Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 15 апр 2016, 22:29

http://rg.ru/2012/07/30/rerih.html

"Что не отдал - потерял"

Захар Алексеев
"Российская газета" - Федеральный выпуск №5845 (172)

Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Несмотря на то, что традиции благотворительности складывались в России на протяжении нескольких веков, отношение к меценатам сегодня двусмысленное. Сказывается, видимо, пропасть между огромным богатством одних и более чем скромной жизнью других. Но тем не менее среди людей состоятельных есть и те, для которых благотворительность стала образом жизни, чертой характера. Об одном из них, Борисе Ильиче Булочнике, мы сегодня расскажем.
У бронзовой доски

Мало кто при входе в общественный Музей имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов, что на Волхонке в Москве, обращает внимание на небольшую бронзовую доску. Да и сам, честно говоря, заметил ее не с первого посещения. Там четыре фамилии: С.Н. Рерих, Л.В. Шапошникова, Ю.М. Воронцов и Б.И. Булочник. Они представлены как основатели этого музея.

Первые три фамилии были более или менее знакомы. А вот о последней - Булочник - не ведал ничего. Мало чем помог и Интернет. Скупая информация. Родился 14 июля 1949 года на Украине в Виннице. Окончил строительный техникум в Немирове. После этого работал в передвижной механизированной колонне в городе Геническ Херсонской области. По направлению предприятия продолжил образование в Полтавском инженерно-строительном институте, который успешно окончил в 1974 году с дипломом инженера-строителя. С 1994 года и по настоящее время занимает должность председателя правления Мастер-Банка.

Зато работники музея готовы о нем рассказывать часами: "Его стараниями музей обрел свой неповторимый современный облик, без него ничего бы не было"...

-Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом, - сказал первый заместитель генерального директора музея Александр Стеценко. - Вы заметьте, так сложилось, что если бы кто-нибудь из группы основателей музея вышел бы, то музея не было. Вот Святослав Николаевич. Если бы он не передал нашей организации наследие родителей, то, естественно, ни о каком музее сейчас бы речь не шла. Людмила Васильевна по воле судьбы призвана организовать всю работу по созданию музея. Как отметил Святослав Рерих в своем знаменитом письме "Медлить нельзя", опубликованном в газете "Советская культура" в 1989 году, кандидатуры лучше, чем Людмила Васильевна Шапошникова, для этого нет. Без ее самозабвенного и подвижнического труда воля С.Н. Рериха вряд ли была бы исполнена. Юлий Михайлович Воронцов, будучи в то время заместителем министра иностранных дел России, приложил немало сил, чтобы рериховское наследие было перевезено из Индии в Москву. Сопротивление оказывалось жесточайшее. Но оно было преодолено. А что касается Бориса Ильича, то он без малого 20 лет помогает нам развивать общественный музей. И нам трудно представить, как мы без него могли бы создать такой музей и выжить в условиях российских реалий.

Генеральный директор музея первый вице-президент Международного Центра Рерихов Людмила Шапошникова прямо называет Бориса Булочника одним из "крупнейших меценатов России". По ее словам, "он даже обгоняет наших дореволюционных меценатов - Морозова, Мамонтова, Третьякова, Рябушинского и других"...

- Поскольку его банк довольно скромный, - говорит Людмила Васильевна, - и тем не менее он практически один финансирует наш музей. Тянет этот тяжелый воз. Хотя стоит это ему немалых денег. А еще больше нервов и неприятностей.
"Я пришел вам помочь"

Сейчас трудно сказать, в какой конкретно день и час произошла их встреча. Но это было, вспоминает Людмила Васильевна, "очень тяжелое для музея время". Конец 1993 года. Государство отказалось от своих обещаний, данных Святославу Рериху, оказать помощь в создании общественного музея и проведении реставрации усадьбы. Кроме того, руководство МЦР столкнулось с противостоянием некоторых работников министерства культуры и Государственного музея Востока, которые пытались, по сути, изъять у МЦР полученное наследие и заодно усадьбу Лопухиных. С этой целью развернулась кампания о признании Международного Центра Рерихов "неправопреемником" Советского Фонда Рерихов.

В это же время вышло правительственное постановление, предписывавшее съехать из здания. Буквально одновременно из мэрии столицы сообщили о невозможности финансирования музея, а тем более реставрации здания усадьбы Лопухиных. Обходитесь, мол, своими силами.

Что делать? Последовать предписанному "свыше" или выполнить волю Святослава Рериха, который передавал наследие родителей при условии создания в Москве общественного музея и размещения его в усадьбе, выбранной им самим из всех предложенных строений.

Решили не сдаваться. Людмила Шапошникова обратилась через СМИ за помощью. И россияне ее услышали. Кто-то переводил деньги на счет музея, кто-то приезжал и помогал восстанавливать усадьбу.

Сделать это было нелегко. От нее мало что сохранилось. Здание внутри было перестроено под кабинеты чиновников. (Раньше тут находился один из трестов Минтяжмаша СССР.) Практически ничего не сохранилось от старой отделки. Весь оригинальный паркет исчез. От усадьбы остались, по сути, одни полуразрушенные стены.

- И вот в один из дней, - вспоминает Людмила Шапошникова, - у меня в кабинете появился незнакомый стройный, с горящим взором человек со спутницей, которая оказалась его супругой. Первое, что он сказал: "Я пришел вам помочь". Это не произвело на меня впечатления. К нам и раньше приходили с таким предложением. И мы, будучи людьми неопытными, раскланивались: "Ах, спасибо большое, давайте помогайте..." Но получалось так, что так называемые помощники сразу начинали требовать: "Дайте нам это помещение, дайте то..." На что я отвечала: "Нет. И помощь ваша не нужна". Подумала: такой же помощничек. Но он ничего взамен не просил. Я тогда рассказала ему обо всех наших трудностях и проблемах: судах, нападках, постановлении правительства... Он выслушал и говорит: "Я остаюсь с вами". Так началось наше сотрудничество с Борисом Ильичем. Оно продолжается до сих пор. И я, честно говоря, сегодня уже теряюсь: кто из нас двоих с большим трепетом относится к творчеству Рерихов...
Премия

Не было пресс-конференций, презентации и шампанского... Борис Булочник тихо и спокойно взялся за восстановление первоначального вида усадьбы. Делал это продуманно и решительно. Спрашиваю его:

- Вы не испугались объема реставрационных работ?

- Но я же строитель, - парировал он.

К слову, до того как стать банкиром, он поработал каменщиком, мастером, начальником участка... Участвовал в строительстве Камского автозавода в Набережных Челнах, олимпийских объектов в Москве. Пресс-центр Олимпиады-80 (ныне РИА Новости) - его, можно сказать, рук творение. В 1982 году его направили из Москвы на строительство ГЭС во Вьетнам. Возвращение оттуда совпало с началом перестройки. И тогда-то Борис Булочник решил попробовать свои силы в бизнесе, организовать свое дело.

Теперь он банкир. И он - меценат. Усадьба Лопухиных - памятник истории и культуры XVII-XIX веков, один из старинных ансамблей столицы - его усилиями была восстановлена буквально из руин. Теперь в нем - залы музея, в которых, кстати, установлено самое современное экспозиционное оборудование. Тоже не совсем дешевое удовольствие.

В музее не любят говорить, сколько средств вложено во все это. Надо полагать, немало... Тут другая шкала измерения. Группа реставраторов, которую подобрал Борис Ильич, восстановила здание в первоначальном виде, используя современные методы научной реставрации, сохраняя элементы, связанные с его историей. И этот труд был по достоинству оценен. Коллектив Международного Центра Рерихов в 2007 году за реставрацию усадьбы удостоен Национальной премии "Культурное наследие".

- Эта награда, - замечает Людмила Шапошникова, - по сути, и награда Бориса Ильича. Восстановленная усадьба буквально пропитана его заботой, вниманием... и финансовой поддержкой.

Впрочем, Борис Булочник уже воспринимается не как меценат, а как единомышленник, который принимает непосредственное участие в развитии общественного музея.

В публикаторском отделе с гордостью показывают экземпляр первой книги, подготовленной работниками музея к печати. Идею издавать книги зародил Борис Ильич: "У вас несметное богатство, наследие Рерихов. Оно должно быть доступно всем". И он помог наладить дело. Книги выходят, магазины их охотно берут.
Николай Рерих считал, что культура спасет мир, что в "момент необыкновенного напряжения мировой энергетики все культурные силы должны быть вместе. И что лучшие должны объединиться для воздействия на тьму невежества и извращения..."

Сейчас публикаторский отдел стал, по сути, издательством. Им выпущено уже более двухсот наименований книг. Среди них письма Рерихов, "Листы дневников" Николая Константиновича, которые никогда не издавались в России, труды мыслителей, современных исследователей творчества Рерихов...

Эта работа продиктовала необходимость выпускать журнал. Он называется "Культура и время". В 2008 году он удостоен диплома "Золотой фонд прессы", что само по себе говорит о качестве и популярности издания.

- Наш музей, пожалуй, единственный в России, - говорит Александр Стеценко, - который с начала 90-х годов и по сей день постоянно проводит передвижные выставки картин Рерихов по стране и за рубежом. Не одна, а четыре-пять одновременно, и в каждой экспонируется 40-50 полотен. Без помощи Бориса Ильича мы позволить такое себе вряд ли смогли. Это затратное и недешевое удовольствие.

Кстати, одна из последних выставок не так давно прошла в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже под патронатом Министерства культуры РФ. Она называлась "Пакт Рериха. История и современность". Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в своем послании отметила, что Пакт Рериха подготовил почву для создания нескольких ключевых инструментов ЮНЕСКО в сфере международного права по защите культурных ценностей. Что ЮНЕСКО приветствует сотрудничество с учреждениями, которые занимаются сохранением культурного наследия, как, например, Международный Центр Рерихов. И она выразила ему благодарность за блестящую просветительскую выставку.

К этому можно добавить, что за двадцать лет с небольшим Международный Центр Рерихов стал крупным культурным центром, хорошо известным не только у нас в стране, но и за ее пределами. И в этом есть и заслуга Бориса Ильича Булочника.
"Сокровище Ангелов"

Людмила Васильевна не спеша водит меня по залам музея. О каждом экспонате она может рассказывать часами.

- А вот этот зал, - говорит она, - можно назвать именем Бориса Ильича. Здесь собраны картины из серии "Знамена Востока", которые Николай Константинович написал в 1924 году. Эти полотна посвящены духовным лидерам планеты: Христу, Мохаммеду, Будде, Сергию Радонежскому ... Серия состояла из 21 картины. В России их не было. Так вот он нашел около десяти картин из этой серии, купил и подарил их музею.

В "Русском зале" вижу серию картин Николая Рериха "Санкта" ("Святые"), которую художник писал в Америке. Они посвящены русской теме. В следующем зале бросается в глаза триптих "Жанна д Арк"...

Видя удивленный взгляд, Людмила Васильевна замечает: "Борис Ильич передал нам в дар более 300 картин и рисунков Рерихов. Чем обогатил, полагаю, не только наш музей, но российскую культуру".

- То есть, передал на временное хранение, как делают некоторые наши бизнесмены?

- Этот ярлык многие давно стараются приклеить к Борису Ильичу, - парирует Людмила Васильевна. - Но картины им переданы именно в дар, а не на временное хранение. И это подкреплено документами.

Уже вернувшись в кабинет, она достала из сейфа объемистую папку с дарственными Бориса Ильича на картины: "Смотрите!"

Листаю документы. Вот дарственная на картину, эта на рисунок, другая на рисунки театральных декораций, а несколько штук подряд на рисунки героев Метерлинка...

- А есть ли здесь, - спрашиваю по ходу, - дарственная на картину, которую очень хотели бы иметь в музее?

- К сожалению, - вздыхает Людмила Шапошникова и, как бы поправляя себя, добавляет: - Хотя мы рады любому новому произведению, что связано с творчеством Рерихов.

Подумав немного, она произнесла: "Вот эта история с картиной, пожалуй, заслуживает внимания". И она рассказала о неудачной попытке Бориса Ильича приобрести одну из картин Николая Рериха:

- В начале прошлого века Николай Константинович пишет три картины. Первая называлась "Сокровище Ангелов", вторая "Владыки Нездешние" и третья "Книга голубиная". В них, можно сказать, зафиксирована вся жизнь Николая Константиновича и Елены Ивановны и то космическое сознание, которое они проповедовали, чтобы люди поняли: существует не только одна Земля, но и космическое пространство, с которым она тесно связана. Конечно, Борис Ильич пытался приобрести эти картины для музея. И, наконец, "Сокровище Ангелов" выставили на аукционе "Кристи". Но нас опередили... Теперь эта картина находится в Санкт-Петербурге. Хотя нашему музею она ближе, мы могли бы объяснить людям, что она обозначает, что символизирует, ради чего написана... Очень сожалеем об этом.
Помогать - что дышать

От жены Булочника Надежды Михайловны услышу: "Для мужа моего помогать людям, что дышать. И в этом я, наш сын Александр его поддерживаем. Нельзя сегодня забывать, что помощь - главнейшая добродетель. Вспомните: "Лишний хлеб, сберегаемый тобою, принадлежит голодному, лишнее платье - нагому, а серебро, зарытое тобою, - бедному..." Музей Рерихов далеко не единственный объект его помощи.

- А вам не жалко денег, которые он тратит на меценатство?

- Что не отдал, учат нас мудрецы, то потерял. Для жизни нашей в общем-то, много-то и не надо. И, слава богу, нам хватает.

Сам Борис Булочник о своей помощи рассказывать не любит и от ответов на такие вопросы уходит, что, мол, пристали. Понятно, о добром надо молчать. И самое интересное, от близких ему людей тоже трудно чего-то добиться. Кто-то знает, что Борис Ильич многие годы поддерживает Московскую консерваторию, другой только в курсе того, что он помог выжить народному промыслу, третий готов поведать о помощи библиотекам...

В Международном Центре Рерихов рассказали о новом проекте "Одаренные дети", который поддерживает Булочник.

- Где связь между детьми и музеем? - спрашиваю Людмилу Шапошникову.

- Это наши дети, рериховские, можно сказать, - поясняет она. - Дело в том, что сейчас появилось много одаренных детей, которые почему-то тесно связаны с Космосом. В 4-5 лет они рассказывают удивительные вещи, которые с ними происходят, пишут стихи, рассказы, рисуют картины, сочиняют музыку... Это необычная ситуация. Однако не все родители их понимают. Вокруг них началась, как это обычно у нас бывает, какая-то возня. Одни называют их ненормальными, другие призывают лечить "от Космоса", третьи пугают, они погубят человечество... Сверстники их бьют, потому что они не похожи на всех... Мы помогаем им, даем возможность раскрыть свои необыкновенные способности, пытаемся их защитить. Многие стали нашими стипендиатами. Недавно вторым уже тиражом мы выпустили книгу такого юного писателя. Почитайте Джонатан Кимельфельд "Размышления" - зачитаетесь. По крайней мере, я не смогла от нее оторваться, пока не дочитала до конца.
Притча

Замкнутость и закрытость Бориса Булочника, впрочем, понятна. В отличие от Запада отношение у нас к таким людям, занимающимся благотворительностью, двоякое: большинство сразу заинтересуется вслед за героем Высоцкого: "Где деньги, Зин?" И будет долго мусолить на тему "с жиру бесится". Подозревать человека в желании таким образом улучшить репутацию... И редко кто скажет: "Какой молодец!"

Таков наш век. Мы даже сегодня еще неистово спорим о меценатах ХIХ века: что этих людей понуждало тратить огромные капиталы на поддержку не очень известных тогда художников или собирание различных коллекций? Но, в конце концов, каким бы мотивом они ни руководствовались - тщеславием, выгодой или просто любопытством, - это все же их личное дело. Переживать нам по этому поводу, по крайней мере, странно. Важно лишь то, что благодаря их поддержке на рубеже ХIХ-ХХ веков произошел настоящий расцвет русской культуры, были найдены таланты, собраны и сохранены произведения отечественных и зарубежных мастеров искусств, изделия народных промыслов.

А также важно то, что люди, подобные им, сегодня есть, они продолжают поддерживать культуру.

Уже готово было слететь с языка: "Борис Ильич, а что вами движет оказывать бескорыстную помощь другим?" - но осекся. Какое, собственно, мне и остальным до этого дело. Может, просто он, как и Николай Рерих, считает, что культура спасет мир, что в "момент необыкновенного напряжения мировой энергетики все культурные силы должны быть вместе". И что лучшие, пресвященные должны объединиться для воздействия на тьму невежества и извращения... "Должны объединяться во всех странах эти лучшие, не во имя полицейских мер... и запретов, но во имя Света и просвещения как такового. Почувствовав в сердце своем всю неотложность эволюции культуры, эта светлая Лига культуры должна сойтись, отбросив все мелкие условности, и должна действенно во Благо человечества переменить то, что подлежит изменению".

И он делает то, что делает. Хотя раз за разом его пытаются обвинить бездоказательно во всех смертных грехах, которые можно приписать банкиру и меценату. "В чем смысл несправедливого к вам отношения?" - спрашиваю Бориса Ильича. "Помните, как отвечал на подобный вопрос о недоброжелательном отношении к нему со стороны Петербургской академии наук Дмитрий Менделеев? - говорит он, улыбаясь. - "Ярость врагов с робостью друзей состязаются".

И он рассказал мне одну из притч Николая Рериха.

- Я помню ее со студенческих времен, - начал Борис Ильич, - суть ее проста: У Дивного Камня за Медвежьим оврагом в гуще леса поселился старик. Он ловил птиц и учил каждую одному слову. А затем выпускал их на волю. И лес наполнялся криками.

На поляну выходил журавль и горланил:

- Берегись, берегись...

Наверху шумел ворон:

- Конец, конец...

На осине орал дрозд:

- Страшно, страшно...

Скворец, высунувшись из-за ветки:

- Пропал, пропал...

Иволга пищала:

- Плохо, плохо...

И бледнели путники, робели, сердца их наполнялись страхом. И лишь старик улыбался, слушал птиц и не боялся их слов. Только он один знал, что птицы ничего другого не знают и сказать не умеют.

- И как, Борис Ильич, это понимать?

- Как хотите. Думайте...

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 апр 2016, 11:28

Кому мешают меценаты?
http://www.roerichs.com/Publications/Luft/Mezenty.htm

Каждый из нас наверняка может вспомнить из учебника истории такую картину: подходит неприятельская рать к городским стенам и начинает осаду. Когда открытый штурм отбит, в ход идут иные средства. Подкоп под крепостные стены, например, или поиск людей, готовых открыть врагу городские ворота. На первый взгляд, кажется, что все это ушло в далекое прошлое. Но на самом деле поменялся лишь внешний антураж, а многие битвы с полным сохранением прежней методологии перенеслись в виртуальное пространство. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно почитать материалы, размещенные на сайте «Живая Этика в Германии».



ПОЛУЧИТЕ ИНСТРУКЦИЮ

Авторы статей, скрывающиеся под расплывчатым названием «коллективного автора», пытаются представить себя вовсе не противниками Международного Центра Рерихов, а пламенными последователями идей Живой Этики, которые решили выплеснуть наружу свою «боль» за задетые «рериховские чувства». Правда, эти задетые «чувства» побуждают их исключительно к разрушительной деятельности, и становится очевидно, что мы имеем дело с «переодетыми сотрудниками». Разместив в пространстве интернета свой «магнит», они пытаются привлечь легковерных, а может, и просто невежественных людей, которых впоследствии можно было бы использовать как орудие в борьбе против МЦР.
Потому что те, кто хоть немного знаком с деятельностью Международного Центра Рерихов и понимают смысл этой деятельности, обязательно почувствуют, что отнюдь не обеспокоенностью за судьбу и содержание рериховского движения вызваны публикации вышеуказанного сайта.
Характерно, что все пункты обвинения в адрес МЦР четко увязаны в одну концепцию. Так, авторам статей сайта «Живая Этика в Германии» не нравится, что МЦР относится с глубоким уважением и почитанием ко всем членам семьи Рерихов. Это отношение авторы сайта желчно называют «персональным обожествлением». Случайно ли это обвинение? Отнюдь. Потому что уже в другом материале упоминаются некие «бумажные завещания», которыми якобы размахивает МЦР. Те, кто знает суть борьбы вокруг МЦР, поймут, что речь идет о завещании Святослава Николаевича Рериха, согласно которому наследие семьи Рерихов получил Международный Центр Рерихов на совершенно законном основании. Сделав вид, что для них этот документ мало что значит, «последователи» Живой Этики в Германии находятся в одном шаге от того, чтобы не очернить самого дарителя и уж как минимум хотят поставить под сомнение правильность принятого им решения.
Кто дал им право делать это? Разве мы можем найти хоть одно упоминание о том, что Елена Ивановна или Николай Константинович в чем-либо не доверяли своим сыновьям? Разве они не считали детей своими духовными наследниками и продолжателями своего дела?
Авторы «Живой Этики в Германии» понимают, что все их нападки по части законности владения МЦР рериховским наследием, мягко говоря, несостоятельны. Поэтому, раз отобрать архивы и картины не получится, ставится цель разрушить сам МЦР. Для этого уже готов целый инструментарий, а желающие присоединиться к действу без проволочек получают конкретные инструкции.



КУДА КОПАТЬ

Любая общественная организация, как известно, структурирована, и МЦР в данном случае не исключение. Структура — это как дом, где имеются фундамент, стены и несущие балки. Если сломать каркас здания, оно рушится.
Поэтому свой подкоп анонимные «доброжелатели» из Германии и пытаются сделать под несущую конструкцию — учредителей и правление МЦР. Очевидно стремление найти здесь слабое звено. Поэтому так нужен список учредителей — а вдруг в его составе найдется какой-нибудь недовольный, ущемленный, недооцененный человек-щель, в которую станет возможным залезть? Впрочем, чтобы не тратить время на ожидание, атаке подвергаются члены правления, их имена известны. Для них задумана вполне определенная судьба — уничтожение через компрометацию.
Поэтому вполне понятно, что копье неприятеля метнулось в сторону Бориса Ильича Булочника, — человека, который не только входит в состав правления МЦР, но и возглавляет крупное коммерческое предприятие — столичный «Мастер-Банк». Борис Ильич уже много лет употребляет свой авторитет и влияние на поддержку Международного Центра Рерихов. Разумеется, тем, кто добивается разрушения МЦР, это понравиться не может. Если бы Борис Ильич вместо деятельности на поприще культуры занимался только наращиванием своих капиталов, подобно большинству российских предпринимателей, это никак не задело бы «истинных рериховцев». А поскольку речь идет об одном из тех, кто является вовсе не рядовым стропилом в структуре Центра, «доброжелатели-анонимы» взяли микроскоп и попытались найти в деятельности «Мастер-Банка» хоть один микроб, с помощью которого можно было бы впоследствии попробовать отравить весь организм.
Только вот поиски эти успехом не увенчались. Учредителями банка оказались юридические лица, зарегистрированные в соответствии с российским законодательством. То, что «исследователям» «Мастер-Банка» не все оказалось понятно, они компенсировали собственными домыслами. Правда, при этом проговорились. Пытаясь найти ответ на вопрос о том, кому принадлежит «Мастер-Банк», и требуя от него какой-то особой открытости, автор статьи «Как МЦР живет на нечистые деньги» вместе с тем признает, что «открытость означает в мире постсовкового (цитирую дословно — авт.) капитализма гибель». То есть либо вы откроетесь и погибнете, либо мы обвиним вас во всех смертных грехах, назовем «подковерными игроками», «дутой пустышкой», «карманным банком» и т.д. Так сделайте свой выбор, господа!
Дабы придать респектабельность своим изысканиям в области банковского дела, анонимный автор статьи ссылается на некоего «бывалого финансиста», который уверяет, что «каждый московский коммерческий банк обслуживает те или иные политические группировки». Прибегнем к статистике: в российской столице сегодня работает около шестисот коммерческих банков.Так неужели в Москве так много политических группировок? Или неназванные «бывалые финансисты» выдают желаемое за действительное, не желая замечать, что концы с концами явно не сходятся?
Впрочем, особой грамотности от статьи с выражениями типа «большой негативный минус» ждать не приходится. Дефицит фактов, способных очернить банк, а, точнее, полное их отсутствие вынуждает анонимных «доброжелателей» из Германии строить свои выводы на основе очень сомнительных источников. Например, «карманность» «Мастер-Банка» они доказывают с помощью форума «Банкир.Ру». Прекрасная технология — настоящий ноу-хау — пошлите свое письмо на форум, а потом сошлитесь на него. Так можно подтвердить любую «утку» с помощью целого сонма «высококлассных экспертов».
Авторы статьи о «Мастер-Банке» не могут не признать, что экономика в целом, да и каждый из нас, особенно в условиях города, не способны обойтись без банковских услуг. Для того, чтобы выполнить перед клиентом все взятые на себя обязательства, банк должен быть конкурентоспособен. Объем и разнообразие услуг, предоставляемых любым коммерческим предприятием, является одним из главных показателей его привлекательности, а значит, и устойчивости. Откажись банк от работы с облигациями и ценными бумагами, от тех же депозитов, как уровень его привлекательности среди клиентов мгновенно упадет.
Это отлично понимают и более того, этого желают те, кто выбрал «Мастер-Банк» в качестве мишени для атаки на МЦР. И когда с праведным гневом «обеспокоенные рериховцы» обращаются к Учению («Не живите на доходы от денег»), то видимо, у читателя должна возникнуть мысль о том, что МЦР живет на доходы от денег. Ах, нет, вчитаемся и поймем, что это вовсе не МЦР, а клиенты банка живут на доходы от денег. А при чем тут тогда МЦР? Да и руководитель «Мастер-Банка»? Это каждый из нас, частных лиц, отправляясь в банк, решает, будет он получать доходы от денег или нет. «Мастер-Банк» лишь предоставляет нам возможность такого выбора. Поэтому непонятно, чем банк компрометирует себя, если он честно выполняет перед клиентами взятые на себя обязательства? В чем в данном случае можно упрекнуть председателя правления банка?
Но над этими вопросами энтузиасты из Германии задуматься нам не предлагают. У них же — помните? — совсем другая цель: следуя указанным курсом, попытаться уничтожить банк. Например, с помощью клиентов. То есть рериховцы, коих по прикидкам немецких «сотрудников», насчитывается несколько сотен тысяч (интересно, откуда такая информированность?), должны организовать бойкот банка, подкрепленный пиар-кампанией, с целью его дискредитации. Приговор вынесен: «смерть и только смерть!» и теперь осталось лишь найти способы его осуществления.
Читая статью «Как МЦР живет на нечистые деньги», я поймала себя на мысли о том, что, прежде чем написать сам этот опус в жанре фантастического триллера, автор придумал ему название. Оно получилось броским — нельзя не согласиться. Но вдохнуть содержание в этот лингвистический посыл оказалось невозможным. И то, что автор (или авторы?) вложили в понятие «нечистые деньги» (средства, полученные от «продажи наркотиков, бандитизма, проституции и прочих грязных источников») — никак не удается приблизить ни к МЦР, ни к «Мастер-Банку». Видно, что ходят они со своей грязной поклажей вокруг да около, но внутрь никак проникнуть не могут.
И уж совсем грубым популизмом попахивает попытка в контексте «исследования» «Мастер-Банка» вызвать праведный гнев населения по поводу банкиров-кровопийц. Что-то не доводилось мне слышать о том, чтобы банкиры-кровопийцы предоставляли приобретенные ими произведения искусства общественным музеям. Чтобы банкиры-кровопийцы заботились о повышении культурного уровня своих сограждан, чтобы помогали устраивать выставки и публиковать книги. Так что тут вы, германцы-«рериховцы», как говорится, дверью ошиблись.



«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ»

После того, как анонимные «доброжелатели» подробно расписали, как следует подорвать бизнес Бориса Ильича Булочника, они решили сформулировать некие «позитивные идеи», следуя которым, «кто-то должен искать выход», «кто-то должен строить Новую страну». В этом контексте «правильные рериховцы» предлагают МЦР «следовать заветам Учения» и «разрабатывать общественные реформы, направленные на борьбу со спекуляцией всех родов, и в том числе денежной». Позвольте, но разве к этому призывает Живая Этика? Наши Учителя говорят о необходимости изменения прежде всего человеческого сознания, о развитии культуры как возможности духовного роста. То, что предлагают так называемые реформаторы, есть не что иное, как симбиоз политической и экономической деятельности, которой МЦР никогда не занимался. А если этими идеями «кто-то» должен быть озабочен, то ищите этого «кого-то» по другому адресу.
Несмотря на то, что председатель правления «Мастер-Банка» входит в состав правления МЦР, банк и Международный Центр Рерихов вовсе не близнецы-братья, а совершенно разные структуры. Созданные для разных целей, работающие в разных сферах, имеющие различный статус.
То, что члены правления выполняют громадный объем работы, не получая за это денежного вознаграждения от МЦР, можно поставить лишь им в заслугу. Именно благодаря преданности и бескорыстию людей, работающих на благо культуры и просвещения, средства, которые МЦР зарабатывает за счет музея, концертов, продажи книг, журналов, билетов в оптический театр, можно направлять в значительной степени не на зарплаты, а на развитие центра, издательскую деятельность, реставрацию и содержание усадьбы Лопухиных, в которой располагается Центр-Музей имени Н. К. Рериха.
Говоря о главе «Мастер-Банка», нужно помнить о том, что первый на постсоветском пространстве общественный музей создан без единой копейки государственных средств!
В современных условиях это само по себе уже почти невероятно. По вынужденному признанию авторов сайта, МЦР стал «мощной рериховской организацией». Разве это могло стать возможным, если бы в руководстве Центра не находились люди, способные решать помимо культурных и нелегкие хозяйственные задачи? Борис Ильич Булочник стал главной опорой МЦР в восстановлении усадьбы Лопухиных, находившейся в состоянии настоящей разрухи — тут авторам сайта «живая Этика в Германии» надо сказать спасибо за то, что они предоставили повод произнести слова благодарности в адрес этого человека.
Поэтому эмблема «Мастер-Банка» не вызывает у рериховцев реакции, на которую рассчитывают «переодетые сотрудники» из Германии. Эта эмблема принадлежит банку по праву, которое никто не собирается оспаривать. МЦР и его руководство не путает культуру с коммерцией. Как бы ни старались авторы пасквилей, им не удалось найти ни одного факта, который мог бы скомпрометировать МЦР в глазах его сторонников. И непонятно, что раздражает владельцев сайта в эмблеме банка? Они усматривают сходство с символикой Центра-Музея имени Н. К. Рериха. И не усматривают различий? А если усматривают и различия, то в чем же смысл обвинений? Они считают, что у руководителя «Мастер-Банка» нет морального права на товарный знак в его нынешнем изображении. А я считаю, что есть такое право. Как же теперь быть?
«Последователи» Живой Этики из Германии впадают в истерику не только по поводу эмблемы «Мастер-Банка». Почему-то, посчитав, что их аргументы убедили аудиторию во вредоносности руководителя этого финансового учреждения в качестве члена правления МЦР, напоследок они вынули еще один «козырь». Карту, которую Борис Ильич Булочник якобы способен разыграть — не падайте в обморок — в политической(!) игре в канун выборов президента России.
Этот эпизод расписан в соответствии с классическим жанром детских страшилок. Интересно только, кого пугают. Правда, не страшно, а противно. Потому что только в горячечном бреду можно представить главу «Мастер-Банка» в качестве эдакого серого кардинала, вытаскивающего в решающий момент нужные пророчества и приводящего с их помощью в действие механизм изменения политической власти в стране. Если вас, господа, интересует не культура, а политика, обратите взор в другую сторону.



«ЕРУНДА УХОДЯЩЕГО МИРА»

Правда, хорошее выражение? Это то, пишут авторы сайта, что несовместимо с рериховской организацией. На сей раз трудно не согласиться. Поэтому можно не принимать всерьез попытку обвинений как МЦР, так и главы «Мастер-Банка» со стороны авторов сайта «Живая Этика в Германии». Все это — ерунда уходящего мира.

И. Майская


Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 апр 2016, 13:12

"...одна из VIP-клиенток — народная артистка России Клара Новикова. Ее представитель от комментариев отказался. Другой вкладчик — советский дипломат, первый секретарь ЦК Компартии Узбекской ССР и советник президента СССР Михаила Горбачева Рафик Нишанов. Связаться с ним не удалось". - из одного из люфтовских материалов. Как мило!)) Обычно при заказных статьях так и бывает. Сама не пробовала такой жанр, но знаю, что если пишешь нечто "с потолка", нет доказательств - в той статье ИХ И НЕ ПРИВЕДЕНО. НИ ОДНОГО. Так вот, когда пишешь "что сказали" , и знаешь, что пишешь ложь, и подтвердить ее и для приличия нечем - такие выражения и используются в 100% случаев. это классика, но так банально...

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 апр 2016, 13:27

И если думаете, что неожиданный всплеск интереса у врагов МЦР к личности Бориса Булочника случаен - очень сильно ошибаетесь. Как минимум, это попытка отвлечь внимание от волны посадок в проворовавшемся Минкульте, попытка немного очернить МЦР, даже путем откровенных фальсификаций, когда нечто пишется без приведения хоть единого подтверждающего факта. Когда тут же опровергается независимой прессой. Разве людей морального уровня Люфта это смутит? "Ну не получилось...", так, видимо, рассуждают. Без совести жить легко, но стыдно и опасно для будущей жизни в Тонком мире, кстати.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 апр 2016, 13:31

"Новая газета", федеральный выпуск,
№ 124, 31 октября 2012 г.

Не губите возрождение меценатства в России


Традиции меценатства в России складывались на протяжении нескольких веков. Известно, что Александр Сергеевич Строганов оказывал материальную помощь поэту Гавриилу Романовичу Державину и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. А Анатолий Николаевич Демидов, представитель известной династии меценатов, оказывал финансовую поддержку художнику Карлу Брюллову. И если бы не эта финансовая помощь, то неизвестно, смог бы Брюллов создать шедевр своего творчества — знаменитую картину «Последний день Помпеи».

Особое развитие меценатской деятельности произошло в конце XIX — в начале XX века. К этому времени в России возникло уже достаточное количество потомственных и новых меценатов, благодаря существенной помощи которых мы имеем удивительный расцвет русской культуры. Только в одной Москве благодаря их инициативе открывались уникальные галереи и музеи, создавались новые театры, которым суждено было осуществить глобальную театральную реформу, развивалась отечественная наука. Поэтому имена этих меценатов вписаны в сокровищницу российской культуры. Это Третьяковская галерея, Щукинские и Морозовские собрания современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, частные оперы Саввы Мамонтова и Зимина, Московский художественный театр, Музей изящных искусств, на строительство которого заводчик и крупный землевладелец Ю.С. Нечаев-Мальцев потратил более 2 млн рублей, Философский и Археологический институты, Коммерческий институт. Благодаря пожертвованиям Варвары Алексеевны Морозовой стало возможным создание в России первой бесплатной библиотеки-читальни имени И.С. Тургенева. К этому далеко не полному списку следует добавить и то, что только благодаря меценатству смогли состояться в Европе знаменитые концертные сезоны С.П. Дягилева, с которых начался и продолжается до сих пор триумф русского исполнительского искусства в мире. С уверенностью можно сказать, что без меценатов наша культура была бы значительно беднее.

С победой в России социальной революции почти на 80 лет была прекращена меценатская деятельность. Этого оказалось достаточно, чтобы полностью разрушить в России ее традиции.

Сегодня при помощи принятия закона «О меценатах и меценатстве» государство пытается восполнить этот пробел. Но в проект этого федерального закона № 97803567-2 (версия «Консультант Плюс» от 26.10.2012) заложена такая жесткая «вертикаль государственной власти», что если он будет принят в существующем виде, то окончательно убьет имеющиеся ростки возрождения меценатства в России. Так, в ст. 4 сказано, что «объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации». А в ст. 5 п. 2 заложено, что «получателями меценатской поддержки являются физические и юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность по сохранению и развитию культурного достояния Российской Федерации», но «в соответствии с приоритетами, установленными Правительством Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Федерации». Данные выдержки из проекта закона свидетельствуют, что государство желает не только контролировать меценатскую деятельность, но и управлять ею. Получается, что государство само желает назначать объекты меценатской помощи. Для чего это делается, нетрудно догадаться. И еще один пример. В п. 2 ст. 6 сказано, что «к видам деятельности, в отношении которых оказание поддержки не может считаться меценатством, относятся все формы самодеятельности…» Нетрудно догадаться, что «все виды самостоятельной деятельности» легко могут быть распространены и на общественные организации, деятельность которых является самостоятельной от государственного желания.

Приведенные выдержки из проекта ФЗ свидетельствуют, что менталитет современного российского чиновника продолжает оставаться в тисках советского тоталитарного прошлого. Если в отношении экономики мы наблюдаем некоторые улучшения в сторону демократизации экономической системы, то в области культуры всё остается в старых рамках: только чиновник знает, какой должна быть культура и как она должна развиваться. С таким подходом к существующим многочисленным проблемам в области культуры нам не сохранить ее национальные богатства. Я уж не говорю о создании новых.

Сейчас мы пользуемся теми сокровищами культуры, которые были созданы и сохранены благодаря колоссальной помощи меценатов предшествующих веков. Как говорил известный меценат Павел Рябушинский, «богатство обязывает», так как только в среде русского народа богатые люди смотрели на свою деятельность по умножению своего богатства не только как на источник наживы, но и как на выполнение некоей миссии, возложенной на них Богом. Как правильно считает исследователь московского купечества П.А. Бурышкин, «про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которое смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела». И никакие им не навязывались государственные программы и приоритеты. Их меценатская деятельность была по зову сердца. И результат, как говорится, налицо. Не надо забывать, что большинство музеев страны было создано за счет меценатской деятельности и пожертвований коллекционеров.

Проект закона «О меценатах и меценатстве» свидетельствует еще об одном важном моменте. Он заключается в том, что государство до сих пор не желает считаться с тем фактом, что на культурном пространстве страны давно уже действует большое количество общественных организаций, которые возложили на себя огромный груз ответственности за сохранность и популяризацию культурного наследия. Основной и, пожалуй, единственный финансовый источник большинства таких организаций — это меценатская помощь. Но в приведенных примерах из проекта закона такая бескорыстная и по зову сердца помощь государством не будет считаться меценатской, если оно не сочтет нужным включить эту помощь в соответствующие программы и признать таковой. С таким подходом к меценатству будет уничтожена его суть, и всё превратится в некую далеко не равную игру государства с бизнесом, в которой последний представитель этой пары будет всегда находиться под страхом уничтожения, если он нарушит эти правила.

Более чем 20-летняя успешная деятельность общественного музея имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов свидетельствует, что без бескорыстной помощи мецената музея Бориса Ильича Булочника невозможно было бы сохранить в России наследие Рерихов. Но его меценатская деятельность почему-то не вошла в приоритетные направления государства и, следовательно, в установленные правила игры.

На основании договоренностей Святослава Рериха с руководством СССР для создания в Москве общественного музея имени Н.К. Рериха (основан постановлением Совета министров СССР) была передана старинная усадьба Лопухиных, памятник архитектуры XVII—XIX веков, расположенная в центре Москвы недалеко от Кремля. Убедившись в том, что государство выполнило это его условие, Святослав Рерих через Людмилу Шапошникову, выбранную им директором будущего музея, в 1990 году для его создания передает вторую часть наследия своих родителей — Николая и Елены Рерих. Кроме передачи усадьбы государство забыло о дальнейших своих обещаниях: восстановить полуразрушенные здания и приспособить их под музей и оказать помощь музею в его становлении и развитии. Перед директором музея Людмилой Шапошниковой стояла чрезвычайно сложная задача — без поддержки государства возродить к жизни разрушенные строения и создать в них музей. Правительство Москвы, несмотря на поставленную ему задачу, отказалось финансировать строительные работы, сославшись на нехватку средств и предложив искать внебюджетные источники. Надо представить себе сложность экономической ситуации лихих 90-х, когда под прикрытием перехода к рынку беспощадно грабились богатства страны, чтобы понять, что стоящая перед Людмилой Шапошниковой задача была практически невыполнима. После ухода из жизни Святослава Рериха 30 января 1993 года ситуация значительно усложнилась. Алчные чиновники решили прибрать к рукам завещанное Международному центру Рерихов и переданное в Россию Святославом Рерихом наследие и направили свою работу на уничтожение общественного музея. В этих сложных условиях приход в музей Бориса Булочника и предложение его директору бескорыстной финансовой помощи — дорогого стоит. Ведь ничто не мешало Борису Булочнику пойти по стопам сегодняшних олигархов в поисках экономического и политического признания, но зов сердца («богатство обязывает») вывел его на путь славных традиций русского меценатства — финансирования культурных проектов.

Встретившись в начале 90-х с Людмилой Шапошниковой, Борис Булочник посвятил свою дальнейшую жизнь сохранению в России наследия Рерихов. Благодаря его поддержке была выполнена воля Рерихов и создан в Москве общественный музей имени Н.К. Рериха, обширная культурная деятельность которого хорошо известна не только в России, но и за ее пределами. Коллекция музея значительно пополнилась за счет даров Бориса Булочника и членов его семьи. Финансовые средства Бориса Булочника и возглавляемого им «Мастер-Банка» дали возможность музею заниматься и издательской деятельностью трудов Рерихов из хранящегося в музее их архива, работ исследователей их творчества, выпускать ежеквартальный журнал «Культура и время», научно-популярные фильмы, вести обширную научно-исследовательскую деятельность. Особого внимания заслуживает финансирование Борисом Ильичом деятельности музея по воссозданию памятника истории и культуры России XVII—XIX веков, научная реставрация которого была отмечена Национальной премией «Культурное наследие» и премией Евросоюза. Благодаря такой бескорыстной помощи Музей имени Н.К. Рериха размещен в прекрасно отреставрированных палатах XVII и залах XVIII—XIX веков, оснащен современным музейным оборудованием. Музей кроме популяризации творчества Рерихов безвозмездно предоставляет свои выставочные площади для художников-космистов, детских рисунков и народного творчества. В залах музея проводятся музыкальные вечера и творческие встречи молодежи. И все это благодаря не поддержке государства, а исключительно финансовой помощи Бориса Ильича и «Мастер-Банка». И вместо того чтобы использовать такой уникальный опыт сотрудничества общественной организации с одним из успешных бизнесменов страны, некоторые государственные структуры пытаются опорочить Бориса Булочника, разрушить его бизнес и таким образом лишить общественный музей имени Н.К. Рериха финансовой поддержки своего мецената.

Вначале пытались отобрать завещанное МЦР наследие Рерихов и усадьбу Лопухиных и, как следствие, уничтожить общественный музей. Я не буду на этом останавливаться, так как этой теме было посвящено множество публикаций в СМИ начиная с начала 90-х. Скажу только, что, защищая наследие и музей, МЦР пришлось пройти через невероятное количество судебных заседаний в различных судах и инстанциях начиная с 1994 по 2011 год. Но музей продолжает успешно развиваться, и я уверен, что он продолжит свою деятельность. Теперь наши враги взялись за нашего мецената. Не надо обладать специальными знаниями, чтобы прийти к выводу, что массированная атака 12.10.2012 СМИ на «Мастер-Банк» и председателя его правления Бориса Булочника имеет цель дискредитировать законную деятельность банка и его руководителя. Основанием для такого вывода является то, что аналогичные сообщения периодически появляются в СМИ уже несколько лет.

Если бы сообщения об «отмывании денег» действительно имели место, то нет сомнения в том, что данного банка уже бы не существовало. Но он продолжает действовать и входит в первую двадцатку успешных банков России. Смею предположить, что какие-то весьма влиятельные фигуры в нашей коррумпированной политико-экономической системе стремятся прибрать к рукам бизнес Бориса Булочника и с этой целью искусственно понижают рейтинг «Мастер-Банка», чтобы перепуганные его вкладчики стали забирать из банка свои средства. Дальнейшим шагом, вероятно, будет принуждение владельца банка отдать свой бизнес. Данные предположения сделаны на основании изложенных фактов и массовой системы коррупции, существующей в нашей стране, которая дает достаточно материала для российских телевизионщиков и прессы. Недавний визит вооруженных омоновцев в масках в дом Бориса Булочника со следователями из центрального аппарата МВД России для проведения обыска во время отсутствия хозяина дома — является доказательством моих предположений. Супруге Бориса Булочника даже не объяснили, что ищет вооруженная группа людей. При этом было изъято только несколько пачек визиток Бориса Булочника и телефонный справочник. Разве это не свидетельство, что мы имеем дело не с правонарушениями в профессиональной деятельности Бориса Булочника, а с попыткой его запугивания и поиском на него компромата.

Если заявления президента РФ В.В. Путина и премьер-министра Правительства РФ Д.А. Медведева о борьбе с коррупцией является не только предвыборным лозунгом, они просто обязаны прекратить весь этот беспредел вокруг Бориса Булочника и «Мастер-Банка». Нужно не уничтожать меценатов, а создавать им все условия для выполнения ими их патриотического долга, направленного на сохранение и приумножение культурного достояния России.



А.В. СТЕЦЕНКО,

первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха



Источник:



Сайт Международного Центра Рерихов:

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2490

Сайт "Новой газеты": http://www.novayagazeta.ru/society/55225.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 17 апр 2016, 13:41

http://www.roerichs.com/Publications/Ce ... seum/3.htm

Журнал "Элита общества", № 6 (58), 15 августа 2012 г.

Борис Булочник: «Мастер-Банк» и Знамя Мира


Как оказывается, фирменный знак «Мастер-Банка» вовсе не случайно напоминает Знамя Мира — символ, который неразрывно связан с наследием Николая Константиновича Рериха. Три красных сферы внутри круга — связь прошлого, настоящего и будущего в круге вечности.


Борис Булочник и Александр Стеценко

Двадцать лет руководитель и совладелец «Мастер-Банка» Борис Булочник оказывает немыслимую (по современным российским меркам) финансовую помощь общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного центра Рерихов (МЦР) в Москве. Значительные средства им выделены на восстановление старинной усадьбы Лопухиных, где разместился музей Рериха. И столько же, возможно, Борис Булочник потратил на покупку картин Рериха у российских и западных коллекционеров, которые он в итоге подарил Музею имени Николая Рериха.

Однако все эти суммы и цифры становятся весьма условными понятиями, когда речь заходит о сохранении наследия семьи Рерихов, являющегося национальным достоянием России. Как, впрочем, и другие слова: «меценат» или «благотворитель», которые иногда приходится слышать Борису Булочнику в свой адрес. Он лишь откликнулся на призыв о помощи, когда двадцать лет назад МЦР был вынужден взять на себя обязательства государства, данные Святославу Рериху, восстановить разрушенную усадьбу, в которой должен был разместиться общественный Музей имени Николая Рериха. По этой причине Борис Ильич избегает любых разговоров о благотворительности. Не стал исключением и наш журнал.

О возрождении российских традиций меценатства мы решили поговорить с первым заместителем генерального директора Музея имени Н.К. Рериха АЛЕКСАНДРОМ СТЕЦЕНКО.


— Как вы думаете, почему в начале 90-х годов прошлого века Борис Ильич вдруг решился оказать финансовую поддержку общественному музею Рериха? Время было сумасшедшее — не до благотворительности, у многих, наоборот, все мысли были только об одном: на чем бы заработать денег, да побольше…

— Время и впрямь было очень суровое; Советский Союз рухнул, правительство отказалось финансировать восстановление усадьбы и приспособление ее под музей. У МЦР, естественно, не было средств для ремонта усадьбы. Людмила Васильевна Шапошникова —генеральный директор музея и первый вице-президент МЦР — только привезла из Индии в Москву переданное Святославом Рерихом, гражданином Индии, наследие его родителей Николая и Елены Рерих, предназначенное для общественного музея. Как известно, в 1957 году Юрий Рерих, старший брат Святослава, которому позволили вернуться на родину (Николаю Константиновичу и Елене Ивановне советское правительство так и не позволило вернуться, несмотря на многочисленные обращения), привез с собой первую часть наследия Рерихов с намерением создать музей своего знаменитого отца. Министерство культуры пообещало создать такой музей, получило от Юрия Николаевича значительную часть привезенных картин, но обещания своего так и не выполнило. Картины были распределены по разным музеям страны, значительная часть исчезла в запасниках этих музеев. В 1960 году Юрий Рерих внезапно уходит из жизни, не успев оставить завещания. На его квартире в Москве осталась значительная часть привезенного им наследия (более 200 картин, уникальные научный архив, библиотека, коллекции старинной бронзы, тибетской живописи и многие другие раритеты). Он не был женат и не имел наследников. Вначале советским правительством его брат Святослав Рерих был признан единственным наследником, но затем он был вероломно отстранен от вступления в права наследственного имущества своего брата. К наследию были допущены лица, которые не имели никаких прав на него. В итоге это наследие, являющееся национальным достоянием России, при полном безразличии государственных чиновников в настоящий момент полностью разграблено. Эту катастрофу не смог предотвратить ни сам Святослав Рерих, писавший многие письма в правительство, ни возмущенный голос общественности, ни многочисленные журналистские расследования. Сейчас на бывшей квартире ничего нет. Это одна из самых значительных трагедий, произошедшая в культурном пространстве России, которая длится вот уже более 52 лет. Но это тема отдельного разговора.


Понимая, что государство было не заинтересовано в создании музея, Святослав обратился к генеральному секретарю КПСС Михаилу Горбачеву с предложением создать в Москве общественный музей имени его отца, для которого он безвозмездно передаст сохраненную им вторую часть наследия своих родителей, и для этого музея выделить соответствующие здания. Его предложения были приняты. Постановлением Совета министров был создан общественный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, и для его размещения отдали бывшую усадьбу Лопухиных в центре Москвы. К тому моменту она находилась в плачевном состоянии, а средств, чтобы ее отреставрировать и превратить в музейный комплекс, у государства не нашлось. Теперь представьте состояние Людмилы Васильевны Шапошниковой, которая Святославом Рерихом была выбрана генеральным директором музея и через которую он передал наследие: у нее на руках картины, архив и другие части привезенного из Индии наследия стоимостью в сотни миллионов долларов, а разрушенная усадьба не давала никакой надежды на скорое размещение в ней необходимого музея. Людмила Васильевна из той категории людей, которые не впадают в отчаяние, хотя все основания для этого были, но всегда находят выход из самых трудных ситуаций. Было проведено несколько пресс-конференций, на которых прозвучал ее призыв к гражданам России оказать помощь в восстановлении усадьбы. И помощь стала приходить в виде денежных пожертвований, в виде приезда к нам многих волонтеров, которые безвозмездно выполняли самую черновую работу на нашей стройке. Но самую значительную помощь, которая и определила в итоге выполнение воли Святослава Рериха по созданию общественного музея, оказал Борис Ильич Булочник. Он пришел к Людмиле Васильевне и спросил, чем может быть полезен будущему музею Рериха; единственный из представителей нарождающегося российского бизнеса. С этого все и началось…


Борис Ильич взвалил на свои плечи все финансирование воссоздания усадьбы, и она начала «расти» на глазах. Главный дом. Флигель. Когда проводились раскопки, обнаружили фундамент красного крыльца XVII века — воссоздали и это уникальное архитектурное сооружение. Выполняя задание правительства Москвы, МЦР взял на себя обязательства до 2020 года полностью восстановить усадьбу в ее историческом виде и провести регенерацию ее хозяйственных построек. А это значит возвести еще два строения. И мы уже начали воссоздание разрушенного каретника усадьбы. Все эти работы финансируются Борисом Ильичем. Трудно в центре Москвы найти другую усадьбу, которая была бы так восстановлена и которая благодаря расположенному в ней музею всегда доступна для обзора и ознакомления. Надо сказать, что за организацию и руководство воссозданием усадьбы Лопухиных наш генеральный директор Людмила Васильевна Шапошникова награждена не только Национальной премией «Культурное наследие», но и премией Евросоюза за самоотверженный труд в деле сохранения культурного наследия Европы. И в этом огромная заслуга Бориса Ильича.


Меценатская деятельность Бориса Ильича не ограничивается воссозданием усадьбы. Он, как истинный поклонник творчества Рерихов, финансирует нашу издательскую деятельность. МЦР выпустил около 200 наименований тиражом более 700 000 экз. книг самих Рерихов и книг о них и их творчестве. Борис Булочник также финансирует и нашу выставочную деятельность как в России, так и за ее пределами. Самая знаменательная последняя выставка прошла в апреле этого года в штаб-квартире ЮНЕСКО под патронатом генерального директора ЮНЕСКО и Министерства культуры России. На основании огромного успеха этой выставки МЦР в настоящий момент ведет переговоры о ее продолжении в других странах Европы. Он также финансирует издаваемый Центром Рериха ежеквартальный журнал «Культура и время», который по итогам Международной профессиональной выставки «Пресса-2008» награжден знаком отличия «Золотой фонд прессы — 2008».


МЦР выпускает фильмы, посвященные творчеству Рерихов. В 2005 году фильм МЦР «Время собирать камни», посвященный 70-летию подписания международного договора «Об охране художественных, научных учреждений и исторических памятников», известного под названием «Пакт Рериха», получил статус национального фильма России. Международная презентация этого фильма прошла в ноябре 2005 года в г. Брюгге (Бельгия), где в начале 30-х годов прошлого столетия проходили первые учредительные конференции Пакта Рериха. Короче, почти вся многогранная культурная деятельность Международного Центра Рерихов осуществляется за счет средств Бориса Ильича. Без его финансовой помощи мы бы не смогли все это сделать. Ведь на продаже билетов в музей много не заработаешь.


— Неужели государство вам не помогает финансово?

— Ни копейки за более чем двадцатилетнюю нашу историю! И это несмотря на то что финансовая помощь нашему музею была государством обещана Святославу Рериху.
Все основное финансирование нашего музея — на плечах нашего мецената, с момента основания музея и до сего дня.



— Не сожалеет ли сейчас Борис Ильич о том, что двадцать лет назад ввязался в столь расточительное для себя мероприятие?

— Ни разу не слышал от него ни слов сомнений или огорчения, что он ввязался в это дело. Наоборот, чем больше трудностей приходится на долю нашего музея и центра, тем весомее поддержка Бориса Ильича. Он рад всем нашим победам на культурном поприще. Более того (и об этом мало кто знает), за счет Бориса Ильича наш музей пополнился новыми картинами Николая и Святослава Рерихов.



— Это как?!

— Святослав Николаевич Рерих завещал нашему центру более 700 картин своих и отца, из этого количества 288 картин, которые им были переданы нашему государству на временное хранение еще в 1978 году, до сих пор нам так и не возвращены. Борис Булочник выкупил у различных владельцев и на зарубежных аукционах и подарил нашему музею более 300 картин и рисунков Рерихов. Подчеркиваю, все картины и рисунки Борисом Ильичем переданы музею в дар, без каких-либо условий и оговорок. Таким образом, с его помощью в Россию вернулось огромное количество картин Рерихов, которые теперь доступны для наших граждан.


— И сколько примерно он потратил на эти цели?

— Даже не берусь сказать. Можете посчитать сами: сюжетные полотна Николая Рериха стоят больших цифр со многими нулями, не меньшая цена и у картин Святослава Рериха… Приведите мне другой пример такой масштабной благотворительности, со стороны многих других российских бизнесменов… Лично я таких примеров не знаю. Один яйца Фаберже приобрел, передал их на хранение в музей, и такую себе пиар-кампанию закатил. Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Пиар был на всю страну, так как эта коллекция передана в дар государству и была размещена в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Я был в этом дворце, коллекция выставлена, но картина Рериха была не доступна. А в нашем случае все делается без лишней помпы, но все основные шедевры Рерихов в нашем музее доступны для всех.



— Насколько для России значима такая связь музея и Бориса Булочника?

— В последнее время много говорится о слабом финансировании государством культуры. Можно об этом говорить десятилетиями, а толку от этого мало. В современном государстве, тем более в России с ее рыночной экономикой, культурным учреждениям без помощи меценатов просто не выжить. Но если государственные музеи хоть как-то обеспечиваются государством, то общественные отданы на произвол рынка и чиновников. Существует и другая проблема. Она заключается в том, что культура не может существовать без общественной инициативы. А наше тоталитарное прошлое, от наследия которого мы еще не избавились, свидетельствует, что чиновники не желают выпускать свою власть и возможность использовать культуру по своему усмотрению. К чему это приводит, мы знаем. Печальные примеры такого руководства вокруг нас. Поэтому многолетний опыт такого тесного и плодотворного сотрудничества нашего музея с одним из успешных бизнесменов России является уникальным и, пожалуй, единственным. К этому следует добавить, что если учесть трагедию с разграблением первой части наследия Рерихов, о которой я говорил выше, и не прекращающиеся стремления некоторых высокопоставленных чиновников разрушить наш музей и отобрать завещанное нам наследие Рерихов, то на этом фоне та всесторонняя помощь Бориса Ильича нашему музее дорогого стоит. Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом. Как говорит Людмила Васильевна Шапошникова: «Защищать Культуру в современной России дело небезопасное». Вся трагическая история возвращения в Россию наследия Рерихов и история нашего музея — яркое подтверждение этому высказыванию. Мы не сомневаемся в том, что все многочисленные трудности, которые возникли за последнее время у Бориса Ильича, имеют причину именно в этом.




— Вы не интересовались у Бориса Ильича, когда и почему он заинтересовался творчеством Рериха?

— Знаете, это довольно деликатная тема. И конечно я с ним на эту тему не говорил. Но, как мне кажется, к творчеству Рериха Борис Ильич подошел так же, как и я в свое время… Книги Рерихов и особенно философская система космической реальности, известная под названием «Учение Живой Этики», созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с ее Учителями, помогли мне понять, что же произошло с нашей страной. Почему некогда могучая и никем непобедимая держава в течение нескольких месяцев рухнула. И экономическая составляющая, о которой все говорят, в данном случае сыграла далеко не главную роль. На эти и многие другие вопросы о цели и смысле жизни, которые остро встали в моем сознании, я в книгах Рерихов нашел ответы, которые помогли осознать древнюю истину: «Улучшая себя, мы улучшаем окружающий мир». Человек, как и наша планета, неразрывно связан с процессами, которые происходят в Космосе. Рерихи стояли у истоков зарождения в России в начале прошлого века космического направления в развитии философии, науки, искусства, получившего название русского космизма. Их наследие дает объяснение этому уникальному явлению в культуре России и дает направления и перспективы эволюционного развития человечества. Стоит сказать, что первая запись в «Учении Живой Этики» — это слова Учителя Рерихов: «В Новую Россию Моя первая весть». Этим и ценно переданное нам наследие Рерихов. Одним из первых это понял Борис Ильич и оказал значительную помощь Людмиле Васильевне Шапошниковой в сохранении доверенного ей Святославом Рерихом наследия.


Текст: Игорь Пылаев (РБК daily, специально для "Элиты общества")


Фото: Виктора Борзых



Статья опубликована на сайте Международного Центра Рерихов:

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... hestva.php


Журнал "Элита общества":

http://esj.ru/2012/08/08/bankmoscow082012/

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 30 май 2016, 14:03

Ольга Старовойтова,
член Международного союза журналистов
«Сила – это еще не справедливость»,
или сказ о том, как Центробанк Мастер-Банку проиграл

Сила – это еще не справедливость.
Справедливость – это и есть сила.
Девиз короля Артура

Трудно предполагать, как поступила бы глава Центробанка г-жа Набиуллина, предвидь она реакцию общества, последовавшую на отзыв лицензии Мастер-Банка. Возможно, сочла бы за благо урегулировать возникшие проблемы цивилизованным путем. Сейчас же вышедшая из-под контроля ситуация развивается по принципу: «Посеявший ветер пожнет бурю». Потому что карательная акция против финансового учреждения вызвала совершенно иную реакцию, нежели та, на которую, по всей видимости, рассчитывали власть предержащие. Похоже, терпение многих россиян, изо дня в день наблюдавших с экранов телевидения, как рассыпаются на глазах с помпой поданные громкие дела силовиков (вопиющий пример – дело Минобороны), перешло некую критическую массу. Тем более, что владелец Мастер-Банка Б.И. Булочник и его супруга – люди, действительно достойные уважения во всех отношениях. Недаром средства массовой информации, склонные к поиску компромата, озвучивают только положительную информацию. Читаем: «Председатель правления Мастер-Банка Булочник-старший всегда приходил на работу, как директор школы, к 8 часам и контролировал все, знал чуть ли не каждого сотрудника и каждого крупного клиента», - вспоминает его знакомый. «Этот крупный банк управлялся как маленькая семейная компания, и сочетание большой сети отделений и банкоматов, отличных технологий с возможностью «достучаться» до любого сотрудника и быстро решить все вопросы очень нравилось клиентам», - сходятся собеседники «Ведомостей» [1]. Если уже по отношению к таким общественно-значимым фигурам, как меценаты Булочники [2], можно вести себя столь беспардонно, о какой справедливости можно мечтать рядовому россиянину? Плюс ко всему, обнаружилось, что причины внезапного захвата частного банка сильно отличаются от тех, что продекларированы Центробанком. А именно: «неисполнение Мастер-Банком законов, регулирующих банковскую деятельность и нормативных актов Банка России, а также выявление фактов существенной недостоверности отчетных данных и неоднократным нарушением требований по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем» [3].

1. «Кроме возмущения действия ЦБ ничего не вызывают...»
Глас народа: «<…> не очень понятно, зачем в и без того напряженной экономической ситуации потребовалось ликвидировать такой заметный банк, добавляя нервозности и всему банковскому сообществу (по рынку снова начали ходить различные черные списки, включающие порядка полутора сотен банков — кандидатов на вылет), и частным вкладчикам, и простым держателям зарплатных карт (потери по ним не страхуются). И бизнесменам, которые, как показала история Мастер-Банка, могут стать банкротами простым решением ЦБ» [4].
«Лицензия у Мастер-Банка была отозвана скоропостижно. Без объявления войны, без предупредительного выстрела вверх и прочих ритуальных атрибутов. Наверное, у ЦБ была причина так резко действовать и создать на рынке расчетов <…> легкую панику. Возможно, мы скоро узнаем, чем ЦБ обоснует (а может ЦБ и не захочет разговаривать с народом, дикие, все равно не поймут), но интересно взглянуть на банк с точки зрения цифр.

а) Доходы от расчетно-кассового обслуживания
Мастер-Банк на 8 (!) месте среди всех банков России. Перевожу на русский язык. Это мечта любого банкира. Не кредитовать. Не лезть в рискованные операции. Убедить клиентов платить за каждый чих. У Мастер-Банка это прекрасно получилось. Больше 100 млн. долларов заплатили клиенты за 9 месяцев этого года.

б) Налог за прибыль
Банк на 26-м месте. Если оценивать предприятие с точки зрения государства, то единственный критерий важен — выплаченные налоги. 26-ой по выплаченным налогам это очень-очень серьезно.

в) Зарплата
Банк на скромном 57 месте. Т.е. не сказать, что бы транжирил деньги акционеров направо и налево» [5].

Форум сайта banki.ru:
«Кроме возмущения действия ЦБ ничего не вызывают... Если кто-то нарушил закон, так и привлекайте конкретных лиц к уголовной ответственности, собственников и руководителей наказывайте штрафами, конфискуйте их имущество (акции того же банка, например). Для чего крушить всю инфраструктуру? Информация такая неполная, просто какие-то общие фразы. Почему, как с полными дураками, обращаются с народом <…> Если дыра в капитале 2 млрд., для чего из АСВ (Агентство страховых вкладов) забирать 30 млрд.?»;
«А вообще тенденция среди начальственных шишек отвешивать электорату лапшу, наивно глядя электорату прямо в глаза и будучи уверенным, что электорат эту лапшу молча проглотит, принимает уже какие-то фантасмагорические размеры»;
«Складывается впечатление, что Эльвира Набиуллина со своей командой <…> уничтожает не нравящиеся ей и объективно отвратительные явления «атомными бомбами», не щадящими не только врага, но и собственное население. <…> Есть подозрение, что населению это может не понравиться. <…> в вопросах сбережений и инвестиций люди могут сделать правильный выбор — в пользу иностранных конкурентов таких непредсказуемо опасных теперь российских банков»;
«А «проблем с правоохранительными органами» ныне нет только у мертвого банка. Если у банка уже давно были такие «проблемы»,- не очень понятно, каким макаром он смог доработать до сейчас». [6]
Комментарий автора:
К чести россиян, никто не защищает лиц, совершающих противозаконные операции с денежными средствами. Если совершено преступление против интересов государства, то, разумеется, за него нужно наказать по всей строгости закона. Проблема в другом. Во-первых, в реляции Центробанка присутствуют только общие фразы, без какой-либо конкретики. Во-вторых, эти сообщения противоречивы: Э. Набиуллина говорит о «дыре» в 2 миллиарда, а ее заместитель М. Сухов озвучивает цифру в 20 миллиардов. В-третьих, наше доблестное силовое ведомство, похоже, запамятовало, что признать человека преступником может только суд, и никто другой. И еще неизвестно, что останется от собранных доказательств. Бывший министр обороны и его помощница натворили не мало, однако оба чувствуют себя уверенно и живут припеваючи, в отличие от наших правоохранительных органов, бессильно разводящих руками перед телевизионными камерами. Был бублик да сплыл! Одна дырка осталась. Так может, стоит сначала тихо и профессионально выполнить свой служебный долг по сбору доказательств. И только потом, после суда, рапортовать о достигнутых успехах. И потом – действительно, какая такая необходимость заставила ЦБ и силовиков устраивать общественно-показательную порку именно над Мастер-Банком? Если «дыра» действительно составляет 2 миллиарда, то и надо потребовать у банка их возмещения. А вместо этого на удивление шустро закрывают кредитную организацию, которая за минувший год «<…> получила чистую прибыль в размере 701 млн руб. (по РСБУ), по итогам 2011г. чистая прибыль составила 726 млн. За пять месяцев 2013 г. банк заработал около 131 млн руб.» [7] И для погашения долгов привлекают страховые выплаты аж в целых 30 миллиардов? Что за странная логика? Немудрено, что возмущенные граждане ждут от г-жи Набиуллиной внятных разъяснений.
Есть в этой истории еще один очень важный момент. Россияне очень сомневаются, что тому причиной «отмывка» и «обнал», понятия, по мнению посетителей сайта banki.ru, в России весьма расплывчатые. По этой и ряду других причин у бывшего главы Центробанка «Сергея Игнатьева для чисток и разоблачений не было повода, а, скорее всего, еще и сил. <…> Преодолеть разрастание теневого сектора экономики он не смог» [8].
Вот что говорит Дмитрий Савельев, заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку: «На мой взгляд, в количественном выражении не менее 70 процентов банковского сектора задействовано в отмывочных схемах» [9]. Автор статьи, из которой взята цитата, приводит еще одно высказывание, которое в том или ином варианте повторяют многие масс-медиа. А именно: «Ни для кого не секрет, что у нас все банки вовлечены в незаконные схемы, и у Мастер-Банка уж точно было не больше чернухи, чем в других банках» [10].
А если это так, значит, возможен вариант, что Мастер-банк навлек на себя недовольство Центробанка совсем по иным причинам.

Дальше здесь:

http://www.icr.su/rus/protection/herita ... /index.php

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 21 июл 2016, 12:33

26.11.2013

ЗАЯВЛЕНИЕ МОО «Международный Центр Рерихов»

по поводу обвинений в адрес Бориса Ильича Булочника,
председателя правления Мастер-Банка,
мецената общественного музея имени Н.К. Рериха
Международного Центра Рерихов (МЦР)

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2861

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Как Борис Булочник помог создать и сохранить общественный Музей имени Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 мар 2017, 16:39

Марга Куцарова, юрист:

После уничтожения Мастер-Банка ряд независимых экспертов отметили важные моменты. Первое, Мастер-Банк дважды судился с Центр.банком России и дважды ВЫИГРАЛ. В день, когда отняли у него лицензию, должно было начаться заседание по новому судебному делу. Чтобы другим банкам неповадно было также судиться, - отмечали эксперты - решили сделать показательную порку. Второй момент, который отмечали эксперты. Росс.центральный банк может вводить нормы (законодательные правомочия), их применять (исполнительные) и наказывать (де факто судебные правомочия). Центральные банки других стран не имеют в принципе таких правомочий. А это значит, отзыв лицензий МБ по сути невозможно было обжаловать судебным путем. Это уже о многом говорит, о многом. Далее, "дырка" в капиталовом обеспечении Мастер-Банка была сделана искусственно Центральным банком, который потребовал в рамках 48 часов поднять обеспечение по ряду кредитов до 200%. Ни Базел 2, ни даже Базел 3, не требует такого огромного обеспечения никогда и это не делается в других странах. Да, собственно, нет таких требований и к другим росс.банкам. Это означает просто не иметь клиентов, ибо это неподъемно для любого клиента. Поскольку других банков в подобных ситуаций - дырки в капиталовой обеспеченности - спасают, и в Европе, и в России, наливая там миллиарды, а не губят, нужно было объяснение почему так поступили с Мастер-Банком. Вот и стали внушать о "прачечной", о "мошенничестве" и пр. И еще известно, что Мастер-Банку "шили шапку" по крайней мере с 2010 года. И методы, с которыми это делалось известны. Об этих методах и Людмила Васильевна писала в одной из своей последних книг "Сожжение тьмы".


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость