Николай Константинович Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 08 янв 2024, 13:41

Завещание. Николай Рерих. Документальный фильм (1969)

https://www.youtube.com/watch?v=YbbBnjDknms&t=0s

Фильм новосибирских теледокументалистов рассказывает о творчестве Николая Рериха - удивительного человека, художника-философа, художника-мистика, странника, литератора. В фильме использованы материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР.

Картинами Николая Рериха нельзя не восхищаться, мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения, работы его рассеяны по всему миру, в музеях и частных коллекциях, есть они и в Новосибирской картинной галерее.

Новосибирское телевидение, 1969.

Автор сценария - Юрий Малашин
Режиссер - Юрий Малашин
Оператор - Сергей Чавчавадзе.

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 12 янв 2024, 14:43

Лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР проводят культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена знаменательным датам: 150-летию со дня рождения Н.К. Рериха, 145-летию со дня рождения Е.И. Рерих и 120-летию со дня рождения С.Н. Рериха.

14 января 2024 года (воскресенье) в 15:00 в рамках программы состоится лекция «Извара в жизни и творчестве Н.К.Рериха», которая пройдет в онлайн-формате.

«Двух лет не было, а памятки связались с Изварой, лесистым поместьем в сорока верстах от Гатчины», – так через много лет вспоминал Николай Константинович Рерих свои первые детские впечатления в очерке «Самое первое».

Благодаря незабываемо ярким впечатлениям детства, оставленным Николаем Константиновичем в его «Листах дневника», мы имеем возможность увидеть сегодня Извару его глазами – такой, какой она ему запомнилась на всю жизнь. Именно здесь, в Изваре, имении, купленном его матерью Марией Васильевной Рерих в Петербургской губернии, недалеко от Гатчины, в конце XIX века, начиналось знакомство юного Рериха с историей и культурой родной земли. Многочисленные легенды и предания, которые хранили и передавали из поколения в поколение люди, населявшие изварскую землю, насыщенную древними памятниками, естественным образом пробуждали у пытливого мальчика интерес к археологии. Этому способствовали и старинные книги по истории Руси из изварской библиотеки, которые имели огромное значение для воспитания в Рерихе чувства сопричастности к событиям давно минувших лет, желания послужить родине, как и древние богатыри, обусловили многие творческие и духовные поиски.

Впитавший с воздухом этих мест красоту русской природы, прикоснувшись впервые здесь к великому прошлому народа, художник выявлял в своих картинах удивительную способность передавать историческое настроение, что вызывало неподдельный интерес у его современников, а сам Рерих становился у истоков зарождения исторического пейзажа в русском искусстве начала XX века.

Имение Рерихов в Изваре – это особое место, с которым было связано четверть века жизни Николая Константиновича. В стенах изварского дома произошла и его первая «встреча» с Востоком – на всю жизнь запомнилась картина, висевшая в гостиной и изображавшая Гималаи, также ходили предания о жившем неподалеку индусском радже. Да и само название имения созвучно санскритскому слову «ишвара», которое переводится как «милость богов»... Яркие впечатления детства и юности становились прочной основой мировоззрения и творчества Рериха, а глубокая, внутренняя связь с Изварой не прерывалась до конца жизни – об этом свидетельствуют его «Листы дневника», многочисленные очерки, статьи и письма.

Извара и ее окрестности сегодня являются особым духовным магнитом, давая, с одной стороны, возможность вновь и вновь выявлять грани творческой личности Н.К. Рериха, а с другой, – здесь начала разворачиваться во времени вся мощь его духа, как великого русского художника, историка, археолога и путешественника, мыслителя и философа, видного международного общественного деятеля.

Лектор: Э.А. Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7879

https://www.youtube.com/watch?v=0kLNESoYVGg

Евгений
Сообщений: 494
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 11:29

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Евгений » 21 янв 2024, 15:01

Лекция «Литературные очерки Н.К. Рериха как источник познания космической реальности» https://www.youtube.com/watch?v=-osNx2Ux3-Y

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 07 апр 2024, 06:49

Лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России».

7 апреля 2024 года (воскресенье) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К. Рерих – директор школы Императорского общества поощрения художеств».

В лекции будет освещен период работы выдающегося русского художника, ученого, археолога и путешественника, общественного деятеля, писателя и мыслителя Н.К. Рериха в должности директора Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. В рамках темы слушатели также познакомятся и с краткой историей основания Общества поощрения художников (как оно называлось до 1882 года), созданием при нем в 1839 году Рисовальной школы.

Посвятив работе в Обществе поощрения художеств в общей сложности около двадцати лет, а в качестве директора Рисовальной школы Общества – более десяти лет, Николай Константинович Рерих явился настоящим революционером в обновлении всего процесса школьного обучения. Приняв Рисовальную школу, по признанию С. Эрнста, «застывшую на точке» 80-х годов XIX века, Рерих с присущей ему творческой энергией не побоялся внести кардинальные изменения как в программу учебных классов (расширяя их художественные направления), так и в состав преподавателей, организуя также совет профессоров как коллегиальный орган управления школой. Рерих проводил смелые реформы в области художественного образования, стремясь открыть учащимся из разных социальных слоев более широкие горизонты, «привить им взгляд на искусство как на нечто почти неограниченное», чтобы они учились видеть в искусстве не развлечение, а испытывать глубокую потребность к украшению всей жизни, вносить в мир подлинную красоту.

Обладая широким художественным мышлением и педагогическим талантом, Рерих вывел Рисовальную школу Общества на высокий уровень общественного признания, сделал ее передовой художественной школой в России того времени. Многие современники Н.К. Рериха искренне выражали свое восхищение успехами в развитии Рисовальной школы под его руководством. По признанию А.Н. Бенуа, «…чудо произошло благодаря энергии одного человека, одного художника – Рериха, заслуживающего все большего и большего уважения за эту последовательность, с которой он борется за живое искусство против мертвечины и казенщины».

Лектор: Филипп Валерьевич Саулин, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7957

https://www.youtube.com/watch?v=lvrpmLeGVG8

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 21 май 2024, 16:38

Онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н.К. Рериха, 145 лет со дня рождения Е.И. Рерих и 120 лет со дня рождения С.Н. Рериха.

24 мая 2024 года (пятница) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Николай Константинович Рерих и художественное объединение “Мир искусства”»

Лектор: Татьяна Васильевна Александрова, член Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов (Санкт-Петербург).

Мир искусства – одно из самых значительных явлений в русской культуре конца XIX–начала XX века. Под этим наименованием в Петербурге действовало объединение художников нового поколения, далеких от академизма. Члены объединения «Мир искусства» выпускали журнал и устраивали выставки современного искусства, на которых свободно выражали свои художественные взгляды.

История художественного объединения «Мир искусства» состоит из двух этапов: первый, считающийся классическим (1898–1904), и второй (1910–1924). В его работе принимали участие литераторы, философы, музыкальные и художественные критики, теоретики искусства, многие деятели русской культуры того времени. Кружок молодых петербургских «любителей изящного» первоначально возглавил А.Н. Бенуа, ставший его идеологом и определивший его эстетическую платформу, ядро составляли К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский, А.П. Остроумова-Лебедева, Д.В. Философов, В.Ф. Нувель, А.П. Нурок. «Мир искусства» создавался при непосредственном участии С.П. Дягилева, разделявшего взгляды Бенуа на развитие искусства и заинтересованного в популяризации русского искусства за рубежом.

Эстетическое и идейное содержание деятельности объединения заключалось в приверженности образцам классического наследия, поискам красоты и гармонии, которые искали в природе как источнике творчества и личности творца, способного воплотить эту красоту. Отсюда и внимательное отношение к старине, многообразное использование в художественном творчестве историко-культурного опыта прежних эпох, изучение эстетики прошлого. Изысканность, декоративность, театральность, культ прекрасного – отличительные черты многих работ художников «Мира искусства». Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности и свободы творчества, поиск новых художественных приемов, сближение с лучшими образцами передового западного искусства.

С «Миром искусства» в разные годы сотрудничали московские и петербургские мастера живописи, среди которых были А.Я. Головин, И.Я. Билибин, Н.К. Рерих, В.А. Серов, И.Э. Грабарь. Объединение собрало вокруг себя значительные творческие силы, дав мощный импульс к развитию отечественной культуры Серебряного века. С участниками объединения были творчески и идейно близки писатели и поэты: А.А. Блок, А. Белый, М.А. Кузмин, З.Н. Гиппиус, В.В. Розанов, Вяч. Иванов, В.Я. Брюсов, Ф.К. Сологуб, К.Д. Бальмонт, Д.С. Мережковский, композиторы и театральные деятели: А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, Н.К. Метнер, К.С. Станиславский, М.М. Фокин, архитекторы: В.А. Щуко, А.В. Щусев и др. Мастера объединения во многом определили облик и дальнейшее развитие целых отраслей искусства – книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства и др.

Журнал «Мир искусства», ставший первым художественным периодическим изданием, наглядно выражал программу объединения: пропагандировал русское искусство и знакомил читателей с современным западноевропейским искусством. Он во многом был новаторским, отличался изысканным художественно-графическим оформлением. В нем публиковались статьи не только по проблемам искусства, но и на темы философии, религии, литературы. Пять выставок, организованных художниками «Мира искусства», заняли заметное место в художественной жизни Петербурга, отличаясь особой атмосферой и развеской, представляя декоративно оформленный ансамбль. Работы М.А.Врубеля, К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.В. Нестерова, A.M. Васнецова, А.С. Голубкиной, С.В. Малютина, Ф.А. Малявина, П.П. Трубецкого и многих других экспонировались на выставках 1899-1903 гг. наряду с произведениями западноевропейских художников (Э. Дега, К. Моне, О. Ренуар и др.).

Н.К. Рериху была близка идейная устремленность мирискуссников к прошлому, поиски ими красоты, разработка новых художественных приемов, интерес к проблемам культуры, понимание высокой миссии художника. Объединяла их также общая работа в направлении синтеза искусств: книжной графики, прикладного творчества и оформления интерьеров, театрально-декорационной живописи. Произведения, выполненные в 1900–1902 годах, Н.К.Рерих впервые представил на выставке «Мира искусства» в Москве в 1902 году, а в начале 1903 года на двух выставках в Петербурге – «Мира искусства» и «Современного искусства». Тогда же установилось его творческое сотрудничество с А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым, которое продолжалось долгие годы.

Связь Н.К. Рериха с представителями «Мира искусства» не прерывалась и после прекращения деятельности объединения в 1906 году. Это были совместные театрально-декорационные постановки в «Старинном театре» («Три волхва», 1907), впоследствии участие в «Русских сезонах» С.П. Дягилева.

С 1910 года начинается другой этап в истории объединения «Мир искусства». А.Н. Бенуа и вместе с ним семнадцать петербургских художников, перешедшие в 1906 году в московский «Союз русских художников», вышли из него, стремясь возродить объединение на высоких художественных принципах. Н.К. Рерих был избран на должность председателя и возглавлял организацию с 1910–1913 годы. Однако «Мир искусства» постепенно изживал себя к 1924 году, уступая место авангарду.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8017


https://www.youtube.com/watch?v=KNDS_FuK1NM

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 21 июн 2024, 07:19

Онлайн-лекция «Зарубежный период творчества Н.К. Рериха (1916–1923 гг.)», 25.06.2024

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

25 июня 2024 года (вторник) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Зарубежный период творчества Н.К. Рериха (1916–1923 гг.)».

Зарубежный период творчества Н.К. Рериха, охватывающий его пребывание в Карелии, странах Скандинавии, Англии и США, имеет важное значение для понимания цельности взглядов всемирно известного художника на роль искусства и культуры, особенно в переломные эпохи человеческой истории. Этот зарубежный период был для Рериха трудным, определяющим его дальнейшую жизнь и деятельность, но очень плодотворным в художественном отношении. В его произведениях карельского периода продолжался поиск «священных знаков», направляющих человеческую жизнь, в них ощущаются и сильные духовные переживания художника, связанные с его готовностью служения родине и подвигу во имя ее. В Стокгольме, Копенгагене и Хельсинки с успехом проходили персональные выставки Н.К. Рериха. О них благожелательно отзывались критики, искусствоведы и деятели культуры этих стран.

24 марта 1920 года в Лондоне произошла историческая встреча Елены Ивановны Рерих с Великим Учителем, Махатмой (так называют духовных Учителей в Индии), о чем уже неоднократно писалось в литературе. Переданные Учителем знания позволили Н.К. Рериху и членам его семьи, где все были единомышленниками, более глубоко воспринять происходящие перемены в мире, осознать роль России в эволюционном процессе космического масштаба, понять цели и задачи искусства, научного познания, культуры. Все это определило особенности последующей жизни и насыщенной культурно-просветительской деятельности Н.К. Рериха в других странах, нашло яркое отражение в его многогранном творчестве.

Знаменательной была встреча Н.К. Рериха с Р. Тагором в Лондоне, когда великий индийский поэт пригласил русского художника посетить Индию. Тогда эта поездка не состоялась по многим причинам, и лишь через три года Н.К. Рерих совершит беспримерную научно-художественную экспедицию в Центральную Азию. Осенью 1920 года семья Рерихов после посещения Англии, открывавшей в искусстве Н.К. Рериха для себя Россию прошлого, настоящего и будущего, направилась в Америку, приняв предложение директора Чикагского института искусств Р. Харше об устройстве персональных выставок художника и знакомстве американской публики с русским искусством. Здесь, на американской земле, вместе с почитателями таланта Рериха и его единомышленниками им было создано несколько культурно-просветительных учреждений. Воплощая идеалы искусства и культуры в жизнь, объединяя людей разных национальностей, вероисповеданий и мировоззрений, эти учреждения в своей деятельности, руководствуясь принципами культурного строительства, провозглашенными Н.К. Рерихом, утверждали незыблемые основы человеческого существования и мирного сотрудничества народов.

Лектор: Ирина Юрьевна Дьяченко, руководитель Объединенного Научного Центра проблем космического мышления Международного Центра Рерихов (Москва).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8064

https://www.youtube.com/watch?v=e1R_e4g1lxI

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 04 июл 2024, 13:43

Круглый стол «Читаем Н.К. Рериха» (в формате онлайн), 30.06.2024

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145 лет со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 120 лет со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

30 июня 2024 года (воскресенье) в 12:00 в рамках программы состоялся круглый стол «Читаем Н.К. Рериха» (в формате онлайн).

Литературное творчество Н.К. Рериха не менее уникально, чем его живописное наследие, научные взгляды, философские идеи или международная культурно-просветительская деятельность. Все это было органично связано между собой и представляло синтез его многогранного творчества. Касаясь разных тем в своем литературном наследии, Н.К. Рерих выявлял широчайшие познания в области многих наук, искусства и духовной сферы человеческого бытия. Его мысль свободно обращалась и к вековой древности, и глубоко проникала в настоящее, и открывала пространство будущего.

Одной из важнейших тем в творческом наследии Н.К. Рериха является тема родины – России. Все его достижения в искусстве, научном познании, международной культурной деятельности были ради нее и для нее. Где бы Рерих ни находился, всегда его мысль обращалась к родине. Он осмысливал ее исторический путь, памятуя не только о тех эпохальных событиях, которые меняли в веках облик России или ее внутренний уклад. Он думал в еще большей степени о тех духовно-нравственных истоках, которые проявляли себя в характере русского человека и заставляли говорить о загадочной «русской душе», отзывчивом «русском сердце», совершенном бескорыстии народа и его самопожертвовании, взаимовыручке и готовности к подвигу. Особенно он считал это важным сказать в суровые предвоенные и военные годы, как бы собирая воедино силы, мужество и решимость народа перед лицом новых и более тяжелых, чем было ранее, испытаний. Очерки Н.К. Рериха полны духом настоящего патриотизма, действенной любви к родине, думами о ее будущем, которое, он верил, придет в созидательном труде на общее благо.

Участники круглого стола: А.В. Стеценко (вице-президент МЦР), Л.В. Хоменок (кандидат педагогических наук, руководитель отдела развития МЦР), В.В. Виноградова (старший научный сотрудник отдела развития МЦР), Э.А. Томша (руководитель Санкт-Петербургского отделения МЦР), И.Ю. Дьяченко (кандидат культурологии, руководитель ОНЦКМ МЦР).

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8066

https://www.youtube.com/watch?v=r3SbGoF2B7g

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 16 июл 2024, 15:02

Онлайн-лекция «Н.К. Рерих и Финляндия», 20.07.2024

Дорогие друзья и единомышленники!

Международный Центр Рерихов и его Московское отделение, Международный комитет по сохранению наследия Рерихов продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России», которая посвящена 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха, 145-летию со дня рождения Елены Ивановны Рерих и 120-летию со дня рождения Святослава Николаевича Рериха.

20 июля 2024 года (суббота) в 12:00 в рамках программы состоится онлайн-лекция «Н.К. Рерих и Финляндия».

Север и, в частности Финляндия, сыграли особую роль в жизни Н.К. Рериха, ярко запечатлелись в его живописном и литературном творчестве. Знакомство Н.К. Рериха с Финляндией еще в начале ХХ века совпало по времени с увлечением русских деятелей искусства Севером, когда художники обращались к образам «седой варяжской старины», а писатели начинали переводить произведения скандинавских авторов. В то время Россия зачитывалась А. Стриндбергом и Г. Ибсеном, восхищалась сильными, гордыми и непременно внутренне одинокими героями их произведений. В 1898 году С.П. Дягилев организовал в залах Музея барона Штиглица в Петербурге выставку русских и финляндских художников. Она стала для зарубежных живописцев открытием русского искусства, с другой стороны, русские художники получили возможность познакомиться с эстетикой национального искусства Финляндии. В этой выставке принимал участие Н.К. Рерих, недавно окончивший Академию художеств, а также известный к тому времени финский художник А. Галлен-Каллела, картины которого на сюжеты финского эпоса были высоко оценены Рерихом. Через много лет Галлен-Каллела поможет организовать персональную выставку Рериха в Скандинавии, в том числе в Гельсингфорсе, которая широко знакомила деятелей культуры этих стран с русским искусством.

Впервые Николай Константинович Рерих вместе с женой Еленой Ивановной побывал в Финляндии в 1907 году, тогда же он ближе познакомился с историей, искусством и культурой северного народа, изучал старинную фресковую живопись, размышлял и о «варяжском» вопросе. По результатам поездки им была написана статья «Древнейшие финские храмы». С благодарностью вспоминал Н.К.Рерих годы пребывания в Финляндии в 1917 году и время, проведенное в имении доктора О.Реландера, встречи с финскими друзьями. На всю жизнь запомнилась ему и встреча на берегу Ладоги с мальчиком, почитающим школьного учителя.

Художник навсегда полюбил этот край, его озера и леса, горы и реки, интересовался древним эпосом, преданиями и легендами. Северная природа с ее первозданной чистотой и красотой способствовала развитию творческого мировосприятия Рериха, появлению замыслов и идей, которые владели им на протяжении всей дальнейшей жизни. Здесь же окончательно сформировалось его желание посетить Индию, совершить путешествие в Гималаи.

В книге «Держава Света» (1931) в очерке «Чары Финляндии» Н.К. Рерих писал: «Когда я вспоминаю замечательные музеи искусства, археологии и этнографии, созданные Финляндией, я чувствую, с какой заботой и самосознанием финны собирали свои сокровища. И мы знаем, как глубоки финские корни... Истинно слово “культура” близко и легко произносимо на финской земле».

Лектор: Эдуард Антонович Томша, руководитель Санкт-Петербургского отделения Международного Центра Рерихов, член Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга.


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8079


https://www.youtube.com/watch?v=SipZ4tH ... b_imp_woyt

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 24 авг 2024, 11:10

Онлайн-семинар «Философско-историческая концепция Н.К. Рериха» (в трилогии Л.В.Шапошниковой “Великое путешествие”, кн. 2 «По маршруту Мастера»)»

Дорогие друзья!

Международный Центр Рерихов (МЦР), Международный комитет по сохранению наследия Рерихов, Московское отделение МЦР продолжают культурную программу «Значение наследия Рерихов для России». Эта программа посвящается знаменательным датам семьи Рерихов – в 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Н.К.Рериха, 145 лет со дня рождения Е.И. Рерих и 120 лет со дня рождения С.Н. Рериха.

25 августа 2024 года (воскресенье) в 12:00 в рамках программы состоится семинар «Философско-историческая концепция Н.К. Рериха» (в трилогии Л.В. Шапошниковой “Великое путешествие”, кн. 2 «По маршруту Мастера»)», который пройдет в онлайн-формате.

В этом году в рамках культурной программы «Значение наследия Рерихов для России» мы продолжаем изучение трилогии Л.В. Шапошниковой «Великое путешествие». Вторая часть «По маршруту Мастера» (в двух книгах) целиком посвящена одному из важнейших деяний Н.К. Рериха и членов его семьи – Центрально-Азиатской экспедиции, грандиозной по своей цели, масштабу и задачам и имеющей поистине планетарное значение.

Л.В. Шапошникова (1926–2015) во второй части своей трилогии дает представление о маршруте Рерихов по Алтаю, Монголии и Индии. Она прошла этот путь самостоятельно в 1976–1980 годах и не только описала впечатления от уникальной горной и степной природы этих мест, от знакомства с культурой населяющих древние земли народов, их традиций и верований, а вслед за Н.К. Рерихом оставила нам цельный образ Азии в ее возвышающей мудрости и непрерываемой духовной преемственности.

На маршруте экспедиции Л.В. Шапошникова приходила к выводу, что для дальнейшего развития научного познания, преодоления его условных границ необходим синтез восточного миросозерцания и западной традиции научного мышления. Это качество синтеза всегда отличало Н.К. Рериха как великого русского художника, ученого и мыслителя. Руководствуясь этим же методом, Л.В. Шапошникова смогла по достоинству оценить совершенное им, представить те многочисленные открытия Рериха на маршруте его экспедиции, которые были связаны не только с географией этих мест, историей, этнографией, лингвистикой и другими областями научного знания, но главным образом с древнейшей культурой нашей планеты, богатейшим мировосприятием разных народов, их представлениями о Высшей реальности и земной с ее непреходящими ценностями, что должно было послужить взаимному пониманию Запада и Востока.

Участники семинара:
Стеценко Александр Витальевич, вице-президент МЦР;
Фролов Виктор Васильевич, доктор философских наук, профессор;
Святохина Галина Борисовна, кандидат философских наук;
Дьяченко Ирина Юрьевна, кандидат культурологии;
Виноградова Валентина Владимировна, культуролог, музеевед;

Трансляция семинара будет проводиться на YouTube-канале МЦР. Видеозапись этого мероприятия планируется впоследствии опубликовать на отечественных интернет-ресурсах.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8096

https://www.youtube.com/watch?v=YbY5ge7AqZY

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 25 авг 2024, 07:48

"Жизненный и творческий путь Н.К. Рериха"

Горловский Художественный музей

https://www.youtube.com/watch?v=9e_7bNYKWZ8


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость