Страница 1 из 1

"Прочтя однажды Живую Этику, люди начинают просвещать других"

Добавлено: 29 ноя 2020, 09:14
Надежда Лебедева
Очень часто, прочтя один раз Живую Этику, люди переоценивают свои возможности, они начинают просвещать других. Это просвещение, как правило не очень грамотное, смею утверждать, может нанести большой вред. Живая Этика — это глобальная философская концепция, это не та система, которую, раз прочитав, можно усвоить. Живая Этика — сложнейшая мировоззренческая система, хотя и выраженная простым языком. В ней присутствует многослойность сюжетов, с последующей их разработкой. Мы говорим: «синтез искусства, религии и науки». Сейчас необходимо идти по этому магистральному пути, но, если вы не поймете этого синтеза, который создан в Живой Этике, вы будете бросаться из одной стороны в другую: то в сторону религии, то в сторону искусства, то в сторону науки. Большинство бросается в сторону религии. А в Живой Этике есть синтез. Что такое синтез? Это уровень вашего сознания. Поэтому Живая Этика ставит проблему расширения сознания. Без расширенного сознания вы не осознаете синтез, в вашем сознании останется дифференцированный мир. Это сложнейшая вещь. Рерих, Чижевский, Флоренский — все эти люди персонально в себе несли синтез. Чижевский был художником, поэтом и ученым, Рерих — художником, литератором и ученым, Флоренский был философом, ученым и священником. Они несли это все в себе. И пока вы персонально не поймете, что это такое, Живая Этика для вас не откроется. Подождите немножко говорить о том, чтобы просвещать других, просветитесь сами. Хотя просвещаться самим крайне трудно, здесь у нас учителей нет, а есть исследователи этой системы, есть публикации о ней, есть большой актив, который требует очень глубокого и серьезного осмысления. Живая Этика — это система, которая возникла на целых слоях мировой культуры. Если вы незнакомы с этой мировой культурой, то вам недоступна будет и Живая Этика. Кажется, всего-навсего 12 книг, которые надо прочесть, а надо прочесть 120 книг перед тем, как подойти к этим 12. Вы посмотрите, какое огромное культурное пространство задействовано этой системой! Если вы не знакомы с этим культурным пространством, вы не в состоянии понять, что такое Живая Этика, каковы ее особенности, для чего она создана, что она собой представляет. Я бы хотела всех предупредить: не спешите учить! Есть такое выражение: «Он не знает настолько, что не знает о том, что не знает». Вот это «не знает, что не знает» сейчас очень распространенная особенность в рериховском движении. А Рерихи всегда говорили: невежество — это самое страшное, что может быть, и не только по отношению к Живой Этике, а в любой области знания. Когда человек будет настолько подкован, что будет знать, что не знает, вот тогда это другое дело. За мной десятки лет преподавания в высшем учебном заведении. Как интересно растут студенты: вот первый курс, тише воды, ниже травы, потому что они только что прошли вступительные экзамены, были напуганы, наконец пролезли, и уже раскрыли рот, чтобы заглатывать знания, которые им дают. На втором курсе они уже все знают, это самые знающие студенты.

Первоначальный страх прошел, а этого порога, когда «не знает, что не знает», они еще не прошли. На третьем курсе они вдруг начинают к этому понемногу подходить, начинают думать: «Ах, мы чего-то не знаем». А на четвертом — ничего не знают. То есть они осознали, что ничего не знают. Вот когда они это осознали, они готовы как студенты, можно с ними говорить на равных. А до этого были только подходы к этим вещам. Поэтому «не знают, что не знают» — это лукавая, страшная штука. Ее надо осознать, почувствовать и понять, как ее пройти. Пройти ее надо расширением своего кругозора.

Вы должны себе представлять и то и другое. Если вы не представляете, вы не поймете, что за понятия, что за положения встречаются вам в книгах Живой Этики. Очень многие из рериховцев начинают с чего? У меня была приятельница, которая начинала осваивать Живую Этику, это был достаточно грамотный человек, ученый. И что она сделала? Она не вникала как следует, серьезно и глубоко в эти положения, а когда я к ней зашла, смотрю — все стены у нее увешаны цитатами. Спрашиваю: как ты живешь среди этого? Она говорит: но ведь каждая цитата — это мудрость! Я ей говорю: ну давай разберем вот эту цитату. Я не помню, какая это была цитата, но моя приятельница совершенно не поняла ее сути. Я ей говорю: снимай эту цитату и начинай все снова, а потом подойдешь к Живой Этике. Тогда будет все по-другому. Поэтому такое цитирование — это, я бы сказала, то самое религиозное отношение к философской системе, какое было у нас к марксизму-ленинизму. То есть не у нас — у тех, кто понимал, а у государства, которое навязывало это. Вы поймите, ведь были такие вещи: вы пишете статью, и если вы не процитировали классика марксизма-ленинизма, а этот классик к этому сюжету ну никакого отношения не имел, то ее просто не опубликуют. И поэтому всегда пытались найти какую-нибудь цитату, чтобы ее как-нибудь привязать, — но это же не дело! Приходилось, мы были вынуждены, потому что нужно, чтобы публикации были и для других, потому что там проблемы иные рассматриваются. Причем время другое, XX век, научно-техническая революция, вот давайте высказывание Маркса о научно-технической революции. Да он в жизни о ней не писал! Он и не подозревал, что она будет. Так вот, эти цитаты всегда забивают канал познания, какими бы мудрыми и серьезными они ни были. Если человек живет на этих цитатах, не видя, что за ними стоит, как этот слой возник, дальше будет очень трудно. В первую очередь у человека должна быть культурная подготовка. И если человек подходит к Живой Этике, я бы посоветовала сначала себя элементарно культурно подковать. Этот путь самообразования необыкновенно труден, но делать это надо. Если вы ринетесь в это море, которое бьется о берега наших душ и сердец, без понимания того, что там происходит, зачем вам там нужно барахтаться, то никакой пользы не получится. Это такая же область знания, философская система, как и любая другая. Возьмите философию Гегеля: вы можете в нее сейчас влезть, понять что-то и учить Гегелю? Не можете. А Живая Этика более сложна, чем философия Гегеля. Вы просто эту сложность сейчас не видите, потому что скользите по поверхности этого океана".

Л.В. Шапошникова, вице-президент Международного Центра Рерихов. Выступление на круглом столе международной
общественно-научной конференции "Рериховские чтения", 1997 г. -

https://refdb.ru/look/1170922-pall.html