Онлайн-лекция «Н.К. Рерих и Финляндия», 20.07.2024
Дорогие друзья и единомышленники!
Международный Центр Рерихов и его Московское отделение, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.
20 июля 2024 года (суббота) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К. Рерих и Финляндия».
Север и, в частности Финляндия, сыграли особую роль в жизни Н.К. Рериха, ярко запечатлелись в его живописном и литературном творчестве. Знакомство Н.К. Рериха с Финляндией еще в начале ХХ века совпало по времени с увлечением русских деятелей искусства Севером, когда художники обращались к образам «седой варяжской старины», а писатели начинали переводить произведения скандинавских авторов. В то время Россия зачитывалась А. Стриндбергом и Г. Ибсеном, восхищалась сильными, гордыми и непременно внутренне одинокими героями их произведений. В 1898 году С.П. Дягилев организовал в залах Музея барона Штиглица в Петербурге выставку русских и финляндских художников. Она стала для зарубежных живописцев открытием русского искусства, с другой стороны, русские художники получили возможность познакомиться с эстетикой национального искусства Финляндии. В этой выставке принимал участие Н.К. Рерих, недавно окончивший Академию художеств, а также известный к тому времени финский художник А. Галлен-Каллела, картины которого на сюжеты финского эпоса были высоко оценены Рерихом. Через много лет Галлен-Каллела поможет организовать персональную выставку Рериха в Скандинавии, в том числе в Гельсингфорсе, которая широко знакомила деятелей культуры этих стран с русским искусством.
Впервые Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной побывал в Финляндии в 1907 году, тогда же он ближе познакомился с историей, искусством и культурой северного народа, изучал старинную фресковую живопись, размышлял и о «варяжском» вопросе. По результатам поездки им была написана статья «Древнейшие финские храмы». С благодарностью вспоминал Н.К.Рерих годы пребывания в Финляндии в 1917 году и время, проведенное в имении доктора О.Реландера, встречи с финскими друзьями. На всю жизнь запомнилась ему и встреча на берегу Ладоги с мальчиком, почитающим школьного учителя.
Художник навсегда полюбил этот край, его озера и леса, горы и реки, интересовался древним эпосом, преданиями и легендами. Северная природа с ее первозданной чистотой и красотой способствовала развитию творческого мировосприятия Рериха, появлению замыслов и идей, которые владели им на протяжении всей дальнейшей жизни. Здесь же окончательно сформировалось его желание посетить Индию, совершить путешествие в Гималаи.
В книге «Держава Света» (1931) в очерке «Чары Финляндии» Н.К. Рерих писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни... Истинно слово “культура” близко и легко произносимо на финской земле».
Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8079
https://www.youtube.com/watch?v=SipZ4tH ... b_imp_woyt
Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов
Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева
-
- Сообщений: 10020
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
-
- Сообщений: 10020
- Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23
Re: Санкт-Петербургское Отделение Международного Центра Рерихов
В Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки «Вселенная Мастера», посвященной 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха
5 октября 2024 года В Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященной 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Торжественное мероприятие прошло в новом пространстве Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». Выставку открыла Елена Михайловна Долгушина, представитель Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». «Нам очень приятно, – подчеркнула она, – что это новое для нас пространство открывается именно такой выставкой – «Вселенная Мастера». Здесь будут проходить не только выставки. В этом пространстве зазвучит музыка, будут организованы лекторий и очень много интересных культурных событий. Наша задача состоит в том, чтобы все пространства, которые здесь есть, преобразовывали души людей, и может быть, тогда люди смогут преобразовывать пространство, делая его прекрасным».
Елена Михайловна кратко рассказала об истории создания Музейно-выставочного центра, в котором находится большая коллекция наиболее ярких произведений ленинградской школы живописи 50-90 гг. XX века. Гости узнали о большой работе, которую проводит Музейно-выставочный центр под руководством основателя, директора и мецената Галины Георгиевны Степановой. В заключение Е.М. Долгушина выразила благодарность Международному Центру Рерихов за прекрасное сотрудничество и надежду, что оно будет продолжаться.
Затем с приветственным словом к гостям обратился Александр Витальевич Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов. В своем выступлении он отметил, что «этой выставкой мы отдаем дань Санкт-Петербургу, городу, в котором родился, вырос, сформировался этот великий человек, который так много сделал для мира и особенно для России – отобразил очень важное назначение России в своем творчестве».
Далее Александр Витальевич рассказал о разделах выставки, связанных с основными этапами жизни и творчества Н.К. Рериха. Он отметил, что великий художник «… своей мыслью прозревал будущее, понимал, каким путем должно идти человечество к этому будущему, и отобразил это на своих прекрасных полотнах. Наследие Рериха огромно – более 7 тысяч картин. Его работоспособность была удивительна. Литературное творчество Рериха тоже уникально, его мысли являются актуальными и сегодня». В своем выступлении А.В. Стеценко сделал акцент на издании Международным Центром Рерихов полного собрания писем Николая Константиновича Рериха и его «Листов дневника», рассказал о важности Центрально-Азиатской экспедиции и Института «Урусвати», об основных идеях Живой Этики, актуальности и важности Пакта Рериха в современном мире.
Исполняющий обязанности Генерального консула Индии в Санкт-Петербурге господин Дас выразил восхищение выставкой «Вселенная Мастера». Он отметил, что Н.К. Рерих является защитником мира «путем продвижения культурных инициатив, которые способствуют уважению и взаимопониманию между разными народами и поколениями, и такие мысли как никогда актуальны. Проделав длительное путешествие из России в Гималаи, он смог поднять культуру на большие высоты. Что касается наших двухсторонних отношений Индии и России, то наши страны связывает длительная крепкая дружба, которая основана на схожести нашего мышления, идей и ценностей. Наши страны всегда помогали друг другу в самых сложных ситуациях. Н.К.Рерих – один из тех деятелей, которые постоянно поддерживали дружеские связи между нашими странами и народами, содействуя идеям мира, налаживая прочное культурное взаимодействие. Благодарим организаторов выставки. Она не могла бы состоятся без самоотверженности и усилий сотрудников Международного Центра Рерихов и Музейно–выставочного центра “Петербургский художник”». Председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Антонович Томша поздравил всех присутствующих с открытием столь масштабной экспозиции. Эдуард Антонович отметил, что она имеет очень важное значение для Санкт-Петербурга. Эта выставка прошла в Дели в Российском центре науки и культуры «Русский дом». Сегодня она представлена здесь и это знаковое событие для Санкт-Петербурга, так как Николай Константинович Рерих – петербуржец. Он достиг больших высот. Его многогранная деятельность не вписывается в формат понимания его только как художника, он был един во многих гранях. И все эти грани его выдающейся творческой личности раскрылись здесь, в Санкт-Петербурге и в Изваре, где он начинал как археолог, будущий писатель и путешественник. В Санкт-Петербурге Н.К. Рерихом впервые были сформулированы идеи сохранения культурного достояния России, подняты вопросы об оформлении их в виде законодательных актов которые в будущем претворились на международном уровне в Пакт Рериха.
Внештатный сотрудник Музея-квартиры художника Исаака Бродского Людмила Николаевна Мамзелева поздравила всех присутствующих с открытием выставки. Она привела ряд интересных исторических фактов о переписке Н.К. Рериха с И. Бродским, который был не только художником, но и коллекционером. Судьбы этих двух художников пересекались не один раз – их объединяли удивительный по энергетике город, общий круг друзей из «Мира искусства», Академия художеств и любимые учителя. А.И. Куинджи очень ценил талант и человеческие качества И. Бродского. Людмила Николаевна отметила, что сам И. Бродский в своих мемуарах пишет, кто повлиял на него как на художника, перечисляя своего учителя Репина и Куинджи, Айвазовского и Левитана, но на первое место он ставил Н.К. Рериха. Главная объединяющая черта у этих двух людей состоит в том, что они оба подчинили свою жизнь служению красоте и искусству.
В заключение торжественного открытия прозвучала мировая премьера музыкального сочинения Алексея Крашенинников «Герои не нашего времени» для скрипки и баяна в исполнении музыкантов из Мариинского театра.
В теплой атмосфере выставочного пространства гости познакомились с содержанием выставки «Вселенная Мастера», экскурсию по которой провел А.В. Стеценко. В семи залах, раскрывающих многогранную творческую личность Н.К. Рериха, присутствующие смогли осознать роль и значение наследия Н.К. Рериха, которое сегодня актуально как никогда.
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8151
5 октября 2024 года В Санкт-Петербурге состоялось открытие выставки Международного Центра Рерихов «Вселенная Мастера», посвященной 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха. Торжественное мероприятие прошло в новом пространстве Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». Выставку открыла Елена Михайловна Долгушина, представитель Музейно-выставочного центра «Петербургский художник». «Нам очень приятно, – подчеркнула она, – что это новое для нас пространство открывается именно такой выставкой – «Вселенная Мастера». Здесь будут проходить не только выставки. В этом пространстве зазвучит музыка, будут организованы лекторий и очень много интересных культурных событий. Наша задача состоит в том, чтобы все пространства, которые здесь есть, преобразовывали души людей, и может быть, тогда люди смогут преобразовывать пространство, делая его прекрасным».
Елена Михайловна кратко рассказала об истории создания Музейно-выставочного центра, в котором находится большая коллекция наиболее ярких произведений ленинградской школы живописи 50-90 гг. XX века. Гости узнали о большой работе, которую проводит Музейно-выставочный центр под руководством основателя, директора и мецената Галины Георгиевны Степановой. В заключение Е.М. Долгушина выразила благодарность Международному Центру Рерихов за прекрасное сотрудничество и надежду, что оно будет продолжаться.
Затем с приветственным словом к гостям обратился Александр Витальевич Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов. В своем выступлении он отметил, что «этой выставкой мы отдаем дань Санкт-Петербургу, городу, в котором родился, вырос, сформировался этот великий человек, который так много сделал для мира и особенно для России – отобразил очень важное назначение России в своем творчестве».
Далее Александр Витальевич рассказал о разделах выставки, связанных с основными этапами жизни и творчества Н.К. Рериха. Он отметил, что великий художник «… своей мыслью прозревал будущее, понимал, каким путем должно идти человечество к этому будущему, и отобразил это на своих прекрасных полотнах. Наследие Рериха огромно – более 7 тысяч картин. Его работоспособность была удивительна. Литературное творчество Рериха тоже уникально, его мысли являются актуальными и сегодня». В своем выступлении А.В. Стеценко сделал акцент на издании Международным Центром Рерихов полного собрания писем Николая Константиновича Рериха и его «Листов дневника», рассказал о важности Центрально-Азиатской экспедиции и Института «Урусвати», об основных идеях Живой Этики, актуальности и важности Пакта Рериха в современном мире.
Исполняющий обязанности Генерального консула Индии в Санкт-Петербурге господин Дас выразил восхищение выставкой «Вселенная Мастера». Он отметил, что Н.К. Рерих является защитником мира «путем продвижения культурных инициатив, которые способствуют уважению и взаимопониманию между разными народами и поколениями, и такие мысли как никогда актуальны. Проделав длительное путешествие из России в Гималаи, он смог поднять культуру на большие высоты. Что касается наших двухсторонних отношений Индии и России, то наши страны связывает длительная крепкая дружба, которая основана на схожести нашего мышления, идей и ценностей. Наши страны всегда помогали друг другу в самых сложных ситуациях. Н.К.Рерих – один из тех деятелей, которые постоянно поддерживали дружеские связи между нашими странами и народами, содействуя идеям мира, налаживая прочное культурное взаимодействие. Благодарим организаторов выставки. Она не могла бы состоятся без самоотверженности и усилий сотрудников Международного Центра Рерихов и Музейно–выставочного центра “Петербургский художник”». Председатель Совета Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов Эдуард Антонович Томша поздравил всех присутствующих с открытием столь масштабной экспозиции. Эдуард Антонович отметил, что она имеет очень важное значение для Санкт-Петербурга. Эта выставка прошла в Дели в Российском центре науки и культуры «Русский дом». Сегодня она представлена здесь и это знаковое событие для Санкт-Петербурга, так как Николай Константинович Рерих – петербуржец. Он достиг больших высот. Его многогранная деятельность не вписывается в формат понимания его только как художника, он был един во многих гранях. И все эти грани его выдающейся творческой личности раскрылись здесь, в Санкт-Петербурге и в Изваре, где он начинал как археолог, будущий писатель и путешественник. В Санкт-Петербурге Н.К. Рерихом впервые были сформулированы идеи сохранения культурного достояния России, подняты вопросы об оформлении их в виде законодательных актов которые в будущем претворились на международном уровне в Пакт Рериха.
Внештатный сотрудник Музея-квартиры художника Исаака Бродского Людмила Николаевна Мамзелева поздравила всех присутствующих с открытием выставки. Она привела ряд интересных исторических фактов о переписке Н.К. Рериха с И. Бродским, который был не только художником, но и коллекционером. Судьбы этих двух художников пересекались не один раз – их объединяли удивительный по энергетике город, общий круг друзей из «Мира искусства», Академия художеств и любимые учителя. А.И. Куинджи очень ценил талант и человеческие качества И. Бродского. Людмила Николаевна отметила, что сам И. Бродский в своих мемуарах пишет, кто повлиял на него как на художника, перечисляя своего учителя Репина и Куинджи, Айвазовского и Левитана, но на первое место он ставил Н.К. Рериха. Главная объединяющая черта у этих двух людей состоит в том, что они оба подчинили свою жизнь служению красоте и искусству.
В заключение торжественного открытия прозвучала мировая премьера музыкального сочинения Алексея Крашенинников «Герои не нашего времени» для скрипки и баяна в исполнении музыкантов из Мариинского театра.
В теплой атмосфере выставочного пространства гости познакомились с содержанием выставки «Вселенная Мастера», экскурсию по которой провел А.В. Стеценко. В семи залах, раскрывающих многогранную творческую личность Н.К. Рериха, присутствующие смогли осознать роль и значение наследия Н.К. Рериха, которое сегодня актуально как никогда.
https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8151
Вернуться в «Работа Рериховских обществ»
Кто сейчас на форуме
Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость