Начало кризиса. Безант и Джадж, 1895 год

Модераторы: Valentina, Надежда Лебедева

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Начало кризиса. Безант и Джадж, 1895 год

Сообщение Надежда Лебедева » 15 апр 2016, 23:38

НАЧАЛО КРИЗИСА

В 1893 г. в Чикаго, во время проходящей там Всемирной Ярмарки, состоялся знаменитый Парламент Религий, и Теософическое общество приняло в нём участие. Для этого из его рядов были выбраны представители различных восточных религий, и их разнообразие отражало широту взглядов Общества. Среди них был и известный по участию в процессе Куломбов профессор Г.Н.Чакраварти – он представлял Браманизм. Джадж организовывал многочисленные теософические собрания и был одним из главных выступающих от Теософии; своим ясным и последовательным представлением её главных принципов он привлёк большое внимание. Также и Безант вызвала широкий отклик своим незаурядным красноречием.
Всё это время Анни Безант находилась под сильным впечатлением от личности профессора Чакраварти; и ещё многие годы её точка зрения была окрашена его мнением. Джадж с тревогой наблюдал его растущее влияние на неё, напоминая, что Е.П.Б. не одобряла методов того, что она называла "религиями пышности и злата". Он стал ещё более обеспокоен, когда, по возвращении в Англию в компании с Чакраварти, она собралась в длительное лекционное турне по Индии, и предупредил её, что благоприятное время ещё не настало.

Яркий свет на этот критический в истории Т.О. период проливает уже упоминавшийся нами д-р А. Кейтли, один из учеников Е.П.Б. Приводимый ниже фрагмент взят из длинного заявления последнего в защиту Джаджа во время кризиса 1895 г. После перечисления случаев воздействия психических способностей Чакраварти на отдельных людей и группы, он пишет:

"Я жил в штаб-квартире [в Лондоне], когда туда нанёс визит Чакраварти, и узнал от А.Безант, от него самого и из своих личных наблюдений о его частой магнетизации её. По его словам, он делал это, чтобы "скоординировать её тела для выполнения работы". Мне как врачу и изучающему оккультизм магнетизация женщины, достигшей критического возраста середины жизни (в 1893 г. А.Безант исполнилось 46 лет. – ds), вегетарианки, аскета – мужчиной, мясоедом, дородного телосложения, большого аппетита и т.п. – непонятна. Сколь бы превосходны ни были намерения обоих, его магнетизм, несомненно, превосходил её. И я вскоре увидел ментальный эффект этого в полном изменении её взглядов... "

Мы не будем более подробно останавливаться на всём этом – однако последствия описанного не замедлили сказаться, и предостережение Джаджа оправдалось.
Когда Совет в июне 1891 г. возложил, с одобрения Учителя, на А.Безант и У.К.Джаджа руководство Эзотерической Школой, это было лишь временным решением; с определёнными корректировками это предварительное устройство выполнялось несколько лет без серьёзных трудностей. Однако в 1894 г. Учитель увидел, что наступило критическое время, и Движение находится под угрозой падения под ультра-консервативным Браманическим влиянием и отклонения от своего истинного курса. Ввиду серьёзности положения Он решил реорганизовать руководство Школой и поставить её под единоличное управление У.Джаджа.

В соответствии с указанием Учителя, Джадж издаёт Циркуляр, датированный 3 ноября 1894 г., в котором объявляет об изменениях, где говорит:
"...Я возвращаю себе в Эзотерической Школе в целом все функции и полномочия, данные мне Е.П.Б... и перешедшие ко мне в силу законной преемственности после её ухода из этой жизни, и объявляю себя единственным главой Эзотерической Школы..."

Джадж пояснил также, что хотя Учителя и скорректировали ситуацию этим изменением, это было не от личной злонамеренности А.Безант, но потому, что она "просто временно сошла с линии её Гуру Е.П.Б... и начала работать с другими и подпала под их влияние".
Безант, однако, видела проблему в другом свете и отказалась признать подлинность Указаний. Её отказ углубил раскол в Обществе, начавшийся в 1893 г. Она устранилась от сотрудничества с Джаджем во внутренней работе и вела свою эзотерическую группу по собственному пути до самой своей смерти в 1934 г.

КРИЗИС 1895 г.

В Обществе произошло разделение. Безант выдвигала обвинения против Джаджа в фальсификации посланий Учителя; защитники Джаджа активно его поддерживали. Вскоре стало ясно, что удовлетворительного согласия между борющимися партиями достигнуть не удастся; единственным выходом из тупика виделось, по крайней мере временное, разделение. Окончательным исходом стало решение Американской секции, крупнейшей из трёх, работать с этого момента как "Теософическое Общество Америки" в условиях полной независимости под президентством Джаджа. Многие английские ложи приняли подобный курс и образовали "Т.О. Англии" под тем же руководством. Многие ложи и отдельные члены в других странах также вышли из-под юрисдикции Адьяра и присоединились к новым организациям, поддержав тем самым Джаджа.

К сожалению, здоровье Джаджа было серьёзно нарушено напряжением противостояния последних лет, обострившим последствия полученной много лет назад в Южной Америке лихорадки. До самого своего ухода 21 марта 1896 г. Он всеми силами держался вопреки изнурительной болезни и растущей слабости; и хотя голос его полностью пропал, он был в состоянии писать и таким образом продолжать вдохновлять работу Общества до самой своей смерти.

"ПУСТЬ ВСЕМ НАЙДЁТСЯ МЕСТО В ВАШЕМ СЕРДЦЕ"

В 1890 г., незадолго до смерти, Е.П.Б. напомнила членам Эзотерической Школы афоризм: "Неблагодарность есть преступление в Оккультизме", призывая их защитить Джаджа от нападок, начавшихся ещё при её жизни: она назвала его "Воскресителем (Resuscitator) Теософии в Соединенных Штатах" и "одним из трёх основателей Т.О., единственных из трёх, кто остался верен, как скала, делу". Вдохновением своего примера он являл образец преданности, гармонии и энергии – американские теософы до наших дней чтят память Джаджа наряду с Е.П.Б.

Он был великолепным оратором; его лекции о том, как Теософия решает проблемы жизни являли собой шедевры ясности объяснения. Его книги – хоть и немногочисленные – и статьи в "The Path" примечательны своим практическим здравым смыслом и удачным способом подачи трудных эзотерических вопросов в простой и привлекательной форме. В сборнике "Письма, что помогли мне" (Letters That Have Helped Me, 1888-1889) прослеживаются первые шаги ищущего на Пути; "Океан Теософии" (The Ocean of Theosophy, 1893) представляет собой краткое изложение учения Е.П.Б. – эти книги стали классикой Теософии.
"The Path" дышал отличным от других Европейских и Азиатских теософических изданий духом; упоминание идеи Братства было более, чем риторическим выражением, с акцентом на практическое распространение теософического учения и этики по сравнению с организационной структурой. Стиль Джаджа, непретенциозный и даже скромный, был ясным и проникновенным, и предметы, которые он избирал для обсуждения, всегда имели непосредственное отношение к нуждам читателей "The Path".

Упомянем свойственную Джаджу силу пробуждения жизни души в окружающих. На вопрос о том, получила ли она психическое обучение от Джаджа, одна из его учениц ответила: "Я расскажу вам об одном из психических уроков, что он дал мне. Вот он: "Пусть всем найдётся место в Вашем сердце".

"ХРАНИТЕ ЗВЕНО НЕРАЗРЫВНЫМ"

Последними словами Е.П.Б., касающимися её эзотерической работы, были: "Храните Звено неразрывным! Не дайте моему последнему воплощению оказаться напрасным" (23).
Задача Вестника не исчерпывается тем, что при его жизни Серебряная Нить, соединяющая Иерархию Света созданной его усилиями Организмом-Организацией, и через неё с человечеством, поддерживается и действует. Недостаточно создать Душу и Тело организма, необходимо, чтобы эти душа и тело были жизнеспособны, т.е. чтобы живительная энергия циркулировала в обоих направлениях через Антахкарану. Другими словами, кроме учеников Вестник должен оставить после себя Преемников – тех, кто смог бы взять на себя роль главного посредующего канала и полную ответственность за дальнейшую судьбу Импульса. Именно, надежду на то, что ближайшие ученики окажутся достойными этого, выразила Е.П.Б. в своих последних словах.

Несмотря на большое количество друзей и учеников, вокруг Е.П.Б. было на деле не так уж много тех, на кого реально можно было положиться. Именно на сооружение “надёжной стены из пригодных, прочных и сгармонизированных камней-учеников” и направлена важная часть усилий Вестника – в данном случае Е.П.Б. Несколько её попыток открыть врата Мистерий закончились провалом – никто из кандидатов не прошёл испытаний. Незадолго до своего ухода Е.П.Б. писала членам Внутренней группы Эзотерической Школы:
"Пишущая эти строки стара; её жизнь почти на исходе, и она может быть отозвана "домой" всякий день и даже всякий час. И если даже её место займет другой, может быть, более ценный и ученый, чем она сама, тем не менее осталось лишь несколько лет до истечения последнего часа срока, – именно, до 31 декабря 1899 г... те, кто не достиг к этому дню определённой точки в психическом и духовном развитии, – той точки, с которой начинается цикл Адептства, – не продвинутся дальше уже приобретенных знаний... лентяи должны отказаться от всякой возможности продвижения в их нынешнем воплощении..."

Однако:
"Что же касается отношения Учителей к Секции, далее может быть парадоксально сказано, что с Ними всё возможно и всё невозможно".
Этими словами Е.П.Б. даёт своим ученикам понять, что они должны воспользоваться тем коротким периодом, пока она жива, чтобы сделать всё возможное для Вхождения, т.к. иначе корабль уйдёт, и придётся ждать следующего... Ждать не только этим людям, но всем нам.
При жизни Е.П.Б. была единственным каналом, через который Учения передавались Внутренней группе Эзотерической Школы. С её уходом эта передача полностью прекратилась, и дальнейших Учений к теософам больше не поступало.

На А.Безант всё большее влияние оказывал Чарльз Ледбитер, член Группы, известный своими психическими способностями. То, что происходило в Обществе в результате этого – история с Кришнамурти, профанация многих высоких понятий Эзотерической философии и имён Учителей – свидетельствовало об окончательном отходе его руководства от принципов Е.П.Б. И уже в конце XIX века Теософическое общество повторило судьбу спиритизма и начало превращаться в самодостаточный ортодоксальный организм, лишённый высшего Руководства и занимающийся эзотерической самодеятельностью. И опять был брошен новый Зов, была создана новая Организация, под новым знаменем и под новым именем.

* * *
Ещё при жизни Е.П.Б. среди членов Эзотерической Школы в Америке – учеников У.К.Джаджа – были Франчиа Ла Дью и Уильям Доуэр; Е.П.Б. знала о них как о кандидатах в Принятые Ученики. Через два года после ухода Джаджа под руководством Вел.Уч. Ил., а также Вел.Уч. М. и Вел.Уч. К.Х. ими был создан "Храм Человечества", непосредственно продолживший эстафету теософического Учения и Преемственность в Эзотерической работе. И именно на него была возложена высокая задача подготовки к грядущему Пришествию Учителя Учителей.

Так, именно Уильям Куан Джадж среди всех остальных явился тем, кто сохранил неразрывным звено подлинной духовной Преемственности в той работе, что была начата Еленой Петровной Блаватской.

Из книги Д. Скопина о Джадже

Надежда Лебедева
Сообщений: 10231
Зарегистрирован: 08 янв 2016, 08:23

Re: Начало кризиса. Безант и Джадж, 1895 год

Сообщение Надежда Лебедева » 15 апр 2016, 23:39

Цинцинатти, 20 мая 1895 г

Дорогой Брат <……>!

Я не у себя дома в связи с тем, что моё здоровье, пострадавшее от ненависти некоторых людей нуждается в поправке.

Безант сказала своё последнее слово и я прочитал делегатам нашего съезда объяснение на её обвинения — мое последнее слово. Вскоре оно будет опубликовано.

Я бы хотел, чтобы все и во всём игнорировали миссис Безант раз и навсегда. Сейчас она живёт либо враждой, либо лестью. Но, даже если бы я был виноват, какое кощунство сказать, что Великий Учитель мог бы опуститься так низко, чтобы приказать ей постоянно преследовать меня повсюду с целью опорочить мою репутацию. Я сочувствую ей в следующей жизни. Не я, но сотни других, кто был оскорблён и возмущён ее действиями против меня, будут ей досаждать. Вместо одного у неё будут сотни врагов и препятствий.

Что ж, до свиданья, всего наилучшего . . .

Твой,

Уильям К. Джадж


Вернуться в «Теософия: используем опыт, учимся на ошибках»

Кто сейчас на форуме

Количество пользователей, которые сейчас просматривают этот форум: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость