Открытое письмо Рериховского общества г. Заречного Пензенской области председателю Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» Р.И. Батыршину
Уважаемый Радик Ирикович!
Вы являетесь автором идеи программы «Исторический детектив» на телеканале «Мир». О цели передач в рамках этой программы на странице сайта написано: «Беспристрастное расследование громких происшествий, навсегда изменивших ход истории». И далее: «Чтобы разгадать величайшие загадки, телеканал «МИР» пригласил особого эксперта – Николая Валуева».
15 марта 2025 года Н. Валуев рассказывал очередную детективную историю «Разведчик с мольбертом. Тайны тибетской экспедиции Рериха».
Великий русский художник и мыслитель Н.К. Рерих никогда не был разведчиком, но надо было просмотреть 23 минуты не достоверной информации, чтобы в конце передачи услышать, что «в 1993 году были рассекречены документы о Центрально-Азиатской экспедиции, и никаких данных о сотрудничестве ведомства (внешней разведки) с живописцем обнаружено не было». Услышаны ли были эти слова зрителями? Возможно, что не все досмотрели до конца такую передачу. Но за время передачи прозвучало много и других домыслов, умаляющих, очерняющих наших выдающихся соотечественников Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов. Откуда взята информация, не соответствующая действительности? Наверно, из тех же источников, о которых писал сам Н.К.Рерих.
Ещё при жизни художника пытались очернить и русские монархисты, и харбинские фашисты, и церковники, и недобросовестные журналисты, и американские бизнесмены и политики. Но все наветы опровергались самой личностью Н.К.Рериха, его деятельностью и правдой жизни.
В письме от 22.11.1935 года Н.К. Рерих пишет: «В моей жизни враги и завистники не раз пытались постараться. Что только не измышлялось! Шептали, что картин я сам вовсе не пишу, но заказываю их известным художникам. Писались абсолютные небылицы о наших путешествиях. Завистники себе на радость уже трижды меня похоронили, а [я] всё-таки жив. … Утверждали, что я читаю все мысли, что мы завоёвывали целые страны. И в сражениях пули отскакивали от нас. Отводили широчайшее поле какой-то политической деятельности. … И как жалки те, неразумные, легко вовлекаемые в пучину зла слушатели, которые готовы принимать на веру каждый клеветнический вымысел. И ведь мы не можем сказать, чтобы эти слушатели были просто какие-то безграмотные невежды. Плачевно видеть, что разрушители пробираются и на верхи. Что же им ещё остаётся придумать?»
В передаче, посвященной Н.К. Рериху, поражает незнание материалов о жизни семьи Рерихов – перепутаны даже даты жизни Николая Константиновича. Где же заявленный на сайте телеканала «широкий кругозор, знание истории и интерес к искусству» ведущего Н. Валуева?
Подача материала осуществляется на западный манер: сенсация, тайна, слухи – сам не знаю, не читал, но говорят, что… И такой подход бесцеремонного вторжения в жизнь известных деятелей культуры практикуется на Вашем телеканале: созданы передачи о М.В. Ломоносове, А.М. Горьком…
Неужели Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» приличествует уподобляться западным СМИ, унижающим великих деятелей русской культуры?
Н.К. Рерих, вся семья Рерихов – гордость России! Познакомьтесь с жизнью и творчеством Н.К. Рериха в книгах известных рериховедов П.Ф. Беликова и Л.В. Шапошниковой в серии «Жизнь замечательных людей» и расскажите на телеканале «Мир» о Николае Константиновиче Рерихе, который трудился для народа русского, призывал людей к защите Отечества, к знанию и красоте, к миру через Культуру!
Члены Рериховского общества г. Заречного Пензенской области:
Слепова О.В., Попов А.С., Донская В.В., Волкова Е.А., Удод О.А., Овчарова Л.В., Дудорова Н.Н.
https://www.roerichs.com/otkrytoe-pismo ... atyrshinu/
Н.К. Рерих никогда не был разведчиком
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 10260
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
-
- Сообщений: 10260
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Н.К. Рерих никогда не был разведчиком
Е. Рудакова, О. Калинкина. Отзыв о фильме «В поисках Шамбалы. Зачем советское правительство отправило Рериха искать мистическую страну»
Так и хочется воскликнуть: доколе…?! Как долго в России будут умалять ее культурных деятелей, тех, кто составил славу страны, кто формировал ее культуру, науку и слагал будущее?!
Вновь и вновь приходится сталкиваться с искажением жизни и творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) – известного художника, выдающегося деятеля культуры, мыслителя, путешественника, ученого. На этот раз речь идет о фильме «В поисках Шамбалы. Зачем советское правительство отправило Рериха искать мистическую страну». Фильм вышел на ютуб-канале «Центральное Телевидение», его режиссер – М. Насирхоев, сценарист – Д. Рубанов, продюсер – Е. Мордовина.
Уже в аннотации заложено конспирологическое начало, далекое от действительности: «Легендарная экспедиция Николая Рериха 1924 года до сих пор вызывает вопросы ученых и эзотериков. Зачем советское правительство отправило художника искать мистическую страну Шамбалу? Что нашел Рерих и почему эта кампания до сих пор засекречена?». Перед нами типичный пример, когда определенная версия, мало соответствующая реальности, внедряется в массы средствами PR-технологий, несмотря ни на существующие исследования и документы, ни на логичные разумные доводы и аргументы.
В отношении знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1923–1928), о которой идет речь в фильме и его аннотации, отметим: во-первых, путешествие проходило под руководством Н.К. Рериха, и в своих официальных меморандумах он сообщает, что оно совершалось на средства, полученные от продажи личных картин и за счет финансирования американским Музеем имени Николая Рериха [1, с. 461, с. 477], но никак ни советским правительством; во-вторых, никогда Рерихи не делали секрета из своей экспедиции – ее маршрут, цели и задачи определялись Рерихами и хорошо известны благодаря их дневниковым записям, публикациям, письмам и другим документам. Таким образом, советское правительство не имело никакого касательства к экспедиции, ни к ее финансированию, ни к определению целей и задач, ни к снаряжению и прочее, и прочее.
Задачи и цели Центрально-Азиатской экспедиции ставил ее руководитель Н.К. Рерих. Он писал: «Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе. <…> Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов» [2, с. 159-160]. Другой участник Центрально-Азиатской экспедиции ученый Юрий Николаевич Рерих, старший сын Николая Константиновича, характеризовал цели и задачи экспедиции следующим образом: «Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. <…> Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем чтобы подготовить основу для дальнейших серьезных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большое значение мы придавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона.
За годы путешествия по Тянь-Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Западной Монголии и высокогорному Тибету экспедиция открыла многочисленные могильники кочевников, относящиеся к периоду между I и VIII веками, в надежде, что в недалеком будущем здесь будут проведены планомерные археологические раскопки. Во время пребывания экспедиции в Монголии и Тибете было собрано также большое количество тибетских и монгольских книг» [3, с. 4].
Эти и многие другие факты опровергают озвученные в фильме цели Центрально-Азиатской экспедиции, которые сведены к поиску бессмертия, «новейшего оружия», «созданию нового человека». Излишний мистицизм и конспирологический налет помешали авторам фильма разглядеть масштабность и глубину культурно-научной деятельности Рерихов в период грандиозного, но сложного путешествия. Между тем ученые оценивают экспедицию Рерихов как выдающееся явление XX века. В течение пяти лет работы в трудных и опасных условиях был собран большой объем уникального научного материала, и для его обработки, изучения и систематизации понадобился целый научный институт, который и был создан Рерихами в Индии. Это Гималайский институт научных исследований «Урусвати». По мере кропотливого труда с научными материалами результаты экспедиции публиковались Рерихами. В дальнейшем это направление продолжил Международный Центр Рерихов (Москва), которому было передано творческое наследие наших великих соотечественников. Таким образом, никаких секретов и тайн Рерихи не делали из экспедиции и ее результатов, хотя авторы фильма утверждают обратное.
Отметим также, Н.К. Рерих не писал, что он во время экспедиции искал Шамбалу в Гималаях. Безусловно, среди прочего Николая Константиновича интересовали культура, история, фольклор, притчи и старинные знания народов Азии. Он беседовал с учеными ламами, которые приоткрывали Н.К.Рериху многие легенды и сказания. Ламы рассказывали и о легендарной Шамбале, но, как правило, в качестве небесной Страны.
Великая идея Шамбалы существует в разных культурах и религиях. Многие столетия люди искали древнюю страну, сокрытую за снеговыми горными гигантами. Начиная с XX века, это понятие широко распространилось по миру, вызывая самую разную реакцию. Кто-то отрицает реальность Шамбалы, кто-то прикасается к этим знаниям из любопытства, кто-то ведет поиски, чтобы получить богатства и бессмертие… В таких случаях восточный человек не будет раскрывать свои сокровенные знания. Н.К.Рерих подчеркивал, что народы Азии чтут все, что связано с Шамбалой, воспевая прекрасную Обитель. Собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции сведения о Шамбале Н.К. Рерих отразил в своих очерках, дневниках и картинах. В статье «Шамбала Сияющая» Николай Константинович приоткрыл завесу над сложнейшим понятием. Академик, историк Л.В. Шапошникова писала: «Свободно сочетая легенды с реальными фактами, Рерих раскрыл тему удивительно корректно. Он сумел избежать прямолинейных утверждений и однозначной информации. Такая информация, по-своему воспринятая читателями различного уровня сознания и культуры, могла привести к искажениям, неправильным толкования, а подчас и просто к опошлению высоких понятий» [4, с.13].
Обратим внимание и на другой вопрос, который обсуждался в фильме. Его авторы пытались покрыть налетом тайны и мистики дар Рерихов, с которым они приехали в Москву в период Центрально-Азиатской экспедиции (1926 г.) – это ларец и письмо Учителей Востока. Однако для изучающих наследие Рерихов нет тайны ни в послании, ни в содержимом ларца. Текст послания Махатм Востока к советскому народу можно найти в книге П. Беликова и В. Князевой «Рерих» из серии «Жизнь замечательных людей» изданной еще в 1973 году, и других исследовательских работах. В ларце была передана гималайская земля, священная для индийцев. Но кроме этих даров, Рерихи передали советскому правительству знаменитую серию картин Николая Константиновича «Майтрейя», написанную во время Центрально-Азиатской экспедиции. Жаль, что авторы фильма не осветили эту историю, а она весьма поучительна. Уникальные работы Н.К.Рериха не были оценены по достоинству правительством. Они сохранились лишь благодаря А.М.Горькому, у которого находились долгое время. После смерти писателя картины были переданы в Горьковский (ныне Нижегородский) художественный музей, где и хранятся по сей день.
Не прошли авторы фильма и мимо расхожей небылицы о якобы внедрении в экспедицию Н.К.Рериха Якова Блюмкина, агента спецслужб Советского Союза. Закадровый голос в фильме вопрошает: «Кто знает, чем закончилась бы самая известная в мире экспедиция в Тибет, если бы не приставленный к ученым чекист Яков Блюмкин?». Эти домыслы неоднократно опровергали в научных изданиях и статьях историки, журналисты и исследователи наследия Рерихов [5]. Блюмкин не мог находиться в экспедиции Н.К.Рериха, потому что, согласно архивам, в 1924–1926 годах он находился в СССР и не покидал пределов государства [6, с.111]. В 1993 году руководитель пресс-центра Службы внешней разведки Ю.Г.Кобаладзе, выступая на телевидении («Добрый вечер Москва», телеканал МТК, 27.09.1993) и в печати, говорил: «Служба внешней разведки передала архив Рериха Международному Центру Рерихов совершенно открыто на пресс-конференции. Ничего компрометирующего там нет. Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью» [7].
Многие страны считали за честь принимать у себя Н.К. Рериха. С ним сотрудничали известные художники, писатели, деятели культуры, политики. Он известен как миротворец и большой гуманист. В Индии его называли Махариши – Великий мудрец. Потому особенно оскорбительно и нелепо выглядит заставка к фильму, где размещены два фотопортрета: Гитлера – чудовищного преступника перед человечеством, и Н.К. Рериха – защитника культуры, автора Договора о защите культурных ценностей, выступающего за сохранение человечества и мира. С какой целью было задумано подобное лукавство в отношении человека, который во время Великой Отечественной войны все свои силы и средства отдавал Родине для ее победы? Н.К.Рерих и его семья отправляли нашей стране вырученные средства от продажи картин на помощь в борьбе против фашистской Германии. Николай Константинович выступал в СМИ и говорил о грядущей победе русского народа. Он верил в его будущее и ему посвятил многие картины. Также напомним, что Н.К.Рерих был нелицеприятного мнения о канцлере Германии, резко осуждая нападение на Советский Союз: «Некоторые прежде почтенные русские люди вдруг сделались поклонниками Гитлера и даже не стыдились писать нам сюда, уговаривая, что мы неправы, подозревая гнусные происки Гитлера. И такие письма были. Пришлось резко ответить, что нам с Гитлером не по пути» [8, с. 199]; «Не «замай» Россию! Не замай народ русский! Кинулся на Россию безумный Гитлер» [9, с.128]. Подобных оценок Гитлера со стороны Н.К. Рериха немало, и они однозначно характеризуют позицию художника.
Вся жизнь Н.К. Рериха прошла под девизом «Мир через Культуру». Его многогранная деятельность во имя человечества и богатое наследие – художественное, философское, литературное – составили огромное культурное пространство, которому дали название «Держава Рериха»! Но авторы фильма через мнения приглашенных «экспертов» создают совершенно иной образ Николая Константиновича с чуждыми для него качествами и стремлениями. Насколько все это абсурдно, неразумно! «Экспертами» в фильме выступили историки, писатели, разведчики, путешественники. Но, несмотря на звания и достижения в определенные областях, они не известны своими изысканиями в рериховедении, среди них нет исследователей наследия Рерихов. А это не просто важно, это ключевой критерий для отбора экспертов к фильму о Рерихах. Популярные сегодня конспирологические теории, которые озвучивают «эксперты» фильма, скорее предназначены для обывателей. Такие люди предпочитают не углубляться в предлагаемую информацию, а вместо истины отдают преимущество «жареным фактам» из жизни известных личностей… Между тем Н.К.Рерих отвергал подобную конспирологию и мистику: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания» [10, с. 92]. Н.К.Рерих называл себя реалистом-действительником и шел путем знания и опыта.
Н.К. Рерих оставил свое богатейшее наследие России. Он писал: «Для народа русского мы трудились – ему несем знания и достижения»! [11, с. 25-26].
А что же Родина в ответ?!
Примечания
1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: МЦР, 2002.
2. Рерих Н.К. Сердце Азии // Н.Рерих. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
3. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Самарский Дом Печати, 1994.
4. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Николай Рерих. Шамбала. М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
5. 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции 2008. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009; Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Известия. 1993. 22 октября. № 202; Шапошникова Л. Николай Рерих – мыслитель или шпион? // Газета «Вечерняя Москва», 18.11.1994; Умейте быть там, где герои // Газета «Подмосковье, 26.11.1994; Гришаева Г. Кому и зачем это нужно? Правда и ложь вокруг имени Рерихов // Газета «Нива России» № 23 (80), 17-30 декабря 1994; Бондарчук Н. Не замай! Открытое письмо всем культурным организациям России, ближнего и дальнего зарубежья // Газета «Преображение» (г. Тольятти), январь 1995; Ши-ши, или Кое-что о грызунах на ниве российской культуры // Газета «Подмосковье», 23.10.1999; и другие.
6. Стеценко А.В. Современный миф о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции 2008. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009.
7. Дардыкина Н. Мертвые сраму не имут // «Московский Комсомолец» 1995. 14 января.
8. Рерих Н.К. Старые письма // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
9. Рерих Н.К. Респице финем! // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
10. Рерих Н.К. Привет к открытию Болгарской Ассоциации // Н.Рерих. Держава Света. Рига: Виеда, 1992.
11. Рерих Н.К. Четверть века // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
Источник: Комитет защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8333
Н.К. Рерих. "Бум-Эрдени" ["Монгольский героический эпос"]. 1947
Так и хочется воскликнуть: доколе…?! Как долго в России будут умалять ее культурных деятелей, тех, кто составил славу страны, кто формировал ее культуру, науку и слагал будущее?!
Вновь и вновь приходится сталкиваться с искажением жизни и творчества Николая Константиновича Рериха (1874–1947) – известного художника, выдающегося деятеля культуры, мыслителя, путешественника, ученого. На этот раз речь идет о фильме «В поисках Шамбалы. Зачем советское правительство отправило Рериха искать мистическую страну». Фильм вышел на ютуб-канале «Центральное Телевидение», его режиссер – М. Насирхоев, сценарист – Д. Рубанов, продюсер – Е. Мордовина.
Уже в аннотации заложено конспирологическое начало, далекое от действительности: «Легендарная экспедиция Николая Рериха 1924 года до сих пор вызывает вопросы ученых и эзотериков. Зачем советское правительство отправило художника искать мистическую страну Шамбалу? Что нашел Рерих и почему эта кампания до сих пор засекречена?». Перед нами типичный пример, когда определенная версия, мало соответствующая реальности, внедряется в массы средствами PR-технологий, несмотря ни на существующие исследования и документы, ни на логичные разумные доводы и аргументы.
В отношении знаменитой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха (1923–1928), о которой идет речь в фильме и его аннотации, отметим: во-первых, путешествие проходило под руководством Н.К. Рериха, и в своих официальных меморандумах он сообщает, что оно совершалось на средства, полученные от продажи личных картин и за счет финансирования американским Музеем имени Николая Рериха [1, с. 461, с. 477], но никак ни советским правительством; во-вторых, никогда Рерихи не делали секрета из своей экспедиции – ее маршрут, цели и задачи определялись Рерихами и хорошо известны благодаря их дневниковым записям, публикациям, письмам и другим документам. Таким образом, советское правительство не имело никакого касательства к экспедиции, ни к ее финансированию, ни к определению целей и задач, ни к снаряжению и прочее, и прочее.
Задачи и цели Центрально-Азиатской экспедиции ставил ее руководитель Н.К. Рерих. Он писал: «Конечно, мое главное устремление, как художника, было к художественной работе. <…> Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов» [2, с. 159-160]. Другой участник Центрально-Азиатской экспедиции ученый Юрий Николаевич Рерих, старший сын Николая Константиновича, характеризовал цели и задачи экспедиции следующим образом: «Главной целью экспедиции было создание живописной панорамы земель и народов Внутренней Азии. <…> Вторая задача экспедиции состояла в проведении археологической разведки, с тем чтобы подготовить основу для дальнейших серьезных исследований этих малоизученных районов Внутренней Азии. И наконец, большое значение мы придавали сбору этнографического и лингвистического материала, характеризующего древние культуры региона.
За годы путешествия по Тянь-Шаню, степным областям Джунгарии, Алтаю, горам Юго-Западной Монголии и высокогорному Тибету экспедиция открыла многочисленные могильники кочевников, относящиеся к периоду между I и VIII веками, в надежде, что в недалеком будущем здесь будут проведены планомерные археологические раскопки. Во время пребывания экспедиции в Монголии и Тибете было собрано также большое количество тибетских и монгольских книг» [3, с. 4].
Эти и многие другие факты опровергают озвученные в фильме цели Центрально-Азиатской экспедиции, которые сведены к поиску бессмертия, «новейшего оружия», «созданию нового человека». Излишний мистицизм и конспирологический налет помешали авторам фильма разглядеть масштабность и глубину культурно-научной деятельности Рерихов в период грандиозного, но сложного путешествия. Между тем ученые оценивают экспедицию Рерихов как выдающееся явление XX века. В течение пяти лет работы в трудных и опасных условиях был собран большой объем уникального научного материала, и для его обработки, изучения и систематизации понадобился целый научный институт, который и был создан Рерихами в Индии. Это Гималайский институт научных исследований «Урусвати». По мере кропотливого труда с научными материалами результаты экспедиции публиковались Рерихами. В дальнейшем это направление продолжил Международный Центр Рерихов (Москва), которому было передано творческое наследие наших великих соотечественников. Таким образом, никаких секретов и тайн Рерихи не делали из экспедиции и ее результатов, хотя авторы фильма утверждают обратное.
Отметим также, Н.К. Рерих не писал, что он во время экспедиции искал Шамбалу в Гималаях. Безусловно, среди прочего Николая Константиновича интересовали культура, история, фольклор, притчи и старинные знания народов Азии. Он беседовал с учеными ламами, которые приоткрывали Н.К.Рериху многие легенды и сказания. Ламы рассказывали и о легендарной Шамбале, но, как правило, в качестве небесной Страны.
Великая идея Шамбалы существует в разных культурах и религиях. Многие столетия люди искали древнюю страну, сокрытую за снеговыми горными гигантами. Начиная с XX века, это понятие широко распространилось по миру, вызывая самую разную реакцию. Кто-то отрицает реальность Шамбалы, кто-то прикасается к этим знаниям из любопытства, кто-то ведет поиски, чтобы получить богатства и бессмертие… В таких случаях восточный человек не будет раскрывать свои сокровенные знания. Н.К.Рерих подчеркивал, что народы Азии чтут все, что связано с Шамбалой, воспевая прекрасную Обитель. Собранные во время Центрально-Азиатской экспедиции сведения о Шамбале Н.К. Рерих отразил в своих очерках, дневниках и картинах. В статье «Шамбала Сияющая» Николай Константинович приоткрыл завесу над сложнейшим понятием. Академик, историк Л.В. Шапошникова писала: «Свободно сочетая легенды с реальными фактами, Рерих раскрыл тему удивительно корректно. Он сумел избежать прямолинейных утверждений и однозначной информации. Такая информация, по-своему воспринятая читателями различного уровня сознания и культуры, могла привести к искажениям, неправильным толкования, а подчас и просто к опошлению высоких понятий» [4, с.13].
Обратим внимание и на другой вопрос, который обсуждался в фильме. Его авторы пытались покрыть налетом тайны и мистики дар Рерихов, с которым они приехали в Москву в период Центрально-Азиатской экспедиции (1926 г.) – это ларец и письмо Учителей Востока. Однако для изучающих наследие Рерихов нет тайны ни в послании, ни в содержимом ларца. Текст послания Махатм Востока к советскому народу можно найти в книге П. Беликова и В. Князевой «Рерих» из серии «Жизнь замечательных людей» изданной еще в 1973 году, и других исследовательских работах. В ларце была передана гималайская земля, священная для индийцев. Но кроме этих даров, Рерихи передали советскому правительству знаменитую серию картин Николая Константиновича «Майтрейя», написанную во время Центрально-Азиатской экспедиции. Жаль, что авторы фильма не осветили эту историю, а она весьма поучительна. Уникальные работы Н.К.Рериха не были оценены по достоинству правительством. Они сохранились лишь благодаря А.М.Горькому, у которого находились долгое время. После смерти писателя картины были переданы в Горьковский (ныне Нижегородский) художественный музей, где и хранятся по сей день.
Не прошли авторы фильма и мимо расхожей небылицы о якобы внедрении в экспедицию Н.К.Рериха Якова Блюмкина, агента спецслужб Советского Союза. Закадровый голос в фильме вопрошает: «Кто знает, чем закончилась бы самая известная в мире экспедиция в Тибет, если бы не приставленный к ученым чекист Яков Блюмкин?». Эти домыслы неоднократно опровергали в научных изданиях и статьях историки, журналисты и исследователи наследия Рерихов [5]. Блюмкин не мог находиться в экспедиции Н.К.Рериха, потому что, согласно архивам, в 1924–1926 годах он находился в СССР и не покидал пределов государства [6, с.111]. В 1993 году руководитель пресс-центра Службы внешней разведки Ю.Г.Кобаладзе, выступая на телевидении («Добрый вечер Москва», телеканал МТК, 27.09.1993) и в печати, говорил: «Служба внешней разведки передала архив Рериха Международному Центру Рерихов совершенно открыто на пресс-конференции. Ничего компрометирующего там нет. Если бы Рерих был нашим разведчиком, мы сказали бы об этом с гордостью» [7].
Многие страны считали за честь принимать у себя Н.К. Рериха. С ним сотрудничали известные художники, писатели, деятели культуры, политики. Он известен как миротворец и большой гуманист. В Индии его называли Махариши – Великий мудрец. Потому особенно оскорбительно и нелепо выглядит заставка к фильму, где размещены два фотопортрета: Гитлера – чудовищного преступника перед человечеством, и Н.К. Рериха – защитника культуры, автора Договора о защите культурных ценностей, выступающего за сохранение человечества и мира. С какой целью было задумано подобное лукавство в отношении человека, который во время Великой Отечественной войны все свои силы и средства отдавал Родине для ее победы? Н.К.Рерих и его семья отправляли нашей стране вырученные средства от продажи картин на помощь в борьбе против фашистской Германии. Николай Константинович выступал в СМИ и говорил о грядущей победе русского народа. Он верил в его будущее и ему посвятил многие картины. Также напомним, что Н.К.Рерих был нелицеприятного мнения о канцлере Германии, резко осуждая нападение на Советский Союз: «Некоторые прежде почтенные русские люди вдруг сделались поклонниками Гитлера и даже не стыдились писать нам сюда, уговаривая, что мы неправы, подозревая гнусные происки Гитлера. И такие письма были. Пришлось резко ответить, что нам с Гитлером не по пути» [8, с. 199]; «Не «замай» Россию! Не замай народ русский! Кинулся на Россию безумный Гитлер» [9, с.128]. Подобных оценок Гитлера со стороны Н.К. Рериха немало, и они однозначно характеризуют позицию художника.
Вся жизнь Н.К. Рериха прошла под девизом «Мир через Культуру». Его многогранная деятельность во имя человечества и богатое наследие – художественное, философское, литературное – составили огромное культурное пространство, которому дали название «Держава Рериха»! Но авторы фильма через мнения приглашенных «экспертов» создают совершенно иной образ Николая Константиновича с чуждыми для него качествами и стремлениями. Насколько все это абсурдно, неразумно! «Экспертами» в фильме выступили историки, писатели, разведчики, путешественники. Но, несмотря на звания и достижения в определенные областях, они не известны своими изысканиями в рериховедении, среди них нет исследователей наследия Рерихов. А это не просто важно, это ключевой критерий для отбора экспертов к фильму о Рерихах. Популярные сегодня конспирологические теории, которые озвучивают «эксперты» фильма, скорее предназначены для обывателей. Такие люди предпочитают не углубляться в предлагаемую информацию, а вместо истины отдают преимущество «жареным фактам» из жизни известных личностей… Между тем Н.К.Рерих отвергал подобную конспирологию и мистику: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания» [10, с. 92]. Н.К.Рерих называл себя реалистом-действительником и шел путем знания и опыта.
Н.К. Рерих оставил свое богатейшее наследие России. Он писал: «Для народа русского мы трудились – ему несем знания и достижения»! [11, с. 25-26].
А что же Родина в ответ?!
Примечания
1. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 4. М.: МЦР, 2002.
2. Рерих Н.К. Сердце Азии // Н.Рерих. Цветы Мории; Пути Благословения; Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992.
3. Рерих Ю.Н. По тропам Срединной Азии. Самара: Самарский Дом Печати, 1994.
4. Шапошникова Л.В. Послание грядущей эволюции // Николай Рерих. Шамбала. М.: Международный Центр Рерихов, 2000.
5. 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции 2008. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009; Шальнев А. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Известия. 1993. 22 октября. № 202; Шапошникова Л. Николай Рерих – мыслитель или шпион? // Газета «Вечерняя Москва», 18.11.1994; Умейте быть там, где герои // Газета «Подмосковье, 26.11.1994; Гришаева Г. Кому и зачем это нужно? Правда и ложь вокруг имени Рерихов // Газета «Нива России» № 23 (80), 17-30 декабря 1994; Бондарчук Н. Не замай! Открытое письмо всем культурным организациям России, ближнего и дальнего зарубежья // Газета «Преображение» (г. Тольятти), январь 1995; Ши-ши, или Кое-что о грызунах на ниве российской культуры // Газета «Подмосковье», 23.10.1999; и другие.
6. Стеценко А.В. Современный миф о Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха // 80 лет Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Материалы Международной научно-общественной конференции 2008. М.: Международный Центр Рерихов; Мастер-Банк, 2009.
7. Дардыкина Н. Мертвые сраму не имут // «Московский Комсомолец» 1995. 14 января.
8. Рерих Н.К. Старые письма // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
9. Рерих Н.К. Респице финем! // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
10. Рерих Н.К. Привет к открытию Болгарской Ассоциации // Н.Рерих. Держава Света. Рига: Виеда, 1992.
11. Рерих Н.К. Четверть века // Н.К.Рерих. Листы дневника. В 3 т. Т. 3. М.: МЦР, 2002.
Источник: Комитет защиты общественного Музея имени Н.К. Рериха
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8333
Н.К. Рерих. "Бум-Эрдени" ["Монгольский героический эпос"]. 1947
-
- Сообщений: 10260
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Н.К. Рерих никогда не был разведчиком
Основная тема на Форуме https://icr-friends-forum.ru/viewtopic.php?t=1517
-
- Сообщений: 10260
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Н.К. Рерих никогда не был разведчиком
Новости из альтернативной реальности в газете «Караван»
И.А. Садовская
О статье «Степная бондиана: как работали в Казахстане иностранные шпионы»
3 июля на сайте газеты «Караван», в разделе «Новости» появилась статья Владислава Кожухаря под названием «Степная бондиана: как работали в Казахстане иностранные шпионы». Термин «бондиана» сразу отсылает нас к «творчеству» писателя Яна Флеминга и герою его многочисленных романов агенту 007 Джеймсу Бонду. Общеизвестно, что содержание этих произведений имеет более чем отдаленное отношение как к методам работы настоящей английской разведки, так и к странам, в которых происходило их действие. Но автор статьи в «Караване» явно решил превзойти своего британского предшественника и перенести свою статью и всё, что в ней написано вообще в какую-то альтернативную реальность.
В той альтернативной реальности, сильно отличающейся от нашей, со времен чуть ли не Чингиз-хана и до конца ХХ века в стране под названием Казахстан происходили удивительные события. Эти события становятся ещё удивительней, если учесть, что до начала ХХ века государства с таким названием не существовало. А была Великая Степь, которая со второй половины ХVIII века начала постепенно присоединяться к Российской империи.
В нашей, не альтернативной реальности, в веке девятнадцатом не существовало и этнонима «казах». Во всех исторических документах эти степи были населены, по тогдашней терминологии, киргиз-кайсаками. Лишь в ХХ веке, уже при советской власти появилась сначала Казахская автономная республика в составе РСФСР [1], а затем и Казахская ССР как отдельная республика Советского Союза [2].
Но в альтернативной реальности с давних времен Казахстан был богатой и могучей страной, в которую стремились пробраться шпионы как России, так и Англии. То под видом дервишей, то как путешественники. Российские и английские шпионы были очень глупыми и ничего не понимали. Местные жители рассказывали им всякие сказки, а те верили и отправляли в свои страны глупые донесения. Или, переодевшись в дервишей и гадателей, собирали сведения и шифровали их при помощи стежков на заплатах своих лохмотьев.
Что вы хотите? Это же альтернативная реальность, в которой не существовало ни академика В.В. Радлова (1837 – 1918) [3], путешествовавшего по здешним степям в ХIХ веке из Сибири в Восточный Туркестан (территория Китая), ни востоковеда А.М. Позднеева (1851 – 1920), ни путешественника Н.М. Пржевальского (1839 – 1888), которые в нашей реальности исследовали эти земли, ни выдающихся географов Г.М. Потанина (1835 – 1920) и П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827 – 1914). Не было, разумеется, в альтернативной реальности ни офицера русского Генерального штаба Чокана Валиханова [4], ни крупного царского чиновника, выдающегося педагога и исследователя жизни и быта киргизов Ибрая Алтынсарина [5].
Впрочем, не все иностранные шпионы в альтернативной реальности были такими тупыми. Был, например германский шпион, племянник философа Фридриха Ницше, которому удалось совершить совершенно фантастическое деяние – он в 1939 году устроил диверсию на Актюбинском нефтеперерабатывающем заводе, который был создан только в 1970 году [6]. Джеймс Бонд обзавидуется.
И всё бы ничего, но тут в статью про альтернативную реальность вдруг попадает вполне реальный человек. До этого автор благоразумно избегал персоналий, за исключением личностей трудно проверяемых, типа племянника Ф. Ницше. Но случился, наверное «сбой в матрице» и в альтернативном Казахстане появился Николай Константинович Рерих (1874 – 1947 гг.), великий художник, мыслитель, писатель, общественный деятель, путешественник, инициатор первого международного договора об охране культурных ценностей - Пакта Рериха.
В реальности Н.К. Рерих действительно в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1925-1928 гг.) посетил территорию Казахстана. Это произошло в 1926 году по пути из Синьцзяна в Москву. В составе экспедиции Н.К. Рериха на момент пересечения границы были супруга художника Елена Ивановна, старший сын Юрий, а также лама Лобзанг и юноша Рамзана, присоединившиеся к экспедиции ещё в Ладакхе (Индия). 28 мая члены экспедиции пересекли границу Советского Союза и Китая на пограничном посту Кузеунь, проследовали на гужевом транспорте до озера Зайсан (ныне Бухтарминское водохранилище) и 1 июня на пристани Тополев Мыс [7] сели на пароход. Далее сотрудники экспедиции проплыли по Иртышу и уже 8 июня были в Омске, где пересели на поезд. Таким образом весь путь от границы до Омска составил менее двух недель. Когда пароход прибывал в города, где были подходящие для разгрузки и погрузки товаров пристани (а это Усть-Камногорск, Семипалатинск и Павлодар [8]), Рерихи на несколько часов спускались на берег и с интересом наблюдали за изменениями, которые произошли на Родине за прошедшие с их отъезда 10 лет. Этот путь был подробно описан Н.К. Рерихом в книгах «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», созданных на основе путевых дневников экспедици [9].
Но это реальность, в которой мы все живем.
А в той, альтернативной, реальности Николай Рерих был простым ученым, и не только шпионил на две разведки сразу (советскую и английскую, не спрашивайте, как это возможно, особенно на территории СССР), но ещё и собирался построить около Усть-Каменогорска, мимо которого он проплывал на пароходе, собственный город. Сайт газеты «Караван» всё стерпит…
В альтернативной реальности альтернативному Рериху не повезло. Он был окружен плотным кольцом из агентов ОГПУ, возглавляемых неким Яковом Блюмкиным – привет Олегу Шишкину, который в своём, российском варианте бондианы попытался из этого вполне рядового сотрудника спецслужбы вылепить некое подобие Джеймса Бонда, всемогущего и вездесущего. Получилось так себе – все придуманное О. Шишкиным легко опровергалось архивными документами [10], и газета, опубликовавшая его измышления, вынуждена была по суду разместить опровержение, о чем рассказывается даже в Википедии [11]. Но Шишкина это, разумеется, не остановило. Он и по сей день продолжает сочинять мало адекватные опусы на эту тему.
Оставим, однако, бондиану российскую и вернемся к нашей, степной.
Не будем подробно останавливаться на том, как стада иностранных разведчиков в 90-е годы вытоптали Казахстан, чтобы выведать Великий Секрет Семипалатинского полигона и других выдумках, которые слишком фантастичны даже для альтернативной реальности. Просто напоследок восхитимся историей, как в 90-е годы иранцы пытались создать в западном Казахстане свой халифат. В нашей реальной жизни мы хорошо помним, как в 90-е годы в Казахстан широкой рекой хлынули разнообразные проповедники «чистого, подлинного и т.д.» ислама. Кого там только не было! – а не было там иранских проповедников, потому что в нашей реальности в Иране распространен ислам шиитского толка. В отличие от Саудовской Аравии, многочисленных эмиратов и наконец, Турции, где так же, как и в Казахстане главенствуют сунниты, которые спокон века враждуют с шиитами. Так что иранские проповедники и их зловещие планы могут свободно существовать только в альтернативной реальности.
И хватит, пожалуй. Путешествия по альтернативной реальности отнюдь не безобидны, особенно для тех, кто не умеет отличать правду от вымысла.
Пожелаем автору этого бреда поскорее переквалифицироваться в писателя-фантаста. Там ему сможет пригодиться полёт фантазии, не ограниченный рамками нашей суровой действительности.
А газете «Караван» мы посоветуем создать новую рубрику и назвать её «Альтернативная реальность», в которой можно будет публиковать подобные фантастические истории. Ну или просто не допускать публикации на своем сайте такой чепухи. Но этот последний вариант, увы, слишком фантастичен для нашей реальности…
Садовская И.А.
Июль, 2025 г.
1. 26 августа 1920 года была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика с административным центром в Оренбурге. Данное название было обусловлено тем, что до революции казахов в России называли киргизами или киргиз-кайсаками, а самих киргизов — кара-киргизами, бурутами, дикокаменными киргизами. Эта традиция сохранялась и в первые годы советской власти, поэтому первоначально республика получила название Киргизской АССР, тогда как киргизская автономия до мая 1925 года именовалась Кара-Киргизской. В июне 1925, после национально-территориального размежевания Средней Азии, республика была переименована в Казакскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Причиной стало изменение русского наименования казахского этноса, для которого официально утвердили написание «казаки». В феврале 1936 года вновь было изменено русское наименование казахского этноса — вместо прежнего «казаки» было принято современное написание «казахи», соответственно Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР. […] Впоследствии в советской историографии закрепилось название «Казахская АССР»; данное название используется в современных казахстанских и российских изданиях. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахская ... Республика
2. 5 декабря 1936 года Казахская АССР была выведена из состава РСФСР и ей был придан статус союзной республики под названием Казахская ССР. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахская ... Республика
3. См. В.В. Радлов «Из Сибири. Страницы дневника». Пер. с немецкого, М. Главная редакция восточной литературы, 1989
4. Валиханов Чокан Чингисович (наст. имя – Мухаммед-Ханафия; 1835 - 1865) – казахский ученый, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также офицер разведывательного управления Главного штаба Российской армии.
5. Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин; 1841 - 1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: Казахская хрестоматия (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.
6. См. Актобе нефтепереработка https://www.aktoberefinery.kz/, также "Он нашёл в Актюбинской области нефть и газ" // Диапазон [Электронный ресурс]. URL: https://diapazon.kz/news/127815-on-nash ... neft-i-gaz
7. Также сейчас затоплен Бухтарминским водохранилищем.
8. В городе Павлодар в память экспедиции Рерихов установлена мемориальная доска на набережной Иртыша. См. Мемориальная доска, посвященная пребыванию Рерихов в Павлодаре (Казахстан) // «Сердце Азии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roerich.kz/publication-rm/r ... eriham.htm
9. См. Рерих Н.К. Фрагменты книги "Алтай - Гималаи" (казахстанский этап Центрально-Азиатской экспедиции. Май-июнь, 1926 г.) // «Сердце Азии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roerich.kz/publication/al-gim-kaz.htm
10. Александр Шальнев. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Международный Центр Рерихов [Электронный ресурс]. URL: https://icr.su/sbt1/sbt1gl5_3.htm
11. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шишкин,_Олег_Анатольевич (примечание 2)
https://dzen.ru/a/aGp3PthxNU7hNMTj
И.А. Садовская
О статье «Степная бондиана: как работали в Казахстане иностранные шпионы»
3 июля на сайте газеты «Караван», в разделе «Новости» появилась статья Владислава Кожухаря под названием «Степная бондиана: как работали в Казахстане иностранные шпионы». Термин «бондиана» сразу отсылает нас к «творчеству» писателя Яна Флеминга и герою его многочисленных романов агенту 007 Джеймсу Бонду. Общеизвестно, что содержание этих произведений имеет более чем отдаленное отношение как к методам работы настоящей английской разведки, так и к странам, в которых происходило их действие. Но автор статьи в «Караване» явно решил превзойти своего британского предшественника и перенести свою статью и всё, что в ней написано вообще в какую-то альтернативную реальность.
В той альтернативной реальности, сильно отличающейся от нашей, со времен чуть ли не Чингиз-хана и до конца ХХ века в стране под названием Казахстан происходили удивительные события. Эти события становятся ещё удивительней, если учесть, что до начала ХХ века государства с таким названием не существовало. А была Великая Степь, которая со второй половины ХVIII века начала постепенно присоединяться к Российской империи.
В нашей, не альтернативной реальности, в веке девятнадцатом не существовало и этнонима «казах». Во всех исторических документах эти степи были населены, по тогдашней терминологии, киргиз-кайсаками. Лишь в ХХ веке, уже при советской власти появилась сначала Казахская автономная республика в составе РСФСР [1], а затем и Казахская ССР как отдельная республика Советского Союза [2].
Но в альтернативной реальности с давних времен Казахстан был богатой и могучей страной, в которую стремились пробраться шпионы как России, так и Англии. То под видом дервишей, то как путешественники. Российские и английские шпионы были очень глупыми и ничего не понимали. Местные жители рассказывали им всякие сказки, а те верили и отправляли в свои страны глупые донесения. Или, переодевшись в дервишей и гадателей, собирали сведения и шифровали их при помощи стежков на заплатах своих лохмотьев.
Что вы хотите? Это же альтернативная реальность, в которой не существовало ни академика В.В. Радлова (1837 – 1918) [3], путешествовавшего по здешним степям в ХIХ веке из Сибири в Восточный Туркестан (территория Китая), ни востоковеда А.М. Позднеева (1851 – 1920), ни путешественника Н.М. Пржевальского (1839 – 1888), которые в нашей реальности исследовали эти земли, ни выдающихся географов Г.М. Потанина (1835 – 1920) и П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827 – 1914). Не было, разумеется, в альтернативной реальности ни офицера русского Генерального штаба Чокана Валиханова [4], ни крупного царского чиновника, выдающегося педагога и исследователя жизни и быта киргизов Ибрая Алтынсарина [5].
Впрочем, не все иностранные шпионы в альтернативной реальности были такими тупыми. Был, например германский шпион, племянник философа Фридриха Ницше, которому удалось совершить совершенно фантастическое деяние – он в 1939 году устроил диверсию на Актюбинском нефтеперерабатывающем заводе, который был создан только в 1970 году [6]. Джеймс Бонд обзавидуется.
И всё бы ничего, но тут в статью про альтернативную реальность вдруг попадает вполне реальный человек. До этого автор благоразумно избегал персоналий, за исключением личностей трудно проверяемых, типа племянника Ф. Ницше. Но случился, наверное «сбой в матрице» и в альтернативном Казахстане появился Николай Константинович Рерих (1874 – 1947 гг.), великий художник, мыслитель, писатель, общественный деятель, путешественник, инициатор первого международного договора об охране культурных ценностей - Пакта Рериха.
В реальности Н.К. Рерих действительно в ходе Центрально-Азиатской экспедиции (1925-1928 гг.) посетил территорию Казахстана. Это произошло в 1926 году по пути из Синьцзяна в Москву. В составе экспедиции Н.К. Рериха на момент пересечения границы были супруга художника Елена Ивановна, старший сын Юрий, а также лама Лобзанг и юноша Рамзана, присоединившиеся к экспедиции ещё в Ладакхе (Индия). 28 мая члены экспедиции пересекли границу Советского Союза и Китая на пограничном посту Кузеунь, проследовали на гужевом транспорте до озера Зайсан (ныне Бухтарминское водохранилище) и 1 июня на пристани Тополев Мыс [7] сели на пароход. Далее сотрудники экспедиции проплыли по Иртышу и уже 8 июня были в Омске, где пересели на поезд. Таким образом весь путь от границы до Омска составил менее двух недель. Когда пароход прибывал в города, где были подходящие для разгрузки и погрузки товаров пристани (а это Усть-Камногорск, Семипалатинск и Павлодар [8]), Рерихи на несколько часов спускались на берег и с интересом наблюдали за изменениями, которые произошли на Родине за прошедшие с их отъезда 10 лет. Этот путь был подробно описан Н.К. Рерихом в книгах «Алтай-Гималаи» и «Сердце Азии», созданных на основе путевых дневников экспедици [9].
Но это реальность, в которой мы все живем.
А в той, альтернативной, реальности Николай Рерих был простым ученым, и не только шпионил на две разведки сразу (советскую и английскую, не спрашивайте, как это возможно, особенно на территории СССР), но ещё и собирался построить около Усть-Каменогорска, мимо которого он проплывал на пароходе, собственный город. Сайт газеты «Караван» всё стерпит…
В альтернативной реальности альтернативному Рериху не повезло. Он был окружен плотным кольцом из агентов ОГПУ, возглавляемых неким Яковом Блюмкиным – привет Олегу Шишкину, который в своём, российском варианте бондианы попытался из этого вполне рядового сотрудника спецслужбы вылепить некое подобие Джеймса Бонда, всемогущего и вездесущего. Получилось так себе – все придуманное О. Шишкиным легко опровергалось архивными документами [10], и газета, опубликовавшая его измышления, вынуждена была по суду разместить опровержение, о чем рассказывается даже в Википедии [11]. Но Шишкина это, разумеется, не остановило. Он и по сей день продолжает сочинять мало адекватные опусы на эту тему.
Оставим, однако, бондиану российскую и вернемся к нашей, степной.
Не будем подробно останавливаться на том, как стада иностранных разведчиков в 90-е годы вытоптали Казахстан, чтобы выведать Великий Секрет Семипалатинского полигона и других выдумках, которые слишком фантастичны даже для альтернативной реальности. Просто напоследок восхитимся историей, как в 90-е годы иранцы пытались создать в западном Казахстане свой халифат. В нашей реальной жизни мы хорошо помним, как в 90-е годы в Казахстан широкой рекой хлынули разнообразные проповедники «чистого, подлинного и т.д.» ислама. Кого там только не было! – а не было там иранских проповедников, потому что в нашей реальности в Иране распространен ислам шиитского толка. В отличие от Саудовской Аравии, многочисленных эмиратов и наконец, Турции, где так же, как и в Казахстане главенствуют сунниты, которые спокон века враждуют с шиитами. Так что иранские проповедники и их зловещие планы могут свободно существовать только в альтернативной реальности.
И хватит, пожалуй. Путешествия по альтернативной реальности отнюдь не безобидны, особенно для тех, кто не умеет отличать правду от вымысла.
Пожелаем автору этого бреда поскорее переквалифицироваться в писателя-фантаста. Там ему сможет пригодиться полёт фантазии, не ограниченный рамками нашей суровой действительности.
А газете «Караван» мы посоветуем создать новую рубрику и назвать её «Альтернативная реальность», в которой можно будет публиковать подобные фантастические истории. Ну или просто не допускать публикации на своем сайте такой чепухи. Но этот последний вариант, увы, слишком фантастичен для нашей реальности…
Садовская И.А.
Июль, 2025 г.
1. 26 августа 1920 года была образована Автономная Киргизская Социалистическая Советская Республика с административным центром в Оренбурге. Данное название было обусловлено тем, что до революции казахов в России называли киргизами или киргиз-кайсаками, а самих киргизов — кара-киргизами, бурутами, дикокаменными киргизами. Эта традиция сохранялась и в первые годы советской власти, поэтому первоначально республика получила название Киргизской АССР, тогда как киргизская автономия до мая 1925 года именовалась Кара-Киргизской. В июне 1925, после национально-территориального размежевания Средней Азии, республика была переименована в Казакскую Автономную Советскую Социалистическую Республику. Причиной стало изменение русского наименования казахского этноса, для которого официально утвердили написание «казаки». В феврале 1936 года вновь было изменено русское наименование казахского этноса — вместо прежнего «казаки» было принято современное написание «казахи», соответственно Казакская АССР была переименована в Казахскую АССР. […] Впоследствии в советской историографии закрепилось название «Казахская АССР»; данное название используется в современных казахстанских и российских изданиях. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахская ... Республика
2. 5 декабря 1936 года Казахская АССР была выведена из состава РСФСР и ей был придан статус союзной республики под названием Казахская ССР. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Казахская ... Республика
3. См. В.В. Радлов «Из Сибири. Страницы дневника». Пер. с немецкого, М. Главная редакция восточной литературы, 1989
4. Валиханов Чокан Чингисович (наст. имя – Мухаммед-Ханафия; 1835 - 1865) – казахский ученый, историк, этнограф и фольклорист, путешественник, просветитель, а также офицер разведывательного управления Главного штаба Российской армии.
5. Ибрай Алтынсарин (каз. Ыбырай Алтынсарин; 1841 - 1889) — казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, учёный-этнограф. Автор казахских учебников: Казахская хрестоматия (1879; 2 изд., 1906) и «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку» (1879), автор басен и рассказов, а также переводов Л. Н. Толстого, И. А. Крылова.
6. См. Актобе нефтепереработка https://www.aktoberefinery.kz/, также "Он нашёл в Актюбинской области нефть и газ" // Диапазон [Электронный ресурс]. URL: https://diapazon.kz/news/127815-on-nash ... neft-i-gaz
7. Также сейчас затоплен Бухтарминским водохранилищем.
8. В городе Павлодар в память экспедиции Рерихов установлена мемориальная доска на набережной Иртыша. См. Мемориальная доска, посвященная пребыванию Рерихов в Павлодаре (Казахстан) // «Сердце Азии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roerich.kz/publication-rm/r ... eriham.htm
9. См. Рерих Н.К. Фрагменты книги "Алтай - Гималаи" (казахстанский этап Центрально-Азиатской экспедиции. Май-июнь, 1926 г.) // «Сердце Азии» [Электронный ресурс]. URL: https://www.roerich.kz/publication/al-gim-kaz.htm
10. Александр Шальнев. Николай Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют документы из секретных архивов разведки // Международный Центр Рерихов [Электронный ресурс]. URL: https://icr.su/sbt1/sbt1gl5_3.htm
11. См. https://ru.wikipedia.org/wiki/Шишкин,_Олег_Анатольевич (примечание 2)
https://dzen.ru/a/aGp3PthxNU7hNMTj
Вернуться в «"Не раскрывайте случайных книг..."»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей