Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Обсуждаем прошлое рериховского движения и острые проблемы его настоящего

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 25 дек 2017, 10:16

Н. К. Рерих

МИСТИЦИЗМ

В разных странах пишут о моем мистицизме. Толкуют вкривь и вкось, а я вообще толком не знаю, о чем эти люди так стараются Много раз мне приходилось говорить, что я вообще опасаюсь этого неопределенного слова – мистицизм. Уж очень оно мне напоминает английское мист – то есть туман. Все туманное и расплывчатое не отвечает моей природе. Хочется определенности и света. Если мистицизм в людском понимании означает искание истины и постоянное познавание, то я бы ничего не имел против такого определения. Но мне сдается, что люди в этом случае понимают вовсе не реальное познавание, а что-то другое, чего они и сами сказать не умеют. А всякая неопределенность – вредоносна.
В древности мистиками назывались участники мистерий. Но какие же мистерии происходят сейчас. И не назовем же мы мистериями научное познавание, которое в последние годы двинулось в области надземные, приблизилось к познаванию тончайших энергий. Спрашивается, в чем же всякие пишущие видят мой мистицизм. Если припомним мои картины, то даже сами названия вряд ли будут соответствовать этому людскому обозначению. Припомним от самого начала: «Богатыри», «Ушкуйник», «Гонец», «Восстал род на род», «Сходятся старцы», «Бой», «Город строят», «Сергий Строитель», «Гималаи», «Жемчуг исканий», «Монгольский Цам», «Конфуций», «Лао-Тце», и из самых последних – «Тревога», «Снегурочка», «Река жизни», «Настасья Микулична», «Микула Селянинович»... Или вспомним очерки: «Борьба с невежеством», «Парапсихология», «Болезнь клеветы», «Песни Монголии», «Чингиз-Хан», «Школьный учитель», «Прекрасное единение», «Старинные лекарства», «Врата Мира», «Чаша неотпитая», «Оборона», «Горький», «Толстой и Тагор» ... Все это достаточно казалось бы определенно и зовет к познаванию.
Правда, мы радуемся каждому достижению, будет ли это в области искусства или науки. Мы глубоко интересуемся передачей мысли на расстояние и всем, сопряженным с энергией мысли. Об этом уже давно были беседы с покойным Бехтеревым, с Райном, с Метальниковым. Область мозга и сердца, так выдвинутая сейчас учеными мира, не может быть названа дымчатым словом мистицизм, но есть самое реальное научное познавание. Для невежд, вероятно, любое научное открытие есть мистицизм и сверхъестественность. Но тогда и Каррель, Крукс, Оливер Лодж, Пипин и все реальные ученые будут тоже мистиками.

http://lib.icr.su/node/509

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 20 янв 2018, 15:01

«Мистика» и «оккультизм» как синонимы незнания

Жизнь и творчество выдающихся личностей, которые внесли огромный вклад в развитие отечественной и мировой науки и искусства, требуют глубокого и внимательного изучения. Благодаря трудам многих исследователей пушкиноведение и лермонтоведение стали серьезными научными направлениями. Дилетантам здесь делать нечего: невозможно написать статью, а тем более книгу о Пушкине или Лермонтове просто так, «с наскока», без глубокого изучения материала. К сожалению, рериховедению повезло гораздо меньше. Создается впечатление, что специалистами в этой области считают себя даже те, кто не утруждается глубоким изучением наследия Рерихов и уже опубликованных научных работ по рериховедению. В результате появляется немалое количество скороспелых статей и даже диссертаций, в которых жизнь и идеи Рерихов искажаются до полной неузнаваемости. Это одна сторона проблемы, но есть и другая. Появился новый стиль, который характеризуется предвзятым подходом к жизни и творчеству семьи Рерихов, специализацией на поиске и последующем «онаучивании» непроверенных и недостоверных версий, слухов и даже сплетен, существовавших вокруг нее, сознательным извращением фактов и реальных событий.

Не так давно к группе дилетантов и мифотворцев примкнул Андрей Игнатьев, чей дебют в рериховедении оказался крайне неудачным. На первую книгу Игнатьева «Мир Рерихов» специалистами-рериховедами было написано несколько разгромных критических рецензий [1]. И, полагаем, при таких отзывах вторично заявлять о себе в этой сфере ему бы явно не стоило. Тем не менее Игнатьев решил продолжить свои «изыскания». В 2015 году появился его очередной опус «Движение последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.» [2].

При чтении этой новой книги Игнатьева не покидает ощущение, что ты находишься на представлении иллюзиониста, который мастерски жонглирует вымыслами вперемешку с фактами и на глазах изумленной публики буквально из ничего создает причудливые кружева. Его исторический иллюзион начинается на первой странице книги и заканчивается только с последней строкой. Строго говоря, обещанная читателям в заглавии история «Движения последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.» на поверку оказывается чем-то совершено иным. В этой книге нет ни Рерихов, ни их последователей, ни истории Рериховского движения. Она наполнена образами, не имеющими никакого отношения к реальности. Исторические события в интерпретации Игнатьева перестают быть таковыми, поскольку из фактов превращаются в сплетни. Поэтому нет никакого смысла критиковать книгу Игнатьева постранично. Самое лучшее, что можно было бы сделать, это написать действительно научное исследование на эту же тему. Думаем, что рано или поздно такая объективная работа обязательно появится.

Мы же заглянем за кулисы исторического иллюзиона, который устроил Игнатьев на страницах своей книги, и попытаемся разобраться в механизме его манипуляций. Сразу отметим некоторые важные моменты, полностью исключающие книгу Игнатьева из пространства науки. Они, кстати, касаются и материалов его коллег-мифотворцев.

Не имея привычки применять научную терминологию в своих работах, Игнатьев вслед за фанатичными религиозными служителями называет Живую Этику «оккультно-мистическим учением» [2, с. 3], что ярко свидетельствует о полном непрофессионализме автора. Этот непрофессионализм прослеживается на протяжении всей книги: буквально в каждом суждении Игнатьев демонстрирует полное незнание философии Живой Этики, не говоря уже о теософии. Пора бы, наконец, усвоить, что Живая Этика является философской системой, хотя для понимания этого надо обладать научным складом ума и минимальной исследовательской подготовкой.

Попытаемся вернуть Игнатьева на первый курс университета и объяснить ему, что же такое философия. Итак, философия – это форма мировоззрения, и главной проблемой в ней является проблема смысла человеческой жизни. От мифологической, религиозной и обыденной форм мировоззрения философия отличается глубокой связью с наукой. Живая Этика представляет собой именно такую форму мировоззрения, и центральная ее проблема – это проблема смысла жизни, заключающейся в эволюции всего человечества, тесно связанного с одухотворенным Космосом. Живая Этика призвана помочь людям понять космические законы и начать изучать их. Без учета этих законов невозможно продвижение по ступеням эволюции. Живую Этику как философскую систему характеризует тесная связь с наукой. Достаточно серьезно осмыслить хотя бы некоторые ее параграфы, чтобы увидеть это. Именно так и сделал бы любой настоящий исследователь.

Более того, Живая Этика показывает, какой должна стать новая наука, т.е. наука на новом этапе эволюции человечества, свободная от предрассудков, лишенная фанатических заблуждений и догм, изучающая Мироздание во всем богатстве законов, связей и незыблемых основ. В книгах Живой Этики наука упоминается настолько часто, что представить здесь все параграфы нет никакой возможности. Приведем только некоторые из них.

«Наука, укажи качество лучшее. Наука, привлеки сильнейшие энергии. Знание духа пусть сияет над каждым рабочим станком» [3, § 10].

«Твердо помните, что истинная наука всегда призывна, кратка, точна и прекрасна» [3, § 102].

«Ложная наука препятствует познанию Мироздания» [4, § 573].

«Наука приближения новых форм Бытия даст человечеству тонкость понимания Беспредельности» [5, § 75].

«…Наука должна осветить сознание и утвердить человечество в Беспредельности» [6, § 665].

«Можно весь государственный и общественный строй утвердить на законе космическом. Наука даст все направления, и лишь чуткость приложения может открыть столько граней для строительства!» [7, § 65].

«Вместо ритуалов наука приближает путь правильный, но в суете жизни зовы науки остаются проявлениями, стоящими одиноко» [8, § 53].

«Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений» [9, § 402].

А вот и ответ Игнатьеву, клеймящему Живую Этику ярлыком мистики: «Несомненно встретите нарекания – почему высший мир упоминается на тех же страницах, что и наука? Так будут говорить те, кто не понимает мира высшего и умаляет науку. Такие малые грамотеи очень распространены и по бессердечию своему весьма злобны. Они занимают разные общественные положения и потому могут шептать во многих местах. Отвечать им было бы бесполезно. Каждый сердечный человек будет радоваться каждому доброму пониманию о высшем мире. Каждый умный человек оценит слово в защиту науки» [8, § 234].

К сожалению, Игнатьев не удосужился сделать даже элементарную вещь: заглянуть в современные философские словари. Откроем, например, «Краткий философский словарь» под редакцией доктора философских наук А.П. Алексеева, подготовленный коллективом кафедры философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В этом словаре представлены статьи, посвященные Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам, а также Елене Петровне Блаватской, наряду с Рерихами обвиненной Игнатьевым в оккультизме и мистицизме. В статье о Е.И. Рерих читаем: «В 20–30-е гг. под руководством Великих Учителей написала 14 книг духовно-философского учения Живой Этики (Агни Йоги), утверждающей общечеловеческие духовно-этические ценности и вместе с тем концентрирующей в себе наиболее рациональные онтологические, космологические, психологические положения философской мысли Востока. Источниковая база учения Живой Этики та же, что и Тайной Доктрины Блаватской, переводчиком которой была Е.И. Рерих. В настоящее время в разных странах мира существует международное рериховское движение, философско-теоретической основой которого является учение Живой Этики» [10, с. 327]. Насколько уважительно, а главное – верно по сути написали о Живой Этике философы МГУ, настолько Игнатьев извратил ее смысл. Что же касается мистики, то Николай Константинович Рерих в приветствии к открытию Болгарской Ассоциации писал: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания» [11, с. 92]. Эти слова великого художника и философа являются лейтмотивом любого научного исследования о Рерихах. И они же еще раз подчеркивают, что к пространству науки книга Игнатьева не имеет никакого отношения.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИЛЛЮЗИОН АНДРЕЯ ИГНАТЬЕВА. Рецензия на книгу «Движение последователей Агни-йоги в 1921–1935 гг.»

Б.Ю. Соколова,
кандидат культурологии,
научный сотрудник ОНЦ КМ МЦР (Москва)

С.В. Скородумов,
член Международной ассоциации писателей и публицистов,
руководитель Межрегионального
информационно-аналитического Центра (Ярославль)

http://www.icr.su/rus/protection/review ... _id=133457

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 22 янв 2018, 17:25

"...Мир проявлен, держится и развивается лишь действием, лишь действие дает рождение новым энергиям. Сказано также, что мир сложен мыслью, или мысль рождает действие, потому многие, полагая, что мысль выше действия, погружаются в мечтания, принимая их за творческие мысли, и воздерживаются от действий, забыв, что лишь мысль, насыщенная огненной волей, творит. Но волю эту мы можем приобрести лишь путем долгого упражнения в проведении в жизнь, в действие мыслей своих и чужих. Так что нужно сначала завоевать себе право на такое чисто умственное существование.
В своей земной жизни все Великие Учителя прилагали свои мысли, именно, к действиям, именно, к строительству. Никто из Них не удалялся в отшельничество. Все Они человеческими руками и ногами прокладывали путь к новым достижениям. Потому нужно так настаивать не на мечтаниях, но на действии, и сейчас больше, чем когда-либо, ибо человечество должно побороть гигантский приступ темных сил.
...Никто не хочет понять, что высшее достижение не в психизме, не в астральных видениях, но в синтезе, в развитии своих способностей, что достигается добросовестным исполнением своего долга или, как сказали бы восточники, дхармы...
Так нужно очень и очень настаивать на деятельном и возможно совершенном выполнении задач земной жизни, или как говорят, до конца исполнить долг. Лишь это обусловит истинный прогресс внутреннего человека. "Человек достигнет совершенства, упорно выполняя свою дхарму", - говорит Кришна в "Бхагават Гите". (Письма Е.И. Рерих., том 1,С.332-333).

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 22 янв 2018, 17:27

"В то время, когда один полагает душу за мир, другой сидит на воде. Когда один посылает сердце свое во спасение ближних, другой утопает в явлениях тонкого мира. Подвижники великого служения не имеют психизма, ибо они устремлены духом к Иерархии, и сердце их звучит на боль мира". (Письма Е.И. Рерих., том 1,С.3О3).

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 25 янв 2018, 10:20

Вы рано ощутили потребность к Знанию, в Вас кармически заложено доброжелательство к людям, в Вас обязательно заложены и творческие способности, которые помогут Вам выполнить свою жизненную задачу. В чем она состоит? Это откроется Вам не сразу. Вы должны еще пройти период накопления, который заключается не только в приобретении Знаний, но и в освоении жизненного опыта. Думаю, что у Вас хорошее начало жизни. Знаю по себе, что часто то, что мы сочли «не своим», «не нужным», – оборачивается в дальнейшем очень для нас полезным. Ведь вот и Ваша работа начальником цеха принесла Вам не только неприятности (при работе с людьми их не избежать), но должна была дать опыт организационного характера. Возможно, что в дальнейшем Вам опять придется работать с людьми, хотя и на другом поприще, и приобретенный опыт – пригодится.
Со временем Вы обнаружите и ту основную и необходимую жилу Знания, которую нужно будет разрабатывать Вам особенно основательно для выполнения своей жизненной задачи. Но я не думаю, что она предстанет перед Вами в «чистом виде». Наша эпоха – эпоха сложнейшего синтеза, и наши личные задачи тесно связаны с ее проблемами и велениями. Знание для Жизни и подвиг в Жизни – вот девиз нашего времени. А Жизнь – она ведь везде, и прежде всего – около нас, в окружающих нас людях. Николай Константинович учил: «В конце концов, ищите ближе. А в особенности тогда, когда хотите посмотреть в даль». За потерю реальной почвы под ногами приходится иногда дорого расплачиваться, но, судя по Вашему письму, я верю, что Вам это не угрожает.

П.Ф. Беликов – А.Н. Андрееву, 12 августа 1977 г.


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 18 фев 2018, 21:25

В.В. Фролов. «Для народа русского мы трудились»
http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=5752

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 11 мар 2018, 11:12

Неудивительно, что и другой космист, К. Э. Циолковский, придерживался того же мнения относительно причисления себя к "мистикам": «Цель моей статьи, между прочим, – разбить ложное мнение о моих работах, как о мистических», – писал К.Э. Циолковский. – «Чтобы понять меня, вы должны совершенно отрешиться от всего неясного, вроде оккультизма, спиритизма, темных философий, от всех авторитетов, кроме авторитета точной науки, то есть математики, геометрии, механики, физики, химии, биологии и их приложений».

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 26 янв 2023, 13:47

Не называйте Рериха «мистиком», не возводите хулу на знание, недоступное вам.

Бабенчиков М. Мысли о Рерихе // Держава Рериха. М.: Изобразительное искусство. 1994

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Н.К. Рерих и Е.И. Рерих об "эзотерике" и "мистицизме"

Сообщение Надежда Лебедева » 01 фев 2023, 07:55

Как же современная традиционная церковь России, имеющая свой исток в древней культуре, которую так любил Н.К.Рерих, отнеслась к творчеству выдающегося русского художника, его философии и его последователям? Еще в начале 1990-х годов стала раздаваться от приверженцев РПЦ хула на великих деятелей культуры России, в том числе на Рерихов. С благословения РПЦ издавались массовыми тиражами книги, в которых философы, писатели, художники, составляющие славу России, представлялись сектантами, масонами, оккультистами, язычниками и т.д. Известны случаи, когда во дворах церковных храмов и училищ имело место сожжение книг Л.Толстого, С.Булгакова, П.Флоренского, Н.Рериха [3], книг православных богословов [4]. Некоторые церковные чины настраивали своих пастырей против того нового, что привнесли Рерихи в культуру нашей страны. Начало этому процессу положил Архиерейский Собор РПЦ 1994 года «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», который включил философскую систему Живую Этику и ее последователей в список религиозных сект [5]. В церковных справочниках Рериховскому культурному движению приписывают оккультно-антихристианский характер [6].

Такая оценка наследия семьи Рерихов и Живой Этики, а также деятельности последователей Рерихов почти 30 лет насаждается в обществе и периодически появляется в СМИ. Так, 13 декабря 2022 года на сайте информационно-аналитической службы «Русская народная линия. Православие. Самодержавие. Народность» был опубликован материал о памятных датах, где перечисляются имена святых и известных личностей, оставивших след в истории [7]. Среди них упоминается имя Н.К.Рериха. Он назван основателем «оккультистского движения рерихианцев» (первоначально на странице сайта было написано: «основатель секты рерихианцев»).

К сожалению, ряд последователей церкви склонны к радикальной точке зрения, порой очень далекой от христианской терпимости. Много зла творится от фанатизма, в том числе нарушается одна из десяти заповедей Христа: не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Надо отдать должное зарубежной церкви, ни одна из которой, включая Православную, не провозглашала хулы в адрес Рерихов и их наследия. Только в нашей стране поругаемы великие деятели, что подтверждает слова Христа из Евангелия от Марка: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем, и у сродников, и в доме своем» [8].

Христос не говорил о гонении на брата своего, напротив, он наставлял проявлять терпимость, милосердие и устремлял к самосовершенствованию: «…Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» [9].

Современным церковнослужителям следовало бы разобраться в понимании того, что такое секта и оккультизм, а не давать жестких оценок там, где они не приемлемы. Чтобы осветить данный вопрос, прежде всего, предоставим слово самим Рерихам. Е.И.Рерих не раз отмечала: «Вы знаете, как я не люблю слово “оккультизм” и всякие напыщенные упоминания о посвященных и посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций» [10, c. 278]. Предостерегала Елена Ивановна и от увлечения оккультной литературой: «…Вся аптека, приводимая во многих оккультных книгах, очень вредна, ибо развитие каждого человека индивидуально» [10, с. 282]. Отношение Н.К.Рериха к оккультизму характеризует следующее его высказывание: «Я не люблю слово “мистика” или “оккультизм”, ибо то и другое лишь синонимы незнания. Мы же, как я неоднократно поминал в тех “Путях Благословения”, которые вы читаете, должны стремиться к ясности, к четкости, к правде…» [11, с. 92]. Рерихи был людьми широких взглядов, учеными, исследователями. Они могли заглядывать далеко вперед, предвидя эволюционные перспективы человечества, и в основе их творчества лежали не беспочвенные мечтания, а точные факты и твердое знание.

Также напомним, что РПЦ признала в 1948 году принятую ООН «Декларацию прав человека», которая последовательно защищает неотъемлемое право людей на жизнь, свободу совести и слова [12, с.14-16]. Интересную точку зрения по этому поводу высказал архиепископ Сан-Францисский Иоанн в статье «О Православии в сектанстве и о сектанстве в Православии»: «Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени таков по духу, и не всякий сектант по имени таков по духу, и в настоящее время в особенности можно встретить “православного” – настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды – внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям. <…>

Среди иновероисповедных христиан есть множество живущих в истине Православия – духом своим. Есть сектанты, которые горят духом и любовью к Богу и к ближним гораздо более, чем иные православные, и вот этот дух горения любви к Богу и к человеку есть признак истинного жизненного Православия. Кто его не имеет среди православных, тот не истинно православный, и кто его имеет среди неправославных, тот истинно православный» [13]. Такая нетривиальная точка зрения помогает по-новому взглянуть на проблему Православия и сектанства.

Не секрет, что православные традиции тесно связаны с русской культурой и призваны укреплять нравственность, формировать этические нормы и идеалы. С этой точки зрения поругание великих деятелей, которые создают культуру страны, разве не приведет к упадку и самого православия?! Зачем же вносить конфронтацию между разными представителями общества и повышать тревожность? Неужели это не калечит души наших соотечественников? Но, к сожалению, сегодня продолжают звучать ложные оценки и откровенная хула в адрес выдающихся людей, в том числе Рерихов.

Говоря о Живой Этике и наследии Рерихов, необходимо понимать, что они не относятся ни к религии, ни к оккультизму, т.к. не несут признаков культа и «скрытого знания», потому последователи Рерихов, действующие публично и широко на основании закона, не являются ни сектантами, ни оккультистами. По результатам юридической экспертизы Экономико-правовой консалтинговой компании «Доверие» были сделаны выводы, что Определение Архиерейского Собора РПЦ о причислении Живой Этики к секте является необоснованным. В заключении экспертизы говорится: «По существу данным Определением подвергнуто неправомерной и не основанной на Законе оценке учение Живой Этики, которое является нерелигиозным учением, поскольку в нем отсутствуют указанные в статье 6 Федерального закона от 26.09.1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» №125-ФЗ (с изменениями от 26 марта 2000 года) признаки:

— вероисповедание;

— совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

— обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Поэтому данное учение не может быть приравнено Русской Православной Церковью «к псевдохристианским сектам» и «новым религиозным движениям». Указанное Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церковью в части, касающейся учения Живой Этики, выходит за правовые рамки издаваемых для себя актов церковного управления. <…>

Кроме того, осуждение того или иного учения, изложенное в письменном виде, должно быть юридически обосновано и полностью соответствовать требованиям действующего российского и международного законодательства, положениям Международных пактов, Конвенций и других нормативных правовых документов» [14, с. 314-315].

Это можно отнести и к исследователям наследия Рерихов, которые объединены в рериховские организации. Наследие Рерихов и Живая Этика являются неотъемлемой частью работы современных рериховских культурных объединений, многие из них имеют юридический статус. Они занимаются культурно-просветительской деятельностью в рамках законодательства страны, что обозначено в их уставах. Эта практика включает в себя: проведение выставок, конференций, лекций, круглых столов, форумов и многое другое.

В 2001 году была проведена научная экспертиза доктора философских наук, профессора МГИМО В.С. Глаголева о культурно-просветительской работе крупнейшей в России международной общественной организации «Международный Центр Рерихов» (МЦР), где отмечается: «Вся деятельность Рерихов носила культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России, никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину и завещали все свое духовное наследие России.

Огромное значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь, духовность и чувство единения.

Факт подписания в 1935 г. Пакта Рериха (о международной охране памятников культуры во время военных действий) более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об общемировом характере деятельности Рерихов. <…>

…деятельность МЦР нельзя характеризовать и как религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация религиозно-харизматического типа).

В сложных условиях развития современной России деятельность МЦР и сотрудничающих с ним рериховских организаций отвечает задачам нравственного воспитания личности и формирования у нее ответственности за содержание и направленность своей повседневной жизни» [15, с. 321-324].

Важно подчеркнуть, что в мероприятиях МЦР и рериховских организаций принимают участие ученые, общественные и государственные деятели, которые высоко оценивают вклад Рерихов в мировую культуру [16]. Многочисленные отзывы показывают, что идеи Рерихов глубоко надконфессиональны, общечеловечны, они привносят новый взгляд на понимание жизни и мироустройства.

А.Л. Яншин, патриарх российской геологии и экологии, академик РАН, председатель научного совета по проблемам биосферы РАН, президент Российской экологической академии: «Можно сказать совершенно определенно, что Учение Живой Этики – это есть мировая этическая система, к которой должно стремиться все человечество. <…> Все заповеди, все призывы Живой Этики отвечают призывам чистого христианства, тому, что мы можем прочесть в Евангелиях. <…> Сравнивая нравственные основы всех многочисленных религий, убеждаешься в том, что они совершенно одинаковы… Можно предположить, что Христос признал бы Живую Этику, ибо его Учение, его стремление исправить человечество очень близки тому, что проповедовала семья Рерихов, что излагается в книгах Живой Этики, письмах Елены Рерих.

Я полагаю, что постепенно образованное человечество примет Учение Рерихов как мировую этическую систему. <…> Живая Этика как раз служит моральной основой объединения человечества» [17].

В.К. Шумный, академик РАН, директор Института цитологии и генетики СО РАН (1986–2007): «Наследие Рерихов – это воистину общенациональное достояние, и мы обязаны его, с одной стороны, понимать, а с другой – глубоко разрабатывать. <…> Все члены семьи Рерихов – Николай Константинович, Елена Ивановна, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич – были крупными учеными, внесшими значительный вклад в развитие таких наук, как востоковедение, археология, тибетология, тибетская медицина, этнография, история и т.д. <…> Наследие Рерихов – с одной стороны, это великолепная живопись, а с другой – выражение в живописи своеобразной философии, которую еще нужно понять и систематизировать. И что самое важное, наследие Рерихов – это своеобразная, оригинальная и не до конца еще проанализированная философия, которая в основу свою ставит, прежде всего, приоритеты духовных ценностей, таких как культура, мир, взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения человека и космоса. Эта философия, пронизывающая все научные труды Рерихов и великолепную живопись, нуждается в значительном анализе и понимании» [18].

В.А. Черешнев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по науке и наукоемким технологиям, академик РАН и РАМН: «Развитие современной науки предполагает осмысление ее философских основ. В связи с этим конференция «Живая Этика как творческий импульс космической эволюции» может дать богатый материал для размышлений, так как философская система Живой Этики в последнее время привлекает внимание ученых тем, что способствует выявлению места человека в структуре Мироздания. Такой подход, с точки зрения некоторых современных ученых, получил название нового космического мышления.

Истоки космического мышления обнаруживаются в культуре многих народов. Это древние мифы, первые философские системы, научные построения. В последнее столетие идеи космического мышления, в особенности если брать культурное пространство России, стали формироваться более интенсивно. В этой связи нельзя не вспомнить русских философов Серебряного века – В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского. Огромный вклад в развитие космического мышления внесли Рерихи» [19, с. 33].

Е.М. Примаков, академик РАН, президент Торгово-промышленной палаты РФ, Председатель Правительства РФ в 1998–1999 гг.: «Люди, подобные Рерихам, – это кладезь искусства, культуры, философии. Наверное, такой семьи больше нет в мире» [20, с. 25].

Елена Рудакова. «Великие возможности приходят с великими людьми»

https://www.save-roerich-museum.ru/veli ... mi-lyudmi/


Вернуться в «Рериховское движение: история и современность»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостей