Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 13 май 2016, 08:07

Источник: "Новая газета", http://www.novayagazeta.ru/news/1703348.html

Министерство юстиции намерено проверить музей имени Николая Рериха на экстремизм, соответствующее распоряжение поступило руководству общественного музея (документ есть в распоряжении редакции).

Внеплановую проверку по требованию Министерства культуры будут проводить с 1 по 29 июня этого года.

«Проверка проводится с целью исполнения требований Министерства культуры РФ от 29 марта 2016 года (…)», — сказано в тексте.

Предметом проверки является, кроме прочего, «выявление наличия (отсутствия) в действиях организации признаков экстремизма» и финансово-хозяйственная деятельность организации.

Как считает вице-президент Международного центра Рерихов (МЦР) Александр Стеценко, эта проверка — часть плана государства в лице Минкульта «по рейдерскому захвату» усадьбы Лопухиных (памятника архитектуры), где с конца 80-х годов прошлого века по настоящий момент размещается общественный музей Рериха.

12 мая в музей прибыла комиссия, состоящая из сотрудников Музея Востока, с требованием освободить и передать в пользование одно из строений усадьбы, оказавшееся не так давно в федеральной собственности. Руководство музея отказалось это сделать. Стороны намерены продолжить разбирательство в суде.

«Новая газета» неоднократно писала на эту тему. Так, в 2009 году вышел материал «Страшная сказка музея Востока», рассказывающий об истории борьбы за переданное в Россию наследие Рерихов.

Общественный музей имени Николая Рериха был создан в России в конце 80-х годов. За это время были проведены реставрационные работы по воссозданию усадьбы Лопухиных, переданной государством под музей. Они были отмечены престижными государственными и международными наградами. Сам МЦР за свою многолетнюю деятельность в области культуры был выдвинут на Нобелевскую премию. С 2008 года ведется дело о выселении МЦР из усадьбы Лопухиных. По словам сотрудников центра, это приведет к прекращению культурной и научной деятельности.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 15 май 2016, 16:40

Жалобы в Минюст по этому поводу можно отправить здесь: http://minjust.ru/electronic-appeal . Министр юстиции РФ - Александр Владимирович Коновалов.В письме можно обратить внимание на авторитетный Совет попечителей Музея, высокие заслуги руководителя МЦР, культурную деятельность, награды Л.В. Шапошниковой, на то, какие представительные гости были на одном из недавних мероприятий: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4578. Хорошо также указать, что МЦР - коллективный член Международного совета музеев (ИКОМ). Последние мероприятия можно перечислить (программа работы на неделю в группе регулярно обновляется): https://vk.com/roerichmuseum?w=wall-62338724_2067

В самой этой статье можно почерпнуть немало весомых аргументов: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=4617

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 15 май 2016, 16:50

ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха по поводу предстоящей проверки деятельности Международного Центра Рерихов на «признаки экстремизма»

http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... stremizma/

Современный период развития гражданского общества России связан с новыми вызовами, которые обусловлены проблемами в области культуры и социально-экономическими трудностями. В этих условиях Президент РФ обращает внимание руководителей государственных ведомств на роль общественных объединений, передавая им на законодательном уровне часть функций и социальной ответственности, поддерживая гражданские инициативы. Еще в декабре 2013 года, выступая с Обращением к Федеральному собранию, В.В. Путин высказал предложение о создании общественных советов при органах исполнительной власти, подчеркнув, что они не должны стать формальным придатком. «Эти общественные советы должны выступать в роли экспертов, а в каких-то случаях даже оппонентов власти»[1], – отметил В.В. Путин. Кто-то из представителей государственной власти понял позицию Президента России и принял ее. Так в отчете Общественной палаты РФ за 2015 год отмечается: качественный рост общественного сектора – «не просто одна из особенностей современного развития. Это новая тенденция, которая способна менять и уже меняет социальные отношения, воздействует на государственные институты, способствует вынесению на суд общественности таких проблем, которые еще вчера решались исключительно кулуарно. Гражданские активисты начинают формировать повестку дня, создают конкуренцию традиционным политическим структурам по влиянию на общество»[2].

Однако мнение Президента России в отношении общественных организаций, изложенное, в частности, и в «Основах государственной культурной политики»[3], не для всех руководителей государственных институтов оказалось значимо, не все представители исполнительной власти понимают и разделяют его. Печальным примером тому служит отношение руководства Министерства культуры РФ к уникальному общественному Музею имени Н.К. Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), которое представляет собой скорее открытую борьбу, ставящую под угрозу само существование Центра-Музея в Москве. Причиной тому является тот факт, что МЦР, последовательно осуществляя волеизъявление своего основателя С.Н. Рериха, выступает против проекта музея Востока и Минкультуры по созданию государственного музея Рерихов за счет разрушения существующего Музея общественного. Кроме того, МЦР не может согласиться и с тем, что государственный музей предлагается разместить в зданиях усадьбы Лопухиных, где ныне успешно осуществляет свою деятельность общественный Музей имени Н.К. Рериха. Минкультуры даже не учитывает, что усадьба передана МЦР государством в аренду сроком на 49 лет.

Чтобы реализовать задуманный проект Министерство культуры оказывает систематическое давление на Центр-Музей, в том числе, рассылает письма в различные правоохранительные органы — МВД, Прокуратуру РФ, Следственный комитет РФ и др. Эти обращения дискредитируют МЦР, вносят сомнения в культуротворческую направленность его деятельности и служат основанием для бесконечных проверок. Только за первые три месяца 2016 года в Центре-Музее прошли четыре прокурорских проверки!

Останавливаться Министерство культуры не собирается. На запрос Общественной палаты РФ в апреле 2016 года по поводу многочисленных писем граждан, возмущенных политикой Минкультуры в отношении МЦР, первый заместитель министра культуры В.В. Аристархов ответил: «Минкультуры России направило обращение в Генеральную прокуратуру Российской Федерации о проверке материалов Интернет-сайта МЦР www.icr.su на предмет наличия высказываний экстремистского характера, и пресечения выявленных нарушений»[4]. Таким образом, Министерство юстиции в июне 2016 года будет осуществлять проверку МЦР по выявлению «наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма» и выполнения «функции иностранного агента»[5]. Так отстаивание общественной организацией права на жизнь, на осуществление свободной культуротворческой и миротворческой деятельности, права на публичное вскрытие разрушительной сущности действий Минкультуры расценивается его руководством как экстремистские деяния.

Перечисленные выше обстоятельства лишний раз свидетельствуют о крайне сложной ситуации, в которой осуществляется деятельность Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха – яркого примера проявления общественной формы Культуры в жизни. В пространстве наследия семьи Рерихов, в поле МЦР складывается сегодня качественно новое общественное движение, которое способно брать на себя ответственность за судьбу Высоких культурных ценностей, являющихся подлинной основой благосостояния общества. Это требует нового понимания и нового отношения власти к феномену общественного сознания.

Накопленный МЦР опыт развития общественной формы культуры является ценным явлением для нашей страны, заслуживающим всяческой поддержки и поощрения, а не преследования и навешивания ярлыка «экстремизма». Разве дирижер с мировым именем, выдающийся деятель культуры Юрий Хатуевич Темирканов, президент Международного Центра Рерихов, может быть причислен к числу экстремистов?! Разве известные деятели науки и культуры России, которые являются попечителями общественного Музея имени Н.К. Рериха, достойны того, чтобы их признали экстремистами?! Разве сотрудников МЦР, около 30 лет самоотверженно и бескорыстно осуществляющих свою деятельность в пространстве культуры, можно назвать экстремистами?! Разве энтузиазм общественности, усилиями которой, на средства которой был восстановлен исторический ансамбль «усадьба Лопухиных», можно приравнять к экстремизму?!..

Напомним, Федеральный закон N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» был принят в 2002 году. Термин «экстремизм» использовался и до вступления закона в силу, но он не был правовым. Однако и сейчас, после принятия закона, это понятие нередко применяется столь же произвольно, как и ранее. С одной стороны, мы видим несомненную опасность данного феномена в проявлении крайних взглядов, связанных с насилием или призывами к насилию в отношении личности, общества, государства. С другой – практика дает примеры отсутствия понимания различий между свободным изложением собственной позиции по острым проблемам и экстремизмом. Зная, что обвинение в экстремизме ассоциируется в обществе с преступными, насильственными действиями, некоторые представители власти берут этот прием на вооружение, чтобы заставить отказаться от какой-либо деятельности или открытого высказывания своей критической позиции в отношении волюнтаристских решений. Публичные обвинения в экстремизме сами по себе являются серьезным давлением на человека или организацию и подрывают доверие к ней, затрудняя ее деятельность даже в случае снятия этих обвинений в дальнейшем.

И все это Министерство культуры обрушило на общественную организацию, деятельность которой неоднократно отмечалась высокими государственными наградами, чтобы сломить ее. Оказывается, достижения в области культуры не могут служить гарантией безопасности и стабильного существования общественного Музея, носящего имя великого русского художника Николая Рериха.

Современная политика Минкультуры в отношении МЦР идет в разрез с принципами сотрудничества общественности и государства, провозглашенными Президентом страны, в основу которых должны быть положены главные ценности гражданского общества – добровольный труд, свободное творческое развитие общественной инициативы, исполнение долга каждым гражданином не «по команде», но в силу сознательного отношения к культуре.

Создавая общественный Музей, С.Н. Рерих верил, что наследие, переданное им на Родину, станет фокусом, объединяющим наиболее ответственных и деятельных граждан, которые сохранят, преумножат его Дар и создадут подлинно культурные основы российской государственности.

Исполнятся ли ожидания Святослава Николаевича Рериха ?!..

15.05.2016



[1] Послание Президента Федеральному Собранию, от 12.12.2013 // Сайт Президент России http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825

[2] Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации

за 2015 год. – М., Общественная палата Российской Федерации, 2015.С. 5.

[3] Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 14.05.2016).

[4] Письмо первого заместителя министра культуры В.В. Аристархова № 339-01-68-ВА от 06.04.2016

[5] Распоряжение Министерства юстиции России от 25.04.2016 г. № 634-р.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 15 май 2016, 17:12

Приветствия год (всего лишь!) назад "экстремистской" организации:

Торжественный вечер, посвященный 80-летию Пакта Рериха в Международном Центре Рерихов

Приветственное обращение к участникам вечера министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова зачитал начальник отдела Индии 2-го Департамента Азии А.Н. Жильцов. Он также заверил, что представляемые им организации делают и будут делать в дальнейшем все возможное для сохранения наследия Рерихов в Индии, в Наггаре и Татагуни.

Джеффри Секстон, Министр-Советник по вопросам прессы и культуры Посольства США в Российской Федерации в своем выступлении уделил внимание вопросам международного значения идей Н.К. Рериха: «Вся жизнь его была посвящена борьбе за мир. Его многолетняя деятельность по защите культурных ценностей не преследовала интересы только одной нации. Главной задачей стало дело сохранения мирового культурного наследия во имя всего человечества. Как говорил сам Рерих: «Русское слово МИР означает и отсутствие войны (peace), и целую вселенную (world). Поэтому вселенная и мирное творчество неразделимы». Эта идея стала краеугольным камнем творческой и общественной деятельности Николая Константиновича Рериха. Его идеи и принципы в отношении всего культурного наследия Земли стали нормами международного права, о чем свидетельствует подписание Пакта Рериха».

Советник-Посланник, Генеральный Консул Посольства Коста-Рики в Российской Федерации Поль Кристиан Чен Вендорф обратился с руководству музея и гостям вечера со словами: «Я хочу пожелать дальнейших успехов Международному Центру Рерихов и Музею имени Николая Рериха в продвижении столь важной и актуальной сегодня деятельности в целях стимулирования мирного мышления через идею «Мир через Культуру», ставшей основой Пакта Рериха».

Второй секретарь по делам информации и культуры Посольства Индии в Российской Федерации Ашиш Шарма назвал Николая Рериха человеком, который «пытался сделать наш мир лучше», осознав, что идеи защиты Культуры сближают народы: «Для нас все, что связано с именем Николая Рериха, особенно важно, потому что великий художник выбрал Индию своим духовным домом, его творчество обогатило российско-индийскую дружбу». Ашиш Шарма рассказал о прошедшем в долине Куллу в октябре 2013 года российско-индийском фестивале Культуры, упомянул о том, что Правительство выделило 5 млн долларов США для реставрации имения Рерихов.

Заместитель руководителя Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) Александр Васильевич Радьков в своем выступлении особый акцент сделал на том, что, говоря о Пакте Рериха, мы, прежде всего, имеем в виду общечеловеческие ценности. Это «добро» и «зло», «мир» и «война», «свет» и «тьма». Эти простые и понятные слова понятны представителям всех без исключения религий, всем людям, говорящим на разных языках.

Представитель Департамента культуры города Москвы, директор Московского центра музейного развития Т.В. Гафар отметила два существенных момента: первое — это то, что Пакт Рериха посвящен сохранению научных и духовных ценностей, и второе — его символ, Знамя Мира, напоминает людям о связи прошлого, настоящего и будущего. Особо Татьяна Викторовна подчеркнула роль музеев, главное назначение которых в свое время выразил М.А. Шолохов: «Музей сегодня является нотариусом. Есть наследники, которые не знают о своем наследии. Роль нотариуса — разыскать этих наследников и рассказать им о том, какое богатство им завещано».

Первый вице-президент Российской академии естественных наук, Главный ученый секретарь Л.В. Иваницкая от лица своих коллег поздравила МЦР с праздником и вручила Л.В. Шапошниковой Почетную серебряную медаль В.И. Вернадского за приверженность идеям гуманизма.

От Российской Академии Художеств и ее Президента З.К. Церетели приветствие озвучил член Президиума РАХ, директор НИИ теории и истории искусства А.В. Толстой: «Уверен, что Торжественный вечер, посвященный 80-летию со дня подписания Пакта Рериха, станет ярким международным событием, и желаю организаторам, участникам и гостям проекта новых достижений в благородном деле служения культуре».

В поздравительном обращении президента Российского Философского общества, академика РАН В.С. Степина отмечается, что одно из важнейших значений Пакта заключается в том, что «он направлен на полную ликвидацию войн. Призыв Николая Рериха «Мир через Культуру», являющийся идейной основой Пакта, есть направление к достижению великой цели всего человечества — установлению мира во всем мире».

Юбилей Пакта Рериха и открытие выставки «Мир через Культуру» в общественном музее имени Н.К. Рериха приветствовал Президент ИКОМа, Советник Президента Российской Федерации по культуре и искусству, Секретарь Совета по культуре при Президенте РФ Владимир Ильич Толстой: «Неоценима роль Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите мирового культурного наследия, установившего преимущество защиты культурных ценностей перед военной необходимостью, что особенно актуально во время конфликтов и войн, случившихся на нашей планете за последние 80 лет. Пакт Рериха имеет не только юридическое, но и философское, просветительское и эволюционное значение, поскольку он отражает идею защиты культуры во многих её проявлениях».

Источник: http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=3615

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 17 май 2016, 13:57

http://ria.ru/incidents/20160513/1432558264.html

Глава Центра Рерихов: проверка на экстремизм вызвана имущественными спорами


МОСКВА, 13 мая – РИА Новости. Министерство юстиции РФ по инициативе Минкультуры с 1 июня начнет проверку Международного центра Рерихов на предмет выявления наличия или отсутствия признаков экстремизма, однако в самом музее считают, что данная проверка объясняется существующими имущественными спорами, сообщил РИА Новости вице-президент Международного центра Рерихов Александр Стеценко.

"Мы получили распоряжение первого заместителя министра юстиции о начале с 1 июня проверки министерством нашей организации по требованию Минкультуры РФ, как написано в распоряжении. Основная цель распоряжения – "выявление наличия или отсутствия признаков экстремизма", а также проверка хозяйственной и общественной деятельности. Это было бы не удивительно – может Минюст так (всегда) берет и проверяет – если бы деятельность нашей организации не лежала исключительно в культурном пространстве", — рассказал он.

По мнению Стеценко, проверка связана исключительно с многолетними имущественными спорами центра и Минкультуры, которое "хочет забрать усадьбу Лопухиных" в Москве, где расположен центр.

"Святослав Николаевич (Рерих) передавал наследие безвозмездно с условием, что музей будет находиться в усадьбе Лопухиных, и государство в лице президента дало эти гарантии, все акты и постановления подписаны. Наша организация за 25 лет воссоздала этот памятник без единой копейки государственных средств", — добавил он.

Стеценко подчеркнул, что Международный центр Рерихов поддерживает ЮНЕСКО и другие авторитетные международные структуры, организация даже выдвигалась на Нобелевскую премию мира.

Рерихи — знаменитая династия русских художников, мыслителей и ученых. Ее основатель Николай Рерих создал около 7 тысяч картин, многие из которых находятся в известных галереях мира, и написал около 30 томов литературных трудов. Его супруга Елена Рерих получила широкую известность как создатель философской системы "Живая Этика". Их сын Юрий известен как выдающийся исследователь Центральной Азии, автор многотомного тибетско-англо-русско-санскритского словаря; другой сын — Святослав — выдающийся художник и общественный деятель Индии.




РИА Новости http://ria.ru/incidents/20160513/143255 ... z48v4cXVTG

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 17 май 2016, 13:59

Из комментариев на сайте "РИА-новости":
"Президентом МЦР является великий экстремист Ю.Х. Темирканов. Председатель Попечительского Совета МЦР - Анатолий Карпов, членами Попечительского Совета в разное время были Мстислав Ростропович, Николай Петров, Евгений Примаков...Генеральный Секретарь ООН Пан Ги Мун в 2015 г. писал: «В этом году международное сообщество отмечает 80-летие Договора о защите художественных и научных учреждений и исторических памятников – в то самое время, когда основная его идея актуальна как никогда. Эта выставка воздает должное новаторской идее Пакта Рериха и свидетельствует о нашей решимости продвигать эту идею вперед. Я хочу поблагодарить Международный Центр Рерихов за организацию этой вдохновляющей выставки. Я призываю Правительства и народы во всем мире объединить усилия, чтобы защитить наше общее наследие и все человечество». «С большим волнением посетила Музей Рериха, – записала Генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова в книге отзывов посетителей МЦР. – Пакт Рериха, подписанный еще в 1935 году, стал основой международной Конвенции защиты культурных ценностей в конфликтах, которую ЮНЕСКО ценит. Эта мудрость и гуманизм Рериха продолжают нас вдохновлять".

"Академик П.В. Флоренский в письме Общественной палате от 7.11.15 так определяет причины войны, Минкульта против МЦР: «Причиной нападок на Центр и главным соблазнительным фактором для его трансформации являются и бесценные произведения искусства, и уникальный научный архив из наследия Рерихов, а также сам дом-музей Центра, восстановленный из руин исключительно на общественные средства».Минкульт, по словам бывшего в 2004—2008 годах министром культуры РФ А. Соколова со времен М. Швыдкого погряз в коррупции, о чем свидетельствуют и недавние аресты ФСБ высокопоставленных сотрудников команды пана Мединского. Ему советник по культуре Президента В. Толстой посоветовал уйти в отставку. Тот не уходит, наоборот позорит госслужбу такими выходками. Президент Путин наградил основательницу МЦР Л.В. Шапошникову (1926-2015) орденом "Дружбы", присвоил ей звание "Заслуженный деятель искусств Российской Федерации" Президент Медведев наградил её орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Должно быть, за экстремизм".

"Минкульт совершил акт вандализма. Акт вандализма совершила недавно и топонимическая комиссия СПб, назвав «улицей Рериха» тупик в промзоне «Гражданки» длинной аж в 100 м. Если жители «культурной столицы» созрели для того, чтобы увековечить имя великого уроженца Северной Пальмиры, то его великое имя, можно было бы присвоить какому - нибудь огромному планируемому проспекту. Или переименовать пресловутую «3-ю улицу Строителей», какую-нибудь улицу с неудачным именем, но достаточно представительную, чтобы носить это осиянное мировой славой имя. А если им нужно имя для того, чтобы дать его этому безымянному тупику, пожалуйста, назовите его «тупиком А.Б. Чубайса», известного уроженца СПб. Данное решение комиссии ещё не утверждено губернатором СПБ, так что этот провинциальный город ещё может слыть «культурной столицей» среди профанов".

Георгий Ясько

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 19 май 2016, 13:43

Еще, думаю, нелишним будет указать в жалобах, что такие проверки проводятся на деньги российских налогоплательщиков и они вполне могут потребовать отчета о том, куда расходуются их деньги. То, что недоразворовано министерством, где "служит" Аристархов. по первому его писку направляется на совершенно абсурдную бесполезную проверку. Затратную. особенно во время кризиса. когда все министерства стремятся экономить, где можно и речь идет об отмене индексаций пенсий. а тут пожалуйста - при массе реально экстремистских организаций в миллионный раз проверяется ОБЩЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ, люди там отрываются от работы, страдают посетители.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 23 май 2016, 16:51

Нет ничего нового под солнцем... В экстремизме МЦР уже пытались обвинять.

«Рериховцы» против Рерихов



(Газета "Содружество" № 20-21, 2006 г., опубликовано впервые)



Не честь, если кто соблазнится темными. Не есть честь, если не найдется сказать против темных уловок. Не будем думать, что уменьшатся ухищрения нападающих. Не надо думать, что когда-то наступит нерушимый покой.

Сердце, 228



Каждая битва с тьмой есть действие достойное. Каждое рассеяние тьмы есть долг человека. Герой вызывает трубным звуком дракона, чтобы поразить его. <...> Каждое истребление скверны прибудет строительством будущего.

Аум, 11.



Не следует пренебрегать каждой возможностью удалить темный рассадник.

Мир Огненный. Ч. II, 239.



Справка



Летом 1989 г. в Москву было привезено письмо Святослава Николаевича Рериха, где он предлагал создать общественный Музей им. Н.К.Рериха и Фонд, который бы содержал этот музей. В случае положительного решения Святослав Николаевич обещал передать музею наследие своих родителей Н.К. и Е.И. Рерихов. Письмо было опубликовано 29 июля 1989 г. в газете «Советская культура» и вызвало у значительной части деятелей культуры и науки большую заинтересованность. В письме Рерих дал концепцию будущего музея и его организационные принципы, одним из главных положений которых была независимость музея от государственного аппарата и неподчинение его ни Министерству культуры, ни Музею Востока. Директором этого музея Святослав Николаевич предложил Л.В.Шапошникову, индолога, ученого и доцента МГУ.

В октябре того же года на Учредительном собрании был создан Советский фонд Рерихов, а 4 ноября вышло постановление Совета Министров СССР, в котором была поддержана идея Рериха. В это же время в Москву с визитом приехал сам Святослав Николаевич и, встретившись с М.С.Горбачевым, обсудил проблемы будущего Музея и Фонда. По завершении визита Рерих пригласил Л.В.Шапошникову приехать к нему в Бангалор (Индия) и «поработать с наследием». В 1990 г. наследие старших Рерихов было передано через Шапошникову, которая стала доверенным лицом С.Н.Рериха, Советскому Фонду Рерихов (СФР), на основе юридически заверенного и подписанного им документа. Для деятельности СФР Мосгорисполкомом была выделена городская усадьба Лопухиных. В 1991 г., в связи с развалом СССР, СФР, по инициативе С.Н.Рериха, был переименован в Международный Центр Рерихов (МЦР) и зарегистрирован в Минюсте РФ как общественная организация. В связи с тяжелым положением в стране обязательства государственных структур по отношению к МЦР не были выполнены, и пришлось его руководству самому справляться с ремонтом и реставрацией усадьбы. Большую роль в обеспечении этого процесса сыграл один из первых меценатов России Борис Ильич Булочник. С его помощью и средств, поступивших от всех, кто был заинтересован в Музее им. Н.К.Рериха, а также денег, заработанных самими сотрудниками МЦР, реставрация главного здания была почти закончена. В 1997 году открылся Музей им. Н.К.Рериха – второй музей, созданный членами семьи Рерихов, после Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Главным в работе музея стало рериховское наследие, которое состояло из картин Н.К. и С.Н. Рерихов, богатейшего семейного архива, реликвий и предметов, ставших экспонатами музея, и личной библиотеки Рерихов. За десятилетие в музее было сделано немало, обработан профессионально большой архив, что послужило причиной создания издательского отдела, который начал публиковать архивные материалы в трех книжных сериях: «Малая рериховская библиотека», «Большая рериховская библиотека», «Научно-популярная рериховская библиотека». Издается многотомник писем Е.И.Рерих (вышел уже 6-й том), опубликованы двухтомники писем Ю.Н. и С.Н. Рерихов, готовится собрание писем Н.К.Рериха. Выходят книги Л.В.Шапошниковой, посвященные творчеству Рерихов и философии Живой Этики, такие как трилогия «Великое путешествие», «Тернистый путь Красоты», «Мудрость веков», «Веления Космоса. Исторический процесс как космическое явление» и др. Всего за это время МЦР выпустил более 200 различных изданий. Библиотека МЦР стала настоящей научной библиотекой, количество книг в которой растет год от года. Увеличивается и число картин Рерихов, за счет даров любителей живописи. Ежегодно, начиная с 1992 года, проводятся общественно-научные международные конференции, в которых участвуют крупные ученые самых различных областей знания.

По инициативе МЦР создан Объединенный научный центр космического мышления, Ученый совет которого возглавляет академик РАН В.Н.Большаков. В МЦР регулярно проводятся научные семинары, привлекающие большое количество ученых, работает лекторий, проводятся выставки художников-космистов. Картины Н.К. и С.Н. Рерихов демонстрируются в сотнях передвижных выставок, проходящих по всей территории России, СНГ и зарубежных стран.

В залах музея еженедельно проводятся концерты классической музыки и произведений современных выдающихся композиторов.

Благодаря широкой культурной работе популярность Музея им. Н.К.Рериха растет из года в год. МЦР и его музей давно уже стали важным культурным центром, сотрудничающим с российскими государственными музеями и культурными организациями ближнего и дальнего зарубежья. Международный центр Рерихов имеет свои активно работающие отделения в Петербурге, в Киеве (Украина), в Симферополе (Украина), в Минске (Белоруссия), в Риге (Латвия), в Софии (Болгария).

В МЦР выпускается журнал «Культура и время», который по отзывам многих является одним из лучших журналов России, освещающих вопросы культуры.

Правление МЦР



* * *



Есть необходимость привести в этой статье некоторые фрагменты из поздравительных писем и приветствий в связи с моим 80-летием.

«Известный в России и за рубежом ученый-востоковед, талантливый писатель, Вы посвятили свою жизнь подвижнической, просветительской деятельности. Во многом благодаря Вашим усилиям, неистощимой энергии и энтузиазму наши современники имеют возможность приобщиться к творческому наследию семьи Рерихов, познакомиться с интересными работами в области философии, истории и искусствоведения».

Президент Российской Федерации В.В.Путин.



«Ваша многолетняя подвижническая деятельность по сбору, сохранению и популяризации наследия семьи Рерихов служит примером для многих молодых исследователей проблем космического мышления. В значительной степени благодаря Вашему руководству Музей им. Н.К.Рериха сегодня стал крупным международным научным и культурным центром.

Вы очень много сделали и продолжаете делать для развития культурных связей между Индией и Россией, сближения и взаимопонимания наших народов».

Экс-президент СССР М.С.Горбачев.



«Вся Ваша деятельность неразрывно связана с отечественной культурой, сохранению и развитию которой Вы посвятили свои силы, творческую энергию и талант. Уверен, что Ваши способности и высочайший профессионализм еще многие годы будут востребованы обществом».

Министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации А.С.Соколов.



«У всех, кто Вас знает, истинное восхищение вызывает Ваша неуемная жизненная энергия, целеустремленность, полная самоотдача, самозабвенное служение высоким идеалам добра и вселенского разума. Благодаря Вашей подвижнической миссии на российскую землю вернулось многое из того неоценимого наследия, которое было создано творческим гением Рерихов. Вы стояли у самых истоков создания в Москве Международного Центра Рерихов и остаетесь бессменным директором уникального музея имени Н.К.Рериха на протяжении двух десятилетий.

Просветительская деятельность, организация международных конференций, неисчислимые научные поездки и экспедиции, книги и статьи по философскому, художественному и научному наследию семьи Рерихов – во всем ощущается мощное деятельное начало человека, который поставил перед собой беспримерные задачи – постичь глубинные законы Бытия, раздвинуть горизонты Сознания и нащупать биение Времени и Космоса».

Министр иностранных дел Российской Федерации С.Лавров.



«Рад случаю выразить искреннее восхищение Вашей уникальной научно-исследовательской деятельностью, которая, как представляется, является для Вас источником неисчерпаемой энергии, силы духа, оптимизма, бодрости, а для России – неоценимым подвигом во имя сохранения культурного наследия. Благодаря Вашему подвижничеству, незаурядному таланту, многосторонней просветительской работе миру приоткрывается завеса неизведанного, люди обретают высокие нравственные идеалы, находят ответы на волнующие их вопросы Бытия, а память о семье Рерихов прочно сохраняется в нашей истории».

Академик РАН, Президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е.М.Примаков.



«В нашей стране и за рубежом Вы известны как специалист высочайшего уровня, с ответственностью и профессионализмом относящийся к своей работе. В Комиссии высоко ценят Ваш личный вклад в сохранение наследия выдающейся семьи Рерихов – культурного достояния нашей страны. Благодаря Вашим качествам блестящего руководителя, ученого с мировым именем, выдающегося деятеля искусства и культуры Российской Федерации общественный Центр-Музей им. Н.К.Рериха поддерживает свой статус одного из самых значительных учреждений российской культуры».

Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации

по делам ЮНЕСКО Г.Орджоникидзе.



«В этот замечательный для Вас день мы обращаемся к Вам со словами благодарности и искренней признательности за Ваш труд, неутомимую подвижническую деятельность по сохранению культурного достояния России – сохранению наследия выдающейся семьи Рерихов.

В течение многих лет Вы возглавляете общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, созданный по инициативе С.Н.Рериха, который за эти годы превратился в крупное учреждение культуры. Вы руководите огромной научно-исследовательской работой, активной издательской деятельностью, много сил уделяете организации выставок, проведению международных конференций и симпозиумов».

Президент Российской академии образования Н.Д.Никандров.



И наконец, «Указ Президента Российской Федерации

о награждении орденом Дружбы Шапошниковой Л.В.

За большой вклад в развитие музееведения и сохранение культурного наследия наградить орденом Дружбы Шапошникову Людмилу Васильевну – первого вице-президента международной общественной организации “Международный Центр Рерихов”, генерального директора Музея им. Н.К.Рериха, город Москва».

Президент Российской Федерации В.В.Путин

Москва, Кремль 27 июля 2006 года

№ 797.



Ну а теперь еще фрагменты, но совсем другие и от других людей, однако в какой-то степени связанных со мной и делом, которому я служу.

Из письма Президенту Российской Федерации В.В.Путину. Получено 03.02.06. «Просим, в срочном порядке, Вашего самого серьезного вмешательства, требуем обратить особое внимание на экстремистские действия МЦР (Международный Центр Рерихов, г. Москва), руководителем которого является Л.В.Шапошникова. Разрушительная и преступная работа МЦР, а фактически ее руководителя, Шапошниковой, усилилась в последние годы, эта организация буквально как вихрь сметает всех неугодных ей, которых она считает конкурентами. Обезумевшие служители Ш., под ее руководством уничтожают все прекрасные начинания и плодотворную работу других рериховских организаций, не подчиняющихся жесткому тоталитарному режиму, установленному Шапошниковой на культурном поле. Для борьбы с неподчинившимися используются самые гнусные способы. Все признаки деятельности МЦР соответствуют характеристике жесткой тоталитарной секты, которая ведет свою подрывную и разрушительную деятельность по всей территории России и СНГ, прикрываясь светлыми именами Рерихов, но по характеру своей работы не имеющая ничего общего с гуманистическими идеями самой семьи Рерихов. <...> Я просто не могу понять, господин Президент, такое положение, когда даже сейчас, после всех этих безобразий, все картины и архивы семьи Рерихов, которые принадлежат всему Миру, продолжают оставаться в ведении этого человека, желающего удержать их в своих личных целях. И вот после этого кощунства Л.В.Ш. из года в год удерживает мировые ценности, используя их, она все больше и больше подминает под себя все рериховское движение, провозглашая себя «наместницей бога». <...> С помощью посла Кадакина (А.М.Кадакин – Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Индии с 1999 г. до 2005 г. – Л.Ш.) Ш. нанесла непоправимый материальный ущерб обществу «Урусвати», разграбив его имущество в Индии. <...> Ш. Незаконно владеет наследием семьи Рерихов. Ею, явочным путем был захвачен особняк, дом-усадьба семьи Лопухиных, принадлежащий музею народов Востока. <...> Требуем провести безотлагательное расследование. <...> Требуем закрытия этой общественно-опасной организации (МЦР – Л.Ш.) и ее филиалов в Р.Ф., наказания Л.В.Шапошниковой и других руководителей МЦР и их пособников во всех совершенных злодеяниях и в соответствии с уголовным кодексом Р.Ф. рассмотрения этого вопроса в государственном масштабе, возвращения наследия Рерихов государству и российскому народу».

Из письма в Общественную палату РФ. Помечено 13.03.06.

«Хочу обратить Ваше внимание на то, что фактическим хозяином МЦР и всего наследия Рерихов является Булочник Б.И., сподвижник и единомышленник известного преступника Гусинского. <...> Только благодаря деньгам Гусинского–Булочника <...> не ликвидирована преступная группировка (МЦР – Л.Ш.), прикрывающаяся высоким именем Рериха. <...> Парадоксально, но факт: в самом центре Москвы спокойно процветает и действует самая настоящая преступная группировка, захватившая народное сокровище на миллиард долларов и открыто проводящая антиобщественную и антигосударственную политику, направленную на дестабилизацию в обществе и на воплощение своих амбициозных политических планов. <...> Прошу Вас принять меры, направленные на пресечение преступной и антигосударственной деятельности ставленника Гусинского банкира Булочника Б.И. и его структур <...> и Международный Центр Рерихов. Несомненно, от этого будет зависеть судьба не только наследия семьи Рерихов, которое ныне бесконтрольно и постепенно вывозится за рубеж (предположительно, в Израиль), но, как считают многие, будет зависеть и будущее нашей России».

Из письма Президенту Р.Ф. В.В.Путину. Помечено 04.04.06.

«В смутное время, время развала СССР, многие не чистоликие представители воспользовались бедой, чтобы отрезать себе кусок «пожирнее» от страны, от ее богатства. За счет этого бедствия успели обогатиться разнородные воры, многие из которых превратились потом в «уважаемых» людей и «олигархов», не устояла перед искушением и Людмила Васильевна Шапошникова, захватив всенародное достижение – наследие семьи Рерихов. Для этого она использует подложные документы за подписью С.Н.Рериха, но которые он сам в глаза не видел. <...> вследствие чего наследие, только материальная стоимость которого по разным оценкам колеблется от нескольких сот миллионов до миллиарда долларов, полностью оказалось в руках махинаторши. <...> Эти волки в овечьей шкуре (МЦР – Л.Ш.) под маской культурной деятельности отмывают грязные миллионы Гусинского. <...> Очень прошу вас принять меры и привлечь к ответственности преступного деятеля Б.И.Булочника и Л.В.Шапошникову».

Из письма Президенту РФ В.В.Путину. Помечено 06.04.06.

«Очевидно, что МЦР был создан преступной группировкой для дестабилизации духовно-нравственной сферы нашей страны. Несомненно, что укрепление власти растущей тоталитарной секты МЦР может привести к непредсказуемой ситуации в нашей стране».

Из письма премьер-министру М.Е.Фрадкову. Без даты.

«Требую от Вас принять безотлагательные меры, направленные на пресечение деятельности Булочника Б.И. и его криминальных структур и МЦР. Это будет содействовать созданию государственного музея им. Н.К.Рериха в Москве, расширению и развитию организаций культуры, которые находятся сегодня под гнетом МЦР».

Что все это? Письма из сумасшедшего дома в высокие инстанции? Или воспаленное воображение нездоровых людей, неожиданно обнаруживших долго искомых «врагов народа» и настрочивших немедленно доносы на них? Полагаю, ни то, ни другое, ни третье. Судя по всему, это нормальные люди, обитающие в нашем обществе, принадлежащие к каким-то организациям, среди которых, возможно, есть и рериховские общества. Я не собираюсь проводить тщательный анализ этих писем, скажу только, что уровень лжи и клеветы в этом эпистолярном «творчестве» превышает все человеческие нормы и фантазии. Клеветники и лгуны даже не сочли нужным хотя бы доказать свои утверждения ссылкой на документы или на какие-либо факты. В письмах нет ни слова правды. Остается только удивляться смелости, полному невежеству и нравственной необремененности их авторов. А может быть, и удивляться-то не надо. Ведь в 1937 году и в другие годы репрессий немало находилось таких, которые писали клеветнические доносы на своих товарищей, соседей, родственников, коллег, которые их чем-то не устраивали и почему-то, с их точки зрения, не должны были существовать. Исторические события и их нравственное наполнение еще долго удерживаются в последующих поколениях и ярко проявляются потом в самые тяжелые и кризисные моменты существования той или иной страны. Хотелось бы привести одну цитату из философии Живой Этики, в которой мы находим немало характеристик, верных и четких, таким представителям рода человеческого. «Некоторые насекомые, – читаем мы там, – и пресмыкающиеся предпочитают погибнуть, лишь бы укусить и выпустить яд. Так же точно служители тьмы готовы на самые неприятные последствия, только бы сотворить ядовитое зло. Нужно твердо запомнить этих творителей зла, которые иногда не щадят себя для злодейства»[1]. К «служителям тьмы» мы еще вернемся. Сейчас надо отметить следующее: такие письма обычно появляются сразу и в большом количестве, когда МЦР и Музей им. Н.К.Рериха, пройдя какую-то ступень своей жизни и преодолев ее трудности, продвигается дальше в своем развитии. Эти письма, направленные в разные инстанции, включая Генеральную прокуратуру, очень похожи друг на друга, как будто кто-то один влиятельный и собирающий разные слухи и сомнительную информацию, дал «рыбу» для таких «насекомых» и они стали грызть ее в свое удовольствие. Я процитировала лишь несколько писем, а остальные – их десятки и, возможно, сотни – похожих друг на друга по своему содержанию, для упоминания о которых просто не хватит бумаги. Те письма, которые я процитировала, не есть исключение из правил. За ними стоит своя история. В свое время сами Рерихи, их творчество, их организации подвергались также подобным нападкам, клевете и попыткам затоптать грязными сапогами все сделанное ими. Но известно, что из этого ничего не вышло, ибо непреходящее не может быть разрушено темным преходящим. Космическая эволюция человечества продвигается вперед благодаря таким личностям, как Рерихи, а не тем, кто мешал им.

Авторы процитированных писем правильно выбрали свои главные «жертвы»: без двух упомянутых в письмах «преступников» вряд ли бы состоялся общественный Музей имени Н.К.Рериха. Известный нам всем исторический клич «Карфаген должен быть разрушен!» продолжает звучать на планете многие века. Наш «Карфаген» начали разрушать с 1990 г., когда Святослав Николаевич Рерих передал СФР (напомню, с 1991 г. – МЦР) наследие своих родителей Н.К. и Е.И. Рерихов. Это сразу обострило обстановку вокруг только что возникшей организации и создало не один водоворот страстей, зависти и амбиций. Министерство культуры и Музей Востока претендовали на рериховское наследие, находящееся в МЦР. С их подачи в 1993 г. было издано известное постановление правительства, подписанное В.С.Черномырдиным, о создании Государственного музея Н.К.Рериха и изъятии у МЦР усадьбы Лопухиных, а затем и самого наследия, как было написано в секретном письме вице-премьера А.Чубайса. Однако этого не случилось. Но клеветнические письма на МЦР продолжают идти в различные инстанции. В Москве организовывались разные собрания против МЦР. В своем озлоблении «творцы» всех этих акций забыли, что МЦР был создан по инициативе С.Н.Рериха и был тесно связан с ним вплоть до самой его смерти в январе 1993 г. Но это никого не смущало. Более того, те, кто помнил об этом, обрушил свой гнев на С.Н.Рериха. Это вынудило меня в предисловии к первому сборнику статей Святослава Николаевича «Стремиться к Прекрасному» поставить вопрос о его защите. Таким образом, с самого начала существования МЦР наиболее болезненные удары по нему были нанесены рериховскими обществами и отдельными членами этих обществ.

Многим известны издания Лунева, наполненные клеветой против самих Рерихов, против МЦР и ряда крупных деятелей рериховского движения. Определенная часть рериховцев поддержала луневские публикации, которые иначе как клиническими назвать нельзя. Другие на них не среагировали или же ответили крайне вяло, сведя все к пустым разговорам. Газета Г.Горчакова, которую финансово поддерживают некоторые рериховские организации, регулярно публикует статьи, наполненные невежественной клеветой против С.Н.Рериха, Б.Н.Абрамова, ученика Е.И.Рерих, МЦР и его руководителей. И опять на все это нет серьезной реакции рериховских обществ. Подобная ситуация развивается на фоне оголтелых нападок и невежественных вымыслов против самих Рерихов со стороны дьякона А.Кураева, О.Шишкина, А.Сенкевича, И.Минутко и др. Рерих – сатанист, Рерих – советский шпион, Рерих – связной Коминтерна – все это спокойно заглатывается значительной частью рериховцев. В.А.Росов, возросший на почве рериховского движения, старается «научно» опорочить Н.К.Рериха, приписывая ему попытку создать в Центральной Азии отдельное государство[2]. Клевещут свои, клевещут чужие. Вилли Огустат, расколовший в Германии общество «Мировая спираль», незаконно объявивший себя преемником прежнего его руководителя, разбрасывает подметные письма по всей России, в которых называет МЦР «Ватиканом рериховского движения». Несмотря на это, Вилли приглашают на рериховские конференции, где никто не возражает против искажения Огустатом принципиальных положений Живой Этики.

Все вышеизложенные тенденции к концу 90-х годов ХХ в. – началу ХХI в. сформировали в рериховском движении ситуацию, которую можно было бы назвать поляризацией сил, усилившейся явно после Международной конференции МЦР «Защитим имя и наследие Рерихов». Проблема защиты в истинном смысле этого слова и стала тем оселком, на котором проявились реальные дела рериховских организаций и отдельных лиц. Сайты Интернета запестрели клеветническими высказываниями в его адрес. Сложилось два четко выраженных полюса: те, кто продолжали сотрудничать с МЦР, и те, кто выступали против МЦР. Заушательская критика МЦР перешла в позицию «против Рерихов».

Клеветнические нападки на директора Музея – признак несогласия с решением самого С.Н.Рериха. Оправдание публикации дневников Елены Ивановны Рерих издательством «Сфера», на которое до сих пор существует авторский запрет, свидетельствует о надругательстве над волей великой русской женщины. Выступления против регистрации МЦР знака «Знамени Мира» и слова «Урусвати» есть нарушение воли Н.К.Рериха, который зарегистрировал этот знак в Америке как товарный, и дарителя наследия С.Н.Рериха, который документально подтвердил необходимость такой регистрации для МЦР. Требование изъять у МЦР рериховское наследие, которое было ему передано для России С.Н.Рерихом, – не только нарушение воли дарителя, но и является гибельным для всего замысла Рерихов. Доходит до того, что ряд положений Живой Этики – философии космической реальности, к созданию которой Е.И. и Н.К. Рерихи имели прямое отношение, пересматриваются и по-своему трактуются.

Новые тенденции на полюсе «против МЦР» породили и новую цель – разрушить созданный Святославом Николаевичем Музей им. Н.К.Рериха и Международный Центр Рерихов, ставшие крупным культурным центром в России. Слова «закрыть», «изъять», «наказать», «ликвидировать» все чаще и чаще звучат в письмах, в массовом порядке поступающих в различные инстанции. И то, что полюс «против» направил свои усилия против музея, где хранятся картины великих художников и ценные предметы искусства, говорит о том, что вышеупомянутый полюс имеет еще одно название, в котором и заключена причина всего того, что сейчас происходит в рериховском движении. «Мы приступили, – сказано в Живой Этике, – к распространению советов о лучших способах хранения мировых сокровищ. Мы знаем, что силы тьмы приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать этому спешному указу. Силы тьмы отлично понимают, сколько мощных эманаций излучают предметы искусства. Среди натисков тьмы такие эманации могут быть лучшим оружием. Силы тьмы стремятся или уничтожить предметы искусства, или, по крайней мере, отвратить внимание человечества. Нужно помнить, что отвергнутое, лишенное внимания произведение не может излучать свою благотворную энергию. <...> Смысл претворения мысли в произведение очень глубок, иначе говоря, он является притягательным магнитом и собирает энергию. Так каждое произведение живет и способствует обмену и накоплению энергии. Среди Армагеддона вы можете убедиться, насколько оказывают воздействия произведения искусства»[3]. В Живой Этике все названо своими именами. Энергетический механизм, связанный с искусством и представленный в этом фрагменте, заслуживает большего внимания, чем это кажется кому-либо. Энергия есть первопричина всех явлений и процессов, происходящих в Мироздании. ФАКК и Музей Востока удерживают до сих пор большую коллекцию (288) картин Н.К. и С.Н. Рерихов, по юридическому праву принадлежащих МЦР, который в течение 15 лет не может добиться их возвращения. Большинство картин этой коллекции обитают в запасниках этого Музея. В то время как картины, находящиеся в МЦР, не только все время экспонируются в самом Музее им. Н.К.Рериха, но и демонстрируются в передвижных выставках по всей России. Как оценить эту ситуацию с точки зрения вышепроцитированного фрагмента? Как отнестись к тем «рериховцам», которые выступают против того, чтобы эти картины были возвращены в МЦР и задействованы в передвижных выставках, а не умирали энергетически в запасниках Музея Востока? Кому так называемые «рериховцы» в этом случае помогают, кому сочувствуют? Пустые и лживые слова, которые они пишут в своих письмах об интересах народа, лишенного, по их мнению, наследия Рерихов, в реальности не имеют никакого основания.

Любое явление, любой процесс, идущий в Мироздании, оценивается с позиции космической эволюции человечества на всех ее уровнях, начиная с миров низкого состояния материи (в данном случае имеется в виду Земля) и кончая Высшими Мирами космической Беспредельности. Ни одно явление избежать такого осмысления не может, и даже рериховское движение имеет в таком пространстве свое место. Известно, что планета Земля проходит сейчас свой переломный момент перед переходом на новый виток космической эволюции. Из Живой Этики, в которой содержится система познания нового космического мышления, мы знаем, что в такие моменты происходит обострение всех противоположений на Земле и в Космосе. Тьма противостоит Свету, зло – добру, разрушение – созиданию, невежество – просвещению, мужское начало – женскому и т.д. И если в каком-либо земном движении, а в данном случае рериховском, сформировалось два полюса, то мы должны иметь смелость назвать их своими именами: Свет – тьма, Добро – зло, созидание – разрушение. Было бы наивно и неправильно полагать, что борьба Света с тьмой, гремящая сейчас на всем пространстве Планеты, не коснулась рериховского движения. В Живой Этике мы находим значительный раздел, посвященный обострению противостояния тьмы Свету. С такой точки зрения мы можем проанализировать, что сейчас происходит в рериховском движении, и оценить те моменты, которые в нем сформировались и заняли свои прочные позиции. Тьма проникла в пространство, которое должно было бы считаться оплотом светлых сил. Само движение подгрызает корни того дуба, плодами которого оно питается. Есть такой образ в одной из басен Крылова. Невежество, неустойчивость, амбициозность, слабость мышления, плохая культурная подготовка, неумение разобраться в исторической обстановке, незнание и непонимание положений Живой Этики о космической эволюции человечества. Все это вместе взятое не дает возможности большинству (я не ошибаюсь, именно большинству) участников движения ощутить реальность всего того, о чем они читают (или не читают, а слышат) в книгах, журналах и т.д. Они думают, что борьба Света и тьмы идет где-то в отдалении и не имеет к ним отношения. Все это дает возможность темным проникать в движение, и не только извне, а формироваться и изнутри на основе негативных качеств, уже присутствующих в том или ином человеке. Есть люди, сказано в Живой Этике, которые «думают, что созидают, думают, что работают, думают, что без них не обойдется; думают, что в них заложен фундамент. Горе тем, кто приписывает себе то, что исходит не из их сущности, ибо эти слуги тьмы истинно являются разрушителями светлых начинаний»[4]. Разве мало подобных «работников» в рериховском движении?

И там же: «…светлые по добродушию или, вернее, по невежеству часто готовы обнять самого вредного предателя. Нужно изгнать равнодушие, которое парализует лучшие силы. Действительно, можно изнемочь не столько от врагов, сколько от равнодушия друзей! <...> Такой тяжести инертных людей нужно опасаться, но при случае их нужно срамить, чтобы хотя вызвать негодование»[5]. Разве вы не встречали подобных рериховцев? Разве это не о них?

С тьмой и темными связано много проблем, одна из них – распознание границы между тьмой и Светом, которая достаточно извилиста, и часто бывает крайне трудно отличить светлую личность от темной, которая идет часто под тем же знаменем, читает те же книги и называет те же великие имена. Процитированные письма так называемых «рериховцев» демонстрируют яркий пример подобного ловкачества. Клевета, которой они пользуются как одним из средств против Света, стремление уничтожить крупный культурный центр, созданный одним из Рерихов, ложь, которая пущена против тех, кто развивает этот центр и неукоснительно выполняет волю великих светоносцев – Рерихов, без всякого сомнения показывает, к какому лагерю или к какому «полюсу» принадлежат его авторы. Как и каждое явление, которое имеет в нашем Мироздании различные уровни и грани, так тьма выступает в разных формах, использует разнообразные методы своей работы, гнездится в самых разных пространствах. И пространство рериховского движения не исключение. Есть уровень космический, когда Свет борется с Хаосом, отвоевывая одно за другим пространство для расширения Космоса как такового. А есть низшее пространство борьбы, которое находится рядом с нами. Удивительна старинная игра – шахматы, где идет вечная борьба белых с черными и где есть короли и ферзи, а есть пешки. Но все это друг с другом связано и друг с другом в игре-борьбе взаимодействует. Ходы главных фигур обуславливают продвижение мелких. Но и мелкие поддерживают всеми силами продвижение главных и действуют согласно их ходам. Что касается рериховского движения, то по разным причинам в нем действуют темные пешки, но не надо забывать, что за ними стоят темные «короли» и «ферзи». Авторы Живой Этики в своем анализе не упускают ни одного уровня, выделяя особо из них земной. «Сейчас, – пишут они, – на очереди земной план. Положение мира как море в бурю»[6]. В такие бури в море смешиваются и донная вода, и поверхностные ее слои, песок и ил, мертвые останки с миром живым. Так и в земном пространстве противостояния Света и тьмы, Добра и зла размывается граница, отделяющая одно от другого. «Можно ли примириться, что и явление глав государств и прелаты, масоны, и повстанцы, и судьи, и преступники, и враги, и больные, и здоровые работают на том же черном поле? Трудность распознания их также в том, что нельзя указать какую-то цельную организацию, но все построено на отдельных личностях, вкрапленных в самые различные дела»[7]. Вот таких «отдельных личностей» в рериховском движении становится все больше и больше. И это, несомненно, сказывается на общем положении этого движения. «Фронт темных пользуется всеми мерами, чтобы проникать в ряды наши»[8]. Это опять из Живой Этики. Знание и его развитие, одно из важнейших устоев человеческого духа и самой космической эволюции. В рериховском пространстве немало таких, кто не отвергает знание как таковое, но и не стремится им овладеть и использовать его в своей жизненной практике. Огромный комплекс различных знаний мы находим в Живой Этике, которая в этом отношении является одним из важнейших источников знания для нашего времени. МЦР выпустил ряд книг и статей, посвященных проблемам философии космической реальности. Во многих клеветнических письмах содержится заушательская и невежественная критика таких работ, а также настоятельные советы – на научно-общественных конференция МЦР не заниматься проблемами Живой Этики, а читать эти тексты во время заседаний. Отношение к знаниям – одно из признаков, определяющих темных. «Именно темное начало, – отмечают авторы Живой Этики, – обессиливает лучшие начинания. Тьма гнездится в хоромах так же, как и в хижинах. <...> Нельзя, чтобы хаос невежества в пышных одеждах вторгался и глумился над познанием»[9]. Искажение знаний, заключенных в Живой Этике, часто происходит в пространстве остепененных ученых. Такие, как В.Росов, С.Аблеев и др., могут служить этому примером. В этом случае мы имеем дело с сознательными искажениями тех, кто имеет представление о Живой Этике, но объясняет все «по-своему». «Гораздо опаснее, – сказано в Живой Этике, – кто понимает ценность Учения, но сознательно противоречит, ибо уже находится в темном служении»[10]. Вряд ли стоит возражать, что темных лиц оказалось немало в рериховском движении. Клеветнические письма и доносы против МЦР, публикации, унижающие достоинство и значение Рерихов, попытки разрушить МЦР, – вот это, как теперь выясняется, идет не только извне, но и прямо из рериховского движения. О каком качестве и развитии движения теперь может идти речь? Ведь разрушительные тенденции темных, формирующиеся в этом пространстве, приводят к подрыву культурной основы самого движения. К сожалению, многие не понимают, что проникновение и формирование темных в рериховском движении есть часть общей ситуации данного исторического периода, когда «силы тьмы идут натиском»[11]. Натиск этот происходит во всем мире и принимает самые разные формы – войн, терроризма, жестокой преступности, торговли людьми, убийства и калечения детей, насаждения невежества через СМИ и сомнительную литературу, нарушения прав человека и человечности и многого другого.

Многие в рериховском движении занимают пассивную позицию по отношению своих темных коллег. Они ведут душеспасительные разговоры о необходимости воспитывать их и просвещать, о том, что нужно любить каждого человека, и о многом другом, что не имеет отношения к существующей сейчас в России реальности. Есть странная идея о том, что Учителя и Рерихи не говорили напрямую о темных и необходимости борьбы с ними. Для того чтобы все стало ясным, приведу высказывание по этому поводу Учителя: «Поединок с тьмой неизбежен, и волны хаоса должны захлестывать смелого борца. Но и такие пробные камни только содействуют непобедимости духа. Были и сожженные, были распятые, были обезглавленные, были удушенные, были зверски убитые, явлены проданные в рабство, и отравленные, и заключенные в темницы – словом, все муки претерпели, чтобы испытать свою крепость. Нельзя думать, что расширенное сознание дается без битвы. Каждый же желающий сослужить с Нами знает, что ему придется выдержать натиски тьмы. На словах все к тому готовы, а на деле каждый или почти каждый желает по возможности уклониться, не подумает он, что каждый такой уклон есть лишь удлинение пути»[12]. И еще: «Не стоит пренебрегать каждой возможностью удалить темные рассадники»[13].

Возвращаясь к письмам, которые рассылаются в разные инстанции и где содержится клевета на МЦР и его руководство, могу сказать словами автора Живой Этики – «Поругание темными есть похвала»[14]. И действия некоторых видных чиновников против МЦР и его руководства также есть признание значимости нашего Центра и нашего Музея им. Н.К.Рериха, где нашли себе приют и новое знание, и новое космическое мышление. Так будем же стоять до конца и защищать имена и наследие наших великих соотечественников – Рерихов.


Л.В. Шапошникова,

генеральный директор Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха,

академик РАЕН, заслуженный деятель искусств РФ.


Газета "Содружество" № 20-21, 2006 г., опубликовано впервые



[1] Мир Огненный. Ч. II, 69.

[2] В 2005 г. В.Росов защитил в Петербурге докторскую диссертацию с такой идеей.

[3] Надземное, 122.

[4] Иерархия, 328.

[5] Мир Огненный. Ч. I, 351.

[6] Община, 54.

[7] Мир Огненный. Ч. I, 74.

[8] Сердце, 226.

[9] АУМ, 310.

[10] Сердце, 398.

[11] Мир Огненный. Ч. I, 414.

[12] Надземное, 14.

[13] Мир Огненный. Ч. II, 239.

[14] Братство, 133.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 31 май 2016, 06:32

ЗАЯВЛЕНИЕ Международного Совета Рериховских организаций имени С.Н. Рериха по поводу предстоящей проверки деятельности Международного Центра Рерихов на «признаки экстремизма»

http://www.roerichs.com/zayavlenie-mezh ... stremizma/

Надежда Лебедева
Сообщений: 9802
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Минюст проверит музей Рериха на экстремизм

Сообщение Надежда Лебедева » 02 июн 2016, 07:20

Почему Министерство культуры инициирует проверку общественного Музея имени Н.К. Рериха на экстремизм

Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация глубоко обеспокоена судьбой общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов (МЦР), расположенного в Москве в исторической усадьбе Лопухиных. Центр-Музей был основан в 1989 году выдающимся художником и крупным деятелем культуры Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном наших великих соотечественников Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов.

С.Н.Рерих передал из Индии богатейшее художественное, философское и научное наследие своей семьи российскому народу с обязательными условиями – создаваемый им Центр-Музей не должен подчиняться Министерству культуры, должен иметь общественный статус и располагаться в усадьбе Лопухиных, которую он лично выбрал из ряда предложенных ему зданий. Советское правительство гарантировало художнику выполнение данных условий, закрепив их своими постановлениями.

Но обещание государства восстановить полуразрушенную усадьбу Лопухиных так и осталось невыполненным. Этот памятник архитектуры поднимали, как говорится, всем миром и исключительно на народные пожертвования. Наша организация, как и многие рериховские общества участвовала в его восстановлении.

Сегодня общественный Центр-Музей имени Н.К.Рериха – признанная научная и культурная международная организация по сохранению, изучению и популяризации наследия семьи Рерихов. Успешная 26-летняя культурно-просветительская деятельность его коллектива, много сделавшего для развития российской и мировой культуры, продвижения гуманистических и миротворческих идей Рерихов, отмечена российскими и международными наградами. Центр-Музей имени Н.К.Рериха по праву можно считать национальным достоянием России.

Мы с благодарностью вспоминаем выставки подлинников картин Рерихов, которые Международный Центр Рерихов четырежды предоставлял для экспонирования в нашем городе. И такие выставки Центр-Музей проводит по всей России и странам зарубежья.

С 2012 года МЦР при поддержке МИД РФ и ЮНЕСКО проводит международный культурно-просветительский выставочный проект «Пакт Рериха: История и современность», направленный на популяризацию в мире миротворческих идей Николая Рериха. Выставки с успехом прошли во многих странах и городах России, в том числе и в Твери в 2014 году. За значительный вклад в укрепление мира, его безопасность и налаживание мирного диалога и сотрудничества между народами на основе идеи Николая Рериха «Мир через Культуру» Международный Центр Рерихов в 2016 году выдвинут на Нобелевскую премию мира.

Многие ли государственные музеи ведут такую многогранную культурную деятельность, охватывая и Россию, и другие страны, способствуя тем самым укреплению престижа нашей Родины в межнациональных и международных отношениях?

Казалось бы, при таких заслугах общественного Музея имени Н.К.Рериха государство должно всячески приветствовать и поддерживать его деятельность. Но сегодня мы с изумлением следим за беспрецедентным нарушением прав Международного Центра Рерихов, которое может привести к уничтожению этого центра культуры. Мы видим, как Министерство культуры РФ проводит разрушительную политику в отношении общественного Музея имени Н.К.Рериха, идущую вразрез с интересами государства и его граждан: Центр-Музей лишается усадьбы, которую отреставрировал без государственного финансирования и получил в долгосрочную аренду, Министерство пытается завладеть наследием Рерихов, не имея на это абсолютно никаких прав, с целью создания государственного музея. Подобные действия грубо нарушают волю дарителя – С.Н.Рериха.

Руководство Минкультуры утверждает, что у МЦР нет прав на наследие, переданное ему С.Н.Рерихом, в то время как Центр-Музей располагает документами, подписанными и заверенными нотариально самим владельцем и выражающими в полной мере его волю. При этом ранее Министерство в нарушение всех законов присвоило коллекцию из 288 картин Рерихов, которая была передана ему С.Н.Рерихом лишь на временное хранение и по завещанию принадлежит МЦР. В настоящее время Минкультуры нацелено на незаконный захват у МЦР всего наследия великой семьи. В поисках путей решения этой задачи данное ведомство инициирует бесконечные проверки деятельности Международного Центра Рерихов, которые не выявляют никаких нарушений.

Но Минкульт на этом не останавливается. По его требованию в июне этого года деятельность МЦР намерено проверить Министерство юстиции. Основной задачей проверки является «выявление наличия (отсутствия) в деятельности Организации признаков экстремизма» и выполнения «функции иностранного агента» (!?)

Получается, что в экстремизме подозревается не только коллектив Центра-Музея, но и те известные научные и культурные деятели нашей страны, которые входят в его Совет попечителей, среди которых Карпов Анатолий Евгеньевич – президент Международной ассоциации фондов мира, многократный чемпион мира по шахматам (председатель Совета попечителей МЦР); Церетели Зураб Константинович – художник, профессор, президент Российской академии художеств; Очирова Александра Васильевна – общественный и политический деятель, доктор философских наук, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, член Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО и другие.

Президент МЦР Темирканов Юрий Хатуевич – российский дирижёр, педагог, профессор. Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича, главный дирижер Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра филармонии. С 2009 г. – музыкальный директор Королевского театра Пармы (Италия). Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР им. М.И. Глинки и Государственной премии Российской Федерации, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», награжден орденом «Святые Кирилл и Мефодий» (Болгария) и Орденом Восходящего солнца III степени (Япония). Выходит, что и этого выдающегося деятеля культуры, уважаемого в России и во всём мире, подвергнут проверке на наличие экстремистской деятельности!

Мы не можем оставаться равнодушными к разрушительным действиям Министерства культуры. Решается судьба общественной организации, новой общественной формы культуры, а с ней решается и будущее нашей страны – быть ли ей страной великой Культуры.

Тверская областная Рериховская культурно-просветительская общественная организация

30 мая 2016 года

http://tvernews.ru/folk/211677/


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей