Re: Президент МЦР Ю.Х. Темирканов
Добавлено: 03 ноя 2023, 13:17
«Заставить оркестр играть то, что за нотами»: жизнь Юрия Темирканова
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/02/11/20 ... ticle_body
В статье много уникальных фото времен начала творческого пути Юрия Хатуевича.
Фото: Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича / личный фонд Темирканова / 100philharmonia.spb.ru
На фото: Юрий Темирканов на II Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году.
Юрий Темирканов родился в 1938 году в Нальчике. Его отец, которому на тот момент было 27 лет, был директором Кабардино-Балкарского педагогического института (ныне — Кабардино-Балкарский госуниверситет), а затем — начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской АССР. Во время войны, в 1942 году отца расстреляли немцы — он был командиром партизанского отряда, говорил Темирканов.
В детстве Темирканов любил рисовать и мечтал стать художником. Его занятия музыкой начались случайно — на него обратил внимание скрипач Валерий Дашков, переехавший в Нальчик из Ашхабада после землетрясения. «Одному скрипачу, поселившемуся рядом с нами, нужны были ученики. Он увидел меня на улице и спросил: «Хочешь учиться играть на скрипке?» На Кавказе не принято говорить старшим «нет», и я согласился, не зная, о чем он говорит. Скрипку мне дали в школе <...> Мне же понравилось ходить к нему на уроки потому, что он меня кормил: дома мы никогда досыта не ели», — вспоминал Темирканов
В 1957 году Темирканов поступил в Ленинградскую консерваторию. Он обучался сначала по классу альта, а после, с 1962 года, — на дирижерском факультете по классу оперно-симфонического дирижирования: туда не принимали тех, кто не окончил консерваторию по тому или иному музыкальному инструменту. В 1966 году уже будучи аспирантом Ленинградской консерватории Темирканов победил на II Всесоюзном конкурсе дирижеров.
В 1966 году Темирканов стал дирижером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, а спустя два года возглавил симфонический оркестр Ленинградской филармонии (ныне — Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича). Он расширил репертуар коллектива, оркестр часто гастролировал в странах Европы, в Японии и США. Артисты оркестра называли Темирканова «нашим окном в Европу»
Дирижер нужен для того, чтобы «заставить оркестр играть не ноты, а то, что за нотами», говорил Темирканов. «Ноты — это зашифрованная мысль души композитора. Если их просто правильно сыграть, они не будут означать ничего. А как понять, какой шифр композитор прислал мне? Где к нему ключ? Музыкант должен проводить расследование <...> И мне нужно, как и сыщику, посредством дешифровки пробраться к началу — к тем чувствам, которые вызвали в душе и в сердце композитора эту музыку», — отмечал дирижер.
В 1971 году Темирканов был признан Заслуженным артистом РСФСР
В 1976 году Темирканов был назначен художественным руководителем и главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас — Мариинский театр). В эти годы в театре появились спектакли: «Война и мир», «Мертвые души», «Петр I», «Пушкин». При Темирканове начались активный гастроли труппы, в частности в США и Японию, он также возобновил симфонические концерты с оркестром театра.
В 1981 году дирижер получил звание народного артиста СССР
«Когда у меня спрашивают довольно глупый вопрос: «Какое Ваше любимое произведение?», я всегда отвечаю — то произведение, которое я сегодня дирижирую. И, вообще, я не умею дирижировать сочинения, которые мне не нравятся. У меня не получается, потому что тогда я не знаю, зачем я вообще вышел на сцену и обманываю публику», — отмечал Темирканов
Дважды дирижер выступил и как режиссер — в репертуаре Мариинского театре до сих пор сохраняются созданные им постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» (1984). С этими двумя операми, а также с постановкой «Борис Годунов» Темирканов с оркестром выступал в Лондоне в 1987 году
В 1988 году ушел из Кировского театра и стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии. «Всегда хотел сотрудничать с этим оркестром, с тех пор, когда еще подростком услышал его бархатное звучание», — говорил впоследствии Темирканов
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/02/11/20 ... ticle_body
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/02/11/20 ... ticle_body
В статье много уникальных фото времен начала творческого пути Юрия Хатуевича.
Фото: Архив Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича / личный фонд Темирканова / 100philharmonia.spb.ru
На фото: Юрий Темирканов на II Всесоюзном конкурсе дирижеров в 1966 году.
Юрий Темирканов родился в 1938 году в Нальчике. Его отец, которому на тот момент было 27 лет, был директором Кабардино-Балкарского педагогического института (ныне — Кабардино-Балкарский госуниверситет), а затем — начальником Управления по делам искусств Кабардино-Балкарской АССР. Во время войны, в 1942 году отца расстреляли немцы — он был командиром партизанского отряда, говорил Темирканов.
В детстве Темирканов любил рисовать и мечтал стать художником. Его занятия музыкой начались случайно — на него обратил внимание скрипач Валерий Дашков, переехавший в Нальчик из Ашхабада после землетрясения. «Одному скрипачу, поселившемуся рядом с нами, нужны были ученики. Он увидел меня на улице и спросил: «Хочешь учиться играть на скрипке?» На Кавказе не принято говорить старшим «нет», и я согласился, не зная, о чем он говорит. Скрипку мне дали в школе <...> Мне же понравилось ходить к нему на уроки потому, что он меня кормил: дома мы никогда досыта не ели», — вспоминал Темирканов
В 1957 году Темирканов поступил в Ленинградскую консерваторию. Он обучался сначала по классу альта, а после, с 1962 года, — на дирижерском факультете по классу оперно-симфонического дирижирования: туда не принимали тех, кто не окончил консерваторию по тому или иному музыкальному инструменту. В 1966 году уже будучи аспирантом Ленинградской консерватории Темирканов победил на II Всесоюзном конкурсе дирижеров.
В 1966 году Темирканов стал дирижером Ленинградского академического Малого театра оперы и балета, а спустя два года возглавил симфонический оркестр Ленинградской филармонии (ныне — Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича). Он расширил репертуар коллектива, оркестр часто гастролировал в странах Европы, в Японии и США. Артисты оркестра называли Темирканова «нашим окном в Европу»
Дирижер нужен для того, чтобы «заставить оркестр играть не ноты, а то, что за нотами», говорил Темирканов. «Ноты — это зашифрованная мысль души композитора. Если их просто правильно сыграть, они не будут означать ничего. А как понять, какой шифр композитор прислал мне? Где к нему ключ? Музыкант должен проводить расследование <...> И мне нужно, как и сыщику, посредством дешифровки пробраться к началу — к тем чувствам, которые вызвали в душе и в сердце композитора эту музыку», — отмечал дирижер.
В 1971 году Темирканов был признан Заслуженным артистом РСФСР
В 1976 году Темирканов был назначен художественным руководителем и главным дирижером Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас — Мариинский театр). В эти годы в театре появились спектакли: «Война и мир», «Мертвые души», «Петр I», «Пушкин». При Темирканове начались активный гастроли труппы, в частности в США и Японию, он также возобновил симфонические концерты с оркестром театра.
В 1981 году дирижер получил звание народного артиста СССР
«Когда у меня спрашивают довольно глупый вопрос: «Какое Ваше любимое произведение?», я всегда отвечаю — то произведение, которое я сегодня дирижирую. И, вообще, я не умею дирижировать сочинения, которые мне не нравятся. У меня не получается, потому что тогда я не знаю, зачем я вообще вышел на сцену и обманываю публику», — отмечал Темирканов
Дважды дирижер выступил и как режиссер — в репертуаре Мариинского театре до сих пор сохраняются созданные им постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» (1982) и «Пиковая дама» (1984). С этими двумя операми, а также с постановкой «Борис Годунов» Темирканов с оркестром выступал в Лондоне в 1987 году
В 1988 году ушел из Кировского театра и стал главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской (Санкт-Петербургской) филармонии. «Всегда хотел сотрудничать с этим оркестром, с тех пор, когда еще подростком услышал его бархатное звучание», — говорил впоследствии Темирканов
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/photoreport/02/11/20 ... ticle_body