Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Евгений » 23 окт 2016, 12:00

Святослав

Получаем снимки с последних картин Святослава. Некоторые сняты в цветной фотографии и потому еще более напоминают о тех сверкающих красках, которыми насыщены его картины. Если возьмем сравнить его достижения за последние годы, то можно увидеть, как неустанно совершенствуется та же основная песнь красок. Форма и раньше была четкой и выразительной. Краски были сильны, но сейчас с каждым годом вы изумляетесь прозрачности и возвышенности этих красочных сочетаний.
Будет ли это портрет, или этюд лица, или пейзаж - во всем будет и воздушность, и убедительность, и какой-то совершенно особый, присущий ему реализм. Этот реализм, конечно, скорее может быть назван реальностью, но никак не условным реализмом, как его понимали в недавнем прошлом.
В каждой картине Святослава есть и то, что мы называем композицией. Иначе говоря, то, что выявляет индивидуальность мастера. Иногда малознающие люди думают, что портрет не есть композиция, а сочинение будет исключительно в каких-то исторических нагромождениях. Но прирожденный композитор выразит это свое качество решительно во всем. Он «увидит» портрет. Он возьмет человеческий облик так, что выявятся наилучшие выражения черт, и, как в высоких мастерских портретах, вы не подвинете изображение ни на одну линию.
Некто привел своего сына к Ван Дейку и, прося принять его в мастерскую, уверял, что сын его уже умеет писать фон портрета. Великий мастер справедливо заметил: «Если Ваш сын умеет писать фон портрета, то ему у меня уже нечему учиться». В этой истории подчеркнуто, насколько каждая часть картины является ее нераздельным существенным выражением.
В картинах Святослава замечаем именно гармоническую напряженность всех частей картины. Великое качество произведений, если в него не вкралось безразличие. Так же, как в самой жизни лишь мертвый глаз может предположить безразличие хотя в малейшей подробности, так же точно в искусстве, в творчестве мастера будет жить решительно все. В этой взаимной вибрации заключена мощь великих произведений искусства.
Брюллов говорил: «Искусство весьма просто. Следует лишь взять определенное количество краски и положить на нужное место». В шутке большого художника заключалось необычайно меткое определение. Именно только нужен определенный состав краски и следует наложить его на определенное место полотна. Вот и все. И действительно, большой мастер не сумеет словами рассказать, почему именно ему нужен этот, а не другой состав краски, и почему он вливает эту комбинацию тонов в соседнюю гармонию.
Мастер творит. В творчестве всякий земной язык оказывается неприложимым и невыразительным. Но зато движения мастера непреложны. Он должен сделать так, а не иначе. Сама преемственность основ творчества в малом сознании будет подражательностью, но в истинном мастерстве она остается благородною преемственностью.
Так же, как неотменна Иерархия, так же неотменна и преемственность лучших начал бытия.
«У чистых все чисто» - говорит Апостол Павел. Этот завет особенно приложим в искусстве, которое является синтезом в жизни. Но к этому созвучию нужно дойти. Нужно воспринять его из тайников прошлого и, утвердившись на нем, творить светлое будущее.
Когда мы видим прекрасное произведение, оно вызывает в нас все лучшее. Под сводами великолепного собора отметаются ссоры, и в звуках мощной симфонии неуместны сквернословия. Но чтобы отдельная картина доставляла такое же синтетическое преображение, она должна быть глубоко гармонична, именно напряжена в этой глубокой симфонии всех своих частей. Или эти качества выльются в произведении, и оно сделается радость носящим, или чудотворность не войдет в расположение красок и линий, и это будет формальное заполнение холста.
Вот почему мне так радостно мысленно рассматривать помянутые картины - в них именно выкованы симфония и гармония. Все безразличное, рутинное не посмело войти в это огненное творчество. Именно не посмело. Ведь пошлость может вползти в каждую щель, если по какой-либо неосмотрительности будет допущена трещина.
Скучно вспоминать какие-нибудь формальные картины. Ни условный сюжет, ни их мысленное назначение не покроют их формализм. Но как радостно видеть прекрасные цветы молодые, когда они будут рассыпаны щедрою рукою творца. Никогда вам не наскучит любоваться самоцветами. Так же и в великих произведениях искусства эта самоцветность и самобытность вносят еще одно светлое творение в многообразие бытия.
Как бережливо нужно относиться ко всему, что приносит радость и свет! Кто же разобьет светильник, чтобы погрузить жилище во мрак. А ведь каждое высокое творческое произведение есть именно такой богоданный светильник. В радости любования таким творением мы еще раз любим все Высшее, мы еще раз складываем прекрасную молитву духа. Прекрасно, если можно любоваться звучными творениями.
Прекрасно, если дан в жизни этот высокий дар, которым все темное, все бедственное превращается в радость духа. И как радостно мы должны приветствовать тех, которые волею судеб могут вносить в жизнь прекрасное.
 
Н.К. Рерих
22 мая 1935 г.

Газета "Содружество", №3, декабрь 2001 года

http://www.roerichs.com/Sodr/N3/4-1.htm

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Евгений » 23 окт 2016, 12:02

Святослав Рерих. Младший сын
(1904 – 1993 гг.)

Автор: Л.И. Глущенко, Рериховское Общество г. Алматы, РК 
Опубликовано в газете «Огни Алатау», 6 января 2001 г.

http://www.roerich.kz/publication/Mladshiy_syn.htm

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Евгений » 23 окт 2016, 12:14

"ОН БОЛЬШЕ, ЧЕМ КТО-ЛИБО ДРУГОЙ, РАБОТАЛ НА ЭТО БУДУЩЕЕ, НА ГРЯДУЩИЙ ЭТАП КОСМИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА"


Л. В. Шапошникова


"В последний раз мне довелось встретиться со Святославом Николаевичем в 1992 году. И хотя он перенес перед этим две операции и чувствовал себя неважно, все-таки был общителен, охотно шел на беседы, и мы обсуждали с ним разные проблемы. С чего бы ни начинались наши разговоры, Святослав Николаевич поворачивал их к трудностям нашего Международного Центра и Музея имени Н.К.Рериха. Он внимательно выслушивал мои рассказы об этих трудностях, а затем начинал действовать. Это еще одна особенность Святослава Николаевича – он не только мыслил, он не только творил, но он действовал. Тогда же он написал письмо президенту Б.Н.Ельцину с просьбой помочь вернуть незаконно удерживаемую музеем Востока коллекцию картин, которую он передал Международному Центру Рерихов. Он обратился к рериховским обществам России, тогда уже начавшим нарушать его волю, а через некоторое время прислал ряд нужных нам документов, которые мы сейчас используем по назначению.
Тогда, в апреле 1992 года, прощаясь со мной, он сказал: «Ничего не бойтесь. Идите вперед не оглядываясь. Все будет хорошо. Помните, все мы работаем для Будущего. Не огорчайтесь кратковременными неудачами. Думайте прежде всего о Будущем».
Но что он сам думал об этом Будущем? И как готовил это Будущее? Что делал для этого в свои последние годы? Ответы на эти вопросы я получила тогда же в Бангалоре, когда посетила его загородную мастерскую в усадьбе Татагуни, где я в 1990 году готовила к вывозу наследие, подаренное им России.
Мастерская сохраняла прежний вид. Бронзовые фигурки стояли на своих местах, по стенам висели те же тханки и миниатюры. На полу, прислоненные к книжным полкам и покрытые полиэтиленом, стояли его картины. Многие из них были мне знакомы по выставкам, репродукциям и по личному общению с автором здесь же, в мастерской. Это была Красота, сотворенная большим художником. Но вот, вынутые из полиэтиленовой упаковки, передо мной возникли картины, которых я раньше никогда не видела. Яркие, светящиеся краски, странные, как будто земные и в то же время неземные формы. Тонкое красивое женское лицо, возникшее из каких-то причудливых облаков, деревня и в то же время не деревня, река, струящаяся сквозь горы и освещающая их изнутри. Я затрудняюсь даже сейчас описать эти картины. Но тогда я поняла, что на двухмерном пространстве полотна Святослав Николаевич изобразил тонкий мир другого состояния материи. Может быть, четвертого, а может быть, и более высокого измерения. Он видел и прозревал этот мир своими утонченными центрами, высокой энергетикой. Имея в своем распоряжении язык только двухмерного пространства, он сумел максимально приблизиться к иному миру, открыть как бы окно в него и тем доказать беспредельную возможность искусства. Полотна несли в себе уникальный духовный опыт самого мастера и повествовали о реальности и доступности нездешних миров. Картины свидетельствовали о том, что сам человек, неся в себе миры более высоких измерений, является как бы мостом между ними – миром плотным и миром тонким. Живая Этика, повествуя об особенностях Космической эволюции человечества, утверждает, что сближение миров различных измерений, различных состояний материи есть одна из важнейших задач наступающего этапа эволюции. Я рассматривала эти странные, необычные картины великого художника, провидца и мудреца, одного из тех, кто облегчает нам путь к сверкающим вершинам Духа, и понимала, что он больше, чем кто-либо другой, работал на это Будущее, на грядущий этап Космической эволюции человечества".
Вестник Красоты.
http://lib.icr.su/node/1035

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Евгений » 23 окт 2016, 12:17

НАШЕ ОБЩЕЕ ДЕЛО БУДЕТ РАСТИ

Интервью, данное С.Н. Рерихом газете «Советская культура», опубликованное 23 ноября 1989 г.

http://lib.icr.su/node/1940

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Евгений » 23 окт 2016, 12:20

Святослав Рерих: «Самое главное сейчас - герои»

Из книги П.Ф. Беликова «Святослав Рерих. Жизнь и творчество», фрагменты из VI главы

http://www.roerichs.com/Sodr/N15/1-1.htm

Евгений
Сообщений: 195
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Евгений » 25 янв 2017, 15:50

http://www.icr.su/rus/family/snr/dates.php?print=yes

Прекрасный материал: полная хронология жизни С.Н. Рериха, много фотографий разных лет.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Надежда Лебедева » 26 янв 2017, 16:03

С.Н. РЕРИХ

Жизнь, несомненно, указывает, что нам нужно делать упор на нравственные, этические основы человека, его внутренние качества. Без этого ничего не будет, потому что, в конце концов самое главное - это человек. Только нужно представлять, какого человека, какие его качества и какое отношение к жизни мы хотим иметь, воспитывая его более совершенным.
Давным-давно Конфуций говорил: более совершенный человек ищет то, что лежит в нём самом. А обыкновенный ищет то, что есть у других. Это очень просто, но так мудро! Нужно выявить те высокие нравственные качества, которые заложены в каждом, помочь полнее раскрыться им, но для этого нужны личные усилия, желание и энергия. Мы хотим более ценную, более глубокую, красивую жизнь - и в реализации этой цели человеческая основа, внутренний человек как таковой будет играть решающую роль. Поэтому мы должны всеми силами развивать высокие нравственные качества, ответственность, добросовестность, требовательность к себе, к своему росту.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Надежда Лебедева » 27 янв 2017, 15:27

Нам не стоит надеяться на перемену, ожидая для этого более благоприятного периода. Знаменательно, что такой благоприятный момент никогда не наступает. Перемена совершается внутри нас, и нам не найти лучшего времени, чем «сейчас». При перемене такого рода должно меняться именно наше внутреннее «я», независимо от времени. Самый драгоценный дар, какой мы имеем в жизни, – это время, так как время и есть само наше существование. И чем скорее будут предприняты позитивные действия, тем больше блага мы из этого извлечём. Но хотя мы и не прочь получать блага, мы не хотим совершать усилия. Старая поговорка, которая гласит, что одним из сильнейших побуждений в человеке является желание получать что-то за «просто так», вполне справедлива. И мы должны постоянно напоминать себе, что труд, напряжённая работа, каковыми бы они ни были, являются великими основными созидательными силами жизни.
Люди не понимают той радости, которая приходит, когда мы решаем следовать путём новой жизни. Это чувство освобождения, чувство особой радости. Мы настраиваем себя в созвучии с более высокой жизнью и вдруг начинаем ею жить.

С.Н. Рерих. Искусство и жизнь

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Надежда Лебедева » 27 янв 2017, 15:30

С.Н.Рерих говорил:

"Наше общее дело будет расти",
"Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте".

ВЕСТНИК КРАСОТЫ

30 января 1993 года весь мир облетела весть, что ушёл из жизни гениальный русский Художник, Духовный Учитель, Вестник Красоты. Ушёл последний из семьи Рерихов.

Но гении не умирают. С.Н.Рерих оставил человечеству свои бесценные чудесные картины, которые находятся во многих музеях и частных собраниях Индии, США, Франции, Латвии, Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и других стран и городов. Его светлые идеи о Красоте и Культуре хранятся в сердцах многих людей, которые встречались с художником и читали его труды.
Его проникнутые оптимизмом слова, сказанные почти полвека назад, как нельзя актуальны, как будто обращены непосредственно к нам, жителям России начала третьего тысячелетия: "Сегодня сложное время, время глубоких перемен в обществе. Поэтому как никогда надо верить в свои силы и как можно лучше, совестливее выполнять всем вместе и каждому в отдельности те трудные задачи, которые настоятельно требуют решения. Я уверена, я знаю, что народ наш сможет с ними справиться и станет достойным примером всем тем, кто придет позже и будет восхищаться его мужеством и героизмом. И пусть это будущее начинается уже сегодня!"»

/Из книги «Воспоминания о С.Н.Рерихе». М.:МЦР, 2004/.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе

Сообщение Надежда Лебедева » 27 янв 2017, 18:18

Если искренне хочешь делать добро, не надо бояться выглядеть наивным и даже смешным, и тогда действительно может совершиться чудо.
Все добрые пути и начала хороши.
Да и может ли быть нехорошим любое доброе начало?
Все это, в общем, очень просто.

Что есть в конце концов молитва?
Это духовное стремление к более прекрасной реальности, которую во многом человек в состоянии сотворить сам.

Желаю нашему народу верить в свои силы и как можно лучше, совестливее выполнять всем вместе и каждому в отдельности те трудные задачи, которые сегодня настоятельно требуют своего решения.

Я уверен, я знаю, что народ наш сможет с ними справиться и станет достойным примером всем тем, кто придёт позже и будет восхищаться его мужеством и героизмом.
И чтобы это будущее начиналось уже сегодня...

Интервью С.Н. Рериха "Советской культуре", опубликованное 23 ноября 1989 г.

http://lib.icr.su/node/1940


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость