Знак Знамени Мира
В первом международном договоре об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха) сказано, что этот Пакт направлен на всемирное признание флага, рисунок которого уже хорошо известен (красная окружность с тремя кругами в середине на белом фоне), в целях обеспечения охраны всех памятников, составляющих культурное наследие народов.
В Пакте сказано также, что для обозначения памятников и учреждений, считающихся нейтральными и пользующихся уважением и покровительством договаривающихся сторон как во время войны, так и в мирное время, может быть использован указанный отличительный флаг. Перечень этих памятников и учреждений должно определить каждое государство, подписавшее Пакт Рериха13.
Важно подчеркнуть следующее. Пакт Рериха является международным договором, обеспечивающим наиболее полную защиту Культуры. В отличие от Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта 1954 г., Пакт защищает не только культурные ценности и места их хранения, но и научные, образовательные и культурные учреждения.
Необходимо, однако, учитывать тот факт, что Пакт Рериха не подписан всеми странами мира. В отношении защиты знака Знамени Мира это означает следующее: в тех странах, которые подписали Пакт, знак защищается и международным правом, и национальным законодательством; в тех же странах, которые не подписали Пакт, знак Знамени Мира может быть защищен только национальным законодательством14.
В США знак Знамени Мира не только может, но и должен быть защищен в соответствии с международным правом. Это означает, что согласно Пакту Рериха флаг со знаком может быть поставлен только на те культурные памятники и учреждения, перечень которых определен правительством США. Это положение Пакта совершенно ясно и не может вызывать никаких сомнений.
В свете сказанного выше слова Д.Энтина, исполнительного директора Музея Николая Рериха в Нью-Йорке: «Мы приглашаем всех людей во всем мире, которые любят Знамя и все, что оно символизирует, гордо водружать его. Вывешивайте его у себя на стенах, в окнах. Оно принадлежит всем вам», — находятся в полном противоречии с Пактом Рериха. Согласно Пакту Знамя может быть установлено только на указанных правительством США исторических памятниках, музеях, научных, художественных, образовательных и культурных учреждениях. Необходимо подчеркнуть, что если бы можно было вывешивать Знамя в любом окне любого здания, то Пакт Рериха потерял бы всякий смысл. В процитированных выше призывах господин Энтин демонстрирует мышление разрушителя.
Необходимо отметить следующее. Уже было сказано о том, что в отношении знаков Красного Креста и Красного Полумесяца установлено два вида использования: защитное и опознавательное. Подобное разграничение использования в принципе применимо и к знаку Знамени Мира (защитное использование знака, в соответствии с Пактом Рериха — по отношению к историческим памятникам, музеям, научным, художественным, образовательным и культурным учреждениям и их персоналу; опознавательное — для обозначения причастности к высоким идеям Рерихов и принадлежности к Рериховскому движению). Таким образом, охрана знака Знамени Мира международным правом и его охрана национальным законодательством дополняют друг друга: первая направлена на обеспечение защитного использования знака, а вторая — на его опознавательное использование.
Именно поэтому в тех странах, где знак Знамени Мира защищается международным правом, он может быть защищен также национальным законодательством, но эта национальная защита не может ни в коем случае осуществляться в нарушение международного права. Из слов Д.Энтина понятно, что Совет Попечителей Музея Николая Рериха в Нью-Йорке в свое время предпринял меры для защиты знака Знамени Мира в соответствии с законодательством США — знак был зарегистрирован в качестве торговой марки в США на имя Музея. Последнее, однако, не дает основания нарушать нормы международного права (Пакта Рериха). Иными словами, регистрация знака Знамени Мира с девизом Pax Cultura на имя Музея Николая Рериха в Нью-Йорке не дает права его исполнительному директору призывать к действиям («Вывешивайте его [Знамя] у себя на стенах, в окнах. Оно принадлежит всем вам»), которые исключаются Пактом Рериха.
В странах, которые не подписали Пакт Рериха15, защита знака Знамени Мира может осуществляться только на основе национального законодательства16. На сегодняшний день во всех странах единственный инструмент национального законодательства для осуществления такой защиты знака — регистрация его в качестве торговой марки.
Известно, как заботилась Елена Ивановна Рерих о том, чтобы никто самовольно не использовал сокровенные знаки и не прикрывал бы ими сомнительные организации, никакого отношения к великим идеям Рерихов не имеющие17. Регистрация знака в качестве торговой марки позволяет исключить возможность самовольного использования знака Знамени Мира. Выполнение воли Рерихов означает, что защита знака в соответствии с национальным законодательством не есть право, которое можно либо использовать, либо не использовать, но есть долг. И этот долг — защиту Доверенного Сокровища, знака Знамени Мира от злоупотреблений и извращений — выполняет в настоящее время МЦР.
Организациям «Мир через культуру» следует, прежде чем жаловаться на нарушение своих прав в результате регистрации МЦР знака Знамени Мира, вспомнить, что право каждого из нас простирается только до той черты, у которой начинаются права других. Выполняя свой долг защиты общечеловеческого знака Красного Креста, выражающего принципы сострадания и помощи каждому человеку, Международный Комитет Красного Креста тем самым защищает право жертв вооруженных конфликтов на получение помощи. Требовать от Международного Комитета Красного Креста не защищать знак, иными словами, «свободно» (вернее, хаотически) его использовать, означало бы нарушить право раненых и больных на помощь. Международный Центр-Музей Рерихов, выполняя свой долг защиты общечеловеческого знака Красного Креста Культуры, тем самым защищает права всех устремленных к истинному Знанию и Красоте. Требовать от МЦР не защищать знак от разрушительных прикосновений, искажающих идеи, заложенные в знаке, означает нарушить право не только нынешних, но и будущих поколений получить Свет истинной Культуры.
Тем, кто понимает значение Красного Креста и Знамени Мира, близки слова долг, строительство и особенно защита, ибо без защиты доверенного невозможно строительство.
Тем же, кому идеи Красного Креста и Красного Креста Культуры чужды, чужды и действия Международного Комитета Красного Креста и МЦР по защите этих знаков. Защита знака Знамени Мира со стороны МЦР злонамеренно истолковывается ими как «забота о своей собственности» и «требование поборов за использование знака». Пусть хулящие защиту знака Знамени Мира и требующие его бесконтрольного использования попробуют обратиться к Международному Движению Красного Креста с предложением бесконтрольно использовать знак Красного Креста.
Не приходится удивляться, что два типа мышления столь различны, ибо это мышление строителей, с одной стороны, и разрушителей — с другой. Это и есть Свет знания и тьма невежества, которые, как писал Н.К.Рерих, никогда не могут соединиться.
Надо приложить все усилия и оградиться от сознательных разрушителей, — от всех энтиных, огустатов и прочая, чтобы не оказаться в числе разрушаемых.
Примечания
1. Н.К.Рерих называл знак Знамени Мира также знаком Красного Креста Культуры.
2. Рерих Н.К. Знамя / Листы дневника. В 3 т. Т. I. M., 1999. С. 346.
3. Энтин Д., исполнительный директор Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Выступление на форуме «Орифламма» 11.01.2003 г. Перевод автора настоящей статьи. Оригинальный текст выступления на английском языке: «Dear Friends, There has been much discussion recently about the Banner of Peace and its status in the world and in the Roerich movement. I would like to add to this discussion some of our own experiences with the Banner. <...>
Nicholas Roerich himself did give the symbol many years ago to our Museum as its logo, and the Board of Trustees applied to the Copyright Office in Washington to have it trademarked as belonging to the Museum. The application was refused, precisely on the grounds that it is a universal symbol, and is not subject to copyright protection. We were informed, however, that if we added the motto of the Banner, Pax Cultura, with the image of the Banner, we could then register it that way, and we did so. The Pax Cultura Banner is to this day a registered trademark of Nicholas Roerich Museum in New York. The certificate of registration is in our files. <...>
We do not try to control the use of the Banner by anyone, but sometimes the legal right has its benefits. It is possible, for example, to misuse the Banner (one can even promote killing for peace), and we have from time to time invoked our right to prevent such distorted uses. Otherwise, we have been happy for others to use the Banner and its symbol, to spread knowledge about it and to promote its use. We have no ethical right to try to prevent that. The more people know about it, the more they think about its meaning, the more chance we will have for peace in the world. Let us hope that no one ever tries to prevent others from using the Banner in a wise and reverent way. Let us hope that no one ever thinks of it as their “property”, as if such a thing could be owned. Some things are beyond ownership. It would be like claiming that the rays of the sun are someone’s property».
4. Энтин Д. Выступление на форуме «Орифламма» 11.01.2003 г. Англ. текст: «We all forget that to Roerichites the most important use of the Banner was its designated purpose, as the sign of the Roerich Pact, a legal treaty signed in 1935 in Washington, in the presence of the President of the United States. That Banner immediately became the properly of the world. It was intended to be flown over all sites of cultural importance, everywhere on the planet, to protect them from destruction. The Roerich Pact is a treaty still in force. It never died. <...>
The list is endless. The Banner can never belong to anyone. The Banner can never be controlled by anyone. It is a force of nature, it is more than all of us, it is the Banner of the Lords. Even though we hold the first registered trademark of this symbol — or maybe because we hold that legal right — we invite everyone in the world who loves the Banner and everything it stands for to fly it, proudly. Hang it on your walls, hang it from your windows. It belongs to all of you».
5. В Международном движении Красного Креста принято, что знак Красного Креста создан на основе перемены места цветов государственного флага Швейцарской Конфедерации и не содержит в себе религиозного значения.
6 .Художественное.
7. Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. С. 583 - 584.
8. International Committee of the Red Cross, «The Protection of the Red Cross/Red Crescent Emblems», Ref. LG 1998-002f-ENG,
www.icrc.org.
9. Перечисление не претендует на исчерпывающую полноту.
10. Michael A. Meyer. Protecting the Emblems in peacetime: the experiences of the British Red Cross Society, 30-10-1989 International Review of the Red Cross no 272. P. 459 - 464.
11. Во многих странах есть специальные законы о Красном Кресте, но они не всегда обеспечивают нужный уровень защиты.
12. См.: Habib Slim. Protection of the red cross and red crescent emblems and the repression of misuse, 30-10-1989, International Review of the Red Cross no 272. P. 420 - 437.
13. В 1930 году проект Пакта Рериха был представлен ряду правительств и Комитету по делам музеев при Лиге Наций. Согласно проекту образовательные, художественные и научные учреждения, художественные и научные миссии должны быть включены в специальные списки, которые следует представить указанным в проекте международным органам или организациям. Только включенные в списки учреждения, коллекции и миссии получают право выставить Знамя Мира, которое, в свою очередь, дает им право на особое покровительство и уважение со стороны воюющих государств.
Пакт Рериха, подписанный 15 апреля 1935 года, воспринимает механизм защиты, который был заложен в проекте Пакта. Так, согласно статье IV Пакта правительства государств, подписавших этот договор и присоединившихся к нему, направляют в Панамериканский союз перечень исторических памятников, музеев, научных, художественных, образовательных и культурных учреждений, на которые по их желанию распространяется защита, предусмотренная Пактом. Иными словами, статья IV (так же, как и проект Пакта 1930 г.) гарантирует защиту памятников и учреждений, предусмотренную Пактом Рериха, с включением в специальный список. Знамя Мира, согласно Преамбуле Пакта Рериха, должно получить всемирное признание в целях защиты всех памятников, составляющих культурное наследие народов. Следовательно, Знамя Мира имеет охраняющую функцию и может быть использовано в качестве отличительного флага только на охраняемые Пактом учреждения и памятники, включенные в специальный список.
Английский текст Пакта Рериха, который является аутентичным для этого международного договора, можно найти на следующих интернет-страницах:
http://palimpsest.stanford.edu/bytopic/ ... erich.html — библиотека Университета Стэнфорд,
http://wwwl.umn.edu/humanrts/instree/1935a.html — Университет Миннесоты. Дополнительную информацию о Пакте Рериха можно также найти на интернет-странице Международного Комитета Красного Креста
http://www.icrc.org, раздел International Humanitarian Law.
14. В тех странах, которые не подписали Пакт, но подписали Дополнительный протокол (Протокол I от 8 июня 1977 г.) к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, направленный на защиту жертв международных вооруженных конфликтов, знак Знамени Мира защищается, но только в одном ограниченном случае: ст. 38 Протокола запрещает умышленное злоупотребление знаком во время международного вооруженного конфликта. Дополнительный Протокол I от 1977 г. является частью международного гуманитарного права.
15. Пакт Рериха подписан Аргентиной, Боливией, Бразилией, Венесуэлой, Гватемалой, Гаити, Гондурасом, Доминиканской Республикой, Колумбией, Коста-Рикой, Кубой, Мексикой, Никарагуа, Панамой, Парагваем, Перу, США, Уругваем, Чили, Эквадором, Сальвадором.
16. См. сноску 14.
17. Рерих Е.И. Письма. Т. 2. М., 2002. С. 427.
Источник:
http://lib.icr.su/node/163?fbclid=IwAR1 ... kljz2iWpzs