75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 19 окт 2017, 10:24

Алексей Мейкшан

Рериховские группы в Прибалтике в послевоенный период


В 1956 году рериховцы Латвии и Литвы были освобождены из ГУЛАГа. С них были сняты все обвинения. Но при этом чтение или даже хранение Учения Живой Этики могло повлечь проблемы вплоть до нового тюремного срока.
Но жизнь не останавливалась. Члены Обществ встречались, поддерживали переписку, ездили в Москву к Юрию Николаевичу Рериху. И постепенно к этим людям подходили новенькие.. Т.е., те, кто либо хотел узнать что-то глубже о творчестве Рерихов или те, у кого были сложные вопросы о жизни, на которые они не имели ответа и ответом мог стать подход к Духовному Пути. Эти ищущие люди были в поиске и находили членов довоенных Обществ. Либо же в Эстонии находили Павла Федоровича Беликова, известнейшего рериховеда, у которого также была своя группа. Эти группы занимались изучением Учения Живой Этики по системе, предложенной Еленой Ивановной Рерих и применявшейся довоенными Обществами. Т.е., делались тематические подборки по книгам Учения и Письмам Елены Ивановны, помогающие прояснить то или иное понятие в Учении. В то время не было, понятное дело, в продаже никаких книг.. Пользовались довоенными книгами, а также с большим трудом и риском сделанными копиями. Ведь множительная техника при СССР была чуть ли не стратегическим объектом. Собирались на квартирах в выходные дни или по вечерам в рабочие.. Главы групп, упаси Боже, не считали себя какими-то "гуру".. Они пытались донести традиции довоенных Обществ до более лучших времен, когда заниматься можно будет уже не подпольно, а вполне открыто.. И им это удалось. Именно благодаря таким группам в Прибалтике традиции довоенных Обществ дошли до наших дней. Видными известными руководителями таких групп были Павел Федорович Беликов, Гаральд Феликсович Лукин (Г.Ф.Лукин в 70-е, 80-е в самиздате издавал книги Учения и труды Е.П.Блаватской, фактически на подпольном уровне возродив издательство "Угунс" - издательство довоенного Латвийского Общества Рериха.). Была своя группа и у Анатолия Алексеевича Макарова.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 29 окт 2017, 12:38

ДВИНСКАЯ ГРУППА

«Часто в сердце подымается горячая волна любви и признательности к нашим латвийским друзьям за все их трогательное отношение и сотрудничество в великом движении и несении Света и Культуры».

Е.И. Рерих. 27 сентября 1937 г.

Двинской группой Николай Константинович Рерих называл членов Латвийского Общества Рериха 30-х годов, которые жили в Двинске (после 1920 года город был переименован в Даугавпилс). Она состояла из 15 человек. Преподаватель физики и директор училища Евгений Александрович Зильберсдорф был руководителем группы. В ее состав также входил инженер Владимир Григорьевич Молчанов, учителя – Фелиция Викентьевна Осташева и Алиса Ивановна Эссе, Городской Голова г. Гривы Ефрем Сафронович Барун и его брат Федор Сафронович Барун, доктор Сергей Николаевич Рудинский, Владимир Дергачев, экономист Иван Сильвестрович Веретинский и его сын, учащийся гимназии, Аркадий Иванович Веретинский, учительница Людвика Константиновна Дексне. Некоторое время в Даугавпилсе жил и сотрудничал с группой член Латвийского Общества, писатель Александр Иванович Клизовский.

В то время Латвийское Общество Рериха, образованное в Риге в начале 20-х годов и официально зарегистрированное 13 октября 1930 года, уже было признанным и активно действующим культурно-просветительским центром, выполняющим поручения Рерихов по изданию и распространению книг Живой Этики, теософской и философской литературы, а также по координированию деятельности возникающих в Прибалтике групп изучающих основы Живой Этики. Такая работа не могла быть ограничена лишь изданием книг, она неизбежно сопровождалась изучением новой философской системы, принесенной Рерихами, а устремление к знаниям, служение общему благу роднило и объединяло участников в единую духовную общину, ведомую и руководимую Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерих. Чувство ответственности и внутренняя дисциплина, соблюдаемая в Обществе, позволили за короткий срок выполнить поручение Учителей по изданию книг Живой Этики на русском языке. Таким образом, изданное в 30-е годы Учение служило источником важнейших знаний о мироздании и месте человека в нем на протяжении более 60 лет.

В Латвийском Обществе Рериха основную работу по изданию книг вели рижане Феликс Денисович Лукин, Рихард Яковлевич Рудзитис, Фёдор Антонович Буцен и др. Живая Этика разбудила во многих из них творческие энергии, желание помочь внесению основ Учения в жизнь. Произведения председателя Общества Р.Я.Рудзитиса о Н.К.Рерихе, его книги «Сознание Красоты спасет», «Братство Грааля» и др., книги А.И.Клизовского «Основы миропонимания Новой Эпохи», «Психическая энергия» – были большой поддержкой в разъяснении и популяризации новой философской системы. Чтение этих книг помогало понять новое мировоззрение, а затем приводило людей в Общество Рериха. Среди книг, написанных членами Латвийского Общества, были две книги руководителя Двинской группы Е.А.Зильберсдорфа – «Воспитание духа» и «В поисках Правды», которые остались менее известными для читателей, так как были изданы в конце 30-х годов, перед войной.

По материалам статьи Татьяны Горевой, члена Международной Ассоциации писателей и публицистов. Даугавпилс, Латвия

Дв.1.jpg
Дв.1.jpg (53.01 KiB) 2726 просмотра


Фото первое. Слева вверху - Федор Сафронович Барун, Ефрем Сафронович Барун, г-н Макарский, В.Дергачев, С.Н.Рудинский; слева внизу - г-жа Макарская, А.И.Клизовский, Е.А.Зильберсдорф, г-жа Барун, А.И.Эссе.

Даугавпилс, 11 марта 1940 года

Дв2.jpg
Дв2.jpg (58.93 KiB) 2726 просмотра


Фото второе. Слева: Е.А.Зильберсдорф, Фелиция Викентьевна Осташева, Е.К.Аншевиц-Вайчуленис (Рига), С.Н.Рудинский, Владимир Григорьевич Молчанов.

Даугавпилс, 25 января 1940 года



Дв.3.jpg
Дв.3.jpg (35.4 KiB) 2726 просмотра


Фото третье. Первый ряд слева: Е.А.Зильберсдорф, Ф.В.Осташева, В.Г.Молчанов; Второй ряд, вторая справа Л.К. Дексне

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 29 окт 2017, 12:48

Дв.4.jpg
Дв.4.jpg (32.15 KiB) 2726 просмотра

Фелиция Викентьевна Осташева и председатель женской секции Латвийского Общества К.Я.Драудзинь

Дв.5.jpg
Дв.5.jpg (17.82 KiB) 2726 просмотра

Ефрем Сафронович Барун (1893-1972)

Дв.6.jpg
Дв.6.jpg (20.79 KiB) 2726 просмотра

Федор Сафронович Барун

Дв.7.jpg
Дв.7.jpg (12.87 KiB) 2726 просмотра

Иван Сильвестрович Веретинский (1894-1984)

Дв.8.jpg
Дв.8.jpg (23.63 KiB) 2726 просмотра

Валентина Александровна Ренард (Рудзите) (1903-1984)

Дв. 9.jpg
Дв. 9.jpg (11.75 KiB) 2726 просмотра

Варвара Александровна Соловьева

Дв.10.jpg
Дв.10.jpg (18.5 KiB) 2726 просмотра

Аркадий Иванович Веретинский (1919-1992) начал изучать Живую Этику вместе с отцом еще будучи гимназистом. Отличительной чертой его была постоянная тяга к знаниям, к поиску Истины.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 09 ноя 2017, 20:21

Евгений Хоменок
8.11.2017
Друзья, уникальный ответ Людмилы Васильевны Шапошниковой всем нам. Он все объясняет и так вдохновляет. Его нашла Татьяна Книжник.
"Говоря о старшем поколении, я не могу не упомянуть Латышское общество Рерихов, о котором сегодня немножко говорила Гунта Рихардовна. Это было первое общество Рерихов на территории того объединения, гражданами которого мы являлись еще только несколько лет тому назад, общество, которое было создано с помощью самих Рерихов и имело достаточно нравственный потенциал. Так вот, в 1948 году (я не ошибаюсь, Гунта?) брали всех, арестовывали, потому что то, чем они занимались, с точки зрения наших властей, было криминалом. Их арестовали в 1948 году и когда проводили допросы (эти старые рериховцы мне сами рассказывали, те, которые сидели), им предлагали только одно – откажитесь вы от этих идей, мы вас выпустим, и гуляйте на воле. Но никто из них не отказывался. Они пошли в лагеря и провели в них около 10 лет, вплоть до того, как началась реабилитация и возвращение политических заключенных. Они шли по статье политических заключенных. Вот это уровень нравственности. А у нас теперь мечутся из одной стороны в другую. Вот тут посильнее сейчас, мы пойдем туда, вот тут теперь эти ослабели сейчас, побежали в ту сторону, где посильнее. Вы всегда имеете перед собой этот нравственный вариант. Вы должны знать, что рериховские организации и идеи Живой Этики – это не ступенечка в поисках духовных благ, это тернистый путь, и те, которые были первыми, прошли его. Вы знаете, что такое путь лагерей.
И у нас иногда возникает проблема. Все удается, значит, мы на правильном пути, а вот на тех все сыпется, сыпется, значит, они вообще неизвестно кто. Не учитывается одно обстоятельство: чем труднее жизнь людей, чем больше препятствий, тем выше энергетика, которая вырабатывается. Ведь задача и всех рериховских организаций – в выработке энергетики и создании энергетического поля, на которое может опереться будущая Россия. Сегодня очень хорошо Штефи Рольфс говорила об этом будущем, великолепно. Вот в чем задача, а не в том, что мы [рассуждаем] ‒ этим все удалось, а этим не удается. Я хочу сказать, что по силе напора МЦР занимает первое место. И те, кто думает, что оттого на нас нападают, что мы плохо работаем, глубоко неправы. Вы помните, наверное, такой факт биографии Рерихов, как процесс Хорша, предательство любимого ученика, который отобрал созданный музей у Рерихов, и его пришлось потом восстанавливать. Так вот, когда я была в Нью-Йорке в гостях у музея и просматривала (оказывается, стенограмма этого процесса была издана) эту стенограмму, у меня так болело сердце, что я боялась, что у меня будет инфаркт. Вот через что они проходили. Мы не проходим через такой ад. Мы идем полегче только потому, что им было трудно. Следующим, идущим за нами, будет легче только потому, что нам было трудно. Те же, кому все удается, проходят не наш путь. Вы знаете о том, что и в Живой Этике об этом сказано. Не забывайте об этом".

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2017, 22:37

«Радостно сознавать, что все 30 рериховцев, из которых большинство вернулись домой, не жалеют о времени решающих испытаний и чувствуют в сердце оптимизм. Когда я смотрю в эти близкие лица, я радуюсь за каждого, за их преданность. В нашем сумеречном времени великого перехода Преданность — это единственный истинный свет, который освещает все пути и принесет для человечества Зарю Будущего».

Р.Я. Рудзитис, о потерпевших в репрессиях членах Общества Рериха в Латвии, четверо из которых погибли.
Фото: Члены Латвийского общества Рериха. 1930-е

Рериховцы Латвии.jpg
Рериховцы Латвии.jpg (26.01 KiB) 2704 просмотра


Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 дек 2017, 22:06

Международная общественность отметила в Риге 80-летие Первого конгресса Прибалтийских обществ Рериха
viewtopic.php?f=36&t=1607

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 08 фев 2018, 21:10

27 лет назад, 8 февраля 1991 года, ушел видный деятель довоенного Латвийского Общества Рериха Гаральд Феликсович Лукин. Роль Гаральда Феликсовича - сына первого руководителя Общества Ф.Д.Лукина была громадной. Не смотря на его молодость, он в довоенном Обществе занимал очень значимое положение. Он занимался издательством Угунс (Огнонь (латышск.) в котором издавались книги Учения Живой Этики, а также труды Е.П. Блаватской и книги Н.К. Рериха, а незадолго до закрытия Общества были изданы Письма Е.И. Рерих, первый двухтомник с которого уже в наши дни многие начинали знакомство с Письмами. Через него же шла переписка Института Урусвати с советским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым. Наконец, доктор Гаральд Феликсович Лукин активно принимал пациентов, используя при лечении их рекомендации Живой Этики. А средства, которые он получал за свою практику, он передавал Обществу и вместе с К.С. Вайчуленисом, он был одним из тех, кто поддерживал Общество финансово. После закрытия Общества и захвата гитлеровцами Латвии, он скрылся в Курляндии, поскольку иначе ему грозил бы арест или в лучшем случае, помещение в печально известный латышский легион СС. После войны он вместе с другими членами Общества был арестован МГБ. При этом следователи арестованных подвергали в том числе и психологическим пыткам. В частности, Гаральду Феликсовичу говорили : "Вы же известный врач. К тому же, вы наш человек. Мы же помним, как вы были депутатом красного сейма, провозгласившего Латвийскую ССР в 1940 году, а затем до самой войны были главным редактором партийной газеты Циня (Борьба (латышск.).. (Это действительно было так. Г.Ф. Лукин был депутатом красного сейма, провозгласившего Латвийскую ССР и просившего включить ЛССР в состав СССР, а затем до самой войны, не будучи членом компартии, был главным редактором главной коммунистической газеты. ЛССР).. Зачем же Вы связались с этими мракобесами и сектантами? Отойдите от них и мы не только Вас освободим, но тут же дадим пост в Минздраве СССР в Москве". Но Гаральда Феликсовича улестить и склонить к предательству не смогли. Потом был лагерь. А после лагеря еще очень долгая жизнь. В этой жизни он ходил в горы за лекарственными средствами, причем ходил до глубокой старости. И на своей простой рижской квартире у него была группа, изучавшая Учение Живой Этики. Он же в советские времена и наладил печатание в самиздате книг Учения и трудов Е.П. Блаватской, фактически подпольно возродив издательство Общества. В 1988 году он стоял у истоков возрождения Общества и издательства Угунс. И еще успел перед своим уходом увидеть первые книги Учения, изданные возрожденным издательством. При этом до самого конца он сохранял мощную энергичную боевую форму. Так в период "перестройки" ныне покойный латвийский документалист А. Эпнерс снял фильм о Знамени Мира. И в этом фильме доктор Лукин, уже очень немолодой, бодрым боевым шагом прошел по улицам Старой Риги со Знаменем Мира.

Алексей Мейкшан

На фото Г.Ф. Лукин на Памире, 1973 год

гаральд лукин на памире 73 г.jpg
гаральд лукин на памире 73 г.jpg (36.13 KiB) 2572 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 21 фев 2018, 15:47

К 120-летию со дня рождения Рихарда Рудзитиса
Рихард Яковлевич Рудзитис (19.02.1898 – 05.11.1960)
http://www.uralligaculture.ru/print.php ... top=100028

Надежда Лебедева
Сообщений: 9768
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: 75 лет со дня первых арестов участников Латвийского Общества Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 25 мар 2018, 17:29

Aleksej Meikshan

Два примера из истории Латвийского Общества Рериха

1940 год для Латвийского Общества Рериха начался с очень больших испытаний. В начале года ушел из жизни Клементий Станиславович Вайчуленас. Клементий Станиславович вместе с Гаральдом Феликсовичем Лукиным поддерживал Общество финансово. Конечно, все члены Общества чем могли помогали его жизни. Но К.С.Вайчуленас и Г.Ф.Лукин могли помогать больше чем другие и пользовались этой возможностью.. Но, не смотря на ухудшение финансового положения, наступившее с уходом Клементия Станиславовича, Общество не пало духом. Именно в 1940 году Общество издало двухтомник Писем Елены Ивановны Рерих, тот самый двухтомник, с которого многие начинали изучение Писем Елены Ивановны.
Но вскоре пришло новое испытание. Летом 1940 года Латвия стала советской и вошла в состав СССР. Общество было вне политики. Хотя, конечно, к Родине великой семьи Рерихов оно относилось с симпатией. Да и многие тогда в конце 30х, начале 40-х за границей с симпатией к Советскому Союзу относились... Но как бы то ни было, абсолютно ничем антисоветским Общество не занималось.
Тем не менее, 5 августа 1940 года в тот самый день, когда в Москве Латвийская ССР была включена в состав Советского Союза, в Риге Общество решением местных властей было закрыто как "буржуазно-мистическое"... Был ликвидирован и Общественный Музей Н.к.Рериха в Риге, открытый в 1937 году. Основу этого Музея составляли картины Н.К. и С.Н.Рерихов, подаренные Обществу Николаем Константиновичем и Святославом Николавичем. Многие картины для рижского Музея подбирала Елена Ивановна. Но в 1940 году все было отобрано и помещено в Музей Изобразительных Искусств ЛССР (ныне Латвийский Национальный Художественный Музей) (в настоящее время картины Рерихов находятся в Музее Рижская Биржа). Имущество Общества также было отобрано и продано с торгов. Но члены Общества не пали духом. Они за свои средства, причем далеко не гигантские, выкупали имущество на аукционе, чтобы спасти то, что еще можно было спасти..
Потом пришла война. Вместе с войной - гибель первых соратников - Александра Ивановича Клизовского и Федора Антоновича Буцена. После войны - ГУЛАГ. Потом, после ГУЛАГа и, казалось бы, реабилитации, все равно запрет изучать Духовное Наследие Рерихов, за изучение которого еще десятки лет грозили большие проблемы. И на фоне этого - уход сначала старших Рерихов, а потом Юрия Николаевича. На фоне этого , Н.К. и С.Н.Рерихов хоть и начали уважать как художников, но все равно Духовное Наследие под строжайшим запретом. На фоне этого, один за другим уходят из жизни соратники.. Ну как в такой ситуации не сломаться, не пасть духом, ведь казалось, вокруг тьма и просвета никакого нет... Но нет, не пал никто... (ситуацию с нынешним латвийским обществом оставим за скобками - это отдельная печальная тема)...
И еще пример. Гаральд Феликсович Лукин. Г.Ф.Лукин - сын первого главы Общества Ф.Д.Лукина и сам один из виднейших деятелей Общества после войны был арестован. И на Лубянке к нему применяли не только физические, но и психологические методы воздействия. Так однажды ему сказали : "Уважаемый Гаральд Феликсович. Вы же известный уважаемый врач. К тому же, мы знаем, что Вы нас поддерживали, были депутатом красного сейма, провозгласившего ЛССР и главным редактором газеты ЦК Компартии Латвии (все это действительно было так. Г.Ф.Лукин был и депутатом и главным редактором коммунистической газеты Циня (Борьба (латышск.), хотя членом компартии не был).. Почему же Вы связаны с этой сектой мракобесов? Порвите с ними, отрекитесь от ниъх и мы не только Вас немедленно освободим, но и Вы станете работать в Москве, в Минздраве СССР.". Гаральд Феликсович ответил отрицательно Предательство было не в его стиле, не смотря ни на что...


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость