История Теософского движения

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

История Теософского движения

Сообщение Надежда Лебедева » 05 сен 2018, 18:49

История Теософского движения (на английском)

http://www.theosophy.org/Other%20or%20U ... (1875-1950)/theosophica%20lmovement.htm

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История Теософского движения

Сообщение Надежда Лебедева » 06 сен 2018, 12:16

Герман Косырев: "Это действительно серьёзно написанная книга. И её по этой причине боятся. То есть она входит в разряд тех книг, которые члены Рос ТО "не упоминают". В том числе по причине абзаца про Бейли:

«Список деятельности тех, кто отделился от существующих теософских обществ в первые десятилетия ХХ века включающий в себя множество отдельных людей и групп, ведётся с честных усилий по продолжению работы движения, до практически наглых попыток злоупотребления религиозной слабостью и уязвимостью человека. Два члена теософского общества Безант в Соединенных Штатах Америки — Алиса А. Эванс и Фостер Бейли, объединив свои усилия в браке, создали “Школу Арканов” и в течении многих лет вели классы и заочные курсы якобы под руководством “тибетского” учителя. Подписчики на сообщения Миссис Бейли, плод её автоматического письма, были удостоены серии “пророчеств”, охватывающих различные периоды и сроки, и всё больше уделяющих внимание “Молитве” и божественному “Плану Любви и Света”. Миссис Бейли умерла в возрасте семидесяти лет. Нижеследующая выдержка из бюллетеня Миссис Бейли обращенная к студентам её школы Арканов указывает на финансовый аспект её деятельности:
Пожалуйста, продолжайте поддерживать медитации на Правильное Направление денег на работу Иерархии, как вы это уже делали.

… Я замечаю, что изучающие, которые в течение многих лет давали по 10 долларов в месяц сейчас дают по 15 долларов … мы все должны делать всё от нас зависящее — медитации, попытки заинтересовать других, и самопожертвование — для подготовки к Пришествию Христа»".

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История Теософского движения

Сообщение Надежда Лебедева » 06 сен 2018, 15:31

Современное состояние теософии в России и мире. Международная организация ULT (Объединённая Ложа Теософов)
viewtopic.php?f=21&t=1779

Надежда Лебедева
Сообщений: 9776
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: История Теософского движения

Сообщение Надежда Лебедева » 21 сен 2018, 19:19

Перевод Германа Косырева

ТЕОСОФСКОЕ ДВИЖЕНИЕ 1875-1950 (1)

Лос-Анджелес: Каннингем Пресс, 1951

«Накануне вчерашнего вечера мне показали общую перспективу Теософских обществ. Я видела нескольких серьёзных и надёжных теософов в смертельной схватке со всем миром, с другими, формальными и амбициозными теософами. Первых гораздо больше, чем ты думаешь, и они победят, так же как ты победишь в Америке, если только останешься верным Учителю и правде в себе самом».

— Е. П. Б., 1888 (2)

ВВЕДЕНИЕ

В 1925 году спустя пятьдесят лет после основания Теософского Общества в Нью-Йорке издательством «E. P. Dutton and Company» была опубликована первая достоверная и всеобъемлющая история Теософского Движения. Эта книга озаглавленная «Теософское Движение 1875-1925. История и обзор» была подготовлена редакторами ежемесячного журнала «Теософия», посвящённого предмету действительного настоящего Теософского Движения. Она предоставила изучающим теософию и другим заинтересованным в этом вопросе лицам документированное и детализированное исследование дела всей жизни Е. П. Блаватской и других ведущих деятелей Теософского Движения. Семьсот страниц книги детально описывают все основные события теософской истории; при этом было собрано достаточное количество свидетельств, чтобы каждый читатель мог придти по спорным вопросам к своим собственным выводам; или, по крайней мере, их хватит на то, чтобы побудить серьёзного исследователя к личному расследованию.

За годы прошедшие после публикации книги не было обнаружено никаких существенных ошибок — ни фактических, ни истолкования. Это, несмотря на то, что из-за различных утверждений о «преемственности» и «духовном лидерстве» со стороны некоторых теософских организаций, появление книги в ряде кругов стало поводом для беспокойств и жалоб. Фактически она была опубликована под угрозой иска о клевете, но никаких исков не было предъявлено, несомненно, по той причине, что приведённая в ней информация подтверждена фактами.

Настоящая книга является продолжением этой более ранней, опубликованной в 1925 году работы. С тех пор в Теософском Движении произошло множество событий. Одни «лидеры» умерли, другие персоны заняли их места. Превратности судьбы различных Теософских Обществ сейчас вызывают меньше беспокойства у исследователя, а сама по себе философия в форме изначальных учений постепенно вытесняет организационную деятельность и споры в качестве фокуса теософских интересов. Даже враги Теософского Движения своими методами нападения показывают, что его действительная жизнеспособность заключается в жизни и творчестве Е. П. Блаватской. Другие фигуры первых дней движения всё больше забываются, но сила и влияние Е. П. Б. с годами растёт, так как изучающие теософию независимо от организации ищут вдохновения в её оригинальных никем не переинтерпретированных учениях. Таким образом, псевдотеософия (3) легче распознаётся, а теософским «сектам» труднее сохранять индивидуальную исключительность. События, произошедшие в теософском движении с 1925 года, дают повод для привлечения нового материала, размещённого в этой книге и для закрепления трактовки более ранних событий. Книга 1925 года остаётся более детальной работой или справочником по начальному этапу истории Теософского Движения. Её наличие делает возможным издание другой книги, в чём-то более краткой, но при этом охватывающей более поздние этапы Движения вплоть до 1950 года.

Тем, у кого эта книга будет первой встречей с Теософией, следует кое-что сказать о таком предмете как «авторитет». Для таких читателей скоро станет очевидным, что изучение Теософии — это дело с более чем обычными выводами. Что, могут спросить, является авторитетным для утверждений, которые звучат далеко выходящими за пределы известных фактов опыта? Очевидно, что любая философия стремящаяся разрешить дилеммы Западной цивилизации должна опираться на некоторый источник толкований мало знакомый западному человеку. Фактически очевидно, что любой подлинный анализ глубокой неудовлетворённости современного мира будет содержать дотоле не принятые во внимание или позабытые элементы; и поэтому их не следует отбрасывать в сторону просто потому, что они незнакомы. Напротив, единственная уверенность в хорошо известных формулах того, что люди обычно считают знанием — как научным, так и религиозным — вполне может быть причиной множащихся неудач Западной цивилизации. В отличие от странной смеси эмпирической науки, эклектичной спекуляции и умирающей религиозной традиции, которая сегодня переходит в «знание», Теософия предлагает на рассмотрение учение Гнозиса, совокупность практической психологической и нравственной истины, которая может быть испытана и подтверждена каждым человеком самостоятельно.

Теософское учение было определено госпожой Блаватской как представляющее собой квинтэссенцию, синтез действующих принципов. Как она разъяснила, любой человек научившийся использовать эти принципы может приобрести независимое знание законов природы и глубинных реалий человеческого опыта. Это утверждение она основывала на фактическом существовании людей, чья жизнь показывает мастерство использования этих принципов. Такие люди, говорила госпожа Блаватская, были её учителями. Но, в то время как Теософия была подобным образом определена толкователями девятнадцатого века, исследователи многократно предупреждали против принятия её учения «на веру». Теософское Движение искало не легковерных поклонников, а серьёзных учеников.

В Теософии исследователь найдёт то, над чем следует много думать, но мало воспринимать на веру. Если учение истинно, то существуют определённые метафизические концепции, которые придадут теософской философии характер системы. Такое учение было представлено госпожой Блаватской без претензий на «оригинальность», как естественное наследие интеллектуальной и нравственной эволюции человеческого рода. Она предложила их не как догмы, а как метафизические идеи принципов проверяемых опытом. Доктрину или учение, составляющую часть этого наследия, до того, как она было бы индивидуально проверено исследователем, можно сравнить с «гипотезой» учёного. Она не предлагает ни веры, ни отречения; она предлагает расследование.

Хочется надеяться, что это книга послужит вступительным словом к дальнейшему изучению теософской философии. По существу Теософия — это взгляд на жизнь, который имеет естественную привлекательность для всех мужчин и женщин, верящих в неотъемлемые духовные возможности каждого человека, и ощущают тщетность, как научного скептицизма, так и сектантской религии. Больше всего Теософия должна понравиться тем, кто устал от человеческой вражды, от непрерывных конфликтов между людьми и народами, порождённых страхом и невежеством; и тех, кто решил найти, если смогут, практическую философию души — образ мышления и действия, который медленно, но верно изменит мир.

13 апреля 1951 г.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Теософское Движение 1875-1950.

http://www.theosophy.org/…/Hist…/theosophica%20lmovement.htm

(2) Джадж У. К. «Навеки Ваша, Е.П.Б.»

https://www.theosociety.org/pasadena/wq ... pbtill.htm

(3) Под псевдотеософией в Теософском Движении обычно понимают «учения» и литературные изыски А. Безант и Ч. У. Ледбитера:

«“... Анни Безант, президент [Адьярского Теософского] Общества в период с 1907 до своей смерти в 1933 году и Чарльз Уэбстер Ледбитер, возможно наиболее влиятельный теософский писатель с первых лет 20-го века до своей смерти в 1934 году … были главными ответственными за внедрение новых учений, которые часто были полностью противоположны теософии [госпожи Е. П.] Блаватской и её Учителей. Эти учения назывались их противниками Нео-Теософией ... или реже Псевдо-Теософией”. Различия между Теософией и Нео-Теософией слишком многочисленны, чтобы упоминать их в контексте настоящего документа... Подробный обзор [различий] приводится в статье … “Теософия или Нео-Теософия” написанной Маргарет Томас”.

Джеймс А. Сантуччи, профессор религиоведения Калифорнийского Государственного Университета (Фуллертон) и редактор журнала “История Теософии”».

Сайт «Архивы Блаватской»: http://www.blavatskyarchives.com/thomas/

http://www.theosophy.org/Other%20or%20U ... (1875-1950)/theosophica%20lmovement.htm


Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей