История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 26 ноя 2019, 17:29

Цикл лекций в Центральной районной библиотеке им.А.П. Чехова: ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха».

Лекция третья: «Картина Н.К. Рериха «Миларепа Услышавший»»

19 ноября 2019 г. в Центральной районной библиотеке им. А.П. Чехова состоялась третья лекция из Цикла лекций ««Знамена Востока». Серия картин Николая Рериха». Лекцию «Картина Н.К. Рериха «Миларепа Услышавший». 1925» прочитала сотрудник Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов В.Г. Гладышева.

Миларепа — буддийский отшельник, которого тибетцы называют «Трижды великим: великим поэтом, великим йогом и великим святым». Он особенно почитается в современном Тибете. Путь достижения Миларепой высокой духовности и святости был непростым. Он родился в 1052 году в богатой тибетской семье Джоси. Хотя его воспитание и образование были обычными, в детстве и ранней юности он отличался повышенной чувствительностью ко всему, что происходило в его внутреннем мире и в природе. С раннего детства он уже обладал значительной склонностью к духовному поиску.

Первым учителем Миларепы был Юнгтон Трогъел из традиции Нингма, восходящей к создателю одного из основных направлений современного буддизма – Падмасамбхаве. Миларепа пожертвовал своему учителю все, что имел, и стал его учеником. Со временем лама узнал об истории Миларепы – о лишении его наследства, ненависти матери к дяде и его жене и желании матери отомстить родственникам. Лама отправил Миларепу к ламе Ёнтен Гьяцо для обучения практикам разрушения. Миларепа дважды использовал полученные им практики. Первый раз, когда его дядя и тетя пригласили гостей по случаю свадьбы сына, их дом был развален на части. Погибли тридцать пять человек, в живых остались лишь дядя и тетя Миларепы. В другой раз перед самой уборкой урожая он наслал град на поля односельчан, питавших ненависть к нему и к его матери.

После этого все для Миларепы стало иным. Он выполнил желания своей матери и освободился от того, что считал своим долгом. Миларепа осознал неумолимую работу Закона Кармы – закона воздаяния и понял, что зло порождает зло, что его поступки были ужасны, и что они вернутся к нему. Испытывая глубокое раскаяние в содеянном, Миларепа отправился в Лхотрак, нашел там вдохновенного учителя Марпу и вступил на путь духовного служения. Духовный учитель Марпа вел себя строго и сурово, заставляя его делать тяжёлую работу - строить башни, а потом разрушать их. Марпа преднамеренно создавал для Миларепы такие условия, чтобы помочь ему быстрее освободиться от негативной кармы.

Миларепе было передано учение о высшем совершенствовании, предписано жить отшельником и медитировать в уединении на горных вершинах в пещерах Гималаев. Учитель сказал ему: Служение - это самое лучшее, что ты можешь дать себе и всему миру.

Достигнув совершенного Просветления, Миларепа написал множество духовных гимнов, при помощи которых он излагал свои поучения последователям. Большая часть этих песенных гимнов существует в Тибете и по сей день. В одном из своих гимнов Миларепа говорит о том, как он посылает в мир, «как лучник стрелы, и как эти стрелы-мысли, достигнув тех, кто к ним отзывчив, проникают в сердце и наполняют их благодатью».

Е.И. Рерих пишет: «Я так люблю слова замечательного подвижника Тибета по имени Миларепа, который предавался великим подвигам, и, когда люди уговаривали его пожалеть себя, своё здоровье, и прекратить тяжкую жизнь, он отвечал: так как все мы должны умереть, то я предпочитаю умереть в преследовании прекрасной цели».

Миларепа говорил: «Жизнь коротка, и час смерти не известен. Не совершайте грехов и приобретайте заслуги, не жалея сил и даже жертвуя жизнью. Поступайте так, чтобы вам не пришлось стыдиться самих себя». Заповеди МР о праведной жизни - это те же заповеди, завещанные человечеству Святыми всех эпох. Миларепа завещал: «А сейчас мой долг йога, достигшего Истины, пожелать вам мира и счастья, временного и вечного, в этой жизни и на все времена. <…> Пусть на этой земле будут царить мир и согласие. Пусть никогда не будет болезней и войн». В 1135 году, в год деревянного зайца в возрасте восьмидесяти четырёх лет Миларепа покинул этот мир, оставив после себя множество учеников.

В завершении мероприятия был показан отрывок из художественного фильма «Великий йог Тибета Миларепа».

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 30 ноя 2019, 17:37

Н.К. Рерих. "Заморские гости"
Картина написана в Париже (1901г.)

На выставке в Императорской Академии художеств в 1902 году полотно увидел император Николай II. Работа ему настолько понравилась, что он приобрёл её для Царскосельского дворца. В настоящее время картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Картина имеет свой литературный вариант в новелле, написанной Николаем Рерихом в 1900 году. «Плывут полуночные гости. Светлой полосой тянется пологий берег Финского залива. Вода точно напиталась синевой ясного весеннего неба; ветер рябит по ней, сгоняя матово-лиловатые полосы и круги. Стайка чаек опустилась на волны, беспечно на них закачалась и лишь под самым килем передней ладьи сверкнула крыльями — всполошило их мирную жизнь что-то малознакомое, невиданное. Новая струя пробивается по стоячей воде, бежит она в вековую славянскую жизнь, пройдет через леса и болота, перекатится широким полем, подымит роды славянские — увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строго боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи! Яркая раскраска горит на Солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом».


Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 26 мар 2020, 18:42

Музей имени Н.К. Рериха - описание картин

Генеральный директор Музея имени Н.К. Рериха, Людмила Васильевна Шапошникова объясняет смысл некоторых из его картин.

https://www.youtube.com/watch?v=AMoMT_zOGPU

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 03 апр 2020, 08:52

Сюжет «Трудов Богоматери», который Рерих приводит в одном из своих очерков («Держава Света»), взят из апокрифического евангелия: «В заоблачных высях надземного мира находится Рай, у врат которого стоит ключарь Апостол Петр. Обеспокоился Петр и сказывает Господу: ''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю”. И сказал Господь: “Пойдём, Пётр, ночным дозором”. Пошли ночью и видят — Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф свой и поднимает по нему какие-то души. Взревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: “Ш-ш! Не мешай!” .

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=2684


Н.К. Рерих. Труды Богоматери.jpg
Н.К. Рерих. Труды Богоматери.jpg (45.54 KiB) 3425 просмотра

Картина Н.К. Рериха "Труды Богоматери (Мадонна Лаборис)", 1931

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 05 апр 2020, 10:17

Н.К. РЕРИХ О СВОЕЙ ПЕРВОЙ КАРТИНЕ "ГОНЕЦ" , О СВОЁМ УЧИТЕЛЕ А.И. КУИНДЖИ

... Волнительно было с "Гонцом" в 1897-м, при окончании Академии. Мы ушли из Академии вместе с Архипом Ивановичем Куинджи; его выжили великий князь Владимир и граф И.И.Толстой.Ожидали, что наше восстание за учителя будет осуждено Академией.
Так отчасти и случилось. Не могли не дать звания, но смотрели косо.Ко мне подходит Матэ и предлагает перейти в мастерскую Репина, а на следующий год ехать за границу. Отвечаю : " Василий Васильевич, помилуйте,ведь такая поездка на тридцать серебреников будет похожа". За нашего Архипа Ивановича мы дружно стояли. Где же был другой такой руководитель искусства и жизни ? Никакими заграничными командировками нельзя было оторвать от него. Помню,один клеветник шепнул ему : "Рерих Вас продал", а Архип Иванович засмеялся : "Рерих мне цену знает..." Знали цену Куинджи.
На конкурсную выставку приехал Третьяков. Наметил для Москвы Рушица, Пурвита и моего "Гонца". Было большое ожидание. Наконец,Третьяков подходит : "Отдадите "Гонца" за 800 рублей?" А он стоил тысячу.
Пришёл Третьяков ко мне наверх,в мастерскую. Расспрашивал о дальнейших планах.Узнал,что "Гонец.Восстал род на род" - первая из серии "Славяне". Просил извещать,когда остальные будут готовы. Жаль,скоро умер,и серия распалась. "Сходятся старцы" - в Калифорнии. "Зловещие" - в Русском музее. "Поход" - не знаю где. Только "Город строят" Серовым и Остроуховым куплен в Третьяковку,уже с дягилевской выставки. Сколько шуму было при этой покупке! Ругали,ругали..."


Н.К. РЕРИХ. ЛИСТЫ ДНЕВНИКА. "НАЧАЛО", 1937 год.

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 11 апр 2020, 13:50

Т.А. Иванова. Видеолекция «Глубины Варяжского моря. К истории картины Н.К. Рериха “Выступление в поход”» (выше размещена лекция, прочитанная за два года до этой)

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=6645

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 12 апр 2020, 14:44

И.Ю. ДЬЯЧЕНКО. ВИДЕОЛЕКЦИЯ «ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНЕЙ АЗИИ. КАРТИНА Н.К.РЕРИХА “ПЕРЕКРЕСТОК ПУТЕЙ ХРИСТА И БУДДЫ”»

Предлагаем вашему вниманию лекцию «Легенды древней Азии. Картина Н.К. Рериха “Перекресток путей Христа и Будды”», которую представляет Ирина Юрьевна Дьяченко, кандидат культурологии, руководитель Объединенного научного центра проблем космического мышления МЦР.

В лекции рассматриваются исторические и художественные особенности картины Н.К.Рериха «Перекресток путей Христа и Будды» (1925), созданной на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции (1923–1928).

В основе живописного сюжета – собранные Рерихом сказания о пребывании в Азии Великих Учителей человечества, Будды и Христа. Источники легенд и география их распространения (Индия, Тибет). Отношение к Христу в Азии.

Композиционные построения в картине, световые и живописные решения (общий колорит, краски, линии). Живая Этика о Будде и Христе.

Подробнее: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=6647

https://www.youtube.com/watch?v=PjMn_Wg ... BOqhwC5ASA

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История создания и философский смысл картин Н.К. Рериха

Сообщение Надежда Лебедева » 07 май 2020, 09:04

Н.К. Рерих. "Свет побеждает тьму". 1933 г.

«Чудо Георгия о змие» — один из любимых сюжетов древнерусского искусства. На многих иконах, посвящённых святому, изображён мужественный воин, одолевший врага и прозванный за это Победоносцем. Он восседает на белом коне, с копьём в руке, у его ног побеждённый змий. Характерные для первых веков христианства на Руси и времён татаро-монгольского завоевания, такие иконы были очень многочисленны. В этом образе воплотилась извечная тема борьбы добра и зла.

«Свет побеждает тьму. Эта истина остается непреложной. Всякие личины тьмы – чудища обло, стозевно и лаяй – не устают поносить Свет. <…> Тьма всюду видит тьму. Это естественно. <…> Также все знают, что "Свет побеждает тьму".»
(Рерих Н.К." Свет побеждает тьму / Листы дневника",Том 1. М.: МЦР, 1995.)

«Когда в Монголии экспедиция чудесным образом вышла из опаснейшего положения, то седой бурят, торжественно подняв руку, закричал: ''Свет побеждает тьму''. Это уже не отвлечённость, не мечтание, но прозорливый житель пустыни понял реальность Великого Света и понял, что в конце концов тьма осуждена на поражение. И так идущие со Светом всё-таки победят, но колеблющиеся могут быть втянуты в бездну тьмы».
(Рерих Н.К. "Твердыня Пламенная", Рига: Виеда, 1991. С. 137 – 138)

«Но мы знаем, на всей нашей жизни и на всех исторических примерах, что Свет побеждает тьму. (...) Вооружитесь всем оружием Света в обеих руках. Свет побеждает тьму».
(Рерих Н.К. Письма в Америку. М., 1998. С. 40, 44)

«Всё равно, ''Свет побеждает тьму''. Всё равно, Добро победоносно. <...> Нерушимость есть условие каждого созидания».
(Рерих Н.К. "Нерушимое". Рига: Виеда, 1991. С. 208)

«Такое напряжённое время, такое насыщенное время! Все энергии устремляются к созиданию космическому. Также и силы тьмы напрягаются, но Свет побеждает тьму. Так приближается великое время».
(Рерих Е.И. Письма. Т. 2, С. 304)

«Борьба Светлых и тёмных Сил ужасна! Но Свет побеждает тьму. В этой радостной вере мы продолжаем бороться и ждём суждённого часа великой Победы».
(Рерих Е.И. Письма. Т. 3, С. 89)

«Часто слышите о битве, явленной силами тьмы. Теперь находитесь в середине её. Поистине, Сами Иерархи приняли участие в битве, тем славнее будет победа».
("Иерархия", 142)

«При построении будущего нельзя забыть тёмные руки, пытающиеся разрушить каждое светлое начинание. Где Свет, там и тьма — его антипод, потому так и сложно строительство в мире земном. Лишь область абсолютного Света, Света без тени, тьму исключает совсем. Свет побеждает тьму. Эту формулу надо запомнить, как к Свету ведущий магнит. На Нашем щите начертано слово ''победа''»
("Грани Агни Йоги", Т. 2, 203.)

«Скажут: ''Вот вы говорите о победе Света, а на Земле, яро противодействуя эволюции, проявляется воинствующая тьма''. Ответим: тьма конечна, и в этом залог её поражения. Небо прейдёт и Земля, но не сферы бесконечного Света над ними. Эти сферы примут в себя всех и всё, кто и что, в процессе эволюции жизни, в состоянии будут подняться до них. Космический сор подлежит уничтожению и переработке. Тьма и служители её — явление временное и местное — на высших планетах тьмы нет. Есть высшие и низшие ступени эволюции, но нет тёмных сил, как на Земле. В этом второе ограничение тьмы. И третье: тьма сама разрушает и пожирает себя. Но явления Света суждены бесконечному росту. Конечна тьма, бесконечен Свет»
("Грани Агни Йоги", Т. 2, 204)

«Свет побеждает всегда, и потому называется он Свет-Победитель.»
("Грани Агни Йоги",Т.2, 352)

Н.К. Рерих. Святой Георгий.jpg для Форума.jpg
Н.К. Рерих. Святой Георгий.jpg для Форума.jpg (99.75 KiB) 3358 просмотра


Н.К. Рерих. "Свет побеждает тьму". 1933 г.
Холст, темпера. 74.5 x 74.5

Подготовила Розалия Латкина
https://www.facebook.com/groups/2047921 ... 303512671/


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 4 гостей