Т.И. Чечина. Знаем не понаслышке
Добавлено: 11 янв 2018, 16:11
Знаем не понаслышке
Т.И. Чечина
http://lib.icr.su/node/335
…Она поднимается по лестнице великолепного, уникального Музея, подходит к залу, где через несколько минут начнется знаменательный форум. Все вокруг расступаются, затихают разговоры. По залу едва слышно проносится: «Людмила Васильевна идет!..» Те, кто уже заняли места, встают, поворачиваются к ней, здороваются почтительно, с какой-то особой радостью в глазах. Она идет по проходу зала, и кажется, что движется Свет, излучается тепло горячего человеческого сердца. Это ощущение знают многие.
В зале – видные ученые, деятели культуры; они здороваются с Людмилой Васильевной за руку, и в этих рукопожатиях, улыбках свидетельство того, что знают ее не понаслышке. Знают и глубоко уважают.
Она – Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, яркий писатель и востоковед, лауреат премии Джавахарлала Неру, академик РАЕН, РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ – Людмила Васильевна Шапошникова.
В последнее десятилетие минувшего века в России произошло событие, значимость которого будет сознавать не одно поколение: в Москву прибыло наследие Рерихов. Началось создание Центра, которому надлежит быть фокусом разворачивающейся Программы формирования нового мировоззрения. Имея Космический исток, эта Программа была сформулирована Рерихами, и в должное время Святослав Николаевич доверил и поручил Людмиле Васильевне наследие всей семьи и подробный план – в том числе сроки и последовательность – претворения всего задуманного и столь значительного для будущего России.
Но все великое творится «руками и ногами человеческими». Новое рождается в муках, а светлое построение проходит при неистовом сопротивлении отживающего старого. Перевезти в Россию наследие семьи Рерихов, создать Центр-Музей и развернуть по всем нужным направлениям рериховскую концепцию его работы – это гигантская задача! В течение более десяти лет мы являемся свидетелями невероятного созидания, посильного, казалось бы, для нескольких учреждений, институтов и ведомств. Но и этот труднопроходимый «перевал» одолела со своими ближайшими сотрудниками в достоинстве и чести самоотверженного Путника отважная путешественница, познавшая в свое время и коварство джунглей, и суровость высокогорий, в одиночку повторив маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.
Да разве есть опасности суровее, чем одинокая ночь в горах, чем тропа над бездною ущелья? Есть ли чудовища ужаснее голодных тигров и коварных змей? Они есть. Они – в человеческом обличии, в невежестве и самости, они дышат алым пламенем алчности и крадутся по следу светоносной судьбы.
Когда книги Учения Живой Этики стали доступны и мы читали о том, что «тьма дойдет до абсурда своего проявления», – нам виделось только зло разжигателей войны, разного рода преступников, а также тех, кто может помешать распространению новых Знаний: запретить издание и продажу книг, лекции, художественнопросветительскую работу. Не виделась нам серьезная угроза и в первой рериховской встрече в Москве весной 1991 года, когда оголтелые личности, называвшие себя последователями Рерихов, требовали у Людмилы Васильевны срочно выдать все наследие.
Она, конечно, видела уже тогда серьезность угрозы.
Годом раньше, направляясь из Индии в Москву в самолете, где было четыре тонны драгоценного, доверенного ей наследия, замерзая в грузовом отсеке при температуре, приближающейся к нулю, она уже понимала, какую «войну» со множеством разных атак развяжут за это наследие алчные отщепенцы эволюции.
Тогда, весной 1991-го, в течение двух дней она, казалось, спокойно, невозмутимо выслушивала все дерзостные претензии. В ее терпении воплощались мудрость сфинкса, молчание посвященного, достоинство человека Культуры. Она осознавала свою высокую миссию и готова была следовать доверенному ей плану, проходя любые жизненные кручи и теснины. Но кто знает, что в те дни и часы жило в ее сознании и сердце? Предчувствовала ли она, что злоба, клевета и алчность недругов будут расти вместе с успехами ее дела?
В кабинете у Людмилы Васильевны над ее рабочим столом крупно начертан завет Рабиндраната Тагора: «Если ты будешь бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, ты никогда не дойдешь до цели». Она никогда не оборачивалась, не приостанавливала своей могучей, стремительной работы, несмотря на постоянный, разнообразный, шумный и злобный лай. Она никогда не защищала себя. Все ее усилия были – творчество, строительство, организация, просветительство! И защита – имени и наследия Рерихов.
Ее решительность и бесстрашие восхищают. Но около такого отважного сердца постоянно стоит опасность: «цивилизованные» варвары способны вытоптать даже божественный посев.
С огромными усилиями, мудро возглавив единомышленников, ей удалось поднять из руин архитектурный памятник XVII–XIX веков – Усадьбу Лопухиных, создать музей, который красуется в центре Москвы к чести и достоинству современной столичной культуры. Она сложила коллектив сотрудников, вместе с которыми проводит музейную и выставочную работу, организует концерты, лекции, педагогические семинары, научные конференции. Во всем – ее деятельная мысль, все – для главного: укреплять ростки нового сознания, новой Культуры.
В Центре-Музее бережно хранятся картины, документы, каждая «мелочь» из наследия Рерихов. И так же тщательно, ответственно ведется издательская работа. Каждый, кто сотрудничает с Центром, знает, что ни одна книга, ни одна открытка не выходит без строгого, взыскательного взгляда Людмилы Васильевны. А какие это издания! Чего стоит, к примеру, регулярный журнал «Культура и время» (Людмила Васильевна является его главным редактором), который весь соткан из красоты и широкого просветительства. А книга самой Людмилы Васильевны «Тернистый путь Красоты» – это просто шедевр книгоиздания! Кому покажутся слова эти слишком хвалебными, пусть вспомнит, что эта книга получила в 2002 году на Всероссийском конкурсе «Книга года» высшую оценку.
Казалось бы, свои книги – дело личное. Но Людмила Васильевна к ним относится с какой-то высокодостойной отстраненностью; всякий раз на презентации она говорит и держится так, словно все происходящее к ней почти не имеет отношения. И так во всем – высокое качество и вместе с тем отрешенность, близкая к анонимности древнерусских зодчих и иконописцев…
Людмила Васильевна – мудрый учитель. Ни о каком «гуруизме» не может быть и речи! Она учит поступком, а имеющий соображение – да уразумеет. Первые наши рериховские встречи – как строго она учила нас собранности, краткости и ясности выступлений, бережному использованию идей Учения Живой Этики! Она присутствует на наших рериховских встречах, слушает наши выступления – даже те, которые не стоят ее времени и внимания. Грозно назрели события – Людмила Васильевна учит нас решительно поднять голос в защиту имени и наследия Рерихов. Сама же с первых минут работы с наследием всегда вела и никогда не прекращала этой защиты.
Являя образец преданности заветам Рерихов, пример высокой многогранной Культуры, работоспособности, мужества и стойкости под шквалом нападок, устремленности сквозь каскады препятствий, – всему она учит и наставляет нас вдохновенно и ненавязчиво. Порою едва уловимо.
…Юная пианистка закончила выступление в зале музея, – ее родители и педагоги просят Людмилу Васильевну сфотографироваться на память – она никогда не отказывает. Потом – автограф, и протягивают книгу-альбом «Амаравелла». Людмила Васильевна объясняет, что не может подписать, так как не она автор. «Тогда на этом», – и ей настойчиво подают комплект открыток картин Н.К.Рериха, изданный в МЦР. «Ну, я же не автор…», – снова делается попытка урезонить страстных почитателей. Но в руки ей уже вложена авторучка, вокруг бурные возгласы: «Ну и что! Это же все Вы…» Людмила Васильевна задумывается на секунду, потом решительно, но деликатно и как-то даже сердечно возвращает все: «Я не могу. Я не автор».
Мелочь ли этот незатейливый эпизод? В нем – напутствие и урок. Неловко высказанная, но справедливая реплика: «Это же все Вы…» имеет неоспоримое основание. Здесь, в музее, все живет и дышит, движется и развивается ее мыслями, ее трудом (как бы Людмила Васильевна не остановила сейчас перечень ее заслуг словами: «Это усилия всего коллектива!»). Знаменитая личность – люди такой категории дают автографы порой просто на чистом листе бумаги или на всем, что протянут обожатели. Но Людмила Васильевна не знаменитая личность, она – выдающаяся личность, беспримерная труженица, которой свойственна не то чтобы скромность, а чувство соответствия, то есть гармония.
Соединение противоположений – одно из наиболее труднодостижимых духовных качеств: головою уходить высоко в небо, а ногами крепко и надежно следовать по земле. Или: обладать богатырской мощью защитника и строителя, вместе с тем являя художественную утонченность и сердечность. Людмила Васильевна обладает этой редкой гармонией.
Т.И. Чечина
http://lib.icr.su/node/335
…Она поднимается по лестнице великолепного, уникального Музея, подходит к залу, где через несколько минут начнется знаменательный форум. Все вокруг расступаются, затихают разговоры. По залу едва слышно проносится: «Людмила Васильевна идет!..» Те, кто уже заняли места, встают, поворачиваются к ней, здороваются почтительно, с какой-то особой радостью в глазах. Она идет по проходу зала, и кажется, что движется Свет, излучается тепло горячего человеческого сердца. Это ощущение знают многие.
В зале – видные ученые, деятели культуры; они здороваются с Людмилой Васильевной за руку, и в этих рукопожатиях, улыбках свидетельство того, что знают ее не понаслышке. Знают и глубоко уважают.
Она – Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха и первый вице-президент Международного Центра Рерихов, яркий писатель и востоковед, лауреат премии Джавахарлала Неру, академик РАЕН, РАКЦ, заслуженный деятель искусств РФ – Людмила Васильевна Шапошникова.
В последнее десятилетие минувшего века в России произошло событие, значимость которого будет сознавать не одно поколение: в Москву прибыло наследие Рерихов. Началось создание Центра, которому надлежит быть фокусом разворачивающейся Программы формирования нового мировоззрения. Имея Космический исток, эта Программа была сформулирована Рерихами, и в должное время Святослав Николаевич доверил и поручил Людмиле Васильевне наследие всей семьи и подробный план – в том числе сроки и последовательность – претворения всего задуманного и столь значительного для будущего России.
Но все великое творится «руками и ногами человеческими». Новое рождается в муках, а светлое построение проходит при неистовом сопротивлении отживающего старого. Перевезти в Россию наследие семьи Рерихов, создать Центр-Музей и развернуть по всем нужным направлениям рериховскую концепцию его работы – это гигантская задача! В течение более десяти лет мы являемся свидетелями невероятного созидания, посильного, казалось бы, для нескольких учреждений, институтов и ведомств. Но и этот труднопроходимый «перевал» одолела со своими ближайшими сотрудниками в достоинстве и чести самоотверженного Путника отважная путешественница, познавшая в свое время и коварство джунглей, и суровость высокогорий, в одиночку повторив маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов.
Да разве есть опасности суровее, чем одинокая ночь в горах, чем тропа над бездною ущелья? Есть ли чудовища ужаснее голодных тигров и коварных змей? Они есть. Они – в человеческом обличии, в невежестве и самости, они дышат алым пламенем алчности и крадутся по следу светоносной судьбы.
Когда книги Учения Живой Этики стали доступны и мы читали о том, что «тьма дойдет до абсурда своего проявления», – нам виделось только зло разжигателей войны, разного рода преступников, а также тех, кто может помешать распространению новых Знаний: запретить издание и продажу книг, лекции, художественнопросветительскую работу. Не виделась нам серьезная угроза и в первой рериховской встрече в Москве весной 1991 года, когда оголтелые личности, называвшие себя последователями Рерихов, требовали у Людмилы Васильевны срочно выдать все наследие.
Она, конечно, видела уже тогда серьезность угрозы.
Годом раньше, направляясь из Индии в Москву в самолете, где было четыре тонны драгоценного, доверенного ей наследия, замерзая в грузовом отсеке при температуре, приближающейся к нулю, она уже понимала, какую «войну» со множеством разных атак развяжут за это наследие алчные отщепенцы эволюции.
Тогда, весной 1991-го, в течение двух дней она, казалось, спокойно, невозмутимо выслушивала все дерзостные претензии. В ее терпении воплощались мудрость сфинкса, молчание посвященного, достоинство человека Культуры. Она осознавала свою высокую миссию и готова была следовать доверенному ей плану, проходя любые жизненные кручи и теснины. Но кто знает, что в те дни и часы жило в ее сознании и сердце? Предчувствовала ли она, что злоба, клевета и алчность недругов будут расти вместе с успехами ее дела?
В кабинете у Людмилы Васильевны над ее рабочим столом крупно начертан завет Рабиндраната Тагора: «Если ты будешь бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, ты никогда не дойдешь до цели». Она никогда не оборачивалась, не приостанавливала своей могучей, стремительной работы, несмотря на постоянный, разнообразный, шумный и злобный лай. Она никогда не защищала себя. Все ее усилия были – творчество, строительство, организация, просветительство! И защита – имени и наследия Рерихов.
Ее решительность и бесстрашие восхищают. Но около такого отважного сердца постоянно стоит опасность: «цивилизованные» варвары способны вытоптать даже божественный посев.
С огромными усилиями, мудро возглавив единомышленников, ей удалось поднять из руин архитектурный памятник XVII–XIX веков – Усадьбу Лопухиных, создать музей, который красуется в центре Москвы к чести и достоинству современной столичной культуры. Она сложила коллектив сотрудников, вместе с которыми проводит музейную и выставочную работу, организует концерты, лекции, педагогические семинары, научные конференции. Во всем – ее деятельная мысль, все – для главного: укреплять ростки нового сознания, новой Культуры.
В Центре-Музее бережно хранятся картины, документы, каждая «мелочь» из наследия Рерихов. И так же тщательно, ответственно ведется издательская работа. Каждый, кто сотрудничает с Центром, знает, что ни одна книга, ни одна открытка не выходит без строгого, взыскательного взгляда Людмилы Васильевны. А какие это издания! Чего стоит, к примеру, регулярный журнал «Культура и время» (Людмила Васильевна является его главным редактором), который весь соткан из красоты и широкого просветительства. А книга самой Людмилы Васильевны «Тернистый путь Красоты» – это просто шедевр книгоиздания! Кому покажутся слова эти слишком хвалебными, пусть вспомнит, что эта книга получила в 2002 году на Всероссийском конкурсе «Книга года» высшую оценку.
Казалось бы, свои книги – дело личное. Но Людмила Васильевна к ним относится с какой-то высокодостойной отстраненностью; всякий раз на презентации она говорит и держится так, словно все происходящее к ней почти не имеет отношения. И так во всем – высокое качество и вместе с тем отрешенность, близкая к анонимности древнерусских зодчих и иконописцев…
Людмила Васильевна – мудрый учитель. Ни о каком «гуруизме» не может быть и речи! Она учит поступком, а имеющий соображение – да уразумеет. Первые наши рериховские встречи – как строго она учила нас собранности, краткости и ясности выступлений, бережному использованию идей Учения Живой Этики! Она присутствует на наших рериховских встречах, слушает наши выступления – даже те, которые не стоят ее времени и внимания. Грозно назрели события – Людмила Васильевна учит нас решительно поднять голос в защиту имени и наследия Рерихов. Сама же с первых минут работы с наследием всегда вела и никогда не прекращала этой защиты.
Являя образец преданности заветам Рерихов, пример высокой многогранной Культуры, работоспособности, мужества и стойкости под шквалом нападок, устремленности сквозь каскады препятствий, – всему она учит и наставляет нас вдохновенно и ненавязчиво. Порою едва уловимо.
…Юная пианистка закончила выступление в зале музея, – ее родители и педагоги просят Людмилу Васильевну сфотографироваться на память – она никогда не отказывает. Потом – автограф, и протягивают книгу-альбом «Амаравелла». Людмила Васильевна объясняет, что не может подписать, так как не она автор. «Тогда на этом», – и ей настойчиво подают комплект открыток картин Н.К.Рериха, изданный в МЦР. «Ну, я же не автор…», – снова делается попытка урезонить страстных почитателей. Но в руки ей уже вложена авторучка, вокруг бурные возгласы: «Ну и что! Это же все Вы…» Людмила Васильевна задумывается на секунду, потом решительно, но деликатно и как-то даже сердечно возвращает все: «Я не могу. Я не автор».
Мелочь ли этот незатейливый эпизод? В нем – напутствие и урок. Неловко высказанная, но справедливая реплика: «Это же все Вы…» имеет неоспоримое основание. Здесь, в музее, все живет и дышит, движется и развивается ее мыслями, ее трудом (как бы Людмила Васильевна не остановила сейчас перечень ее заслуг словами: «Это усилия всего коллектива!»). Знаменитая личность – люди такой категории дают автографы порой просто на чистом листе бумаги или на всем, что протянут обожатели. Но Людмила Васильевна не знаменитая личность, она – выдающаяся личность, беспримерная труженица, которой свойственна не то чтобы скромность, а чувство соответствия, то есть гармония.
Соединение противоположений – одно из наиболее труднодостижимых духовных качеств: головою уходить высоко в небо, а ногами крепко и надежно следовать по земле. Или: обладать богатырской мощью защитника и строителя, вместе с тем являя художественную утонченность и сердечность. Людмила Васильевна обладает этой редкой гармонией.