День Учителя в МЦР

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 5157
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

День Учителя в МЦР

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2019, 12:52

День Учителя в МЦР, 2011 год

24 марта в Международном Центре Рерихов по традиции отмечается День Учителя. Именно в этот день в 1920 году Елена Ивановна Рерих сделала первую запись Учения «Живая Этика». Этот день почитается всеми последователями этой философской системы и ценителями творчества семьи Рерихов.

Торжественное мероприятие, на которое собралось много гостей – ученых, журналистов, друзей Музея и поклонников искусства Рерихов, предвосхитила музыка Георгия Свиридова, явившаяся достойным прологом к выступлениям почетных гостей.

Вечер открыла первый вице-президент МЦР, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, Заслуженный деятель искусств РФ Л.В.Шапошникова. Она рассказала об истории создания философского учения «Живая Этика» и представила гостям новую работу художника Галины Соколовской – картину «Владыка». Людмила Васильевна отметила её удивительную гармонию, проникновенно передающую космическую сущность мироздания. По её словам, портрет магнитно притягивает нас к себе, потому что энергетика, исходящая от него, очень сильная.

Художник, автор картины "Владыка" Соколовская Галина Леонидовна
В своём выступлении ответственный секретарь МЦР П.М.Журавихин отметил, что портрет кисти Г.Л. Соколовской отражает суть энергетического мировоззрения Живой Этики, как философии Космической Реальности. Несомненный талант художника отметили директор Симферопольского художественного музея, председатель Крымского отделения МЦР Л.В.Кудряшова и ведущая рубрики «В мире прекрасного», редактор журнала благотворительного фонда «Дельфис» Адель Кабанова.

«Я всего лишь кисть в руках Владыки», – подчеркнула в ответном слове Галина Соколовская. – «Я работала для всех вас и считаю для себя это счастьем».

Настоящим подарком для присутствующих стало представление портрета Елены Ивановны Рерих, принадлежащего кисти ее сына – Святослава Рериха. Этот шедевр почти 70 лет ожидал своего второго рождения. Это удивительное по красоте живописное произведение предстало перед аудиторией после сложнейшей реставрационной работы, вернувшись практически из небытия. О нем до сего дня знали только специалисты-реставраторы, кропотливо воскрешавшие практически утраченное полотно.


Л.В.Шапошникова подробно рассказала удивительную историю этого портрета. В период подготовки к отправлению наследия семьи Рерихов из Индии в Россию в подсобном помещении мастерской художника среди «ненужных», по словам С.Н.Рериха, работ, среди обрывков холста, использованных кистей и пустых тюбиков красок Людмила Васильевна обнаружила изрядно испорченный портрет Елены Ивановны. Она бережно упаковала эту пострадавшую от сырости работу и, несмотря на ее безнадежно плачевное состояние, привезла картину в Москву.

Это полотно было создано в 1937 году в имении Рерихов в Кулу, где семья поселилась после завершения Центрально-Азиатской экспедиции.

В свое время Елена Ивановна писала одному их своих друзей: «…Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, потому моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех, снятых насильственно. Портрет Серова не очень удачен, и он сейчас находится в частной коллекции в Англии. Года два-три тому назад Великий Владыка указал, чтобы мой сын начал писать мой портрет. <…> Теперь мне придется найти время еще и для позирования!!! Когда он будет готов, снимем с него фотографию и пошлем Вам».

В письме К.Кэмпбелл-Стиббе от 26 августа 1937 г. С.Н.Рерих писал: «Почти невозможно заполучить маму для позирования, но когда это удается, она справляется со своей задачей прекрасно».

Святославу Николаевичу удалось отразить всю глубину личности Елены Ивановны, показать её тонкий духовный мир.

В свое время высокую оценку работе сына дал Николай Константинович Рерих. Он писал: « …Святослав написал превосходнейший портрет Елены Ивановны. И по краскам, и по передаче сходства и духовного устремления портрет, написанный Святославом, является удачнейшим произведением».

Но почему художник отложил полотно, в которое вложил столько души? Пути творца неисповедимы… Искусствоведы считают, что, вероятно, создавая портрет матери, С.Н.Рерих экспериментировал с красками, грунтом и технологией нанесения. Все это сыграло негативную роль в дальнейшей сохранности портрета.


Работу Мастера ожидало забвение, если бы Международный Центр Рерихов не занялся спасением картины. Объём и характер повреждений были столь значительны, что с самого начала не было уверенности в том, что портрет можно восстановить. Многочисленные консультации с ведущими реставраторами Москвы не имели положительного результата. Лишь к 2008-му году была выбрана методика, соответствующая этому сложнейшему случаю. Она была предложена и блестяще осуществлена реставратором высшей категории Маргаритой Николаевной Алексеевой. Это был кропотливый труд: в процессе реставрации появлялись все новые и новые проблемы, только на укрепление грунта холста ушло два года.

Старший научный сотрудник отдела экспертизы Музея имени Н.К. Рериха Ольга Глебова рассказала, что в процессе реставрации картины были проведены дополнительные исследования иконографии портретов Елены Ивановны Рерих, в результате которых можно с уверенностью отнести этот портрет к наиболее ранним изображениям Е.И. Рерих, выполненных Святославом Рерихом.

По оценке сотрудника ВХНРЦ им. И.Э.Грабаря, реставратора высшей категории Надежды Дмитриевны Вихровой, работа по восстановлению портрета была чрезвычайно тяжелой, более того, мало кто из реставраторов рискнул бы взяться за нее.

Реставратор высшей категории Галина Михайловна Еркова - большой авторитет в кругу художников-реставраторов отметила: «Музею повезло. Ни один из реставраторов в мире, не сделал бы эту вещь, так как это сделала Алексеева Маргарита Николаевна. Это потрясающая реставрация… это сверхтворчество».

…Затаив дыхание, участники вечера следили за меняющимися слайдами, на которых был запечатлен весь ход реставрации и, наконец, перед зрителями предстал ослепительный образ выдающейся женщины.

Наконец-то эта прекрасная работа – портрет Елены Ивановны Рерих – займет достойное место в постоянной экспозиции Музея имени Н.К.Рериха!

В завершение вечера Людмила Васильевна Шапошникова под аплодисменты собравшихся вручила памятные медали имени Елены Ивановны Рерих и дипломы художнику Галине Соколовской и реставратору Маргарите Алексеевой, как знак высокой оценки их творчества.

http://www.icr.su/rus/events/meetings/240311/gallery/

Надежда Лебедева
Сообщений: 5157
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: День Учителя в МЦР

Сообщение Надежда Лебедева » 24 мар 2019, 12:55

День Учителя в МЦР

24 марта 2014 года под звуки классической музыки в Международном Центре Рерихов (МЦР) начался торжественный вечер, посвященный Дню Учителя. В этот день в 1920 году впервые произошла встреча Е.И. Рерих с Учителем и началась запись нового философско-этического Учения, содержавшего в себе целостную систему нового космического мироощущения, получившего название Живая Этика.


Со вступительным приветствием к гостям общественного Музея имени Н.К. Рериха обратился президент МЦР, президент Международного Комитета по сохранению наследия Рерихов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Александр Прохорович Лосюков, который рассказал о значении в нашей жизни деяний Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Поздравив собравшихся с праздником, А.П. Лосюков открыл презентацию книги генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, заслуженного деятеля искусств РФ, академика Российской академии естественных наук (РАЕН) и Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского (РАКЦ) Л.В. Шапошниковой «Метаисторическая живопись Н.К. Рериха» .

Выступивший следом за А.П. Лосюковым вице-президент МЦР, первый заместитель генерального директора Музея имени Н.К.Рериха А.В. Стеценко передал всем привет и поздравления от Людмилы Васильевны Шапошниковой. Говоря о книге, он отметил, что еще никто в мировой литературе не сумел так емко, полно и наглядно раскрыть понятие «Космической эволюции», как это сделала Людмила Васильевна. Он сослался на ее слова о пророческом характере картин Н.К. Рериха, о причинно-следственных связях ключевых событий второй мировой войны в метаисторическом процессе. В конце своего выступления А.В. Стеценко выразил уверенность, что эта книга станет «настольной книгой для будущих поколений».

Редактор публикаторского отдела МЦР О.Е. Цветкова вспомнила об одном интересном эпизоде, связанном с замыслом книги: «Это было несколько лет назад. На конференции Людмила Васильевна прочитала свой доклад о пророческих картинах Н.К. Рериха. Затем, во время одного из рабочих разговоров я стала просить ее написать об этом статью для Каталога Музея, который в то время готовился к выходу. Но Людмила Васильевна тогда ответила, что это тема целой книги и чуть-чуть приоткрыла ее замысел. Она рассказала о переживании «метаисторического впечатления» Карлом Брюлловым в Помпеях и сказала, что дар Н.К. Рериха провидеть прошлое и эпизод с Брюлловым – вещи одного порядка». Ольга Евгеньевна отметила, что «интерпретации картин приоткрывают читателю какой-то более тонкий, сокровенный содержательный план — то, что Святослав Николаевич Рерих называл духовным предстоянием. Он говорил: „Во всех вещах Николая Константиновича всегда проходит эта нить духовного предстояния. Потому что Николай Константинович жил этим. Это были его мысли... У Николая Константиновича был совершенно определенный путь, так же, как и у Елены Ивановны. Они знали, что, как и почему надо. Поэтому все вещи – картины, писания отражают внутреннее чувство, внутреннее стремление, как я сказал, – предстояние“». Ольга Евгеньевна пожелала тем, кто еще не знаком с этой книгой, прекрасных часов чтения и размышления.

Александр Витальевич Стеценко Ольга Евгеньевна Цветкова Виктотр Васильевич Фролов
Заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по научной работе, профессор, доктор философских наук Виктор Васильевич Фролов, подчеркнув особенно значимый характер отмечаемого в МЦР праздника, заметил, что каждая книга Л.В. Шапошниковой — событие; во всех ее трудах четко просматривается единый стержень — Космическое сознание, синтезирующее научно-философский и художественный методы анализа любого явления. Он отметил единство текстового и иллюстративного рядов, помогающее читателям ощутить и понять энергетику картин Н.К. Рериха.

Алтайский поэт Сергей Анатольевич Лучников вдохновенно говорил о том, что во Вселенной, и особенно, в мире духа есть много удивительного. Рассказав очень красивую притчу «Странник и земледелец», он сравнил выход книги Л.В. Шапошниковой со вспышкой сверхновой звезды. Вспомнив откровение Е.П. Блаватской о том, что «каждый атом во Вселенной стремится стать Богом», он сказал: «Этому выражению можно придать следующее значение: из сотворенной сущности перейти в творящую. Смело можно идти и дальше: каждому из нас дано право стать творцом своей вселенной. Так и будет! Люди творчества на наших глазах доказывают это. Реальный факт существования в области духа созвездия книг Л.В. Шапошниковой говорит то же самое! Пламя зажигает пламя! Этим живет эволюция».


«Книга Людмилы Васильевны Шапошниковой в очередной раз дает нам много пищи для размышлений, — сказала заместитель руководителя Автономной научной группы МЦР, кандидат культурологии Ирина Юрьевна Дьяченко. — В первую очередь, это касается творчества самого Н.К. Рериха, которое невозможно изучать по канонам академической науки, поскольку оно отражает процессы, относящиеся к метаистории. Это понятие, определяемое автором как «духовно-творческая часть земного исторического процесса», практически не принимается во внимание ни историками, ни в массе своей искусствоведами, культурологами, философами, что существенно обедняет наше познание, не дает приращения знания в его глубинном аспекте» (подробнее). Своевременность и актуальность новой книги Л.В.Шапошниковой очевидна, ведь она встает на защиту памятников культуры, защиту наследия Рерихов, она актуальна для духовного состояния современного мира.

Ответственный секретарь МЦР Павел Михайлович Журавихин начал свое выступление с цитаты из книги Л.В. Шапошниковой: «На мой взгляд, мы только начинаем даже не подходить к такой проблеме, а просто над ней задумываться». Эти слова, по его мнению, определяют всю степень новизны и новаторства того исследования, которое Людмила Васильевна «провела в своей уникальной книге, представляющей собой наиболее полный и фундаментальный опыт изучения и осмысления живописного творчества Н.К. Рериха как явления космического масштаба».

«Читая книгу Людмилы Васильевны, мы наблюдаем необыкновенный эффект вхождения автора в глубину, — продолжила кандидат культурологии Богдана Юрьевна Соколова. — Перед нами раскрываются удивительные грани художественного творчества Николая Рериха. Такой эффект вхождения в глубину смысла, согласно Живой Этике, является следствием синтетического мышления – необыкновенной способности человека проникать мыслью в сущность предмета исследования, за пределы того, что лежит на поверхности и видно всем. При такой способности человек охватывает явление целиком, расширяет и углубляет его понимание, и при этом он открывает в этом явлении новые аспекты, которые для большинства остаются незаметными» (подробнее).

Марга Петровна Куцарова Лола Вячеславовна Лонли Богдана Юрьевна Соколова
Член Творческого Союза художников России и Международной Федерации художников Лола Вячеславовна Лонли сравнила книгу Л.В. Шапошниковой с ключами к пониманию языка метаисторических процессов. Она преподнесла в дар музею свою картину с оптическим эффектом.


Председатель Национального общества имени Рерихов – Болгарского отделения МЦР, аспирант Софийского университета имени Святого Климента Охридского Марга Петровна Куцарова отметила, что каждая новая работа Л.В. Шапошниковой — это новая ступенька вверх, новый рубеж и новый горизонт. Она говорила о том, что в творчестве Н.К. Рериха нет периода, который бы не носил метаисторический характер, и без понимания этого момента невозможно постичь его искусство: «В нем — прошлое, которое уже недоступно нам, и будущее, которое еще не проявилось». Метаисторическое значение его живописи еще и в том, что оно вызвало к жизни общественное движение в защиту Культуры. Обо всем этом и написала в своей книге Людмила Васильевна — искусствовед, но искусствовед нового, очень высокого уровня: «Хотелось бы выразить это словами крупного болгарского философа Людмилы Живковой (которого я открыла для себя благодаря Людмиле Васильевне). Людмила Живкова указывала еще в 70-х годах ХХ века, что „перед эстетической наукой еще только предстоит задача проникнуть в глубину и суть сложного многоаспектного взаимодействия между человеком и космосом, и раскрыть их эволюционную взаимообусловленность и неделимое единство“. Книга Людмилы Васильевны есть плод этой важнейшей новой эстетической науки, по определению Живковой, которая раскрывает нам именно через искусство взаимодействие между человеком и космосом, между историей и метаисторией, между внешним и внутренним, между земным и космическим. Связь между законами Вселенной и земной красотой, которая в нашем земном мире проявляется прежде всего через искусство. Книга Людмилы Васильевны убедительно показывает и еще нечто очень важное: метаисторическое искусство Николая Константиновича не только связь между метаисторическим и историческим, земным и космическим, оно само есть метаисторическое творчество в пространстве земной эволюции человечества, имеющее огромное значение для будущего».

Вечер завершился фортепианным концертом из произведений русской и зарубежной классики в исполнении лауреатов Международных конкурсов Николая и Данилы Кузнецовых.

http://www.icr.su/rus/news/icr/detail.p ... NT_ID=3021


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость