Россия. Индия. Рерихи

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 10396
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Надежда Лебедева » 26 окт 2023, 09:48

В Индии прошел фестиваль, посвященный 100-летию прибытия в страну семьи Рерихов // ТАСС

Почетными гостями церемонии стали послы России и Белоруссии в Индии Денис Алипов и Андрей Ржеусский

КУЛУ /ИНДИЯ/. 22 октября. /ТАСС/. Международный фестиваль «Рерихи: индийский путь», посвященный 100-летию прибытия в Индию этой семьи художников и философов, прошел в мемориальном музее Рерихов. Как сообщила корреспонденту ТАСС российский куратор Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) Лариса Сургина, впервые после пандемии в Кулу для участия в фестивале прибыл танцевальный коллектив из России.

«Российские танцевальные коллективы давно стали привычными гостями рериховских фестивалей в Кулу. Однако пандемия приостановила эту традицию. Но на этот раз фестиваль особенный, он посвящен 100-летию прибытия Рерихов в Индию и 95-летию их переезда в живописную гималайскую долину Кулу. И впервые после пандемии в Кулу приехал российский художественный коллектив. Это ансамбль современного танца «Ракета» из Нижнего Новгорода», – рассказала Сургина.

Началось торжественное мероприятие с шанти-пуджи, молитвы о мире, которую провел известный в Кулу «пуджари» – брахман местного храма Кришны. Церемония прошла у каменных изображений божеств Кулу, коллекцию которых собрал Николай Рерих.

Почетными гостями церемонии стали посол России в Индии Денис Алипов и посол Республики Беларусь в Нью-Дели Андрей Ржеусский.

«Наше посольство всегда активно участвует в мероприятиях, связанных с Рерихом, мы активно поддерживаем Международный Мемориальный Трест Рерихов», – отметил в разговоре с корр. ТАСС посол России. Он напомнил, что начинается пора юбилеев, в этом году празднуется 100-летие приезда знаменитой семьи в Индию, а в следующем году будет отмечаться 150 лет со дня рождения Николая Рериха и 120-летие его сына Святослава.

«Международный Мемориальный Трест Рерихов – это один из наших главных совместных культурных проектов. Семья Рерихов – это наши выдающиеся соотечественники, но они также глубоко любимы, уважаемы и почитаемы в Индии», – добавил Алипов.

Как отметил в беседе с корреспондентом ТАСС посол Республики Беларусь, любое культурное мероприятие, направленное на сближение народов, должно только приветствоваться, особенно в непростое сегодняшнее время. «Рерих конечно известен и в Республике Беларусь. Индия очень важна для нас – это одно из стратегических направлений. И все, что связано с Индией, нам тоже интересно», – добавил Ржеусский.

Выступления на фестивале

На сцену, расположенную на территории учебного комплекса, выходили участники фестиваля, в большинстве своем индийцы – это учащиеся Академии искусств имени Елены Рерих.

Индийские дети исполнили несколько национальных танцев, а также песен. Они исполнили на русском языке вместе с группой волонтеров Международного мемориального Центра Рерихов песню «Учат в школе».

Завершили программу российские танцоры из ансамбля «Ракета».

«Мы впервые в Индии. Но танцевальный язык понятен всем, и зрители с большим интересом приняли наше выступление», – сказал руководитель коллектива Даниил Верещагин. Российские танцоры также выступят на праздновании индусского праздника Дассера, который пройдет в долине Кулу 24 октября.

В рамках фестиваля также прошло открытие выставки репродукций работ младшего сына Николая Рериха Святослава. Все работы посвящены Индии, ее различным регионам.

Музей Рерихов

Мемориальный музей-усадьба Рерихов в долине Кулу возвращается к нормальной жизни после того, как во время сезона дождей ливни и паводки стали причиной многочисленных разрушений в штате Химачал-Прадеш, в котором находится этот исторической памятник. Как сообщила Сургина, туристы вновь стали посещать музей несмотря на то, что дороги в штате еще полностью не восстановлены.

«На работу музея не могло не повлиять стихийное бедствие, обрушившееся на Химачал-Прадеш. Тогда были разрушены дороги, мосты, туристический поток упал фактически до нуля. В период с июля по сентябрь у нас здесь не было туристов. Если и заходили, то только несколько отважных русских, которые добрались все-таки, чтобы посмотреть на музей Рерихов. Но сейчас поток туристов начинает восстанавливаться», – сказала Сургина.

«К счастью, территорию музея почти не затронуло стихийное бедствие. Однако до сих пор дорога сюда очень тяжелая, не все еще восстановлено», –добавила собеседница агентства.

Как указала куратор, после пандемии люди стали активно приезжать в музей-усадьбу с конца 2022 года. Сотрудники музея надеялись, что вскоре число посетителей выйдет на уровень, который был до пандемии. Однако стихийное бедствие нарушило эти планы.

«До пандемии к нам приходили порядка 100 тыс. посетителей в год. В туристический сезон музей посещали до 300 человек ежедневно. Сейчас примерно 50 человек в день посещают музей. Но этого пока недостаточно. Однако ситуация начинает меняться к лучшему», – указала Сургина.

Как ранее сообщили власти Химачал-Прадеша, прошедшие летом необычайно мощные муссонные ливни, вызванные ими оползни и наводнения, привели к обрушению свыше 2 тыс. домов, погибли десятки человек. В штате были разрушены мосты, затоплены дороги. Ущерб составил около $1 млрд.

Рерихи в Индии

Николай Рерих (1874-1947), основатель известной династии художников, ученых и мыслителей, написал почти 7 тысяч картин, многие из которых выставлены в музеях и художественных галереях по всему миру. Николай Рерих также стал автором около 30 литературных произведений, в том числе «Алтай – Гималаи: путевой дневник», «Восток – Запад» и «Сердце Азии».

Рерих выступил автором международного договора «Пакт мира» (Пакт Рериха) о защите культурного наследия. Этот пакт устанавливает преимущество защиты культурных ценностей над военной необходимостью в случае ведения боевых действий между странами. Его супруга Елена Рерих (1879–1955) известна философской системой «Живая Этика».

Их сын Юрий (1902–1960) был выдающимся исследователем Центральной Азии и автором тибетско-англо-русско-санскритского словаря. Второй сын Святослав (1904–1993) прославился как художник и общественный деятель, был удостоен одной из высших наград Индии – ордена «Падма Бхушан» (ордена Лотоса). Его супруга Девика Рани (1908–1994) считается самой известной актрисой эпохи раннего звукового кино в Индии.

Источник: ТАСС, 22.10.2023


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7816

Надежда Лебедева
Сообщений: 10396
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Надежда Лебедева » 26 окт 2023, 09:51

В Индии заявили, что не намерены «отменять» российскую культуру и Рерихов // ТАСС

Индия планирует активно развивать связи с Россией

КУЛУ /ИНДИЯ/, 22 октября. /ТАСС/. Власти индийского штата Химачал-Прадеш не намерены отменять российскую культуру, а наоборот, намерены активно развивать культурные связи с Россией. Об этом сказал корреспонденту ТАСС глава администрации округа Кулу, в котором находится мемориальный музей Рерихов, Ашутош Гарг.

«У нас ничего подобного ожидать не стоит», – сказал Гарг в ответ на вопрос об отмене российской культуры в некоторых странах Запада.

«Мы напротив будем продвигать культурное сотрудничество насколько возможно. Искусство и политика – разные вещи, и искусство нельзя заключить в политические рамки», – добавил собеседник агентства в кулуарах международного фестиваля «Рерихи: индийский путь», который открылся в Кулу.

Как отметил в свою очередь индийский куратор Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР) Суреш Кумар, индийцы, а особенно химачальцы, с огромным почтением относятся к семье Рерихов, а в их лице – ко всей российской культуре.

«Благодаря Рерихам наш штат Химачал Прадеш стал известен в мире. Люди из разных стран приезжают сюда чтобы увидеть картины Николая Рериха, место, где он работал», – сказал Кумар.

В музее-усадьбе Рерихов в гималайской долине Кулу в штате Химачал-Прадеш открылся фестиваль «Рерихи: индийский путь», посвященный 100-летию прибытия этой семьи в Индию и 95-летию переезда в долину Кулу.

Источник: ТАСС, 22.10.2023

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7817

"Долина Кулу. Институт "Урусвати". Рерихи и Индия" viewtopic.php?f=6&t=745&p=1539#p1539

Надежда Лебедева
Сообщений: 10396
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Надежда Лебедева » 13 ноя 2023, 08:29

Рерихи и Индия viewtopic.php?f=39&t=3459

Надежда Лебедева
Сообщений: 10396
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Надежда Лебедева » 28 мар 2024, 08:12

Открытие выставки «Вселенная Мастера» в Русском доме (Индия, Дели)

22 марта 2024 года в Российском центре науки и культуры (Русском доме) в Нью-Дели состоялось торжественное открытие выставки «Вселенная Мастера», организованной Международным Центром Рерихов к 150-летию со дня рождения всемирно известного художника, мыслителя и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха.

Соорганизаторы выставки: Представительство Россотрудничества в Республике Индии (Русский Дом в Нью-Дели), Национальный центр народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в России, Международный Мемориальный Трест Рерихов при поддержке Посольства Российской федерации в Республике Индии и Международного союза неправительственных организаций «Ассамблея народов Евразии».

На открытии экспозиции выступили Александр Витальевич Стеценко, вице-президент Международного Центра Рерихов, Андрей Юрьевич Бельянинов, Генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии и Станислав Львович Королев, директор Национального центра народной дипломатии ШОС в России. В своих выступлениях они подчеркнули значимость художественного, научного и философского наследия Николая Константиновича Рериха для мировой культуры, выразили уверенность в том, что это мероприятие станет мощным импульсом для нового витка в развитии и укреплении российско-индийских отношений.

Гости мероприятия имели возможность познакомиться с экспозицией во время проведенной для них экскурсии. Посетители выставки из России и Индии не остались равнодушными к увиденному: яркая и масштабная экспозиция, включающая репродукции полотен Н.К. Рериха, открыла врата во Вселенную Мастера, и каждый участник смог в этот вечер прикоснуться к ее бесценным сокровищам.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7935

Лея
Сообщений: 37
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Лея » 31 мар 2024, 10:08

Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» (Дели)

21 марта 2024 года в рамках выставки «Вселенная Мастера», приуроченной к 150-летию со дня рождения великого русского художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, в Русском доме в Дели состоялся Круглый стол, организаторами которого выступили Международный Центр Рерихов, Посольство Российской Федерации в Республике Индии, Русский дом в Нью-Дели, Индийская ассоциация преподавателей русского языка и литературы, Национальный центр народной дипломатии Шанхайской организации сотрудничества в России, Международный союз неправительственных организаций и «Ассамблея народов Евразии».

Участников Круглого стола, представителей России и Индии, объединили неподдельный интерес, любовь и восхищение жизнью и творчеством Николая Константиновича Рериха, желание их глубокого постижения. Докладчики осветили самые различные вопросы многогранного художественного и философского наследия Мастера.

В докладах были озвучены основные вехи его жизненного пути, устремление Н.К. Рериха к Востоку и Индии, его огромный по своему значению вклад в развитие индийско-российских отношений, их значение для культурного пространства будущего всего мира. Особое внимание было уделено взаимодействию Николая Константиновича с выдающимися деятелями Индии, в числе которых Рабиндранат Тагор, Джагдиш Чандра Бос, Джавахарлал Неру, Индира Ганди и многие другие. Учение Живой Этики и Пакт Рериха в контексте глобального переустройства современного мира стали предметом отдельных сообщений. Также было рассмотрено и литературное творчество Н.К. Рериха, которое в Индии является предметом серьезного научного исследования.

Круглый стол «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» стал очевидным и подлинным выражением высказанной Рерихом мысли о «красоте индо-русского магнита». Созвучие, проявленное участниками мероприятия, говорит о прочных сердечных связях между нашими странами, единстве поисков и новых возможностях, которые могут быть реализованы во благо Культуры.

Программа Круглого стола «Наследие Николая Рериха – культурный мост между Россией и Индией» https://icr.su/rus/news/2024/ProgramKr_ ... .03.24.pdf

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7934

Круглый стол МЦР.jpg
Круглый стол МЦР.jpg (255.7 KiB) 9107 просмотра

Лея
Сообщений: 37
Зарегистрирован: 07 окт 2023, 09:18

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Лея » 10 май 2024, 10:28

В Индии в международном рериховском фестивале приняли участие более 300 человек // ТАСС, 6.05.2024

НЬЮ-ДЕЛИ, 6 мая 2024 года. /ТАСС/. Более 300 человек приняли участие в международном фестивале «Рерихи. Вестники культуры», который завершился в северном штате Химачал-Прадеш. Как сообщила корреспонденту ТАСС российский куратор Международного Мемориального Треста Рерихов (ММТР), сотрудница Международного Центра Рерихов Лариса Сургина, фестиваль прошел в юбилейный год, когда отмечается 150-летие со дня рождения Николая Рериха и 120-летие со дня рождения его сына Святослава.

«Фестиваль начался 1 мая конкурсом детского рисунка. В конкурсе приняли участие 87 детей из 10 школ долины Кулу и детской Академии искусств имени Елены Рерих ММТР. Почетным гостем и членом жюри конкурса стала известная российская художница и владелица художественной галереи в Санкт-Петербурге Галина Степанова», – рассказала Сургина.

Конкурс стал одним из этапов Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Держава Рерихов». Под эгидой фестиваля в Индии и в России пройдут выставки рисунков российских и индийских детей.

В рамках фестиваля 4 мая в усадьбе Рерихов состоялась церемония поднятия национальных флагов Индии и России и Знамени Мира с участием главы администрации округа Кулу Торул Равиш, представителей российского посольства и других почетных гостей. В этот же день прошла акция «Сад памяти» в преддверии Дня Победы, когда в усадьбе были высажены 11 саженцев гималайских кедров – деодаров.

В Зеленом театре ММТР под открытым небом была представлена культурная программа. Дети из школы при российском посольстве имени А.М.Кадакина и воспитанники детской Академии искусств имени Елены Рерих исполнили танцы и песни двух стран.


Художники России и Индии представили свои работы

В выставочных залах ММТР были также открыты две выставки – персональная экспозиция Галины Степановой «Отражения Индии» и выставка «Гималайские ночи» художника из Мумбаи Дева Чандры.

Как рассказала корреспонденту ТАСС Галина Степанова, в экспозиции представлена 31 работа – это картины маслом. «В основном мои работы представляют людей Индии. Я впервые приехала в эту страну в 2005 году, затем в 2009 году. Люди этой страны поразили меня и стали темой моих картин», – рассказала она. Художник Чандра указал, что его работы представляют Гималайские горы. «Они навеяны работами Николая Рериха», – подчеркнул он.

5 и 6 мая состоялся Круглый стол на тему «Рерихи. Вестники культуры», участники которого обсудили значение «Пакта Рериха» и понятие культуры в рериховской философии.

Николай Рерих (1874–1947), основатель династии художников, ученых и мыслителей, написал почти 7 тыс. картин, многие из которых выставлены в музеях и художественных галереях по всему миру. Ему принадлежат около 30 литературных произведений, в том числе «Алтай – Гималаи: путевой дневник», «Восток – Запад» и «Сердце Азии». Рерих выступил автором международного договора «Пакт мира» (Пакт Рериха) о защите культурного наследия. Этот документ устанавливает преимущество защиты культурных ценностей над военной необходимостью в случае ведения боевых действий между странами. Супруга художника Елена Рерих (1879–1955) известна философской системой «Живая Этика».

Их сын Юрий Рерих (1902–1960) был выдающимся исследователем Центральной Азии и составил тибетско-англо-русско-санскритский словарь. Второй сын Святослав Рерих (1904–1993) прославился как художник и общественный деятель, был удостоен одной из высших наград Индии – ордена «Падма Бхушан» (орден Лотоса). Его супруга Девика Рани (1908–1994) считается самой известной актрисой эпохи раннего звукового кино в Индии.

Источник: Информационное агентство ТАСС

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=7990

Фестиваль 2.jpg
Фестиваль 2.jpg (63.37 KiB) 7882 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 10396
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Россия. Индия. Рерихи

Сообщение Надежда Лебедева » Вчера, 09:37

Международная научная конференция «Под Знаменем Культуры», посвященная 90-летию Пакта Рериха и Знамени Мира (Индия)

10 октября 2025 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялась Международная научная конференция с участием ученых, исследователей, художников и общественности из Индии, России, Германии, Казахстана, Англии, Швейцарии. В этом году, знаменующем собой 90 лет со времени подписания Пакта Рериха, тема конференции звучала так же, как и общее название фестиваля в усадьбе Рерихов: «Под Знаменем Культуры». Знамя Мира, знамя Культуры стало символом Пакта Рериха, символом защиты культурных ценностей ради будущего человечества. И именно теме защиты будущего через осмысление прошлого и настоящего и сохранение общечеловеческих культурных ценностей были посвящены доклады участников конференции.

В начале заседания с приветственным словом выступили Суреш Кумар, индийский куратор ММТР и Лариса Вениаминовна Сургина, российский куратор, сотрудник Международного Центра Рерихов (Москва). От имени Треста они поприветствовали участников и гостей конференции, выразив надежду, что животрепещущая тема защиты культуры, которая близка всем присутствующим, позволит участникам по-новому взглянуть на пророческие идеи Николая Константиновича Рериха и осознать их критическую, неоспоримую актуальность для исцеления и гармонизации нашего неспокойного современного мира. Модератором и переводчиком конференции была доктор Ольга Валерьевна Карасева, ученый, востоковед, помощник российского куратора ММТР, сотрудник Международного Центра Рерихов.

Первый докладчик, доктор Ом Кумар Шарма, почтенный основатель и руководитель школы санскрита в Кулу, в своем выступлении глубоко раскрыл связь между идеями Николая Константиновича Рериха о защите культурных ценностей, его концепцией «Мир через Культуру» и исконными принципами индийской философии, корни которых уходят в ведийские тексты. В своей речи, украшенной декламацией замечательных шлок и священных мантр из древних санскритских текстов, доктор Ом подчеркнул, что идея мира – шанти (Śānti) – не только желаемое состояние, но и внутренне присущий принцип, заложенный в самых ранних текстах и неотделимый от идеи дхармы. Эта идея, являющаяся одним из ключевых понятий индийской философии, часто неверно переводится как «религия». В своем глубинном смысле дхарма означает Вселенский закон, праведность, основополагающую природу или правильный, должный путь существования. Докладчик заметил, что лишь через становление личной культуры и развитие благородных качеств – таких как кшама (прощение), дама (контроль над чувствами), шауча (внутренняя и внешняя чистота) и других– человек становится сопричастен своей дхарме. Именно через следование дхарме и раскрывается путь к истинной Культуре, позволяющей обрести состояние шанти – невозмутимого покоя и гармонии. Постижение шанти и следование дхарме в контексте личной жизни делает человека способным стать осознанным звеном в эволюции всего человечества. Индивидуальное самосовершенствование, преображение сознания являются, таким образом, ключом к преображению мира.

Николай Константинович Рерих, глубоко почитавший индийскую культуру и философию, черпал вдохновение в этих вечных истинах. Его подвижническая деятельность оказалась созвучной истокам индийской философской мысли, изложенным в Ведах. Через призму своего творчества и культурной работы он вновь вернул сокровенные знания древности в современное пространство, предложив объединение искусства, науки и религии в единый круг Культуры, тем самым соединяя настоящее, прошлое и будущее в круге Вечности.

С особой торжественностью прозвучал видеодоклад художницы и ученого, доктора Харш Индер Лумбы, старшего научного сотрудника Министерства культуры при Правительстве Индии. Темой ее выступления стало глубокое осмысление Пакта Рериха сквозь призму великого искусства самого Мастера. Докладчица убедительно продемонстрировала, что подлинный и прочный мир не может быть достигнут исключительно политическими инструментами. Он проявляется лишь через бережное сохранение Культуры как живого источника и носителя общечеловеческих, эволюционных ценностей. Искусство Николая Константиновича Рериха стало неотъемлемой частью его глубокой духовной миссии: оно было призвано пробудить сознание мира к пониманию жизненной необходимости защиты культурного наследия. Посредством своих красок Мастер сотворил мощный визуальный язык, способный вдохновить человечество на созидание лучшего будущего. Сам художник говорил о том, что мир – это не отсутствие войны, это присутствие Культуры. Истинный мир, по Рериху, коренится не в соглашениях и договорах, но в преображенном, живом состоянии человеческого сознания, постигшего и принявшего защиту самого эволюционно значимого начала. Таким образом, каждый из нас – будь то художник, ученый или просто гражданин – наделен силой воплотить высокую мысль Рериха в действии каждого дня, став живым продолжателем его всеобъемлющей миссии.

Важный смысловой пласт наследия Николая Рериха раскрыл в своём докладе «Патриотизм как составная часть историко-культурного кода России» Владимир Сергеевич Околотин, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории России ИвГУ, заместитель председателя Общественной палаты Ивановской области и член Общественной палаты РФ (к сожалению, сам докладчик не смог присутствовать на конференции). В центре его внимания – тема Родины, которая всегда была особенно значима для великого художника. После Первой мировой войны, видя надвигающуюся новую военную угрозу, Рерих посвятил себя защите культурного наследия. Из этих усилий родился знаменитый Пакт Рериха. Художник понимал, что грядущая война будет направлена против его Родины, и потому тема сохранения культуры слилась для него с понятием патриотизма и защиты Отечества. Доклад Владимира Сергеевича был посвящён именно этой теме. Он рассмотрел патриотизм как часть историко-культурного кода российского народа сквозь призму творчества Рериха в годы Великой Отечественной войны. «Защита Родины есть и оборона культуры», – писал художник. В годы войны семья Рерихов делала всё возможное, чтобы поддержать советский народ в его священной борьбе. Этот общенациональный порыв стал одной из важнейших черт русского менталитета. В год 80-летия Победы призывы Николая Рериха защищать культуру, противостоять невежеству и оберегать сокровища Родины звучат как никогда остро и актуально.

Выступление Кристиана Кнофеля из Швейцарии и Кэрол Фрейзер, британской художницы и его супруги, стало важным акцентом в осмыслении наследия Н.К.Рериха. В докладе были мастерски проанализированы вызовы современного мира, перед лицом которых мысли великого гуманиста становятся особенно актуальными. Докладчик отметил, что сегодня человечество сталкивается с агрессивными глобальными конгломератами, стремящимися установить полный контроль над ресурсами и нашей повседневной жизнью, навязывая культ потребления и конкуренции. На фоне этого мрачного сценария, где непрекращающиеся войны лишают нас уверенности в завтрашнем дне, а образование утрачивает свою духовную основу, Рерих предстает как провидец, предлагающий альтернативный путь. Его миссия – вести человечество к Свету, опираясь на фундаментальные ценности. Его идеи о мире, достигаемом через культуру, о противодействии разрушению и о созидании гармоничного общества, где свобода и ответственность каждого человека неразрывно связаны с внутренним духовным ростом и бережным отношением к Земле и Космосу, обретают сегодня новый смысл.

Выступление Кристиана Кнофеля дополнила его соавтор и партнер, Кэрол Фрэйзер, экспозиция картин которой открылась накануне в выставочном зале ММТР. Она заметила, что современная наука бессильна объяснить духовное начало всего сущего, а потому оно часто отрицается или считается вторичным – отсюда и многие недостатки современной цивилизации. Однако важность и первоочередность именно духовного начала становятся все более и более очевидны: даже такой научный гений ХХ века, как Альберт Эйнштейн, признал к концу своей жизни существование Бога, потому что только оно способно объяснить тот Закон, которому подчинена Вселенная. В своих картинах Кэрол Фрейзер передает связь между видимым и невидимым мирами и показывает те невидимые тропы, по которым бессмертное «Я» человека может подняться в высшие сферы бытия.

Два видеодоклада на конференции были посвящены знаковому событию года – выходу в свет сборника очерков Николая Константиновича Рериха «Восток – Запад» на трех языках: русском, английском и хинди. Реализация этого масштабного проекта, посвященного 150-летию Н.К.Рериха, стала возможной благодаря коллективным усилиям и поддержке Международного Центра Рерихов (МЦР) в тесном сотрудничестве с ММТР.

Своим опытом работы над переводом книги на язык хинди поделилась доктор Мита Нараян, писатель, переводчик и литературный критик, бывший профессор и руководитель Центра русских исследований SLL&CS Университета Джавахарлала Неру (Нью-Дели, Индия). Она подчеркнула, что глубокое погружение в материал заставило её по-новому осознать исключительную актуальность идей Н.К.Рериха. Его утверждение о том, что международное согласие и взаимопонимание невозможно без Культуры, приобретает особую важность в наши дни. В этой связи, культурная и просветительская работа, такая как издание сборника «Восток – Запад», является стратегически важной для распространения этих гуманистических идей.

Отдельное место в докладе доктора Миты Нараян было отведено предисловию, написанному выдающимся учёным-востоковедом и мыслителем, академиком Людмилой Васильевной Шапошниковой. В этом аналитическом тексте раскрывается фундаментальная проблема геополитического и культурного положения России на стыке Востока и Запада.

Изыскания русской философской мысли на протяжении столетий были посвящены поиску уникального места России в мировом культурном пространстве и определению исторической миссии страны. В ряду исследователей этой проблемы Николай Константинович Рерих занимает ключевую позицию. Он профетически сформулировал видение России не как пассивной географической территории, но как активного культурного моста –метафизической и духовной платформы, призванной осуществить великий цивилизационный синтез, гармонично объединяя духовные устремления и культурные достижения Востока и Запада. Это определение, глубоко укоренённое в идеях Культуры, подчёркивает её уникальный вклад в мировое взаимопонимание.

Сакши Агарвал, переводчик и редактор сборника «Восток – Запад», представила детальный анализ методологии работы над многослойными текстами Николая Рериха. Она подчеркнула исключительность переводческой задачи, обусловленную многогранностью и яркой образностью прозы автора. Для достижения максимальной точности в передаче рериховского стиля и сохранения его глубокой философской мысли коллективу приходилось прибегать к особым приёмам. Среди них – так называемое «расширение перевода», когда одно русское слово заменялось несколькими для обеспечения полного смыслового соответствия. Как отметила Сакши Агарвал, ключевой темой, пронизывающей все очерки Рериха, выступает фундаментальный принцип единства человечества. С этим принципом неразрывно связана триада Красоты, Знания и Культуры, рассматриваемая как движущая сила развития и диалога между Востоком и Западом. Каждое эссе явственно отражает глубокое почтение автора к древним культурам и традициям, а также его убежденность в общности их истоков и непреходящей мудрости.

В своем докладе «"Пакт Рериха – история и современность” в стране поэтов и философов» Райнер Шнайдер, заместитель председателя Немецкого Рериховского общества, ярко осветил многогранную активную работу по популяризации гуманистического наследия Николая Рериха в Германии. На протяжении многих лет Международный выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность», инициированный Международным Центром Рерихов, совершал свой просветительский путь по немецким городам. Это стало впечатляющей общественной инициативой, направленной на утверждение принципов защиты культурного достояния человечества в мирное время и в условиях международных конфликтов. Выставки, проходившие при поддержке таких авторитетных структур, как Немецкое отделение ЮНЕСКО, всегда находили отклик в сердцах немецкой публики, демонстрируя актуальность идей, которые стали основой современного международного гуманитарного права. Проект, выставлявшийся в таких городах, как Берлин, Бонн, Бохум, Эссен, Наумбург, и демонстрировавший уникальные архивные материалы и репродукции полотен Н.К.Рериха, стал мощным мостом между историей и современностью. Используя пространство библиотек, университетских аудиторий и музейных залов, выставки проекта послужили тому, чтобы в стране, известной своим вкладом в мировую философию и литературу, вновь распространялся и звучал призыв «Мир через Культуру». Эта просветительская деятельность Немецкого Рериховского общества стала ярким примером того, как идеи русского гуманиста продолжают вдохновлять и объединять людей во имя сохранения главного – культурного наследия как основы человеческой цивилизации.

Далее вниманию слушателей был представлен глубокий культурологический анализ, посвященный связи идей Рериха с историческим прошлым человечества. С докладом «Символика Знамени Мира в традиционном искусстве Казахстана» выступила Наталия Баженова, заместитель руководителя Культурного Центра имени Н.К.Рериха, руководитель отдела прикладного искусства Государственного музея искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева и член Союза художников Республики Казахстан. Ее выступлению предшествовало вдохновляющее вступительное слово Вадима Ханифовича Ахтямова, члена Культурного Центра имени Н.К.Рериха и председателя Алматинского Фонда поддержки культуры «Сердце Азии». В своем обращении Вадим Ханифович подчеркнул не только глобальное эволюционное значение Пакта Рериха, но и его исключительную важность в предотвращении международных конфликтов. Особо отметив, что 2025 год ознаменован 80-летием Победы в Великой Отечественной войне, он напомнил о героическом вкладе казахского народа в эту священную Победу. Выступающий тепло пригласил всех присутствующих посетить Казахстан – страну с богатейшим духовным наследием, традиционной культуре которой и был посвящен доклад Наталии Баженовой. После такого глубокого и вдохновляющего вступления аудитория была готова ощутить мир древних казахских символов, где наследие Рериха обретает яркое и осязаемое воплощение.

В своем докладе Наталия Баженова погрузилась в сакральный мир традиционных казахских орнаментов, сосредоточив внимание на многогранной символике триединства. Ее выступление стало глубоким путешествием к истокам, где орнамент – это не просто декор, а законсервированное знание кочевой цивилизации. Докладчица подчеркнула, что корни этих образов уходят глубоко в космогонию кочевников. Для них небо и звезды были не просто пейзажем, а Великой книгой путей. Астрономические знания – положение светил и планет, которые служили компасом в бескрайних странствиях, – были запечатлены и перенесены внутрь жилища. Таким образом, юрта, украшенная звездными узорами, становилась малой моделью Макрокосмоса, гармонично вписывая человека в стройную систему Вселенной. Символика триединства, отражающая три мира или три состояния (прошлое, настоящее, будущее; земля, человек, небо), нашла свое выражение в двух ключевых, но взаимосвязанных формах орнамента: зооморфный – прежде всего, это знаменитый узор «қошқармүйіз» (бараньи рога), который является одним из древнейших и фундаментальных элементов казахской орнаменталистики. Он символизирует плодородие, жизненную силу, изобилие и семейное благополучие; и растительный, который представлен, в частности, мотивом трилистника. Этот растительный символ отражает рост, возрождение и неразрывную связь человека с цикличной природой. Дополнительный, метафизический аспект триединства связан с огнем – древним и универсальным символом чистоты, очищения пространства и связи с более тонкими мирами или духовными измерениями. Этим сакральным языком орнаментов украшались не только элементы убранства юрты, но и традиционные ковры и предметы быта, несущие в себе защиту и благословение. Докладчица особо выделила, что живучесть этого символа демонстрирует преемственность центральноазиатских культур и их глубокую историческую память. Она напомнила, что во времена распространения буддизма на этих территориях этот тройственный знак был гармонично связан с понятием Триратны – Трех драгоценностей учения Будды, подтверждая способность кочевой культуры ассимилировать и сохранять духовные идеи разных эпох. Орнамент триединства – это живой код, отражающий путь, мировоззрение и духовное наследие народа.

После бескрайних степей Казахстана присутствующим было предложено перенестись на север России, родину Николая Константиновича Рериха, Санкт-Петербург. С большим вниманием был заслушан доклад Людмилы Михайловны Кирсановой, художницы, профессора Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, на тему «По местам Н.К. Рериха: Изборск и Печоры». Профессор Кирсанова рассказала, как, вдохновившись наследием великого художника, она совершила паломничество по его историческому маршруту на Псковской земле. В начале XX века, а именно в 1903 году, Николай Константинович Рерих вместе с супругой, Еленой Ивановной, предпринял масштабное путешествие «за стариной» по более чем сорока древним русским городам. Их визит в Изборск и Печоры проходил по заданию Императорского общества поощрения художеств с целью научно-исследовательской и художественной работы. Особое, неизгладимое впечатление на Рериха произвел Псково-Печерский монастырь в Печорах. В своих путевых дневниках художник отмечал: «Наш монастырь особенный... Кругом – мрак беспросветный, зги не видать, а над монастырем светло». Под влиянием этих мест были созданы такие знаковые работы, как «Печоры. Монастырские стены и башни», «Труворов крест» и «Полуверка» (посвященная местной народности сету). Л.М. Кирсанова, следуя вехам этого пути, побывала в тех же исторических местах. Вдохновленная увиденным, художница создала серию живописных полотен с видами старинных городов и их древних укреплений, тем самым продолжая традицию диалога искусств сквозь века.

Кроме того, в докладе была освещена важная инициатива МЦР по увековечиванию памяти художника: в городе Печоры. На доме по улице Псковской, 31, где в 1903 году останавливались Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, была установлена памятная мемориальная доска. Символично, что автором этого памятного мемориала стал преподаватель Академии Штиглица Иван Сергеевич Казаков, подтверждая неразрывную связь художественной школы Санкт-Петербурга и наследия великого мастера.

Тамара Михайловна Мергес, руководитель группы волонтеров Международного Центра Рерихов и координатор Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Держава Рерихов», поделилась бесценным опытом работы с юным поколением и рассказала о плодотворном международном сотрудничестве, которое стало основой успеха этого фестиваля. Тамара Михайловна подчеркнула, что фестиваль «Держава Рерихов» организован Международным Центром Рерихов в тесном партнерстве с Международным Мемориальным Трестом Рерихов. Это сотрудничество обеспечивает прямую связь с местом жизни и творчества Рерихов в Гималаях. Второй по счету фестиваль, состоявшийся в 2025 году и посвященный знаменательной дате – 90-летию подписания Пакта Рериха, приобрел широкий международный размах, объединив творчество детей, школьников и студентов из шести стран. Фестиваль получил мощный отклик в Индии, где в четырех творческих номинациях приняли активное участие учащиеся общеобразовательных школ долины Кулу, воспитанники Детской академии искусств имени Е.И.Рерих (ММТР), а также студенты престижного Университета имени Джавахарлала Неру (Дели). Особое внимание докладчица уделила участию в фестивале Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л.Штиглица (Россия). Будучи соорганизатором фестиваля, Академия предоставила работы своих студентов для участия в выставке детских работ «Под Знаменем Мира», торжественно открытой накануне в конференц-зале ММТР. Выставка стала зримым доказательством того, что идеи Рериха о защите Культуры живы и продолжают вдохновлять новое поколение художников и мыслителей по всему миру.

Надежда Викторовна Кобзистова, искусствовед, член Международного совета Рериховских организаций имени С.Н.Рериха, куратор номинации «Изобразительное искусство» Международного фестиваля детско-юношеского творчества «Держава Рерихов», преподаватель высшей категории гимназии № 8 «Лицей имени С.П.Дягилева» (Екатеринбург), рассказала о своем опыте общения с юными участниками конкурса и их наставниками.

Надежда Викторовна подчеркнула фундаментальное значение искусства в свете научного мировоззрения Живой Этики, или Агни Йоги. Искусство – это явление, жизненно необходимое для каждого человека, для его эволюции. Она напомнила, что в процессе творчества художник становится проводником: образы из мира духа и сферы мысли воплощаются в материи. Такие произведения, наполненные высокими идеями, способны вдохновить вдумчивого зрителя, читателя или слушателя на преображение и совершенствование себя и окружающего мира. Многообразие путей искусства позволяет каждому найти произведение, возвышающее дух, соответствующее его уровню сознания. Изобразительное искусство, в частности, говорит со зрителем уникальным языком цвета, ритма, линии и объема. Эти сложившиеся формы почти мгновенно отзываются в душе, приобщая человека к творческому огню. Докладчица процитировала Святослава Николаевича Рериха: «...зритель становится сотворцом, а картина – всегда живой для каждого, кто смотрит на неё». Это особенно верно для детского творчества – оно отличается невероятной непосредственностью переживаний, эмоциональностью и богатством впечатлений. Детский рисунок – это искренность чувства, диктующая форму образа. Несмотря на то, что не всем удается сохранить детскую выразительность, овладев при этом реалистичными приемами, заложенные в юности идеи и творческий опыт не исчезают. Они прорастают неведомыми путями, становясь важными ступенями в формировании будущей личности. В этом процессе ключевой является роль учителя: вдохновить и напитать образами; вовлечь ученика в творческое общение с произведениями искусства; утончать чувства и устремлять к Высшему. Иначе, как отметила Надежда Викторовна, обучение рискует превратиться в «холодную ремесленную работу», которая может уничтожить талант, вместо того чтобы развивать его. На фоне современных мировых событий юное поколение особенно вдохновляют темы, заложенные в наследии Рериха: археологические исследования его семьи; охрана памятников культуры и великих личностей; темы мужества, героизма, сострадания и милосердия. Древние легенды и народный эпос вновь оживают в мечтах о счастье и благе для всех. Молодежь демонстрирует готовность сознательно подходить к лучшим созидательным устремлениям человечества, стремясь стать создателями нового, лучшего мира. Вдохновляющий доклад Надежды Викторовны стал достойным завершением Конференции.

Международная общественно-научная конференция в Международном Мемориальном Тресте Рерихов в Наггаре, посвященная 90-летней годовщине Пакта Рериха и Знамени Мира, стала не просто научным событием, но и ярким манифестом незыблемости культурного диалога. Под общим девизом «Под Знаменем Культуры» участники из разных стран подтвердили, что заложенные Николаем Константиновичем Рерихом принципы сегодня актуальны, как никогда. Прозвучавшие доклады – от опыта популяризации Пакта в Германии и глубокого анализа символики казахских орнаментов до творческого паломничества по рериховским местам России и вдохновляющих проектов с юными талантами – убедительно показали, что идеи Рериха преодолели границы и эпохи. Пакт Рериха – первый международный договор о защите культурного наследия – остается моральным и юридическим компасом для всего человечества. Его суть, выраженная в формуле «Мир через Культуру», является единственным надежным путем к построению цивилизованного будущего, основанного на созидании, а не на разрушении. Культура, как подчеркивалось на конференции, – это не роскошь, а непреложный эволюционный императив. Сотрудничество между МЦР, ММТР и другими обществами, центрами и учебными заведениями доказывает: наследие Рериха живет и множится в общих действиях. Сегодня, когда мир сталкивается с новыми вызовами, Знамя Мира остается символом надежды и призывом к сознательному сотворчеству.

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8451

Конференция Кулу.jpg
Конференция Кулу.jpg (213.17 KiB) 16 просмотра


Вернуться в «Как создавался МЦР»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей