства культуры СССР. Теперь эту выставку незаконно удерживает Музей искусств народов Востока. Очень прошу Вас содействовать передаче ее Международному Центру Рерихов».

Приняв во внимание это письмо, Министерство культуры тогда признало права МЦР на эту коллекцию. Рекомендуем всем, кто готовил ответ редакции, внимательно изучить документы министерства того времени. Например, письмо заместителя министра Т.Х. Никитиной в Правительство РФ № 41-01-29 от 19.06.1992 г.

Причина, по которой коллекцию из ГМВ в МЦР не передали, заключается, по мнению Никитиной, только в неготовности усадьбы Лопухиных принять ее. Просто не было места для хранения коллекции: «При положительном решении данного вопроса Государственный музей Востока, исполняя желание С.Н. Рериха, передаст Центру-музею находящиеся у него на хранении 282 произведения Н.К. и С.Н. Рерихов».

Далее Бусыгин утверждает, что картины Рерихов «хранятся в ГМВ в составе государственной части Музейного фонда Российской Федерации». Но в состав государственной части Музейного фонда РФ могут входить только музейные коллекции, находящиеся в государственной собственности. Это также важнейший момент нашего расследования.

Газете известен приказ Министерства культуры СССР № 234 от 30.05.89, на основании которого коллекция, собственником которой являлся С.Н. Рерих, была передана в ГМВ на временное хранение. На каком же основании эта коллекция стала собственностью государства? По свидетельству самых авторитетных юристов, консультировавших газету, самовольный перевод коллекции с временного хранения на постоянное, осуществленный приказом директора ГМВ Набатчикова в феврале 1993 г., спустя несколько недель после смерти С.Н. Рериха (владельца коллекции), — это всего лишь документ о движении фондов. Юридической основы для права собственности он никаким образом создать не может.

Может ли заместитель министра объяснить, когда и на основании какого документа картины Рерихов перешли в собственность государства? Если сотрудники Министерства культуры могут предъявить такой документ (им может быть завещание, либо дарственная С.Н. Рериха, либо купчая в пользу государства), редакция будет очень признательна. Ответ заместителя министра не объясняет, каким образом чужую собственность забрали в состав государственной части Музейного фонда. Без соответствующих документов получается, что имело место незаконное присвоение.

Мы обнаружили, что многочисленные проверки ГМВ, на которые Андрей Евгеньевич ссылается в своем ответе, использовали только документы самого ГМВ, которые почему-то не соответствуют первоначальным документам учета коллекции и спискам их владельца. К примеру, существующий в архиве ВПХО акт № 6919 от 2.10.1984 г., свидетельствующий о передаче в ГМВ 253 картин, был скрыт ГМВ от всех проверок и судов.

Эти факты не рассматривались ни одной из указанных в ответном письме проверок. Поэтому ссылки на результаты прошедших проверок и не могут считаться ответом на вопрос нашего расследования: почему из сферы внимания этих комиссий были выведены документы самого владельца коллекции — списки этой коллекции? Почему не исследовались первичные документы учета?

Спустя длительное время после смерти Святослава Николаевича Рериха стало известно, что две картины из коллекции, ввезенные еще в СССР в 1978 г., вдруг объявились в Индии — «Александр Невский» и «Дева снегов». В частной коллекции. Мы пытались привлечь внимание Министерства культуры к этому вопиющему факту. Получилось, что Андрею Евгеньевичу эти неприятные подробности не интересны.

Вместо этого он сообщает, что три картины, которые не соответствовали списку переданных, были отправлены назад в Болгарию. Нам это известно. Но почему в письме не говорится, что три картины Николая Рериха, первоначально не поступившие в Санкт-Петербург в 1978 г., впоследствии вошли в состав коллекции и путешествовали по городам СССР?

Об этом свидетельствуют акты музеев. Газета назвала две из них — «Дева снегов» и «Александр Невский». Может быть, редакция не располагает документальной базой, которой пользуются подчиненные Бусыгина. В таком случае достаточно просто предъявить документы, подтверждающие их письмо.

Без этого заявление замминистра, что «ГМВ также официально в печатном виде распространил разъясняющие сведения о том, что картины «Александр Невский» и «Дева снегов» еще до поступления в музей были затребованы С. Н. Рерихом в Индию, после чего проданы им известному бангалорскому коллекционеру Х.К. Кеджривалу», остается ничем не подтвержденными словами. Никакие «официальные разъяснения» не могут быть приняты, если нет ни одного документа, подтверждающего всего лишь версию Музея Востока, которую сотрудники Минкульта изложили как факт: не мог музей в СССР просто отдать две картины без оформления документов на снятие с учета, пересечение границы и мотивированного решения на основании требования владельца и соответствующего решения Минкульта. Ничего этого нет.

Уважаемый Андрей Евгеньевич, пока мы не знаем, каким образом картины «Александр Невский» и «Дева снегов» оказались в коллекции Кеджривала. Это и есть один из важнейших вопросов нашего расследования. Если С.Н. Рерих, согласно куда более поздней версии сотрудников ГМВ, затребовал их из СССР до 1980 г., то почему он в 1990 г. официально включил эти картины в свое завещание как находящиеся в СССР, а в 1992 г., когда делал дополнение к своему завещанию у нотариуса, снова не сделал из него никаких изъятий?

Именно этот вопрос мог бы стать объектом совместного исследования всех заинтересованных сторон. Журналисты, частные лица и государственные чиновники, невзирая на различия во взглядах на судьбу коллекции, должны приложить силы и установить, при каких обстоятельствах «Александр Невский» и «Дева снегов» были вывезены, фактически украдены у России. Обращаем ваше внимание, что в нашем материале говорится и о других отсутствующих картинах этой коллекции, подозрительных несоответствиях нынешнего состава коллекции тому, который первоначально был передан в СССР. Были бы благодарны Министерству культуры, если бы оно со своей стороны предприняло вместе с нашей газетой поиск документов, проливающих свет на эту загадку.

P.S. Полученные нами после публикации «Страшная сказка Музея Востока» письма из правоохранительных и контрольных органов полностью базируются на аргументах, изложенных в письме Бусыгина. Там категорически не хотят изучать правоустанавливающие документы на коллекцию и проверить факты нашего расследования.


Валерий Ширяев


30.11.2009



Опубликовано в "Новой газете" (г. Москва), № 133, 30 ноября 2009 г.

http://www.novayagazeta.ru/data/2009/133/23.html


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость