Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 29 окт 2017, 12:56

С.Н. Рерих

Служение человечеству подобно служению Богу. Находят свое воплощение высшие человеческие побуждения, когда художник предстоит пред высочайшей сферой духовной глубины, самим сердцем нашей проявленной Вселенной. Это молитва веры, осознание своего единства со всем сущим.Проникновения нашего "я" в тайны творения. Когда художник настраивается и вибрирует в созвучии с Высшим Сознанием, разлитым по бескрайным просторам Вселенной. И отзвуки гармонии всепроникающего сознания переходят из субъективного в объективное. С этими высшими силами соприкасаются наиболее великие художники-провидцы, становясь проводниками этих высших сил.Раскрывать их, давать их истолкование - в этом и состоит служение, высшее поклонение тому, что мы называем Богом, а люди, которые достигают наивысшего, называются гениями, святыми, провидцами, и мы взираем на них как на богов, и они поистине являются богами этой земли.

Как же это чудесно, что мы, даже посредством нашего физического зрения, можем вглядываться в нашу нескончаемо протяженную Вселенную, где нам является Беспредельнось и говорит с нами через мериады звезд и миров. Точно мы можем слышать бесчисленные голоса из той Великой Пустоты, которая и содержит и несет в себе и представляет собой Все, что было, есть и будет. - Звезды говорят с нами через безграничность своих лучей и ставят пред величайшей из всех тайн — Беспредельностью.



Атом, в его вращающимися частицами, и планетарные системы — две крайние величины нашей физической материи, и в их пределах лежат все физические проявления в жизни.
Нам нужно оглядываться на прoшлое, с тем чтобы иметь беспристрастную картину определенных эпизодов нашей жизни. Давайте переживем снова те из них, что многое для нас значили. Те блаженные воспоминания, что составляют основные моменты нашей жизни. Моменты же или периоды, овеянные сожалениями, следует помнить лишь как полученный урок, как ступеньки на пути восхождения, нечто такое, чего мы должны избегать в будущем.

Воспитание в себе всесторонне развитого, более совершенного человека — вот та задача, которую нам приходится решать каждый день. Каждый день мы можем потерпеть неудачу или же добиться успеха в выполнении этой задачи. Если б мы только смогли осознать то великое благо и то новое счастье, которые можно обрести благодаря даже малельшему усилию, мы бы никогда не допустили, чтобы дни проходили без какого-нибудь продвижения.

Что такое духовное перерождение и что такое жизнь, дарованная нам Святым Духом? Что делает оно с человеком и как влияет на него? Это духовное перерождение представляет собой полное изменение субстанции человека, вызванное действием огня его собственного устремления. Когда низшие энергии прожигают низшие плотные субстанции человеческого естества и сливаются, или притягиваются, к высшему "Я". Эта трансмутация была описана алхимиками в их многочисленных трактатах. Существует как физическая, так и духовная трансмутация, и ревностный пыл нашего служения и есть тайный огонь, Атанор алхимиков. И точно так же, как во время их физических операций огонь должен был поддерживаться непрерывно и процесс был обречен на неудачу, если он затухал, так же обстоит дело и с высшими духовными трансмутациями. Остановки, возвращения назад быть не может, потому что физико-духовные процессы, раз начавшись, должны продолжаться непрерывно.


Радуга водопада 1934.jpg
Радуга водопада 1934.jpg (31.69 KiB) 613 просмотра


Радуга водопада 1934

По мере нашего духовного роста расширятся наши горизонты, и мы соприкоснемся с другими сферами. Вполне вероятно, что мы войдем в контакт с другими существами — людьми, намного нас опередившими в своем развитии. Но одно нам следует всегда помнить: мы не имеем права притязать на какую бы то ни было духовную помощь других существ. И чего бы мы не добивались — все должно совершаться благодаря нашим собственным усилиям и достижениям. По мере нашего совершенствования многое нам будет открыто, но эти открытия произойдут естественным путем, и нам никогда не следует ожидать чего-либо сверх наших возможностей — чего-либо не заслуженного.
Жизнь — Природа содержит в себе золотой ключ к самым глубоким и сокровенным ее тайникам для тех, кто ищет, для тех, кто стучится и отдает всего себя этому величайшему из всех приключений — поиску внутреннего, сокровенного «Я».

Никогда не следует падать духом и предаваться унынию и отчаянию. Мы должны всегда помнить, что нет поражения, существует только кратковременное отступление, и чем скорее сможем мы это осознать, тем ближе будем к успеху.
Мы должны стараться привносить красоту и гармонию во все наши действия. Когда наши мысли будут вполне уравновешены, тогда и наше внешнее поведение и действия станут вполне гармоничными. А тогда наше внутреннее и внешнее поведение будет вполне гармонично, тогда через нас проявятся высшие вибрации.

Стремление к Прекрасному должно стать для нас нормой каждодневного отношения к жизни. И в этом стремлении мы сможем наиболее полно выразить себя.
Сознание является фундаментальным принципом Вселенной. Любая часть и частица материи, в каком бы состоянии она ни пребывала, наделена принципом сознания и самоопределения.
Подыматься над обыденностью, продвигаться на следующую ступень — вот та задача, которую мы должны перед собой ставить и решать.
Если б только мы смогли ясно себе представить, что наши мысли являются вполне осязаемыми энергетическими центрами, что наши мысли могут творить в той мере, в какой они способны множеством различных способов оказывать влияние на других и даже на нас самих, то мы бы остановились, вникли в направление наших мыслей и привели их в соответствие с образом мыслей того человека, которому хотели бы подражать. Законы цепной реакции и явление умножения энергии пояснят нам всю важность воспитания мышления.

В молчании раннего утра или ночной тиши будем беседовать со своим сердцем, будем вслушиваться в его шепот. Оно укажет нам направление, а наши мысли придадут форму тому, что оно подскажет, и переведут это в область объективных средств воплощения в жизнь. Решение всех наших проблем лежит внутри нас.


Красивая жизнь. - Какое великое и возвышенное понятие. Строить красотой — это священный указ, данный нам Великими Водителями эволюции. Красота — это Гармония, а Гармония — это то высокое состояние, которое для всех нас должно быть целью наших устремлений. Красота - это сокровенный камень философов, превращающий простые металлы в чистое золото. Красота — это наиболее законченное выражение, Красота — это конечная цель.

Давайте будем стремиться к тому, чтобы наши поиски Прекрасного стали нашим каждодневным опытом. Давайте будем стараться находить красоту во всех наших каждодневных обязанностях, ведь даже самую маленькую задачу можно выполнять красиво.
Будем идти вперед во имя Красоты. Развернем наши знамена, развернем знамя Красоты и будем исполнять наш долг по отношению к человечеству, привнося все больше и больше красоты в жизнь каждого дня.

Озарение редко, если вообще когда-нибудь, приходит внезапно, в виде вспышки. Обычно оно приходит постепенно, подобно растущему, усиливающемуся свету. Это медленный внутренний процесс. Мы часто думаем, что одним простым усилием можем добиться самого трудного из всех достижений — внутреннего роста, внутреннего озарения. Постепенное раскрытие нашего собственного «я» - это процесс, сходный с процессом любого роста. Его нельзя ускорить, он должен следовать определенным правилам развития.

Привязанность к внешним формам жизни развивается совершенно незаметно и постепенно вытесняет понимание высшего смысла бытия, крепко удерживая нас во все более затягивающихся путах наших собственных слабостей. Именно по этой причине мы должны суммировать и критически оценивать наше продвижение и мысли. Это крайне необходимо во все периоды нашей жизни. Чтобы внутренне освободиться от всех ненужных оков жизни и отдавать больше времени развитию и культивированию внутреннего человека.

Нарастание чувствительности элементов в какой-то мере можно сравнить с высиживанием яйца. Если нарушается непрерывность, то процесс прерывается и его нельзя начать сызнова. То же самое касается развития некоторых нервов, которое начинается при определенных условиях.
Этими нервами являются центральные спинные и некоторые другие нервы. Только этим можем мы объяснить, почему непрерывность усилия считалась крайне важной и почему алхимики по этому поводу так много писали. Наше физическое тело обеспечивает нам ровно столько, сколько нужно нам для нашей жизни на этом плане. Мы не можем рассчитывать на чудеса (хотя "чудеса" все же случаются). Если какая-либо часть нашего тела утрачена или в каком-либо отношении повреждена, ее нелегко восстановить. Следовательно, мы должны внимательно прислушиваться к советам тех, кто в своем развитии продвинулся далеко, значительно дальше среднего уровня человечества.

Люди, наделенные властью, должны превыше всего опасаться ограничить размах творческого воображения, навязывая свои собственные, своевольные ограничения и правила. Это пресечение роста является большим преступлением и непременно принесет свои губительные плоды, лишая людей потенциального вдохновения гения и обедняя наследие человечества.

Самовоспитание является самой трудной, самой напряженной и суровой задачей, какую только можно перед собою поставить. И все же это именно та задача, решение которой дарует нам бесчисленные блага, о которых мы и не мечтали даже в самых дерзких полетах своего воображения. Что же это за блага? Что это за достижения? Это преуспеяние наших внутренних возможностей, глубоко сокрытых под скоплениями внешних наносов. Освобождение самого себя - преодоление всех видимых препятствий на пути к созданию целостной, совершенно уравновешенной личности. Дорога к счастью, ведущая через внутреннюю радость, которая приходит с нашим освобождением. - Когда физическая сторона жизни постепенно утрачивает для нас свое значение или привлекательность и становится очевидным новый аспект, неисчерпаемый и чудесным.
Так давайте же стараться быть лучше, давайте стараться развивать доброжелательную позицию и доброе, понимающее сердце. Все радости и счастье исходят изнутри. Именно наше отношение к жизни, наша позиция, определяет, счастливы мы или несчастны, но если мы доброжелательны, если излучаем положительный ток сочувствия и понимания, мы окружаем себя благой, полной позитивных элементов аурой.



( "Искусство и жизнь" Святослав Рерих, Международный Центр Рерихов, Москва, 2007)

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 12 ноя 2017, 13:06

С.Н. Рерих: ВОСПИТАТЬ ЧЕЛОВЕКА — СОЗДАТЬ ЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О САМОМ СЕБЕ

Все мы хотим хорошо жить, быть здоровыми и счастливыми. Но лишь с годами и только немногие понимают, что должны помогать друг другу и жить ради общего блага, а не за счет страдания других людей. Ведь в этом мире есть место для каждого из нас. Природа-Мать готова дать каждому все необходимое. И жизнь может быть свободной и прекрасной. Но мы сбились с пути. Полученные знания делают из нас циников, разум наш становится черствым и жестоким. Современные технические связи должны бы нас всех сближать, чтобы была польза и благо человеку. Однако этого не происходит. И сейчас нам больше нужны человечность и сострадание, нежели острый ум. Без этих качеств наша жизнь будет ухудшаться и нас скоро может быть не станет вовсе…

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 09 дек 2017, 19:32

Допустим, что кто-то отправился в путешествие и его путь преградила разлившаяся река; следует ли ему, пренебрегая собственной безопасностью, перейти поток вброд там, где тот ему встретился, или же поискать мелководье, где можно перейти реку без всякого риска для жизни? В течение жизни случаются события, которые можно сравнить с разбушевавшимися участками разлившейся реки. Пытаться бороться с ними без разбору – все равно что навлекать на себя беду, такое бесстрашие граничило бы с глупостью, ибо существуют естественные обстоятельства, которые оказываются роковыми, и понимание этого только усугубляет бессмысленность никчемной борьбы с ними.
Как змея извивается при движении, так и человек должен избегать тех ситуаций, которые могут воспрепятствовать его продвижению, ситуаций, которые или окажутся непреодолимыми при столкновении с ними, или уничтожат человека при его продвижении. Змея была избрана в качестве символа мудрости. Она наделена многими свойствами, отвечающими подобному сравнению. Мудрый человек движется по жизни бесшумно, избегая всех непреодолимых препятствий, ибо знает, что время и ход событий никогда не допустят, чтобы какая-либо совокупность обстоятельств оставалась неизменной слишком долго, и, обходя их, человек оставляет их далеко позади.
И в этом заключается проницательность мудрого человека. Он знает, что разлившийся поток более всего опасен в самом узком месте, но тот же самый поток в самой широкой своей точке – наиболее пригоден для перехода вброд. Он знает, какие события непреодолимы и в какой именно точке, и знает также, что там, где они кажутся наиболее угрожающими, с ними легко бороться и побеждать.
1952-1953 гг.
С.Н. Рерих

"Искусство Святослава Рериха"
https://lektsii.org/3-75253.html

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 11 дек 2017, 17:17

С.Н.Рерих

Нарастание чувствительности элементов в какой-то мере можно сравнить с высиживанием яйца. Если нарушается непрерывность, то процесс прерывается и его нельзя начать сызнова. То же самое касается развития некоторых нервов, которое начинается при определенных условиях.
Этими нервами являются центральные спинные и некоторые другие нервы. Только этим можем мы объяснить, почему непрерывность усилия считалась крайне важной и почему алхимики по этому поводу так много писали. Наше физическое тело обеспечивает нам ровно столько, сколько нужно для нашей жизни на этом плане. Мы не можем рассчитывать на чудеса (хотя "чудеса" все же случаются). Если какая-либо часть нашего тела утрачена или в каком-либо отношении повреждена, ее нелегко восстановить. Следовательно, мы должны внимательно прислушиваться к советам тех, кто в своем развитии продвинулся далеко, значительно дальше среднего уровня человечества.

1952-1953 гг.
С.Н.Рерих
"Искусство Святослава Рериха"

https://lektsii.org/3-75253.html


Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 22 янв 2018, 17:00

"Действовать во имя добра - наш священный долг"
https://www.youtube.com/watch?v=cIruW7V ... KM&index=1

Выступление первого заместителя генерального директора Музея имени Н.К. Рериха П.М. Журавихина на вечере, посвященном С.Н. Рериху (30.01.2016).

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 30 янв 2018, 08:37

30 января 2018 — 25 лет со дня ухода Святослава Николаевича Рериха

25 лет назад, 30 января 1993 года, ушел из жизни младший сын Н.К. и Е.И.Рерихов Святослав Николаевич Рерих (10/23.10.1904–30.01.1993), всемирно известный художник, философ, ученый, писатель, педагог, общественный деятель, внесший огромный вклад в дело мира и укрепление культурных связей между Россией и Индией. Все творчество С.Н.Рериха, его научная, педагогическая, культурная и общественная деятельность неразрывно связаны с идеями Живой Этики. Он был не только последователем этой философской системы, но и глубоким мыслителем, который сумел развить важнейшие ее положения и идеи.

Святослав Николаевич Рерих был убежден в действенной силе Красоты, в том, что горение человеческого сердца сможет преобразить жизнь: «Понесем весть о красоте в каждое сердце, в каждый дом. Пусть стремление к прекрасному будет нашей повседневной молитвой… Поиски красоты – это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте».

Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов. О своих родителях Святослав Николаевич всегда отзывался с великой любовью и благоговением: «Мой отец и моя мать были наделены несравненной гармонией двух понимающих друг друга людей, которые имели высокие идеалы жизни. С большим трудом можно найти примеры, когда великий художник оказывается еще более великим человеком. Мне выпало счастье видеть этот живой пример в лице моих отца и матери. Их светлые образы навсегда останутся для меня источником величайшего вдохновения и счастья».

Сердцем, светлым гением семьи была Елена Ивановна Рерих. Николай Константинович Рерих и сыновья необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны. «Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасались, – вспоминал С.Н.Рерих, – это духовное общение было как бы живым утверждением высших истин предвечной правды. Ее жизнь горела как живой светильник, утверждая своим примером существование прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям».

Благодаря родителям Святослав Николаевич «познал великие ценности жизни» и с ранних лет был окружен «людьми, которые проявляли глубокий интерес к поискам духовных ценностей». Любовь к искусству и природе, изучение философии и других наук, глубокое внутреннее устремление к духовному миру неизменно давали Святославу Николаевичу вдохновение и являлись путеводными звездами его жизни.

С.Н.Рерих получил прекрасное образование. Еще в детстве у него пробудился интерес к наукам и художественный талант. Продолжая семейную традицию, Святослав Николаевич учился в гимназии К.И.Мая, посещал специальные классы при Школе Общества Поощрения художеств. Обучался архитектуре в Королевской академии искусств в Лондоне, в Колумбийском и Гарвардском университетах, изучал скульптуру в Массачусетском университете США.

Свой путь художника С.Н.Рерих начал как портретист и достиг в этом жанре высочайшего мастерства. Галерея созданных Святославом Николаевичем портретов огромна, среди них особенно выделяются бесценные облики его родителей. Первые портреты отца он написал еще в 1916 году. Всего за свою жизнь Святослав Рерих создал около тридцати портретов Н.К.Рериха и несколько портретов Е.И.Рерих. Необыкновенно красивая, утонченная, Елена Ивановна воплотила в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность. Именно такой облик запечатлел С.Н.Рерих на ее портретах.

Как и Н.К.Рерих, Святослав Николаевич создал в искусстве свой собственный и неповторимый мир Красоты. Помимо портретной, он обращался к пейзажной, эпической, жанровой и символической живописи и в каждой проявил себя как виртуозный мастер и вдохновенный экспериментатор. Его картины, а их около четырех тысяч, находятся в коллекциях музеев Европы, Америки и Азии. На Востоке С.Н.Рерих признан своим художником. Он очень любил Индию, но всегда оставался русским в душе, никогда не отделял себя от России и верил в ее особую роль и светлое будущее.

В 1920-е годы, живя в Америке, С.Н.Рерих принимал активное участие в создании и работе культурно-просветительских организаций, основанных Н.К. и Е.И.Рерихами. В 19 лет он возглавил Международный художественный центр «Corona Mundi», а впоследствии стал вице-президентом Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Одновременно С.Н.Рерих продолжал совершенствоваться в живописи, создал много картин, участвовал в выставках и завоевывал награды. Благодаря Святославу Николаевичу родители и старший брат во время Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928) поддерживали связь с «внешним миром».

В эти годы С.Н.Рерих становится президентом Американского отделения Французского общества «Lusace», сотрудничает с Французским Государственным обществом помощи приютским детям и Французским Государственным обществом помощи ослепшим детям в Первой мировой войне. Основывает в Америке Общество по изучению философии и религии, избирается пожизненным членом Археологического института США.

После завершения Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха Святослав Николаевич активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха как один из учредителей Пакта. Международный договор по охране культурных ценностей и Знамя Мира стали знаменательной вехой в жизни Рерихов, их величайшим вкладом в дело взаимопонимания между странами и народами.

В Индию С.Н.Рерих впервые приехал в 1923 году и вместе с семьей совершил большое путешествие по древним городам и памятным местам Индии и Сиккима. В 1931 году он возвращается и остается в Индии навсегда. Уникальную красоту этой страны, ставшей для него второй родиной, утонченность духовных достижений и разнообразие индийских культурных традиций Святослав Николаевич воспел во многих своих замечательных полотнах. Поэтому честь называть С.Н.Рериха своей национальной гордостью принадлежит не только России, но и Индии.

Святослав Николаевич принимал самое деятельное участие в работе Института Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами в долине Кулу. Он возглавлял работу естественно-научного отдела, проводил уникальные изыскания в различных областях науки, его интересовали орнитология, ботаника, минералогия, тибетская фармакопея, химия и ее алхимические истоки, астрология, сравнительные религиоведение и философия, искусствознание, культурология. В основе научных интересов С.Н.Рериха лежало глубоко философское понимание природы как единого целого, неразрывно связанного с важнейшими космическими законами.

После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз Святослав Николаевич принял решение вступить в ряды Красной Армии, но получил отказ. Стремясь помочь Родине, Н.К. и С.Н.Рерихи организовали серию выставок своих картин, средства от продажи которых направляли в фонд Советского Красного Креста.

В 1947 году, когда многолетняя борьба индийского народа за независимость от Великобритании ознаменовалась победой, С.Н.Рерих проводил большую работу, связанную с подписанием Пакта Рериха индийским правительством. Благодаря его усилиям уже в 1948 году Индия присоединилась к этому важнейшему международному договору. В течение последующих лет Святослав Николаевич активно участвовал в работе по сохранению и защите от разрушения памятников древнеиндийской культуры, организовывал комитеты и добивался у правительств индийских штатов конкретных шагов в этом направлении.

Большое внимание С.Н.Рерих уделял вопросам просвещения и воспитания более совершенного человека. Он принимал деятельное участие в работе детской школы в Бангалоре, созданной в 1962 году на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша. Святослав Николаевич также известен как основатель и почетный президент культурно-просветительского бангалорского Центра искусств «Читракала Паришад», учрежденного в 1972 году и ставшего отделением местного университета.

За выдающиеся достижения в области культуры и продвижение мирных инициатив С.Н. Рерих был удостоен правительственных наград различных стран, среди которых высший гражданский орден Индии «Падма-Бхушан», советский орден Дружбы народов, болгарские ордена «Мадарский конник» и «Святые Кирилл и Мефодий». Святослав Николаевич Рерих являлся лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру, почетным членом Академии художеств СССР, почетным доктором Великотырнского университета в Болгарии, академиком Академии изящных искусств Индии. Однако самой выдающейся наградой в своей жизни Святослав Николаевич считал награду, учрежденную Музеем Николая Рериха в Нью-Йорке, диплом к которой был подписан Николаем Константиновичем Рерихом.

Заветная мечта Н.К. и Е.И.Рерихов вернуться на Родину, несмотря на неоднократные попытки, так и не осуществилась. Но как истинные патриоты своей страны, ради блага которой они трудились всю свою жизнь, Николай Константинович и Елена Ивановна завещали своим сыновьям передать их наследие в Россию, создать музей, который стал бы центром просвещения и искусства и способствовал развитию культуры. Эту благородную задачу выполнили Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи.

В 1957 году из Индии в Москву вернулся Юрий Николаевич Рерих, а в 1960 году официальное приглашение приехать в Советский Союз получил Святослав Николаевич. Уже в мае того года в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина открылась первая выставка его картин. А спустя месяц картины художника увидели посетители ленинградского Эрмитажа.

После смерти Юрия Николаевича в 1960 году Святослав Николаевич остался единственным хранителем наследия Рерихов. Вместе с супругой Девикой Рани он не раз приезжал в СССР с выставками картин отца и своих собственных, встречался с руководителями страны, выступал перед большими аудиториями, рассказывая о подвижнической жизни и многогранном творчестве своей семьи Рерихов, читал лекции о назначении и роли искусства в духовном совершенствовании человека.

В 1987 году в ходе встречи С.Н.Рериха с Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачевым идея создания в Москве негосударственного Центра-Музея имени Н.К.Рериха получила поддержку. В 1989 году по предложению С.Н.Рериха был создан Советский Фонд Рерихов, переименованный в 1991 году по его личной инициативе в Международный Центр Рерихов. Для будущего музея Мосгорисполком своим решением передал в распоряжение Фонда старинную усадьбу Лопухиных, выбранную самим С.Н.Рерихом.

В качестве руководителя Центра-Музея имени Н.К.Рериха Святослав Николаевич назвал кандидатуру Людмилы Васильевны Шапошниковой, хорошо известного ему ученого-индолога, человека верного и испытанного, творчески и широко мыслящего. Он объявил ее своим доверенным лицом и поручил доставить в Россию культурное наследие своей семьи. Так, благодаря подвижнической деятельности Л.В.Шапошниковой, в 1990 году бесценный груз – результат многолетних героических трудов семьи Рерихов, ставший национальным достоянием России, – специальным авиарейсом прибыл из Индии в Москву.

Под руководством Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств был спасен от разрушения исторический памятник архитектуры XVII–XIX веков «Усадьба Лопухиных». Здесь за короткий срок создается негосударственный, научно-просветительский музейный комплекс – Центр-Музей имени Н.К.Рериха, крупнейший в мире музей по своему содержанию, изучению и популяризации художественно-философского наследия Рерихов. Основу Музея составили сотни замечательных полотен Н.К. и С.Н.Рерихов, богатейший архив, семейная библиотека редчайших изданий, драгоценные реликвии, личные вещи семьи.

Вопрос о статусе Центра-Музея С.Н.Рерих считал принципиальным. «Суть концепции Центра-Музея в том, что наиболее оптимальное его функционирование может быть в статусе общественной организации», – говорилось в его статье «Медлить нельзя!», опубликованной в газете «Советская культура» еще в 1989 году. Только так, по мнению С.Н.Рериха, Центр будет «обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество».

Как и предвидел Святослав Николаевич Рерих, именно значительная независимость в использовании новых подходов, возможность широкой культурной инициативы и разностороннего сотрудничества с международным сообществом поверх ведомственных барьеров позволили создать в России уникальный синтетический культурный Центр – Музейон ХХI века, являющийся порождением нового времени и новых культурно-исторических задач.

25 лет назад, 12 февраля 1993 года, в Москве состоялось первое официальное открытие общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов как высокий заключительный аккорд жизни его основателя – Святослава Николаевича Рериха. Сегодня мы с особенно глубоким чувством вспоминаем и приносим искреннюю благодарность Святославу Николаевичу Рериху, великому художнику, мыслителю, разностороннему ученому, талантливому педагогу и известному общественному деятелю, навечно вписавшему, как и его отец Николай Константинович Рерих, прекрасную страницу в историю русской и мировой культуры.

Постскриптум

За четверть века под руководством академика Л.В.Шапошниковой, Генерального директора и доверенного лица С.Н.Рериха, общественный Музей имени Н.К.Рериха стал настоящим магнитом красоты и новой науки. С каждым годом расширялось сотрудничество с передовыми учеными, деятелями культуры и представителями общественности. Еще совсем недавно общественный Музей Международного Центра Рерихов гостеприимно встречал посетителей в московской усадьбе Лопухиных. Сюда приезжали люди из разных стран, чтобы полюбоваться картинами великого Мастера живописи, познакомиться с научно-философскими идеями космической эволюции, принять участие в ежегодных международных научных форумах. По вечерам выдающиеся музыканты устраивали в зале Святослава Николаевича Рериха концерты классической музыки…

Сейчас ничего этого уже нет. В 2017 году под руководством чиновников Министерства культуры РФ и с помощью силовых структур общественный Музей имени Н.К.Рериха был захвачен и объявлен государственным музеем Рерихов – филиалом Государственного музея Востока. Прекрасные залы прежде общественного Музея, вызывавшие восхищение у всех, кто там бывал, разгромлены. Усадьба Лопухиных – заповедник стремительно исчезающей в России общественной формы культуры – превратилась в зону беззакония, где бессильны Конституция Российской Федерации и международное право.

Руководители Министерства культуры и Музея Востока пошли по пути преднамеренного искажения и подтасовки фактов в отношении условий передачи и местонахождения наследия Рерихов в России согласно волеизъявлению С.Н.Рериха, насильственных мер по захвату общественного Музея и дискредитации известной во всем мире Общественной организации «Международный Центр Рерихов». Они пытаются представить МЦР, который стоит на страже выполнения воли Святослава Николаевича Рериха, в виде секты, обвинить в экстремизме, чтобы потом ликвидировать через суд.

Почти четверть миллиона людей протестует против такого развития событий, подписав петицию в защиту МЦР и его общественного Музея имени Н.К.Рериха. От того, найдут ли представители правоохранительных органов и Правительства РФ в себе силы услышать глас народа и пресечь бесчинства чиновников Министерства культуры и ГМВ, зависит спасение исчезающей на глазах культуры России, без которой светлое будущее страны не состоится. У защитников общественного Музея имени Н.К.Рериха все крепче становится чувство будущей победы. Они убеждены, что участники рейдерского захвата понесут ответственность за содеянное, наследие Рерихов будет спасено и общественный Музей имени Н.К.Рериха вновь гостеприимно распахнет свои двери желанным посетителям. Как никогда актуальны сегодня заветы С.Н.Рериха:

«Хочу пожелать всем вам успехов в вашем благородном и необходимом для культуры Родины деле. Несите высоко знамя Учения и наших Учителей, не давайте его использовать в неблагих целях. Защищайте Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому мешать его работе. Всего вам Светлого! Без страха продвигайтесь вперед. Да будут ваши сердца чисты, а помыслы благородны. Помните, что судьба России в ваших руках. Да будет Свет!

Ваш Святослав Рерих
26 апреля 1992 г. Бангалор, Индия».

Источник и 22 иллюстрации, связанные с жизнью Святослава Николаевича, по ссылке:

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5719

Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 04 фев 2018, 10:13

ИСТОЧНИКИ МОЕГО ВДОХНОВЕНИЯ
Передача по Бангалорскому радио 7 марта 1980 г.
http://lib.icr.su/node/1924

КОГДА Я ПИШУ ПОРТРЕТ
Из беседы с научными работниками и сотрудниками Эрмитажа 14 июня 1960 г., Ленинград
http://lib.icr.su/node/1918


Надежда Лебедева
Сообщений: 4601
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Статьи о С.Н. Рерихе и фрагменты его литературного творчества

Сообщение Надежда Лебедева » 04 фев 2018, 10:16

Памятные даты. Святослав Николаевич Рерих
https://goo.gl/mpxR8w


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость