Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Евгений » 27 апр 2023, 14:03

Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой, ко всем фракциям Государственной Думы Российской Федерации

Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой, ко всем фракциям Государственной Думы Российской Федерации в связи с запретом торжественного открытия выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» и ее закрытием в Российской национальной библиотеке

15 апреля 2023 года исполнилось 88 лет со дня подписания Пакта Рериха – первого в истории человечества «Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», который впоследствии послужил основой для создания и деятельности ЮНЕСКО. Этот день во многих странах, в том числе и в России, отмечают как День Культуры. В связи с годовщиной столь знаменательного события Международный Центр Рерихов (МЦР) и его отделение в Санкт-Петербурге совместно с Российской национальной библиотекой (РНБ) и многими другими общественными организациями планировали открыть свою новую выставку «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященную 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам (1903–1904 гг.).

В 1903 году по поручению Императорского общества поощрения художеств и Императорского Русского археологического общества Н.К.Рерих начал путешествие по древним городам России с целью создания этюдов сохранившихся архитектурных памятников старины. В прессе того года это путешествие Рериха было названо «художественно-образовательным и научным», и имя художника вызывало в обществе заслуженное уважение и почитание благодаря его обширной культурной деятельности и радению за сохранение российских древностей. В подобном путешествии Н.К. Рериха было заинтересовано и Общество Красного Креста, пожелавшее издавать благотворительные открытки с изображением его художественных работ. Результатом поездок стала замечательная архитектурная серия, насчитывающая более 90 произведений, запечатлевшая сохранившиеся памятники старины, что позволило искусствоведу Сергею Эрнсту назвать ее «Пантеоном нашей былой славы», «Российскими Елисейскими полями». Известно также, что путешествия Н.К. Рериха в 1903–1904 годах почти по 40 старинным городам и историческим местам древней Руси совместно с женой Е.И. Рерих, которая сделала уникальные фотографии старинных объектов культуры, стали тем благодатным импульсом, из которого впоследствии родилась идея Пакта Рериха. Николай Константинович Рерих писал, что именно тогда «оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных».

Новый выставочный проект МЦР неслучайно был назван «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», поскольку он направлен, прежде всего, на патриотическое воспитание молодого поколения и осознание им необходимости сохранения наших святынь и ценностей овеянного славой культурного наследия для будущего России.

В подготовке памятной выставки в РНБ участвовали как сотрудники МЦР и его Санкт-Петербургского отделения, так и сотрудники самой библиотеки. Все участники приложили немало усилий, чтобы сделать экспозицию выставки интересной, информативной и красивой. Выставка МЦР, состоящая из 19 стендов и 42 цветных репродукций архитектурных этюдов Н.К. Рериха, была дополнена витринами с уникальными раритетными изданиями из фондов РНБ, которые посвящены старинным русским городам и публикациям как самого Рериха, так и о нем. В экспозиции были представлены книга «Некоторые древности Шелонской пятины» с рисунками и автографом ее автора Н.К.Рериха и большое издание 1916 года «Рерих» с текстами Ю. Балтрушайтиса, А. Бенуа, А. Гидони, А. Ремизова, С. Яремича, а также многие другие раритетные книги. МЦР сердечно благодарен сотрудникам РНБ за их труд по подготовке выставки, за стремление наполнить ее уникальными экспонатами для наиболее полного раскрытия столь важной для истории и культуры России темы.
На открытие выставки были приглашены почетные гости, официальные лица, в том числе и представители зарубежных консульств в Санкт-Петербурге. В рамках торжеств оркестр «Северная Венеция» подготовил специальную концертную программу. Но праздник был неожиданно и без объяснения причин отменен решением директора РНБ В.Г. Гронского, о чем МЦР сообщили сотрудники РНБ буквально накануне открытия выставки, когда она была уже полностью смонтирована. Директора библиотеки нисколько не смутило, что этим запретом РНБ грубо нарушает свои обязательства в подписанном Договоре о сотрудничестве от 29 марта 2023 года:
· «п.1.1. <…> Материалы предоставляются для экспонирования в Центральном выставочном зале РНБ (г. Санкт-Петербург, Московский пр. 165/2) с «15» апреля по «11» мая 2023 г.»
· «п.2.2. РНБ обязуется:
<…>
2.2.2. Организовать монтаж и торжественное открытие выставки»
Несмотря на письменное обращение Санкт-Петербургского отделения МЦР от 14 апреля 2023 г. на официальный адрес электронной почты РНБ с требованием сообщить причины такого одностороннего и необоснованного нарушения договорных обязательств, мы так и не получили никаких официальных объяснений. Учитывая это, Санкт-Петербургское отделение МЦР 17 апреля уже официальным письмом уведомило руководство РНБ о том, что «повторно просит незамедлительно предоставить письменный ответ с разъяснениями, на каком основании РНБ нарушило пункты 1.1. и 2.2 Договора». А также, учитывая грубое нарушение РНБ условий договора, Отделение заявило об отказе от договора, его расторжении в одностороннем порядке и незамедлительном возвращении всех материалов выставки.

Считаем подобные действия директора РНБ и тех, кто дал ему такое распоряжение, недопустимыми в отношении нашего великого соотечественника Н.К. Рериха, который положил немало сил для увековечивания в своем искусстве тех российских древностей, которые во множестве уже утрачены сегодня и сохранились только на его полотнах. Мы считаем также недопустимым подобное отношение к МЦР как организации, которая более тридцати лет осуществляет свою культурно-просветительскую деятельность по сохранению, изучению и популяризации творческого наследия семьи Рерихов.

В наше сложное время, когда Россия переживает непростой исторический период, связанный с нарастающей в мире русофобией, основной удар недругами нашей страны наносится по ее великой культуре как основе национальной гордости народа и его самосознания. В разных странах сегодня сносятся памятники деятелям истории и культуры России, уничтожаются мемориальные доски, вымарываются из учебников имена русских писателей, переименовываются улицы и многое другое. Чрезвычайно важно в таких условиях, чтобы народ бережно охранял сокровища своей культуры, высоко поднимал имена ее выдающихся представителей, посвятивших жизнь беззаветному служению Родине, приумноживших ее духовное величие и мощь.

У светлых гениев России особенно в годину суровых испытаний народ черпает нравственные силы, учится обретать веру в себя и свою победу, мужественно преодолевать жизненные трудности. Николай Рерих – один из немногих, кто не только понимал всю важность сохранения культурного достояния прошлого, его вдохновляющую силу для строительства славного будущего, но и прикладывал все свои силы к этому. Не потеряли свою актуальность размышления великого художника и мыслителя в наше время, когда вопрос о самосознании русского народа встал с новой силой. Разве Николай Рерих с его горячей любовью к Родине и стремлением к Прекрасному не является для нас одним из тех гениев России, которые прославили ее на весь мир и явили всем народам ее светлый образ? За именем Николая Рериха, как и за каждым из великих культурных деятелей России, стоит вся многовековая история, которую он глубоко постиг и образ которой запечатлел в своем искусстве и философско-литературных трудах. Запрет директора РНБ на открытие и проведение выставки Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященной 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам, мы расцениваем как новый и опасный виток борьбы против одного из величайших русских патриотов Николая Рериха, великой Культуры России и, следовательно, самой нашей Родины.

Сегодня мы справедливо осуждаем проявления вандализма в отношении нашей культуры, творящиеся за рубежом, но гораздо страшнее, когда подобное происходит внутри нашей страны руками ряда чиновников, которые по долгу службы обязаны оберегать и популяризировать культуру России и ее великое наследие, быть первыми в ее защите. Заявляя о своей патриотической позиции и в тоже время запрещая чествовать великих деятелей отечественной культуры, они этим позорят Россию. Недостаток подлинной культуры у некоторых чиновников Министерства культуры, к сожалению, «восполняется» громкими коррупционными скандалами, некомпетентностью, бездуховностью, попранием элементарных этических и юридических норм, равнодушием к великим достижениям выдающихся представителей нашей Родины.

Мы обращаемся:

1. К министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой за разъяснениями в связи с необоснованным и противозаконным запретом директором Российской национальной библиотеки В.Г. Гронским торжественного открытия выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященной 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древним русским городам (1903–1904 гг.). Закрытие выставки МЦР с 15 апреля по настоящее время и игнорирование нашего требования на незамедлительный возврат выставки мы расцениваем как ее необоснованный фактический арест. Просим Вас, уважаемая Ольга Борисовна, дать принципиальную оценку этому незаконному и антикультурному действию.

2. Ко всем фракциям Государственной Думы Российской Федерации с просьбой также дать оценку действиям директора Российской национальной библиотеки В.Г. Гронского. С целью недопущения в дальнейшем подобных невежественных действий просим принять меры к защите славных имен наших соотечественников, прославивших русскую культуру, и защите культурных мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию их творчества.

Прискорбно, что данный враждебный выпад против нашего великого соотечественника Н.К. Рериха и его творчества происходит в преддверии 150-летия этого выдающегося русского художника, мыслителя и общественного деятеля, которое в 2024 году будет отмечаться во всем мире. Считаем необходимым напомнить, что 100-летний юбилей Н.К. Рериха в 1974 году в Советском Союзе был отпразднован на самом высоком государственном уровне и надеемся, что его 150-летие будет отмечаться так же достойно.

Приложения:
1. Договор о сотрудничестве между Санкт-Петербургским отделением МЦР и Российской национальной библиотекой от 29.03.2023 г.
2. Письмо Санкт-Петербургского отделения МЦР в РНБ от 17.04.2023 г.
3. Буклет выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее».
4. Н.К. Рерих «Берегите старину».

Вице-президент
Международной общественной организации
«Международный Центр Рерихов» А.В. Стеценко

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7688

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Евгений » 27 апр 2023, 16:53

"Разрушить мост в будущее" . "Версия", 27.04.2023

Запрет главой петербургской РНБ Гронским посвященной Рериху выставки в МЦР назвали борьбой против культуры


https://versia.ru/zapret-glavoj-peterbu ... iv-kultury

Евгений
Сообщений: 489
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Евгений » 27 апр 2023, 18:03

С 6-й минуты - выступление А.В. Стеценко по поводу закрытия выставки https://www.youtube.com/watch?v=0Kyeyrw6lPQ

Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня, 15 апреля 2023 года, исполняется 88 лет со дня подписания Пакта Рериха, первого Международного договора в защиту культурных ценностей, который был положен в основу создания и деятельности ЮНЕСКО. Во многих странах мира этот день отмечается как День Культуры.

Сегодня Международный Центр Рерихов совместно с Российской Национальной библиотекой планировал открыть новый выставочный проект Международного Центра Рерихов под названием «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Этот выставочный проект посвящен 120-летию путешествия Н.К. Рериха по старинным городам Руси. В прессе 2023 года этот проект был назван «художественно-просветительным и научным». Нам известно, что путешествие по старинным городам Руси Николай Константинович совершил в 1903-1904 годах по поручению Императорского общества поощрения художеств, Императорского общества археологии и также по поручению Красного Креста, который пожелал опубликовать открытки с изображениями, нарисованными Н.К. Рерихом.

Пакт Рериха – это договор, которым Николай Константинович заложил основные миротворческие идеи, основу которых составляет «Мир через Культуру». Мы чтим всегда, ежегодно, этот день, потому что он направлен на самое важное для человека. Идея Пакта – сохранить красоту. Красоту – основное энергетическое понятие культуры, которое содержится не только в объектах прошлого, но и в объектах культурного значения настоящего. Не сохранив Красоту, у нас нет никакой перспективы Эволюции. Поэтому не случайно Международный Центр Рерихов назвал новый выставочный проект именно таким названием: «Красота старины – устои настоящего и мост в будущее». Но, к большому сожалению, вчера нам стало известно, что решением руководства Российской Национальной библиотеки отменяется торжественное открытие выставки, и выставка закрыта. На сегодняшний день мы не можем попасть на экспозицию выставки, которая уже готова к показу. По непонятным причинам и несмотря на то, что между Международный Центр Рерихов и Российской Национальной библиотекой был подписан договор на проведение этой выставки, мы до сих пор не получили никаких объяснений, почему выставка закрыта. Правда, в договоре существует некоторое понятие форс-мажорного прекращения договора. Но ни одно из перечисленных положений не действует на сегодняшний момент, чтобы считать договор недействительным. Учитывая, что мы до сих пор не получили никаких объяснений, я могу предполагать, что, во-первых, полагаю, что руководителю Российской Национальной библиотеки господину Гронскому мягко сказали: «Не блести идеей Н.К. Рериха, не блести идеей защиты и сохранения Культуры». Хотя, видимо, он достаточно много говорил об этом великом понятии. К сожалению, среди чиновников от культуры господин Гронский не одинок. И могу высказать второе предположение. В договоре, подписанном с Российской Национальной библиотекой, в одном из положений форс-мажорных обстоятельств имеется такой пункт, что договор может быть прекращен на основании некоего акта государственной власти. Что это за акт – непонятно. Учитывая все это, могу предположить, что было некое распоряжение Министерства культуры, нам пока неизвестное, так как Российская Национальная библиотека подчиняется этому ведомству. Если это так, то я думаю, у нас все основания говорить о том, что вновь руководство Министерства культуры предпринимает активные действия, направленные против наследия Рериха. У нас достаточные оснований для этого. Это и захват Общественного Музея в апреле 2017 года, варварское разрушение его постоянной экспозиции, незаконный захват наследия и много других мероприятий, которые пагубно влияют на историю сохранения наследия Рериха в России.


Печально, что этот акт, сегодняшний акт такого ярого невежества, я имею в виду закрытие нашей выставки, которая готова к показу, проходит накануне, в преддверии 110-летнего юбилея Н.К. Рериха, который мы будем отмечать в 2024 году. Нам известно, что Правительство Ленинградской области создает Организационный комитет по достойной встрече этого великого события. Видимо, и Правительство Санкт-Петербурга тоже будет намерено создать такой Оргкомитет. И это понятно, нельзя не отметить этот праздник великого своего соотечественника, земляка. Н.К. Рерих прожил и проработал в Санкт-Петербурге около 44 лет. Пресса того времени широко отмечала творческие достижения Н.К. Рериха как художника, как ученого, как археолога. Поэтому наследие Рериха велико и крайне необходимо для России. И печально, что в преддверии этого праздника происходят такие мероприятия, как закрытие. Нас лишили сегодня праздника Красоты. Потому что МЦР в своих экспозициях именно показывает красоту объектов старины, которые были запечатлены Николаем Константиновичем на своих полотнах. А Елена Ивановна Рерих сфотографировала их. Многие из этих объектов, некоторых из этих объектов уже нет в настоящее время.

И завершая свое короткое выступление, хочу сказать. Всем известны слова Достоевского «Красота спасет мир». Но мало кто знает о том, что Н.К Рерих сделал очень важное дополнение, что именно осознание Красоты спасет мир, это очень важное дополнение. Потому что сама по себе Красота, без деятельного участия человека, она не способна сделать свою великую миссию на земле. Именно осознание Красоты. И до тех пор, пока человек не поймет значение Красоты, он не сможет достойно ее защитить. А потому не будет мира на земле, пока Культура и Красота не будут господствующим стимулом жизни и деятельности всего человечества.

И последнее. Завтра великий праздник Воскресения Христова. Это Великий праздник торжества Света над тьмой. Учитывая знаменитое высказывание Николая Константиновича о том, что Культура есть почитание Света, а Свет, как энергия Красоты, есть одна составляющая, основное содержание Культуры. Я могу сказать, что завтрашний праздник - в том числе праздник торжества Культуры. Но, к сожалению, такое невежественное действие руководства Российской Национальной библиотеки свидетельствуют о том, что в стране еще достаточно сил, которые противятся как Красоте, так и Культуре, при этом, несмотря на то, что в риторике чиновников очень много сказано о значении Культуры. Но мы надеемся, что здравые мысли, здравые силы восторжествуют, будут сделаны правильные выводы в Правительстве Санкт-Петербурга, которое не допустят в дальнейшем такого невежественного отношения к творчеству нашего великого соотечественника, потому что это очень опасный синдром того, что силы тьмы вооружились. Силы вооружились, я называю силами Тьмы, другого названия у меня нет, коль свет есть – есть силы тьмы, которые пытаются сорвать наш праздник, праздник Культуры. И следующий праздник - торжественное освещение 150-летнего юбилея Н.К. Рериха. Будем работать, чтобы достойно подготовиться и отметить в следующем году 150-летие Н.К. Рериха. Спасибо.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Надежда Лебедева » 29 апр 2023, 11:58

Публикации об этой выставке Международного Центра Рерихов

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»

https://sanktpeterburg.bezformata.com/l ... 116164028/

Выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»
15 апреля в 16.00 в Новом здании Российской национальной библиотеки (Московский пр., д. 165 к. 2) откроется выставка «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященная 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древнерусским городам.

Выставка является культурно-просветительским проектом Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербургское отделение).

Открытие приурочено к 15 апреля – 88 - й годовщине подписания международного Договора "Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников», получившего известность в международно‑правовой практике как Пакт Рериха. С 1999 г. по инициативе общественных организаций этот день считается Международным днем культуры.

В 1903 – 1904 гг. Николай Константинович Рерих совместно с Еленой Ивановной Рерих при поддержке Императорской Археологической комиссии и Императорского общества поощрения художеств, совершил художественно-научную экспедицию и посетил ряд городов, связанных с важными этапами русской истории. В двухлетний маршрут вошло более 40 городов. Поездкой «по старине» назвал это путешествие Николай Рерих. Он поставил перед собой задачу изучить древнерусскую архитектуру, живопись, предметы прикладного искусства, фольклор. Итогом поездки «по старине» стали новые картины, статьи Н.К. Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И. Рерих.

В январе 1904 года этюды Н.К. Рериха были представлены на выставке Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге. В целом эта большая живописная серия насчитывала около 90 архитектурных этюдов. В них широко было показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» назвал эти картины искусствовед Сергей Эрнст.

Выставка в РНБ представит хронику экспедиции. Среди экспонатов - копии работ художника, сделанные во время его путешествия по древнерусским городам и книги из фондов РНБ. Особый интерес представляет издание Н. К. Рериха «Некоторые древности Шелонской пятины и Бежецкого конца» (СПб., 1899) с дарственной надписью автора Николаю Дмитриевичу Поликарпову - русскому архитектору, мастеру московского модерна и автору проекта старообрядческого храма Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке. Труд, созданный еще до экспедиции 1903 года, отражает неподдельный интерес художника к своим археологическим изысканиям и истории Древней Руси.

Культурно-выставочный проект, популяризирующий творческое наследие Н.К. Рериха, после открытия в Санкт-Петербурге, продолжит работу в городах на территории России и Беларуси, по которым проходил маршрут экспедиции Рериха.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Надежда Лебедева » 29 апр 2023, 12:16

Выставочный проект
«Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»
К 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам


https://roerich.museum/roerich_pact_13_04_2023

Началом широкой общественной деятельности Рериха в защиту культуры послужило путешествие «по старине». Летом 1903 года Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной начал двухлетнюю экспедицию по России. Рерихи посетили более 40 городов, связанных с русской историей: Ярославль, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Смоленск, Изборск, Псков и другие.

«Тогда же впервые оформилась мысль о нужности особого охранения святынь народных»,- вспоминал Н.К.Рерих. Спустя несколько десятилетий им был разработан международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха.

Итогом поездки стали около 90 архитектурных этюдов и новые статьи, в которых художник поднял вопрос об огромной художественной ценности древнерусской иконописи и архитектуры и необходимости их охраны и высокопрофессиональной реставрации. Е.И.Рерих на маршруте экспедиции сделала прекрасные фотографии храмов.

К 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам Международный Центр Рерихов проводит программу «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Надеемся, что данный выставочный проект привлечет внимание государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания разрушающихся памятников культуры в своих регионах, что будет способствовать сохранению нашего общего культурного достояния и процветанию нашей Родины.

Города, которые посетили Рерихи во время своего путешествия


Города России.jpg
Города России.jpg (293.57 KiB) 3637 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Надежда Лебедева » 22 май 2023, 12:26

О. Калинкина. Репутация – это не пустое слово

В Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга 15 апреля 2023 года планировалось открытие выставочного проекта Международного Центра Рерихов «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», посвященного 120-летию путешествия Н.К.Рериха по древнерусским городам. Предполагалась трансляция торжественного события. К сожалению, буквально накануне открытия проекта, широкой общественности стало известно, что руководство Российской национальной библиотеки (РНБ) отменило назначенное мероприятие без каких-либо объяснений, как пояснил А.В. Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов (МЦР) [1]. Несмотря на то, что открытие выставки ждали не только жители Санкт-Петербурга, но и других городов, руководство библиотеки не проинформировало общественность об изменениях, связанных с открытием и экспонированием выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Между тем, деятельность общедоступных библиотек должна основываться на признании неотъемлемого права всех граждан страны на качественное, своевременное предоставление информации через организованное библиотечно-информационное обслуживание. Таким образом, людей лишили возможности прикоснуться к древнерусской культуре, красоте и познакомиться с творчеством великого деятеля мирового масштаба, Н.К.Рериха, который трудился для России и завещал народу русскому свое наследие.

Выставочный проект МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» поднимает актуальную для современности проблему сохранения культурного достояния страны, раскрывает большую художественную ценность древнерусской иконописи и архитектуры. Разве эти вопросы, не являются основой формирования культуры подрастающего поколения и его воспитания, что призваны решать библиотеки?

Другой момент важно отметить. В рамках проекта планировались разнообразные культурно-просветительские мероприятия для привлечения внимания государственных и общественных организаций к проблеме охраны и воссоздания разрушающихся памятников старины с целью сохранения нашего великого культурного достояния. Неужели РНБ считает, что такая благородная задача достойна пренебрежения и попирания или она уже решена в пространстве Санкт-Петербурга и не требуется поднимать проблему?

Кроме того, к открытию проекта МЦР долгое время готовилась и сама Российская национальная библиотека: планировалась выставка из отдела эстампов, фотографий и русского книжного фонда, чтобы привлечь внимание посетителей к древнерусской истории, архитектуре, археологии [1]. Но руководство РНБ осуществило столь резкий разворот, отменив в последний момент все договоренности по проекту «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», что даже проигнорировало труд своих библиотечных работников по подготовке к выставке.

Хотелось бы напомнить, что имя Н.К. Рериха тесно связано с Санкт-Петербургом. Этот период жизни дал художнику мощный импульс для дальнейшего раскрытия многих граней его личности как художника, археолога и путешественника, ученого и мыслителя. Малоизвестно, что история продвижения Пакта Рериха зародилась в Санкт-Петербурге. В современном мире принято гордиться связями городов с выдающимися деятелями и популяризировать их наследие. Просвещение, ознакомление с творчеством таких личностей – одна из задач библиотек. Однако ситуация в Санкт-Петербурге с выставкой, посвященной 120-летию путешествия Н.К. Рериха по древнерусским городам, демонстрирует тот факт, что позиция РНБ явно идет вразрез с данной задачей.

Есть еще одна сторона проблемы, которая безусловно отразится на имидже РНБ. Она связана с вопросом формирования надежной репутации в общественной среде, складывающейся из многих составляющих: предоставляемых услуг, их разнообразия и качества, ресурсов библиотек, культуры обслуживания, но, прежде всего, от выполнения взятых на себя обязательств. В данном случае каким образом можно расценивать игнорирование руководством Российской национальной библиотеки условий договора между МЦР и РНБ на проведение выставки «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее»? Возможно ли в будущем полагаться на сотрудничество с РНБ или доверять составленным библиотекой документам о совместной деятельности? В любом случае в памяти останется бесславная страница истории РНБ, связанная с несправедливым отношением к выставке, посвященной Н.К.Рериху. Это может вызвать и сомнения в способности библиотеки устанавливать коммуникативные связи на культурном уровне с другими организациями.

Конечно, библиотеки – наша общая историческая память, что не означает связь только с прошлым, прежде всего они являются основой для культурного развития общества, и эта задача государственного значения. Но возможно ли ее решать на примерах неуважительного отношения к памяти русских деятелей культуры и пренебрежения к обществу, его запросам? Стоит обратиться к мудрости Н.К. Рериха, который отдавал должное библиотекам. «Любящее слово и внимание производят истинное чудо просвещения», – писал о библиотекарях Николай Рерих. Он подчеркивал, что «библиотека существует не только, чтобы распространять знание», она представляет «первые врата просвещения» [2]. Многим стоит над этим подумать.

Литература

1. Открытие выставочного проекта «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее» в Санкт-Петербурге (трансляция) // Официальный сайт Международного Центра Рерихов. Режим доступа: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7677 (дата обращения: 16.04.2023)

2. Рерих Н.К. Сокровище дома // Зажигайте сердца. М.: Мол. гвардия, 1990. С. 181-183.

О. Калинкина

https://www.save-roerich-museum.ru/o-ka ... toe-slovo/


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Открытое обращение Международного Центра Рерихов к министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Сообщение Надежда Лебедева » 16 июн 2023, 17:46

Открытое письмо Вице-президента Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко министру культуры Российской Федерации О.Б. Любимовой

Уважаемая Ольга Борисовна!

На открытое обращение Международного Центра Рерихов (МЦР) к Вам (вх. Министерства культуры № 23-21166 от 26.04.2023 г.), в котором была высказана просьба разобраться в необоснованном запрете на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», которая на основании Договора о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой (РНБ) и Санкт-Петербургским отделением МЦР от 29.03.2023 г. должна была открыться 15.04.2023 года, мы получили два ответа от директора Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ Светланы Даниловны Ермаковой.

Мы благодарим Светлану Даниловну, которая в своем письме от 23.05.2023 г. № 3827-06-1@ дала нам понять, что РНБ, являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, «имеет право самостоятельно определять содержание и конкретные формы своей деятельности». Также С.Д. Ермакова сообщила нам, что на запрос о закрытии выставки МЦР Министерство культуры получило от РНБ ответное письмо от 16.05.2023 г. № 544 (притом, что РНБ так и не ответила на неоднократные запросы МЦР), содержащее информацию, которая была «принята к сведению и рассмотрена уполномоченными лицами». В этом письме Министерства культуры полностью отсутствовали какой-либо анализ и оценка случившегося, а факты и документы, приведенные и представленные в нашем обращении к Вам, уважаемая Ольга Борисовна, были попросту проигнорированы. Поэтому мы вправе предположить, что Министерство культуры согласно с действиями генерального директора РНБ в отношении запрета на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее», рассказывающей о значении деятельности Н.К.Рериха в 1903–1904 гг., направленной на сохранение объектов культурного наследия русской старины.

Николая Константиновича можно по праву назвать основателем общественного движения в России по сохранению красоты старины. Если бы Николай Константинович после своего путешествия по старинным городам Руси в 1903–1904 гг. не обратил внимание общества на значение красоты старины и необходимость ее сохранения, исчезли бы многие уникальные старинные церковные росписи от рук неумелых реставраторов, а многие другие объекты культуры были бы разрушены или уничтожены из-за безразличия властей и общественности. Тогда его труд был высоко оценен, и многое удалось спасти. Но сегодня, оказывается, генеральному директору РНБ г-ну Гронскому не нужен подвижнический труд Н.К. Рериха, поскольку он дает команду отменить открытие выставки, посвященной деятельности Николая Константиновича по сохранению культурного наследия, которая, надеюсь, продолжает еще оставаться важным направлением работы Министерства культуры. Исходя из содержания письма С.Д. Ермаковой, становится понятно, что это направление деятельности Николая Рериха, не пришлось по душе и руководству Министерства культуры, поскольку оно так прореагировало на беспрецедентный запрет генерального директора РНБ на проведение выставки и так страстно пытается оправдать его действия.


Во втором своем письме от 02.06.2023 г. № 41-36-06-1@ директор Департамента региональной политики, образования и проектного управления С.Д. Ермакова проинформировала нас о планах Министерства культуры в 2024 году отметить 150-летний юбилей Н.К. Рериха рядом выставок в государственных музеях страны, за что мы ей искренне благодарны. МЦР приветствует такие мероприятия Министерства культуры. Картины Н.К. Рериха должны быть всегда доступны для наших граждан, ведь живописные полотна великого русского Мастера, как и великие произведения других творцов, несут людям энергию Красоты, без которой наша жизнь погружается во мрак невежества.

Обращает на себя внимание и то, что в своем письме от 02.06.2023 г. Светлана Даниловна пытается всю вину за закрытие выставки МЦР возложить на наше Санкт-Петербургское отделение. Это свидетельствует о том, что руководство Министерства культуры незнакомо с содержанием Договора о сотрудничестве между РНБ и Санкт-Петербургским отделением МЦР от 29.03.2023 г., приложенного к открытому обращению МЦР от 24.04.2023 г. (вх. Министерства культуры № 23-21166 от 26.04.2023 г.), или считает его недостойным своего внимания. Так, в заключительной части письма Светланы Даниловны сказано: «В соответствии с договором о сотрудничестве между РНБ и РОО «СПБ Отделение Международного Центра Рерихов» (далее – Отделение) от 29.03.2023 Отделение приняло на себе обязательства подготовить и провести торжественное открытие выставки в онлайн-формате, организовать экскурсии по тематике выставки, а также другие культурные мероприятия в рамках тематики экспозиции по согласованию с РНБ. Согласно полученной от РНБ информации, в нарушение условий данного договора по состоянию на 14.04.2023 (день, предшествующий открытию выставки) Отделение не представило в библиотеку на согласование необходимую информацию и документы по экспозиции (план торжественного открытия, культурная программа), что сделало невозможным обеспечение подготовки выставки к открытию». Эти ложные утверждения, по-видимому, основаны исключительно на недостоверной информации, полученной от генерального директора РНБ, без учета фактов и документов, приложенных к обращению МЦР.

В соответствии с Договором о сотрудничестве между Санкт-Петербургским отделением МЦР и РНБ от 29.03.2023 г. (далее – Договор) обязанности по подготовке и проведению торжественного открытия выставки возлагались на РНБ, а не на Отделение МЦР:

«2.2. РНБ обязуется:

2.2.2. Организовать монтаж и торжественное открытие выставки.

2.2.3. Согласовать с Отделением план торжественного открытия выставки и ее культурную программу».

В то же время Отделение МЦР самым добросовестным образом подошло к выполнению своих обязанностей по подготовке и проведению открытия выставки, в том числе и в онлайн-формате (в соответствии с пунктом 2.1.3. Договора):

- 11.04.2023 г. на электронную почту заведующего сектором Отдела культурных программ РНБ А.Л. Гоза был отправлен перечень технического оборудования, которое будет использоваться Отделением при открытии выставки;

- 14.04.2023 г. была достигнута договоренность с РНБ о привлечении специалистов Отделения для обеспечения онлайн-трансляции торжественного открытия выставки 15.04.2023 г.

Утверждение о том, что «Отделение не представило в библиотеку на согласование необходимую информацию и документы по экспозиции (план торжественного открытия, культурная программа)» опровергается совокупностью доказательств:

- «Документы по экспозиции» представляют собой Список экспозиционных материалов, являющийся Приложением № 1 к Договору, который был подписан двумя сторонами одновременно с Договором 29.03.2023 г. Сами экспозиционные материалы были переданы представителю РНБ по Акту приема-передачи № 11 от 13.04.2023 г.;

- 07.04.2023 г. на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В. Колясовой (по её просьбе) Отделением было отправлено официальное приглашение Генеральному директору РНБ В.Г. Гронскому с пояснительными материалами по экспозиции и плану её торжественного открытия;

- 11.04.2023 г. на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В. Колясовой Отделением была отправлена афиша торжественного открытия выставки;

- 12.04.2023 г. Отделением была подготовлена и согласована с заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В. Колясовой Программа торжественного открытия выставки, окончательный вариант которой был направлен в РНБ по электронной почте 13.04.2023 г.;

- в рамках Программы торжественного открытия выставки была предусмотрена и культурная программа, которая включала в себя экскурсию по выставке и выступление оркестра «Северная Венеция», которое должно было состояться в Конференц-зале нового здания РНБ сразу после окончания официальной части открытия выставки (программа проведения этого концерта была отправлена на электронную почту заведующей Отделом культурных программ РНБ Н.В. Колясовой ещё 24.03.2023 г.). Отделением была подготовлена афиша запланированного концерта оркестра «Северная Венеция», при этом все средства от продажи билетов на концерт должны были пойти в пользу РНБ. Также Отделение провело работу по рекламе предстоящего концерта в социальных сетях.

РНБ также не выполнила пункт 2.2.6. Договора, в соответствии с которым была обязана «Обеспечить освещение выставки в СМИ, пригласить на открытие выставки почетных гостей и представителей культурной общественности». В результате эту работу провело Отделение МЦР: было отправлено более 40 приглашений на торжественное открытие выставки в правительственные, государственные, научные и культурные организации и дипломатические представительства в Санкт-Петербурге (причём было получено множество подтверждений об участии в открытии выставки представителей этих организаций).

РНБ не выполнила и пункт 2.2.7. Договора: «РНБ обязуется предоставить технические средства для размещения и открытия выставки, видео-телевизор (панель) для демонстрации видеоматериала в рамках тематики выставки». В итоге эту работу провело Отделение МЦР, которое изыскало необходимые технические средства и аппаратуру, а также привлекло специалистов для обеспечения онлайн-трансляции торжественного мероприятия.

В статье «Культура отмены» в РНБ – как руководство библиотеки подменило выставки», опубликованной петербургским информационно-новостным изданием МR7.RU (Мой Район) 15.05.2023 г., корреспондент Дарья Дмитриева сообщает, что, не получив ответа от пресс-службы РНБ о причинах запрета выставки МЦР, она разговаривала с сотрудниками библиотеки, которые ей сообщили, что они «связывают неожиданную отмену экспозиции с неофициальным приказом от министерства культуры». Возможно, так оно и было.

Уважаемая Ольга Борисовна, представленные доказательства убедительно свидетельствуют о том, что у генерального директора РНБ В.Г.Гронского и, вероятно, тех руководителей из Министерства культуры, кто мог отдать такой «неофициальный приказ», не было никаких оснований для запрета на проведение выставки МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Отдавая такой «неофициальный приказ» на закрытие выставки МЦР, г-н Гронский и «иже с ним» проявили, во-первых, негативное отношение к творчеству Н.К. Рериха, культурной деятельности МЦР и других общественных организаций – организаторов выставки; во-вторых, они доказали свое невежество, так как проявили безразличие к важности сохранения красоты старины России и ее значению для будущего развития страны; и, в-третьих, они дискредитируют высокую репутацию руководителей учреждений культуры. В Российской национальной библиотеке хранятся фолианты славной истории нашей Родины, подтверждающие важность работы, проведенной Н.К.Рерихом в своем путешествии по старинным городам России в 1903–1904 гг. Могут ли такие руководители, отдавшие и выполнившие такой «неофициальный приказ», возглавлять учреждения культуры России, если у них проявлен такой негатив к популяризации героической истории Отечества и к нашим соотечественникам, которые составляют пантеон великих деятелей русской культуры, к которым бесспорно относится и Н.К. Рерих?! Думаю, что нет.

Почему, уважаемая Ольга Борисовна, с одной стороны, Министерство культуры планирует проведение государственными музеями страны выставок картин Н.К. Рериха, посвященных знаменательному юбилею великого миротворца, который прославил Россию своим творчеством, а с другой стороны, запрещает проведение выставки МЦР и других общественных организаций, в которой мы обращаем внимание на другую, не менее важную грань творчества великого нашего соотечественника – необходимость сохранения красоты старины!?

Неужели эта грань творчества Николая Константиновича, которая в итоге дала миру так необходимый ему правовой инструмент сохранения и защиты культурного достояния человечества (Пакт Рериха), основные идеи которого легли в основу не только создания и деятельности ЮНЕСКО, но и законодательства России в области охраны культурного наследия, сегодня утратила значение для нашей страны?! Пакт Рериха дает нам также и высокий ориентир нравственного совершенствования, без которого мы не сможем сохранить и развивать Культуру России, которая служит основой для дальнейшего развития страны.

Уважаемая Ольга Борисовна, повторяем нашу просьбу к Вам: дать принципиальную оценку безнравственным действиям генерального директора Российской национальной библиотеки В.Г. Гронского и тех, кто, возможно, отдал ему такой «неофициальный приказ» (если таковые имеются) закрыть выставку МЦР «Красота старины – устой настоящего и мост в будущее». Оставляя без внимания такие неэтичные, а значит, антикультурные действия руководителей учреждений культуры, Министерство культуры России разрушает доверие общества к своей деятельности.

С уважением,

Вице-президент
Международного Центра Рерихов А.В. Стеценко

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7722


Вернуться в «Новости Международного Центра Рерихов»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей