Концепция Л.В. Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Концепция Л.В. Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 12:32

Концепция Л.В.Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания
А.В. Федотов

Л.В.Шапошникова. Держава Рерихов: Статьи и выступления: 1997–2006

Прошло уже три года с того времени, когда я впервые попал в Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха и открыл для себя удивительное сообщество людей, объединенных трепетной любовью и огромным уважением к семье и делу Рерихов. Признаюсь, что для меня – востоковеда, выпускника Восточного факультета Санкт-Петербургского университета, а ныне профессора Софийского университета св. Климента Охридского такое отношение к творческому и философскому наследию Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и их сыновей – С.Н.Рериха и Ю.Н.Рериха вполне объяснимо и закономерно. Тем не менее тогда в Москве я был поражен огромным количеством участников Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление ХХІ века», приехавших как из удаленных уголков России, так и из стран «ближнего и дальнего зарубежья». Я вглядывался в их лица, слушал их выступления и, как мне кажется, почувствовал их искреннюю веру в учение о Живой Этике, их чистосердечное желание нести и распространять знание о новом космическом мировоззрении. Пусть это не прозвучит банально, но для меня, живущего за рубежом, это явилось подтверждением того, что родиной духовных сдвигов, если хотите, Духовной революции, по-прежнему является Россия.

Тогда же в Москве я и познакомился с Генеральным директором ЦентраМузея имени Н.К.Рериха Людмилой Васильевной Шапошниковой. Познакомился в яви, ибо мое заочное знакомство с ней состоялось намного раньше, в 1987 году, когда я прочитал ее книгу «От Алтая до Гималаев. По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха»[1]. Уже тогда мне было ясно, что только полностью, без остатка преданный делу Н.К.Рериха человек способен совершить подобное путешествие. Речь идет не о физических лишениях и трудностях, а об особом, самоотверженном вдохновении, о духовном сопричастии делу великого учителя. Задаюсь вопросом: а не там ли, в отрогах Гималайских гор, обожествляемых всеми обитающими там народами, родилась у Л.В.Шапошниковой идея о космическом мышлении? Как известно, горные вершины – обитель богов и духов, сфера священного и просветленного знания. Являясь своеобразной axis mundi[2], горы представляют собой наиболее благоприятное место для медитации и инициации, для продвижения по Пути духовного очищения и просветления к Истине. Впрочем, кому как не ученому-индологу Л.В.Шапошниковой было дано почувствовать, осознать и вдохновиться учением о Живой Этике, созданным индийскими философами и российскими мыслителями Е.И.Рерих и Н.К.Рерихом.

Встреча же в Москве окончательно убедила меня, что Л.В.Шапошникова – не только пытливый и блестящий ученый, но и истинный продолжатель Великой духовной революции, которая произошла в России в конце ХІХ – начале ХХ столетия. Наверное, это дано не всем – творчески продолжить дело таких всемирно известных российских общественников и философов, как Н.А.Бердяев, В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский, В.И.Вернадский и многих других. Но не заключается ли именно в этом уникальная сущность российского мыслителя – «быть впереди планеты всей»?! Предвидеть, обозреть необъятное, почувствовать Космос?! Почувствовать космическую реальность вне себя и в себе, понять, как говорил П.А.Флоренский, что «научное мировоззрение и качественно, и количественно утратило тот основной масштаб, которым определяются все прочие наши масштабы: самого человека»[3].

Концепция Л.В.Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания[4] представляет собой попытку переосмысления всей человеческой истории, длинного пути накопления эмпирических знаний об окружающем нас мире и о самих себе. С другой стороны, это еще и попытка осмысления не менее длинного пути познания, которое, по мнению ученого, всегда представляет систему. На мой взгляд, тезис о системности познания неоспорим. Столь же бесспорен и тезис о существовании двух главных направлений в познании: научном и вненаучном. Научное осмысление мира, человека и взаимосвязи между миром и человеком имеет не столь длительную историю по сравнению с так называемым вненаучным познанием. Явившись в наш мир, наши первопредки не выделяли себя из окружающей природной и социальной среды. Их мышление сохраняло черты диффузности и нерасчлененности. Оно было неотделимо, или почти неотделимо, от эмоциональной эффектной, моторной среды. Следствием этого явилось наивное очеловечивание всей природы, всеобщая персонификация, «метафорическое» сопоставление природных, социальных и культурных объектов. На природные объекты переносились человеческие свойства, им приписывалась одушевленность, разумность, человеческие чувства. Часто природным объектам придавались антропоморфные характеристики, а мифологическим предкам присваивались черты природных объектов, например, животных и птиц. Выражение сил, свойств и фрагментов Космоса в качестве одушевленных и конкретно-чувственных образов порождало причудливую мифологическую фантастику: так Космос превращался в мировое древо (arbor mundi) или в живого великана, а различные боги и духи были связаны с героями семейно-родовыми отношениями.

В мифе форма тождественна содержанию, и поэтому символический образ представляет то, что он моделирует. Мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, начала и принципа, то есть происхождения и сущности. Именно эта диффузность проявляется в сфере воображения и обобщения, иными словами, в мифологическом сознании. Л.В.Шапошникова справедливо отмечает, что «мифологическое сознание и религиозное в своем творчестве имели связь с Богом, Высшим, Космосом»[5]. Не является ли это объяснением многочисленных удивительных открытий, сделанных древними мыслителями и философами Востока, где, как известно, возникли и развивались первые в истории человеческие цивилизации Духа?

Мне кажется, что наука, а именно научный тип мышления, пришедший на смену мифологическому и религиозному, все еще находится в неоплатном долгу перед человеком: наука обратила свой пристальный взор в будущее, так и не описав, не вникнув, не проанализировав наше прошлое. Вчитываясь в религиозно-философские трактаты древних ученых, поражаешься тому, насколько глубинны и наряду с этим безгранично широки их постулаты и обобщения. Это как раз и есть те опередившие время открытия, которые Л.В.Шапошникова вполне обоснованно классифицирует как профетические, или пророческие. Так почему же мыслители древности, лишенные возможности заниматься научным экспериментированием, смогли прозреть истины, до которых человечество доходит только сейчас путем научных опытов?

Может быть, ответ на этот звучащий почти риторически вопрос кроется в том, что в эпоху мифотворчества и зарождения первых религий наши первопредки ощущали живую связь с Космосом? Может быть, они были ближе к Космосу, ощущая себя его органичной частью? Скорее всего, это так, ведь это было «первовремя» – время откровений, сакральное время – в отличие от последующего профанного, эмпирического, исторического времени. Мифическое время и заполняющие его события, действия предков и богов являлись сферой первопричин всего последующего, источником архетипических первообразов, образцом для всех дальнейших действий. Человечество «поторопилось» окунуться в науку, в опыты и эксперименты, перестав ощущать себя частью Космоса, а исследуя его как нечто чуждое, может быть, враждебное. Увы, подобные сакральные, метанаучные знания отрицались или не принимались во внимание не только наукой, но и церковью.

Выдвигаемый Л.В.Шапошниковой постулат о зарождении и становлении четвертого вида мышления – космического – заслуживает самого пристального внимания. Как уже было отмечено, именно в России в конце ХІХ века сложилась особая социальная, культурная и политическая ситуация, которая привела к изменению не только общественного строя, но, и это намного важнее, энергетического состояния общества. В российском обществе назревала еще одна революция – Духовная. В то время Россия, занимающая место на стыке между Востоком и Западом, как никакая другая страна ощущала на себе нарушение баланса, нарушение гармонии, а может быть, и связи между человеком и Космосом. Находившаяся на переднем крае западной мегацивилизации, Россия вместе с этим хранила в своей культурнодуховной памяти сакральное знание прошлого, которое, вероятно, способствовало формированию космического мироощущения, синтезу научного и вненаучного способа познания.

Именно философы Серебряного века, как их называет Л.В.Шапошникова, поставили в центр своих исследований человека, особенности его духа, эволюционную его судьбу и роль Высшего во всем этом[6]. Так возникло понятие «энергетическая целостность Мироздания», неразрывную связь с которым человеческого бытия описывает в своей концепции Л.В.Шапошникова. По сути дела, мы снова возвращаемся в эпоху мифотворчества, но на сей раз на качественно ином уровне. На Востоке никто никогда не проводил демаркационной линии между наукой и метанаукой; даже сегодня в Китае и Индии, Японии и Иране большинство людей верят в то, что Небо следит за их поступками, что все в этом мире взаимообусловлено и взаимосвязано гармонией, нарушение которой приведет к необратимым последствиям. Мне, как ученому-востоковеду, понятны и ясны аргументы в пользу существования тесного взаимодействия человека, нашей планеты и Космоса. Концепция опирается на реальные достижения ученых, внесших огромный вклад в развитие синтеза научных и метанаучных методов исследования ноосферы, или сферы разума. Так родились основные идеи космического мышления, многие из которых являлись частью сакрального знания наших предков, как, например: человек – часть Космоса, несущая в себе этот Космос; дух – одно из важнейших явлений, связывающих внутренний мир человека с глубинным Космосом; макро и микрокосм – едины. В сформулированных идеях содержится описание целей и задач нового космического мышления; там же обосновывается связь космического мышления с нравственным и этическим началом, описывается роль и место человека в Мироздании.

Мне известно, что представленная Л.В.Шапошниковой концепция о космическом мышлении получила на Международной конференции широкую поддержку. Во многом, как мне кажется, это еще и продолжение учения Е.И.Рерих и Н.К.Рериха Живая Этика, имеющего много последователей по всему миру. Немало их и в Болгарии.

Мы действительно стоим на пороге Неведомого. Врата, ведущие в Неведомое, открыты. Нужно только переступить порог…

Примечания
1. Шапошникова Л.В. От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. М., 1987.
2. Axis mundi (лат.) – ось мира.
3. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 348.
4. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Культура и время. 2003. № 3/4 (9/10). С. 24–42.
5. Там же. С. 25.
6. Там же. С. 29.

Источник: http://lib.icr.su/node/333

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Концепция Л.В.Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 12:37

Теория культуры Л.В.Шапошниковой и новое космическое мышление
В.Г.Соколов

Л.В.Шапошникова. Держава Рерихов: Статьи и выступления: 1997–2006

«Открытие» культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни.
Лесли Уайт

Внутренний поиск в процессе осмысления таких понятий, как культура и цивилизация, является едва ли не самым захватывающим, так как эти понятия глубоким образом связаны как с эволюцией человека в целом, так и с особенностями развития всего исторического процесса, иными словами, это два краеугольных явления всего человеческого бытия. Об этом в какой-то степени свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день существуют сотни самых различных определений понятия культура. Также за последние сто с лишним лет сложился и утвердился ряд наиболее распространенных концепций, в которых взаимоотношение культуры и цивилизации предстает в совершенно различных вариантах: от их отождествления или смешения до четкого их разделения и даже противопоставления. В данной работе мы сконцентрируем внимание на таких актуальных проблемах современного общественного развития, как прояснение сущностного различия и, в то же время, поиск принципов гармоничного единства (но никак не смешения) двух взаимосвязанных явлений – культуры и цивилизации. Обозначив четко природу культуры, можно формировать и четкую стратегию выхода из тех многочисленных кризисов, которые в настоящее время ждут неотложного разрешения, главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный. Для этого обратимся к разработкам крупнейшего современного историка, философа, заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, автора книг по философии исторического процесса – Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Многочисленные труды этого ученого, которые в последнее время привлекают внимание все большего количества исследователей, без преувеличения можно назвать новыми вехами в познании человека и окружающего мира. Перу Л.В.Шапошниковой принадлежат десятки работ, которые издавались на основных европейских и других языках. Особое место занимают книги. Вначале это были труды о древних загадочных племенах и пройденных ею маршрутах в Индии, где изучалась живая связь времен, основанная на механизмах культурной преемственности, и где исследовались вопросы, связанные с ролью духовной культуры, двигающей развитие человека: «По Южной Индии» (1962), «Дороги джунглей» (1968), «Тайна племени Голубых гор» (1969), «Австралоиды живут в Индии» (1976) и другие. С именем Л.В.Шапошниковой связано широкое и систематическое научное осмысление многогранного наследия крупнейшего художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха (1874–1947) и выдающегося философа, ученого и подвижника Елены Ивановны Рерих (1879–1955). Многие труды Л.В.Шапошниковой, в частности изданные за последние десять лет, созданы как на основе разносторонних глубоких историко-культурных исследований автора, включая и ее уникальные экспедиции, так и в немалой степени на основе научно-философского творчества семьи Рерихов. Вышли в свет такие работы ученого, как «От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха» (1987; 1998), «Веления Космоса» (1995; 1996), «Мудрость веков» (1996), «Град Светлый» (1998), трилогия «Великое путешествие» (1998–2005) и другие.

Культура, ее суть, эволюционная роль и закономерности ее формирования занимают особое место в трудах Л.В.Шапошниковой. В последнее десятилетие опубликован ряд работ ученого, в которых изложены ее глубокие разработки относительно нового взгляда на явления культуры и цивилизации, а также на проблему их взаимоотношений. Это такие труды, как «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры» (1996), «Чаша Грааля космической эволюции» (1997), «Мастер» (1998), «Тернистый путь Красоты» (2001), «Философия космической реальности» (2003).

Цель данной статьи – раскрыть суть и основные положения теории Культуры Л.В.Шапошниковой, обозначить основные характеристики космичности Культуры.

Основой наследия Рерихов, изучению которого Л.В.Шапошникова посвятила многие годы, является многотомная серия книг Живой Этики – философской системы, принесенной миру Е.И.Рерих в сотрудничестве с уникальной группой Великих Учителей Востока. Над этими книгами Елена Рерих работала в 1920-е – 1930-е годы. Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается огромное значение.

Живую Этику Л.В.Шапошникова называет философией космической реальности, отмечая, что она несет в себе синтетическую систему познания нового космического мышления. Это Учение легло в основу ряда глубоких исследовательских работ автора, которые способствовали тому, что данная философская система, так несправедливо в свое время отринутая советскими идеологами, начала постепенно входить в научное пространство стран бывшего Советского Союза. Живая Этика содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества и базируется на энергетическом мировоззрении, согласно которому все явления в мире имеют энергетическую природу. Данная философская система несет это мировоззрение в себе, раскрывая многие его грани, тем самым предоставляя науке широкое поле как для новых теоретических и практических разработок, так и для развития уже выдвинутых в данном русле идей и начатых экспериментов [1]. В 40-е годы прошлого столетия Е.И.Рерих записывала: «Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому»[1]. Человек с его способностью творить и различными способами познавать мир включался в энергетическую структуру Мироздания, которую (в том числе и самого человека) пронизывают определенные законы. Данное мировоззрение выдвигает энергию как главный, неотделимый от материи компонент в структуре Мироздания[2], частью которой выступает и сам человек. Будучи подобным этой структуре, человек-микрокосмос участвует в широком спектре энергообменных процессов, которые выступают главным фактором его космической эволюции[3].

В целом можно отметить, что роль Живой Этики в формировании новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы, а также в формировании нового космического мироощущения очень значительна. «Новая система познания, содержавшаяся в Живой Этике, – пишет Л.В.Шапошникова, – имела главным направлением синтез познания и синтез самого знания. Энергетический процесс такого синтеза объединил эмпирическую науку и метанауку, знание экспериментальное и полученное в духовном пространстве творчества человека. В таком подходе заново открывался источник древнего знания, объединялись умозрительные нахождения Востока и эмпирические открытия Запада <…> Этические моменты заняли в Учении не менее важное место, нежели физические законы естественных наук и те истины, которых достигла эмпирическая наука»[4]. Л.В.Шапошникова обозначила те основные идеи, которые сформировались в сфере космического мышления в начале ХХ века[5], а также впервые в философской мысли определила и проанализировала методологические положения новой системы познания – Живой Этики[6], которые, в свою очередь, имеют тесную связь с законами Космоса.

Базируясь на Живой Этике как философии космической реальности, уделяющей Культуре огромное место в развитии человечества и планеты, а также во многом на концепции Культуры Н.К.Рериха, концепции совершенно новой, практической, основанной на идеях Живой Этики и отраженной в его философско-художественных очерках, используя мировой культурный опыт, результаты собственной исследовательской практики и исследования современных ученых, Л.В.Шапошникова создала оригинальную теорию Культуры и цивилизации как целостного энергетического явления, неотделимого и от эволюции человека, и от основных закономерностей эволюции планеты. Кроме того, она явилась первым ученым, который поднял на заслуженную высоту имена Рерихов как выдающихся философов Культуры и носителей интереснейшей концепции, связанной с данным явлением [2].

Идеи Живой Этики Л.В.Шапошникова рассматривает в широком контексте тех глобальных историко-культурных изменений, которые выпали на долю ХХ века – переломного времени в космической эволюции человечества, в культурном и историческом пути планеты. Именно так оценивает прошедший век автор, отмечая, что эта определяющая его черта проявилась в такой исторической особенности, как появление плеяды выдающихся, неповторимых мыслителей, которые несли в себе нарождающийся новый мир, его новую энергетику, закладывали основы нового космического мышления. Это крупнейшие ученые – К.Э.Циолковский, В.И.Вернадский, А.Л.Чижевский, П.А.Флоренский; выдающиеся философы – В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков; известнейшие деятели литературы и искусства – А.А.Блок, Ф.И.Тютчев, Д.С.Мережковский, Н.К.Рерих, М.К.Чюрлёнис, А.Н.Скрябин и многие другие. В своей работе «Космическое мышление и новая система познания» Л.В.Шапошникова обосновала то, что на данном этапе своего развития человечество переживает формирование четвертого вида мышления – космического, который представляет качественно новый вид по сравнению с тремя предыдущими – мифологическим, религиозным и научным мышлением. «…Каждый вид мышления формировался в недрах предыдущего и затем складывался как господствующее направление, – отмечает автор. – В космизме ХХ века мы имеем не частное направление, а начало (а может быть, уже не начало) общего процесса замены одного вида глобального мышления другим»[7] [3]. Автор оценивает космическое мышление, или космизм, как синтетический и полноценный вид мышления, не являющийся частью научного. Будучи намного шире в своих концепциях, он включает лучшие стороны мышления научного в свое пространство. Л.В.Шапошникова отмечает, что возникновение в конце XIX – начале XX века космического мышления – результат Духовной революции в России, а сам процесс его формирования будет продолжаться довольно длительное время.

Л.В.Шапошникова в своих трудах впервые широко поставила вопрос о Духовных революциях вообще[8], об их отличии от революций социальных, о той важнейшей роли, которую они играли и играют в эволюции человеческого мышления. Зарождению каждого нового вида мышления (будь то научный или религиозный) предшествовала своя Духовная революция, которую автор определяет как «революционные изменения в духовнокультурном поле»[9]. История конкретной Духовной революции рубежа XIX–XX вв. с эпицентром в России – «это история становления нового космического и многомерного мироощущения, история духовного процесса постижения Инобытия, осознания его реальности и его роли в эволюции человечества»[10].

Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Этот вненаучный способ познания сейчас принято называть метанаучным [4]. Начинал вызревать тот грядущий синтез, который, как отмечает Л.В.Шапошникова, является кардинальным средством развития и расширения сознания, «главным и магистральным направлением космической эволюции человечества»[11].

В наши дни наука выдвигает множество определений сущности и специфики культуры как важнейшего фактора и особой формы человеческого бытия. Исследователи также предпринимают попытки упорядочить эти определения, обозначить их особые виды. Большинство из определений культуры – не что иное, как некое внешнее выражение социальной реальности, конечно же, имеющее связь с внутренним миром индивида (виды деятельности, регламентирующие жизнь людей нормы, передача опыта от поколения к поколению, социально обусловленные особенности человеческой психики, организация общественной жизни, система знаков, используемых обществом и др.). Есть и другие аспекты трактовки культуры, представленные в определенных группах или видах определений данного явления (антропологических, ценностных, символических, идеационных и др.). Хотя понятие «культура» многозначно, в специальной литературе в качестве основных значений данного явления приводятся такие, которые можно объединить одним понятием – некий результат (пусть даже промежуточный). Так, основные значения понятия «культура» группируются либо вокруг совокупности определенных достижений, навыков, условий жизни; либо вокруг уровня или степени достижений, меры совершенства человека и его деятельности. Либо, если характеризуется культура как «вторая природа», то здесь также (в контексте совокупности продуктов человеческой деятельности) говорится о результате преобразования Природы в такие формы и объекты, которые ей не свойственны. Конечно, культура рассматривается и как процесс накопления, например с информационно-семиотической точки зрения, где интересующее нас явление предстает в виде социальной информации.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Концепция Л.В. Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 12:38

В то же время надо сказать, что культурологическая мысль прошлого столетия все же акцентировала внимание на том, что культуру нельзя понимать как элементарную сумму наработок человеческой деятельности, а также и самих видов деятельности. Формировался целостный подход к данному явлению, культура рассматривалась как функциональная и развивающаяся система.

И все же общеизвестным фактом остается то, что, как бы ни рассматривала культурологическая мысль разных времен явление культуры – совокупность ли это духовных и материальных ценностей, либо это человеческие качества, «вторая природа», система символов, мир смыслов, единство трех модусов бытия (вещей, свойств и отношений), способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, а также все то, что было сказано о культуре выше и т.д., – мы все равно на этой основе так и не ответим на вопрос: что же такое культура. Ведь наука ищет наиболее полный ответ, а не освещение отдельных граней явления. Тогда в чем же может выражаться эта полнота?

Современная культурология отмечает следующую важную философскую суть рассматриваемого явления: «Весь мир человека – мир его культуры, и вопрос о культуре – это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе»[12]. Но при этом еще раз отметим, что современная наука, при наличии сотен определений понятия культуры, не может дать единого ответа на вопрос о ее сущности. В таком случае выход из сложившейся ситуации может состоять в необходимости нового взгляда на саму природу человека, который мы находим в новом космическом мышлении. Теория Культуры Л.В.Шапошниковой основывается именно на космическом мировоззрении и новой системе познания, основой которых выступает энергетика различных уровней – «первопричина всех процессов, происходящих в Космосе»[13], – задействованная в пронизывающих все Мироздание обменных процессах.

Если культурология указывает на феномены культуры (которые складываются в определенные формы культуры) как на артефакты, наделенные определенными смыслами, то закономерно возникает вопрос: каким же образом, откуда, а точнее, из каких глубин человеческой природы возникают эти смыслы и все то, что действительно имеет отношение к культуре? Какие здесь задействованы механизмы? Собственно, мы подходим к вопросу о культуре не как к совокупности продуктов человеческой деятельности и вложенного в них богатого духовного мира смыслов («вторая вселенная», по выражению культурологов), а также не в русле определений, представляющих собой различные черты или грани культуры, а как к процессу, происходящему в самом человеке, причем процессу энергетическому, в результате которого возникает тот творческий акт, который и порождает смыслы. Культурология утверждает мир культуры как носителя человеческих смыслов. Но как эти смыслы рождаются, творятся или со-творятся в самом человеке – на этот вопрос в специальной литературе ответ найти очень сложно, хотя он и составляет, судя по всему, важнейшую суть явления Культура. Иными словами, собственно сама Культура или процесс ее зарождения, ее жизни и реализации, прежде всего, скрыты в духовных глубинах самого человека, она – в нем, она – его суть, энергетическое сердце всего его существа, причина и суть его эволюции. Она знаменует собой связь человека с Высшим началом. Теоретические разработки Л.В.Шапошниковой раскрывают нам явление Культура с этих позиций, как духовную, творческую часть человеческого бытия (которое имеет широкую космическую палитру), его основу, как ту сущность, благодаря которой мы и называемся людьми. Такой подход четко и ясно отграничивает понятие «Культура» от понятия «цивилизация» и обосновывает их различную природу, но вместе с тем и рассматривает их глубокое взаимодействие. Это взаимодействие, в свою очередь, позволяет объяснить основные особенности культурно-исторического процесса. Рассматривая данную тему, мы также прикасаемся к более глубокому постижению самой природы человека, которая, будучи неотъемлемой от целостной структуры Мироздания, его эволюции, является глубоко космичной, задействованной в широчайшем спектре энергоинформационного обмена, происходящего в многомерном космическом пространстве. «Как свойства Природы указывают на вечный процесс, – пишет Е.И.Рерих, – так и дух челов[ека] идет тем же путем. Изучение свойств человека даст направление и расширение сознания»[14].

Когда современная наука под влиянием утверждающегося нового космического мышления неуклонно продвигается к изучению тонких энергий и тончайших структур человека, его взаимодействий с космическими ритмами и материей иных измерений, более утонченной, чем материя нашего плотного мира, мы не можем игнорировать то, что сама Культура, как явление энергетическое, имеющее отношение к тонкой энергетике человеческого духа, оказывается в самом центре этих взаимодействий. Но осмыслить целостно и многопланово явление Культура представляется возможным только через новое понимание природы человека, через его энергетическую сущность. Такой взгляд на человека широко и последовательно раскрывается в новом космическом мышлении, система познания которого содержится в Живой Этике и которое созвучно достижениям русских философов Серебряного века и выдающихся ученых-космистов.

В трудах Л.В.Шапошниковой, рассматривающей основные положения нового космического мышления, анализ Культуры осуществляется при ее сопоставлении с таким понятием, как «цивилизация». Это ведет к более глубокому постижению обоих составляющих этой пары и существующих между ними отличий. Вслед за Н.К.Рерихом автор поднимает актуальную проблему недопустимости смешения этих понятий и подмены одного другим, так как, несмотря на тесную связь между ними, Культура и цивилизация имеют разную природу и назначение. Игнорирование этих отличий и неоправданное отождествление данных явлений приводили к серьезному искажению самого их смысла, к принижению значения внутреннего мира человека, в пространстве которого взаимодействовали дух и материя, к различным идеологическим перекосам. Саму же проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, Л.В.Шапошникова, согласно философии Живой Этики, предлагает решать с точки зрения взаимодействия духа и материи: «И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности»[15]. Культуру автор называет самоорганизующейся системой духа, что кардинальным образом отличает ее от цивилизации, материя которой творится человеческими руками и рассудком. Такая система действует согласно уровню и качеству энергетики духа. «…Самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, называющаяся синергетикой и зародившаяся в XX веке, дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Однако и на этом биологическом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре и к духу в том числе»[16]. Итак, Культура существует тогда, когда идет процесс самоорганизации духа. А самоорганизации, с позиции синергетики, поддаются лишь открытые системы, отмечает ученый. Л.В.Шапошникова пишет об обменных процессах, которые стоят в основе всех космических явлений, в том числе и в основе эволюции духа, в энергетическом поле которого как раз идут такие процессы. Именно благодаря этому обмену дух самоорганизуется, складывается в систему Культуры, но такая система при процессе самоорганизации должна быть открытой. Здесь просматривается тесная взаимосвязь свободы и Культуры, мы подошли к явлению внутренней, духовной свободы индивида, которая делает сознание открытым, способным к расширению и вмещению новых знаний. Такая открытость способствует вышеотмеченному энергообмену, а следовательно, самоорганизации духа в систему Культуры.

Поскольку явления Культура и цивилизация наполняют собой весь исторический путь человечества, то их взаимодействие определяет особенности каждого конкретного периода этой истории, черты определенной цивилизации. «В истории человечества, – пишет Л.В.Шапошникова, – возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой, ибо сама цивилизация возникает в энергетическом поле Культуры. Процесс этот еще не изучен, так же как еще не осмыслен характер самой Культуры. Можно только сказать, что во многих случаях ранние цивилизации создавались и развивались вместе с Культурой и активно взаимодействовали с ней <…> Иногда цивилизация отдалялась от Культуры или приближалась к ней, но никогда на протяжении последних двух тысячелетий, да и ранее, не существовала отдельно от нее. Полный отход цивилизации от Культуры – особенность лишь века XX, века, стоявшего на пороге новых эволюционных изменений в жизни планеты»[17]. Такое расхождение тем более негативно, ибо, как отмечает Л.В.Шапошникова, существует изначальная целостность структуры «Культура – цивилизация», какие бы циклы взаимодействий это явление ни проходило. Поэтому расхождение в этой паре «носит в конечном счете условный характер»[18]. Для успешного развития цивилизации, или, иными словами, для ее истинного служения человечеству (для чего она, по сути, и призвана существовать), необходима ее гармония с Культурой, составляющей глубинную суть и эволюционный стержень самого человека – создателя цивилизации. Но такие периоды бывали не часто в нашем сложном историческом пути. Л.В.Шапошникова отмечает, что можно заметить самые разные сочетания рассматриваемых явлений и формы их взаимодействия начиная с древнейших времен человеческой истории. «В энергетически цельной структуре, управляемой Великими законами Космоса, пульсируют дух и материя и, стремясь к сужденному им эволюцией синтезу, то приближаются, то удаляются от него. Поэтому то возникают эпохи расцвета Культуры – и цивилизация становится культурной, то берет верх материальная цивилизация – и Культура отходит на второй план, подчас будучи не в состоянии влиять на цивилизацию. Эта закономерность была подмечена Рерихом»[19].

Сердцем космической эволюции человечества Л.В.Шапошникова называет Культуру, отмечая при этом ее связь с таким древнейшим явлением, как Учитель, нашедшим в прошлые эпохи отображение в мифологии в виде культурного героя. Учителя человечества всегда играли и играют по сей день важнейшую и определяющую роль в формировании и развитии Культуры как стержневой основы эволюции человека. Они являются ее двигателями наряду с объективными, природными закономерностями формирования Культуры, действующими на уровне регулярных процессов энергообмена[20]. Учителя же являются субъектами космической эволюции, они есть субъективные двигатели Культуры, относящиеся к субъективным закономерностям ее формирования как самоорганизующейся системы духа. Причем ученый отмечает, что «и объективные и субъективные факторы в формировании и развитии Культуры находятся в постоянном взаимодействии»[21], а также то, что эти принципиальные закономерности вообще трудно разделить, так как Космос одухотворен (согласно системе познания нового космического мышления) и космические воздействия все равно идут от субъектов Космоса.

Именно в этом, а также в самой тонкоэнергетической природе духа сосредоточено космическое содержание Культуры, которая возникает благодаря энергоинформационному обмену между человеком и более высокими духовными структурами. Это два первых важнейших момента, говорящих о космичности явления Культуры, о связях в единой структуре Человек – Космос. Сам же акт творчества играет главную роль в том сложном энергетическом явлении, которое мы называем Культурой [5]. Недаром высокое творчество почиталось и ценилось во все эпохи как свидетельство связи с Высшим, преобразующей плотную материю нашей действительности.

Итак, обменные процессы происходят в энергетическом поле духа, поэтому Л.В.Шапошникова рассматривает Культуру как явление духа, который, в свою очередь, выступает не чем-то абстрактным и неопределенным, а имеет вполне конкретную природу, механизмы развития и роль в эволюции [6]. Живая Этика дает нам богатую информацию для осмысления того, что же представляет собой дух. Прежде всего – это энергия высокого уровня вибраций, которая не может существовать вне материи. Поэтому дух и материя, по сути, обозначают лишь разные состояния материи. Л.В.Шапошникова, опираясь на систему познания Живой Этики, говорит о едином явлении – духоматерии, а также определяет особенности наиболее важные из тех, которыми обладает особый вид тонкой материи – дух[22]. При этом автор отмечает необходимость их учета при постижении любого явления или вида творчества. «Пренебрежение этими особенностями, – пишет ученый, – которые мы находим в системе познания Живой Этики, может завести в тупик современную науку и наделать немало бед в общем духовно-культурном пространстве»[23]. Л.В.Шапошникова останавливается на таких особенностях духа, как невозможность существования отдельно от материи; его тонкоматериальная энергетическая природа, ведущая саму материю к эволюционным изменениям, иными словами, одухотворяющая ее и создающая ее более возвышенные и утонченные формы; неразрушимость, являющаяся основой вечных и непреходящих ценностей; невозможность существования без него творчества, как такового; наличие преображающей силы; важность творческой роли энергии духа в энергетической одухотворенности Космоса. «Осознание роли человека в Космосе как носителя духа свидетельствует о совершенно новой парадигме и новых подходах к исследованию человека, как такового. Отрицание двойственности внутреннего мира человека, превращение духа в “невещественное начало” и вытекающая отсюда утрата реальности космического человека – все это привело ко многим крупным бедам в социальной и культурной жизни переломного XX века»[24].

Мы подходим к третьей особенности космичности Культуры, которая следует из теории Л.В.Шапошниковой. Надо сказать, что некоторые современные ученые уже начали рассматривать Культуру с принципиально новых позиций – как энергетическое поле планеты, подмечая при этом тонкие механизмы его сложения и законы развития. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация, о чем никогда не стоит забывать. Л.В.Шапошникова отмечает неуничтожаемость таких полей Культуры. Поэтому, будучи «пространством бессмертного человеческого духа», Культура первична по отношению к цивилизации – явлению преходящему, подверженному разрушениям. Если же мы говорим об энергетическом поле, то естественно возникает вопрос о его связи с энергоструктурами Космоса. О важнейших особенностях такой связи пишет Л.В.Шапошникова. Энергетическое поле Культуры, «если определять его с позиций энергетического мировоззрения Живой Этики, есть пространственный Магнит, ритм которого звучит в унисон с Космическим Магнитом. Сам же Космический Магнит представляет собой сложнейшую энергетическую структуру, объединяющую Космический Разум и Сердце, в которой заключена основная творческая сила Космоса, и ее ритмы управляют не только созиданием и разрушением миров, но и космической эволюцией самого человека. Эти ритмы наиболее ярко проявляются в энергетическом поле Культуры. Нарушение таких ритмов или их ослабление замедляет нашу эволюцию или останавливает ее на какое-то мгновение перед обратным ходом в сторону инволюции.

Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями, мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее»[25].

Во второй части этого фрагмента выражен глубокий эволюционный смысл вечного спирального движения Культуры и ее преемственности в веках. Именно эта преемственность создает настоящее и намечает будущее, поэтому единую нить прошлого, настоящего и будущего ни в коем случае нельзя прерывать.

Если через дух человека и энергообменные процессы осуществляется эволюция конкретного человека, то через такое явление, как «энергетическое поле Культуры», имеющее свой определенный ритм, в унисон звучащий с ритмами Космоса, осуществляется эволюция самой планеты. Конечно же, эти два момента глубоко связаны между собой.

Надежда Лебедева
Сообщений: 4754
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Концепция Л.В.Шапошниковой о космическом мышлении и новой системе познания

Сообщение Надежда Лебедева » 29 сен 2018, 12:38

В заключение на основе всего вышесказанного кратко отметим такие основные моменты.

Во-первых, Культура есть самоорганизующаяся система человеческого духа, имеющего реальную тонкоэнергетическую природу и участвующего в таком общекосмическом процессе, как энергоинформационный обмен с более высокими структурами Мироздания. Речь идет о связи Культуры с высшими энергиями, с более высокими мирами. Лишь у духа есть связь с Высшим, отмечает Л.В.Шапошникова. Поэтому Культура есть явление природное, складывающееся естественно в глубинах человеческой духовной природы, неотъемлемой от энергетической структуры Космоса и его законов. Тесным образом с Высшими мирами иного состояния материи и иных измерений, с энергетикой человека связаны Красота, «как энергетический закон гармонии духа»[26], и творчество, без которого Культура не может существовать и которое уподобляет человека творческим Силам Вселенной и «указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса»[27]. Существуют две основных закономерности формирования Культуры, которые имеют между собой тесную связь: это – объективные закономерности, они «действуют на уровне регулярных процессов энергообмена»[28], и субъективные, где можно наблюдать сознательное участие субъектов космической эволюции – культурных героев, Учителей, мудрецов и великих мыслителей разных эпох.

Во-вторых, Л.В.Шапошникова отмечает, что связь Культуры с Высшим формирует важнейшую особенность в пространстве Культуры. Она отражена в следующем фрагменте: «Энергии, которые в результате сложнейших энергообменных процессов, идущих в Космосе, приближаются к Земле, могут выполнить свою позитивную роль, лишь пройдя поле Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для принятия такого рода энергий. Энергии, приблизившиеся к Земле, но не встретившие на своем пути смягчающих духовно-энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести разрушительный характер»[29].

В-третьих, энергетическое поле Культуры по сути своей неразрушимо, оно есть «источник для дальнейшего культурного развития»[30]. Энергетика таких полей играет важнейшую роль в механизме культурной преемственности, идущей из прошлого через настоящее в будущее, так как человечество, взаимодействуя с культурными накоплениями прошлого, напитывается теми основами, которые важны в любое время и на которых можно созидать устойчивые постройки в будущем. Культура, как начало духовное, не подвержена разрушению, она живет в новых формах новых цивилизаций, и это – исторический факт. Поэтому преходящи цивилизации, Культура же вечна, переходя из одной формы в другую. Сам механизм культурной преемственности выстраивается благодаря, как называет Л.В.Шапошникова, «непреходящим элементам». «В основе этого “непреходящего”, или, как мы иногда говорим, “вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда»[31]. «Непреходящее» обеспечивает устойчивое развитие человеческой Культуры и саму связь времен.

И, наконец, в-четвертых, Культура и цивилизация – это есть разные явления, имеющие различную природу и назначение. Это обусловливает временную природу цивилизаций и бессмертную природу Культуры. «Ибо цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства человеческой жизни, в то время как Культура есть пространство бессмертного человеческого духа»[32]. Л.В.Шапошникова отмечает важнейшую роль концепции Культуры Н.К.Рериха в четком разграничении этих понятий, смешение которых совершенно недопустимо. В то же время Культура и цивилизация, как явления, должны прийти к тому плодотворному синтезу, при котором цивилизация станет полностью культурной, одухотворенной, а каждое ее достижение будет иметь эволюционный смысл. Синтез – эволюционен, и система «Культура – цивилизация» станет целостным явлением, действующим «уже на более высоком качественном уровне, нежели в изначальном варианте»[33].

В поле энергетического мировоззрения выкристаллизовываются новое, фундаментальное представление о Культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования. Эти подходы мы находим в творческом наследии Е.И.Рерих и Н.К.Рериха, а также в трудах академика Л.В.Шапошниковой. Мы показали, что Культура в свете рассматриваемого мировоззрения есть явление космическое, она включена в единую эволюционную структуру «человек – планета – Космос» и тесно связана с глубокими энергообменными процессами. Культура неотъемлема от тонкой энергетики человека, его духа, и рассматривается как важнейший устой эволюции и самого человека, и планеты в целом. Разработки Рерихов и Л.В.Шапошниковой в области постижения Культуры очень значимы как для науки, так и для скорейшего и широкого осознания того, что Культура – это основа нашей жизни и нашей эволюции и без нее человек не может ни найти выход из многочисленных кризисов современности, ни развиваться, ни, собственно, оставаться человеком, как таковым. Ибо Культура не есть нечто внешнее, она – в человеке, это его главная составляющая, возникающая и формирующаяся вместе с ним. Все несовершенства внешнего мира – от перекосов во внутреннем, от невнимания к нему, иными словами, – от бескультурья.

При все большем соприкосновении науки с тонкими энергиями далее рассматривать Культуру как явление чисто земное будет все более проблематичным. Погружаясь в глубины ее причин, мы именно выходим на существование тех энергетических связей, потоков и соединений, которые свидетельствуют о взаимодействии человека с Высшими структурами, о его космической природе и космичности его эволюции, идущей в русле единых, пронизывающих все уровни бытия законов.

Комментарии
[1]. См.: Акимов А.Е. Облик физики и технологий в начале XXI в. М., 1999; Ануфриева Е.И., Ануфриев В.П., Старченко М.Г. Об энергетике картин Н.К.Рериха // Новая эпоха. 1999. № 4. С. 128–135; Дульнев Г.Н. В поисках Тонкого мира: Психокинез, телепатия, телекинез: факты и научные эксперименты. СПб., 2004; Живая Этика, наука, общество: Сборник работ академика РАЕН, директора Международного института теоретической и прикладной физики А.Е.Акимова / Сост. В.Г.Акимова. Пенза, 2000; Коротков К.Г. Эффект Кирлиан. СПб., 1995 и др.

[2]. Подробные исследования по этому вопросу см.: Защитим имя и наследие Рерихов. М., 2001. Т. 1.

[3]. Эту мысль на сегодняшний день поддерживают многие видные ученые из разных стран. См.: Резолюция Международной научной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» 2003 г. // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М., 2004. Т. 1. С. 336–341; Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М., 2005. С. 42–56.

[4]. Подробнее о сути самого термина, а также о важнейшем эволюционном явлении синтеза научного и метанаучного способов познания см.: Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М., 2003; Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М., 2004. Т. 1. С. 68–69.

[5]. «Творчество нужно понять как соединение различных энергий, явленных Огнем Пространства и духом человека. Наука будущего явит законы этих соединений…» (Мир Огненный, III, 161). В своем труде «Тернистый путь Красоты» Л.В.Шапошникова пишет по этому поводу следующее: «Вот этот дух и является тем инструментом, с помощью которого достигается энергетический контакт художников, поэтов, музыкантов и других творцов с мирами иных измерений, иных состояний материи». Автор отмечает, что «Невидимые миры пронизывают наше плотное пространство и составляют с ним одно энергетическое целое. Без нашего взаимодействия с такими мирами не существовали бы ни культура, ни искусство, ни сам человек <…> Ни одно явление нашей земной жизни не получит нужного освещения, если мы не рассмотрим его в связи с Невидимым, во взаимодействии с иными мирами. Забвение Невидимого, сознательное или бессознательное, привело человечество к немалым бедам и различного рода кризисам, свидетелями которых мы являемся».

[6]. Новый научный подход относительно понимания природы духа человека мы находим в трудах Л.В.Шапошниковой. В процессе дальнейшего постижения таких явлений, как дух, творчество, иноматериальность, Культура, Красота, сознание и т.п., будут постепенно стираться сложившиеся противоречия между наукой и философией. Исследования тонких энергий приведут новую науку к постижению основ бытия человека и всего Мироздания.

Примечания
1. Рерих Елена. У порога Нового Мира. М., 2000. С. 269.
2. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. Кн. 1. Зов. М., 2003. С. 46.
3. Там же. С. 39.
4. Шапошникова Л.В. «Свет Утренней Звезды» // Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. М., 2005. С. 81.
5. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М., 2004. Т. 1. С. 68–69.
6. Там же. С. 76–79.
7. Там же. С. 67.
8. См.: Шапошникова Л.В. Град Светлый. М., 1998; Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2003. М., 2004. Т. 1; Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М., 2001; Шапошникова Л.В. Философия космической реальности // Листы Сада Мории. М., 2003. Кн. 1. Зов.
9. Шапошникова Л.В. Космическое мышление и новая система познания. С. 67.
10. Шапошникова Л.В. Тернистый путь Красоты. М., 2001. С. 16.
11. Шапошникова Л.В. Наука и Живая Этика // Рериховские чтения: Материалы Международной общественно-научной конференции. 1997. М., 1999. С. 18.
12. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М., 2003. С. 205.
13. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 39–40.
14. Рерих Елена. У порога Нового Мира. С. 283.
15. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции // Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М.,1997. С. 3–4.
16. Там же. С. 5.
17. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 109.
18. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. С. 11.
19. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 113.
20. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. С. 5.
21. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 103–104.
22. Там же. С. 48–49.
23. Там же.
24. Там же. С. 51.
25. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры // Защитим культуру: Материалы Международной научно-общественной конференции. 1995. М., 1996. С. 81.
26. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 105.
27. Там же.
28. Шапошникова Л.В. Чаша Грааля космической эволюции. С. 5.
29. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 106–107.
30. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры. С. 81.
31. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Кн. 1. Мастер. М., 1998. С. 308.
32. Шапошникова Л.В. Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры. С. 82.
33. Шапошникова Л.В. Философия космической реальности. С. 117.


Вернуться в «Русский космизм»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей