О Л.В. Шапошниковой как незаурядном мыслителе и ее трудах

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

О Л.В. Шапошниковой как незаурядном мыслителе и ее трудах

Сообщение Надежда Лебедева » 22 мар 2020, 17:45

И.Ю. Дьяченко,
кандидат культурологии, старший научный сотрудник ОНЦ КМ Международного Центра Рерихов


«Никакая клевета не повлияет на следствие эволюции»[1]
(ответ на статью А.И. Кузнецова в журнале Института Наследия)


О Людмиле Васильевне Шапошниковой

Прежде всего, в статье А.И. Кузнецова ничего не сказано о самой Людмиле Васильевне Шапошниковой как ученом, а упомянуты только названия ее кандидатской диссертации и докторской (?), сведения о которой не подкреплены никакими доводами. Совершенно не создается образа человека, который много лет занимался изучением наследия семьи Рерихов. Однако, ничем не смущаясь, автор статьи приписывает Л.В. Шапошниковой «амбиции» и «честолюбие» из-за незащищенности ее несуществующей работы. Вскользь сказано о ее «научно-педагогической работе» и «большой общественной нагрузке», которую она в те годы вела. Почему же ничего не сказано? Видимо, здесь нéчего сказать плохого.

На самом деле Л.В. Шапошникова, получив основательную подготовку на восточном отделении исторического факультета МГУ (1950), окончила аспирантуру (1954), работала на кафедре истории Индии, затем была переведена в Институт стран Азии и Африки, где работала старшим преподавателем на кафедре истории Индии. За эти годы она прошла стажировку в Хайдерабадском университете (1957‑59), преподавала русский язык в Мадрасском университете (1963‑65), работала в Мадрасском отделении Представительства Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (1970‑72). Л.В. Шапошникова обладала ценным качеством для любого ученого – неутомимостью позитивного действия, которое проявляло себя в преподавании советским студентам материала по истории Индии, писании книг, путешествиях, исследовании культур и истории народов Востока, причем все это она делала не поверхностно, а качественно, с большой самоотдачей. Автор статьи просто не знает, что в Индии, когда Людмила Васильевна преподавала русский язык своим индийским студентам, она создала для них и вместе с ними Пушкинский клуб, чтобы они лучше знали и ценили русскую культуру, и это прекрасно ее характеризует, к тому же она уже тогда проявляла себя и прекрасным организатором, и педагогом. Но, самое главное, что она была истинным человеком науки, очень увлеченным Индией, ее древней культурой, поэтому она смогла оставить у индийцев добрую память о себе и своей стране, авторитет которой в глазах индийцев она еще более подняла.

Работая в Индии, Л.В. Шапошникова находила возможность путешествовать к племенам, которые ее давно интересовали как историка и этнографа. К тому же она, по ее признанию, в те далекие годы уже размышляла над идеей Н.К. Рериха о едином истоке русской и индийской культур, что впоследствии найдет свое развитие в ее трудах. Она тогда оказалась первым советским ученым, который на месте занялся изучением дравидийских племен. Зная местные языки, она без препятствий могла изучать организацию родовой общины, постигала особенности материальной и духовной культуры, мироощущение людей, предки которых создавали великие цивилизации в долине Инда – Мохенджо-Даро и Хараппа. Книги Шапошниковой «Таинственные племена на Голубых горах», «Мы – курги», «Австралоиды живут в Индии», «По Южной Индии», «Дороги джунглей», за которые она получила международную премию имени Д. Неру, со дня выхода их в свет становились библиографической редкостью (и сейчас тоже), поскольку в них происходило прикосновение к первоисточнику знаний об индийской культуре, передавался опыт непосредственного общения современного ученого с представителями племен, которые жили в традициях еще каменного века. Эти простые люди не хотели расставаться с Людмилой Васильевной, сложили о ней песню и просили о них написать. И в своих трудах она выполнила их просьбу, развеивая привычные представления о дикости и примитивности древних людей. И вслед за Рерихом, который пришел к этому убеждению через раскопки и изучение множества артефактов, Л.В. Шапошникова напрямую свидетельствовала о том, что простота их жизненного уклада не повлияла на богатство внутреннего мира, глубинное познание окружающей действительности и открытость сердец, а огонь их творческого духа и сегодня дает о себе знать в укладе жизни современных индийцев, почитании ими древних традиций, знаний и культуры. Ее книги об Индии – это дальнейшее развитие традиций русской индологии, укрепление сердечной дружбы с индийским народом, как справедливо написал об этом писатель Н.С. Тихонов в предисловии к книге Л.В. Шапошниковой «Мы – курги» (1978) [3].

Этот первоначальный этап жизни и деятельности Л.В. Шапошниковой сыграл огромную роль в ее становлении как ученого и мыслителя. Продолжая путешествовать по Индии в те же годы, она встречалась со многими отшельниками, мудрецами и философами, и в этом были также, по ее признанию, поиски самой себя, своего дальнейшего научного направления и того, что человеку вообще нужно на этой земле. Многое она открывала для себя в индийской философии, находила ответы на вечные вопросы бытия и смысла жизни. И именно тогда в Индии начиналось ее собственное «великое путешествие», которое в итоге привело к Рериху и уже навсегда связало ее имя с именем великой семьи.

Автор статьи не нашел ничего лучшего для обоснования выбора Л.В. Шапошниковой рериховской темы, как ее выход на пенсию в 1985 г. Ей было тогда почти 60 лет, но новый жизненный этап для нее начался не в этот год, как утверждает А.И. Кузнецов в силу своего незнания, а намного раньше, о чем он не подозревает. На самом деле еще в 1968 году Людмила Васильевна встретилась в Индии со Святославом Рерихом, последним представителем великой семьи. И для них обоих эта встреча стала судьбоносной. Святослав Николаевич каким-то непостижимым образом ждал ее, о чем и сказал ей при первой встрече, а Людмила Васильевна была к тому времени готова принять «рериховскую» тему в силу своей научной подготовленности, знаний и опыта. И этого ее опыта было для Святослава Николаевича достаточно, чтобы она могла выполнить возложенную на нее миссию, когда он задумал создание Центра-Музея имени Н.К. Рериха на родине, передачу для этого ей (как доверенной) находящуюся в его руках часть семейного наследия для его сохранения, изучения и популяризации заложенных в творчестве Рерихов идей.

У А.И. Кузнецова ничего не сказано об отношениях С.Н. Рериха и Л.В. Шапошниковой как Учителя и ученика, о том, какое влияние оказал Святослав Рерих на мировоззрение своей ученицы и сподвижницы. К 1989 г. они уже сотрудничали более 20 лет, и за эти годы Людмила Васильевна как историк, этнограф и исследователь культуры Центральной Азии сделала огромный вклад в науку, так как сумела повторить маршрут Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха (1923–28 гг.), за исключением его тибетской части, опубликовала свои этнографические и географические наблюдения, которые имеют ценнейшее значение для мировой науки. По приглашению С.Н. Рериха она приезжала в Кулу, в дом Рерихов в Индии, где они много времени общались на философские темы. Фраза из статьи А.И. Кузнецова: «К моменту приезда С.Н. Рериха в Москву в 1989 году для создания музея своего отца Л.В. Шапошникова имела все основания для начала карьеры на поприще общественной организации, связанной с Индией» в силу указанных выше причин является несостоятельной.

В Советский Фонд Рерихов Людмила Васильевна вошла, потому что таковым было желание С.Н. Рериха как дарителя наследия своей семьи, который предложил ей возглавить создаваемый Музей имени его отца, Н.К. Рериха. Святослав Николаевич инициировал и переименование Советского Фонда Рерихов в Международный Центр Рерихов, о чем свидетельствует документ, подписанный им 22 октября 1992 г. [4]. Правопреемство МЦР подтверждалось судами в разные годы, в последний раз в 2011 году.

Л.В. Шапошникова была первым вице-президентом Международного Центра Рерихов и Генеральным директором Музея имени Н.К. Рериха, и ее действительно особая заслуга состоит в создании этой организации общественного типа (по желанию С.Н. Рериха), которая стала развивать культурно-просветительскую и научную деятельность. За четверть века Центр-Музей стал организацией, где была развернута масштабная культурная работа: проходили стационарные и передвижные выставки по всей стране и за рубежом, на которых посетители могли видеть подлинники картин Николая и Святослава Рерихов; была создана музейная экспозиция, в которой были отражены основные вехи жизненного и творческого пути Рерихов; проходили лекции, научные семинары и конференции, главной темой которых было исследование рериховского наследия и на которых присутствовали ученые, представляющие РАН, РАО, РАЕН, РАКЦ и др., а также деятели культуры и искусства разных стран; были организованы концерты классической музыки при участии ведущих отечественных и зарубежных исполнителей, лауреатов международных конкурсов пианистов, вокалистов и т.д. Все эти факты говорят о том, что Л.В. Шапошникова с честью выполнила доверенное ей: она не только сохранила переданное ей С.Н. Рерихом наследие семьи, но и приумножила его, занимаясь комплектованием музейных фондов; она не только подняла изучение рериховского наследия на новую высоту, но и создала школу научных исследований в рериховедении; она не только познакомила соотечественников с идеями Н.К. Рериха по сохранению культурного наследия (Пакт Рериха), но и продолжила это великое дело, начатое Николаем Константиновичем и его семьей еще в 1930‑е гг., и в общероссийском, и в мировом масштабе. Во всем этом ее огромная заслуга перед Россией, для которой ею был открыт путь в будущее, связанный с культурой, и именно культуру Л.В. Шапошникова предложила утвердить как национальную идею. Вклад Людмилы Васильевны в науку и научное познание был высоко оценен деятелями науки, искусства и государства.


О Л.В. Шапошниковой как незаурядном мыслителе и ее трудах

В какой мере удалось Л.В. Шапошниковой развить те философские идеи, которые составляют суть Живой Этики и о которых она узнавала от С.Н. Рериха как носителя этих идей, продолжателя дела родителей, как своего Учителя и духовного наставника?

Прежде всего, Л.В. Шапошникова как незаурядный исследователь и мыслитель показала предопределенность появления и восприятия Живой Этики в пространстве России, потому что именно в России, в бóльшей степени, чем в любой другой стране, была для этого подготовлена необходимая почва всем ходом ее предшествующего историко-культурного развития, кульминацией которого стала Духовная революция (термин Л.В. Шапошниковой). Эта революция ознаменовала Серебряный век в русской культуре и совпала по времени с социальной революцией (конец XIX – начало ХХ века), что оказалось для нее трагичным в силу ряда причин, которые раскрыла Л.В. Шапошникова. Ею же был проведен подробный анализ всего пространства познания, которое сложилось в России на тот период, когда появилась Живая Этика (1920‑е гг.), и в этом пространстве были выявлены два направления – научное и вненаучное, связанное с внутренним миром человека. Выявлен синтез этих двух способов познания на примерах жизни и деятельности В.И. Вернадского, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, К.Э. Циолковского, Н.И. Пирогова, М.К. Чюрлениса, Н.К. Рериха и других деятелей науки и искусства. Показано формирование в пространстве Духовной революции космического мироощущения как важнейшего атрибута человеческого бытия, формировавшегося еще в глубинах веков и вошедшего в пространство познания ХХ века, став основным содержанием Живой Этики.

Л.В. Шапошникова, опираясь на многочисленные историко-культурные источники (составляющие мировое культурное наследие: литературные памятники, труды ученых и философов прошлого и современности, научные открытия, достижения в области искусства, особенно иконописи и др.) и тексты Живой Этики, раскрыла особенности методологии и важнейших положений ее системы познания, основанной на космическом мироощущении, показала открытый характер Живой Этики как философской системы.

Л.В. Шапошниковой дано целостное представление и обоснование энергетической (терминология Живой Этики) структуры мироздания в силу присутствия в нем разнообразных природных энергий, которые являются производными единой Всеначальной энергии, пронизывающей бытие. Указана цель эволюционного процесса (одухотворение материи). Даны характеристики такой природной энергии, как дух, вызывающий к жизни бесчисленное множество материальных форм разных уровней и состояний, эволюционирующих от низших к высшим, что создает единую взаимодействующую и взаимопроникающую систему, развивающуюся по единым законам и направляемую в своем развитии Великими Учителями человечества. Освещена роль человека как части космоса, носителя духовной энергии и качества сознания, способного к постоянному расширению, восприятию всего богатства мироздания и отражения его в разнообразных формах человеческого творчества. Раскрыто в целом действие ряда космических законов (Великих и частных), обоснована их суть и значение, связь с системой познания Живой Этики [9].

В трудах Л.В. Шапошниковой в свете космоэволюционных процессов рассмотрен земной исторический процесс, проанализирован феномен общины и особенности ее построения в России (XIV и ХХ века), создана оригинальная теория культуры, показаны преимущества метода синтеза в формировании космического мироощущения и создании новой системы познания, позволяющей выявить новые подходы к изучению структуры мироздания, в которую все имеющиеся системы познания могут входить как составные части. И многое другое.

Признаки научного характера исследований Л.В. Шапошниковой Живой Этики и ее положений, связанных с тематикой космической эволюции и ее процессов, в которых участвует человек, заключаются в глубинном и кропотливом изучении ею существенных свойств избранного предмета исследования, постижение причины изучаемых явлений, объяснение законов, в рамках которых данный предмет функционирует. Поскольку цель познания заключается в открытии истины, то истина, как показывает многотысячелетний опыт изучения явлений природы, общества и человека, постигается не только с помощью «рацио», но и «интуицио», не отвергает внерациональных способов познания и использует в процессе познания новые способы, понятия, концепции, категории, формулы и пр., с помощью которых истина могла бы быть более осязаема. Таким образом, новая теория познания, формируемая Л.В. Шапошниковой в ее трудах, обладает ценностной мировоззренческой основой, собственной методологией и методами, определенным стилем мышления, качеством предсказательности, поскольку раскрывает глубинные и устойчивые внутренние связи между явлениями и процессами, позволяет выстроить научную картину мира, способную адекватно восприниматься сознанием современного человека.

Несколько слов о происхождении Живой Этики и Великих Учителях

Следует отметить, что А.И. Кузнецов, приводя множество цитат из трудов Л.В. Шапошниковой, не анализирует их, а просто высказывает собственное мнение. В частности, это проявилось в отрывке о «происхождении Живой Этики», вопрос о которой «неизбежно заставляет интерпретаторов выходить за рамки научных понятий и оперировать религиозной терминологией (яснослышание), которую хочется сразу увязать с медицинской (слуховые галлюцинации)». На самом деле термин «яснослышание» не относится к религиозной терминологии, а свидетельствует лишь о развитых способностях отдельных людей к более утонченному восприятию мира, чем это свойственно остальным. И медицину здесь можно вспомнить только в той связи, что она могла бы более глубоко изучать этот феномен человека. Поскольку автор имеет в виду здесь Елену Ивановну Рерих, то этот факт яснослышания, которым она обладала, говорит только о ее более совершенной природе и никак не умаляет ее.

Так как же создавалась Живая Этика? По мнению А.И. Кузнецова, это есть послания «Учителей», которые «были (первоначально) зарисованы Николаем Рерихом во время спиритических сеансов и (в дальнейшем) записаны Еленой Рерих». Из подобной фразы создается впечатление, что Учителя – это некие мифические сущности, выдуманные Рерихами. Но это не соответствует действительности. У самих Рерихов достаточно ясно написано о том, кто такие Учителя и как они себя проявляли в истории человечества. Самое главное, что встреча с ними была у Рерихов наяву, и впервые это произошло в 1920 г., когда они жили в Лондоне [10]. Так начиналось это необычное сотрудничество. Все Рерихи (и Елена Ивановна, и Николай Константинович, и Юрий Николаевич, и Святослав Николаевич) на всю жизнь запомнили такие личные встречи, которые подарила им судьба. Таких личных встреч было несколько. Об этом хорошо написано в путевых дневниках и очерках Н.К. Рериха «Алтай-Гималаи», «Сердце Азии», «Вехи», «Шамбала Сияющая» и многих других, причем Н.К. Рерих называет имена и западных ученых, знавших Великих Учителей (или Махатм – в традиции Востока), не говоря уже о представителях Востока, которые никогда не отрицали их существование. Также можно найти сведения об Учителях у Юрия Николаевича в путевом дневнике «По тропам Срединной Азии», у Святослава Николаевича и, конечно, в письмах Елены Ивановны Рерих. Все они были свидетелями существования Великих Учителей.

Несколько фрагментов из очерков Н.К. Рериха:

– «Правда, многие вещи, которые нам кажутся фантастическими выдумками и сказками, вне личного преломления, на самых местах происшествий освещаются особым светом правды. Величественные образы Махатм не проходят перед вашими глазами, как призраки, но как великие существа от тела и крови, как действительные Учителя высшего знания и мощи» («Сердце Азии»);

– «Во все эпохи возрождения, и на Западе и на Востоке, можно встречаться с многозначительным понятием Учителя – Гуру. Выбрать Учителя и следовать ему не было рабством, но было осознанием Иерархии Знания и чувством сотрудничества. Это значило стать звеном беспредельной Цепи, от несведущего до Всезнающего, это значило приобщиться к бесконечным созвучиям всеобъединяющим. Восходите путем энтузиазма, блага, жизни, сотрудничества!» («Прекрасное»);

– «Сколько раз запутавшееся в проблемах человечество пыталось отрицать значение Учителя. В упадочной эпохе иногда точно бы удавалось потрясти это основное понятие духовной иерархии. Но не долго держалась эта темнота. С расцветом эпохи неминуемо опять кристаллизовалось великое учительство, и люди опять начинали чувствовать лестницу восхождения и благословенную руку Водящего. …В этом отношении сейчас мы вступаем опять в очень значительную эпоху. Дух отрицания только что успел в некоторых слоях человечества возбудить протест против Учителя. Но, как и всегда бывает, отрицание может возвыситься лишь кратковременно, и творческие начала человечества опять выводят странников жизни на путь утверждения безбоязненного искания – на путь творчества и красоты. Люди опять вспомнили об Учителях» («Корни культуры»);

– «Вы не убоялись произнести понятие Учителя. Как многие лишенные индивидуальности, лишенные творческой мысли страшатся этого понятия великой Иерархии. Для ничтожных понятие учителя является синонимом поработителя, удушителя, является понятием тисков условности, из которых стремится вырваться будто бы молодое сердце. Но такое сердце именно уже не молодое. Оно уже дряблое, отравленное ядовитою слюною бессилия. Обращаясь к жизнеописаниям, мы увидим, что для сильных творцов учитель был незабываем, ибо он являлся для них не оковами, но крыльями» («Священные основы»).

Из воспоминаний С.Н. Рериха: «Николай Константинович всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное – изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденного Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой контакт, контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле. Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить [11].

Традиция учительства или духовного наставничества существовала на Востоке (и существует до сегодняшнего дня), в древней Руси, на Западе, но в веках оказалась здесь утраченной…

Дополнительные комментарии

Еще несколько комментариев в отношении критики А.И. Кузнецова трудов Л.В. Шапошниковой. Так, он пишет, что «сложнейшие философские категории (напр. “мышление”, “сознание”) у Л.В. Шапошниковой становятся производными космического энергетического процесса. Между тем, эта космодинамика, не имея ни числовых характеристик, ни научных дефиниций, является не более чем “красивым сочетанием” или терминологическим неологизмом». Используемый здесь термин «космодинамика», по сути, относится к теории космических полетов и входит в понятие небесной механики. Почему надо было использовать этот специфический термин, непонятно, разве только для того, чтобы запутать читателя. Философские понятия «мышления» и «сознания» в данном случае к космодинамике никак относиться не могут. Людмила Васильевна исследует эти философские категории в свете системы познания Живой Этики, поскольку понять все особенности сложнейшей природы мышления и сознания (а здесь до сих пор стоит много вопросов) возможно, лишь признав многомерность нашего мира, существование материи и энергии разного качества и уровня, что и позволяет сделать методология Живой Этики. Людмила Васильевна использует не «выдуманные категории» (подразумевается, взятые с потолка), каковыми являются «энергетические структуры мироздания» или «Великие законы Космоса» и др., напротив, она объясняет процессы, происходящие в мироздании, о которых говорится в текстах Живой Этики, и формирует строго логическую систему знания и познания, где все связи между явлениями и процессами становятся понятными каждому непредубежденному уму.

А.И. Кузнецов считает, что само понятие «космическая эволюция» попадает в число категорий религиозно-философской терминологии. Философской – да, но не религиозной, поскольку, как заявил один из представителей РПЦ, церкви неведомо понятие энергетической системы мироздания, и поэтому все искусственные привязки к религиозной терминологии автоматически снимаются и в данном контексте обсуждению не подлежат.

Странными выглядят утверждения автора, что понятие «теургия», которое использовала Л.В. Шапошникова в своем анализе книг Живой Этики, является понятием религиозным. На самом деле оно таковым не является. Этот термин относится к философии.

Далее А.И. Кузнецов обращает внимание на выражение «тонкие энергии», считая, что определение «тонкие» не сочетается со словом «энергии». На самом деле Живая Этика расширяет понимание энергии, существующее в современном научном познании, и дает представление о всеначальной энергии, наполняющей мироздание, о ее многочисленных дифференциациях. Так, существуют известные нам из точных наук энергии притяжения и отталкивания, электричества, потенциальная и кинетическая энергии, сцепления молекул и т.д. В то же время всеначальная энергия проявляет себя и на другом уровне, а именно – по отношению к человеку, который также является ее носителем. Понятие «тонкие» энергии относится к его возвышенной мысли, сознанию и чувству (любви, сострадания, радости и т.д.), которые имеют созидательный характер, в отличие от энергии разрушения (ненависти, раздражения, злобы и т.д.). Это все дифференциации единой всеначальной энергии, которые являются принадлежностью внутреннего мира человека, его духовной природы.

Относительно прилагательного «Высший» (Мир) и правомерности его использования именно в таком сочетании у Е.И. Рерих и Л.В. Шапошниковой А.И. Кузнецов обращался к толковому словарю русского языка Д.Ушакова и в нем не нашел такого определения. В то же время Кузнецов считает его заимствованным из «трактовок реформированного индуизма, которые получили распространение с начала ХХ века». Во-первых, даже в словаре Ушакова можно найти некоторое приближение к определению такого понятия. Так, «высший» означает превосходную степень к слову «высокий». В свою очередь, слово «высокий» у Ушакова означает «возвышенный, полный глубокого содержания и значения». Что касается «реформированного индуизма», то здесь автор не поясняет, что он имеет в виду. Хотелось бы знать, из каких таких индуистских «трактовок» это заимствовано? Здесь лучше всего обратиться к самой Живой Этике, где говорится о Высшем мире:

– «Философия, так же как и естественные науки, поведает… пути к высшему миру. Невежды толкуют о материальных науках, которые отрицают все, грубым глазом невидимое. Но они уже знают о тонких атомах и понимают о необходимости микроскопа и телескопа. Поистине, они сами делают науку пустой оболочкой. Когда появятся и признаки высшего мира в сознании, то каждая наука преобразится. Нет такого знания, которое не утверждало бы великую связь миров» [12];

– «Из земных предметов любовь и творчество больше всего сочетаются с понятием высшего мира» [13];

– «Если человек устремляется к миру высшему, он не будет совершать худых дел. Одно наименование мир высший уже показывает, что все, сопряженное с ним, будет высоким. Пусть люди называют такое устремление разными именами, сущность его одна, и деятельность в нем всегда полезна человечеству» [14].

Так, понятие «Высший мир» в самой Живой Этике ассоциируется с миром возвышенных чувств или сознаний, это мир духовный, являющийся высочайшим источником знания. С ним связаны мудрость, любовь, служение общему благу и служение ближнему, созидательная мысль и др. В наименовании и в том, что связано с Высшим миром, поистине нет ничего, что было бы во вред человеку и всему миру. В Живой Этике утверждается, что наука преобразится, когда в сознание ученого войдет понимание «Высшего мира», и это справедливо, поскольку тогда наука станет более нравственной (этичной) и ни одно из ее открытий не будет использовано во вред человечеству.

И еще об одном неудачном изречении А.И. Кузнецова, касающемся понятия «Космическая эволюция», которое он относит к телеологии, являющейся, по его мнению, категорией религиозно-философской терминологии. На самом деле телеология есть учение о цели и целесообразности. В нем постулируется особый вид причинности – для чего, ради чего, с какой целью совершается тот или иной процесс. Если знать, что идеи телеологии развивали Аристотель, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, И. Кант, А. Шопенгауэр и др., то будет понятно, что это не религиозный термин, а философский.

Нуждается в комментарии такое изречение А.И. Кузнецова, как: «Л.В. Шапошникова, многократно отмечая выдающуюся роль Елены Рерих, вскользь упоминает её мужа Николая Рериха и возвращается к значению Елены Рерих в процессе Космической эволюции». На самом деле Л.В. Шапошникова во всех своих трудах анализирует жизнь и творчество Николая Рериха. Ему, выдающемуся художнику и мыслителю, путешественнику и общественному деятелю, посвящены такие ее труды, как «Ученый, мыслитель, художник», трилогия «Великое путешествие», «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха», «Меч мужества», статьи «Научная деятельность Н.К. Рериха в Индии», «Рерих в Гималаях», «Махариши из России», «Космос Николая Рериха», «Сокровищница духа», «Алтай: по пути Рериха» и др. Идеи Живой Этики оказали сильное влияние на все творчество Н.К. Рериха (начало этим исследованиям было положено П.Ф. Беликовым в его труде «Рерих. Опыт духовной биографии»), и этому уделено особое внимание и пояснения в трудах Л.В. Шапошниковой. Кто же, как не она, много лет общавшаяся со Святославом Рерихом, будучи его духовной ученицей и сподвижницей, могла это сделать так убедительно и глубоко?

И еще одно, требующее отдельного комментария в ответ на невежественные сентенции А.И. Кузнецова: Международный Центр Рерихов не ведет «пропаганду» Живой Этики среди детей. Напротив, позиция МЦР состоит в том, чтобы дать представление взрослым (родителям и педагогам) о современных одаренных детях, которые проявляют свои интеллектуальные, творческие и духовные способности и требуют к себе особого внимания, чуткого отношения к своим способностям. Важно для взрослых понять, что необходимо бережное отношение к судьбам этих детей (поскольку в истории уже имеется много случаев травли одаренных детей со стороны взрослых и т.д.), оказание им всесторонней помощи в развитии их способностей и т.д. Международный Центр Рерихов проводил специальные конференции в разные годы, посвященные этим детям, чтобы поднять в общественном сознании проблему их воспитания и образования.

Источник: http://www.icr.su/rus/protection/attorn ... _id=373444

Вернуться в «Вспоминая Л.В. Шапошникову»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей