Страница 1 из 1

О невежестве и ступенях Знания

Добавлено: 11 янв 2021, 09:09
Надежда Лебедева
«... очень часто, прочтя один раз Живую Этику, люди переоценивают свои возможности, они начинают просвещать других. Это просвещение, как правило не очень грамотное, смею утверждать, может нанести большой вред. Живая Этика — это глобальная философская концепция, это не та система, которую, раз прочитав, можно усвоить. Живая Этика – сложнейшая мировоззренческая система, хотя и выраженная простым языком. В ней присутствует многослойность сюжетов, с последующей их разработкой. Мы говорим: «синтез искусства, религии и науки». Сейчас необходимо идти по этому магистральному пути, но, если вы не поймете этого синтеза, который создан в Живой Этике, вы будете бросаться из одной стороны в другую: то в сторону религии, то в сторону искусства, то в сторону науки. Большинство бросается в сторону религии. А в Живой Этике есть синтез. Что такое синтез? Это уровень вашего сознания. Поэтому Живая Этика ставит проблему расширения сознания. Без расширенного сознания вы не осознаете синтез, в вашем сознании останется дифференцированный мир. Это сложнейшая вещь. Рерих, Чижевский, Флоренский – все эти люди персонально в себе несли синтез. Чижевский был художником, поэтом и ученым, Рерих – художником, литератором и ученым, Флоренский был философом, ученым и священником. Они несли это все в себе. И пока вы персонально не поймете, что это такое, Живая Этика для вас не откроется. Подождите немножко говорить о том, чтобы просвещать других, просветитесь сами. Хотя просвещаться самим крайне трудно, здесь у нас учителей нет, а есть исследователи этой системы, есть публикации о ней, есть большой актив, который требует очень глубокого и серьезного осмысления. Живая Этика – это система, которая возникла на целых слоях мировой культуры. Если вы незнакомы с этой мировой культурой, то вам недоступна будет и Живая Этика. Кажется, всего-навсего 12 книг, которые надо прочесть, а надо прочесть

120 книг перед тем, как подойти к этим 12. Вы посмотрите, какое огромное культурное пространство задействовано этой системой! Если вы не знакомы с этим культурным пространством, вы не в состоянии понять, что такое Живая Этика, каковы ее особенности, для чего она создана, что она собой представляет. Я бы хотела всех предупредить: не спешите учить! Есть такое выражение: «Он не знает настолько, что не знает о том, что не знает». Вот это «не знает, что не знает» сейчас очень распространенная особенность в рериховском движении. А Рерихи всегда говорили: невежество – это самое страшное, что может быть, и не только по отношению к Живой Этике, а в любой области знания. Когда человек будет настолько подкован, что будет знать, что не знает, вот тогда это другое дело. За мной десятки лет преподавания в высшем учебном заведении. Как интересно растут студенты: вот первый курс, тише воды, ниже травы, потому что они только что прошли вступительные экзамены, были напуганы, наконец пролезли, и уже раскрыли рот, чтобы заглатывать знания, которые им дают. На втором курсе они уже все знают, это самые знающие студенты. Первоначальный страх прошел, а этого порога, когда «не знает, что не знает», они еще не прошли. На третьем курсе они вдруг начинают к этому понемногу подходить, начинают думать: «Ах, мы чего-то не знаем». А на четвертом – ничего не знают. То есть они осознали, что ничего не знают. Вот когда они это осознали, они готовы как студенты, можно с ними говорить на равных. А до этого были только подходы к этим вещам. Поэтому «не знают, что не знают» – это лукавая, страшная штука. Ее надо осознать, почувствовать и понять, как ее пройти. Пройти ее надо расширением своего кругозора».

Л.В. Шапошникова,
вице-президент Международного Центра Рерихов. Выступление на круглом столе международной общественно-научной конференции «Рериховские чтения», 1997 г.