Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 24 авг 2022, 15:27

Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7470

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 24 авг 2022, 17:09

Людмила Васильевна Шапошникова – историк, этнограф, философ, путешественница. Родилась в г. Новочеркасске в семье служащих. 1945–1950 гг. – учеба на историческом факультете МГУ им. Ломоносова (восточное отделение). 1950–1954 гг. – аспирантура МГУ. Кандидат исторических наук. С 1954 до 1995 г. – доцент кафедры истории Индии МГУ. Лауреат Международной премии Неру – 1968 г. С 1989 года – вице-президент Международного Центра Рерихов, директор Музея имени Н.К.Рериха. Автор книг: «Тайна племени Голубых гор», «Мы – курги», «Австралоиды живут в Индии», «Дни и годы Мадраса», «Град Светлый» и др.

Нынешний – 1999 год – сопряжен с несколькими рериховскими датами. Будто не случайно на исходе века кто-то оттуда сверху, кто-то близкий Рерихам хочет напомнить нам о том, что это были необыкновенные люди. Они стремились, пытались и в конце концов донесли до Земли, до России раздумья на самую серьезную тему: как и чем жить человеку в грядущем веке.

125 лет назад родился глава семьи – художник и мыслитель Николай Рерих, 120 лет назад – его супруга Елена, философ, автор необычных книг-раздумий, 95 лет назад – их младший сын Святослав, художник и общественный деятель, во многом благодаря которому десять лет назад в Москве начал работать Советский Фонд Рерихов, ставший затем Международным Центром.

Вице-президент Центра, директор музея Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова – женщина необыкновенная.

На истфак МГУ она поступила в 1945 году, чтобы стать индологом. Колониальная страна, Индия считалась для молодых специалистов неперспективной (то ли дело Китай!), и индологов на курсе набралось всего четверо. О том, чтобы увидеть страну за Гималаями, студенты могли только мечтать. О Рерихе-художнике начинающие индологи кое-что знали, о Рерихе-мыслителе – немного слышали, о Елене Ивановне, о Живой Этике – не ведали. Советской идеологией допускалось упоминание этих имен только в искусствоведческой связи, не более того. Прошло немало лет, прежде чем востоковед Людмила Шапошникова попала в Индию.

«Из Индии везите камни...» – советовал в свое время поэт и путешественник Николай Гумилев. Людмила Васильевна привозила тяжеленные рюкзаки – ракушки, камни (но не те, что имел в виду поэт), маски, разные предметы народного быта и еще сундуки с книгами. В 60-е годы каждая едущая за любую границу наша женщина мечтала там приодеться. «А она, – вспоминает подруга Людмилы Васильевны, – как уезжала, так и приезжала – в той же юбке и старых босоножках...»

Шапошникова изучала малые народы Индии, племена, живущие в труднодоступных местах, преподавала в Мадрасском университете, писала книги, в которых исследовательский анализ сочетался с писательской наблюдательностью, – научные работы читались как увлекательная беллетристика. По мере погружения в страну, уже не на книжном уровне, она стала искать то, о чем ее поколение не задумывалось: что есть духовный путь в индийской культуре.

– Я изучила многие варианты философских систем, но всякий раз, проникнувшись интересом к новому взгляду на все сущее, осознавала – «нет, не мое»...

Между тем неподалеку от Мадраса, где работала Шапошникова, жил Святослав Рерих (Николая Константиновича и Елены Ивановны уже не было в живых), и многие русские у него бывали.

– У меня не было сюжета для беседы с ним, а ехать просто так, чтобы познакомиться... Зачем?

Встреча состоялась после того, как Шапошникова в 1968 году стала лауреатом Премии Джавахарлала Неру, которая присуждалась за творческий вклад в изучение Индии. Знакомство становилось все более прочным. И взгляды Рерихов, философская система Живой Этики стали для Людмилы Васильевны тем, что она определила как «мое». Однако прошло еще немало лет постепенного погружения в глубины учения Рерихов, прежде чем на предложение Святослава Николаевича возглавить Музей Рерихов в Москве Шапошникова ответила согласием.

– Он поставил вопрос: «Если не Вы, то кто же?» И я поняла, что действительно в силах это организовать – и музей, и Советский Фонд Рерихов, куда будет передано наследство семьи... Думала поначалу, что раскручу это дело и вернусь к своим занятиям Индией. Но не получилось: ушла с головой. Как влезла, так и не вылезаю до сих пор.

Сейчас Международный Центр Рерихов, имеющий статус неправительственной организации при ООН, занимает комплекс зданий по соседству с Музеем изобразительных искусств имени Пушкина и храмом Христа Спасителя. О том, в каком состоянии досталась Центру бывшая усадьба Лопухиной – здания, построенные в XVII–XVIII веках, можно судить по левому крылу главного, где еще идет капитальный ремонт, а о том, что стало, – по правому, где расположены музейные залы. Объяснять, что такое в наших условиях капремонт и реставрация, вряд ли стоит, но завершать эскиз к портрету женщины, стоящей во главе музея на этом “прорабском” штрихе, было бы неверно. Главное – в другом.

– Людмила Васильевна, ведь Вы прошли большую часть пути Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Почему Вы решились на это и как осуществили задуманное?

– Меня маршрут этой экспедиции привлек, потому что как историк я заинтересовалась взглядами Николая Константиновича на этногенез арийского слоя населения Индии и решила: надо идти и смотреть, что там... И я пошла.

– А как вы пошли? В какой-то компании?

– Без всякой компании. Компания всегда мешает. Один человек маневреннее. Хотя бывают ситуации, когда для облегчения требуется кто-то рядом. Но тут или-или. Алтайскую часть маршрута я прошла во время отпуска. В своей-то стране – без проблем! Мне было тогда 50 лет. А закончила я свою Центрально-Азиатскую экспедицию через четыре года. С молодости я была тренированная, спортивная, гимнастикой занималась, и для меня физически такое путешествие не представляло трудностей. Тогда у меня и вес был не тот, и коленки не болели.

В Монголию я попала в 1974 году, когда участвовала в съемках фильма о Николае Рерихе, тогда я путешествовала единственный раз в компании – с двумя кинооператорами. В Западных и Восточных Гималаях, в Малом Тибете мне удалось побывать в 1979–1980 годах. То был удивительный момент – ощущение полной свободы на девять месяцев. Действительно – иди и смотри! Проводников я всегда находила, язык знала, местные люди встречали приветливо, помогали. Узнав, что я интересуюсь их культурой, старались все показать. В Ладаке (это Малый Тибет, высокогорье) еще помнили Рерихов. Больше 50 лет прошло с тех пор, как они там побывали. Последний их проводник умер глубоким стариком за два месяца до моего появления, но его дети помнили рассказы отца.

– И все-таки, наверно, нетуристские путешествия по Индии не безопасны?

– Сейчас, конечно, забавно вспоминать... Однажды в джунглях Южной Индии (это было еще до «рериховской экспедиции»), когда я изучала тамошние племена, сохранившие матриархат, произошла такая история. Мы с проводником наняли открытый джип, чтобы по горной дороге доехать до тропы, по которой уже надо было идти пешком. Из зарослей вышел тигр и сел на дороге. Остановились. Кричим. Тигр поднялся, прошел несколько шагов, опять сел. Под наши истошные крики он морочил нас мили две, наконец ушел в джунгли. А на обратном пути на том же месте в свете фар прямо перед джипом мощным броском тигр – наверно, тот же – прыгнул с одной стороны шоссе на другую. И тут у нас спустило колесо... Водитель с проводником стали быстро ликвидировать аварию. А мне поручили идти к реке, которая была рядом и, если тигр придет к водопою, тут же просигналить. Сейчас я смеюсь над этой ситуацией, а тогда... К счастью, тигр не появился.

В Гималаях запомнились крутые скалы, древние храмы, культ Нагов – змей, народы, которые до сих пор живут оторванными от цивилизации. Одно из таких племен только раз в год во время праздника спускается в долину Кулу, где находится вилла семьи Рерихов...

– Вот наш разговор и вернулся к Рерихам. Что сегодня, на Ваш взгляд, самое для нас важное в философской концепции Рерихов?

– Я думаю, речь может идти вот о чем. Рерихи в свое время были связаны с группой индийских духовных Учителей. В сотрудничестве с ними Елена Ивановна сформулировала философскую систему – Живую Этику, которая является основой мировоззрения Рерихов, их подхода к жизни. Живая Этика – учение о Космической эволюции человечества, о человеке как части великого Космоса, учение, связанное с энергетическим мировоззрением.

Мироздание при этом рассматривается как грандиозная энергетическая система, а человек – одна из ее структур. Между человеком и Космосом постоянно идет энергоинформационный обмен. В Живой Этике эти мысли, которые сейчас только нащупываются наукой, очень четко отображены.

Новизна взгляда заключается в том, что духовный путь человека, его восхождение к вершинам самосознания и путь его к контактам с Космосом замыкаются на этических проблемах. Именно нравственные, этические основы обеспечивают человеку контакт с Космосом. Этика базируется на культурном пространстве. Рерихи и их Учителя считали, что культура является одним из устоев Космической эволюции человечества. Культура – то поле, где человек становится человеком. Когда оно рушится, об эволюции не может быть и речи.

– Что мы и имеем!

– Да... Пока власти не осознают значения культуры для человеческого общества, это общество будет иметь то, что имеет сейчас: организованную преступность, коррупцию, терроризм, деградацию личности, превращение человека в подобие животного.

Главная задача космической материи, процесс ее одухотворения идет через человека – в этом наше предназначение. Если мы перестанем одухотворять материю, смысл нашей жизни теряется… А смысл этот у Рерихов четко сформулирован: «Вперед и выше!»

– Как происходил сам процесс материализации того, что Елена Ивановна запечатлела в томах Живой Этики и других книгах? Известно (из свидетельств ее супруга, из воспоминаний людей, ее знавших), что она обладала даром ясновидения и яснослышания. Я читала, что в молодости, еще в период петербургской жизни, супруги Рерих, пытаясь найти разгадку дара Елены Ивановны, обращались к знаменитому физиологу и психиатру Бехтереву. А ее сны, многие из которых Николай Константинович запечатлел на своих полотнах! Красавица, наделенная разнообразными талантами, она, конечно, была личностью необыкновенной. И все-таки как происходил процесс создания ее книг? Ведь она их своими не считала, имени своего на титульных листах не ставила. Рерих писал, что у нее было пять псевдонимов, и читатели, ссылаясь на ее книги, не знали, о ком говорят.

– Передача текстов, которые мы читаем в Живой Этике и других работах Елены Pерих, представляла собою очень сложный процесс. Передавались мысле-образы и отдельные фразы. В архиве Международного Центра Рерихов есть записные книжки Елены Ивановны, относящиеся к этим сеансам связи. По ним можно судить об огромном труде, который она должна была совершать, чтобы расшифровать и донести до нас то, что ей передавалось от Учителей, находящихся на совсем иной ступени Космической эволюции.

Им входить в контакт с людьми крайне трудно. Для этого должен найтись особенный человек, способный к адекватному контакту.

– Очевидно, так же создавала свои книги, колоссальные по объему содержащейся в них информации, Елена Блаватская?

– Да. С Блаватской, предшественницей Елены Ивановны, была связана та же группа Учителей. Эти две женщины были избраны ими не случайно.

Обе они – русские женщины. Россия лежит на средостении Востока и Запада, и русским людям понятен и Восток, и Запад. А ведь эти части света развивались по-разному. Восток – та часть нашей планеты, которая много древнее Запада. Здесь культурная преемственность в силу ряда исторических причин не прерывалась, Восток не знал и катаклизмов ледникового периода. На Востоке шел постоянный процесс накопления культурного богатства, которое дошло до наших дней. (Даже в Китае, где при Мао Цзэдуне пытались пространство культуры смести могучим ураганом «культурной революции», это сделать не удалось, потому что цивилизацию можно разрушить, а культуру, которая живет внутри нас, убить нельзя, вернее – почти невозможно). Многое, что было известно Востоку, оказалось неизвестным Западу. Передать знания Востока Западу – вот задача, которая стояла перед Учителями.

И еще один момент, существенный для энергетики восприятия культурного потока, – обе избранные Учителями женщины были высоко духовны, чутки, тонки. Путь обеих был чрезвычайно труден. Особенно Блаватской, которую считали шарлатанкой и в конце концов путем интриг отторгли от созданного ею Теософского общества.

А сколько лет на Родине Елены Рерих, к которой она в первую очередь адресовалась, замалчивались ее труды! Что у нас о ней знали? Что знали о Живой Этике? Ничего! И неудивительно – эти книги были провозглашены чуждой идеологией, диссидентской литературой.

– Тем не менее, как мы сейчас видим, идеи Живой Этики разделяли многие передовые российские ученые. Можно ли утверждать, что разными путями представители разных наук подходили к общим выводам?

– Да, это так. В своих работах Бехтерев, Циолковский, Вернадский, Чижевский говорили об эволюции человека, о процессе одухотворения материи. Их открытия подтверждают, что ничего сверхъестественного в природе не существует. Есть только вещи, которые человек может или не может объяснить. Живая Этика и ставит в первую очередь задачу расширения сознания. Во все века сознание у разных людей было разным. Тысячелетиями яблоки падали с деревьев, а о законах гравитации, наблюдая это, задумался только один человек.

Путь первопроходцев всегда труден. Современники чаще всего их не приемлют. Из истории науки мы знаем, как редко при жизни были признаны гениальные ученые. Все они опережали свое время, а это даром не проходит. Христос, который опередил в этическом плане свое время, был распят. Джордано Бруно – сожжен...

– А какова судьба Посланий Учителей советскому народу, которые Николай Рерих в 1926 году привез из Гималаев в Москву?

– Тогда письмом Учителей и рукописью книги «Община» в Москве пренебрегли, хотя Николая Константиновича и приняли два интеллигентных наркома – Чичерин и Луначарский. Но ни Космическая эволюция, ни буддийская философия, ни оценки Учителями событий в России, ни тем более их рекомендации и предостережения советских руководителей не заинтересовали. Послания эти даже не попытались понять – язык слишком сложный. К тому же сработал принцип – «сами знаем»!

– Однако в некоторых советских изданиях, посвященных Рериху, встречается упоминание о том, что Учителя Востока приветствовали революцию, Ленина и вроде бы благословляли все, что произвели большевики в России. Меня такая «недальновидность» мудрых Учителей удивила.

– Советские идеологи умели выдергивать из контекста подходящие цитаты. Смысл первоисточника при этом, конечно, искажался. Учителя оценивали революционные преобразования разносторонне. Эти преобразования они не сводили только к социальной революции. Они рассматривали их с точки зрения Космической эволюции. В Послании и в «Общине», которая через год вышла в Монголии, говорилось о процессах, связанных с Духовной революцией. Учителя пытались предостеречь от страшных последствий, которые неизбежно возникнут, если в ходе социальных преобразований (которые нужны, назрели) не остановить разрушение национальной Культуры и самого Духа народа. Предостережение было отвергнуто. Вот мы и получили все то, от чего нас пытались удержать.

– Где сейчас оригиналы обращений Учителей?

– В архиве МИДа. Кстати сказать, оригиналы писем Учителей к Блаватской и ее сподвижнику по Теософскому обществу Синнету хранятся в Британском музее. Среди них есть и письма, написанные одним из Учителей по-русски.

– Людмила Васильевна, получилось так, что мы в основном говорили о Елене Ивановне Рерих. Николай Рерих в картине «Ведущая», изобразив поднимающуюся по крутому скальному откосу женщину, посвятил это полотно жене, а себе отвел роль спутника, который идет следом. Значит ли это, что она была интеллектуальным центром, главным мыслителем?

– Мыслителем – да. Но супруги дополняли друг друга. Потому что кроме интеллектуальной деятельности в их подвижнической жизни требовалась и деловая активность. Они существовали как бы два в одном. Если Елена Ивановна была эзотерической сердцевиной деятельности семьи, то Николай Константинович – экзотерической, т.е. обращенной вовне ее стороной, без чего внутренняя сторона не смогла бы реализоваться. Без Елены Ивановны Рерих не стал бы тем художником, которого мы знаем. На Женщине лежала ответственность за духовное наследие, которое нужно было передать людям, на Мужчине – реализация этой передачи. Отделять, как это делалось в советские годы, художника Рериха от философа Елены Рерих, значит резать по живому. Не зря же Рерих говорил, что под его картинами должны стоять два имени – женское и мужское.

Нельзя не оценить и огромную работу, которая проводилась Рерихом по защите культурных ценностей, «Пакт Рериха», который не утерял, наоборот, приобрел! – актуальность и в наши дни. Подтверждение тому – принятая в 1954 году Гаагская конвенция по защите культурных ценностей, разработанная полностью на основе «Пакта Рериха» 1935 года. Она подписана многими странами.

– Все-таки до человечества долго доходят хорошие идеи...

«В этом наша беда, мозги у нас консервативные. А тех, кто приходит с новыми идеями, отставшим современникам приходится догонять. Полагаю, что Рерихов «догонят» уже в XXI веке. Эволюция сейчас идет более ускоренными темпами, чем в прежние времена, об этом говорится в Живой Этике – основе нового мышления грядущего века».

Не каждому дано заглянуть за горизонт. И не каждый способен всю жизнь к горизонту стремиться, неутомимо одолевая препятствия. «Романтическая душа и железная рабочая логика», – говорят о Людмиле Васильевне Шапошниковой ее сотрудники. Она из тех, кто всю жизнь шагает к горизонту.

Беседовала Наталья Колесникова

Газета «Век» № 26 (341), 1999 г.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7471

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2022, 10:15

Рерих говорил: любите Родину. Запомните это. Она конкретная, она не абстрактная и не падает с неба. Мы живем в конкретном плотном мире. Мы идем, как говорится, конкретными путями. Никто из нас не должен проявлять неуважение к другому народу. Но учтите, если вы не уважаете себя, свой народ, вы обязательно проявите неуважение к другому. Уважая себя, вы будете уважать другой народ. Гордясь своей страной, вы будете гордиться достижениями других стран. Это цепная реакция. <...> Я еще раз хочу повторить слова Николая Константиновича: любите Родину.

Л.В. Шапошникова. Духовный образ России в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И. Рерихов. Круглый стол
Материалы международной
общественно-научной конференции. 1996
Москва, Международный Центр Рерихов, 1998 - 344

http://lib.icr.su/node/2454

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2022, 18:36

Беседа с Людмилой Васильевной Шапошниковой
вице-президентом Международного Центра Рерихов, директором Музея им. Н.К. Рериха, ученым-индологом, лауреатом Международной премии Джавахарлала Неру


1. Людмила Васильевна, материалы Ваших статей, предисловий к книгам содержат много интересных наблюдений, философских обобщений, глубокий анализ современных общественно-политических процессов. Все, о чем говорится в этих материалах — это результат Ваших собственных размышлений или плод работы с архивными материалами семьи Рерихов, еще не известными нам?

Работа с архивом имела для меня достаточно ограниченный характер. Сюда в первую очередь можно отнести подготовку наследия к вывозу. У меня было всего три месяца, за которые необходимо было систематизировать имеющиеся материалы и подготовить их к отправке. Я должна была отделить письма от рукописей, документы от различного рода приглашений и т.д. Я не могла вникать в их суть, иначе бы я и до сих пор продолжала бы работать над наследием в Бангалоре.

В остальных случаях, мое соприкосновение с архивом включало работу по оценке материалов, собранных для книг «У порога Нового Мира» и «Листы Дневника».

Это, практически, весь мой опыт работы с архивом. Подготовка же статей, предисловий и других материалов есть плод чтения классических, основных книг Живой Этики, которые доступны всем, в том числе и мне. По крайней мере я могу их читать после работы. В остальное время я настолько загружена нелюбимой мной, но нужной, административной работой, что иной возможности для этого просто нет.

Сами же книги Живой Этики уникальны и удивительны. Каждый раз, когда я обращаюсь к ним, то нахожу там ранее не замеченные мною слои и глубины, которые вызывают во мне мысли, не приходившие мне в голову до этого момента. Этот процесс доставляет мне истинное творческое наслаждение, в результате чего и появляются те предисловия и статьи, которые я пишу. Но я все же надеюсь, что когда-нибудь наступит время, когда я смогу поработать серьезно в нашем архиве.

В связи с этим хотелось бы спросить о планах МЦР относительно публикации материалов, аналогичных книге «У порога Нового Мира».

Сейчас архивисты работают над дальнейшей подборкой бесед Учителя с Еленой Ивановной.

Когда-то мы разговаривали со Святославом Николаевичем Рерихом в Бангалоре об архиве Елены Ивановны. И он сказал, что ее архив может «напитать целую эпоху». Теперь, когда описание архива подходит к концу, я понимаю, как был прав Святослав Николаевич.

Имеются в виду книги Учения?

Имеются в виду материалы Учения. Ведь Елена Ивановна делала огромную работу, когда готовила их к изданию. Она успела сделать 14 книг. Если мы посмотрим некоторые ее записные книжки, то трудности станут нам ясны. Информация шла от Учителей к ней не только в словах, но и в мыслеобразах. Поэтому фразы чередуются с рисунками. Ей приходилось все это расшифровывать и делать доступным для других. Со временем все эти материалы будут опубликованы.

2. Из Ваших выступлений мы знаем, что Вы видели и держали в руках известный всем нам легендарный Камень. Могли бы Вы поделиться теми ощущениями, которые сопутствовали этому?

Я действительно видела и держала Камень в руках. Это произошло в Бангалоре во время работы с наследием. Когда берешь Камень, — ощущаешь покалывание в кончиках пальцев. То же самое я чувствовала в Троице-Сергиевой Лавре у Раки Св. Сергия. Сам же Камень небольшой, темноватый. Это осколок метеорита, и он помещается на ладони. Камень этот вовсе не сверкающий бриллиант или алмаз, как многие себе представляют. У него металлический оттенок, какой бывает на метеоритах. И если бы такой камень лежал на земле, его трудно было бы заметить. В последнее время Святослав Николаевич носил его на себе.


3. В свое время Вами была предпринята экспедиция по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Могли бы Вы поделиться впечатлениями, которые наиболее сильно врезались в память?

Места, по которым шел путь экспедиции, удивительны и очень красивы. В них сохранилась та древняя культура, о которой тогда писал Николай Константинович. Я бы сказала, что сам маршрут — это огромный живой музей под открытым небом, где смешаны многие культуры, и разнообразные народы прошли по этим местам. В самих Гималаях есть такие горные «карманчики», которые уловили древнейшие племена и сохранили их до сих пор.

Ну, а что касается эпизода, то был один очень смешной. Это случилось в районе Великого Гималайского Хребта. Я сидела на ступенечках храма и записывала свои впечатления. Полностью углубившись в работу, я вдруг услышала хохот. Стоят люди и смеются. Я поднимаю голову и вижу: передо мной стоит бык и головой водит за моей рукой. Я пишу, а он водит, как будто читает.

Были интересные встречи, особенно в Сиккиме. Так получилось, что у меня проводником был настоятель Тибетского монастыря — Рингу, с приставочкой Тулку, а это те, кто ведет свою родословную из Шамбалы. Когда я приехала в Гангток, то стала искать проводника для своего маршрута. Мне посоветовали обратиться к преподавателю тибетского языка — Рингу Тулку. Я встретилась с ним и попросила порекомендовать мне проводника, хорошо знающего старинные монастыри. Он согласился. А на следующий день, когда мы с ним встретились, он сам предложил пойти со мной. Я очень обрадовалась, потому что Рингу Тулку мне понравился. Тогда я еще не знала, что он настоятель монастыря.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2022, 18:40

Однажды мы шли с ним через поселок лам монастыря Ташидинг. Неожиданно выскочил лама и упал ему в ноги. Я поинтересовалась у Рингу, почему лама это сделал. Рингу сказал, что лама его знакомый, с которым он встречался на буддологической конференции. Я удивилась, потому что много раз сама бывала на конференциях, но чтобы мне после этого в ноги падали, такого я не видела. Потом выяснилось, что он настоятель Тибетского монастыря. Во время тибетского мятежа он ушел в Индию, которая тогда предоставила убежище многим тибетцам. Это было в 1960-61 гг. Путешествие с ним мне очень много дало.

Общение происходило на английском языке?

Да, общались мы по-английски, т.к. я тибетского не знаю.

Рингу Тулку было всего двадцать восемь лет, но мне казалось, что он на много веков старше меня. Мы прошли с ним весь Сиккимский маршрут Рерихов, и наблюдая за ним, я вскоре поняла, что его этические подходы отличались от наших. Мы с ним как-то сделали долгий переход, устали к концу дня и были голодны. Наконец, нам на горном тракте попалась деревенская харчевня. Входим туда. Хозяин, здоровенный детина с агрессивным видом швыряет нам на стол по тарелке супа, похожего на помои. И только я раскрыла рот, чтобы высказать все, что думаю о хозяине и его супе, как увидела, что Рингу сидит и ест этот суп как изысканное королевское блюдо. Хозяин же быстро схватил наши тарелки и сказал, что сейчас принесет другой суп... Но если бы я была одна, то другого супа конечно же не было, потому что я бы не сдержалась. Рингу же не сказал, что «ты такой, ты сякой». Но своим поведением заставил хозяина как бы раскаяться и изменить свои намерения.

Вот еще один эпизод, который произошел в монастыре Ташидинг. Обычно, когда мы куда-то входили, Рингу пропускал меня вперед. На этот раз мы входили с ним к настоятелю монастыря. И когда, пройдя вперед, я вошла в покои настоятеля и оглянулась назад, то не обнаружила Рингу. Я поздоровалась с настоятелем и мы стали разговаривать. Через десять минут вошел Рингу. Я поняла, что нарушила этикет, потому что настоятель к настоятелю должен войти первым. Рингу не стал мне выговаривать, а опять-таки своим поведением показал, что я не права. И тогда я поняла, что соблюдение этических норм — это действие, а не слова. Мы же, как правило, все сводим к словам.

Теперь, когда я раздражаюсь или сержусь, — а избежать этого в нашей трудной жизни, к сожалению, не всегда удается, — я каждый раз себе говорю: «Помни Рингу! Сдержи обидные слова и поступи так, чтобы другой понял, что он не прав».

4. Возвращаясь к сегодняшним событиям, нельзя не сказать о прошедшем в марте 1995 года Совещании рериховских организаций. Оно выявило много интересного в работе рериховских обществ различных городов и регионов. Вместе с тем, в движении существует много различного рода непонимания и противоречий. В чем, на Ваш взгляд, основные причины таких разногласий?

Здесь очень много причин, причем причин самых разных уровней. Я пыталась об этом сказать на совещании в своем докладе. Во-первых — это невысокий уровень сознания, в основном средний и ниже среднего. Одно дело — интерес к знанию, к рериховскому наследию и т.д., и другое дело — уровень восприятия. Не хотелось бы сейчас говорить об этом, это целая большая проблема, она отображена в докладе. (Фрагмент выступления Л. В. Шапошниковой помещен в конце беседы. — Ред.)

Могу лишь сказать, что когда мы начинаем восхождение, то поднимаемся к вершине постепенно, проходя каждую ступень. Сегодня же многие стремятся перепрыгивать через ступени и терпят неудачу. Мы очень красиво говорим о единстве и общине, а сотрудничать не умеем. Только тогда, когда мы этому научимся, начнет что-то получаться. Сейчас каждый тянет в свою сторону и совершенно не думает о сотрудничестве. А сотрудничество — это необычайно широкое поле человеческой деятельности. Оно или его отсутствие начинается с того момента, когда мы начинаем говорить с человеком. Если мы стараемся его понять, значит мы на пути к сотрудничеству. Если стремимся навязать ему свою волю, свою позицию, не обращая внимания на собеседника, тогда речи ни о каком сотрудничестве быть не может. Мы должны научиться сотрудничать друг с другом. Рериховские Общества в целом также должны стремиться к этому.

Еще одна наша болезнь, болезнь «избранности». Некоторые, прочтя книги Живой Этики и не критически относясь к себе, «обнаруживают» в себе все мыслимые и немыслимые способности. И начинают учить. Это самое худшее, что можно придумать, когда невежественный человек объявляет себя Учителем. Ибо известно, что настоящий Учитель никогда не говорит, что он Учитель, что он избранный.

– «Говорящий не знает, знающий не говорит».

Вот именно.


5. Что же дало прошедшее совещание? Каковы его краткие итоги?

Пока в качестве итога — надежда. Надежда на то, что все, о чем говорилось, когда-нибудь превратится в действие. Слова о сотрудничестве станут сотрудничеством, слова о необходимости повышать свою культуру и вреде невежества превратятся в культурную качественную работу, рассуждения о вреде сектантских настроений выльются в усилия по расширению нашего сознания. Сейчас многие ограничивают себя только чтением книг Живой Этики, забывая, что эти книги есть результат развития мировой культуры. Поэтому, необходимо знать и основу, откуда все это появилось. Ведь Живая Этика концентрирует, систематизирует те достижения мировой культуры, которые дают нам возможность духовного совершенствования.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2022, 18:42

То есть, не нужно отрываться от мира, от реальности, от культурного поля жизни?

Да, конечно, это самое главное, ведь не зря же говорят, что Живая Этика — это действие. Поэтому она и названа — Живая Этика, а не мертвое слово. А когда мы все обращаем в слова, то нужного результата нам, конечно же, не достичь.

6. Что же, на Ваш взгляд, сегодня самое главное в работе рериховских организаций?

Самое главное сегодня — и это придется повторять и повторять — мы должны научиться сотрудничать. Если мы научимся этому — мы многое преодолеем. Не научимся — будем разрозненны, а порою, может быть, и враждебны.

Пока этого не произойдет, ни о какой Общине говорить нельзя. Недавно, разбирая свои материалы, я вновь обнаружила одно из высказываний Елены Ивановны, где она говорит: «Да, конечно, целью Агни-Йоги является создание Общины, мировой Общины. Но ничего не будет, пока мы не научимся сотрудничать». Этим все сказано.

Община — это величайший труд. Она не вырастает сама по себе. Для ее создания далеко не достаточно собраться, взяться за руки и в порыве самовосхищения провозгласить себя общиной. Такие «общины» рассыпаются очень быстро, ибо сознания ее членов не сгармонизированы, сотрудничать они не умеют. Мы должны понять, что Община — это не организационное действо, это действо глубоко духовное в основе которого опять-таки лежит все то же сотрудничество.

7. Людмила Васильевна, что бы Вы хотели пожелать журналу и его читателям?

Сотрудничества. Ваш журнал все время растет и становится, на мой взгляд, все более интересным и разнообразным, и это радует. Поэтому я желаю ему успехов и дальнейшего роста. И если те, кто создают журнал, четко представляют, для чего они его выпускают, то тогда все будет под силу.

Спасибо за беседу.

Из выступления Л.В.Шапошниковой на совещании
рериховских организаций 24 марта 1995 г.
(в сокращении)
«Учение Живой Этики является основой всей нашей деятельности. В то же время, мы должны признать, что сами рериховские общества — это пока еще не та Община, о которой говорится в Учении, т.к. Община представляет собой нечто гораздо более серьезное. Она объединяет людей со сгармонизированными сознаниями, как об этом пишет Елена Ивановна Рерих. Такой сгармонизированности наши общества пока не достигли. Сейчас люди только начинают «открывать глаза» и видеть, что в мире есть и нечто иное, отличное от того, чему их учили.

Сегодня к Рериховскому движению примыкают люди с различным уровнем сознания, с различным качеством нравственной основы, с различным качеством образования.

Мы живем сейчас в то время, когда на смену старому мышлению и сознанию приходит новое. Мышление религиозное, свойственное Пятой Расе, начинает постепенно преобразовываться в научное. Поэтому Учение «Живой Этики», в отличие от предыдущих реализует себя не через религию, а через науку.

Однако, в самом Рериховском движении есть те, кто хотел бы превратить Живую Этику в религию, заменяя аргументацию цитатничеством. Такая основа порождает всяких «учителей» внутри самого Рериховского движения. Скажем, люди недостаточно нравственные, но амбициозные, могут стать «учителями». Надо признать, что проблема «учительства» в нашем движении сегодня достаточно остра и болезненна.

Еще одна особенность Учения состоит в том, что оно использует жизнеспособную религиозную мысль, синтез которой с наукой найдет свое развитие в будущем. И люди, недостаточно глубоко изучившие Живую Этику, склонны абсолютизировать религиозную мысль, забывая о том научном видении, которое является основой нового Учения.

Что касается «болезней», связанных с неправильным пониманием Живой Этики, то можно, скажем, взять болезнь «избранности». Прочел кто-то одну — две книги или все книги Учения сразу и все то, о чем в них сказано, обнаружил в себе в виде особых способностей. И голоса заговорили, и пророческие способности открылись, и появилось многое другое. Я бы сравнила такое изучение книг Живой Этики с рассказом Джером К. Джерома, где студент-медик идет в библиотеку и, читая медицинскую энциклопедию, находит в себе все болезни, кроме одной — воды в колене.

Однако, возвращаясь к рецидивам религиозного мышления, следует сказать, что оно, как правило, приводит к различным формам сектантства: к изоляции небольших групп людей, которые будучи очень уверены в себе, стараются обособиться от всей внешней жизни, бушующей за пределами этих групп. И Живая Этика, и Николай Константинович Рерих в своих очерках нам постоянно напоминают о необходимости быть в самой гуще жизни. А здесь явная попытка ухода, и по-человечески ее можно понять. «Там такое безобразие творится, а у нас здесь благолепие, песнопения, красивые слова... ах, какие мы хорошие». На самом же деле позиция эта глубоко неверная. Если, скажем, вы живете в городе, где гибнет музей, где разрушаются памятники культуры, то требуются от настоящих рериховцев действия, а не красивые слова. Сегодня необходимо защищать культуру от разрушения. И хотя сейчас не военное время, но разрушения идут не меньшие, а быть может, и большие. Вспомним Пакт Рериха, который имел ввиду защиту памятников культуры в военное время — это сейчас для нас. И если мы проводим идеи Рерихов, если мы уверены в том, что культура есть основа эволюции, мы не имеем права отгораживаться от того, что происходит в этой сфере. Поэтому, какова Рериховская организация, можно определить не по тому, что она о себе думает, — думает она о себе, как правило, хорошо, — а по тому, что она сделала.

Еще один недостаток, свойственный Рериховскому движению — это отсутствие достаточного культурного уровня. А без него к рериховским проблемам подходить просто нельзя. К сожалению, многие не хотят поработать над собой. Ведь это долго и преодолевать что-то надо,... Подобное невежество и бескультурье является причиной многих наших сегодняшних бед.

Что касается различных проблем объединения, то я не сторонник поспешных объединений. Прежде всего нужно, чтобы в Обществах, наконец, научились сотрудничать друг с другом. Нам сейчас нужно не столько организационное объединение, сколько умение сотрудничать. Мы не можем объединять организации, которые не обрели это самое нужное качество. Нам необходимо это СОТРУДНИЧЕСТВО, т.к. именно оно и есть основа наших организационных достижений. В противном случае все сведется к политической борьбе за власть».

(Журнал "Новая Эпоха", № 8, 1995 год)

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2022, 18:59

Стихотворения, посвященные Людмиле Васильевне Шапошниковой

viewtopic.php?f=7&t=2452

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 26 авг 2022, 20:04

Основы Учения - в Мире Огненном. Это уровень Архатов. Ученики Архатов получают чистое понимание Учения из рук Архатов. Важно осознавать, что других Источников понимания Учения нет. Если человеку дать учебник по математике, физике, химии или медицине, то изучив его он еще не станет кандидатом наук в соответствующей области. Для этого необходим научный руководитель (в терминологии Учения - земной Учитель, ближайшее Иерархическое Звено), который покажет как знания из книг применять на практике и под руководством, которого будет написана и защищена диссертация (достигнута ступень Архата). С Учением ситуация обстоит также. На форумах и в чатах рериховцы часто спорят друг с другом относительно правильных трактовок положений Учения. Иногда эти разногласия достигают такого большого размера, что становятся причиной расколов внутри рериховского движения. Суть проблемы - в способе изучения Учения. Чистое понимание Учения можно получить только из рук Архатов или их учеников. Людмила Васильевна является ученицей Святослава Николаевича, есть иерархическая преемственность. Поэтому изучение духовного наследия Людмилы Васильевны крайне актуально.

На днях попалась информация, что у Людмилы Васильевны опубликовано около 500 статей. Нашел публикацию:
https://lib.icr.su/node/350
где перечислены работы Людмилы Васильевны по состоянию на 2007 год. В этом списке указано 400 статей. Это неполный список, так как Людмила Васильевна ушла с земного плана в 2015 году. Объем проделанной работы огромен, он впечатляет.

Александр Макаров (г. Новосибирск)

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Исполнилось семь лет со дня ухода Л.В. Шапошниковой

Сообщение Надежда Лебедева » 04 сен 2022, 11:43

К Дню памяти Людмилы Васильевны Шапошниковой:

НЕПОМЕРНУЮ НОШУ ПОДНЯВШАЯ

https://www.roerichs.com/nepomernuyu-no ... nyavshaya/


Вернуться в «Вспоминая Л.В. Шапошникову»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей