А.Т. Сатарова. Сияние духа

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

А.Т. Сатарова. Сияние духа

Сообщение Надежда Лебедева » 27 фев 2019, 18:29

А.Т. Сатарова. Сияние духа
Культура и время. 2009. № 1. С. 232–238

В каждой жизни так много замечательного, светлого, необычного. Только вспомнить.
Н.К. Рерих. Держава Света


Альбом «По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха»[1], в котором представлено фотоискусство историка и индолога, писателя и философа Л.В.Шапошниковой, как магнит, притягивает к себе, заставляет окунуться в таинственный мир Азии. Устоять невозможно – открываешь это замечательное, роскошное, с безупречным вкусом выполненное издание и ловишь себя на мысли, что листать просто так, без всякой «сверхзадачи», – ни с чем не сравнимое удовольствие. Лица и маски, идолы и петроглифы, природа и архитектура, крупные планы и панорамы, портреты и бытовые сцены, исторические и горные пейзажи – неважно, какой жанр избран фотографом-художником, важно, что это настоящее искусство, которое Н.К.Рерих определял как «напоминание о радостях возможных», «радостях духа», трудно выразимых «на языке плотского мира».
Размышляя о познании, Н.К.Рерих говорил, что его не следует «стеснять методом изучения» и что «нужнейшей и ободряющей» можно назвать лишь ту книгу, которая «не настаивать, не урезать, не угнетать указкою» должна, «но напоминать о свете, об огнях пространства, о высоких энергиях, о сужденных победах...»[2].
Восемьдесят лет прошло с тех пор, как завершилась Центрально-Азиатская экспедиция Рериха; около тридцати лет назад исследователь творческого наследия Н.К.Рериха Л.В.Шапошникова прошла маршрутом этой экспедиции через Алтай, Монголию, Индию, включая Западные и Восточные Гималаи («и только китайская часть маршрута оказалась по известным причинам недостижимой»[3]). Между этими событиями – пятьдесят лет.
Восемьдесят, пятьдесят, тридцать – круглые даты, но их красота, совершенство не только в юбилейных нулях, но и в том значении, которое они несут, поскольку каждая из них связана с циклами судьбы. Древние астрологи считали, что восемь десятков подчиняются Венере (10х8) и символизируют высшее назначение человека – Любовь. Фотоальбом Л.В.Шапошниковой есть не что иное, как признание в любви Учителю и его Делу, преклонение перед подвигом Мастера, несущего Красоту и Любовь людям в своих живописных, философских и литературных произведениях. Именно Красота и Любовь – главные движители творчества Людмилы Шапошниковой, что отмечает каждый, кто читал ее книги, знает масштабы ее подвижнической деятельности.
Не случайно генеральный директор Владимиро-Суздальского музея-заповедника А.И.Аксенова свой краткий и искренний отзыв о творчестве Л.В.Шапошниковой назвала «Тропой бесконечной любви»[4].
Пятьдесят лет, разделяющие обе экспедиции, – это возраст Хирона, он символизирует сопричастность жизни Вселенной и возвышение над Сансарой, позволяющее видеть «все взаимосвязи такими, какими они являются на самом деле»[5]. Мир непередаваемой красоты и своеобразия, который увидела и показала Людмила Васильевна, говорит о ней, как о человеке, «знающем тонкую боль сердца» и познавшем «огонь любви – не любви воздыхания, но любви действа и подвига», как о человеке, «знающем пространство» и «прислушивающимся к гимну природы», что приближает ее сердце «к мере созвучия с Бытием и Любовью»[6].
Так называемый цикл Сатурна (29,5 лет), возраст Будды, – время кардинальных решений и мудрости – сопрягается с тридцатью годами, отделяющими нас от того, что мы видим на фотографиях. Эта временная дистанция позволяет заметить, что стремительные изменения, происшедшие в мире, не коснулись традиционной культуры («весь этот обширный горный мир, от Алтая до Гималаев, сохранил ее во всем богатстве и многообразии»[7]). Фотоальбом Шапошниковой подтверждает историческую концепцию Рериха, его «метод вех» позволяет выявить непреходящие элементы в культурной традиции, которые и были запечатлены на пленку.
Свои фотоработы Людмила Васильевна публиковала и раньше. В 1987 году вышел в свет ее фотоальбом «От Алтая до Гималаев», в 2000-м – вторая книга трилогии «Великое Путешествие», в которую вошла значительная часть снимков, сделанных на маршруте Рерихов. Часть фотографий представлена в постоянной экспозиции Музея имени Н.К.Рериха. Были выставки как в Москве, так и за рубежом. В настоящем издании собрание фотографий наконец обрело законченную трехчастную форму. Само время выстраивало этот альбом, создавало его структуру. Открывается издание статьей Людмилы Васильевны, призванной помочь нам, зрителям, в «продвижении» по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции. Статьи В.А.Козара и Г.В.Дарузе раскрывают различные грани искусства фотохудожника. Собрание работ разделено на части, соответствующие тому пути, что прошла Шапошникова; каждая из них открывается цитатой из произведений Н.К.Рериха, репродукцией той или иной его картины и фрагментом карты. Завершает альбом – список стран и городов, где проходили выставки фотографий Людмилы Васильевны в период 2006–2008 годов, и отзывы зрителей. Объединяющее начало всех частей альбома – удивительная искренность и теплота, будь то серьезная статья, фотография или зрительский отклик.
Статья Л.В.Шапошниковой «Великое путешествие Н.К.Рериха» знакомит нас с обстоятельствами, предшествующими экспедиции, и с ее маршрутом. Мы узнаем о той роли, которую сыграла экспедиция в жизни Н.К.Рериха: «Первая половина его жизни была подготовкой к этому длительному путешествию, вторая же прошла под его знаком»[8]. Преемственность проявляется не только в деле, которому беззаветно преданы и Рерих, и Шапошникова, но и в эпическом восприятии мира.
С первых строк статья интригует и завораживает: «В год огненного зайца <...> неизвестный местным жителям караван пересекал тибетское плато Чантанг. Надвигалась зима, и караван спешил, держа неуклонно путь к столице Тибета, священной Лхасе»[9]. Мы попадаем в мир, который сегодня назвали бы миром «фэнтези»: «Ле стоял на пересечении древних караванных путей. Сюда стекалась странствующая, кочевавшая и торговавшая Азия. <...> Приходили ламы в красных одеяниях. Они торговали тибетскими реликвиями и талисманами. Мелькали черные и голубые тюрбаны балтов. <...> Время от времени возникали странно и причудливо одетые хранители древних знаний»[10].
Одной из задач экспедиции Рериха был «поиск общего источника, сформировавшего славянскую и индийскую культуры». В этом смысле основополагающими оказались встреча в 1913 году Николая Константиновича с востоковедом В.В.Го-лубевым и решение «от русской жизни пройти по новому направлению к истокам индийского искусства и жизни». Тогда же зарождается и план великого путешествия.
Людмила Васильевна подчеркивает научное значение и уникальность Центрально-Азиатской экспедиции. Поиск общего источника древних культур Индии и России позволил ученому и художнику шире посмотреть на проблемы культурной общности ряда народов и прийти к выводу, «что сходства в культурах разных народов больше, чем различий». Новаторство Рериха как ученого, по мысли Л.В.Шапошниковой, заключается и в том, что «в отличие от многих ученых того времени, считавших кочевников косными и отрицательно влиявшими на ход мировой истории, он отметил их важнейшую роль в этой истории» и показал, что взаимодействие культур кочевников и оседлых стран дало мощный творческий импульс, создавший «новые качества культур, новые необычные формы в искусстве»[11].
Считая динамизм одним из непреходящих факторов в истории планеты, Рерих выделяет еще один фактор культурного взаимодействия – древние миграции народов, следы которых отмечены «петроглифами, загадочными мегалитами, древними погребениями». Благодаря фотоискусству Людмилы Шапошниковой у нас есть возможность увидеть эти следы своими глазами. «Рерих протянул нить этих петроглифов до Скандинавии, Венгрии и даже Америки. Некоторые из этих петроглифов он датировал периодом неолита. Время показало, что он был прав. <...> Древние пути народов связывали Восток с Западом, Азию с Европой и Америкой»[12].
Неоценим вклад Рерихов и в изучение азиатского фольклора, темы которого столь же непреходящи, как и памятники материальной культуры. Они познакомили нас с народными сказаниями о Майтрейе, с новыми версиями легенд о подвигах героя Гесэр-хана и целым циклом малоизвестных сказаний о заповедной стране Шамбале и Беловодье. Как замечает Шапошникова, Рерих «был одним из первых, кто выявил влияние культурной традиции на освободительное движение таких стран, как Монголия, Китай, Индия. <...> ...обратил внимание на переплетение в нем культурных традиций прошлого и текущих социальных и политических целей»[13].
Главный результат экспедиции в том, что все открытия, сделанные на ее маршруте, несли и несут в себе большие возможности «глубинных научных исследований, связанных с изучением Времени, Пространства и Человека». Обладая даром научного предвидения и точной интуицией, Н.К.Рерих, крупнейший мыслитель и ученый XX века, указал на ряд важных направлений в исторической науке.
Статья Шапошниковой «Великое путешествие Н.К.Рериха» – это тот идеальный случай, когда вступительное слово составляет неотъемлемую часть альбома, помогая увидеть не просто портреты и пейзажи, а Путь Духовного Познания, Путь, по которому прошли и Великий Мастер, и сама Людмила Шапошникова, «легендарная женщина, которая открыла нам и будущим поколениям неведомую Вселенную, Красоту новой для нас духовной реальности»[14].
Вся жизнь Людмилы Васильевны – труд и подвиг, на ее долю выпала миссия рассказать людям о значении творческого наследия Рерихов.
Древностью и первозданностью веет от образов, созданных Л.В.Шапошниковой: «красноликий бог Канченджанга», «таинственный танец», «белый конь», «заповедные страны», «мудрые наги в подводных дворцах», «фантастические животные». Веет восточной сказкой, поэзией. «Скалы пурпурные и зеленоватые. Травы золотятся, как богатые ковры. И недра гор, и приречный ил, и целебные ароматные злаки – все готово принести дары». Это видел Рерих, это видим и мы благодаря фотографиям Шапошниковой. Красота и богатство Сиккима открывают нам «иной мир, мир духовной реальности», и сам собою снимается вопрос о противостоянии трехмерного и иномерного мира. Цитаты из произведений Рериха удивительно соотносятся с фотографическим творчеством нашей современницы.
«Вехи Людмилы Васильевны имеют огромное значение еще и потому, – отмечает В.А.Козар, – что они словно сливаются с вехами Рерихов, раскрывая нам мир удивительной реальности присутствия на Земле гималайских Махатм»[15].
Этот альбом – своеобразная фотолетопись заметок Мастера, листая его, мы погружаемся «в мир ощущения подлинной Красоты страны Великого Присутствия», в удивительный мир географических, этнографических и философских образов. Творчество Шапошниковой В.А.Козар называет «осознанно теургическим», от ее работ исходят «необычный свет, теплота и магнетизм». Фотографии даже по фактуре «очень напоминают картины Рериха.
В них есть тот рассеивающий эффект, зернистость, которые делают изображение материально светящимся»[16].
Фотоработы показывают, что Западные и Восточные Гималаи – живой музей под открытым небом, в котором продолжают полнокровно жить древнейшие культурные традиции. Почему время и цивилизация здесь бессильны? Причина в качестве «кристаллов» этой традиции, сделанных из особого материала, который называется непреходящими элементами культуры. «В основе этого непреходящего или, как мы иногда говорим, вечного, лежали коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда»[17].
По существу, экспедиция Шапошниковой – тоже «воспоминание», осуществление рериховского призыва «только вспомнить». Читая рассказ Людмилы Шапошниковой о путешествии Мастера, вглядываясь в фотографии, мы тоже начинаем «вспоминать» и, значит, думать о Времени и Пространстве и о Человечестве в этом Времени – Пространстве. Мы идем старыми караванными путями, сидим вечером у костра, слушаем легенды и сказания проводников, встречаемся с монахами и жрицами, пастухами и вышивальщицами, видим старинные крепости и монастыри, древние погребения и старинную одежду, вечные снега Каракорума, исследуем незнакомую и полную древних тайн землю. Мы идем Великим Путем и проникаемся энергетикой, связанной с прошлыми культурными наслоениями и с будущим.
Наряду с этим есть оттенок какой-то грусти, сожаления, что не все, что Рерихи открыли миру, востребовано в полной мере, что эту радость приобщения к живой жизни планеты, космоса не все могут воспринять и принять. Выставки, прошедшие в городах России, стран СНГ и Болгарии, показали, что у людей есть потребность в Красоте, что тяга к Познанию возрастает. Соприкосновение с творчеством Л.В.Шапошниковой дарит людям свет, «ощущение праздника и чего-то волнующего и значительного», помогает открыть незнакомые страны, «необъяснимым образом очень внутренне близкие», рождает в душе особую внутреннюю музыку, величественную симфонию и благодарность за духовное возрождение, которое так необходимо в наше время. Посетители выставок признаются, что им «очень хочется теперь побывать в тех местах, где была Людмила Васильевна, и увидеть красоту Алтая и Тибета», что ее искусство «трогает, волнует, оставляет след, заставляет на время забыть реальность, прикоснуться к чуду...
А чудо – оно всегда меняет человека, делает его чище и лучше»[18]. Творчество Людмилы Васильевны не оставляет равнодушными ни академиков, ни художников, ни взрослых, ни детей.
«Мой младший сын – большой любитель всего, что связано с Гималаями. В трехлетнем возрасте я “заманила” его в Музей имени Н.К. Рериха, используя волшебное слово “Эверест”, а строчки из одной в свое время известной песни“Give my love” он воспринимал не иначе, как “Гималаи”. Увидев новый фотоальбом, который я принесла домой, он сказал: “Какая красивая книга!”
И тут же начал рассматривать, как это делают многие дети, с конца. Книга не отпустила его, заворожила, и вот он уже с увлечением водит пальцем по картам, представленным в альбоме, отмечает знакомые названия, переживает за экспедицию, попадающую в тяжелые ситуации. Он путешествует вместе с Рерихами! Чуть позже подходит с раскрытым альбомом ко мне и с детской непосредственностью говорит, показывая на изображение Канченджанги на рассвете: “А это – моя любимая...”»
Примечания
1. Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. М.: МЦР, 2008.
2. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992. С. 7.
3. Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 18.
4. Аксенова А.И. Тропой бесконечной любви// Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 23.
5. Стейн З. Хирон// Хирон – новый фактор в астрологии. Б/д. С. 38.
6. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. С. 14.
7. Шапошникова Л.В. Великое путешествие Н.К.Рериха // Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 18–19.
8. Там же. С.9.
9. Там же. С. 7.
10. Там же. С. 13.
11. Там же. С. 21.
12. Там же.
13. Там же. С. 22.
14. Козар В.А. Вечное в фотоискусстве Людмилы Шапошниковой // Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 26.
15. Там же. С. 30.
16. Там же. С. 32.
17. Шапошникова Л.В. Великое путешествие Н.К.Рериха// Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 19.
18. Отзывы о выставках фотографий Л.В.Шапошниковой//Шапошникова Л.В. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Фотоальбом. С. 283, 287, 289, 294, 297.

Источник: http://lib.icr.su/node/2459

Вернуться в «Вспоминая Л.В. Шапошникову»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей