"Прочтя однажды Живую Этику, люди начинают просвещать других"

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9793
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

"Прочтя однажды Живую Этику, люди начинают просвещать других"

Сообщение Надежда Лебедева » 29 ноя 2020, 09:14

Очень часто, прочтя один раз Живую Этику, люди переоценивают свои возможности, они начинают просвещать других. Это просвещение, как правило не очень грамотное, смею утверждать, может нанести большой вред. Живая Этика — это глобальная философская концепция, это не та система, которую, раз прочитав, можно усвоить. Живая Этика — сложнейшая мировоззренческая система, хотя и выраженная простым языком. В ней присутствует многослойность сюжетов, с последующей их разработкой. Мы говорим: «синтез искусства, религии и науки». Сейчас необходимо идти по этому магистральному пути, но, если вы не поймете этого синтеза, который создан в Живой Этике, вы будете бросаться из одной стороны в другую: то в сторону религии, то в сторону искусства, то в сторону науки. Большинство бросается в сторону религии. А в Живой Этике есть синтез. Что такое синтез? Это уровень вашего сознания. Поэтому Живая Этика ставит проблему расширения сознания. Без расширенного сознания вы не осознаете синтез, в вашем сознании останется дифференцированный мир. Это сложнейшая вещь. Рерих, Чижевский, Флоренский — все эти люди персонально в себе несли синтез. Чижевский был художником, поэтом и ученым, Рерих — художником, литератором и ученым, Флоренский был философом, ученым и священником. Они несли это все в себе. И пока вы персонально не поймете, что это такое, Живая Этика для вас не откроется. Подождите немножко говорить о том, чтобы просвещать других, просветитесь сами. Хотя просвещаться самим крайне трудно, здесь у нас учителей нет, а есть исследователи этой системы, есть публикации о ней, есть большой актив, который требует очень глубокого и серьезного осмысления. Живая Этика — это система, которая возникла на целых слоях мировой культуры. Если вы незнакомы с этой мировой культурой, то вам недоступна будет и Живая Этика. Кажется, всего-навсего 12 книг, которые надо прочесть, а надо прочесть 120 книг перед тем, как подойти к этим 12. Вы посмотрите, какое огромное культурное пространство задействовано этой системой! Если вы не знакомы с этим культурным пространством, вы не в состоянии понять, что такое Живая Этика, каковы ее особенности, для чего она создана, что она собой представляет. Я бы хотела всех предупредить: не спешите учить! Есть такое выражение: «Он не знает настолько, что не знает о том, что не знает». Вот это «не знает, что не знает» сейчас очень распространенная особенность в рериховском движении. А Рерихи всегда говорили: невежество — это самое страшное, что может быть, и не только по отношению к Живой Этике, а в любой области знания. Когда человек будет настолько подкован, что будет знать, что не знает, вот тогда это другое дело. За мной десятки лет преподавания в высшем учебном заведении. Как интересно растут студенты: вот первый курс, тише воды, ниже травы, потому что они только что прошли вступительные экзамены, были напуганы, наконец пролезли, и уже раскрыли рот, чтобы заглатывать знания, которые им дают. На втором курсе они уже все знают, это самые знающие студенты.

Первоначальный страх прошел, а этого порога, когда «не знает, что не знает», они еще не прошли. На третьем курсе они вдруг начинают к этому понемногу подходить, начинают думать: «Ах, мы чего-то не знаем». А на четвертом — ничего не знают. То есть они осознали, что ничего не знают. Вот когда они это осознали, они готовы как студенты, можно с ними говорить на равных. А до этого были только подходы к этим вещам. Поэтому «не знают, что не знают» — это лукавая, страшная штука. Ее надо осознать, почувствовать и понять, как ее пройти. Пройти ее надо расширением своего кругозора.

Вы должны себе представлять и то и другое. Если вы не представляете, вы не поймете, что за понятия, что за положения встречаются вам в книгах Живой Этики. Очень многие из рериховцев начинают с чего? У меня была приятельница, которая начинала осваивать Живую Этику, это был достаточно грамотный человек, ученый. И что она сделала? Она не вникала как следует, серьезно и глубоко в эти положения, а когда я к ней зашла, смотрю — все стены у нее увешаны цитатами. Спрашиваю: как ты живешь среди этого? Она говорит: но ведь каждая цитата — это мудрость! Я ей говорю: ну давай разберем вот эту цитату. Я не помню, какая это была цитата, но моя приятельница совершенно не поняла ее сути. Я ей говорю: снимай эту цитату и начинай все снова, а потом подойдешь к Живой Этике. Тогда будет все по-другому. Поэтому такое цитирование — это, я бы сказала, то самое религиозное отношение к философской системе, какое было у нас к марксизму-ленинизму. То есть не у нас — у тех, кто понимал, а у государства, которое навязывало это. Вы поймите, ведь были такие вещи: вы пишете статью, и если вы не процитировали классика марксизма-ленинизма, а этот классик к этому сюжету ну никакого отношения не имел, то ее просто не опубликуют. И поэтому всегда пытались найти какую-нибудь цитату, чтобы ее как-нибудь привязать, — но это же не дело! Приходилось, мы были вынуждены, потому что нужно, чтобы публикации были и для других, потому что там проблемы иные рассматриваются. Причем время другое, XX век, научно-техническая революция, вот давайте высказывание Маркса о научно-технической революции. Да он в жизни о ней не писал! Он и не подозревал, что она будет. Так вот, эти цитаты всегда забивают канал познания, какими бы мудрыми и серьезными они ни были. Если человек живет на этих цитатах, не видя, что за ними стоит, как этот слой возник, дальше будет очень трудно. В первую очередь у человека должна быть культурная подготовка. И если человек подходит к Живой Этике, я бы посоветовала сначала себя элементарно культурно подковать. Этот путь самообразования необыкновенно труден, но делать это надо. Если вы ринетесь в это море, которое бьется о берега наших душ и сердец, без понимания того, что там происходит, зачем вам там нужно барахтаться, то никакой пользы не получится. Это такая же область знания, философская система, как и любая другая. Возьмите философию Гегеля: вы можете в нее сейчас влезть, понять что-то и учить Гегелю? Не можете. А Живая Этика более сложна, чем философия Гегеля. Вы просто эту сложность сейчас не видите, потому что скользите по поверхности этого океана".

Л.В. Шапошникова, вице-президент Международного Центра Рерихов. Выступление на круглом столе международной
общественно-научной конференции "Рериховские чтения", 1997 г. -

https://refdb.ru/look/1170922-pall.html

Вернуться в «Вспоминая Л.В. Шапошникову»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей