Майя - Великая Иллюзия

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 4704
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Майя - Великая Иллюзия

Сообщение Надежда Лебедева » 03 мар 2018, 10:51

В. Являются ли Нидана и Майя (великие причины страдания) аспектами Абсолюта?

О. Нидана означает взаимосвязь причины и следствия; двенадцать нидан представляют собой двенадцать главных причин, вызывающих, в соответствии с кармическим законом, сильнейшее противодействие или следствия. Хотя между терминами «нидана» и «майя» нет взаимосвязи, так как майя — это всего лишь иллюзия, все же, если рассматривать Вселенную как майю или иллюзию, тогда, конечно же, ниданы, как моральные факторы во Вселенной, являются частью майи. Именно майя — иллюзия или невежество — пробуждает ниданы; и создание причины или причин влечет за собой следствия, согласно кармическому закону. Например: все мы почитаем себя отдельными существами, хотя в сущности своей являемся единым неделимым Целым, каплями в океане Бытия, ничем не отличающимися от других капель. Создание этой причины незамедлительно влечет за собой, как следствие, дисгармонию жизни; в действительности же, это всего лишь попытка природы восстановить гармонию и удержать равновесие. Именно это чувство обособленности и является корнем всего зла.

В. Возможно, лучше разграничить эти два термина и уточнить, не является ли майя аспектом Абсолюта?

О. Едва ли, поскольку майя является причиной и в то же время аспектом дифференциации, если вообще чего-либо. К тому же, Абсолют никогда не дифференцируется. Майя — это проявление, Абсолют же вне проявления, он может иметь лишь отражение — тень, которая периодически излучается из него, но не им.

В. И все же сказано, что Майя является причиной проявления или дифференциации.

О. И что с того? Конечно, если бы не было майи, не было бы и дифференциации, или, вернее, объективная вселенная вовсе не воспринималась бы. Но это не превращает майю в аспект Абсолюта, но в нечто, совечное и сосуществующее с проявленной Вселенной, или неоднородной дифференциацией чистейшей Однородности.

В. Тогда, по аналогии, нет дифференциации, нет майи? Но мы говорим сейчас о майе как о причине Вселенной, так что, как только мы выйдем за грань дифференциации, мы можем спросить себя: а где же майя?

О. Майя везде, в каждой вещи, что имеет начало и конец; стало быть, каждая вещь является аспектом того, что вечно и в этом смысле, конечно, сама майа есть аспект Сат или того, что извечно пребывает во Вселенной — будь то во время манвантары или махапралайи. Только помните сказанное о Нирване: что даже она — лишь майя в сравнении с Абсолютом.

В. Не является ли тогда майя собирательным термином для всех проявлений?

О. Не думаю, что это объясняет значение термина. Майя есть перцептивная способность каждого Эго, которое почитает себя отдельной единицей — обособленной и независимой от Единого бесконечного и вечного Сат, или «Бытийности». В экзотерической философии и пуранах майя трактуется как персонифицированная активная Воля Творческого Бога — последний сам является персонифицированной майей — как преходящий обман чувств человека, который стал антропоморфизировать чистую абстракцию как только начал размышлять. Майя в представлении ортодоксального индуса совершенно отличается от майи ведантистского идеалиста или оккультиста. Веданта утверждает, что майя, или обманчивое влияние одной лишь иллюзии, предпосылает веру в реальное существование материи или чего-то дифференцированного. Бхагавата-пурана отождествляет майю с Пракрити (проявленной природой или материей). Не утверждают ли то же самое некоторые прогрессивные европейские метафизики, такие как Кант, Шопенгауэр и другие? Конечно же, они почерпнули свои идеи об этом у Востока, и особенно — из буддизма; но все же учение о нереальности этой Вселенной довольно правильно разработано нашими философами, в общих чертах, во всяком случае. И хотя невозможно найти двух людей, которые бы смотрели на вещи абсолютно одинаково; и хотя каждый из нас видит их по-своему, все же, все находятся в той или иной степени во власти иллюзий и особенно великой иллюзии (майи), полагая, что они как личности являются существами отличными от других существ и что даже их Я или Эго, как таковые, будут пребывать в вечности; тогда как не только мы сами, но и вся видимая и невидимая Вселенная — лишь преходящая частица единого целого, без начала и конца, или же того, что вечно было, есть и будет.

Протоколы "Ложи Блаватской", 17 января 1889 г.

Вернуться в «Религии мира»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей