Николай Константинович Рерих

Можно создавать любые темы, имеющие отношение к Агни-Йоге

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 09 окт 2025, 09:24

9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха, 151 год со дня рождения.

Н.К. Рерих на Алтае.jpg
Н.К. Рерих на Алтае.jpg (105.11 KiB) 800 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 окт 2025, 06:25

Ко дню рождения Николая Константиновича Рериха

9 октября 2025 года исполнился 151 год со дня рождения Николая Константиновича Рериха (1874–1947), всемирно известного художника, оригинального ученого, философа и мыслителя, путешественника и общественного деятеля. Он обладал тем внутренним синтезом, при котором любая область в круге его интересов – будь то художество, наука, философия, поэзия или публицистика – оказывалась не только связанной с другими, но и находилась с ними во взаимопроникновении, была неотрывна от них. Он был выдающимся историком, археологом и этнографом. Его позиция историка исходила из философии космической реальности, нового космического мировоззрения, а целый ряд его художественных произведений носит пророческий характер.

Необыкновенно яркая, насыщенная событиями жизнь этого человека не может не удивлять и не вызывать восхищения. Начав свой путь в России, пройдя через страны Европы, Америки и Азии, он окончил его в Индии. Нам хорошо известны основные вехи его жизни и творчества.

В 1897 году Николай Рерих окончил Академию художеств, а затем через год – юридический факультет Петербургского университета. Еще студентом он быд избран в члены Русского археологического общества. В 24 года становится помощником директора Музея Императорского Общества поощрения художеств и помощником редактора художественного журнала «Мир искусства».

Знакомство с Еленой Ивановной Шапошниковой (1879–1955), ставшей для Рериха «другиней» и «вдохновительницей», завершилось при обоюдном согласии свадьбой осенью 1901 года. Отныне всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий ученый-востоковед, а в 1904 – Святослав, избравший путь художника, как и отец.

В 1906 году Н.К. Рерих избран директором Рисовальной школы Общества поощрения художеств, а в 1909 – академиком Российской Академии художеств и вскоре возглавил вновь созданное художественное объединение «Мир искусства».

Занимая разные должности, Рерих неустанно работает, пишет картины, участвует в выставках, проводит археологические раскопки, читает лекции, публикует очерки в петербургских журналах и газетах. Как директор Рисовальной школы, стремится сделать ее общедоступной, налаживает работу в мастерских, создает новые классы, преподает сам. Он ищет свой самостоятельный путь к подлинному мастерству. Он художник-историк, влюбленный в русскую старину, один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1916–1918 годах по состоянию здоровья Н.К.Рерих почти безвыездно живет в Карелии. После революционных событий он с семьей оказывается отрезанным от Родины. Так начались годы странствий: Швеция, Финляндия, Норвегия, Дания, Великобритания. Здесь, в Лондоне, в 1920 году Елена Ивановна Рерих начала записывать первые строки Живой Этики – новой философской системы, представляющей собой современную целостную концепцию реального Космоса, появление которой было связано с теми процессами, что происходили в науке, культуре и духовной жизни в первой половине ХХ века.

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Благодаря их общественно-просветительской деятельности в США создается Институт Объединенных Искусств и другие культурные объединения. В 1923 году сбывается заветная мечта Рериха – он с семьей уезжает в Индию. Вскоре в Нью-Йорке открывается Музей Николая Рериха, ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1924–1928 годах Н.К. Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию через Алтай, Монголию, Тибет и Гималаи, а в 1934–1935 – по Маньчжурии и Китаю. Весь путь сложнейшей Центрально-Азиатской экспедиции вместе с Николаем Константиновичем прошла его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич. В 1928 году Рерихи создают в Индии Международный Институт Гималайских исследований «Урусвати», ставший международным центром сотрудничества ученых разных стран.

Еще в России Н.К.Рерих развернул движение по охране культурных памятников старины. В 1929 году по его предложению и при активном участии был разработан специальный Пакт, первый международный Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» во время вооруженных конфликтов и в мирное время. 15 апреля 1935 года Пакт Рериха подписали представители 21 страны Северной и Южной Америки, включая США.

Исторические деяния Н.К. Рериха – не имеющая аналогов Центрально-Азиатская экспедиция с ее ценнейшими результатами, создание Института «Урусвати», этого прообраза науки будущего, всемирно значимый Пакт его имени о защите культурных ценностей – сыграли заметную роль и будут иметь важнейшее значение в эволюционном продвижении человечества.

ХХ век, как показала в своих философских исследованиях Л.В. Шапошникова, «подошел к той черте, когда меняется сознание, мышление человека, когда все, накопленное человечеством в предыдущие тысячелетия, порождает качественно новые подходы к проблемам космической эволюции человечества», и Н.К. Рерих вместе со своей супругой Е.И. Рерих «принес человечеству целый свод новых знаний, стройную философию Космоса. Эта философская система базировалась на мировоззрении, которое назвал энергетическим сам Рерих».

Последние двадцать лет своей жизни Николай Рерих вместе с семьей провел в Индии, в гималайской долине Кулу. «Появление Рерихов в Индии не было случайным, – пишет Л.В.Шапошникова. – Именно здесь протекало регулярное сотрудничество Николая Константиновича и Елены Ивановны с группой анонимных философов и Учителей, которые и были создателями энергетического мировоззрения. Под их руководством Елена Ивановна Рерих подготовила серию книг “Живой Этики” или “Агни Йоги”… Энергетическое мировоззрение и идеи “Живой Этики” пронизывали творчество Рериха-художника, Рериха-ученого и литератора. Без этого невозможно понять Рериха, как крупнейшую личность нашего века».

Н.К. Рерих ушел из жизни 13 декабря 1947 года. Великий художник, ученый, гуманист, его жизнь и творчество – явление исключительное в истории русской и мировой культуры. Он прошел через все тернии, очертившие высокий жизненный путь подвижника, с глубокой любовью к Родине и желанием принести ей в дар научные и художественный труды своей семьи. Его желание исполнили сыновья, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи. Архивы, коллекции, картины, философское наследие, подаренные Святославом Николаевичем Рерихом, стали основой общественного Музея имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов в Москве. Эта исключительная общественная культурная организация, созданная по инициативе Святослава Рериха, под руководством Генерального директора Музея, академика Л.В. Шапошниковой стала признанным мировым центром изучения наследия Рерихов.

8–9 октября 2025 года Международный Центр Рерихов проводит в Москве Международную научно-общественную конференцию «Пакт Рериха и Знамя Мира – основа будущего развития России».

Дополнительную информацию Вы можете посмотреть на сайте Международного Центра Рерихов в разделе «Николай Константинович Рерих»

См. также:

Н.К. Рерих в глазах всего мира // Газета «Содружество», № 4, март 2002 г.

П.Ф. Беликов. Н.К.Рерих. Биографический очерк

П.Ф.Беликов. Николай Константинович Рерих. «Жизнь и деятельность» // Сборник «Непрерывное восхождение», том 1. М: Международный Центр Рерихов, 2001 г.

Л.В.Шапошникова. Великое путешествие: В 3 кн. – Кн. 1. Мастер. 1998 г.

Л.В. Шапошникова. Великое путешествие: В 3 кн. – Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 1. 1999 г.

Л.В. Шапошникова. Великое путешествие: В 3 кн. – Кн. 2. По маршруту Мастера. Ч. 2. 2000 г.

Е. Казанцева. Культ Света // Научно-популярный журнал «Discovery» № 4 [28], 2011 г.

П.Ф. Беликов. Л.В. Шапошникова. Город Знания «Урусвати» // Газета «Содружество», № 7, октябрь 2002 г.

М. Николаев. «Пришло время вспомнить о Рерихе» // «Независимая газета», 3 июля 2003 г.



Документальный фильм «Рерих. Зов Космической эволюции» (2013)

https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8435

Видео на Ютуб
https://www.youtube.com/watch?v=1sI4myi5QMc

Много не самых известных фото.


С.Н. Рерих. "Профессор Н.К. Рерих". 1934

Ко дню рождения Николая Константиновича Рериха.jpg
Ко дню рождения Николая Константиновича Рериха.jpg (109.4 KiB) 774 просмотра

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 окт 2025, 06:56

С.Н. Рерих

Поднимая себя, поднять других


…Как уже не раз говорилось, Николай Константинович всю жизнь стремился к объединению людей, стран на поле Культуры. Он считал, что именно Культура – это тот основной фундамент, на котором человечество сможет объединиться. Есть ценности, которые превыше всего, которые принадлежат всему человечеству, и которые мы должны совместно оберегать. Он об этом много писал, посвятил этому очень много времени, и его деятельность по организации Пакта об охране памятников Культуры широко известна…

К сожалению, вы сами знаете, что в мире все это продвигается очень медленно. Мы делаем замечательные открытия, следуя каким-то особым путям. Но потом бывает трудно сойти с проторенных троп, и большинство этих открытий начинает служить силам разрушения.

Но так как все в мире сейчас ускоряется, будем надеяться, что уже скоро наступит время, когда все человечество объединится на новых основах, в новых мыслях. Это несомненно придет. К этому ведут все пути культурного и наиболее прогрессивного человечества. Будем надеяться, что все это придет уже в ближайшие годы.

…Я не буду говорить подробно о замечательной жизни Николая Константиновича и Елены Ивановны, многое вам уже известно. Но я хочу сказать: то, что вело Николая Константиновича и Елену Ивановну – это их постоянное устремление в глубину человеческого бытия. С самых ранних лет Елена Ивановна чутко относилась к философии. В последующие годы она глубоко изучала философию всех стран, всех народов. Это ей помогло создать целую большую серию книг, книг Учения.

Николай Константинович, всегда и во всем разделявший с Еленой Ивановной ее мысли, конечно, усиливал ее устремление. И это был тот единый великий поток устремлений, где они восполняли друг друга. Николай Константинович всегда считал, что чем бы мы ни занимались, какие бы у нас ни были интересы, мысли, самое главное – изучение и понимание человека. Именно этот глубинный анализ волновал Николая Константиновича и Елену Ивановну. В жизни им удалось или посчастливилось встретиться с людьми выдающимися, исключительными, которые уже прошли часть сужденного Великого Пути и могли сами собой свидетельствовать о том, чем может стать человек, если он действительно преобразит свою жизнь и пойдет этими путями. У них был этот живой контакт, контакт с более совершенной жизнью, с более совершенными людьми, которые всегда были на нашей Земле. Найти их может только тот, кто готов для этого и кого они сами хотят встретить. Вы все равно их не найдете, если будете просто так искать.

Об этом есть интересная книга, которая была издана впервые в Германии. Это было в прошлом столетии. Там жил один ученый, философ, он был также пастором, и он изучал многие древние учения. У него был внук, который тоже этим интересовался и часто с ним беседовал. Спрашивая своего деда обо всем этом, он хотел знать, как установить контакт с более совершенными людьми. Раз он пришел к своему деду и сказал, что намерен путешествовать по всему миру и искать этих людей, искать место, где их можно встретить. Дед ему ответил, что да, конечно, это прекрасно – иди и ищи!

И вот книга вся посвящена описанию путешествий и исканий этого молодого человека. Он провел много лет в скитаниях, испытал много трудностей. Потом вернулся к себе домой. К этому времени дед его уже умер. И однажды вечером, когда он сидел в кабинете деда, взгляд его упал на полку, где лежал конверт с надписью, который привлек его внимание. Он подошел к полке, взял этот конверт и увидел, что он адресован пастору, который жил поблизости. Он к нему пошел, отнес это письмо и спросил, что бы тот мог рассказать о его деде. Пастор ему ответил:

«Вы всю жизнь искали истоки знания и тех людей, которые действительно знают, что где-то существуют и сами носители этого Высшего знания. Вам я скажу – ваш Дед был одним из них».

Другими словами, живя с ним рядом, он не предполагал в нем именно того, к чему стремился всю свою жизнь. Так оно и есть, и так и должно быть. В конце концов, нет ничего более сокровенного, чем те древние учения и знания, которые охраняются от преждевременных посягательств человечества. Во всех старых книгах, книгах алхимиков и других герметических учениях вы всегда найдете предупреждение о том, чтобы ничто из таких-то знаний не было случайно выдано человечеству, а если это все же произойдет, то те, кто узнают, должны строго хранить это до времени.

Значит, это живая тропа, я бы сказал, это Лестница Иакова, по которой на Землю сходят какие-то ангельские хоры – это все живет и существует. Просто нужно это найти. Найти это вы сможете только сами, если сами подниметесь на новую ступень знания. Тогда вам искать это уже не нужно, потому что оно само вам откроется.

Один мой хороший знакомый в Индии был библиотекарем в Траванкоре, на юге страны. Он интересовался всеми этими вопросами, и однажды мне рассказал:

«Знаете, как-то я сидел в библиотеке, и ко мне пришел один господин средних лет. Он спросил книгу, очень редкий манускрипт. Манускрипт этот был в переплете. Я ему этот манускрипт достал, принес, затем начался разговор. По мере того, как мы беседовали, стало ясно, что этот человек имеет совершенно изумительные познания. Все эти манускрипты, книги, которые хранились у нас в библиотеке, были ему известны. Мне показалось это странным, потому что на вид он был человеком средних лет, как же мог он приобрести все эти сведения? Я его спросил: «Вам ведь не так еще много лет, каким же образом вы знаете все эти манускрипты и книги?» Он улыбнулся и сказал: «Задолго до приезда к этим берегам Васко де Гамы я уже здесь жил и все это изучал».

Тогда библиотекарь просил его придти к нему еще, чтобы они могли снова поговорить. Он согласился и сказал: «Хорошо, но с одним условием – вы мне обещаете сейчас, что никому никогда не скажете о том, что вы со мною встретились». Он, конечно, ему пообещал.

Вернувшись домой, он был в таком экзальтированном состоянии, что через некоторое время жена его спросила: «Что случилось? Что вызвало в тебе такое возбуждение?» Он сперва противился, и, наконец, не выдержал и сказал ей: «Ко мне приходил удивительный человек».

И на этом все кончилось. Больше он его никогда не видел.

Вы должны уметь ждать и искать того Вестника, который живет и который может постучаться в вашу дверь. Картина Николая Константиновича «Вестник» именно тем и прекрасна, что описывает этот момент, момент Вестника. Поэтому, дорогие друзья, будем строить живой мост между нами и Теми, Которые продвинулись дальше. Будем строить прекрасную жизнь. И я вам скажу, что лучший дар, который вы можете принести человечеству, – это улучшить себя, стать лучшими людьми. Потому что этот дар вы принесете другим, которые может быть смогут воспользоваться им, и вы осветите их жизнь.

Николай Константинович был таким большим человеком. Он общался с теми людьми, которые уже прошли по этому Пути жизни. Мы можем и должны изучать его работы, творчество, его отношение к жизни, и может быть это будет для нас прекрасным примером – примером того, как человек действительно может, поднимая себя, поднять других. Я уверен, что завет Николая Константиновича – стремиться к прекрасному, строить прекрасное, думать о нем – нас оживит и изменит. Это живая энергия – наша мысль. Она строит все, и мы можем силой мысли переродить себя и переродить других. Будем всегда направлять наши мысли на благое, на прекрасное!

Что такое прекрасное? Это более совершенные комбинации каких-то особых условий нашей жизни, это вехи, которые поведут нас дальше. Поэтому будем стремиться во всем следовать этим прекрасным вехам, и я уверен, что многие из вас обретут то счастье, которое идет по следам этих вех…

Как вы знаете, Николай Константинович, Елена Ивановна, мой брат Юрий Николаевич в своих путешествиях по Центральной Азии встречали многих замечательных людей, последователей разных школ, разных учений. Но всегда те, кто собирались вокруг, скажем, Юрия Николаевича, Елены Ивановны или Николая Константиновича, были прекрасными людьми. Они были людьми, которых каждый из нас мог бы назвать действительно стоящими на более высокой ступени духа. Главная задача нашей жизни – облегчить доступ Тем Силам, Которые стараются к нам пробиться, олицетворить Себя здесь, на нашей Земле. Будем стараться всеми силами это делать. И это самое лучшее, что мы можем принести человечеству.

Одним из отличительных качеств Николая Константиновича и Елены Ивановны было их постоянное устремление, которое сказывалось в беспрестанной работе. Они работали с самого раннего утра до самого позднего вечера. Николай Константинович считал, что очень хорошо отдыхать в смене труда, не оставляя работу, но переходя на какой-то другой план деятельности. Вся их жизнь – пример такой неустанной работы, неустанного претворения своей творческой энергии. Вот почему Николай Константинович и Елена Ивановна могли оставить столько прекрасных трудов – бесконечное количество картин, книг и, кроме того, множество организаций и ячеек, в которых разделяли их чувства и мысли.

Сейчас во всем мире идет большая переоценка ценностей. Наследие Николая Константиновича и Елены Ивановны все больше понимают и принимают во всем мире. На всех языках печатаются их труды, выходят прекрасные книги, прекрасные издания. У меня в Бангалоре стоят длинные полки этих книг.

Что это доказывает? – Что человечество ищет, человечество хочет найти. Уже недостаточно тех узких рамок, в которых мы жили, привыкли как-то существовать. Теперь открытия нашей науки выносят нас за орбиту не только нашей планеты, но и Галактики. Мы можем стремиться мысленно и осознанно переносить себя в самые отдаленные пределы Мироздания. Все между собой связано, все едино, и мы все можем иметь контакты со всей той Бесконечностью, из которой вышли. Бесконечность, Вечность, Беспредельность – это те великие понятия, которые нас окружают и в которых мы живем. Мы как бы их принимаем, часто говорим о них. Но мы мало думаем о глубинной сути этих понятий. Но когда мы об этом размышляем, наши мысли проникают во все стороны Космоса. Мы до него не дойдем, конца ему нет… Как говорится в одном древнем изречении Индии: «Не думай о Бесконечности, потому что все твои мысли покинут тебя и, погрузившись в Бесконечность, не вернутся к тебе». То есть ответа из Бесконечности вы не получите. Мы только можем идти по каким-то внешним тропам и путям Бесконечности. Но остаются эти великие принципы, эти великие основы всего. И удивительное счастье человеческое, что человечеству дано видеть Космос, измерять его мыслью, ощущать каждодневной реальностью. Он несет замечательную Красоту и возбуждает нашу мысль во многих направлениях. Это мысль глубинного осознания Бесконечности, Вечности. Все, что мы можем придумать, представить себе, все там, в Беспредельности существует в бесконечных количествах, в бесчисленных планах, в бесконечном многообразии проявлений жизни. Иногда приходится только жалеть тех ученых, которые пытаются измерить все своими инструментами или описать на бумаге, но не мыслят, не ощущают, что это есть в действительности. И я встречал таких…

Так будем думать, думать широко, думать обо всем, чтобы мысленно увидеть то великое Мироздание, к которому всегда стремились все лучшие умы человечества, и мы сможем обогатить нашу жизнь и через нас и многих других. И если мы никогда не увидим конца всему этому, то все-таки оно будет нас вести, будет нас вдохновлять, и с каждым годом мы будем расширять наши знания. В конце концов, есть, как вы знаете, определенные пределы того времени, которое дано нам на эту физическую жизнь. Несмотря на это, мы постоянно живем, думая, что все это продлится вечно, что мы никогда не уйдем, и что все это будет идти своим чередом. Поэтому нужно, как один древний философ говорил, «думать о смерти, это полезная мысль». И это действительно полезная мысль, потому что мы напоминаем себе, что еще сможем подготовиться к чему-то более прекрасному.

Говорить о Николае Константиновиче и Елене Ивановне можно без конца, потому что вы можете затронуть столько разных сторон их интересов, направлений их мысли. И мы могли бы беседовать с вами многие часы о всевозможных проявлениях этой жизни…

Источник: С.Н. Рерих «Стремиться к прекрасному», МЦР, 1993

© 2002-2025 Международный Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха. Все права защищены.

https://www.roerichs.com/s-n-rerih-podn ... -drugih-2/

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 дек 2025, 10:51

Сегодня, 13 декабря, День Памяти Николая Константиновича Рериха.

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 дек 2025, 10:55

День памяти Николая Константиновича Рериха

13 декабря 1947 года в Индии ушел из жизни великий русский художник, философ, ученый, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. О его мировом признании свидетельствует тот факт, что более ста институтов, академий, научных корпораций, культурных учреждений во всем мире избрали его своим почетным и действительным членом. С огромным уважением относились к художнику и в самой Индии – с Николаем Константиновичем были лично знакомы известные индийские философы, ученые, писатели, общественные деятели. Многие простые индийцы почитали его как великого мудреца.

Создание философии космической реальности – Живой Этики, проведение грандиозной Центрально-Азиатской экспедиции, открытие Института Гималайских исследований «Урусвати», Пакт Рериха и Знамя Мира – все это важнейшие эволюционные действия, предпринятые Рерихами под руководством духовных Учителей, которых многовековая традиция Индии чтит как Махатм, Великих душ.

«…Многогранность личности Николая Константиновича требует пристального изучения. Пройдет еще много лет, прежде чем всесторонне будут оценены личный вклад Николая Константиновича в сокровищницу культуры человечества и его глубокое провидение в будущее», – говорил Святослав Николаевич Рерих. – «…Он был истинным патриотом и горячо любил свою Родину, но он также принадлежал всему миру. Весь мир был полем его деятельности. Все человечество было для него собратьями. Каждая страна представляла для него особый интерес и особое значение. Каждая философия, каждое учение жизни были для него только путем к совершенствованию, и жизнь для него была великими вратами в Будущее».

Предлагаем вашему вниманию выступление Святослава Николаевича Рериха «Художник и провидец» по всеиндийскому радио, которое посвящено Николаю Константиновичу Рериху.

С.Н. Рерих. "Художник и провидец"

Выступление по Всеиндийскому радио к 90-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха 9 октября 1964 г.

В долине Кулу, древней Кулуте, в Наггаре, на виду у снежных вершин, среди деодаров и синих сосен стоит большой прямоугольный камень. На нем следующая надпись: «13-го декабря 1947 года здесь было предано огню тело Николая Рериха – великого русского друга Индии. Да будет Мир». Камень стоит, как алтарь, будто изваянный самой рукой природы, которая придала ему вид почти совершенного прямоугольника. Это осколок, который отделился от ближнего утеса как будто для того, чтобы отметить место, где был кремирован бард Гималаев, запечатлеть место его последнего успокоения. Сегодня, 9-го октября, прошло 90 лет со дня рождения моего отца Николая Рериха. Скажу несколько слов о нем.

Наш покойный премьер-министр Джавахарлал Неру при открытии выставки картин моего отца сказал:

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий ученый и писатель, археолог и исследователь, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество изумительно – тысячи картин и каждая из них – великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих гор, которые веками возвышались над равнинами Индии и были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей истории, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, многое не только о прошлом Индии, но и о чем-то постоянном и вечном, и мы чувствуем, что мы в долгу по отношению к Николаю Рериху, который выявил этот дух в своих великолепных полотнах».

Трудно в краткой радиопередаче достаточно точно обрисовать человека, который прожил такую необычную жизнь и оставил такое огромное наследие. Я задержусь лишь на некоторых наиболее важных аспектах его жизни.

Всякий раз, когда я думаю о моем отце, я вижу перед собою его ясное и задумчивое лицо. Его добрые фиолетово-синие глаза, которые временами могли становиться совершенно темными. Я слышу спокойный голос. Он никогда не повышал его и все выражение лица отца отображало ту удивительную выдержку и самообладание, которые являлись основами его характера. Это было спокойствие незаурядного человека, серьезного и приветливого, вдумчивого, с замечательно острым чувством юмора.

Во всех его движениях была уравновешенная гармония. Он никогда не спешил, и все же его продуктивность была изумительной. Когда он рисовал или писал, то делал это со спокойной обдуманностью. Когда он писал крупным почерком, он никогда не исправлял и не менял своих предложений, и менее всего своих мыслей. Это было постоянное поступательное устремление к известной определенной цели, и это можно сказать о всей его жизни. При всех обстоятельствах и более трудных положениях он оставался спокойным и выдержанным и никогда не колебался в своих решениях.

С самых ранних школьных дней он ставил перед собой высокие идеалы великих итальянских мастеров эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи и Микеланджело. Уже будучи студентом, он писал об этих великих личностях, этой полной самоотверженности в поисках красоты и служения ей.

Николай Константинович родился в 1874 году в Санкт-Петербурге в России, в семье древнескандинавского происхождения. Он одновременно посещал Академию художеств и несколько факультетов университета, в том числе, исполняя желание отца, факультет юридических наук. Позже учился за границей. Он был одарен блестящими умственными способностями исследователя и удивительной памятью, которая никогда не забывала, что ей было доверено.

Свои археологические исследования и раскопки он начал, когда ему было всего восемнадцать лет. Годы, которые он прожил в России, были замечательнейшим примером человеческой самоотверженности и подвига. Он шел в ногу с передовым искусством, возглавлял целый ряд просветительных учреждений, организовал и принимал участие во множестве других предприятий. Ко всему этому он писал тысячи картин, фресок, выполнял мозаики для общественных зданий и церквей, работал над декорациями и костюмами для опер и балетов, писал книги, очерки об искусстве и археологии, короткие рассказы, сказки и стихотворения, проводил исследования по археологии, истории и искусству. Он находил также время для собирания замечательных коллекций по искусству и археологии, которые были одними из лучших в России.

Некоторые из его декораций и костюмов, писанных для театра, например, к «Князю Игорю» и «Весне Священной», поставленные в Париже Дягилевым, стали классическими для сцены.

Это трагедия, что большинство фресок, исполненных им, не пережили разрушительных действий войн и остались для нас лишь в репродукциях и первоначальных эскизах.

Признание и слава пришли в ранний период творческой жизни моего отца. Когда он окончательно решился предпринять кругосветное путешествие, ему было всего 43 года, а он был уже мировой известностью, имел на своем счету огромное количество достижений.

Философия, великая восточная мысль привлекали его с самых ранних лет. Книги Шри Рамакришны, Свами Вивекананды и других были изданы в России в начале нашего столетия. Стихотворения и поэмы Тагора прекрасно переведены на русский язык великим литовским поэтом Балтрушайтисом. В то время в Париже русским знатоком искусства Голубевым была организована выставка индийского искусства. Отец посвятил этой выставке одну из своих статей и закончил ее следующими замечательными словами: «Живет в Индии красота. Заманчив великий индийский путь».

Этот путь привел его впоследствии в Индию, чтобы открыть для себя самого и для других красоты этой страны, изобразить, как никто до него не изображал, величие, возвышенную красоту и внутреннее значение Гималаев. Изучение философии и восточной мысли были постоянным мотивом в его поисках самопознания. Эти поиски золотой нитью проходят через всю его жизнь.

Естественно может возникнуть вопрос: нашел ли он то, что искал? Оправдались ли его ожидания? Да, тысяча раз да. Из своих сокровеннейших тайников жизнь открыла перед ним свои трансцендентальные дары, сделала жизнь его бесконечно богатой в своем кругозоре, откровениях и высоких соприкасаниях.

Он путешествовал повсюду, не только по России, Европе и Новому Свету, но также по Азии; и длительные экспедиции провели его через Среднюю Азию, Монголию, Тибет, Китай и Японию. Много лишений было испытано, много трудностей надо было преодолеть. Во время одной из экспедиций караван был задержан местными властями и им было запрещено продвигаться вперед. Пришлось провести зиму без необходимого снаряжения на высоте 16 000 футов. Все вьючные животные погибли из-за недостатка корма и суровых климатических условий. При всех этих испытаниях Николай Константинович продолжал свою работу, проводил свои исследования и писал свои прекрасные картины.

Моя мать была его постоянной спутницей. Философ и автор многих книг, она разделяла с отцом все устремления и принимала участие во всей его работе. Многие из ее мыслей увековечены в его полотнах, много книг он посвятил ей. Так тесно было их творческое общение, что порою очень трудно провести черту, разделяющую их творчество.

Отец любил Индию, Гималаи и посвятил им много книг, очерков и тысячи своих полотен. Тот «Великий Индийский Путь», который постоянно манил его, стал реальностью, когда он приехал в Индию. Он мог прикоснуться к самим истокам великих философий, древней трансцендентальной мысли. Он путешествовал по всей Индии и Гималаям и в конце концов поселился в Кулу, где жил и работал до своей смерти в 1947 году. Он всегда предвидел и надеялся на более тесное сотрудничество между Индией и Россией. В заключении одной из своих статей об Индии, написанной во время экспедиции по Монголии, он писал:

«О, Бхарата, наипрекраснейшая, позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем тем величием и вдохновением, которым полны твои древние города и храмы, твои луга, священные реки и Гималаи».

Как художник он работал в уникальном, только ему присущем стиле. Он был блестящим колористом, у него было чудесное воображение и дар композиции. Многие из его картин оказались пророческими. Великий русский писатель Горький назвал его величайшим интуитивистом, а Леонид Андреев определил его искусство как «Державу Рериха».

Рабиндранат Тагор в 1920 году писал отцу:

«Ваши картины глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном раскрытии, что правда беспредельна... Картины ваши ясны и все же невыразимы словами. Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».

Знаменательной вехой в жизни Николая Константиновича стало возникновение его Международного Пакта по охране культурных ценностей во время войн и междоусобиц. Этот Пакт, известный как Пакт Рериха, осуществился уже при жизни отца, а теперь он вошел в основу Договора, подписанного в 1954 году на Гаагском съезде всеми ведущими странами.

О моем отце существует огромная библиография, больше дюжины значительных монографий; многие сотни очерков и статей известных писателей и искусствоведов посвящены его искусству и творчеству. Несколько книг сейчас готовится к печати, и в Советском Союзе недавно вышла новая монография.

Многие страны почтили отца при его жизни. Он получил несколько высоких знаков отличия и состоял членом более полдюжины академий. Он был председателем, президентом, почетным членом бесчисленных организаций, научных корпораций и обществ. Но величайшим духовным наследством, оставленным им потомкам, являются его картины и его литературные произведения. Последние составляют 27 томов, не считая бесчисленных очерков и статей.

Его наиболее известные книги следующие: «Собрание сочинений», «Нерушимое», «Алтай – Гималаи», «Сердце Азии», «Держава Света», «Твердыня Пламенная», «Шамбала», «Пути благословения», «Врата в Будущее», «Гималаи – Обитель Света».

Картин Н.К.Рериха насчитывается более семи тысяч. Они рассеяны по всему свету в музеях и частных коллекциях. В Индии полотна отца находятся во многих учреждениях: его картинам предназначены отдельные залы в Кала Бхаване в Бенаресе; в музее Тривандрума; в Аллахабадском музее; и новый зал будет открыт в музее Чандигарха.

Лучше всего его жизнь можно подытожить как беспрестанные поиски –поиски знания, самопознания и синтеза путем сосредоточенной творческой деятельности и служения.

С самых ранних лет он интуитивно чувствовал, что труд является великим очищающим и возвышающим принципом. Он верил, что путем сознательного труда человек освобождает и очищает себя; что желание и стремление творить нечто лучшее, более совершенное, с единственной целью сделать это еще прекраснее, устремляет нас на более высокую ступень. Эти поиски совершенства, это сознательное усилие найти лучшее выражение, этот беспрестанный ритм радостного труда являлись кредо отца в продолжении всей его жизни.

«Вера без дел мертва». Повторные удары молота выковывают из инертного металла осязаемые очертания. СЕРДЦЕ, МУДРОСТЬ, ТРУД и ТЕРПЕНИЕ были принципами, которые отец с ранних лет проводил в жизнь. Усердно прилагая их ко всему, что делал, он достиг завершенности и с уверенностью мог сказать: «В красоте мы объединены, красотою мы молимся, красотою мы побеждаем».


Ссылки:

Рерих С.Н. Щедрый синтез. Бангалор, 1964 года
Рерих Николай Константинович (раздел на сайте Международного Центра Рерихов)
Рерих С.Н. Слово об отце. Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К.Рериха, 25 ноября 1974 года
Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры. Опубликовано в сборнике РАН Новая и новейшая история. – 2006. – № 4. – C.128–165
Выдающиеся люди о Николае Константиновиче Рерихе
Хронология жизни и творчества Н.К .Рериха
Мировое признание
Малая планета «Рерих»
Н.К. Рерих о Культуре
Пакт Рериха
Центрально-Азиатская экспедиция
Институт «Урусвати»
Фильмы о жизни и эволюционной деятельности семьи Рерихов
Николай Рерих (1976)
Письмена. Николай и Святослав Рерихи (2004)
Аудиокнига Л.В. Шапошниковой «Мастер». Часть 1
Аудиокнига Л.В. Шапошниковой «Мастер». Часть 2
Аудиокнига Л.В. Шапошниковой «Мастер». Часть 3
Рерих С.Н. Щедрый синтез. Бангалор, 1964 года
Рерих С.Н. Слово об отце. Выступление в Академии художеств СССР на научной конференции, посвященной столетию со дня рождения Н.К. Рериха, 25 ноября 1974 года
Шапошникова Л.В. Н.К.Рерих как мыслитель и историк культуры. Опубликовано в сборнике РАН Новая и новейшая история. – 2006. – № 4. – C.128–165


https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8479

Надежда Лебедева
Сообщений: 10423
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Николай Константинович Рерих

Сообщение Надежда Лебедева » 13 дек 2025, 11:16

Круглый стол «Имя Николая Рериха – пробный камень на пути в Будущее»

Проблема защиты имени и наследия всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха становится все более и более актуальной. Сегодня, когда наша страна вновь оказалась на перепутье и вступила в решающее противостояние с коллективным Западом, на первое место выходят вопросы отстаивания ее национальной культуры. Николай Константинович Рерих – это символ культуры России, и именно на него идет больше всего нападок со стороны западных так называемых исследователей, которые поставили задачу развенчать и исказить светлый облик нашего соотечественника. Хуже всего, что внутри страны этому немало способствуют как недобросовестные авторы, так и беспринципные чиновники. Отобрав наследие Рерихов у законного владельца и присвоив его, они поддерживают тех, кто старается умалить имя Н.К. Рериха, тем самым ослабить интерес к наследию Рерихов и судьбе похищенных ценностей. В конечном итоге все это оборачивается против России, ее многонациональной культуры, ее гордости, ее славы.

Еще в далекие 30-е годы XX века Елена Ивановна Рерих писала о том, что Имя Рериха есть пробный камень. Сегодня отношение к Николаю Константиновичу Рериху поистине является мерилом внутренней культуры и готовности к пути в будущее. Об этом предлагают поразмышлять участники Круглого стола.

Видео: https://icr.su/rus/news/icr/detail.php?ELEMENT_ID=8476

11.12.25.jpg


Вернуться в «Все вопросы, касающиеся Учения Агни-Йоги (Живой Этики)»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей